Развитие ребенка 6 лет моделирование

Развитие ребенка 6 лет моделирование thumbnail

Моделирование в работе с детьми 6-7 лет по развитию представлений о форме предметов

Автор статьи: Юркина Наталия Александровна, воспитатель, МБДОУ «Булгаковский детский сад «Теремок» Кочкуровского муниципального района, воспитатель.

Психолого-педагогические аспекты развития представлений о форме предметов у детей 6-7 лет

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их разновидностями. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и формой предмета такие педагоги как А. А. Столяр [7, с. 303], А. М. Леушина [3, с. 368], Л. А. Парамонова [5, с. 368], рассматривали в плане сенсорного восприятия.

Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словам. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов [3, с. 368].

Знакомство с формой начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Исходным содержанием понятия о форме являются реальные предметы окружающей действительности. Форма – это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличить один предмет от другого. Человечеством создана система эталонов для обозначения форм конкретных предметов. Это система геометрических фигур [10, с. 392].

Группировка геометрических фигур может быть представлена следующим образом: плоские и объемные, имеющие углы и не имеющие их, т.е. округлые, различающиеся по внешним признакам. Таким образом, геометрические фигуры выступают образцами, эталонами формы реальных предметов или их частей. С помощью геометрических фигур проводиться анализ окружающего мира, удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм, в том, «что на что похоже». В результате происходит уподобление одного предмета другому по форме [10, с. 392].

Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания [9, с. 206].

С. Г. Якобсон, изучавшая узнавание геометрических фигур и формы предметов у детей старшего дошкольного возраста, показала, что дети гораздо лучше узнавали геометрические фигуры, если им в начале разрешалось ощупать фигуру, а затем найти ее среди других фигур [12, с. 75].

А. М. Леушина считает, что в познании формы окружающих предметов особую роль играют геометрические фигуры, с которыми сопоставляются предметы окружающего мира. Поэтому она считает важным как можно раньше познакомить детей с основными геометрическими фигурами, научить различать, называть их [3, с. 368].

Моделирование в работе с детьми 6-7 лет

Моделирование – наглядно-практический прием, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений [8, с. 64].

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком [6, с. 185; 11, с. 544].

Т. И. Ерофеева отмечает, что формированию представления о геометрических фигурах способствует организация работы с моделями геометрических фигур. Моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина. Также выполнение простейших заданий на построение геометрических фигур, выполняются по образцу. Рассмотрев конкретную геометрическую фигуру, выделив ее признаки, детям даются задания начертить такую фигуру, на листке, причем даются соответствующие ориентиры. В геометрических задачах на построение фигур разных размеров [2, с. 175].

Игры и упражнения по развитию представлений о форме предметов у детей 6-7 лет посредством моделирования

В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место занимает игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.

Как отмечает А. А. Столяр в старшей и подготовительной к школе группе проводят игры и упражнения со следующим содержанием: 1) ознакомление с разновидностями геометрических фигур; 2) овладение последовательным обследованием формы предметов с применением системы геометрических образцов (найди такой же узор, найди по описанию, кто больше увидит, найди на ощупь); 3) аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов («Мы составляем петрушку», «Выложи из цветной мозаики»); 4) развивающие игры («Фабрика», «Обручи», «Дерево») [1, с. 213].

В процессе дидактических игр, игр с конструктором, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащение восприятия. Под руководством взрослых они овладевают способами обследования предметов осязательно-двигательным путем, учатся правильно называть формы и фигуры. Развитию представлений о форме способствует строительный материал, конструкторы «Лего», счетные палочки, геометрическая мозаика, игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг» и т.д. [10, с. 392].

В подготовительной группе знакомим детей с понятием «многоугольник» в такой последовательности:

1. Повторить разные виды треугольников.

2. Повторить разные виды четырехугольников.

3. Объяснить, что треугольники и четырехугольники можно вместе назвать «многоугольники».

4. Рассмотреть другие виды многоугольников (пятиугольники, шестиугольники и др.) и обсудить, почему они так называются.

5. Моделирование многоугольников разных видов из листа бумаги; на листе бумаги (чистом и в клетку); из счетных палочек и др.

Задания на моделирование:

– Загни углы у квадрата. Что получилось? (Восьмиугольник.)

– Поставь шесть точек, только не на одной линии. Соедини их. Что получилось? (Шестиугольник.)

– Начерти горизонтальный отрезок в 3 клетки. От его концов отступи 3 клетки вниз, поставь 2 точки. Соедини их между собой и с концами отрезка. Что получилось? (Квадрат.)

– Сложи из палочек квадрат. Сложи из семи палочек 2 квадрата. Сделай на парте треугольник с помощью одной палочки.

Дидактические игры: «Собери машинку», «Подбери по форме», «Сложи узор», «На что похоже?», «Из чего сделан дом?».

Методика обучения моделированию с помощью геометрических фигур.

Предварительная работа. После ознакомления с плоскими геометрическими фигурами учим составлять из двух фигур одну и делить фигуры на 2 равные части:

– Сложи квадрат пополам двумя способами. Какие фигуры получились? Сколько?

– Составь из двух маленьких треугольников один большой треугольник.

– Составь из двух треугольников квадрат.

Наглядный материал: модели геометрических фигур (бумажные, пластмассовые, деревянные), счетные палочки, геометрическая мозаика, игры: «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино» [4, с. 96].

Читайте также:  Развитие личности ребенка дошкольного возраста кризис 7 лет

В подготовительной группе (можно раньше) учим моделировать геометрические фигуры из бумаги, рисовать на бумаге (чистой и в клетку), выкладывать из палочек.

Г. А. Репина классифицирует технологии математического моделирования с дошкольниками следующим образом:

1. Плоскостное моделирование на базе разрезания прямоугольника.

Теоретико-множественный смысл плоскостного моделирования целого из частей на базе разрезания прямоугольника может заключаться в нахождении:

– целого заданной инвариантной формы как объединения различных серий классов его разбиения – игры типа «Сложи квадрат»;

– целого дискретно меняющейся формы как объединения константных классов разбиения заданной исходной формы – игры типа «Танграм».

2. Пространственное моделирование на составление объемных фигур из кубиков.

«Уголки», «Куб-хамелеон» (Обе игры разработаны Ю. А. Аленковым). Цель. Развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру.

3. Пространственное моделирование на базе разрезания прямоугольного параллелепипеда.

«Кирпичики». Имеется прямоугольный параллелепипед заданного объема. Простейшими объемными фигурами, на которые можно его разбить с целью получения материалов для моделирования, являются куб и прямоугольный параллелепипед.

Этот игровой материал – один из лучших для пространственного математического моделирования с детьми. Он представляет собой частный случай разбиения прямоугольного параллелепипеда с пропорциями 1: 2: 4 на 8 равных единичных параллелепипедов тех же пропорций.

4. Пространственное моделирование на базе материалов, допускающих непрерывные деформации(«Узелки», «Лист Мебиуса»).

Одним из игровых материалов, допускающих непрерывные деформации, являются «Узелки», которые представляют собой рамку, состоящую из двух частей: закрепленные узелки-образцы и шнурочки для самостоятельного моделирования и конструирования узелков.

Игровая задача «Узелков» – моделирование аналога заданной фигуры – узелка – по образцу или памяти. Игра не предполагает возможности действий по расчлененным схемам, тем самым предусматривает активное включение мыслительных аналитико-синтетических способностей ребенка.

5. Пространственное моделирование на базе оригами.

Моделирование на материале оригами – творческий процесс для педагога. Каждый раз необходимо решать, каков будет игровой сюжет занятия, как вовлечь в них детей, анализировать математический потенциал изделий, выбранных для моделирования.

Список использованной литературы

1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателей дет. садов / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 213 с.

2. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М. : Просвещение, 1997. – 175 с.

3. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. Н. Леушина. – М. : Просвещение, 1974. – 368 с.

4. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. – М. : Просвещение, 1985. – 96 с.

5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

6. Поддъяков, Н. Н. Формирование у дошкольников способности наглядно-предметного перемещения предметов в пространстве / Н. Н. Поддъяков. – М. : АПН РСФСР, 1963. – 185 с.

7. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. – М. : Просвещение, 1988. – 303 с.

8. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников / Т. В. Тарунтаева. – М. : Просвещение, 1980. – 64 с.

9. Усова, А. П. Сенсорное воспитание в дидактике детского сада / А. П. Усова. – М. : Просвещение, 1970. – 206 с.

10. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е. И. Щербакова. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.

11. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды в 2 т. Т. 1. Детская психология / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М. : педагогика, 1989. – 544 с.

12. Якобсон, С. Г. К вопросу о развитии восприятия формы / С. Г. Якобсон. – М. : Просвещение, 1974. – 75 с.

Источник

Елена Чеснокова
Моделирование как средство обучения детей 6–7 лет декоративному рисованию

Доклад на тему: Моделирование как средство обучения детей 6-7 лет декоративному рисованию.

Одной из основных задач, стоящих перед современными образовательными организациями, является замена ценностей обучения на ценности развития ребёнка. На сегодняшний день в системе дошкольного образования знания, умения и навыки не являются самоцелью и способом подготовки к школе, а направлены, в первую очередь, на формирование личности ребенка через различные виды деятельности, обеспечение эмоционального благополучия воспитанников, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей, предоставление широкого выбора видов деятельности, то есть опора на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком. Об этом говориться в федеральном государственном образовательном стандарте.

Актуальность обращения к теме моего исследования была обусловлена объективным интересом теоретиков и практиков к роли декоративного рисования в развитии детей дошкольного возраста. Овладение приемами декоративного рисования способствует развитию у детей чувства ритма, цвета, композиции. В ходе рисования узоров дошкольники знакомятся с различными образцами декоративно-прикладного искусства. На этих образцах они учатся понимать композицию узора, осознают значение цветовых сочетаний в нём, наглядно знакомятся с практическим применением узоров в украшении предметов быта. Всё это способствует развитию художественного вкуса детей.

Выбор в нашей работе возраста детей 6-7 лет обусловлен тем, что данный возраст наиболее сензитивен к творчеству как возможности самоутверждения и самовыражения. В рисовании в этом возрасте дети становятся более активными самостоятельными и инициативными. Работы детей 6-7 лет отличаются своей индивидуальностью, выразительностью, эмоциональностью.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

По мнению ряда авторов (Косминская, Васильева, Халезова)

Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисование в свою очередь делится на предметное, сюжетное и декоративное. В данной работе мы подробно остановимся на декоративном рисовании.

Латинское слово «декор» означает «узор». Отсюда декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов с целью украшения, на разных формах.

В детском саду декоративное рисование определяется рисованием простых элементов декора, эти элементы в свою очередь составляют основу второго вида декоративного рисования- рисования по промыслу.

В работе мы уделили большее внимание рисованию по промыслу.

Важную роль декоративно-прикладного творчества в воспитании детей отмечали многие искусствоведы, педагоги, исследователи детского изобразительного творчества (Т. Н. Доронова, В. Я. Езикеева, Е. Г. Ковальская, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, Т. Я. Шпикалова и другие). Они указали на то, что ознакомление с произведениями декоративно-прикладного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка по месяцам вес рост

Дошкольники положительно относятся к декоративному рисованию, вместе с тем испытывают сложности, связанные с содержанием работ, техническими умениями. Поэтому необходим поиск средств обучения, которые позволят детям создавать более качественные работы.

Мы согласимся с высказываниями Г. А. Урунтаевой о том, что необходимо правильно определять наиболее уместные на занятиях с дошкольниками формы и методы обучения, учитывая возрастные возможности детей. Необходимо помнить, что учебная цель, должна быть связана с актуальными для ребенка мотивами, так как не затронувшая его душу, не удерживается в его сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными с привычными побуждениями ребенка.

Так одним из интересных, но мало используемых в настоящее время в реализации основных программах ДОО средств обучения, является моделирование.

В педагогике под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Использование метода моделирования и его доступность была показана такими психологами, как Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Подъяков, Д. Б. Эльконин. Использование моделирования определяется тем, что в его основе лежит принцип замещения: реальный предмет может быть заменен в деятельности другим предметом, изображением, знаком.

Методологический аппарат исследования

Объект исследования обучение детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.

Предмет исследования возможности моделирования как средства обучения декоративному рисованию детей подготовительной к школе группы.

Цель исследования изучить возможности моделирования как средства обучения детей 6-7 лет декоративному рисованию.

Задачи исследования

1) Изучить теоретические основы проблемы обучения детей 6-7 лет декоративному рисованию на основе моделирования.

2) Выявить уровни и описать особенности умений детей 6-7 лет в декоративном рисовании. Изучить состояние работы педагогов подготовительных к школе групп по обучению детей декоративному рисованию.

3) Разработать и апробировать цикл образовательных ситуаций по декоративному рисованию посредством моделирования.

4) Проверить эффективность моделирования как средства обучения детей 6-7 лет декоративному рисованию.

Гипотеза исследования мы полагаем, что у детей 6-7 лет возможно развитие умений в декоративном рисовании посредством моделирования если:

1) определить задачи и содержание обучения декоративному рисованию на примере конкретной росписи;

2) разработать модели для каждой образовательной ситуации в соответствии с задачами обучения (учить подбирать элементы узора в соответствии с промыслом, учить чередовать элементы узора, соблюдать симметрию и ритм, подбирать цвет элементов в соответствии с конкретной росписью);

3) разработать цикл образовательных ситуаций по обучению детей 6-7 лет декоративному рисованию с использованием моделей;

Методы исследования анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный, анализ детских работ, методы количественной и качественной обработки данных, методы математической статистики, методы структурного описания.

Практическая значимость Правильный выбор адекватных средств обучения педагогом является очень значимым в обучении детей декоративному рисованию, такие средства обучения способствуют эффективному развитию изобразительных умений детей в декоративном рисовании. Использование на практике моделирования как средства обучения позволяет детям достаточно четко понять отдельные элементы, какой либо росписи и объединить их в единое целое. Результаты исследования могут быть полезны педагогам дошкольных образовательных организаций при планировании работы по декоративному рисованию.

Экспериментальная база исследования Исследование проводилось на базе ГБДОУ НАО «Детский сад с. Ома» с детьми подготовительной группе в количестве 10 человек в возрасте от 6 до 7лет; и на базе ГБДОУ НАО «Детский сад с. Нижняя Пеша» с детьми подготовительной группы в количестве 14 человек в возрасте от 6 до 7лет. Так же в исследовании приняли участие педагоги подготовительных к школе групп в количестве 4 человек.

Одной из задач нашего исследования, было: выявление уровней и описание особенности умений детей 6-7 лет в декоративном рисовании и изучение состояния работы педагогов подготовительных к школе групп по обучению детей декоративному рисованию, что стало целью констатирующего эксперимента.

Цель констатирующего эксперимента

Выявить уровни и описать особенности умений детей 6-7 лет в декоративном рисовании, а также изучить состояние работы педагогов подготовительных к школе групп по обучению детей декоративному рисованию.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить уровни и описать особенности умений детей 6-7 лет в декоративном рисовании.

2) изучить состояние работы педагогов подготовительных к школе групп по обучению детей декоративному рисованию.

Для достижения данной цели, нами была исследована и модифицирована диагностическая методика Т. С. Комаровой, направленная на изучение изобразительной деятельности детей 6-7 лет.

Цель данной диагностики: выявить степень овладения навыками изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Благодаря модификации диагностической методики Т. С. Комаровой, мы определили уровни умений детей 6-7 лет в декоративном рисовании.

Анализ детских работ мы проводили согласно параметрам, описание которых представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Параметры освоения детьми старшего дошкольного возраста декоративного рисования

Параметры развития Высокий уровень (3 балла) Средний уровень

(2 балла) Низкий уровень

(1 балл)

симметрия Левая и правая сторона рисунка уравнены В незначительной степени симметрия нарушена Не использует симметрию

центр

Намечает содержание рисунка, рисует с центра. Центр незначительно смещен Содержание не намечено, расположение рисунка носит случайный характер

чередование Использует чередование более двух элементов Использует чередование более двух элементов Чередование отсутствует

Ритм Соблюдает повторяемость одних и тех же компонентов рисунка Повторяемость одних и тех же компонентов рисунка незначительно нарушена Повторяемость отсутствует

Цвет Использует более 3 цветов, самостоятельно работает с оттенками Использует 2-3 цвета. в большей степени случайные Безразличие к цвету (выполнено в одном цвете или случайно взятыми цветами)

Технические навыки владения изобразительными материалами Полностью владеет техническими навыками и умениями: накладывает цвет на цвет, владение кистью как плашмя, так и кончиком кисти, примакивание Испытывает затруднения в применении технических навыков и умении, не дожидается высыхания при накладывании цвета на цвет, частично владеет кистью. Пользуется помощью педагога. Не накладывает цвет на цвет, не рисует кончиком кисти.

Композиция; расположение на листе по всей форме листа; Форма листа используется частично; хаотично

Данные показатели легли в основу уровней сформированности умений старших дошкольников в декоративном рисовании:

Высокий уровень. Узор симметричен, оформление его относительно центра, используется ритмичное повторение одних и тех же элементов, чередуются более двух различных элементов, присутствует широкая цветовая гамма, самостоятельная работа с оттенками, полное овладение техническими умениями, расположение узора по всей форме листа.

Средний уровень. В незначительной степени присутствует нарушение симметрии и смещение центра, ритмичность повторяемых элементов частично нарушена, чередуются более двух различных элементов, использование не более 3 цветов, затруднение в получении смешанных цветов, испытывает некоторые затруднения в применении технических навыков, оформление узора на части листа.

Читайте также:  Уровень развития воображения ребенка в 6 лет

Низкий уровень. Симметрия не используется, содержание узора не намечено, центр отсутствует, ритмичное изображение повторяемых элементов не используется, чередование элементов не используется, безразличие к цвету, не владеет техническими навыками, расположение на листе носит хаотичный характер

В констатирующем эксперименте участвовали 24 ребенка 6-7 лет и 4 воспитателя подготовительных к школе групп.

В ходе эксперимента детям было предложено оформить тарелочки узором по мотивам Городецкой росписи. Городецкая роспись была нами выбрана по ряду причин:

Во первых данная роспись рекомендована образовательной программой, во вторых достаточно просто разбивается на элементы, а так же четкая композиция узора и в третьих данная роспись достаточно яркая, а значит привлекательна детям.

Сравнительный анализ детских работ группы «А» и группы «Б» мы представим в виде диаграммы изображенной на рисунке 1.

Рисунок 1 – Сравнение уровней умений детей группы «А» и группа «Б»

в декоративном рисовании

Как видно из диаграммы большинство детей обеих групп показали низкие уровни изобразительных умений в декоративном рисовании (70%группа А и 58 % группы Б). В своих работах эти дети не использовали ритм, симметрию, чередование, не намечали центр, расположение на листе носило случайный характер.

Так как теоретические основы данной проблемы позволили нам определить, что дети старшего дошкольного возраста готовы к декоративному рисованию, как с физической, так и с психологической точки зрения, а на практике дети показывают низкие результаты в декоративном рисовании, мы решили изучить состояние работы педагогов подготовительных групп по обучению детей декоративному рисованию.

Как показал анализ планов педагогов, работа по обучению дошкольников декоративному рисованию проводиться, но обучение носит стихийный характер, не всегда соответствующий задачам и содержанию, рекомендованным комплексными программами. Средства, которые используют педагоги в своей работе, не достаточно эффективны. Занятия носят не систематический характер. Возможно, именно поэтому дети показали невысокие результаты.

Анализ теоретических основ проблемы позволил сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста могут освоить декоративное рисование на высоком уровне. Этому свидетельствуют работы А. В. Бакушинского, Л. Г. Васильевой, Г. Г. Григорьевой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной. При этом результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей 6-7 лет недостаточно развиты умения в декоративном рисовании, что обусловлено слабо представленным содержанием обучения, стихийность работы и неэффективностью избранных воспитателями средств. Данные результаты позволили нам сформулировать нашу гипотезу, Для доказательства данной гипотезы мы провели формирующий эксперимент, целью и задачи которого представлены ниже.

Цель формирующего эксперимента

Разработать и апробировать цикл образовательных ситуаций по обучению детей декоративному рисованию посредством моделирования.

Задачи формирующего эксперимента

1) определить задачи и содержание обучения декоративному рисованию на примере Городецкой росписи;

2) разработать модели для каждой образовательной ситуации в соответствии со средствами выразительности Городецкой росписи;

3) разработать цикл образовательных ситуаций по обучению детей 6-7 лет декоративному рисованию с использованием моделей;

4) проверить эффективность моделирования как средства обучения детей 6-7 лет декоративному рисованию.

Мы предположили, что работы детей будут наиболее удачными, если они освоят основные элементы Городецкой росписи и правила композиции – будут находить композиционный центр, располагать элементы по всей форме листа, соблюдать ритм, симметрию, так же важно освоение детьми цветового решения Городецкой росписи.

Мы разработали модели к каждой образовательной ситуации. Которые были разделены: по содержанию; по выразительным средствам (композиция, цвет, по использованию техник. Модели направлены на развитие умений детей 6-7 лет в декоративном рисовании на примере Городецкой росписи. Структура работы со всеми моделями единая: рассматривание элементов, композиции росписи, моделей, объяснение, самостоятельная деятельность детей, анализ детских работ.

На основе отобранного содержания обучения и созданных моделей мы разработали цикл образовательных ситуаций. Его реализация осуществлялась поэтапно:

1 этап – обсуждение с детьми особенностей Городецкой росписи, мотивация детей, цель, рассматривание элементов модели, объяснение педагога.

2 этап – моделирование детьми композиции Городецкого узора, сопровождаемое объяснениями педагога, самостоятельная изобразительная деятельность детей.

3 этап – анализ детских работ.

Детям понравилась работа с моделями, заинтересовавшись ими, они с легкостью включались в работу. На занятиях дети вели себя активно, с желанием выполняли все задачи педагога. Были небольшие затруднения с мелкими элементами моделей (оживкой, но дети справились и с этими моментами.

Так например для того чтобы дети усвоили такой элемент Городецкой росписи как розан, мы провели работу следующего характера:

1. выделили данный элемент на изделиях и иллюстрациях Городецкой росписи.

2. Рассмотрели предложенные детям элементы розана, обратив внимание на цвет;

3. Далее детям было предложено, совместно с педагогом, собрать розан, последовательно выкладывая элементы на форме, каждый шаг комментировался педагогом.

4. Затем дети самостоятельно моделировали и приступали к рисованию розана.

Моделирование значимо в обучении детей декоративному рисованию, так как дети, осваивая этапы создания элемента, осваивают и последовательность изображения этого элемента. Так же в ходе работы с моделями дети могут апробировать разные варианты композиционного построения и выбрать наиболее удачный, в результате чего снижается ошибочность при рисовании (несимметричность, неритмичность изображения композиции).

Так же хотелось отметить, что от одной образовательной ситуации к другой наблюдалась динамика в рисунках детей. Образовательные ситуации мы проводили в соответствии с планами группы.

Для проверки эффективности проведенной нами работы, мы провели контрольный эксперимент, методика которого аналогична методике констатирующего эксперимента. Сравнивая рисунки детей с констатирующего и контрольного этапов, мы получили результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2 – Уровни умений детей 6-7 лет в декоративном рисовании (в %)

Эксперимент Уровни умений детей подготовительной группы в декоративном рисовании

Низкий Средний Высокий

Констатирующий 70 20 10

Контрольный 10 50 40

Как видно из таблицы 2 большинство детей 50% участвовавших в экспериментальном обучении декоративному рисованию с использованием моделирования, выполнили свои рисунки на среднем уровне. Для них характерно изображение элементов Городецкой росписи розан, купавка, листья, составленных в композицию «гирлянда», цветовое решение соответствует росписи, используют чередование в рисовании, однако незначительно нарушен ритм, симметрия узора, технические навыки так же соответствую среднему уровню. Появились дети, чьи работы соответствуют высокому уровню умений в декоративном рисовании.

Таким образом, в нашем исследовании теоретически обоснованно и экспериментально доказано, что использование моделирования как средства обучения детей 6-7 лет декоративному рисованию возможно, эффективно и адекватно, что позволяет педагогам использовать его в своей работе, для того чтобы повышать уровни умений детей в декоративном рисовании.

Источник