Развитие ребенка 5 лет дома
На чтение 6 мин.
Хорошие родители знают, что нельзя упускать время в таком важном деле, как воспитание ребенка. До 6 лет дети могут приобрести знания, навыки и умения, которые станут отличной базой дальнейшего развития.
Многие родители самостоятельно проводят занятия с детьми и обучают их чтению, знакомят с окружающим миром.
Дошкольники обладают феноменальным потенциалом.
Поэтому взрослые часто стремятся не только дать элементарные знания, но и научить ребенка читать по-английски и самостоятельно составлять простые высказывания на этом языке.
Ориентиры развития в 5-6 лет
Развивающие занятия без определенной цели успеха не принесут. Нужно знать, чему учить детей. Например, в возрасте 5 лет ребенок может справиться с такими заданиями:
- рассказать о себе и своей семье;
- назвать время года, время суток;
- объяснить простейшие причинно-следственные связи (мама стирает потому, что…; папа взял зонтик потому, что…);
- пояснить назначение предметов обихода (зачем нужен стол, стул, кастрюля, ручка);
- назвать геометрические фигуры и предметы, похожие на них по форме;
- сосчитать несколько предметов с переходом через десяток;
- назвать цвета;
- рассказать, из каких частей состоят предметы мебели, быта;
- запомнить и произнести слова, фразы на иностранном языке;
- заштриховать контурный рисунок; вырезать ножницами полоски бумаги и сделать из них коврик; скопировать узор.
В 5 лет дети могут пояснить свои мысли, знают цвета, умеют считать
В 6 лет детям доступны более сложные действия:
- понимание сюжетной связи картинок и составление рассказа;
- пояснение смысла простых пословиц;
- выполнение элементарных арифметических операций;
- обобщение и деление на группы;
- объяснение значения слова (действия, признаки, конкретные предметы и абстрактные понятия);
- составление правил игры;
- ориентация в пространстве и времени;
- рисование человека, копирование узоров и геометрических фигур;
- выполнение игровых упражнений, повтор и составление простых диалогов на английском языке.
Умения в 6 лет зависят от количества домашних занятий и посещения детсада
Особые возможности домашних занятий
Развивающие занятия с ребенком в домашних условиях имеют много преимуществ.
Гибкий график позволяет учесть темперамент детей, скорость восприятия и мышления, особенности характера. На занятиях дома легко придумываются и выполняются разнообразные «ритуалы» (стихи, песенки, особые слова, веселые разминки), настраивающие ребенка на начало или завершение работы.
Домашние занятия очень удобны
Дома всегда под рукой необходимые принадлежности. На занятии могут понадобиться не только бумага и карандаши, но и конструкторы, кубики, игрушки для ролевых игр.
Даже мебель быстро превращается в элемент учебного оборудования. А если ребенок изучает английский язык, то по ходу занятия быстро изготавливаются необходимые карточки с буквами и словами. Это поможет родителям научить ребенка читать по-английски и подготовит к освоению письменной речи.
Подготовка к «уроку» дома
Чтобы правильно организовать развивающие занятия для ребенка 5-6 лет, нужно учесть определенные условия.
Очень важно иметь план цикла занятий, а также заготовки заданий для каждого из них. Нужно четко определить время проведения и длительность работы.
Совет: нужно разбивать занятия на несколько частей, не более 10-15 минут каждая, ведь малышу трудно высидеть 40-50 минут.
Занятия дома должны проходить весело и увлекательно
Занятия дома пройдут интересно и полезно, если правильно структурировать материал. Упражнения для активизации внимания детей должны чередоваться с увлекательными логическими головоломками, играми в слова, заданиями на развитие мелкой моторики и координации движений.
Восприятие заданий на слух и с помощью разнообразной наглядности, музыкальные паузы и физкультминутки, развивающие мультфильмы и придумывание забавных историй – все это украсит домашнее занятие с детьми.
Физкультминутка для маленьких проводится через 15 минут занятий
Важно разнообразие приспособлений и форм работы. Все необходимые принадлежности готовятся заранее.
Как строить занятие
Любое занятие должно иметь мотивирующую, основную и завершающую части. Привычка к логичной структуре сыграет положительную роль, когда малыш станет учеником и войдет в класс.
Содержание и форма зависят от возраста детей и целей домашних «уроков». Следует подбирать разнообразный материал. Но при этом занятие может быть тематическим. Например, совершенствование речи, тренировка памяти, обучение правилам общения, изучение английского языка.
Обучающее занятие должно быть посильным для малыша
Секреты успешного занятия с дошкольниками
Дети 5-6 лет могут хорошо проявить себя на домашнем занятии. Взрослые должны обеспечить благоприятные условия для этого, например:
- увлекательное начало с сильной мотивацией (что будем делать и зачем; научимся…, узнаем…; поиграем…);
- краткость в постановке задач (постепенно нужно добиться, чтобы ребенок удержал в памяти инструкцию хотя бы из 3-х пунктов);
- точность объяснения задания на доступном языке (для правильного выполнения нужно четко понимать, что делать);
- включение подвижных игр и упражнений в качестве физкультминуток между сложными заданиями и в виде отдельного блока в конце занятия;
- подведение итогов в конце «урока» (чему научились, что понравилось; награда за особые достижения); концовка может быть в виде веселого стихотворения, которое родители произносят вместе с малышом в конце каждого занятия.
Занятие по готовке также входит в перечень развивающих
Родителям следует быть очень внимательными, занимаясь дома. Нужно слушать, что говорит чадо, обдумывать свои слова, терпеливо ожидать завершения выполнения задания и предлагать «ученику» пояснить его действия. Это формирует самоконтроль, активизирует внимание и память. Такие качества пригодятся при поступлении в 1 класс.
Полезные советы для обучения малышей чтению английских текстов
Развитие детей до 6 лет происходит необычайно быстро. Этому способствует гибкая память, развивающееся внимание и укрепляющееся мышление. Очень важные качества для обучения чтению на английском языке!
Домашние занятия английским помогут ребенку быстрее адаптироваться к школе
Важно знать: в 3 года у малыша преобладает наглядно-образное мышление; с 5 до 6 лет начинает формироваться абстрактно-логическое.
Поэтому при обучении детей иностранному языку можно смело использовать фонетические, графические и словесные методы.
Дети в возрасте 5-6 лет легко воспринимают на слух слова и фразы на английском языке, запоминают и воспроизводят их. Старшие дошкольники в состоянии сопоставлять устные объяснения, звучание английских слов и фраз и их графическую форму.
Видео. Уроки английского для дошкольников
Основные этапы обучения детей чтению на английском языке
- Английские слова и фразы воспринимаются на слух и повторяются.
- Продолжение изучения слов и фраз на слух: ребятам предлагаются буквы и слова на карточках.
- Составление словосочетаний и чтение простых предложений (с помощью карточек с изображениями слова и соответствующего предмета).
- Чтение простых текстов (проза или стихотворение), составленных из известных ребенку фраз.
- Чтение более сложных текстов в соответствии с расширением лексикона, просмотр мультфильмов с субтитрами, чтение сказок.
Чудесные мгновения совместного познания
Домашние развивающие занятия – необыкновенно волнующий этап в отношениях родителей и детей. Совместные игры, поиски решения логических задачек, обсуждение забавных вопросов и ответов, радость наблюдения за малышом в процессе усиленной умственной или физической активности запомнятся навсегда.
Занятия с детьми – чудесные моменты близости
Прекрасные впечатления пополнят сокровищницу семейных радостей и сделают детей счастливее.
Оставить комментарий
Источник
5 лет — середина дошкольного возраста, расцвет эмоциональной и познавательной сфер ребенка. Занятия для детей 5 лет направлены на развитие психических процессов.
Игры очень хорошо развивают способности ребенка.
Физическое развитие пятилеток
Организм пятилетнего ребенка претерпевает изменения. Тело теряет массу, худеет, исчезают жировые отложения, характерные для раннего детства. Черты лица становятся острее, исчезает детская припухлость.
Увеличивается рост, при этом не меняется вес.
Питательные вещества используются для роста и укрепления мышц, благодаря чему ребенок становится физически выносливее и ловчее. Увеличиваются крупные мышцы (ягодицы, грудная клетка).
Средние физиологические данные:
- рост — 99-116 см;
- вес — 17-20 кг.
В этом возрасте важно привить ребенку привычку заниматься физической активностью, которая укрепит здоровье и поможет организму развиваться физиологически правильно.
Мелкая моторика
Моторика — действия, которые координируются совместной работой нервной, костной, мышечной систем. Мелкая — четкие действия кистей и пальцев. Развитие моторики взаимосвязано с развитием речи, моторный и речевой отделы в полушариях находятся близко. К 5 годам моторные функции усложняются, задействованы пальцы рук, в отличие от 2-3 лет, когда ребенок для захвата использовал ладонь.
У средних дошкольников мелкая моторика развивается в процессе созидательной деятельности: конструирования, лепки, рисования.
Навыки обоих видов моторики отрабатываются в ведущем типе деятельности — игре.
Пальчиковая гимнастика.
Моторные умения детей 5-6 лет:
- раскрашивать рисунки, соблюдать границы;
- завязывать веревку в узлы;
- правильно двумя пальцами держать карандаш;
- застегивать пуговицы и молнию;
- доставать предметы из тары с небольшими отверстиями;
- срисовывать геометрические фигуры.
Нервно-психическое развитие пятилетнего человечка
Дошкольник в своем развитии проходит путь от осознания себя отдельным человеком до осознания эмоций, переживаний и чувств. У него формируются представления о себе через деятельность. Происходит становление самооценки.
К пятилетнему возрасту дети накапливают опыт взаимодействия со взрослыми: от родителей до воспитателей детского сада. Он находит отражение в поведении ребенка. Фразы, действия, способы решения конфликтов — результат предыдущего взаимодействия взрослых с ребенком, которое не всегда было положительным. Образ взрослого — ориентация поступков дошкольника в мире людей.
Ведущий тип деятельности в развитии ребенка от 5 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра. В ней он берет роль другого человека и через проигрывание воображаемых ситуаций моделирует его действия. Постигаются нормы социальных отношений, мир ценностных ориентаций.
Через наблюдение за игрой ребенка можно узнать о его переживаниях, помочь ему улучшить социальные навыки. После 5 лет дошкольники строят сюжет на основании любимых книг, мультфильмов. Игра отходит от внешней стороны деятельности, наполняется внутренним смыслом. Ребенок использует предметы-заменители, например палку, представляя, что скачет на лошади.
Пятилетний возраст — период становления личности и развития механизмов социального поведения.
Мышление
Зарождается логическое мышление. Ребенок мыслит в уме, создает внутренний план. В 3-4 года он участвует в ситуации при помощи практических действий, а в 5-6 лет — используя мыслительные операции.
Мыслительный процесс ребенка 5 лет развивается посредством работы органов чувств. С помощью них дети знакомятся с понятиями формы, цвета, вкуса, запаха, величины, ориентируются в пространстве. На основе мышления действенного, практического формируется образное.
Для его развития необходима самостоятельность ребенка, активность в познавательной деятельности. Постановка вопросов, построение гипотез способствуют развитию гибкости и динамичности мыслительных процессов. Дошкольный возраст — время высокой мотивации к обучению и исследованию.
Память и внимание
Память носит непроизвольный характер. К 6 годам формируется произвольность запоминания с помощью воли. Взрослый учит ребенка приемам запоминания. Дети учатся повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. В пять лет проводят работу со всеми органами чувств для развития произвольности.
Виды памяти:
- Зрительная. Запоминание увиденного. Объем в пятилетнем возрасте — 5-6 объектов.
- Слуховая. Запоминание услышанного. Объем — 6-7 слов.
- Двигательная. Запоминание поз и положения в пространстве. Объем — 4-5 поз.
- Вкусовая. Запоминание вкусов и соотношение их с предметами. Объем: до 10 разных вкусов.
Дети запоминают информацию, которая вызвала у них яркие впечатления, была эмоционально окрашенной. Они запоминают отдельные детали объектов. Благодаря эмоциональной памяти, дети формируют представления об окружающем мире и безопасности в нем. Если ребенок обожжется о горячий утюг, в следующий раз он вспомнит, какие эмоции у него это вызвало. Дошкольники легко запоминают понравившиеся стихи, потешки.
Дети обладают фотографической памятью — способностью быстро, ярко и четко запечатлевать объекты и подробно воспроизводить их в дальнейшем.
Пример игры для развития памяти.
Что должен уметь ребенок 5 лет:
- находить 6 отличий между двумя рисунками;
- удерживать в поле зрения 10 предметов;
- повторять узор;
- запоминать 8 картинок;
- рассказывать по памяти маленькие рассказы и сказки.
Внимание дошкольника развивается от непроизвольного к произвольному. Он способен усилием воли задерживать внимание на предмете, выполнять неинтересную монотонную деятельность. В то же время пятилетний ребенок отвлекается на яркие стимулы и образы, ему требуется смена деятельности.
Развитие речи
Язык ребенка в возрасте 5 лет обогащается сложными понятиями в процессе игры и общения со взрослыми, образуются связные высказывания.
Направления речевого развития в среднем дошкольном возрасте:
- расширение запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие речи как средства коммуникации;
- развитие речи как средства планирования и регулирования поведения;
- развитие фонематического слуха.
Возникает способность связной речи, возможность описать событие. Ребенок способен договариваться с партнером по общению, организовывать взаимодействие, защищать себя, отказываться от контакта.
К 5 годам ребенок:
- имеет в запасе 3000 слов, составляет предложения из 6-7;
- пересказывает текст;
- пользуется антонимами;
- использует прошедшее и будущее время;
- должен знать данные свои и родителей, адрес;
- называет предметы и числа.
С 5 лет в план педагогической работы включают логопедические занятия.
Нормы развития речи.
Восприятие окружающего мира
Пятилетние дети интересуются окружающим миром, происхождением предметов и явлений. К этому возрасту возникают вопросы «Откуда берутся дети», «Куда уходят люди». Для дошкольников важно понимать механизмы становления окружающего мира. Они самостоятельно воссоздают картину мира, если не получают ответы на вопросы. В сознании ребенка возникают нелогичные объяснения и магические идеи, могут развиться страхи.
В 4-5 лет у детей появляется страх смерти. Он формируется из-за недостатка знаний о явлении. Ребенок пытается найти ответ у родителей, но взрослые избегают этих вопросов.
Малыш чувствует, что тема вызывает повышенную тревожность и начинает бояться. Свой страх он бессознательно прорабатывает в рисунках и рассказах на тему смерти.
Если же родители будут уделять излишнее эмоциональное внимание к таким рисункам, то у ребенка сформируется страх смерти. Чтобы этого избежать, нужно показывать дошкольнику детские энциклопедии, рассказывать о строении человеческого организма. Полезно рассказывать о влиянии здорового образа жизни на ее продолжительность.
Бытовые навыки ребенка в 5 лет
Дети — отличные помощники в быту. Они убирают игрушки, могут заниматься уборкой, протирать пыль, пылесосить и мыть пол. В 5 лет ребенок способен приготовить еду (сделать бутерброд, нарезать салат). Чтобы развивать дошкольника в домашних условиях, не требуются специальные занятия. Через повседневные бытовые дела у детей развиваются органы чувств, познавательные процессы, повышается самооценка.
Пятилетний ребенок способен следить за гигиеной, чистить зубы, мыть тело, следить за чистотой одежды.
Социальное развитие пятилетних детей
Развитая речь способствует качественному и углубленному общению детей со взрослыми. Ребенку интересна позиция взрослого, его мотивы и ценности. Общение в детском коллективе происходит в процессе игры, в которой сталкиваются разные точки зрения, дети учатся подчиняться социальным правилам.
Пятилетний возраст — период жалоб. Дети жалуются взрослому на поведение сверстников, но не из-за желания наказания, а чтобы сформировать для себя систему приемлемого поведения. Жалуясь на другого, ребенок пытается понять, какие действия допустимы, выделить правила поведения.
Эмоциональное развитие
У детей в 5 лет развивается эмоциональная сфера, они переживают гамму чувств, которые не испытывали ранее.
Неумение объяснить сильные эмоции приводят к внутреннему конфликту, который выражается в агрессии, капризах, неустойчивом настроении. От взрослого требуется терпение и принятие возрастных особенностей пятилетнего ребенка.
Для этого используется метод «контейнирования». Взрослый принимает сильную эмоцию дошкольника, объясняет ему ее название и причину возникновения, предлагает способ ее проживания. Дошкольникам полезно посещать занятия сказкотерапевта. Через работу со сказками дети знакомятся с эмоциями и способами их проявления.
Различия между девочками и мальчиками
Пятилетние дети интересуются телом, половыми органами, различием между полами. Дошкольникам важно соотносить себя со своим полом и выражать свою половую принадлежность через внешний вид, выбор игрушек.
Из-за различий в развитии полушарий мозга девочки склонны к рациональности, проявлению логики, положительным эмоциям. Мальчики — к интуитивным реакциям, нелогичности, образной памяти, отрицательным эмоциям.
Различия между мальчиками и девочками.
Занятия с ребенком пяти лет
Занятия с ребенком 5 лет носят игровой характер. В этом возрасте детям нравится в рамках игры создавать объекты, лепить, конструировать, рисовать. Дошкольники любят учиться, заинтересуйте их новыми знаниями. Учите ребенка выражать эмоции, прививайте нормы поведения.
Дети готовы к изучению алфавита, занятиям математикой и чтением. Выбирайте книги, которые смогут увлечь дошкольника.
Дайте ребенку свободное время, которое он сможет посвятить игре, не лишайте этой возможности. У него должно быть 2-4 часа свободного времени в день. Развивающие кружки посещают 1-2 раза в неделю. Внимание уделяют физической активности.
Творческое развитие
До 5 лет дети изображают графические образы. В старшем возрасте рисунок усложняется, прорисовывается, на нем изображаются существующие и воображаемые объекты. Через рисунок ребенок показывает свой внутренний мир. Для него важен процесс рисования, результат второстепенен. В рамках развивающих занятий взрослый показывает способы рисования, использования материалов и техник.
Через лепку и конструирование ребенок создает представление об окружающем мире, о форме, величине пространственных параметров.
Занятия на развитие внимания и памяти
Основное направление в работе с психическими процессами — развитие концентрации, которая является предпосылкой для произвольности. Необходимые действия:
- Обращайте внимание ребенка на звуки, попросите определить их источник.
- Посмотрите вместе на облака, пофантазируйте.
- Учите слышать сигналы собственного тела. Спрашивайте, что чувствует носик, левая рука, пяточка.
- Используйте подручные средства для игр: фрукты, овощи, природный материал.
- Используйте рабочие тетради. В них задачи на память, внимание, мышление представлены в виде увлекательных игр. Ребенок для их выполнения рисует, вырезает, использует наклейки, считает, запоминает. Задания помогут вашему ребенку узнать цифры и буквы.
Изучение иностранного языка
В дошкольном возрасте закладывается языковая система. Ребенок учится ориентироваться в системе знаков и понятий. Для этого у него созревают психические функции. Дошкольное детство — благоприятный период для освоения иностранного языка.
Изучать новый язык стоит в игровой форме, не навязывая занятия. Полезно включать на уроках мультфильмы на иностранном языке, аудиозаписи диалогов, показывать картинки со словами. Изучение языка объединяют с творческими занятиями и физической деятельностью (например, игрой с мячом).
Подготовка к школе
В рамках подготовки к школе:
- детей учат планировать деятельность и достигать результатов;
- проводят работу на повышение самооценки;
- развивают произвольность психических процессов;
- готовят руки к письму;
- изучают алфавит и счет.
Занятия включают в игровые ситуации. Нельзя усаживать дошкольника заниматься за партой в течение 45 минут, как на школьном уроке. Оптимальная продолжительность занятия — 15-20 минут со сменой деятельности.
Источник