Развитие ребенка через пальчиковые игры

Развитие ребенка через пальчиковые игры thumbnail

Пальчиковые игры для детей развивают мелкую моторику и способствуют развитию мозга.

Пальчиковые игры для детей

Пальчиковые игры для детей помогают детям в игровой форме изучать мир вокруг и развиваться.

Пальчиковые игры для детей 1-2 года

Пальчиковые игры для детей 1-2 года, развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.

Игра 1. Фонарики

пальчиковые игры

ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!

Подробнее на странице: https://academy.multi-mama.ru/product/multi-predlozhenie/

Вот фонарики горят,

всех ребяток веселят!

(пальцы растопырены)

Вдруг погасли фонари,

(пальцы сжаты в кулак)

Ты скорей домой беги!

(руки спрятаны за спину).

***

Игра 2. Кулачок.

пальчиковые игры

(мама загибает пальчики ребёнку)

Этот пальчик – маленький,

(загибаем мизинчик)

Этот пальчик – слабенький,

(загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик – длинненький,

(загибаем средний пальчик)

Этот пальчик – сильненький,

(загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик – толстячок,

(загибаем большой пальчик)

Ну а вместе кулачок!

***

Игра 3. Ушки зайчика.

пальчиковые игры

Поиграли – отдохните,

Ваши пальчики встряхните,

Сгибайте ваши пальчики,

Совсем как ушки зайчики.

1-2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.

3-4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу,

приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.

***

Игра 4. Сосчитай братьев.

пальчиковые игры

Всех помощников опять

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Чисто-чисто подметал,

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

1-2 строчки – хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.

3-8 строчки – в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.

***

Игра 5. Мишки на дорожках.

пальчиковые игры

Две ладошки – два домишки

Там живут бродяги-мишки.

Вот поспят они немножко

И помчатся по дорожкам,

А дорожки – две руки,

Ну-ка, мишкам помоги:

Их на санки посади,

По дорожкам прокати!

1-4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки.

5-8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой. Игру можно повторить несколько раз.

***

Смотрите еще пальчиковые игры для детей 1-2 лет.

Смотрите также:

Пальчиковая игра «Весна»

Дидактические игры для детей 2-7 лет с целями

Пословицы и поговорки на все случаи жизни

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.

Игра 1. Горошки.

пальчиковые игры

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают,

Дайте мне горошинку!

Я такой хорошенький!

1-2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.

3-4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.

5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.

6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

***

Игра 2. Кошка.

пальчиковые игры

Вот кулак

(показываем кулачек)

А вот ладошка

(показываем ладошку)

На ладошку села кошка

(ставим свои пальцы на ладонь малыша)

И крадется потихоньку

(2-3 раза пальцы шагают по руке)

Видно мышка там живет

(щекочем)

***

Игра 3. Курочка.

пальчиковые игры

Курочка – рябушечка

По двору гуляла,

По двору гуляла,

(не спеша «проходятся» указательным и

средним пальцем по бедрам)

Цыпляток считала.

– Раз, два, три, четыре, пять!

(загибают пальчики на одной руке)

Посчитаю их опять:

(грозят указательным пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять!

(загибают пальчики на другой руке).

***

Игра 4. Сорока – белобока.

пальчиковые игры

Сорока – белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

(дети на ладошке «варят» кашу)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

(поочередно загибают пальцы с мизинца)

А этому не дала!

(показывают большой палец)

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

(грозят указательным пальцем большому пальцу)

Тебе нет ничего!

(разводят обе руки в стороны)

Вот тебе горшок пустой,

(сжимают пальцы в кулак)

Иди в угол и постой!»

(указательным пальцем показывают на угол).

***

Игра 5. Киска.

пальчиковые игры

Есть у киски глазки,

(показывают свои глазки)

Есть у киски ушки,

(показывают ушки и шевелят ими)

Есть у киски лапки,

Мягкие подушки.

(сжимают и разжимают кулачки)

Киска, киска, не сердись

(грозят пальчиком)

Не царапай деток,

Брысь!

(хлопок в ладоши)

***

Смотрите еще пальчиковые игры для детей 2-3 лет.

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет, учат вслушиваться в нашу речь и ее понимать.

Игра 1. Игрушечный зайчик в лесу.

пальчиковые игры для детей 3 4 лет

Ах, как жутко на лесной лужайке

(руки, на щеки, покачивание головой)

Бедному игрушечному зайке

(«ушки зайчика»)

Кружится над зайкой стрекоза

(руки в кулаки, выставив указательный и

средний пальцы, быстро ими шевелить)

И глядит, глядит во все глаза.

(«глаза стрекозы»)

И пчела все уши прожужжала,

(приставляют пальцы к ушам – «не слышать»)

У нее ужаснейшее жало.

(руки в кулак, выставление указательного пальца)

И жуки рогатые ползут

(руки на колени, перебирание пальцами)

Ахнуть не успеешь

(взяться за голову руками)

Загрызут.

(пощекотать кого-нибудь рядом)

Бегают по зайчику мурашки

(быстро перебирать пальцами по груди)

Ах, как страшно зайчику-бедняжке.

(«ушки зайчика»).

***

Игра 2. Паровоз.

пальчиковые игры

Ехал, ехал паровоз

(руки в «замок»,

большие пальцы вращаются)

Прицепил вагон, повез.

(сцепить указательные пальцы)

Ехал, ехал паровоз

Прицепил вагон, повез.

***

Игра 3. Капустка.

пальчиковые игры

Мы капустку рубим-рубим,

(постукивать ребрами ладоней

по столу или по коленям)

Мы капустку солим-солим,

(поочередно поглаживать подушечки

пальцев, как будто солим)

Мы капустку трём-трём,

(потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмём-жмём.

(сжимать и разжимать кулачки).

***

Игра 4. Пчёлки.

пальчиковые игры

(Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены.

Вторая рука – улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.)

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

(заглядываем в улей)

Надо в дом постучать,

(постучать кулачками друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

(стучим кулаками друг о друга,

чередуя руки)

Стали пчелки вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

(разводим руками, растопыриваем

пальцы и шевелим ими, пчёлки летают).

***

Игра 5. Веселая мышка.

пальчиковые игры

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

(пальцы в стороны,

покрутить ладошкой)

Гнездо в ней устроив,

(сложить ладоши ковшом)

Мышат позвала.

(поманить, сгибая

и разгибая пальцы)

Им корочку хлеба

Дала покусать,

(кончиком большого пальца

поочерёдно стучим по

кончикам остальных пальчиков)

Погладила всех

(одна ручка гладит

другую и наоборот)

И отправила спать.

(сложенные ладони кладем под щечку)

Смотрите еще пальчиковые игры для детей 4-5 лет.

***

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет, помогают установить теплый телесный контакт между ребенком и взрослым.

Игра 1. Помощники.

пальчиковые игры

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии

с содержанием стихотворения).

***

Игра 2. Белка.

пальчиковые игры

Сидит белка на тележке,

(исходное положение –

кисти рук сжаты в кулак)

Продает она орешки,

(круговые движения кистью

вправо, влево)

Лисичке-сестричке,

(разогнуть большой палец)

Воробью,

(разогнуть указательный палец)

Синичке,

(разогнуть средний палец)

Читайте также:  Развитие личности ребенка в театрализованной деятельности

Мишке толстопятому,

(разогнуть безымянный палец)

Заиньке усатому.

(разогнуть мизинец)

Вот так!

(Раскрыть кисть – пальцы в стороны и в исходное положение.)

«У Петиной сестрицы»

У Петиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка – в жилете,

Петушок – в берете,

Коза – в сарафане,

Заинька – в кафтане.

(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

***

Игра 3. Дружная семейка.

пальчиковые игры

Этот пальчик большой –

Это папа дорогой.

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка –

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

(руку сжать в кулак, поочередно разгибать

пальцы, начиная с большого)

Дружная семейка!

(сжать руку в кулак несколько раз).

***

Игра 4. На базар ходили мы.

пальчиковые игры

На базар ходили мы,

(соединение пальцев подушечками,

начиная с мизинцев)

Много груш там и хурмы,

(по одной паре пальцев на

каждую стихотворную строчку)

Есть лимоны, апельсины,

(при этом ладони не соприкасаются)

Дыни, сливы, мандарины,

(пальцы сжимаются в кулак,

а большой отводится вверх)

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз!

***

Игра 5. Детский сад.

пальчиковые игры

В нашей группе все друзья

Самый младший- это я.

(дети ритмично стучат

кулачками по столу)

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(разжимают кулачки,

начиная с мизинчика).

***

Смотрите еще пальчиковые игры для детей 5-6 лет.

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет помогают в подготовке руки к письму.

Игра 1. Домик.

пальчиковые игры

На поляне дом стоит,

(«дом» – изобразить двумя руками,

крышу дома – пальцы левой и правой

рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт.

(правая и левая руки повернуты ладонями к

себе, средние пальцы соприкасаются друг

с другом, большие пальцы – вверх)

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

(«ворота» – ладони разворачиваются

параллельно друг другу).

***

Игра 2. Зимние забавы.

пальчиковые игры

Лепим мы из снега дом

Звери будут в доме жить,

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить.

(дети сжимают и разжимают кисти рук,

соединяют кончики пальцев рук,

слегка разводят ладони в стороны,

хлопают в ладоши, соединяют руки в «замок»).

Снежок.

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили.

(снежок «лепят»)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони,

гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.

(грозят пальчиком)

Раз – подбросим,

(«подбрасывают»)

Два – поймаем,

(«ловят»)

Три – уроним

(«роняют»)

И… сломаем.

(хлопают по столу).

***

Игра 3. Повар.

пальчиковые игры

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

(ребром ладони дети стучат по столу)

Повар леща берет

И опускает в компот

(загибают большие пальцы)

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье

(загибают средние пальцы)

Угли бьет поварёшкой.

(загибают безымянные пальцы)

Сахар сыплет в бульон.

(загибают мизинцы)

И очень доволен он.

(разводят руками).

***

Игра 4. Моя семья.

пальчиковые игры

Знаю я, что у меня

(поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья!

(и в соответствии с текстом,

в определенной последовательности

загибают пальцы: сначала безымянный,

затем мизинец, указательный

средний и большой)

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

***

Игра 5. Гномики.

пальчиковые игры

Жили – были в домике

Маленькие гномики:

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять

(разгибают пальчики)

Стали гномики стирать.

(тереть кулачками друг о друга).

***

А вы играете в пальчиковые игры для детей?

Источник

Ирина Васильевна Надейкина

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. Сухомлинский

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

1. Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

2. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.

3. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

4. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

5. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.

6. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

7. Развивают память, ведь в пальчиковыхиграх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.

8. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются “пальчиковые игры”. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. “Пальчиковые игры” как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики – тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики крохи. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество – они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится.

Читайте также:  Ребенку 4 недели его развитие в утробе

Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками – это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко – низко, право – лево.

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли и головки убирали.

Вот так, вот так, и головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы.Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками – пчелы улетели.

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

Эти потешки относятся к пальчиковым играм. Потешки – небольшие стишки или песенки, позволяющие в игровой форме побудить ребенка к действию. Наблюдательность и глубокое понимание психологии раннего детства позволили нашим предкам изобрести незаменимый и действенный элемент педагогики – потешку. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки, рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

***

(Поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик – в лес пошёл,

Этот пальчик – гриб нашёл,

Этот пальчик – занял место,

Этот пальчик – ляжет тесно,

Этот пальчик – много ел,

Оттого и растолстел.

***

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

Этот пальчик – Ванечка.

***

И в заключении хотелось бы сказать следующее… Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их, и вместе с тем развивать речь. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Источник

Пальчиковые игры: для чего нужны

Пальчиковые игры – это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» – это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.

Такая игра – это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.

Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам – шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка – это способ начать познавать удивительный окружающий мир.

Пальчиковые игры для детей

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила пальчиковых игр:

  • Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
  • Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
  • Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
  • Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
  • Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом. Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.

Пальчиковые игры для малышей до года

Сорока-ворона

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

– Сорока-ворона кашу варила,

деток кормила:

(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

– Этому дала,

этому дала,

этому дала

этому дала,

а этому (покачивает посильнее) – не дала!

Ты в лес не ходил,

ты дров не рубил,

ты печь не топил!

Тебе нет ничего!

Пальчики-грибочки

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,

этот пальчик гриб нашел,

этот пальчик чистить стал,

этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) – взял, и съел,

потому и потолстел!

Два козленка

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

(Одна из рук – «мама утка» – стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».

Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…

Трое утят плывут…

Двое утят плывут…

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Часы

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!»,

(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.

(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»

(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»

(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: «Вот и обед!»

(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь – а червячков уж нет!

(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

У жирафов

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями).

Читайте также:  Особенности развития ребенка дошкольного возраста по фгос

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Наша семья

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Качели

Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее – двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Паучок

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)

Пчелки

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»).

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

Перчатка

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,

(Складываем ладоши «ковшом»).

Мышат позвала.

(Сгибаем – разгибаем пальцы («зовущий» жест).

Им корочку хлеба

Дала покусать,

(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех

(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.

(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Поросята

(Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.

(Безымянные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

(«Фонарики»).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,

(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.

(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок – лежебока и нахал,

(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

«Разминка»

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

А зубами постучим

И немножко помолчим.

(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.

(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьём

И сначала всё начнём.

(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

Головами покиваем,

… Плечиками мы покрутим,…

«Улитка»

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук – «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка – чашечка цветка. Вторая рука – улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт

(«Улитка» раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.

(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,

(«Улитка» заползает на «цветочек»).

Лепесточки погрызёт.

(«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).

Рожки в голову втянула,

(Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).

В домик спряталась, заснула.

(Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»).

«Весна»

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки

(Ладони сомкнуты «ковшом»).

Уже глядит цветок…

(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки

Уже глядит цветок

(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,

(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

Пальчиковые игры для детей разного возраста

«Зайцы»

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,

И двое вдруг сказали:

«Вон человек с ружьём»

Двое закричали:

«Давайте убежим!»,

Двое прошептали

«Давайте помолчим!»,

Двое предложили:

«Мы спрячемся в кустах!»

А двое вдруг спросили:

«Он может сделать «Бах»?»

«Бах» – выстрелил охотник,

(Хлопаем в ладоши).

Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).

И десять серых зайцев

Пустились наутёк.

Пальчиковые игры для детей 1-3 года

Игры для детей старшего возраста задействуют не только пальчики, но и запястные, локтевые и плечевые суставы.

Зайка

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)

– Вот, вот, вот! (руки за спиной)

Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)

– Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)

– Вот, вот, вот! (показать руки)

Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)

– Вот, вот, вот! (показать ушки)

Ворона

У вороны голова, ( руки на голове )

ва-ва-ва-ва ( 4 хлопка )

Клюв и крылья, ( руки у носа, «крылья» )

Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать )

оги-оги-оги-оги ( 4 хлопка )

Машинка

Заведу мою машину ( «мотор» )

– Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )

Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» )

На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )

Кораблик

Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)

Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)

Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)

Я ведь главный капитан (4 хлопка)

Самолеты

Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)

Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)

Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья»)

Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)

Кошки-мышки

Вот кулак, ( показать кулак левой руки)

А вот – лад?