Развитие ребенка через изодеятельность

«Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность»

Творчество детей — естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества, легко создаёт один вариант творческого продукта за другим.

У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.

Творчество для ребенка – это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Научить ребенка правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве, творить его – это значит обогатить его внутренний мир такими существенными качествами, без которых нет и не может быть гармонично развитой личности. Путь человека в мир прекрасного, в мир творчества  начинается в семье, в детском саду. Одной из важных ступеней развития в ребенке творческих способностей  является изобразительное искусство.

Использование различных приемов на занятиях по изобразительной деятельности детей способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети могут осваивать художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества.

В процессе изобразительной деятельности детей создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности и творческих способностей дошкольников. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы – компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений, а следовательно, способствуют развитию творческих способностей детей.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт – рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования

В настоящее время  в изобразительном  искусстве используются  более разные  технико-выразительные  решения, более свободные  соединения различных  изобразительных  материалов. И в детское  творчество  также  необходимо включать разные краски, карандаши, мелки  и т. п.; и учить  детей пользоваться этими материалами в соответствии с их средствами выразительности. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от  окружающей жизни. Разнообразие изобразительных  материалов обогащает восприятие  и представления детей,  способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения различными материалами у детей формируется своя манера изображения

Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное, не овладев еще в достаточной мере техникой рисования, Необходимо его обучить методам и приемам рисования различными материалами, не требующими от ребенка четкого графического изображения, и все таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в  создании изображений, если не владеют техникой  рисования. Под техникой рисунка  следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их  использования  для целей  изображения и художественного выражения. В понятии техники рисунка включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Техника рисования понимается художниками  широко: сюда включается  техника линии, тушевки, способ использования тех или иных  материалов (бумаги, картона, холста, карандаша угля, пастели, акварели, гуаши и т.п.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными способностями.

Задачи:

1. Сформировать у детей технические навыки рисования.

2. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

3. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

4. Познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования.

5. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

6. Развивать художественный вкус , фантазию, изобретательность, пространственное

воображение.

Для стимулирования развития творческих способностей ребенка важно обеспечить следующее:

. Благоприятную окружающую  атмосферу

Доброжелательность педагога (или родителя, который занимается с малышом).

Отсутствие критики в адрес малыша.

Поощрение его оригинальных идей, восторг при их реализации.

Здоровый личный пример творческого подхода к решению разного рода проблем.

Предоставление возможности ребенку задавать вопросы по теме.

Возможность давать высказаться в процессе обучения, игр.

Отсутствие у ребенка страха быть непонятым или высмеянным в случае, если что-либо не получается.

В работе по изобразительной деятельности используются следующие методы :

Наглядный метод – использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения; детских работ в конце занятия, при их оценке.

Читайте также:  Карта физического развития ребенка до года

Словесный метод – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Игровой метод – для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.

Метод стимулирования занимательным содержанием – это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.

Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.

Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:

• организация предметно-развивающей среды;

• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;

• выстраивание на занятии игрового сюжета;

• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;

• применение разнообразных художественных материалов и техник;

• наличие творческих заданий;

• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;

• интеграция различных видов искусства;

• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих способностей является ведущей целью образования и воспитания.

Источник

                  «Развитие ребенка в ИЗО – деятельности».

         Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций.

         Чувственное восприятие мира захватывает малыша, полностью владеет им, толкает к созиданию, деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.

         Целенаправленное эстетическое развитие ребенка с раннего возраста помогает ему раскрыть себя наиболее полно. Большой потенциал для развития творчества заключен в изобразительной деятельности.

       Наш детский сад особое внимание уделяет творческому развитию детей, считая одной из приоритетных задач своей деятельности совершенствование воображения и фантазии ребенка, пробуждение его творческой активности.

     Основная задача,  которую мы стремимся решить на занятиях, это – развитие творческих способностей детей, сохраняя и развивая их индивидуальность, собственное видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства. Занятия строятся так, чтобы у каждого ребенка была возможность проявить себя, для чего необходимо создать следующие условия:

·       внимание к естественным потребностям ребенка;

·       создание условий для его творческой самореализации;

·       уважение к выбору ребенком способа решения художественных задач;

·       удовлетворение его потребности в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для создания задуманного образа.

     Побуждая детей к созданию выразительных рисунков, мы активно используем методы образного восприятия мира, проживания образа, в том числе через движения. Важно вовлечь детей в диалог, чтобы они не просто механически учились технике рисования, а эмоционально переживали ситуацию. Например, рисуя лес, воспитатель с детьми превращается в деревья: туловище – ствол, руки – толстые ветви, пальцы – тонкие веточки, ногти – листочки. Деревья, как и люди, бывают разные – большие и маленькие, сильные и слабые, высокие и низкие. Дети любят превращаться и в высокую сосну, и в могучий дуб, и в нежную березку.

     Иногда, чтобы лучше почувствовать образ, ребенку нужно сравнить его с чем – то очень близким и знакомым.

       Известно: развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе детей. Поэтому на занятиях нужно использовать не образец для подражания, а показ нескольких  способов изображения, оставляя право выбора за ребенком. Важно, чтобы, выполняя задание, каждый нашел сам свой уникальный вариант решения и создал свой неповторимый образ, чтобы получившиеся рисунки были своеобразными, непохожими один на другой.

   Одним из условий развития детского творчества является использование различных материалов, которые обогащают художественный опыт детей и позволяют им испытать радость от результатов своей деятельности.

  Работа с акварелью позволяет познакомить детей с теплой и холодной гаммой красок, основными и дополнительными цветами, способствует формированию навыков смешивания и получения разнообразных оттенков, дает возможность выразить свои эмоции и свое отношение к изображаемому через цветовые сочетания.

   Занятия, направленные на развитие восприятия произведений искусства, строятся в единстве с самостоятельной деятельностью детей. Дети с помощью цвета определяют особенности цветовой гаммы, передают в рисунке настроение – радость и грусть. Рисуя натюрморт, учатся изображать предметы с натуры, в портрете – передавать характер и настроение, в фигуре – движения.

  Развивая творческую индивидуальность детей, целесообразно использовать разнообразные изобразительные техники, которые будут способствовать развитию воображения, фантазии, творческой самостоятельности. Новые методы и приемы в силу своей новизны  и необычности вызывают у детей интерес.

   Многие занятия по изобразительной деятельности связаны со сказкой. Она помогает создать настроение, стимулирует творческую активность в создании художественных образов.

      Немаловажный прием в развитии детского творчества – проживание ситуации своего успеха. Поэтому в конце каждого занятия организуются мини – выставки детских рисунков. Каждый ребенок может полюбоваться своим рисунком вместе со сверстниками, а вечером с родителями.

Читайте также:  Социально эмоциональное развитие ребенка это

  Для обогащения эмоционального восприятия детей и яркого проживания ими образов проводятся комплексные занятия с привлечением музыкального руководителя и эколога. Во время общих праздников в детском саду организуется конкурс рисунков на асфальте.

   Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Приобщаясь к творчеству, родители приобретают практические умения в художественной деятельности, благодаря которым они могут творить  вместе с детьми. На групповых занятиях они знакомятся с содержанием программы и методами закрепления полученных знаний в самостоятельной деятельности ребенка дома. Одной из форм работы с родителями являются выставки совместного творчества. Необходимо увлечь детей  этой деятельностью, чтобы они активизировали к сотворчеству родителей, побуждать к их к созданию совместных с родителями композиций.

   Таким образом, развивая творческие способности и творческую индивидуальность детей через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра, овладевать основами изобразительной грамоты, которая открывает им путь к пониманию изобразительного искусства и окружающего мира.

Источник

Ирина Вороночкина
Развитие творческих способностей у детей средствами изобразительной деятельности

План работы по самообразованию по теме «Развитие творческих деятельность» на 2019-2020 учебный год.

Составила:

воспитатель

Вороночкина Ирина Александровна

г. Ульяновск, 2019

Тема: «Развитие творческих способностей у детей через изобразительную деятельность»

Актуальность работы.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Нетрадиционная техника рисования даёт ребенку возможность увидеть мир «по-новому». Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. На занятиях рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности – художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

– коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

развивает уверенность в своих силах;

развивает пространственное мышление;

– учит детей свободно выражать свой замысел;

развивает мелкую моторику рук.

Цели:

– Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изодеятельности

– Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

– Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией

сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами

закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться

развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия)

развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики

формирование умений и навыков работы с различными материалами,

приспособлениями и инструментами

знакомство с новыми техниками и технологиями

умение применять их на практике.

Итог детской деятельности:

– выставки детских работ;

– выставки работ детей совместно с родителями;

– открытый показ.

Предполагаемый результат:

формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

владение дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

Формы проведения

С детьми среднегодошкольного возраста можно знакомиться с такими техниками как:

• тычок жесткой полусухой кистью

• печать поролоном;

• печать пробками;

• восковые мелки + акварель;

• свеча + акварель;

• отпечатки листьев;

• рисунки из ладошки;

• рисование ватными палочками;

• волшебные веревочки.

1 П. №.

Дата

Тема

Цель

Работа с родителями

1

2019-2020г.

Изучение литературы: 1. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.;

2. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Просвещение, 2009;

3. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»;ТЦ: Сфера, 2006 г. ;

3. Т. Н. Давыдова “Рисуем ладошками”: Стрекоза, 2012 г. ;

4. Г. Н. Давыдова “Нетрадиционная техника рисования в детском саду”- М., 2007г. ;

5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

Данная методическая литература поможет правильно построить работу по самообразованию.

Читайте также:  Методика для развития речи для ребенка 3 лет

222 2 2

11.

Сентябрь

Игра-беседа «Условия безопасной работы»

Повторить правила и условия безопасной работы с разными материалом и ножницами.

Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе

«Солнечный денек» (мыльные пузыри)

Познакомить детей с новым способом рисования: оттиск цветными мыльными пузырями.

«После дождя» (по мокрой бумаге)

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами; разные способы создания фона для изображаемой картины.

33

Октябрь-ноябрь

«Осенний лес» (отпечатывание сухих листьев)

Ознакомить с новым видом изобразительной техники-отпечатывания. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам.

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

«Ваза с фруктами» (рисование пластилином)

Предложить нарисовать натюрморт в нетрадиционной технике пластилином на бумаге.

«Ветка рябины» (метод тычка)

Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятия.

44

Декабрь

«Мы – волшебники» (кляксография)

Развивать умение узнавать того, кто «прячется» в цветном пятне; познакомить с нетрадиционным рисованием (кляксография). Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Выставка детских рисунков для родителей

«Дед Мороз» (витраж)

По бумаге простым карандашом наносится изображение. Силикатным клеем (свечой) наносится слой по карандашному контуру. Когда клей высохнет, пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Бумагу хорошо использовать тонированную, светлых тонов.

5

Январь-февраль

«Зимний лес» (свеча или восковые мелки, акварель)

Познакомить с новым методом рисования – свечой. Нанести акварель необходимого цвета

Выставка рисунков совместного творчества родителей и детей

«Веселый снеговик» (салфетки)

Познакомить с методом скатывания салфеток и создания аппликации

«Военные корабли» (шаблон+ пластилин)

Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой.

6

Март-май

«Конфета для друга» (монотипия предметная)

Закрепить умение рисовать в технике «монотипия». Обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития. Развивать декораторские навыки. Учить рисовать раппопортные узоры по всему пространству половины листа бумаги и отпечатывания узора на другую половину листа, путём складывания бумаги. Развитие чувства цвета, ритма, формы. Воспитывать дружеские качества.

Закрепить методы рисования шаблонографию, пластилинографию.

Мастер класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования (открытый показ)

«Маме красивый букет» (оттиск смятой бумагой)

Закрепить представления детей о цветовом многooбразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

«Цветик – разноцветик» (смешивание цветов)

Закрепить представления детей о цветовом многooбразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

«Пейзаж у озера» (монотипия пейзажная)

Повторить технику монотипии, понятие «симметрия», развивать пространственное мышление. Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

«Строим дом» (обрывная аппликация)

Освоение способа обрывной аппликации (мозаики); планирование работы, осуществление замысла.

«Весеннее небо» (рисование по-мокрому)

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по-мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

«Ракета» (оригами+ аппликация)

Продолжать знакомить детей с техникой оригами, учить совмещать с традиционной аппликацией.

«Колючая сказка» (рисование штрихом)

Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов – «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.

«Праздничный салют над городом» (восковые мелки + акварель)

Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в гoды Великой Отечественной войны. Закрепить свойства разных материалов,используемых в работе: акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободноro движения руки в произвольном и в заданном направлении.

«Солнышко» (рисование ладошками)

Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить краску быстро и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.

Литература:

1 Т. Н. Давыдова “Рисуем ладошками”: Стрекоза, 2012 г.

2. Г. Н. Давыдова “Нетрадиционная техника рисования в детском саду”- М., 2007г.

3. И. А. Лыкова “Цветные ладошки” – М. ,1996г.

4. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»;ТЦ: Сфера, 2006 г.

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

6. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.

7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Просвещение, 2009.

Источник