Развитие ребенка без детского сада

Прошлый раз я писала о том, так ли на самом деле нужен детский сад ребёнку, как принято считать в современном обществе. Разумеется, решение отдавать малыша в сад или нет, будут принимать сами родители исходя из их желаний, мировоззрения, семейных обстоятельств и материальных возможностей. Но тем мамам, которые твёрдо решили воспитывать своё чадо дома, быть может, будет интересно узнать, как другие женщины вырастили деток без садика. Две мамы из Кишинёва с радостью поделились с нами своим опытом.

как вырастить ребёнка без детского сада

Евгения Бартенева, мама двух дочек:

Сейчас моим дочерям 8 и 11 лет, и они обе выросли без детского сада. Решения не отдавать детей в садик сначала, как такового, не было. Просто каждый день я видела, что нужна своему ребёнку, что мы счастливы вместе (несмотря на усталость, хронический недосып и т.д.), и я не видела ни одной причины отделять дочку от себя на целый день. Зачем? Постепенно приходила уверенность, что это правильно в моём случае. А уже со второй дочкой я не сомневалась, что в садик мы не пойдем.

В течение этих нескольких дошкольных лет мы постоянно проводили время на прогулках в Ботаническом саду, на роднике в Долине Роз. Дети росли в общении с природой, бегая босиком и придумывая сотни игр (строить плотину, наблюдать за лягушками, лепить из глины и др.). Развивающими играми я тоже пользовалась. Но детки разные. Старшей было интересно всё: опыты, строительство замков, логические игры, а младшая больше интересовалась куклами и нарядами. Ещё я делала акцент на физического развитие девочек: с раннего возраста у них были ролики, коньки, велосипеды, лазание по деревьям и детская йога. Когда же пришло время готовиться к школе, мы пошли в «Любознайку». Там замечательные учителя, профессионалы своего дела, которые с любовью дают детям необходимые знания, прививая интерес к учебе.

Несмотря на то, что дочери росли без детского коллектива, в школе серьёзных проблем со сверстниками у них не было. Было удивление и некоторое разочарование, когда они столкнулись с тем, что в классе какие-то дети обзываются или дерутся. Дочки меня спрашивали: почему эта девочка обзывается, какое право имеет этот мальчик толкать кого-либо? Я старалась объяснять как можно подробней, углубляясь в такие темы, как устройство мира, социальная среда, институт семьи и т.д. Эти разговоры им очень помогли. Мои дочери, конечно же, избегают общества грубоватых сверстников, но не испытывают к ним агрессии и не хотят отвечать тем же.

К слову, со временем у меня появились знакомые, которые, так же как и я, растили своих детей самостоятельно. И они тоже ни разу не жаловались, что в своё время не отдали малышей в детский сад!

ребёнок не ходит в детский сад, как заниматься дома с ребёнком

Марина Банникова, мама троих детей:

У меня трое детей. Старшей дочери Алисе 6 лет – она выросла без детского сада и сейчас уже идёт в школу, среднему сыну Ярославу почти 3 года, младшему Даниилу — 10 месяцев. Почему я не хотела отдавать их в садик? Потому что дети в саду часто болеют; потому что одному воспитателю сложно в течение дня слушать и слышать каждого ребёнка; потому что дома я могу контролировать питание моих детей; потому что я готова многое вытерпеть от моих детей, в том числе разрисованные стены и бардак; потому что я считаю, что в раннем возрасте стремление к излишней дисциплине – лишнее; потому что я банально боюсь за своего ребёнка, когда он находится в чужих руках. Я не хочу стрессов, плача и расстройств.

Со всеми своими детьми я занимаюсь самостоятельно. Алиса дома научилась читать и считать. Мы обучались, играя, ориентируясь на её желания. Распечатывали много заданий из интернета, смотрели обучающие видеоролики. Кроме этого у нас дома много книг, и каждый вечер мы читаем сказки. Ходили и на развивающие занятия в специализированные детские центры.

Если говорить о социализации, то в нашем доме часто бывают гости, поэтому боязни людей у детей не было и нет. Да и компанию для игр можно найти всюду: во дворе, на игровых площадках, каруселях. Пока, оглядываясь назад, я не жалею о принятом решении воспитывать детей дома самой, но это нелегко, соглашусь. Пока у меня была одна дочь, я даже успевала подрабатывать немного, сейчас на себя времени почти не остаётся. К счастью, материальное положение позволяет мне не выходить на работу, семью все эти годы обеспечивает муж.

Как вырастить ребёнка дома? Мне помогла книга Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?». Второе, что нужно сделать (после прочтения книги) — избавиться от чувства вины перед ребёнком. Третье — дать ему свободу выбирать. Реже произносить категоричное «нет», искать альтернативу всегда. Любить и жалеть иногда себя. Планировать день. Упрощать жизнь и не бояться беспорядка. Доверять и позволять детям помогать. И не стесняться просить помощи у близких.

Источник

Встречались ли вам домашние дети, которые не посещают детский сад? С увеличением количества детей в группах дошкольных учреждений и сложностями получения путевки в садик, а также появлением развивающих центров для детей с 6 месяцев, увеличивается число домашних детей. С момента рождения старшей дочери я также стала задумываться о том, стоит ли моему ребенку посещать дошкольное учреждение? Сейчас старшей дочери 5 лет, примерно год из них она ходила в садик, а последние полгода находится полностью на домашнем воспитании. Основываясь на собственном опыте и наблюдении за такими же домашними детьми, рада поделиться с читателями положительными и отрицательными, на мой взгляд, моментами одного и другого подхода.

Читайте также:  Развитие ребенка в 3 года kids

жизнь без садика

Плюсы домашнего воспитания



  • меньше болезней у ребенка и в семье

    . И даже не в два, а в три-четыре раза ребенок меньше болеет. Когда дочь отходила в садик 3 месяца, в нашей семье появился второй малыш. Уберечь его от вирусов оказалось очень сложной задачей. Небольшой насморк старшей за сутки набирал обороты в виде бронхита у младшего, несмотря на абсолютное грудное вскармливание. В итоге, за год младший перенял у сестры ветрянку, ангину и пару бронхитов, что конечно, сказалось на общем анамнезе малыша.

  • постоянная психологическая поддержка со стороны мамы.

    Находясь дома, у ребенка есть все шансы быть услышанным и получить поддержку и опору в любом необходимом случае (демонстрация нового умения, ласка во время падений и т.д.). В детском саду воспитатель не имеет возможности уделить внимание каждому ребенку. Как итог: психологические сложности у детей.

  • адаптивность ребенка к домашним обязанностям и быту.

    Наблюдая за мамой, ребенок перенимает опыт самообслуживания, учится трудиться и помогать.
  • Развитие ребенка без детского сада

  • чистота языка и полезные навыки коммуникации.

    Если в вашей семье табу на использование ругательных слов и мата, есть большая вероятность, что ребенок узнает их из сада и даже будет употреблять. Также узнают дети и негативные способы коммуникации: кусание, удары друг друга, неадекватный крик – всё это обратная сторона «школы выживания». Понятно, что ребенку всё равно предстоит узнать обо всём этом, но хочется, чтобы это произошло, когда дети уже имеют какие-то представления о мирных переговорах, а это возможно примерно к 5- летнему возрасту.

  • собственный режим дня.

    Например, вы можете не вставать в 7 утра, если в вашей семье поздний подъем, а выстраивать свой собственный  график, исходя из личных потребностей.

  • экономия на одежде и обуви.

    Целый день находясь в садике, ребенку может потребоваться гораздо больше вещей, чем дома: спортивная форма и кроссовки в зал, чешки, юбочка для девочек на музыкальные занятия, сменные комплекты (в группу и на улицу), сезонные сменные вещи и т.д. Кроме этого, канцелярские товары и бытовая химия для группы, а также подарки на праздники детям и воспитателям и персоналу тоже могут иногда доходить до внушительных сумм.

  • есть возможность погрузиться в настоящее детство и прожить его ещё раз.

    Это, пожалуй, самый непрактичный, но важный пункт для осознанных взрослых. Не у каждого из родителей было столько возможностей в детстве, как у современного ребенка, поэтому выстраивая домашнее развитие-воспитание, можно вдоволь осчастливить самого себя.
  • Развитие ребенка без детского сада

  • взаимопонимание между детьми в одной семье.

    Когда дети находятся друг с другом целый день, то близость и взаимопонимание тоже будет увеличиваться. Хотя, конечно, хорошие отношения между братьями-сестрами возможны  и в семьях, посещающих детские сады.

  • качественное общение с ребенком.

    После садика многие дети чувствуют себя уставшими – огромное количество детей в группах, шум, перенапряжение дают о себе знать. Вечером такие дети капризничают, а у уставших родителей нет сил психологически «разгрузить» ребенка. Такое общение сложно назвать радостным.


Кроме этого, мы рады предложить вам несколько советов для домашних мам и детей:

  1. Обязательно общайтесь с такими же детьми и мамами. Их можно встретить на детских площадках, а также на форумах мам и в соответствующих сообществах социальных сетей.
  2. Ходите в гости и на разные мероприятия. Это полезно и для социализации ребенка, и в качестве профилактики усталости мамы.
  3. Водите ребенка на развивашки и в секции. Там ребенок будет знать, что существует главенствующие взрослые, помимо мамы, что положительно скажется в адаптации к школе.

Развитие ребенка без детского сада

Несмотря на все положительные стороны воспитания детей дома, есть и обратная сторона.


Минусы жизни без садика


– выгорание мамы

– особенно это актуально, если нет в близком окружении реальных помощников в виде бабушек, сестер, няни, соседей. 24 часа в сутки находится в напряженном/контролирующем всё я вся состоянии довольно сложно. Даже три месяца до рождения второго малыша я вспоминаю, как райское наслаждение. Пока дочь была в садике до обеда, я могла сходить в бассейн, поболтать с подругами, посмотреть кино, и элементарно полежать, вытянув ноги. С двумя домашними детьми мне приходится постоянно отстраивать границы и вспоминать, что помимо мужа и детей у меня есть «Я».


– скука ребенка.

Да, и это случается, несмотря на развивашки, чтение, игры, прогулки, походы по «маминым делам». В садике у детей есть возможность подключиться к играм друг друга, принимать активное участие в занятиях, замечать новое в ежедневном облике воспитателя и ребят. И чем старше ребенок, тем больше нравится ему в садике.

Многие родители решают отдавать детей в детский сад позже обычного распределения – в 5-6 лет, перед школой. Психологи и педиатры очень поддерживают данную стратегию: меньше физиологических и психологических проблем в раннем возрасте и достаточная социализация ближе к школе. Психологи советуют также подготовить ребенка к дошкольному учреждению путем введения примерного режима садика (вы можете найти примеры в интернете), знакомством с воспитателем, а может и с детьми в группе и создать положительный настрой.

Какую бы стратегию вы не выбрали, главное – это спокойствие и радость всех участников процесса. Желаем удачи в воспитании ваших детей!

Автор: Ирина Газизова


Статьи по теме:

Подготовка и адаптация к школе. Советы психолога

Перефразируй это: правила общения с ребенком

Музыкальное воспитание малыша в домашних условиях


Чем заняться с ребенком дома:

Новое хобби: живопись на камнях

Играем в ученых:собираем гербарий с детьми

5 финансовых уроков для детей

20 мелочей, которые делают ребенка счастливым

27 августа 2018 г. 11:28

Редакция

/

0

/

2073

/

Источник

Здесь я постараюсь кратко, но ёмко объяснить почему необязательно отдавать каждого ребенка в дошкольное учреждение. И даже вредно. Многие отдают своих детей в учреждение из-за сложившихся в советские годы стереотипы, но тогда были совсем другие задачи у государства. Нужно было подымать страну, и цели были оправданы.

Учёные из Норвежского университета науки и технологий выяснили уровень стресса у домашних детей и у детей долгое время находящихся в детском саду. У последних детишек уровень гормона стресса-кортизола выше аж на треть. Всего исследование прошли 122 малыша.

Стереотип № 1 – Коллектив.

Многие считают, что чем раньше их ребенок попадает в коллектив, тем легче ему будет потом !

Серьезно? Скажу не только как дошкольный педагог, но и как мама, которая чувствует и наблюдает. А еще читает детских неврологов. Чем раньше оторвать ребенка от матери, тем хуже для его развития. Не может быть благополучного развития, когда ребенок находится в стрессовой ситуации. Данное явлении вообще противоречит законам природы, тем самым грубо нарушаются психические процессы. Развитие замедляется и даже появляются неврологические проблемы, которых могло и не быть. В природе существует симбиоз мать-дитя, нарушать, который очень чревато. В этом этапе близости матери или лицом заменяющим ее зависит, как будет проходить в будущем и процесс правильного, постепенного отделения ребенка от матери.

Отделение должно быть постепенным и естественным. Всем деткам нужна мама, а не 30 таких же беспомощных и орущих товарищей с незнакомыми тетками. Зависимость от мамы никуда не исчезнет! А отрывание в раннем детстве от матери переходит в тот период, когда как раз ребенок должен проявлять самостоятельность. Много видела детей, которые в силу неблагополучных обстоятельств часто оставались не с мамой в раннем детстве, а в яслях или со старшими братьями, другими редко приезжающими родственниками. Эти дети в старшем дошкольном возрасте часто ведут себя агрессивно, замкнуто и только в присутствии матери чувствуют себя наиболее благополучно. Такая чрезмерная зависимость от старших и постоянный поиск надежности толкает неуверенного в себе ребенка на поиск более старших друзей. А когда приходит понимание, что этого не хватает, или происходит разочарование, то продолжается поиск альтернативного выхода из неуверенности в наркотиках, ранних близких связях. Даже в богатых семьях, где родителям быстро пришлось поручить дитя в другие руки, для продолжения карьеры, вырастая ребенок начинает искать эти особенные эмоции и чувства недополученные от симбиоза мать-дитя в сомнительных способах успокоения, где наркотики – самый легкий путь !

Стереотип№2 – Ребенку будет сложно ходить в школу, если он не будет ходить в детский сад.

Родители беспокоятся за школу, где ребенок будет находится всего 3-4 часа в день. И не забывайте, что ему будет уже 7-8 лет! В этом возрасте очень сильная потребность в познавательных процессах малыша. У него уже нет такой сильной потребности в маме, хотя бы на эти 4 часа, где масса интересного для него и нового. Если его правильно морально подготовить, то ребенок чувствует себя уверенным и взрослым! Он ведь школьник!!! Но он знает, что через какое-то время он вернется в семью, в свою стихию, где его всегда поддержат. А ребенок скажем 3-х лет? Он плохо понимает время, точнее вообще не понимает. Когда за ним придут? А придут ли? А сколько тут сидеть? Многие малышы боятся даже сказать,что хотят в туалет. Когда же воспиталель увидет, что у ребёнка мокрые штаны, но ругает или показывает своё недовольство от происходящего. Для малышей это целая психологическая травма. Не для все конечно, но часто. Спросите у любой мамы, у которой ребенок начал ходить в сад. Сколько длилась адаптация? Сколько было слез? Зачем? ( если дело не в социальных проблемах конечно, а именно в стереотипах) Укладывание спать в саду происходит без мамы, что тоже нарушает симбиоз мать-дитя.

Стереотип №3 – Социализация

Гордон Ньюфельд, доктор наук, основатель собственного института в Канаде, автор книги «Не упускайте своих детей», переведенной на 10 языков, утверждает:  

«Преждевременная социализация всегда считалась самым большим злом в воспитании детей… Когда детей слишком рано помещают вместе, прежде чем они могут быть самими собой, они становятся такими же, как все, и это ломает их индивидуальность, а не оттачивает ее».

Чтобы лучше все понять, советую прочитать само понятие- социализация! Оно достаточно большое,поэтому писать его здесь я не буду. Главное в этом понятие то, что успешная социализация заключается в воспитании. Воспитание это прежде всего полноценное общение в семье. Общение интеллектуальное и эмоциональное. Когда важные понятия объясняют именно родные люди, а не чужие! Да и какое может быть общение в саду, где 1 воспитатель и 30 детей! Какое может быть общение с такими же сверстниками, которые не все и говорить могут. А некоторые общаются кусанием, толканием, и тд… Также хочу сказать, что ребенок в 2,3,4… года не может вам сразу так взять и социализация в момент! В дошкольном возрасте вообще ей отдают только самое базовое значение. Реальная социализация идет весь период детства до 18 лет, пока длится основное образование в школе. Ребенок должен всё хорошее, что он получает в семье реализовывать в обществе. Когда он выходит из дома, он показывает, чему он научился дома в семье. И в ответ на его положительные умения и поступки, он получает одобрение от общества. Это и есть успешная детская социализация. А получается, наоборот…. Ребенок берет из сада джунгливые понятия и несет их в свою семью. Потом родители удивляются странному новому поведению, которого раньше не было. Могут появится разные резкости и колкости в сторону взрослых, по образцу общения среди сверстников. На такое поведение простого объяснения родителей уже не хватает, так как ребенок привыкает к более громкому и резкому замечанию воспитателя. Также ребенок ранее общительный, становится молчаливым, замкнутым. В саду более активные дети опережают его в высказываниях перед воспитателем. Если раньше ему было интересно самому что-то рассказать, то в такой ситуации он может потерять к этому интерес и отмалчиваться, зная, что кто-то всё равно его опередит. От этого замкнутость, которой раньше не было.

В 4 года начинается естественное отделение ребенка от матери. Это видно по желанию ребенка проявлять самостоятельность ( сходить самому в магазин, принимать самому какие-то решения) Эту возможность надо давать!

В саду малыш обязан постоянно подчинятся и следовать правилам. О какой самостоятельности может идти речь? Домашнее воспитание позволяет развить истинную самостоятельность т.к дома ему не нужно выполнять навязанные правила и общаться с детьми потому, что ему так сказали. На обычной площадке ребенок сам знакомится, пытается наладить контакт, учится у более старших, помогает совсем маленьким малышам, тем самым чувствуя себя уже большим и ответственным и главное СВОБОДНЫМ!

Кроме того, в детском саду малыши начинают подражать друг – другу, вместо того, чтобы свободно развиваться, ориентируясь, прежде всего, на близких людей. Тем самым стирается вся индивидуальность вашего малыша. Он становится как все дети…В период моей практики в детском саду, я наблюдала, как от двух мальчиков, которые говорили матом, начинала также общаться большая часть группы. Воспитатель жестко на это реагировала и наказывала, уводя “главных” зачинщиков в угол. Но когда воспитатель уходила, все продолжалось или произносилось тихо, чтобы она не услышала. Матерится вскоре начала вся группа. Или если ваш мальчик всегда вежливо общался с девочками, так как в семье хотят приучить к галантности с детства, но насмотревшись на других мальчишек, которые толкаются, кидают в девочек песок, ваш ребенок начинает вести себя также. Ведь таким образом он получает одобрение своих сверстников, пока педагог ничего не видит.

Известный русский педагог К. Д. Ушинский тоже писал о плохом влиянии детского сада на ребенка, на его самостоятельность и индивидуальность, а так же на негативное влияние от постоянного нахождения в большом количестве людей. Он считает, что ребенку очень важна самостоятельная деятельность, когда есть возможность расслабится и спокойно играть на природе.

Детский сад нужен не детям, а родителям! Если к этому относится именно так, то противоречий не возникнет!

Эта тема очень обширна. В следующей статье я напишу другие стереотипы о воспитание в ДОУ, приведу примеры детских садов в других странах, и мнения других известных психологов о дошкольных учреждения. Еще подробно напишу о таких важных стереотипах как ИММУНИТЕТ в дош.учреждении и ОБЩЕНИЕ, которого якобы не хватает домашним детям.

А как вы относитесь к детским садам? Какие у вас воспоминания об этом с детства? Делитесь в комментариях о своем опыте с вашими детьми. Мне как маме это очень важно и интересно!

Текст : Марина Кубанская

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на “МОРЕ ЗНАНИЙ” ! Здесь всегда интересно или полезно!

Источник