Развитие ребенка белки жиры и углеводы

Развитие ребенка белки жиры и углеводы thumbnail

Для нормальной жизнедеятельности организмом должен получать достаточное количество пит. веществ, котр. соответствуют уровню обменных процессов. В организме пит. в-варасщепляются : белки – аминокислоты; жиры- глицерин и жирные кислоты ; углеводы – моносахариды.

Белки. При недостаточном поступление белка наблюдается отставание роста ребенка, задержка псих. развития, снижается устойчивость к инфекциям, развивается анемия, наруш. образование гормонов, витаминов, ферментов.

При избытке: наруш. работа почек, повыш. предоспаложеность к аллергическим заболеваниям.

Суточная норма

1-3 года- 53 гр. белка; 3-5 лет- 65 гр. 5-7 лет- 70 гр.

Полноценные белками животного происхождения это мясо, яйцо,молоко, сыр, творог. Растительного :бобовые, картофель, пшеница, крупы.

Жиры. Отрицательно влияют на организм ,наруш. усвоение белка, наруш. деятельность внутренних систем и органов. При недостатке замедляется рост развития, снижается сопротивляемость к инфекциям, появляется воспалительные изменения на коже. Происходит нарушение желудочно-кишечного тракта.

Суточная норма

1-3 года-53 гр. жиров; 3-5 лет- 65 гр. 5-7 лет- 70 гр.

Углеводы- органические вещества, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Они входят в состав продуктов растительного происхождения – овощей, фруктов, ягод, злаков – в виде сахарозы, фруктозы, глюкозы, галактозы, крахмала и клетчатки. В организме человека и животных углеводы встречаются в виде животного крахмала – гликогена.

Являются одним из главных источников энергии. Способствуют норм. переваренною и усвоению жиров и белков. Они богаты клетчаткой и способны передвижению пищевых масс по кишечнику.

При недостаточном поступление углеводов с пищей наруш. усвоение белков и жиров. Ухудшается пищеварение.

При избытке :усиленное образование жиров, понижается сопротивляемость детского организма, способствует появлений аллергических реакций.

Суточная норма

1-3 года-210гр. углеводов; 3-5 лет- 270гр . 5-7 лет- 290 гр.

50. Гигиенические требования к организации питания детей в дошкольных учреждениях.Правильно организованное питание детей преддошкольного и дошкольного возраста в условиях ДОУ является важным фактором в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем. Организация питания независимо от типа дошкольного учреждения и времени пребывания в нем ребенка должна базироваться на следующих принципах:

• правильная организация режима питания;

• адекватная энергетическая ценность пищевых рационов (не менее 70 %), соответствующих энерготратам детей;

• сбалансированность рациона по всем необходимым пищевым ингредиентам (белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы);

• использование адекватной технологической и кулинарной обработки продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов;

• соблюдение всех санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к получению и транспортировке продуктов, местам и условиям их хранения, кулинарной обработке (учитывая специфику ДОУ), раздаче блюд, обработке посуды в групповых ячейках;

• осуществление ежедневного контроля за выполнением всех санитарно-гигиенических требований;

• учет (насколько это возможно в ДОУ) индивидуальных особенностей детей.

В дошкольных учреждениях ежедневно заведующий вместе с медицинским работником составляют меню-требование на основании примерно 10-дневного или двухнедельного меню. Дети должны получать питание 4 раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 ч. Завтрак составляет 25 % от суточной энергетической ценности рациона, обед 35 %, полдник – 15-20%, ужин- 25%.

Врач или заведующий ДОУ присутствует при закладке основных продуктов и раздаче готовых блюд. Они следят за тем, чтобы при кулинарной обработке продукты не теряли своих ценных качеств, чтобы объем готовой пищи точно соответствовал количеству порций по утвержденной норме.

Перед едой дошкольники отправляются в туалетную мыть руки.

В помещении, где едят дети, надо создать уютную обстановку. Скатерти или клеенки на столах должны быть чистыми, посуда, в которой подается пища, – небольших размеров, эстетичной (лучше одинаковых формы и цвета, хотя бы для каждого стола).

Готовую пищу надо раздавать сразу после ее приготовления. Это необходимо для сохранения в ней витаминов и вкусовых качеств, а также для предупреждения пищевых отравлений. Готовую пищу закрывают крышками. Витаминизация пищи проводится ежедневно в пищеблоке или групповой детского учреждения непосредственно перед раздачей.

Первые блюда в момент раздачи должны иметь температуру около 70°С, вторые – не ниже 60 °С, холодные блюда и закуски (салаты, винегрет) – от 10 до 15 °С. Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на 1 ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводит медицинская сестра 1 раз в месяц (подсчитывают энергетическую ценность, количество белков, жиров и углеводов).



Источник

Мы уже обсудили, какие ошибки совершаем, когда говорим с детьми о привычках в еде и пищевом поведении, пытаясь сделать их питание сбалансированным. Сегодня – краткий обзор информации, которая поможет детям лучше понять, как устроены продукты и наше пищеварение. А еще это новый пример того, как говорить с ребенком о еде без оценок (“полезная”, “вредная”) и ярлыков (“худой”, “жирный”).

Конечно, всю эту информацию невозможно передать детям за один разговор – ее слишком много, поэтому просто не получится быстро. Можно рассказывать по чуть-чуть, постепенно добавляя что-то новое по мере развития темы и появления вопросов. Если в вашей семье питание построено не по стандартным принципам (например, вы вегетарианцы или сыроеды), то, что не согласуется с вашей системой, нужно будет заменить и рассказать по-своему.

Помните, что эти блоки информации – не “энциклопедия всего”, а только базовые сведения, которых достаточно, чтобы ребенок при необходимости смог найти дополнительные разъяснения, чтобы мог сориентироваться и понять, каких именно знаний ему не хватает.

Какие бывают группы продуктов

Что такое еда? Это “горючее” для нашего организма, с помощью которого мы живем, думаем и двигаемся. Если мы не будем есть вообще, то не сможем жить. Если же мы не будем есть достаточно, то наше тело будет работать не так хорошо, как нам бы хотелось.

Еда бывает разная, ее принято делить на группы по разным признакам. Например, так: овощи, фрукты, молочные продукты, мясные продукты, крупы и каши, хлебопродукты, напитки. Чтобы организм работал хорошо, желательно регулярно есть пищу из каждой группы, но это не обязательно. Есть люди, которые не едят некоторые группы продуктов, потому что им нельзя или потому что они не хотят.

Как правило, наше тело достаточно хорошо разбирается в том, какого именно питания сейчас ему не хватает, и умеет подавать такие сигналы в мозг, чтобы мы захотели именно этой пищи.

Некоторые продукты нужны нам для здоровья или роста, и без них нам было бы сложно, а некоторые, в общем-то, не так уж и нужны, скорее они приятны на вкус и радуют нас, но в больших количествах могут перегружать организм. Их лучше всего есть не постоянно, а иногда. Некоторые люди так и называют эту группу продуктов – иногда-еда (somes food).

Что такое обмен веществ

Чтобы наше тело работало хорошо, в него постоянно приходят и из него уходят разные вещества: мы их едим или пьем, они перевариваются, распадаются на то, из чего состоят. Потом наш организм получает из них воду, белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы, ненужные остатки выводит, а часть откладывает в запасы. Это и есть обмен веществ.

Скорость, с которой все это происходит, у разных людей разная: как правило, у тех, кто больше двигается и расходует больше энергии, обмен веществ идет быстрее, а у тех, кто много лежит, – медленнее. Скорость, с которой вещества обмениваются, может влиять на аппетит и на количество пищи, которое хочется съесть.

Иногда что-то работает неправильно, и обмен веществ нарушается – например, в некоторых случаях организм может начать откладывать слишком много запасов, и тогда жира становится так много, что телу тяжело его носить. Это называется ожирение.

Зачем нам белки-жиры-углеводы, витамины и микроэлементы

Большинство продуктов построены из разных веществ. Они влияют на то, какой продукт на вкус, сколько в нем энергии, и иногда даже на то, как он выглядит. Основные вещества – это белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы.

Белки. Они нужны, чтобы тело могло расти и строить само себя, а еще для того, чтобы заменять износившиеся стройматериалы новыми, чтобы носить разные вещества по крови туда-сюда, чтобы создавать антитела, которые борются с вирусами и бактериями.

Белков очень много. Они делятся на животные (те, которые содержатся в мясе и в продуктах, получаемых от животных, – например, в молоке, сыре и яйцах) и растительные (те, которые содержатся в растениях, например, в фасоли). Нашему организму нужны оба вида белков, поэтому желательно есть и животные продукты, и растительные. Но есть люди, которые не едят животные продукты, – они называются вегетарианцами. Большинство из них вполне справляются без животного белка.

Жиры. Это вещества, в которых наше тело запасает энергию “на потом”. Но у них есть и другие функции: защищать тело и внутренние органы мягкими “подушечками”, помогать удерживать тепло, делать волосы и кожу гладкими и красивыми. Поэтому очень важно иметь достаточно жиров в организме. Жиры содержатся в масле и сыре, немного их есть в мясе, яйцах, рыбе.

Углеводы. Как раз они в основном и есть “бензин” для тела, потому что с их помощью мы хорошо и быстро соображаем, а также двигаемся. Углеводы тоже делятся на две группы: простые, которые легко переварить (они, как правило, сладкие на вкус, содержатся во фруктах, в сладкой еде и напитках), и сложные, которые долго перевариваются (у них нет специального вкуса, они содержатся в каше, спагетти, хлебе и некоторых овощах).

Витамины и микроэлементы. Организму для здоровой и приятной жизни недостаточно только лишь белков, жиров и углеводов – ему нужны дополнительные вещества для разных задач. Этих веществ много, некоторые из них совсем крошечные по размеру, и их нужно мало, поэтому они называются микроэлементами. А некоторые размером побольше, и их нужно много – они называются витамины и обозначаются английскими буквами: А, В, С.

Например, чтобы сердце хорошо билось, а почки хорошо выводили лишнюю жидкость, нужны микроэлементы калий, кальций и магний, а чтобы кожа не была сухой, нужно, чтобы было достаточно витамина А. Каждый продукт обязательно содержит какое-то количество витаминов и микроэлементов, поэтому, если чего-то в организме не хватает, можно есть больше этого продукта, и баланс восстановится.

Что такое калории

Чтобы жить, расти и двигаться, нам нужна энергия, которую организм берет из еды. Чем больше энергии содержит какой-то продукт, тем больше в нем калорий – это то, в чем измеряется энергия, подобно тому как рост измеряется в сантиметрах.

Каждому человеку нужно разное количество энергии – это зависит от роста, веса, возраста и того, насколько мы активны. Если с едой пришло слишком много калорий, тело умеет делать запасы – обычно превращая лишнюю энергию в жир.

Зачем мы пьем воду

Наше тело более чем наполовину – это вода! Вода есть почти в каждой клетке тела, кроме мест, где ее совсем мало (например, волосы и ногти). Тело использует воду каждый день – она содержится в клетках, она составляет основу крови, она увлажняет наши глаза и рот, она обходит все тело и выходит в виде мочи или пота.

Поэтому, чтобы тело работало хорошо и могло делать все, что нужно, ему требуется достаточно воды. Взрослым – 1,5-2 литра каждый день, детям поменьше. Часть воды можно получить из еды, ведь в еде она тоже есть, особенно во фруктах и овощах. Часть воды можно пить просто так.

Как устроено пищеварение

Пища, которую мы съедаем, не остается в нашем организме прямо такими же кусками, а постепенно становится жидкой и растворяется, чтобы вещества, из которых она состоит и которые нам очень нужны, могли хорошо всасываться. Это называется “пищеварение”, потому что пища как бы варится в нас, как суп в кастрюльке. Только не кипит.

Сначала мы жуем еду, измельчаем ее зубами и перемешиваем со слюной – это первая “варка”. Потом пища проходит изо рта в горло и по трубке-пищеводу проходит в мешочек-желудок, где ее начинает растворять желудочный сок (вторая “варка”).

Потом еда переходит в очень длинную трубку-кишку, в которой как раз и расщепляется на вещества. Расщеплению помогают желчь и специальный сок, их делают печень и поджелудочная железа, потом они подают эти жидкости в трубку-кишку (третья “варка”). Трубка-кишка внутри пушистая, как ковер, и каждый волосок умеет всасывать что-нибудь вкусненькое из еды (четвертая “варка”).

В “варке” и всасывании еды внутри пушистой кишки участвуют еще и бактерии-друзья – маленькие живые существа, которые живут прямо в нас и помогают нашему телу выполнять какие-то функции. Их очень много – у взрослого человека в кишке может быть больше килограмма, но они крошечные, и их почти не видно, хоть они и очень стараются всасывать еду (пятая “варка”).

Остатки еды, которые не понравились ни пушистой кишке, ни бактериям-друзьям, выжимаются почти досуха и выходят из нас в туалете.

Приготовление еды делает ее вкуснее?

Раньше, когда люди еще не умели добывать огонь, они ели все сырым. И сейчас есть люди, которые всю еду едят сырой (они называются сыроеды). Но большинство людей пищу варит, жарит или как-то по-другому готовит.

Готовить некоторые виды еды нужно, чтобы с ней к нам в рот не попали бактерии-враги – те, которые могут вызвать болезни. Еще пищу часто готовят для того, чтобы она стала вкуснее или чтобы ее вообще можно было разжевать.

Некоторые способы приготовления пищи помогают сохранить все вещества, из которых она состоит. Некоторые способы не помогают ничего сохранить, но еду все равно приходится готовить, чтобы убить бактерий-врагов. Например, если сварить овощи, часть витаминов в них не выдержит кипятка и разрушится. Поэтому овощи часто варят в кожуре, чтобы сохранить хоть что-то.

Еще приготовление еды влияет на то, сколько энергии мы из нее получим, – можно добавить энергии с помощью масла или сахара. Но если добавить очень много масла, сахара или того и другого вместе, получится иногда-еда.

Чем мы отличаемся от древних людей

Раньше люди добывали себе еду охотой или собирали корешки и ягоды, позже начали держать домашних животных и выращивать овощи и фрукты в огородах и садах. В целом, чтобы получить чуть-чуть еды, требовалось ужасно много труда.

Сейчас все по-другому: мы покупаем еду в магазине или заказываем в кафе, нам не надо для этого несколько часов бежать по лесу или копать землю. Из-за этого происходит много всяких изменений: люди могут переедать или загружать свое тело продуктами, которые в прежних условиях они никогда не смогли бы получить в таком количестве за один раз. Например, пол-литра кока-колы!

Столько сахара древний человек не съедал, наверное, за всю жизнь. Поэтому нам нужно быть внимательными с количеством еды, а также с сахаром и жиром, которые в ней содержатся. Ведь сил мы тратим не больше, чем древние люди, а может, и меньше.

Источник

Питание является основным фактором, определяющим жизнедеятельность организма ребенка, его нормальное развитие и состояние здоровья. Питание также формирует развитие интеллекта и центральной нервной системы. Правильное (рациональное) питание детей и подростков обеспечивает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Детский организм отличается от взрослого бурным развитием, ростом, высокими показателями окислительно-восстановительных процессов, положительным азотистым балансом, высокими энерготратами. Для обеспечения таких функций организму необходимо постоянно получать пищевые вещества определенного количества и качества. Невыполнение этих условий ведет к отставанию роста и развития детей, к возникновению различных заболеваний. При составлении рационального питания для детей и подростков следует руководствоваться «Физиологическими нормами потребностей в основных пищевых веществах, витаминах и минеральных веществах и энергии для детского населения», утвержденными в 1991 г. Все особенности питания детей и подростков вызывают необходимость тщательного подбора пищевых продуктов, их соотношения, способов кулинарной обработки и т.д.

Все детское население делится на 11 возрастных групп: три возрастные группы от 0 до 12 месяцев включительно, далее с одного года до 18 лет – восемь групп. В действующих нормативах выделяется группа шестилетних детей (школьников), а начиная с 11 лет, группы делятся и по половому признаку, т.е. девочки 11 – 13 лет, мальчики 11 – 13 лет, девушки 14-17 лет, юноши 14-17 лет. Физиологические потребности в основных пищевых веществах, витаминах, минеральных веществах, энергии для детей с одного года и подростков представлены в табл. 1.

Белки, являясь основным пластическим строительным материалом, необходимы не только для возмещения белковых затрат, но и для формирования новых клеток для роста и развития. При недостатке белка в питании детей возникает азотистое равновесие (у ребенка должен быть положительный азотистый баланс), которое приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, снижению защитных сил организма. Особую роль в питании детей приобретают белки животного происхождения, которые содержат полный набор незаменимых кислот. Среди них такие, как лизин, триптофан, метионин. При недостатке в рационе триптофана и лизина наблюдается отставание в росте, недостаточность лизина приводит к нарушению процессов костеобразования и кроветворения, при дефиците метионина изменяется углеводный обмен у детей. Включение в рацион ребенка мяса, рыбы, яиц, творога позволяет обеспечить в полной мере организм незаменимыми аминокислотами. Молоко является необходимым продуктом для детей всех возрастных групп детского населения, особенно первых лет жизни. Молоко и молочные продукты – хороший источник белка и кальция, идущих на построение костной ткани. Как известно, кальций плохо усваивается в организме, но у детей первых лет жизни в желудке вырабатывается фермент химозин, который переводит белок молока – казеин в легкоусвояемый казеинат.

Жиры являются основным компонентом пищи. В детском возрасте они возмещают энергетические траты организма и поддерживают иммунитет ребенка. Жиры являются источниками витаминов А и D, которые поступают в организм только в составе жиров, эти витамины имеют большое значение для роста и развития ребенка. В рацион детей необходимо включать жиры животного происхождения и растительные жиры. Доля жиров растительного происхождения у детей ниже, чем у взрослых, она составляет 15-20% (у взрослых 30%). Жиры растительного происхождения служат источником полиненасыщенных жирных кислот, а также витамина Е и лецитина. Для детей младшего возраста рекомендуется включать рафинированные растительные масла без тепловой обработки. Из жиров животного происхождения предпочтение отдается сливочному маслу, в состав которого входят витамины А и D. Масло имеет хорошие органолептические свойства, легко усваивается. Тугоплавкие жиры и маргарины в питание детей включать не рекомендуется. Превышение доли жира в рационе детей может привести к увеличению массы тела, ожирению. Этому может способствовать и низкая физическая активность, если дети много времени проводят у экрана телевизора или компьютера.

Углеводы в организме детей и подростков выполняют в основном энергетическую функцию. Избыточное содержание углеводов, особенно простых, приводит к увеличению массы тела, пастозности (рыхлости) жировой и мышечной ткани. Такие дети чаще болеют простудными заболеваниями, нередко с осложнениями. Избыточное содержание сахара в пище приводит также к кариесу зубов, усилению гнилостных процессов в кишечнике, повышению сахара в крови. Наиболее рекомендуемым углеводом в питании детей является молочный сахар – лактоза. Наряду с молоком полезно включать кисломолочные напитки (кефир, простоквашу и др.), что способствует развитию молочнокислых бактерий, подавляющих в кишечнике рост гнилостной микрофлоры. Полезна в питании детей и фруктоза, которая не повышает содержание сахара в крови и не участвует в образовании кариеса зубов, она также необходима для тонуса нервной системы. Содержится фруктоза в ягодах и пчелином меде. В питание детей и подростков входят и сложные углеводы, в первую очередь крахмал, который является водорастворимым и при расщеплении образует глюкозу. Детям, больным сахарным диабетом, необходимо ограничить крахмал. Источниками крахмала являются бобовые, крупы и хлебобулочные изделия, а также картофель. Следует в рацион включать и пектиновые вещества (пектин), они нормализуют кишечную микрофлору, адсорбируют в кишечнике токсические вещества, например свинец. Пектин содержится в яблоках, грушах, персиках, абрикосах, сливе, вишне, черной и красной смородине, а также в свекле, моркови, редисе и т.д.

Источник