Развитие ребенка через народное творчество

Ирина Рябова
Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста.

«Уметь воспитывать детей – это великое государственное дело, требующее таланта, и широкого знания жизни». М. Горький.

Во многом эти знания дает народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрости, красоты. Народное творчество создает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ нам оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Любовь к русской народной культуре и ее традициям надо прививать с детства.

Знакомство дошкольников с традициями русского народа вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии.

Народные произведения – итог многовековой людской мудрости творчество многих поколений. Поэтому с раннего возраста нужно начинать знакомить детейсо всеми видами фольклора: песенками, сказками, закличками, загадками, пословицами и поговорками, хороводами, народными играми. В русском фольклоре сочетается слово, напевность, ритм. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного развития детей.

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности, трудолюбии. Знакомя детей со сказками, поговорками, загадками, пословицами, мы приобщаем их общечеловеческим нравственным ценностям. Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного развития детей, доставляют ребенку радость, активизируют мышление, речь, память, воображение. Через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком и осваивает красоту, приобщается к культуре своего народа. Устное народное творчество делает пребывание ребенка в детском саду благотворным, радостным. Это творчество стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию, обогащает личность, жизнь его становится более интересной и содержательной. Дает возможность детям почувствовать себя частью своего народа, своей страны, научиться уважать и ценить прошлое своего народа.

Яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – первые прикосновения к миру народной культуры, всегда вызывают у детей восторг, изумление.

Очень важно знакомить дошкольников с народно-прикладным искусством Дымки, Хохломы, Городца, Гжели. Это позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством. В нем проявляются лучшие черты народа, мудрость, смелость, стремление к красоте.

Рассматривая прекрасные росписи на прялках и других предметах быта; посуде; узоры на кружеве и вышивке; причудливые игрушки, дошкольники знакомятся с изделиями народных промыслов, так мы приобщаем их к родной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, учим видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаем потребность любить и радоваться жизни. Через народное искусство ребенок, познает традиции, обычаи, особенности своего народа.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности в создании предметов, необходимых в быту и труде. Чтобы дети проявляли любознательность к предметам старины, мы вместе с родителями создали мини-музей «Русская изба» с предметами народного быта. Дети с интересом рассматривают сундук, печь, чугунок, рогач, рубель, самовар, деревянные ложки, расшитые полотенца, русский народный костюм и другие экспонаты. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Ознакомление с народным творчеством проходить в «избе». От каждой встречи дети получают удовольствие. С каким восхищением и радостью загораются глаза детей, когда они посещают музей. Дети погружаются в мир русской старины, общаясь с потрескавшимися от времени прялками, коромыслами, утюгами и другими предметами народного быта. Они чувствуют живую связь времен и словно продолжают насыщаться «русским духом».

Важно знакомить детей с обрядовыми праздниками. Они связаны с различными сторонами общественной жизни человека, с трудом. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Приобщение дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников, дает хорошие результаты, так как дети проявляют интерес к народной культуре и к истории народа, проявляют чувство гордости за свое Отечество.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. В них много юмора, шуток, задора. Движения сопровождаются веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками. Народная игра формирует у детей культуру, сохраняет здоровье и здоровый образ жизни.

Одна из форм приобщения ребят к культурному наследию – это праздники и посиделки. В такие праздники можно включать народные песни, игру на народных инструментах, хороводы, частушки, игры. При подборе материала к празднику необходимо учитывать возрастные возможности детей. Русский народный костюм, ряжание участников посиделок повышает эмоциональный тонус детей. Использование русского костюма способствует пониманию детьми народного русского характера. В праздничные посиделки включается работа по формированию навыков общения взрослых и детей. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют их. Именно они являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству.

Приобщение детей к народному творчеству дело трудоемкое, но востребованное. Наша задача – зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его истории и культуре, помочь нам, взрослым воспитать патриотов. Нам нужно стремиться к тому, чтобы привить любовь и уважение к предметам народного творчества.

Источник

Джамиля Алибекова
Развитие речи детей через устное народное творчество

Речь, во всём её многовидовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развиваетсяв дошкольном возрасте по двум направлениям:

1. Совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками;

2. Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие на детей. Прежде всего, оно играет большую роль в их умственном развитии.

Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях — формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных частных задач,среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи (диалогической и монологической).

Целью моей работы является систематизиция методов и приемов для развития речи детей дошкольного возраста на материале устного народного творчества.

В соответствии с целью мною были выдвинуты следующие задачи:

1. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др. ;

2. Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребёнка, овладевающего родным языком. Это тесно связано с обучением родному языку, то есть педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребёнка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, овладение звуковой культурой речи, грамматическим строем речи, формирование связной речи (диалог – монолог)

Психолого-педагогический аспект развития речи дошкольников

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его – пословицы, загадки, сказки – он не только слышит, но и повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Необходимо, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, звучали эти драгоценные зёрна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»– частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно -понятно даже для самых маленьких.

Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало живительную силу обновления, ее можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Народность – приоритет фольклорного жанра. Главная особенность фольклорных форм – приобщение к вечно юным категориям материнства и детства. Не случайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как народная мудрость.

Фольклор для детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для детей. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

ФОЛЬКЛОР РУССКОГО НАРОДА

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

МАЛЫЕ ЖАНРЫ

А) Колыбельные песни

Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать».Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии.

Сон да дрема,

Приди к Ване в голова,

Сон да дрема,

Накатись на глаза.

Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер.

Б) Пестушки

В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки подучили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается,гладят:

В) Потешки

Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец,но лентяя:

Г) Прибаутки

Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином — «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши — особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений. Так, свинья «на дубу гнездо свила…

Распустила поросят

Всех по маленьким сучкам.

Поросята визжат,

Полететь они хотят.

Далее следует группа произведений, которые некогда принадлежали к фольклору взрослых, но, претерпев изменения, перешли к детям. Это заклички, игровые припевы, приговоры.

Д) Календарный детский фольклор

Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться») Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.

От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят.Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.

Е) Жеребьевые скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки

Жеребьевая сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «маткам», главам обеих партий. Ребятишки часто создают их на основе сказок, пословиц,поговорок и загадок: «Наливное яблочко или золотое блюдечко?» (Из сказки.) «Конь вороной или сбруя золотая?» (Из сказок или песен.) «Грудь в крестах или голова в кустах?» (Пословица.)

Немало народной выдумки внесено и в считалки.Другие названия их: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и ворожитки.

Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Безобидной и веселой словесной игрой детейстаршего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: это скороговорка.Она сочетает однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Трудно решить, кто творец этих скороговорок — дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми.

Ж) Загадки

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка — вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности,а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

З) Пословицы и поговорки

Народные пословицы содержат мораль,выработанную многими поколениями: «Нет друга — ищи, а нашел — береги»; В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц.

Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления.

БЫЛИНЫ

Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

В сборники включены пересказы наиболее известных характерных былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других героях эпоса. Илья Муромец — первый богатырь, ему посвящено большинство пересказов. Последовательность былин в сборнике связана с последовательностью развития действия в них.

СКАЗКИ

Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. В сказках о животных много песенок. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем,о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой по-следовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета.

Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи на материале устного народного творчества

В работе с детьми я определила следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Прежде чем приступить начать работу с детьми я определила следующие формы работы.

1. Создание развивающейречевой среды в группе:

возрастной подход;функциональность;вариативность;наглядность;

системность;комфортность;самостоятельность;доступность;применяемос-ть;соответствие требованиям программы.

2. Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, ИЗО).

3.Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности:

развивающие игры, игры – драматизации, сюжетно -ролевые игры, упражнения подражательно – исполнительского творческого характера, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, рассматривание рисунков, фото, свободное и тематическое рисование, лепка, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказ детей, сочинение историй, беседы, мини – конкурсы, игры – соревнования.

4.Работа с родителями:

родительские собрания, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.

Интерес к потешкам, загадкам, сказкам я заметила у детей своей группы в начале учебного года и решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной. Я изучила методическую литературу, психологические особенности развития речи детей – дошкольников разного возраста и приступила к работе.

Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенок, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.

Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер.

Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.

Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ. Проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей. В работе использовала прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.

На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использовала элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы).

Моя работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Они учили вместе с детьми пословицы, поговорки. Помогали создавать предметную среду.

Я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.

Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Источник