Развитие ребенка через различные виды деятельности

МКОУ «СОШ» с.п.Белокаменское
Доклад на тему:
«Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности»
Подготовила:
Воспитатель: Шебзухова З.Б.
2018 – 2019 учебный год
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Познавательный интерес – это потребность отношения человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличие интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности. Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии познавательного интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью. Жажда познания побуждает дошкольника интересоваться всем и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться. Познавательный интерес направляет и развивает познавательную деятельность детей.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка реализуются через разнообразные виды деятельности:
- игровую,
- коммуникативную,
- трудовую,
- познавательно – исследовательскую, продуктивную,
- музыкально – художественную,
- чтение художественной литературы.
Включение детей в эти виды деятельности дает возможность нам вариативно использовать образовательный материал.
Развитие познавательных интересов и познавательных действий у детей дошкольного возраста возможно при создании в группе необходимых условий образовательной среды: создание развивающей предметно – пространственной среды, формирование характера взаимоотношения со взрослыми и другими детьми, системы отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Желая сформировать у ребенка познавательную активность, мы организовали развивающую среду таким образом, чтобы эпизодическую умственную активность малышей преобразовать в устойчивую познавательную активность, в постоянное качество личности ребенка. Одной из основных задач мы посчитали обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей. Нами продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных центров и уголков. Так были созданы:
- Центр физического развития, где созданы условия для различных видов двигательной активности (ходьбы, бега, прыжков, метания, упражнений с различным спортивным инвентарём ).
- Художественный центр, где созданы условия для творческой самореализации ребёнка в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании и т.п. ), для знакомства с различными видами искусства и овладения различными навыками художественного труда.
- Музыкальный центр, где созданы условия для развития творческой активности в музыкальной деятельности.
- Центр театральной деятельности, где созданы условия для развития творческой активности ребёнка в театрализованной деятельности, приобщении его к театральной культуре, знакомства с различными видами театров и т.д.
- Центр науки, где созданы условия свободного доступа для экспериментирования, развитию у ребёнка биологических представлений, знакомству с природными особенностями человека, экологического сознания.
- Центр литературы, где дети свободно рассматривают иллюстрации к сказкам, обсуждают прочитанные рассказы и сказки, прослушивают аудиозаписи любимых произведений писателей, композиторов, фоновые шумы ( пение птиц, шум леса, моря, капель и т.п.)
Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними. Обстановка в наших группах создана прежде всего как комфортная и безопасная для малыша. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация» заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. Маленькие дети-деятели, поэтому их пребывание в нашей группе организовано так, что каждый получает возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, обследовании свойств и качеств предметов, рисовании, лепке, элементарном труде. Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, доступны для ребенка- это способствует развитию его активности, самостоятельности.
Мы попытались представить, какое место занимает познавательная активность в системе становления личности ребенка-дошкольника, определяющей оптимальное состояние факторов, необходимых для его дальнейшего развития и социализации.
Переход от процесса (любопытства, ситуативного интереса) к деятельности (любознательности, познанию) закономерно связан с целостной и саморегулирующейся личностью, гармоническое развитие которой фактически невозможно без действительного (взаимозаинтересованного) сотрудничества со взрослым.
Задача формирования познавательной активности у детей решалась нами в процессе организации и проведения воспитательных мероприятий, а также в рамках интегрированных форм работы: совместной деятельности, на занятиях, которые по своей структуре и содержанию направлены на развитие познавательной активности. В основу интегрированных занятий положен прием погружения в тему, который дает нам возможность объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Так, например, давая детям представления о дружбе на занятиях познавательного цикла, мы учим детей доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду, воспитываем эмоциональную отзывчивость, развиваем чувство уверенности в самом себе, чувство коллективизма. На всех занятиях развиваем положительное отношение к познанию, поддерживаем познавательный интерес к окружающей действительности. При работе над темой «овощи» знакомим детей с плодами, даем представление о том, где растут овощи, выделяем характерные признаки с помощью зрительно -осязательно-двигательных действий , знакомим с ролью человека в жизни растений; на занятиях художественно-эстетического цикла закрепляем внешние характеристики (цвет, форма, размер). Закрепление полученных знаний происходит в других видах деятельности. Например, на занятии по развитию математических способностей по теме «один и много» решение математических задач проходило на материале «Овощи»:
В начале занятия создаем мотивацию к предстоящей деятельности: куклы приходят в гости, приносят овощи и просят приготовить борщ. Во второй части занятия идет повторение материала об овощах. В игре «Чудесный мешочек» дети определяют форму овощей, закрепляют цвет, считают. В третьей части занятия выясняем, где куклы собрали овощи, что помогло овощам вырасти. Дети выбирают картинки с изображением солнца, дождя, лейки в руках человека, почвы. Выясняем : капуста одна, а помощников, которые помогли вырастить овощи – много и т.д. На последующих занятиях учим различать геометрические фигуры на этом же материале. Предлагаем детям найти фигуры, которыми можно заменить овощи по форме. Умственное развитие мы понимаем как развитие познавательных способностей ребенка. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Иными словами, развитие происходит только в тех случаях, когда ребенок оказывается в ситуации наличия – именно для него – познавательной задачи и решает ее успешно. Хочу пояснить свою мысль. Если интеллектуальная задача не представляет для ребенка трудности и решается им «с ходу», это уже для него не мыслительная задача, и она не будет способствовать познавательному развитию.
Познавательную задачу мы даем детям в трех основных формах, в которых она имеет для них определенный смысл. Первая форма – сюжетно-ролевая игра( как ведущая деятельность дошкольников) – неизменно вызывает у них эмоциональный отклик. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра протекает в развернутой форме, сопровождается внешними игровыми действиями. Поэтому познавательные задачи, требующие развернутых внешних действий, в младшей группе мы предлагаем в форме сюжетно-ролевой игры. Например, выполнение задания на сравнение по количеству двух групп предметов с помощью фишек (или отобрать количество предметов, равных заданному, из большего множества), мы решаем в разыгрываемой сюжетно-ролевой игре «Магазин», где один ребенок выполняет роль продавца, другой – покупателя. Игровая ситуация – – покупка в магазине определенного количества пуговиц – диктует ребенку определенные игровые действия, которые совпадают с действиями по овладению средством решения познавательной задачи: использовать заместители для обозначения количества предметов.
Еще одна возможность эмоционального проживания ситуаций познавательных задач открывается за счет обозначения их различными символическими средствами. Например, «волшебные стеклышки», через которые на занятиях по рисованию мы смотрим на предметы. Или другой пример: математический лес в царстве «Математики», когда требуется сравнить числа и расположить цифры по определенному правилу и другие задания. Символы, обладая значительной эмоциональной насыщенностью, дают возможность детям полностью включиться в ситуацию, выразить свое отношение к ней, что является одной из форм ее осмысления.
Эмоциональное отношение во всех способах, о которых я сказала, связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Есть еще прием, который приводит к непосредственному эмоциональному отношению к решаемой задаче. Мы этот прием очень часто и широко используем – это проблемные ситуации, задачи-загадки, собственно задачи. В ситуации, требующей для своего решения применения новых способов, дети, испытывая неудовлетворенность из-за возникающих противоречий, направляют себя на поиск. Нахождение способа, его применение и, наконец, решение задачи приводят к положительной эмоции, которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса. Например, в младшей группе мы используем проблемные ситуации в решении задач на сравнение предметов по величине. Однако, именно эту форму обучения дети предпочитают в старшем дошкольном возрасте. Причем избыток игровых атрибутов может им даже мешать.
Для того, чтобы поддержать познавательную активность ребенка, направленную на обследование окружающего мира, мы используем и специальный путь- это создание условий для детского экспериментирования. Наблюдения на практике различных проявлений закономерностей пробуждают у детей интерес к открытию самих закономерностей, к обнаружению общего в конкретных проявлениях. Мы проводим специальное экспериментирование на «потопляемость» предметов, свойства песка, почвы. Например, «Откуда берутся лужи?» небольшими порциями наливаем воду в чашку с землей. Вывод: сначала вода впитывается, потом перестает, и тогда образуется лужа. Осенью много луж, потому что выпадает много дождей. Подобные опыты проводим не только на занятиях, но и в свободное время с детьми, проявившими интерес. Детям предоставляется наибольшая свобода, мы отвечаем лишь на возникающие детские вопросы, направляем ход их исследования. Организация и поощрение экспериментирования влияют на познавательное отношение детей к окружающему миру, расширяются их представления. С этой целью я использую неисчерпаемое богатство художественной литературы, наблюдения, беседы. Словом, все, что создает базу для дальнейшего углубления знаний. Ведь интерес как раз и возникает там, где у ребенка уже есть какие-то знания, но они еще не достаточны, и новые сведения дополняют ранее известные.
Развивающая предметно – пространственная среда является основным аспектом в развитии ребенка. Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада и группы имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции. Здесь большую значимость имеет педагог, направляющий внимание детей к той или иной деятельности. Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона подражания, источника знаний, энциклопедиста, источника оценочных суждений эксперта, помощника и защитника.
Познавательный интерес и познавательные действия развиваются в процессе формирования взаимоотношении ребенка со взрослыми и другими детьми.
Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталкивается ребёнок в своей повседневной жизни.
Для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления – очень важное значение имеет непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов.
При проведении работы по формированию познавательного интереса и активности у детей важно придерживаться принципа систематичности.
Работа над проблемой формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка помогла нам реализовать задачи познавательного развития. У детей проявилась любознательность, пытливость, наблюдательность, умение экспериментировать. Они интересуются причинно – следственными связями. ( Как? Почему? Зачем?). Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. У них формируются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, отношение к самому себе. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.
Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме. Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников.
Источник
Организация: МБДОУ «Детский сад комб. вида №25 «Рябинушка»
Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск
Личность только тогда является личностью, когда обладает набором индивидуальных качеств и особенностей развития, присущих только ей. Каждый человек индивидуален, то есть неповторим, не похож на других. Будь то взрослый, или ребенок. Взрослые развивают свою индивидуальность и совершенствуют лучшие качества в течение всей жизни. Детям труднее: их развитие полностью зависит от тех людей, с кем они находятся.
В первую очередь, это конечно, семья, родные, близкие люди. В самом маленьком возрасте индивидуальность принимается за непослушание, упрямство. Но когда у ребенка развивается способность взаимодействовать с другими людьми, он начинает оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своего возраста и своих возможностей, ставить перед собой цель и добиваться ее. Чтобы ребёнок чувствовал свою индивидуальность, нужно принять его таким, какой он есть. Нельзя его любить только за его достижения. Нужно верить в благородство его мотивов и поступков, понимать его стремления и позицию, дать реализовать себя.
Во вторую очередь, это дошкольные учреждения, главная задача которых – создать необходимые условия для развития индивидуальности, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям и постепенно подвезти к следующей ступени образования – школьной.
В приоритете у детей дошкольного возраста была и остается игра. Федеральный государственный образовательный стандарт призывает педагогов применять личностно – ориентированный подход к развитию у детей индивидуальности, самостоятельности, инициативы не только в игре, но и в различных видах деятельности. Для этого необходимо создать психолого-педагогические условия для свободного выбора детьми занятия по душе и участников для совместной деятельности. Важно, чтобы ребенок сам мог принять решение, выразить искренне свои мысли, чувства, эмоции. А задача педагога – поддержать эту инициативу и в игре, и в исследовательской работе, и в проектной деятельности и во время познания окружающего мира. И начать необходимо с обучения детей ставить перед собой цель, стремиться к этой цели, используя индивидуальные и приобретенные умения, навыки, оценить полученный результат. Важно не получить готовые знания, а научиться их приобретать и использовать в жизни.
Личностно-ориентированная технология эффективно реализуется при организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Цель – гармоничное развитие самодостаточной личности, избавленной от комплексов, уверенной в своих силах.
При подготовке к занятиям, ставятся определенные цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои мысли, суждения. Как же реализуется применение личностно- ориентированного подхода в каждой из образовательных областей?
«Физическое развитие»
Как развивать индивидуальные качества у детей во время подвижных игр, физических упражнений, занятий спортом? Прежде всего, это – дозировка упражнений (с учетом детей ОВЗ, и ЧБД), право выбора партнера в парах, в тройках, в построении колонны, желание детей в выборе определенной игры, водящего. Применение здоровьесберегающих технологий развивает у детей выдержку, смелость, ловкость, крупную или мелкую моторики в зависимости от способностей индивидуума. Развитие двигательной активности формирует у дошкольников волю, упорство, целеустремленность. Если что-то не получается, педагог использует личностно-ориентированный подход.
«Познавательное развитие»
Здесь нам помогут дидактические игры, подобранные в соответствии с возрастом данного ребенка или группы детей. Во время игры ребенок не только развивает интуицию, получает новые знания, но и проявляет свою индивидуальность, самостоятельность выбора, объясняет его правильность, или высказывает сомнения, учится рассуждать, делать выводы, умозаключения.
«Речевое развитие»
На занятиях по развитию речи особенно важен индивидуальный подход, так как «речь – средство общения между людьми» и уровень ее развития, даже у детей одной группы, различен. Один ребенок предметные картинки называет с трудом, а другой смело пересказывает предлагаемый воспитателем текст, или легко может составить свой рассказ. Индивидуально на таких занятиях я использую мнемотаблицы, сигнальные карточки и схемы. Хотя трудность бывает и в их использовании: дети по-разному видят символы. В таких случаях опираюсь на знания, интеллект большинства детей, чьи выводы и умозаключения помогают другим детям правильно оценить ситуацию.
На занятиях используются игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия; на умение задавать вопросы; развивать речевое творчество, на умение правильно перерабатывать информацию.
- главный помощник на таких занятиях – это, безусловно, произведения художественной литературы. Они учат добру, смекалке, сопереживанию, толерантности. что важно: находить выход из самых непростых ситуаций,
- закалит характер ребенка и поможет ему в дальнейшем.
«Художественно-эстетическое развитие»
В процессе продуктивной деятельности развиваются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Во время проведения таких занятий, учитываю личные желания, предоставляю детям право свободного выбора: цвета, материала, средств художественной выразительности. Благодаря этому, дети становятся активными, наблюдательными, самостоятельными, инициативными.
«Социально-коммуникативное развитие»
Важную роль в развитии индивидуальных способностей у детей играет свободная (самоорганизованная) деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование познавательной действительности, на активную мобилизацию внутренних потребностей личности, на соответствие интересам ребенка и его развитие. Этому способствует развивающая предметно-пространственная среда, в которой находится ребенок. И ему должно быть уютно, комфортно, безопасно, интересно, спокойно в окружающей его обстановке.
Детям также интересны и важны индивидуальные трудовые обязанности и личные поручения. Они помогают установить особые (близкие) отношения между взрослым и ребенком, между детьми. Выполняя их, ребенок учится контролировать себя, свои действия, проявляет инициативу, самостоятельность, формирует способность оценивать результаты своего труда. Кроме этого, ребенок получает эмоциональную оценку со стороны взрослых и детей, что не может не повлиять на развитие его самооценки в дальнейшем.
Индивидуальный подход к ребенку важен при воспитании у него навыков самообслуживания. Выработка силы воли, терпения и ответственности, настойчивость необходимы для достижения цели, для получения положительного результата. Касается это выворачивания одежды налицо, застегивания пуговиц, завязывания шнурков. И роль взрослого – помочь довести начатое дело до конца.
Что же касается непосредственно самой игры, то здесь дети проявляют самостоятельность в выборе сюжета, персонажей, вносят новизну. С возрастом знакомые игры усложняются, что говорит о детской изобретательности, фантазии, стремлении разнообразить привычную игру.
Задача педагога заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку понять себя, услышать свой внутренний голос, раскрыть потенциальные возможности. То есть каждой конкретной личности пройти через самопознание, саморазвитие, самовоспитание.
Хочется отметить участие родителей в вопросах развития у детей индивидуальности. Для каждого родителя свой ребенок самый умный, самый красивый, самый любимый. Трудно с этим не согласиться. Развитие индивидуальности ребенка предусматривает осуществление индивидуальной работы не только с каждым ребенком, но и с каждой семьей с учетом ее особенностей, методов и форм воспитания.
Развивая индивидуальные качества детей, педагог совершенствует профессиональное мастерство, педагогический такт, проявляет творчество, креативность, вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Этого требует тесное взаимодействие с ребенком, содействовать становлению его как личности. Работать «не рядом, не над, а вместе с ним».
А это значит понимать, принимать, признавать, сочувствовать, сопереживать, уважительно относиться к детским интересам, чувствам, проблемам. Одним словом, использовать необходимые способы общения. Если их нет, то и личностно-ориентированного подхода не получится. Компетентность воспитателя, его стремление к самообразованию, совершенствованию умений и навыков, увлеченность, стремление проявлять живой интерес к детской деятельности, создавать в группе атмосферу творчества, поиска, радость открытий.
Вывод:
Значимость личностно-ориентированного подхода к развитию у детей индивидуальных качеств через разные виды деятельности неоспорима. Прежде всего, сохраняется самоценность дошкольного детства. Играя, или занимаясь, ребенок делает свой выбор (деятельности, партнера, материала), принимает самостоятельно решение. В дальнейшем это придаст ему уверенности в собственных силах, самостоятельности. И, что важно – ребенок приобретает свой уникальный жизненный опыт, создает свой стиль жизни. А задача взрослых (родителей или педагогов) постоянно внушать ему, что он – личность, непохожая на других, у него все получится. Важно вселить в маленького гражданина уверенность в своих силах, и тогда он вырастет в такого человека, которым мы сможем гордиться.
Список литературы.
1. Михайлова – Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста / Л. В. Михайлова – Свирская. – Пособие для педагогов ДОО; М.: «Просвещение», 2015.
2. Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными. / Н.А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
3. Рощина Е.В.Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО/ Е.В. Рощина «Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции (г. Краснодар, февраль 2016г.). – Краснодар: Новация, 2016. – С.120-121.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Минобрнауки РФ 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября.
Источник