Развитие ребенка без родителей

Развитие каждого ребенка зависит от множества факторов: наследственных, врожденных и приобретенных особенностей, окружающей среды. Но есть ряд факторов, которые имеют особое значение, когда мы говорим о развитии ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
Развитие ребенка – обширная и популярная тема, волнующая и родителей, и специалистов разных областей знаний. О развитии детей написано огромное количество статей и книг. В них говорится о периодах развития и о факторах, на него влияющих, к которым относятся, прежде всего, наследственные и врожденные особенности, а также окружающая среда. Все они без исключения одинаково значимы для развития каждого ребенка. Но существует несколько факторов, которые оказывают особенное влияние на детей, по той или иной причине оставшихся без попечения родителей.
Факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие ребенка, оставшегося без попечения родителей
К таким факторам, прежде всего, можно отнести: импринтинг или запечатление образа родителя, привязанность и депривацию.
Период формирования образа родителя (импритинг) у ребенка составляет первые 5 часов его жизни. Это означает, что совместное пребывание ребенка и матери в этот момент является прочной основой формирования будущих отношений, при которых ребенок будет следовать указаниям родителей. В обычной ситуации формирование образа родителя происходит само собой. В ситуации, когда совместное пребывание матери и ребенка невозможно, или мать сама отказывается от него, естественного импритинга не происходит, в результате чего в будущем взрослым придется приложить немало усилий, чтобы стать авторитетной для ребенка фигурой.
Родитель также является для ребенка и первым объектом привязанности. Эти отношения привязанности являются образцом для выстраивания связей с другими людьми. У детей, оставшихся без попечения родителей, эта эмоциональная связь бывает нарушена и поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение раннего периода, во взрослой жизни они часто оказываются неспособны испытывать глубокую привязанность и завязывать с другими людьми любящие, продолжительные отношения.
Третьим фактором, оказывающим наибольшее влияние на развитие ребенка, является депривация или лишение возможности удовлетворения важных потребностей: на уровне ощущений (сенсорном), на уровне формирования картины внешнего мира (когнитивном), на уровне установления эмоциональных связей (эмоциональном) и на уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями (социальном). Достаточное количество стимулов на каждом из этих уровней способствует развитию ребенка, но этого лишены дети в домах ребенка.
Сенсорное развитие детей, оставшихся без попечения родителей
Сенсорные нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью. Это может вызвать у ребенка состояние психологического дискомфорта, способствовать нарушению ритма сна и бодрствования, сформировать эмоциональную неустойчивость и привести к чрезмерно беспокойному, плохо управляемому поведению.
Интеллектуальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей
Проблемы развития на сенсорном уровне могут отрицательно повлиять и на следующий когнитивный (интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает активно развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда он постоянно чувствует заботу и поддержку близких. Всего этого лишены дети, воспитывающиеся в детском доме или в условиях пренебрежения их основными нуждами. Они более тревожны и неуверенны, вследствие чего менее активно осваивают окружающий мир. К тому же их мозгу поступает значительно меньше сигналов от органов чувств (с ними меньше общаются, играют и занимаются), обрабатывая которые, мозг развивается. Поэтому почти у всех детей, оказавшихся в учреждениях, наблюдаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, отсутствие мотивации к обучению, формальное усвоение знаний, неспособность использовать их при решении задач, задержка психического развития, педагогическая запущенность.
Эмоциональное и социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей
В силу недостаточного интеллектуального развития дети, воспитывающиеся в учреждениях, довольно часто испытывают трудности в понимании мимики окружающих и интерпретируют ее как враждебную. Поэтому в их поведении могут появляться агрессивные реакции, которые окружающим будут казаться беспричинными. Так же у большинства оторванных от родителей детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, ухудшается эмоциональная регуляция.
Другой проблемой, которую часто выделяют у детей, оставшихся без попечения родителей, является неэмоциональное, безразличное отношение ко всему окружающему. Эти дети характеризуются отсутствием эмпатии и интереса к другим людям, что ведет к выраженным нарушениям в межличностных отношениях, мешает социальному развитию.
Социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей
Дети, воспитывающиеся в семьях, естественным образом идентифицируют себя с родителями, чувствуют свою принадлежность к роду, семейной истории. И это позволяет им формировать одобряемые обществом модели поведения, выполнять положительные социальные роли: ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. Дети, оставшиеся без попечения родителей, с трудом осознают свою идентичность, т.е. кто они или чьи они. Они не имеют положительной модели выстраивания отношений в семье, а значит и не знают, как можно эффективно взаимодействовать с окружающими.
Все эти факторы важно учитывать в процессе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, понимать особенности их развития. Но при этом также важно помнить, что развитие каждого ребенка – процесс уникальный. И во многом от ближайших взрослых зависит то, как успешно это развитие будет происходить.
Евгения Сонина
Источник
Екатерина Римлянская
Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада
Дети, оставшиеся без попечения родителей
Особенности развития в дошкольном возрасте
Проблемы детского сада
Каждому человеку, не зависимо от его возрастного этапа нужна семья, ее отсутствие невосполнимо не чем. Дети,которые растут вне семьи: домах малютки, приютах, интернатах – идут по особому пути развития.Сам путь является непростым и формирует:
• Специфический характер
• Специфическое поведение
• Специфические качества личности
Все это отражается на дальнейшем развитии ребёнка и препятствует появлению в нем сильных качеств для дальнейшей успешной социализации. Учитывая такую важность семьи в жизни ребенка, Правительство РФ приняло законы, позволяющие вмещать детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.
Безусловно, тяжело вырвать ребенка из среды «детского дома» и посадить в условия благоприятной семейной системы, но как только происходит вмещение ребенка под опеку, чудесного исцеления травмированной души не происходит, ребенок выделяется поведением и внешним видом. Про таких детей нельзя сказать, что они хуже, чем обычные дети- они просто другие. Так в чем же заключается их разница?
Основной травмирующей причиной является снижение материнской любви для одних и полное ее отсутствие для других, именуемой «Депривация», в следствии которой в раннем возрасте не наступает удовлетворение потребностей. Испытывая материнскую (семейную) депривацию «детдомовцы» получают задержки в развитии:
Эмоциональном – недостаток впечатлений. В обзор малыша попадает потолок и изредка игрушки, только после того как ребенок сможет усаживаться самостоятельно и вставать, он сможет оглядываться по сторонам интерьера. А эмоции радости, любви, настоящей печали- сохраняются в неизвестности из-за отсутствия в жизни материнских рук.
Физическом – такого рода активность сведена до минимума или вообще не поощряется, пространство ограничено. Такие дети до трех лет имеют слаборазвитые мышцы, а единственная активность заключается в сосании пальцев и махании рук.
Интеллектуальном – оторванность от внешнего мира не позволяет расширить кругозор, не возможность сменить обстановку прививает страх общения с другими людьми. Встречаются случаи когда выходя за стены детских учреждений, у детей происходит испуг от механических, электрических приборов; ярких вещей.
Я не хочу утверждать, что в детских домах издеваются над сиротами, или пускают их на самотек серости, не проявляя к ним интерес. Все это объяснимо количеством детей и работников. Воспитатели просто не могут уделить внимание всем детям одновременно, деля его на всех одинаково мало. С точностью было б все по-другому, не попади малыш в детский дом: родители и куча родственников у которых можно было изучать эмоции, сидеть на руках и смотреть в окно.
Реальность такова что даже слезы для сирот теряют ценность, так как остаются незамеченными ни кем.
Дети, перенесшие депривацию в детстве, продолжают испытывать недоверие к миру и на протяжении всей жизни, базисное доверие остается несформированным.
«Есть 8 стадий жизненного цикла, Базисное доверие -формируется на первой стадии, путем общения с матерью, проще говоря «мама рядом значит все в порядке». Тут и начинается пустота, «мамы нет», как бы не шло развитие остальных стадий, западание доверия будет всегда».
Рассмотрим момент, когда в жизни малыша случается чудо, наконец, пусть с небольшим опозданием, приходит приемная «мама»… и начинается другая жизнь с большим количеством событий, где детский сад открывает двери.
Период адаптации к садику будет непростым, так как за небольшой промежуток времени это будет не первая адаптация к новым условиям, причем ребенку в этом возрасте еще труднее запомнить все навалившиеся правила и лица.Он как будто попадает в космос: все вокруг новое, незнакомое и в общем потоке дети с несформированной привязанностью, теряют маму, не понимают кто она из общего количества теть. Дети по своему опыту знают, как выглядит детское учреждение, и ступая на порог детского сада в головке ребенка возникает картина,знакомая до боли: много детей, узкие коридоры, комнаты с типовыми игрушками, запах еды, одинаковые тарелки, общий туалет, качели за окном, тети в белых халата». Как вы думаете на что это похоже? Конечно это воспоминание о сером и недавно минувшем. О чем ребенок думает входя в детский сад?. «заберут ли меня?»; «Какая теперь мама меня возьмет?».
Не стоит удивляться если территория сада будет вызывать у малыша слезы.
В таком случае стоит облегчить привыкание воспитателя к особенностям нового ребенка, основная задача родителя: не быть замкнутым рассказать о нелегкой судьбе ребенка и его появлении в семье. После разговора работникам станет понятнее как выстраивать работу с новичком и где уделить больше внимания.
Дети с неразборчивой привязанностью (сироты) могут подходить к любым взрослым пришедшими за своими детьми, обниматься с ними и усаживаться к ним на руки. Конечно этот факт не будет означать что дома малыша обижают,не дают ласки и тепла: все это есть, но конкуренция за «родительство» будет сохраняться в условиях двойной адаптации длительный срок. Воспитатель группы на прямую в восприятии таких детей является мамой.
Странное поведение таких малышей еще не все что может ожидать педагога, новые условия размоют все имеющиеся навыки (ненадолго проявится стресс): драчливость, отказ от еды, потеря сна, энурез, непредсказуемое справление нужды, крайняя заторможенность.
Общие особенности детей дошкольного возраста (в следствии депривации):
– Имеет плохой аппетит
– Малый вес
– Плохой сон
– Ряд заболеваний
– Менее капризны и плаксивы
– Менее разговорчивы (ОНР)
– Редко выходят на контакт по своей инициативе с другими ребятами.
Не стоит торопиться готовить такого малыша к школе, обучение не будет успешным, по причине не заполненного умения играть – ведь это является ведущей деятельностью до 7 лет. В данном случае сложно назвать игровую деятельность – ведущей, ведь было лишь ее частичное присутствие. Школьная зрелость не наступает.
«Школьная зрелость- процесс созревания мозговых структур, которые отвечают за возможность обучаться в школе, признаком которой является способность детей выстраивать игровой сюжет.
И здесь можно вспомнить нахождение в кроватке лежа, глаза в потолок…. и серые игрушки детского дома, что все это даст возможность вывода о умении играть.»
Интеллектуальные особенности детей- сирот:
Неспособность на длительное время сосредоточится на своих действиях, переключается на попадающиеся предметы.
Использование увлеченного предмета в абсурдных неприемлемых целях.
Способность выполнения действий, одобряемых взрослым, но не иметь личного целеполагания.
Способность к сотрудничеству со сверстниками не наблюдается.
Вовремя чтения ему книги, не проявляет познавательной активности, не задает вопросов.
Через 5-7 минут беседы отвлекается.
Боязнь самостоятельных действий.
Отсутствие бережливости вещи
Безусловно тяжело уделять ребенку внимание при наполняемости групп детского сада. К взаимодействию целесообразнее будет позвать узких специалистов, где на индивидуальных занятиях у ребенка будут восполняться пробелы – такая работа принесет свои плоды, поможет малютке вступить на тропу «первоклассника».
Встречаясь с такого рода проблемами, родители и педагоги дошкольных учреждений испытывают разочарование. Главное помнить, что это ребенок, которому нужно помочь, не ждать чудес, а добросовестно работать в нужном направлении, не оскорблять и не сравнивать его с другими детьми, только с его вчерашними достижениями и его сегодняшними, не забывая о поощрении. Используйте в учебной деятельности упражнения по развитиюпонятийного мышления:Задачи на классификацию: «Четвертый лишний», «Матрица» «Лабиринт».Такие занятия могут научить детей: геометрическим фигурам, размерам, цветам, признакам, обобщению и не будут грустно и навязчиво выглядеть, сохраняя игровой момент. Рисование- это особый путь познания человека и окружающего мира – рисунок дает возможность наглядно закреплять информацию и ощущать ребенку свое тело. А если родители принимают в дар его творение, это еще больше стимулирует малыша к труду.
Отставание малыша, оставшегося без попечения родителей, от общей группы в детском саду, будет заметно только на первых парах, потому что в начале своего жизненного пути он был занят выживанием, а не развитием и познанием мира.
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003
2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. М., 1991
3. Большой психологический словарь/ Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПБ,-М., 2003.
4. Прихожан А. М. Толстых Н. Н.Психология сиротства: научный контекст, исследование проблемы 2005
Источник
14-летняя Маша практически перестала ходить в школу и постоянно говорила о суициде. 6-летний Леша избивал детей в детском саду, дома нападал на маму, брата и сестру. 8-летняя Аня вдруг начала вести себя, как двухгодовалый ребенок, – коверкала слова, сосала палец. 14-летний Саша убегал от приемных родителей и просил сдать его в детдом, а 8-летних близнецов Наташу и Свету поймали на воровстве в школе.
У каждого из них за плечами годы жизни в детском доме, а у некоторых – еще и в асоциальных семьях. С травмами прошлого ребята попали в приемные семьи. И только долгая работа специалистов помогла им и их родителям справиться с проблемами.
(обсуждение статьи «Дураки мы с тобой, понабрали детей!»)
Елена Цеплик, президент благотворительного фонда «Найди семью»:
Та или иная психотравма есть практически у 100% детей из детских домов. Большинство этот серьезный травмирующий опыт получают в кровных семьях. Ведь все-таки ребята из благополучных семей, как правило, в детдомах не оказываются – будущие воспитанники детских домов живут в асоциальных семьях и сталкиваются не только с пристрастием взрослых к алкоголю или наркотикам, но и с отсутствием заботы, голодом, иногда даже с сексуальным насилием – очень тяжелыми вещами.
Изъятие из семьи – это тоже очень травмирующая ситуация. Маленький ребенок любит родителей безусловно, независимо от того, какой достаток в доме и какой образ жизни ведет мама или папа (конечно, если это не ситуация, когда родители ребенка сильно и постоянно бьют). Но, как правило, ребенок, проживая не в самых нормальных условиях, просто не понимает, что может быть иначе, для него именно такая жизнь – норма.
Елена Цеплик
Даже если мама мало кормит, плохо одевает, много пьет – для него это не повод для отвержения мамы.
Когда ребенка изымают из семьи, возникает повторная травма – он теряет привычный мир близких людей и оказывается один на один с системой детских домов, где чужие люди и порядки. В детских домах тоже разное случается, но там никто не занимается психологической реабилитацией детей.
В детском доме, в ситуации абсолютного одиночества и пренебрежения системы к индивидуальным потребностям и особенностям, у ребенка происходит процесс «заморозки» – он замыкается внутри себя и в таком состоянии живет.
А потом ребенок оказывается в приемной семье – с очень тяжелым бэкграундом, травмированный, привыкший к тотальному равнодушию со стороны взрослых. Некоторое время состояние «замороженности» сохраняется, а потом ребенок привыкает к семье, к безопасности, теплу и ласке, и у него начинается разморозка. И в этот момент происходит самая тяжелая история – травмы прошлого начинают бессознательно проявляться.
Заранее нельзя сказать, как проявится травма. У каждого ребенка своя тяжелая история и своя индивидуальная реакция. Чтобы в этот период справиться с проблемами, приемным родителям нужны и знания, и помощь специалистов.
5 главных особенностей детей-сирот
1. Хроническое непослушание
Ребенок вообще не выполняет самые элементарные просьбы и указания родителей, и, естественно, это ужасно раздражает взрослых. Они чувствуют свою беспомощность, когда не могут сподвигнуть ребенка к самым простым вещам – вымыть руки, почистить зубы, пойти завтракать.
Почему?
Объясняется это тем, что у ребенка нет нормальной модели отношений, когда родитель главный, он защищает ребенка, заботится о нем, дает еду, тепло, одежду. В своей кровной семье ребенок имел другую модель, другую систему координат – от взрослых исходила не забота, а опасность (например, мальчика или девочку могли продать за дозу, и у нас есть такой подопечный), ребенок привык сам отвечать за себя и сейчас просто не понимает, почему нужно слушаться. Здесь нужна специальная работа.
История:
В приемную семью Маша попала в три года. Ей было 14 лет, когда ее мама обратилась в фонд за помощью. Девочка перестала быть управляемой – прогуливала школу, постоянно угрожала побегами, говорила о суициде. Родители подумали, что это подростковый кризис, а психологи, пообщавшись с Машей, выяснили: она очень болезненно воспринимает отсутствие знаний о кровной семье, без этой информации считает себя неполноценной и обвиняет приемную маму. «Раз она ничего не делает, чтобы найти моих родных, значит, недостаточно любит», – сказала она специалистам.
А дальше была детективная история поиска семьи. Оказалось, что когда Анна и Олег забирали Машу из детдома, им сказали, что ее родная мама погибла и кровных родственников нет. Помог случай: специалист перечитывал личное дело девочки и нашел название деревни, откуда родом мама. Он позвонил в сельскую школу, и так мы вышли на семью, а дальше случилось совсем непредвиденное: мама была жива.
Ребенок был внебрачным, мама собралась отказываться от него, и врач предложил: «Хочешь, я скажу родственникам, что ребенок погиб при родах?» И он сказал, мама написала отказ, а родственники думали, что ребенок погиб, и все эти годы молились об упокоении младенца.
Мы организовали и модерировали знакомство девочки с кровной семьей, но Маша осталась в приемной, это был ее выбор. Сейчас она нормально общается и с кровной мамой, и с приемной. И внутренний дискомфорт исчез.
Конечно, причины такого дискомфорта и постоянной тревоги ребенок сам обычно не может распознать (особенно если он еще маленький), как и объяснить свое поведение. Тут может помочь только профессиональный психолог.
2. Немотивированная агрессия к окружающим
Ребенок без повода проявляет агрессию к родителям, братьям и сестрам, животным, воспитателям, учителям, одноклассникам – ко всем, с кем он контактирует. Обычно это очень пугает, и, естественно, у людей возникают мысли о неадекватности ребенка.
Почему?
Как правило, агрессия – это привычная защитная реакция ребенка на внешние воздействия. Он защищался так от взрослых, потому что у него есть опыт выживания в агрессивной среде. Когда ребенок сильно травмирован (было или жестокое сексуальное насилие, или истязание, то есть его не просто не кормили или заставляли попрошайничать), тогда агрессия – это выплеск боли и страха.
История:
В фонд обратилась женщина в состоянии нервного срыва. Полгода назад семья Семеновых взяла из приюта 6-летнего Лешу, и в их жизни «начался ад». По словам приемной мамы Евгении, мальчик оказался «настоящим чудовищем». Избивал ребят в детском саду, нападал на кровных детей – 8-летнюю дочь и 7-летнего сына, дрался с мамой. А взрослым мужчинам – папе и дедушке – он предлагал… заняться с ним сексом.
С Лешей стали общаться психологи и восстановили его прошлое. Оказалось, его кровные родители – наркоманы, избивали сына, держали в голоде, продавали за дозу наркотиков. Полицейские подобрали истощенного мальчика на улице и передали в приют.
Конечно, семья не была готова, что ребенок окажется таким травматиком, что в его прошлом – жесткое сексуальное насилие. Это вообще очень сложно понять сразу. Из-за «заморозки» даже сотрудники детских домов не всегда могут видеть травмы ребенка.
С Лешей больше года работали специалисты, стало полегче, но потом произошел серьезный откат. Тогда родители опустили руки, поняли, что не справятся, и решили отказаться. И специалисты центра начали подыскивать другую семью, которая будет готова взять такого травмированного и неадекватного ребенка, нам было важно не отдавать его обратно в детдом. И такая семья нашлась. Но в момент, когда Лешу стали готовить к другой семье, у него что-то переключилось. Впервые за практически два года семейной жизни он сказал маме: «Не отдавай меня никому, я тебя люблю и хочу быть с тобой». И Семеновы решили его оставить.
Мальчик стал спокойнее, у него появилась привязанность и доверие к родителям. Специалисты считают, что работать с такой травмой надо еще долго, но есть шанс на практически полную реабилитацию.
3. «Умственная отсталость» или «задержка развития» детей
Часто бывает, когда ребенок из детского дома не знает, не умеет или не понимает большую часть совершенно элементарных вещей, которые для его «домашних» сверстников совершенно естественны. Например, что грязную одежду не выбрасывают, а стирают, или что родители уходят на работу, приходят, на заработанные деньги покупают в магазине еду, готовят ужин – так устроены товарно-денежные отношения. Когда уже достаточно взрослый ребенок не знает, что такое времена года, все, кто не знаком со спецификой таких детей, думают: «У ребенка, мягко говоря, задержка развития или умственная отсталость».
Почему?
Это просто наследие прошлой жизни, а не органическое поражение головного мозга. В кровной семье ребенком никто не занимался, а в детском доме он просто не видел, как мама ходит на работу и покупает продукты, в столовой ему давали готовую еду, он не знает, что такое мыть посуду. Но эта задержка развития абсолютно компенсируемая, все пробелы можно быстро наверстать. И приемный родитель должен быть к этому готов.
Многим кажется, что раскачивание перед сном или просьбы вполне взрослых детей купить им бутылки с сосками – еще одно проявление умственной отсталости. Это классические последствия детского одиночества, никакого отношения к умственным способностям не имеющие. Попав в семью – естественную среду выращивания – ребенок пытается компенсировать этапы, не прожитые в раннем детстве, добирает недоданные объятия, заботу, сживается с ощущением защищенности. И если приемный родитель прошел нормальную подготовку, то такой период обычно переживается достаточно легко.
История:
Все восемь лет своей жизни Аня провела в доме-интернате. Она была «отказницей с рождения», а потенциальных усыновителей отпугивал ее диагноз – у девочки обнаружили тяжелую патологию центральной нервной системы, в результате которой Аня не могла ходить и постоянно пользовалась памперсами. Главным аргументом для ее будущей приемной мамы Ларисы стали слова сотрудников детдома: «Девочка интеллектуально сохранна».
Первые месяцы дома мама провела за консультациями: хотела понять возможности для лечения и реабилитации. Все визиты к врачам Аня переносила спокойно, никогда не плакала и не кричала.
Напрягалась Лариса из-за двух моментов. Во сне дочь постоянно сосала палец, из-за чего на нем образовалась незаживающая болячка. А дома у нее резко портилась дикция, Аня коверкала слова. Когда Лариса переспрашивала, девочка плакала, дело доходило до истерики. Наложилась и другая проблема – Лариса не могла уговорить дочь заниматься развивающими играми. Аня только раскрашивала картинки, да и то сильно «не по возрасту» (для детей 3 лет, очень простые и яркие).
Психолог не выявил у девочки отставания в развитии и каких-либо интеллектуальных нарушений и объяснил Ларисе причину такого поведения. Оказалось, дома, в семье, девочка пытается «отыграть» период раннего детства, когда она была лишена защиты и заботы мамы, прожить младенчество и получить от мамы именно то внимание, которое оказывают младенцу. Поэтому и были слишком детские занятия, сосание пальца по ночам и нарушения речи.
С Ларисой и Аней начали работать психологи: маме снимали повышенную тревожность и обучали спокойному отношению к поведению ребенка, а девочке помогали пережить травму оставленности и вернуться в возрастную норму. Через несколько месяцев ситуация нормализовалась.
4. Побеги из дома
Побеги – серьезная проблема: родители беспокоятся и за ребенка, и за себя, так как несут ответственность перед законом, но, к сожалению, для приемных детей это довольно типичная история.
Почему?
Часто повзрослевший ребенок попадает в семью после длительного пребывания в детдоме, и в семье у него возникает синдром обманутых ожиданий. К сожалению, детские дома никогда не готовили детей к попаданию в приемные семьи, и представления ребенка о семье формируются под влиянием очень специфических факторов. Взрослые, приезжающие в детские дома, – это, чаще всего, спонсоры, которые привозят подарки и устраивают праздник. И дети искренне считают, что такая жизнь у них и будет в приемных семьях – с подарками и праздниками.
И когда дома начинается обычная будничная жизнь, приемные родители накладывают какие-то рутинные обязательства – ходить в школу, делать уроки, помогать по дому, у ребенка случается отвержение, разочарование, вплоть до побега из дома в опеку или детдом со словами «Верните меня обратно».
История:
Семья Васильевых из крупного российского города решила усыновить подростка: у Ольги и Андрея уже были две кровные дочки-дошкольницы, но муж очень хотел взрослого сына. Васильевы прошли курс в школе приемных родителей, и вскоре в их семье появился Саша. Ему было 14 лет.
В детдоме про него говорили «двоечник и хулиган», но, попав в семью, Саша стал учиться на 4 и 5, не прогуливал уроки, помогал родителям с младшими детьми, ходил с отцом на рыбалку – казалось бы, все идеально. А спустя год он сбежал из дома.
Возвращал в семью его сначала детдом, потом, во второй побег, уже органы опеки. Но Саша твердил: «Надоело ходить в школу, учиться, что-то делать по хозяйству. Хочу на свободу в детдом». Однажды он на сутки заперся в своей комнате и не открывал дверь. Тогда родители обратились за помощью к психологу.
И хотя в той ситуации Васильевы были терпеливо настроены, к сожалению, с детьми из детских домов недостаточно «все делать правильно» и «просто их любить».
Весь следующий год с Сашей работали психологи. Сейчас ему 16 лет, поступил в колледж. А Ольга с Андреем взяли под опеку еще двоих детей: 10-летнего мальчика и девочку-подростка. Они очень воодушевились, потому что справились, и поняли, что при поддержке смогут воспитать и других детей.
5. Воровство
Воровство – это тоже очень частая история у детей-сирот, и причин такого поведения может быть очень много, в каждом случае надо разбираться индивидуально. Но воровство – это в любом случае не проявление плохой генетики, на что обычно указывают неподготовленные люди.
Почему?
Самое очевидное и частое объяснение просто – ребенок не знаком с понятием собственности. В детдоме – коллективное воспитание, все вещи казенные. Дети не понимают, что есть мои вещи, а есть не мои. И, к сожалению, привить это понятие быстро невозможно. Ни один воспитательный процесс никогда не ограничивается одним объяснением. Сказать, что воровать нельзя, мало, – ребенок продолжит это делать, и лишь постепенно он начнет понимать, что чужая собственность неприкосновенна.
Кроме того, воровство и вообще всякое нарочито неправильное поведение – «мама говорит «не воруй», а я буду воровать, мама говорит «не дерись», я буду драться, мама говорит «не хами учителю», а я буду хамить» – объясняется тем, что, попав в семью, ребенок не утрачивает сиротскую тревожность: если один раз взрослые люди его предали, то почему это не может случиться и во второй раз? И ребенок постоянно провоцирует родителей: «А такого меня не сдашь обратно? А такого меня будешь любить?»
Но это все – провокация от тревожности, от внутренней неуверенности в том, что тебя можно любить просто так, а не потому что ты ведешь себя определенным образом.
История:
Детский сад для 8-летних близнецов Наташи и Светы старалась заменять их приемная мама Елена – она не работала и водила девочек к дефектологу и в танцевальную студию. И ее труды не прошли даром – приемные дочки прошли отбор в гимназию. Но в первые же недели учебы случилось непредвиденное. Сначала Елена обнаружила у дочерей в пеналах ластики, которых она не покупала. Тогда девочки сказали, что им подарила одноклассница. Затем дома появились незнакомые ручки, а после этого Воробьевы обнаружили, что девочки покупают себе в школьном буфете еду на неизвестные деньги. При этом дети всегда объясняли происходящее.
А однажды позвонила мама одноклассника и сказала, что после празднования дня рождения мальчик не досчитался одного из подарков – Воробьевы нашли его у близнецов.
Тогда родители попытались объяснить девочкам, что «воровство недопустимо, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя брать чужое». Не помогали и наказания в виде лишения мультиков на ночь. Родственники говорили: «Это генетика», в школе злились и не понимали.
В течение полугода с девочками работал психолог, в школе же специалисты попросили набраться терпения и объяснили, что это частая история у детей из детдома. Постепенно близнецы научились различать понятия «мое» и «чужое», а также говорить о своих желаниях родителям. Сейчас Наташа и Света учатся уже в третьем классе, семья уверяет – все хорошо.
Фонд «Правмир» открыл сбор на совместный проект Центра поддержки приемных семей «Найди семью» и Ассоциации приемных родителей Санкт-Петербурга под названием «Родительские каникулы». В рамках программы «Родительские каникулы» родителям оказывается помощь в преодолении кризисных явлений, возникающих в приемных семьях, а также ведется работа с целью предотвращения возвратов приемных детей.
Источник