Развитие ребенка больше года

Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.

Показатели физического развития

Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.

Двигательные навыки

Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.

В возрасте около года малыш переходит на принципиально новую ступень развития – он начинает осваивать самостоятельные шаги и становится менее зависимым от мамы и папы

Развивается мелкая моторика:

  • Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
  • Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.

Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.

Особенности развития

После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается – как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: каким в норме должен быть ребенок в 2 года и 2 месяца?). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.

Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем – вдумчивым, ответственным, рациональным.

Календарные периоды

Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей – от простого действия или умения к сложному.

12-15 месяцев

Вот, что может карапуз:

  • начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
  • выполнять простые просьбы – например, обнять маму;
  • пользоваться вилкой и ложкой;
  • идти вверх по ступенькам лестницы;
  • замечать забавные вещи и смеяться над ними;
  • подражать речи и действиям родителей;
  • говорить на собственном языке;
  • жестами показывать то, что он хочет;
  • хлопать в ладоши;
  • помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
  • быстро ползать;
  • ходить, опираясь на мебель;
  • без чьей-либо помощи снимать носки;
  • делать несколько шагов без поддержки;
  • понимать простые просьбы;
  • замечать реакцию родителей на его действия;
  • уверенно стоять;
  • ходить, держа маму или папу за руку;
  • качать головой, давая отрицательный ответ;
  • пить из кружки;
  • пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;

Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения

  • помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
  • наклоняться за упавшим предметом;
  • узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
  • поднимать более тяжелые предметы;
  • играя в мячик, катать его вперед и назад;
  • подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
  • вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
  • показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
  • бегать;
  • обозначать требование тишины жестом «тссс»;
  • «помогать» маме по дому.

15-18 месяцев

  • переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
  • испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
  • уверенно ходить;
  • петь и делать это с наслаждением;
  • истерить, если чем-то недоволен;
  • пятиться спиной;
  • забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
  • говорить до 15 различных по смыслу слов;
  • самостоятельно снимать носки или штанишки;
  • спать один раз в день после обеда вместо двух;
  • быстро бегать;
  • сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: как научить ребенка цветам?);
  • играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
  • складывать из слов фразы;
  • самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
  • уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
  • чистить зубки под присмотром родителей;
  • говорить понятнее для взрослых.

Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту

Читайте также:  Речь развитие речи у детей речь и мышление ребенка

18-21 месяцев

  • говорить около 50 слов;
  • понимать значение около 200 слов;
  • составлять из слов простые предложения;
  • самостоятельно снимать одежду;
  • ходить на горшок, контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
  • умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
  • знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
  • имитировать больше действий взрослых – например, выбрасывать мусор в ведро;
  • строить из кубиков башни;
  • давать описания несложным рисункам из книг;
  • открывать и закрывать в доме и шкафах двери.

21-24 месяца

  • проситься в туалет;
  • быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
  • повторять все за другими людьми;
  • собирать несложные пазлы;
  • проводить прямую линию;
  • спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
  • различать холодно – жарко, много – мало, большой – маленький;
  • надевать и снимать одежду самостоятельно;
  • различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
  • прыгать;
  • понимать хорошее и плохое (поведение, слово).

К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение – проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: нормальное развитие ребенка в 2,5 года)

Как подавать информацию?

После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него развивающие игры. Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: как грамотно обеспечить раннее развитие ребенка?). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.

Голосовое общение с ребенком необходимо подкреплять образами и наглядными примерами. Помните – словарный запас малыша невелик, ему легче понять то, что вы пытаетесь ему донести, через жесты и игровые ситуации. Читая книжку, обязательно объясняйте крохе, почему и зачем герои сказки совершают какие-то действия. Если хотите смоделировать какую-то определенную ситуацию, придумайте собственную сказку. Такие приемы служат частью воспитания ребенка. Почитайте подробнее о развитии речи ребенка с 1 года до 2-х лет.

Моменты, связанные с реальной жизнью, объясняйте тогда, когда ребенок может видеть их наглядное воплощение: о личной гигиене говорите, когда моете с малышом ручки, а об опасности на дороге – когда стоите с малышом возле мчащихся автомобилей. Информация, не подкрепленная яркими образами, плохо воспринимается и не закрепляется в сознании крохи. Помогите своему маленькому сокровищу развиваться правильно.

Отклонения в развитии

Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем:

  • к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
  • не стремится имитировать действия взрослых;
  • достигнув возраста 18 месяцев, малыш так и не научился ходить;
  • в этом же возрасте говорит менее 15 слов;
  • в 2 года не умеет составлять слова в предложение (подробнее в статье: что должен знать или уметь ребенок в 2 года?).

Медики считают, что приведенные отклонения чаще всего связаны с недостаточным старанием родителей в обучении ребенка. Причиной проблемы может стать и нехватка общения. Только от родителей зависит, насколько правильно будет идти развитие маленького человека. Дайте ему столько тепла, знаний и навыков, сколько могут дать любящие и заботливые мама и папа.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

Лепетания, состоявшие в основном из отдельных звуков и слогов, постепенно трансформировались в слова «мама» и «папа». Теперь, когда малыш хочет пообщаться, он не просто гукает, чтобы на него обратили внимание, а вполне осмысленно обращается к родителям. К году словарный запас некоторых детей составляет уже 5–6 слов. Если вашему малышу скоро год, а он пока не говорит, не стоит огорчаться, большинство детей начинают говорить после года.

Чем больше малыш узнает об окружающем мире, тем больше ему хочется пощупать, потрогать, подержать, понять. Ему нравится следить за вами и повторять ваши движения и выражение лица. Малыш по-своему принимает активное участие в жизни семьи. Не бойтесь поручать ему то, что он может сделать. Он будет очень горд собой, показав вам, что справился с заданием.

Именно сейчас у малыша появляется желание делать все самостоятельно. Родителям нужно это ценить и всячески поощрять свое чадо. Если кроха пытается сам снять кофточку, похвалите его и немного помогите — через некоторое время он прекрасно справится с этой задачей сам. Начинайте приучать ребенка класть игрушки на свои места. Хотя бы одну, самую любимую. Ребенок охотно будет выполнять просьбы взрослых, ведь так он сможет продемонстрировать родителям свои навыки и умения.

В этом возрасте малыш быстро обучается. Он активно познает окружающий мир, поэтому очень важно уделять крохе много внимания: читать стихи и сказки, играть в развивающие игры, слушать вместе с ним музыку.

Малыш удивляет и радует родителей своей сообразительностью и любознательностью. Так, например, кроха уже видит связь между действиями взрослых и теми последствиями, к которым эти действия приводят. Малыш пытается повторять за родителями: щелкнуть выключателем и включить лампу, нажать на кнопку телевизора и увидеть интересные картинки. Когда кроха добивается успеха, то с удовольствием демонстрирует взрослым свои навыки.

Годовалый малыш понимает и выполняет огромное количество инструкций: он охотно откликается на твои просьбы: «дай мячик», «покажи бабушке мишку», «пойдем гулять». Чем больше вы общаетесь со своим ребенком, чем больше «задач» перед ним ставите, тем быстрее он развивается. В этот период малыш хорошо различает эмоциональную окраску речи взрослого. Например, убедительно произнесенное родительское «нельзя» уже имеет для него весомую силу. Ещё один сюрприз — о своих потребностях кроха теперь заявляет не плачем, а вполне «по-взрослому» пытается объяснить, что ему в данный момент нужно. Некоторые детки выражают свои желания, произнося различные слоги и их сочетания, другие используют язык жестов, а также иные невербальные способы выражения своих мыслей (например, мычание).

Читайте также:  Закономерности роста и развития ребенка с рождения

Скоро наступит второй год в жизни малыша. Начало положено, но многое еще впереди: предстоит научиться говорить, бегать, проситься в туалет. После года у малышей появляется интерес к бумаге и карандашам. Помогите маленькому освоить эти новые, удивительные для него вещички. Покажите ему, как правильно держать карандаш и как им пользоваться: возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте несколько простых фигур. Кроха с удивлением будет наблюдать, как из-под вашей руки появляется цветочек или домик, а потом потребует отдать ему карандаш и нарисует свой первый «шедевр».

Сначала в этих рисунках будет сложно различить узнаваемые фигуры, скорее, это будут каракули, но сколько радости они будут приносить вашему крохе и вам! Лучше всего купить специальные карандаши для детей такого возраста — восковые, они не ломаются, не имеют острых концов и совершенно безвредны, даже если ребенок попробует карандаш на вкус, что ваш непоседа обязательно попытается сделать. Особый интерес у детей вызывают животные и различные движущиеся предметы: машины, самолеты… Если вы попросите малыша, он с удовольствием покажет вам, как лает собачка, мяукает кошечка, или какой звук издает машина.

Игры тоже становятся всё более осмысленными: период беспорядочного бросания сменился периодом созидания. Первое творение — башня из двух, а может быть, даже из трех кубиков.

Малыш уже научился брать кусочки еды и не давить их в руках, пользоваться специальными детскими пластиковыми приборами и чашкой.

Малыш научился жевать небольшие, не слишком твердые кусочки. Он все хочет кушать сам, пальчиками или ложкой.

Поскольку малыш уже разжевывает небольшие кусочки пищи, за столом он чувствует себя гораздо увереннее. Конечно, ребенок очень хочет кушать то же, что и мама, но его потребности пока отличаются от ваших, и рацион должен быть другим.

В течение почти 12 месяцев ваш ребенок во всем зависел от вас. Теперь он зависит от вас ровно настолько, насколько вы можете помочь ему стать независимым. Возможно, вы уже увидели признаки «пробуждающегося самосознания». Непоседа хватает ложку во время еды, пытается снять носки сразу же после того, как вы их ему надели, переворачивает и мнет страницы своей любимой книги.

Все это абсолютно нормальные шаги к независимости. И хотя предоставлять ребенку самостоятельность иногда рискованно, а иногда и утомительно (ведь он действует так неуклюже!), потом вам придется возиться с малышом гораздо больше, если вы сейчас будете ограничивать его инициативу.

Когда кроха уже достаточно подрос для того, чтобы ему захотелось во всем быть самостоятельным, существует еще мало дел, которые вы можете ему поручить. Но даже если вы смирились с его «самоопределением», помните: даже очень бойкого ребенка, только начавшего ходить, ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра. Поэтому обязательно оставайтесь в пределах досягаемости.

Разрешите малышу почистить зубы зубной щеткой, подходящего размера. Покажите, как вы сама чистите зубы, и юный подражатель попытается сделать то же. Не ожидайте немедленного успеха — это наука, которая требует времени.

Разрешите ребенку самостоятельно вымыть руки. Пододвиньте стул, на котором сидит малыш, к раковине, пустите несильную струю теплой воды и покажите как дозировать жидкое мыло. (Использование кускового мыла пока что не рекомендуется, поскольку оно, во-первых, слишком скользкое, а во-вторых, может показаться годовалому ребенку чем-то аппетитным). Густая пена превращает мытье рук в развлечение.

Разрешите ребенку есть самостоятельно. Вероятно, вы уже давали ребенку в ручки что-то съедобное. Теперь настал хороший момент для того, чтобы разрешить ему эксперименты с ложкой. Лучше всего подходит для этого густая пища: попробуйте предложить малышу его любимый йогурт, в который добавлена каша. Дайте ребенку пару детских ложек, и пусть он ест сам. Не удивляйтесь, если он попытается брать пищу руками. Будьте готовы к беспорядку и запаситесь салфетками в большом количестве!

Разрешите ребенку убирать свои игрушки. Если вы будете веселы, наводя порядок, ребенок подумает, что это превосходная забава. Пойте какую-нибудь «песенку для уборки» каждый раз, когда вы расставляете все по местам, и вскоре ребенок будет вам с удовольствием подпевать.

Управляться с годовалым ребенком, который настаивает на том, чтобы все делать самостоятельно, далеко не просто. Конечно, вы можете гораздо быстрее и лучше вымыть его, накормить и одеть, но в конце концов вы порадуетесь тому, как много он умеет в столь нежном возрасте. А сейчас похвалите его за успехи, выделите дополнительное время для самостоятельных занятий, подавите искушение ему помочь и… возьмите фотоаппарат, чтобы запечатлеть старания своего крохи.

Источник

Ребёнок до года – это ежеминутное внимание, ежемесячные измерения, взвешивания, празднования дней рождения. Но самое интересное начинается после года. Ребёнок от года до двух – это очаровательный самостоятельно передвигающийся и активно познающий мир человечек.

Виктория в 1,5-2 года обожала голубей

Каждый малыш индивидуален, но по всем направлениям развития есть нормы, на которые родители могут ориентироваться. Когда Виктория была в таком возрасте, я искала эти нормы в книгах и Интернете, соотносила с нашей реальностью. Если что-то оставляло желать лучшего, занималась целенаправленно развитием этих навыков. Заметила, что информация в разных источниках может противоречить друг другу. Но после прочтения нескольких версий рекомендаций убеждалась, что истина всегда находится посередине.

Самообслуживание

В этом возрасте ребёнок умеет делать достаточно много.

Самостоятельно ходит. Дети делают первые самостоятельные шаги в период от 9 месяцев до 1,5 лет. Чаще всего это происходит около года. Лучше спокойно ждать, когда ребёнок пойдёт сам, не пытаться ускорить события. Ползать полезнее, чем ходить. При ползании задействованы многие мышцы, меньше нагрузка на ещё неокрепший позвоночник.

Пьёт из чашки, пытается самостоятельно есть.

Пытается одеваться, обуваться, раздеваться, разуваться. Пока скорее ребёнок помогает взрослому, чем взрослый ребёнку – протягивает руки, стягивает носки или штанишки.

Читайте также:  Развитие ребенка в 5 лет упражнения звуки

Складывает игрушки в коробку, корзину. Вместе с взрослыми, конечно.

Умывается, вытирается полотенцем.

Просится на горшок. Педиатры считают, что приучать к горшку ребёнка лучше с 18 месяцев. Но для каждого конкретного ребёнка этот период корректируется в зависимости от его индивидуальных особенностей. Готовность освоить этот навык соотносят с умением уверенно сидеть и ходить; выражать свои желания жестами, звуками, словами; снимать и надевать штанишки.

Речевое развитие

Между годом и двумя речь развивается с каждым месяцем всё активнее.

Сначала малыши называют близких: мама, папа, баба, Тата, Мими.

Подражает предметам и явлениям: тиканье часов, мяуканье кошки, лай собаки, мычание коровы.

Называет предметы и действия упрощённо: ама, биби, ляля, бяка, мама ня, кука па.

У каждого ребёнка это происходит по-своему. Виктория в год не говорила «мама» и «папа», но вполне внятно и осмысленно произносила слова «крем» и «лампа».

В полтора года в активном словаре ребёнка появляются 8-10 «настоящих» – не сокращённых и не искажённых – слов. К двум годам словарный запас вырастает до 40 слов. Обычно активный словарь у девочек объёмнее, чем у мальчиков.

Речь – качество, которое отличает человека от животных. Речь не возникает естественным путём. Становление речи ребёнка требует целенаправленных усилий со стороны взрослых. Ребёнок заговорит быстрее и правильнее, если с ним будут постоянно разговаривать. Поэтому правильные родители комментируют всё, что происходит с ребёнком в течение дня. Называют предметы и действия, когда ребёнок ест, одевается, играет.

Специалисты не рекомендуют переходить на язык ребёнка. Все слова нужно произносить по-взрослому правильно. Тогда лопотание быстрее превратится в полноценную «чистую» речь. Читала, что если ребёнок начинает произносить слово сокращённо, в течение месяца это слово должно дорасти до своих истинных размеров. Например, если ребёнок слогом «ма» обозначает несколько слов, через месяц должны появиться «Маша», «манка», «молоко».

Важно читать ребёнку книжки – потешки, стихи, простые сказки. Маленькие дети хорошо воспринимают классику: произведения С.Маршака, С.Михалкова, А.Барто. Почему-то меньше им нравится слушать произведения современных авторов. Думаю, реагируют на правильные ритмы классических произведений. Музыкальные и звуковые игрушки не могут полноценно заменить живую речь. Исследователи доказали, что если детям читают книги до 4-х лет, их показатели IQ вырастают. Если после 4-х лет – растёт словарный запас, эрудиция, но с интеллектом уже не происходит никаких изменений.

В психологии и медицине есть понятие «сензитивный период». Это наиболее благоприятный возрастной период для формирования тех или иных навыков. С года до двух – наиболее благоприятный период для начала формирования речи. Если его упустить, в более позднем возрасте придётся приложить гораздо больше усилий. Возможно, даже понадобятся специальные занятия с логопедом, психологом.

Познавательное развитие

В период с года до двух ребёнок сначала показывает части тела, лица, затем называет их.

Ориентируется в двух формах (например, различает шар и куб).

Ориентируется в трёх различных величинах одной формы (большой, средний, маленький кубик).

Знает 3-4 цвета. Различать может значительно больше. Виктория в возрасте 1,5 лет совместила 12 фломастеров с их колпачками. Позднее у неё проявились способности к рисованию.

Малыш умеет и любит перелистывать страницы в книгах. Рассматривает картинки. Лучше покупать книги с толстыми картонными страницами. Обычные, бумажные рвутся.

Называет предметы, людей, животных на картинках.

Различает «один» и «много».

Выполняет 2-3 действия с игрушками.

Собирает пирамидку, матрёшку из 3-х элементов.

Подбрасывает и прокатывает мяч.

Творчество

В этом возрасте ребёнок выполняет танцевальные движения – повторяет их за взрослыми.

Рисует линии карандашами, мелками, фломастерами. Заполняет ими весь лист. Может лепить простые формы. Лучше использовать не пластилин, а солёное тесто – оно невкусное, не будет тянуть в рот.

Строит башни из кубиков, деталей конструктора.

Игрушки и игры

Наиболее подходящие игрушки для ребёнка такого возраста: кубики, пирамидки, конструкторы, шнуровки, вкладыши, пазлы из 2-4 деталей, мячики, каталки, машинки, стучалки, пальчиковые игрушки из ткани, куклы из ткани, резины, пластика.

Ребёнок любит собирать и разрушать, открывать, откручивать и закрывать, закручивать, нажимать, стучать, вставлять.

В игрушку можно превратить любой предмет: кастрюлю с крышкой, пластиковую бутылку, небьющиеся чашки и банки, крышки от пластиковых бутылок, разноцветные прищепки, ленточки и верёвочки.

Можно раскладывать в разные баночки, тарелочки, бутылочки разноцветную фасоль – белую и красную. Переливать воду из чашки в чашку или пересыпать крупу, камешки. Закручивать и раскручивать крышки на баночках и бутылочках. Выкладывать мозаики из цветных крышек от пластиковых бутылок.

Некоторые учебные пособия можно легко сделать самим из простых материалов.

Лист белого картона, цветная бумага, клей карандаш или ПВА, ножницы – всё, что нужно для изготовления развивающих карточек. Помогите ребёнку собрать из частей целое.

Начать лучше с простых форм – круга, квадрата и основных цветов – синего, зелёного, жёлтого, красного.

От геометрических фигур можно перейти к простым картинкам – фрукты, овощи, цветы, грибы, рыбки, бабочки,

Изготовить такие пальчиковые игрушки можно за пару часов. Материал – цветной фетр или кусочки любого другого несыпучего материала – драп, экокожа. Ребёнку важно прикасаться к разным материалам – твёрдым, мягким, тёплым, прохладным. Он познаёт мир через тактильные ощущения.

Главные задачи этого возрастного периода – развитие речи, связанной с ней мелкой моторики, мышления, координации движений.

Главный принцип – развивают не только специально организованные занятия, но и любые взаимодействия с ребёнком.

Источник