Развитие ребенка без садика

Считается, что «несадовские» дети чем-то обделены: социализацией, развитием, даже навыком слушаться взрослых. Так ли это? Обязательно ли посещать садик и что требуется от родителей, если ребёнок растет дома, обсуждаем с психологом Анной Скавитиной.
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Сад для всех
Не так давно дети делились на «детсадовских» и «несадовских»: предполагалось, что те, у которых всё в порядке со здоровьем и досталось место в учреждении, обязательно должны ходить в детский сад, чтобы получить пакет образовательных и воспитательных услуг. На «несадовских», домашних детей смотрели с сочувствием, сожалея о тех серьезных потерях, которые понесла их не так давно начатая жизнь, и обдумывали, как же можно компенсировать пробелы социализации, без которой обучение в школе попадало под серьезную угрозу.
Я думаю, что многие знают: детские сады были придуманы, чтобы родители могли выйти на работу и включиться в рынок общественной рабочей силы, не думая о том, что ребёнок окажется без присмотра. Уже потом к детским садам были «прикручены» дополнительные образовательные функции, и впоследствие посещение детского сада стало трактоваться как обязательный элемент развития ребёнка. И даже наличие свободных бабушек и дедушек в семье, с удовольствием готовых заниматься внуками, стало рассматриваться как недостаточный фактор для адекватного присмотра и интеллектуального развития. Дети стали попадать под государственную опеку с раннего возраста.
Сегодня мы видим обратную тенденцию: ценность ребёнка вырастает вместе с желанием родителей воспитывать и выращивать ребёнка так, как они это считают правильным. Этому немало поспособствовало то, что сегодняшние взрослые стали более чувствительны к ситуациям насилия. Сами в детстве пережив неприятные моменты в детском саду, когда их заставляли есть, спать, высаживали в ряд на горшки, «обтесывали и обстругивали», чтобы они были менее чувствительны к своим эмоциям и потребностям, они теперь не хотят того же для своих детей – фантазируя, что в современных детских садах будет все то же самое.
Всё это привело к возникновению многочисленных альтернатив государственным детским садам: частные сады, основанные на различных воспитательных парадигмах, группы кратковременного пребывания, развивающие детские центры, кружки по интересам, возрождённый институт нянь и гувернанток и т. д. И детям, которые ни разу не ходили в детский сад, не обязательно теперь иметь оправдание в виде сложностей со здоровьем. А также выяснилось, что не посещающие детский сад дети вполне могут быть физически, интеллектуально и эмоционально развиты совсем не хуже, чем дети после детсадовской подготовки.
Мы точно справимся?
Основная цель детского сада – обеспечить уход и присмотр, то есть взять временно на себя функции родителей. Родители, выбравшие не отдавать ребёнка в детские сады вообще, обычно понимают, что он 24 часа 7 дней в неделю будет находиться с ними. И все образовательные функции, которые можно было бы отдать на аутсорсинг, необходимо будет взять на себя. В целом, это возможно, ведь многие поколения людей выращивали детей без социальных структур, но в нынешнем мире количество того, что именно должен уметь и знать ребёнок к школьному возрасту, серьезно изменилось. Другое дело, что сочетать полноценную оплачиваемую работу, даже без выхода в офис с ребёнком, а тем более несколькими, под силу очень редким родителям. Поэтому стоит решить, хватит ли им психологических, временных и финансовых ресурсов на то, чтобы справиться без поддержки детского сада.
Что из «основного развивающего набора» надо организовать для ребенка дома?
⁃ Общение в коллективе. Ближе к трём годам большинству детей становится настолько интересно общество сверстников и возможность играть с ними, и это такой важный фактор их развития, что необходимо будет организовать детям регулярную возможность развивать навыки общения. Эту задачу поможет решить компания ваших друзей и подруг с детьми, детская площадка во дворе с ее регулярными конфликтами и попытками их разрешения. То, что дети на площадке оказываются разновозрастные и из очень разных семей, даёт ребёнку возможность соприкоснуться с реальной жизнью, но при поддержке близкого человека.
⁃ Общение со взрослыми вне семьи. В детском саду ребёнок начинает постепенно понимать, что есть взрослые люди помимо родителей, которых приходится слышать и слушать. Они могут заботиться о тебе и учить тебя новому, пока родители заняты, но ты не можешь мгновенно получить от родителей поддержку в трудных для тебя ситуациях. То есть ребёнок учится принимать правила взаимодействия в социальной среде, справляться самостоятельно какое-то время со сложными эмоциональными ситуациями до появления родителей. Эту задачу смогут взять на себя те взрослые, которым вы будете готовы доверить ребёнка: бабушки, няни, ваши друзья, учителя на развивающих занятиях.
⁃ Интеллектуальное и физическое развитие. Тут нужно признать, что многие мамы могут обеспечить гораздо лучшие условия для развития ребёнка, чем среднестатистический детский сад. Хотя бы потому, что детский сад и рассчитан на среднестатистического ребёнка, то есть не учитывает его индивидуальных способностей и особенностей. Если ребёнок много времени проводит с родными в разговорах, принимает участие в домашних делах, то знания о многих областях жизни усваиваются без длительного и принудительного сидения за партой. Конечно, если он целыми днями предоставлен сам себе, занят в основном гаджетами, то любой государственный детский сад даст фору такому домашнему воспитанию. Минимальный набор из лепки, рисования, конструирования, самообслуживания, музыкальных занятий и физкультуры входит в программу обычного детского сада. Подумайте, как вы сможете обеспечить это дома.
⁃ Жизнь по расписанию. Для большинства детей жизнь по понятному расписанию – это путь к стабильному психическому состоянию и пониманию мироустройства. Детский сад обеспечивает это автоматически, дома организовать это сложнее, особенно родителям, привыкшим жить в соответствии с сегодняшним настроением, и не придерживающимся стабильного графика для самих себя. С домашним ребёнком можно жить по любому расписанию, если оно устраивает всех обитателей дома, но лучше его всё же иметь, хотя бы приблизительное. Расписание вполне может быть не привязано жестко к часам и минутам, но хотя бы к последовательности действий: после пробуждения мы всегда умывается, потом завтракаем, потом гуляем или рисуем. Дети любят последовательности и ритуалы, и если родители будут учитывать этот факт, то многие вещи будут происходить без излишнего напряжения, которое создаётся при необходимости строго попадать в график.
А как же готовиться к школе?
Нет обязательных компетенций, которыми должен владеть ребёнок к поступлению в школу, но есть негласные: они помогут легче адаптироваться к следующей ступеньке развития, если вы, конечно, планируете отдавать его в школу, а не продолжать домашнее обучение (сейчас это тоже уже никого не удивляет). Именно на эти негласные компетенции и нужно ориентироваться родителям, чтобы оценить, в нужном ли темпе и направлении все продвигается. Какие это знания и умения?
1. Знание о своей семье: имя, фамилия, состав семьи, кто кому и кем приходится, чем занимаются родители, адрес и хотя бы один номер телефона.
2. Время и пространство. Времена года и месяца, ориентировка в часах со стрелками и в расписании дня. Лево-право, верх-вниз, формы предметов и их цвета.
3. Правила базовой безопасности. Не уходить одному и с незнакомыми, знать правила поведения пешехода и т. д.
4. Навыки коммуникации. Умение взаимодействовать с детьми и взрослыми, работать в команде с другими детьми, представлять полученный результат.
5. Говорить и знать алфавит. Уметь читать перед школой не требуется, но читающим детям адаптироваться легче. Понимать несложный текст и излагать его своими словами.
6. Считать. Это не значит просто произносить счёт до 100 или 1000 – это уметь посчитать количество предметов или людей, понимать «меньше» и «больше», иметь элементарное представление о дробях: половина яблока, его четверть.
7. Общее развитие. Умение пользоваться простыми предметами, вырезать ножницами и использовать клей, складывать вещи в отведённое место, выполнять словесные инструкции и т. д.
Это краткий, но основной список компетенций дошкольника. Есть ли здесь навыки, которые обязательно должны быть получены именно в детском саду? Точно нет. Поэтому отдавать ли ребёнка в детский сад или оставлять его дома до школы или дальше, каждая семья решает, исходя из собственных ресурсов и тех особенностей и способностей ребёнка, которые у него обнаружились. Нет идеальных и единственно правильных решений. Вопросы по адаптации «несадовского» ребёнка в школе решаются ничуть не сложнее, чем того, кто ходил в детский сад, если родители позаботились о тех аспектах, которые мы обсудили выше.
Читайте также:
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
Дома не скучаем! Чем занять ребёнка, пока он не ходит в сад или школу
8 книг для тех, кто скоро идёт в детский сад
Фото: VGstockstudio, Oksana Kuzmina, Studio Romantic/Shutterstock
Источник
Встречались ли вам домашние дети, которые не посещают детский сад? С увеличением количества детей в группах дошкольных учреждений и сложностями получения путевки в садик, а также появлением развивающих центров для детей с 6 месяцев, увеличивается число домашних детей. С момента рождения старшей дочери я также стала задумываться о том, стоит ли моему ребенку посещать дошкольное учреждение? Сейчас старшей дочери 5 лет, примерно год из них она ходила в садик, а последние полгода находится полностью на домашнем воспитании. Основываясь на собственном опыте и наблюдении за такими же домашними детьми, рада поделиться с читателями положительными и отрицательными, на мой взгляд, моментами одного и другого подхода.
Плюсы домашнего воспитания
- меньше болезней у ребенка и в семье . И даже не в два, а в три-четыре раза ребенок меньше болеет. Когда дочь отходила в садик 3 месяца, в нашей семье появился второй малыш. Уберечь его от вирусов оказалось очень сложной задачей. Небольшой насморк старшей за сутки набирал обороты в виде бронхита у младшего, несмотря на абсолютное грудное вскармливание. В итоге, за год младший перенял у сестры ветрянку, ангину и пару бронхитов, что конечно, сказалось на общем анамнезе малыша.
- постоянная психологическая поддержка со стороны мамы. Находясь дома, у ребенка есть все шансы быть услышанным и получить поддержку и опору в любом необходимом случае (демонстрация нового умения, ласка во время падений и т.д.). В детском саду воспитатель не имеет возможности уделить внимание каждому ребенку. Как итог: психологические сложности у детей.
- адаптивность ребенка к домашним обязанностям и быту. Наблюдая за мамой, ребенок перенимает опыт самообслуживания, учится трудиться и помогать.
- чистота языка и полезные навыки коммуникации. Если в вашей семье табу на использование ругательных слов и мата, есть большая вероятность, что ребенок узнает их из сада и даже будет употреблять. Также узнают дети и негативные способы коммуникации: кусание, удары друг друга, неадекватный крик – всё это обратная сторона «школы выживания». Понятно, что ребенку всё равно предстоит узнать обо всём этом, но хочется, чтобы это произошло, когда дети уже имеют какие-то представления о мирных переговорах, а это возможно примерно к 5- летнему возрасту.
- собственный режим дня. Например, вы можете не вставать в 7 утра, если в вашей семье поздний подъем, а выстраивать свой собственный график, исходя из личных потребностей.
- экономия на одежде и обуви. Целый день находясь в садике, ребенку может потребоваться гораздо больше вещей, чем дома: спортивная форма и кроссовки в зал, чешки, юбочка для девочек на музыкальные занятия, сменные комплекты (в группу и на улицу), сезонные сменные вещи и т.д. Кроме этого, канцелярские товары и бытовая химия для группы, а также подарки на праздники детям и воспитателям и персоналу тоже могут иногда доходить до внушительных сумм.
- есть возможность погрузиться в настоящее детство и прожить его ещё раз. Это, пожалуй, самый непрактичный, но важный пункт для осознанных взрослых. Не у каждого из родителей было столько возможностей в детстве, как у современного ребенка, поэтому выстраивая домашнее развитие-воспитание, можно вдоволь осчастливить самого себя.
- взаимопонимание между детьми в одной семье. Когда дети находятся друг с другом целый день, то близость и взаимопонимание тоже будет увеличиваться. Хотя, конечно, хорошие отношения между братьями-сестрами возможны и в семьях, посещающих детские сады.
- качественное общение с ребенком. После садика многие дети чувствуют себя уставшими – огромное количество детей в группах, шум, перенапряжение дают о себе знать. Вечером такие дети капризничают, а у уставших родителей нет сил психологически «разгрузить» ребенка. Такое общение сложно назвать радостным.
Кроме этого, мы рады предложить вам несколько советов для домашних мам и детей:
- Обязательно общайтесь с такими же детьми и мамами. Их можно встретить на детских площадках, а также на форумах мам и в соответствующих сообществах социальных сетей.
- Ходите в гости и на разные мероприятия. Это полезно и для социализации ребенка, и в качестве профилактики усталости мамы.
- Водите ребенка на развивашки и в секции. Там ребенок будет знать, что существует главенствующие взрослые, помимо мамы, что положительно скажется в адаптации к школе.
Несмотря на все положительные стороны воспитания детей дома, есть и обратная сторона.
Минусы жизни без садика
– выгорание мамы – особенно это актуально, если нет в близком окружении реальных помощников в виде бабушек, сестер, няни, соседей. 24 часа в сутки находится в напряженном/контролирующем всё я вся состоянии довольно сложно. Даже три месяца до рождения второго малыша я вспоминаю, как райское наслаждение. Пока дочь была в садике до обеда, я могла сходить в бассейн, поболтать с подругами, посмотреть кино, и элементарно полежать, вытянув ноги. С двумя домашними детьми мне приходится постоянно отстраивать границы и вспоминать, что помимо мужа и детей у меня есть «Я».
– скука ребенка. Да, и это случается, несмотря на развивашки, чтение, игры, прогулки, походы по «маминым делам». В садике у детей есть возможность подключиться к играм друг друга, принимать активное участие в занятиях, замечать новое в ежедневном облике воспитателя и ребят. И чем старше ребенок, тем больше нравится ему в садике.
Многие родители решают отдавать детей в детский сад позже обычного распределения – в 5-6 лет, перед школой. Психологи и педиатры очень поддерживают данную стратегию: меньше физиологических и психологических проблем в раннем возрасте и достаточная социализация ближе к школе. Психологи советуют также подготовить ребенка к дошкольному учреждению путем введения примерного режима садика (вы можете найти примеры в интернете), знакомством с воспитателем, а может и с детьми в группе и создать положительный настрой.
Какую бы стратегию вы не выбрали, главное – это спокойствие и радость всех участников процесса. Желаем удачи в воспитании ваших детей!
Автор: Ирина Газизова
Статьи по теме:
Подготовка и адаптация к школе. Советы психолога
Перефразируй это: правила общения с ребенком
Музыкальное воспитание малыша в домашних условиях
Чем заняться с ребенком дома:
Новое хобби: живопись на камнях
Играем в ученых:собираем гербарий с детьми
5 финансовых уроков для детей
20 мелочей, которые делают ребенка счастливым
27 августа 2018 г. 11:28 Редакция / 0 / 2401 /
Источник
Здесь я постараюсь кратко объяснить почему необязательно отдавать каждого ребенка в дошкольное учреждение. И даже вредно. Многие отдают своих детей в учреждение из-за сложившихся в советские годы стереотипы, но тогда были совсем другие задачи у государства. Нужно было подымать страну, и цели были оправданы.
Учёные из Норвежского университета науки и технологий выяснили уровень стресса у домашних детей и у детей долгое время находящихся в детском саду. У последних детишек уровень гормона стресса-кортизола выше аж на треть. Всего исследование прошли 122 малыша.
Стереотип № 1 – Коллектив.
Многие считают, что чем раньше их ребенок попадает в коллектив, тем легче ему будет потом !
Серьезно? Скажу не только как дошкольный педагог, но и как мама, которая чувствует и наблюдает. А еще читает детских неврологов. Чем раньше оторвать ребенка от матери, тем хуже для его развития. Не может быть благополучного развития, когда ребенок находится в стрессовой ситуации. Данное явлении вообще противоречит законам природы, тем самым грубо нарушаются психические процессы. Развитие замедляется и даже появляются неврологические проблемы, которых могло и не быть. Даже знакомый и любимый запах мамы может успокоить малыша. В природе существует симбиоз мать-дитя, нарушать, который очень чревато. В этом этапе близости матери или лицом заменяющим ее зависит, как будет проходить в будущем и процесс правильного, постепенного отделения ребенка от матери.
Отделение должно быть постепенным и естественным. Всем деткам нужна мама, а не 30 таких же беспомощных и орущих товарищей с незнакомыми тетями. Зависимость от мамы никуда не исчезнет! А отрывание в раннем детстве от матери переходит в тот период, когда как раз ребенок должен проявлять самостоятельность. Много видела детей, которые в силу неблагополучных обстоятельств часто оставались не с мамой в раннем детстве, а в яслях или со старшими братьями, другими редко приезжающими родственниками. Эти дети в старшем дошкольном возрасте часто ведут себя агрессивно, замкнуто и только в присутствии матери чувствуют себя наиболее благополучно. Такая чрезмерная зависимость от старших и постоянный поиск надежности толкает неуверенного в себе ребенка на поиск более старших друзей. А когда приходит понимание, что этого не хватает, или происходит разочарование, то продолжается поиск альтернативного выхода из неуверенности в наркотиках, ранних близких связях. Даже в богатых семьях, где родителям быстро пришлось поручить дитя в чужие руки, для продолжения карьеры, вырастая ребенок начинает искать эти особенные эмоции и чувства недополученные от симбиоза мать-дитя в сомнительных способах успокоения, где часто наркотики – самый легкий путь.
Стереотип№2 – Ребенку будет сложно ходить в школу, если он не будет ходить в детский сад.
Родители беспокоятся за школу, где ребенок будет находится всего 3-4 часа в день. И не забывайте, что ему будет уже 7-8 лет! В этом возрасте очень сильная потребность в познавательных процессах малыша. У него уже нет такой сильной потребности в маме, хотя бы на эти 4 часа, где масса интересного для него и нового. Если его правильно морально подготовить, то ребенок чувствует себя уверенным и взрослым! Он ведь школьник! Но он знает, что через какое-то время он вернется в семью, в свою стихию, где его всегда поддержат. А ребенок скажем 3-х лет? Он плохо понимает время, точнее вообще не понимает. Когда за ним придут? А придут ли? А сколько тут сидеть? Многие дети боятся даже сказать,что хотят в туалет. Когда же воспитатель увидел, что у ребёнка мокрые штаны, но ругает или показывает своё недовольство от происходящего. Для малышей это целая психологическая травма. Не для все конечно, но очень часто. Спросите у любой мамы, у которой ребенок начал ходить в сад. Сколько длилась адаптация? Сколько было слез? Зачем? ( если дело не в социальных проблемах конечно, а именно в стереотипах) Укладывание спать в саду происходит без мамы, что тоже нарушает симбиоз мать-дитя.
Стереотип №3 – Социализация
Гордон Ньюфельд.
Гордон Ньюфельд, доктор наук, основатель собственного института в Канаде, автор книги «Не упускайте своих детей», переведенной на 10 языков, утверждает:
«Преждевременная социализация всегда считалась самым большим злом в воспитании детей… Когда детей слишком рано помещают вместе, прежде чем они могут быть самими собой, они становятся такими же, как все, и это ломает их индивидуальность, а не оттачивает ее».
Чтобы лучше все понять, советую прочитать само понятие – социализация! Оно достаточно большое,поэтому писать его здесь я не буду. Главное в этом понятие то, что успешная социализация заключается в воспитании. Воспитание это прежде всего полноценное общение в семье. Общение интеллектуальное и эмоциональное. Когда важные понятия объясняют именно родные люди, а не чужие! Да и какое может быть общение в саду, где 1 воспитатель и 30 детей! Какое может быть общение с такими же сверстниками, которые не все и говорить могут. А некоторые общаются кусанием, толканием, и тд… Ещё хочу сказать, что ребенок в 2,3,4… года не может вам сразу так взять и социализация в момент! В дошкольном возрасте вообще ей отдают только самое базовое значение. Реальная социализация идет весь период детства до 18 лет, пока длится основное образование в школе. Ребенок должен всё хорошее, что он получает в семье реализовывать в обществе. Когда он выходит из дома, он показывает, чему он научился дома в семье. И в ответ на его положительные умения и поступки, он получает одобрение от общества. Это и есть успешная детская социализация. А получается, наоборот…. Ребенок берет из сада джунгливые понятия и несет их в свою семью. Потом родители удивляются странному новому поведению, которого раньше не было. Могут появится разные резкости и колкости в сторону взрослых, по образцу общения среди сверстников. На такое поведение простого объяснения родителей уже не хватает, так как ребенок привыкает к более громкому и резкому замечанию воспитателя. Также ребенок ранее общительный, становится молчаливым, замкнутым. В саду более активные дети опережают его в высказываниях перед воспитателем. Если раньше ему было интересно самому что-то рассказать, то в такой ситуации он может потерять к этому интерес и отмалчиваться, зная, что кто-то всё равно его опередит. От этого замкнутость, которой раньше не было.
В 4-5 лет начинается естественное отделение ребенка от матери. Это видно по желанию ребенка проявлять самостоятельность ( сходить самому в магазин, принимать самому какие-то решения) Эту возможность надо давать наблюдая со стороны, а потом аккуратно, но ясно проговаривать нюансы и опасные ситуации с малышом.
В саду ребёнок обязан постоянно подчинятся и следовать правилам. О какой самостоятельности может идти речь? Домашнее воспитание позволяет развить истинную самостоятельность т.к дома ему не нужно выполнять навязанные правила и общаться с детьми потому, что ему так сказали. На обычной площадке ребенок сам знакомится, пытается наладить контакт, учится у более старших, помогает совсем маленьким малышам, тем самым чувствуя себя уже большим и ответственным и главное СВОБОДНЫМ!
Кроме того, в детском саду малыши начинают подражать друг – другу, вместо того, чтобы свободно развиваться, ориентируясь, прежде всего, на близких людей. Тем самым стирается вся индивидуальность вашего малыша. Он становится как все дети…В период моей практики в детском саду, я наблюдала, как от двух мальчиков, которые говорили матом, начинала также общаться большая часть группы. Воспитатель жестко на это реагировала и наказывала, уводя “главных” зачинщиков в угол. Но когда воспитатель уходила, все продолжалось или произносилось тихо, чтобы она не услышала. Матерится вскоре начала вся группа. Или если ваш мальчик всегда вежливо общался с девочками, так как в семье хотят приучить к галантности с детства, но насмотревшись на других мальчишек, которые толкаются, кидают в девочек песок, ваш ребенок начинает вести себя также. Ведь таким образом он получает одобрение своих сверстников, пока педагог ничего не видит. Если это происходит просто на прогулке, то это чужие дети и всегда можно поговорит с ребёнком про это, а в саду это уже не просто дети. Их малыш будет видеть каждый день по 10 часов. Он будет и кушать сними и гулять на прогулке и засыпать в обед.
Известный русский педагог К. Д. Ушинский тоже писал о плохом влиянии детского сада на ребенка, на его самостоятельность и индивидуальность, а так же на негативное влияние от постоянного нахождения в большом количестве людей. Он считает, что ребенку очень важна самостоятельная деятельность, когда есть возможность расслабится и спокойно играть на природе.
Детский сад нужен не детям, а родителям! Если к этому относится именно так, то противоречий не возникнет!
Эта тема очень обширна. В следующей статье я напишу другие стереотипы о воспитание в ДОУ, приведу примеры детских садов в других странах, и мнения других известных психологов о дошкольных учреждения. Еще подробно напишу о таких важных стереотипах как ИММУНИТЕТ в дош.учреждении и ОБЩЕНИЕ, которого якобы не хватает домашним детям.
А как вы относитесь к детским садам? Какие у вас воспоминания об этом с детства? Делитесь в комментариях о своем опыте с вашими детьми. Мне как маме это очень важно и интересно!
Текст : Марина Кубанская
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на “МОРЕ ЗНАНИЙ” ! Здесь всегда интересно или полезно!
Источник