Развитие ребенка 3 лет по сказке
Надежда Демидова
Конспект занятия для детей 3–4 лет «Путешествие по сказкам»
Задачи:
– прививать любовь к сказке, желание воспроизводить сюжет;
– повторить любимые сказки детей, закрепить знания про животных;
– развивать мелкую моторику, актерские способности, совершенствовать диалогическую речь;
– воспитывать интерес к любимым сказкам.
Материал: книга сказок, картинки к сказке «Маша и медведь», игрушка лисы, мультимедийный комплекс, настольный театр по сказке «Снегурушка и лиса», бумажные силуэты героев сказок, искусственные ёлочки.
Ход занятия
Игра «Здравствуйте!»
Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! («Пружинка»)
Топ, топ, топ! (Топают ногами)
Здравствуйте, щечки! (Гладят руками щеки)
Плюх, плюх, плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)
Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам)
Плюх, плюх, плюх! (Трижды слегка ударяют кулачками по щекам)
Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево)
Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево)
Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)
Здравствуй, мой носик! (Гладят нос ладонью)
Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос указательным пальцем)
Здравствуй этот день! (Приветственно машут руками)
Нам играть не лень!
– Приглашаю, вас, дети, в волшебное путешествие.
Загадка:
– Не дерево, а с листочками,
Не рубашки, а сшита,
Не человек, а говорит!
(книга)
– Вы любите читать книги? У меня есть волшебная книга сказок. Хотите попасть в сказку? Ну, тогда вперед!Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Книга – открывайся, сказка – начинайся!»
Дети с удовольствием соглашаются.
Воспитатель: (таинственным голосом). Один, и два, и пять, и восемь, в сказку всех мы переносим! (Пока воспитатель колдует под нежно звучащую музыку, дети кружатся на месте) Вот мы и попали в волшебную страну. Давайте погуляем по ней. (Дети под музыку песни «Волшебный цветок» идут по кругу, змейкой, закручивают и раскручивают спираль.) Ребята посмотрите, мы очутились с вами на волшебной полянке. Как здесь красиво!
(Дети подходят к одной из елочек, под которой лежат иллюстрации к сказке «Маша и медведь»).
Воспитатель: Ребята, здесь картинки какие-то лежат! (Поднимают их и рассматривают.) Из какой сказки этот медведь?
Дети: «Маша и медведь»
Воспитатель: Молодцы, отгадали. Как Машенька из сказки «маша медведь» нашла дорогу домой?
Дети: Напекла пирогов, – забралась в короб, медведь ее домой к бабушке с дедушкой принес.
Воспитатель: Что говорила Маша, когда медведь садился на пенек отдохнуть?
Дети: Не садись на пенек не ешь пирожок.
Воспитатель: Как еще в других сказках называют медведя?
Дети: Косолапый, топотун, Михаил Иваныч.
Воспитатель: А давайте поиграем в игру «У медведя во бору».
Игра «У медведя во бору»
Выбирается водящий – «медведь». Он находится на некотором расстоянии от других участников игры. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».
(Подходят к другой елочке, под ней стоит игрушка лисы.)
Воспитатель: ребята, посмотрите-ка, лиса – всему миру краса. И хвостик у нее пушистый, и мордочка остренькая. … Ну, точь-в-точь лисичка из сказки «Заячья избушка». Ребята скажите пожалуйста, кто из зверей приходил гнать лису?
Дети: собака, медведь, осел, петух, баран
Воспитатель: А что лиса ответил им?
Дети: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».
Воспитатель: Что сказал петушок лисе?
Дети: «Кукареку! Иду на пятах, в красных сапогах, несу косу на плечах, хочу лесу посечь, слезай, лиса, с печи.
Воспитатель: В какой сказке есть лиса?
Дети: «колобок», «лисичка со скалочкой», «теремок», «лисичка – сестричка и серый волк» и др.
Воспитатель: Какая лиса в сказках?
Дети: хитрая, плутовка, обманщица.
Воспитатель: Давайте поиграем.
Играют в игру «Лиса в курятнике». Катится колобок.
Воспитатель: Ребята, а это кто?
Дети: колобок
Воспитатель: А скажите, чем закончилась сказка «Колобок»?
Дети: лиса его съела
Воспитатель: Как жаль колобка! И дед с бабкой, наверное, очень огорчились. Они его испекли, ждали. Давайте сядем на травку и придумаем другой конец сказки. Хороший.
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вставайте, нам надо отправляться дальше, к следующей сказке, да не к одной. Посмотрите, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.
(Показ презентации со сказками)
1слайд:
Ждали маму с молоком, А пустили, волка в дом…
Кем же были эти маленькие дети?
Дети: Козлята
Воспитатель: А как называется сказка?
Дети: Волк и семеро козлят
2 слайд:
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Дети: Колобок
3 слайд:
Баба била — не разбила.
Слабовата бабья сила!
Да не смог разбить и дед.
Ведь ему сто лет в обед.
Кликнули они норушку —
Та разбила, как игрушку,
И сбежала под крыльцо.
Что разбила-то?
Дети: Яйцо.
Воспитатель: А как называется сказка?
Дети: Курочка Ряба.
4слайд:
Что за сказка: кошка, внучка, мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали, корнеплоды собирали?
Дети: Репка
5 слайд:
В поле появился дом.
Поселились в доме том:
Мышка по имени Норушка,
И лягушечка Квакушка,
Ёж, Лисица и Зайчишка.
А ещё лохматый Мишка
Позже поселился тут.
Как все домик-то зовут?
Вьётся над трубой дымок.
Этот домик — …
Дети: Теремок
Воспитатель: Молодцы все сказки отгадали можно отправляться дальше.
(Подойти к эпизоду из сказки “Снегурушка и Лиса”).
Воспитатель: Ребята, героев этой сказки вы еще не знаете. Эта сказка о том, с кем встречалась девочка в лесу. Вот с кем (показать, а дети называют). А как проходили эти встречи, я вам расскажу и покажу.
(Показ настольного театра).
Воспитатель: Понравилось вам в стране чудес?
А я вам, на память о нашем путешествии, приготовила вот такие бумажные игрушки (бумажные силуэты героев сказок)
Возьмите их с собой, когда придёте домой поиграете. И обязательно расскажите своим друзьям, мамам, папам, бабушкам как мы путешествовали в страну сказок. До новых путешествий!
Источник
Статья на тему: Сказка, как средство развития речи детей 3-4 лет»
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. В качестве основного метода ознакомления детей со сказкой выделяется рассказывание. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в нравственном и эстетическом воспитании по-прежнему сохранилась.
Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе. Развивая речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные способности, решаю следующие задачи:
1. развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
2. обогащение словаря;
3. развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;
4. развитие представления об окружающем мире;
5. воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;
6. побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
Сказку использую как в воспитательно – образовательном процессе, так и в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми.
Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на её основе.
1. Восприятие сказки идет успешнее, если с детьми проводится предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа с объяснением незнакомых или малознакомых детям этого возраста слов и выражений, показ предметов или действий, которые они обозначают.
2. Далее идёт непосредственное знакомство со сказкой, где важную роль играет речь рассказчика. Для ребёнка младшего возраста предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринять произведение, после его рассказывания провожу беседу. Включаю в неё разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения детей к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков персонажей, средствах языковой выразительности. Для большего эффекта восприятия, сопровождаю текст сказки предметными и сюжетными картинками.
Ребенок 3-4 лет усваивает знания при многократном повторении. В тоже время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устаёт, поэтому при повторном рассказывании сказки использую: настольный и кукольный театр, фланелеграф, моделирование, запись. Для лучшего усвоения содержания сказки, последовательности событий в ней использую мнемотаблицы и мнемодорожки – опорные схемы, с помощью которых дети быстрее запоминают сказку, учатся пересказывать её. Мнемодорожка несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.
3. Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом мне помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини – спектакли. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.
Источник
Ответственных родителей всегда интересует вопрос гармоничного развития ребенка. Им хочется, чтобы малыш не отставал от сверстников или даже опережал их. Один из важнейших показателей успешности развития ребенка — это речь. Она должна быть правильная, богатая, эмоционально окрашенная.
Развить эти характеристики речи можно через чтение сказок. В статье приводятся советы, как преподнести текст произведения, обсудить его с малышом и пересказать. Вы найдете информацию о том, как играть с ребенком в сказку, разыгрывать сценки и выполнять творческие задания по прочитанному. Вам будут представлены перечни сборников, подходящие детям в определенном возрасте.
Содержание:
- Какую пользу ребенку приносит хорошая сказка
- Как читать сказки детям в 1-3 года
- Как обсуждать сказку с ребенком 3-5 лет
- Как пересказывать сказку детям 5-7 лет
- Как инсценировать сказку
- Пальчиковый театр
- Кукольный театр
- Драматический театр
- Как играть с ребенком в сказку
- Творчество по сюжету сказки
- Лучшие сборники сказок
- Детям 1-2 лет
- Детям 3-4 лет
- Детям 5-7 лет
- Заключение
Какую пользу ребенку приносит хорошая сказка
Чтение сказок подходит детям в любом возрасте. Они получают мощный стимул к развитию в увлекательной форме.Во время слушания у детей активизируется память, внимание, воображение, обогащается словарный запас.
Игры по прочитанному сюжету зарождают творческие способности, улучшают мышление, учат фантазировать. Инсценировки, обсуждения сказки, творчество — мощные средства для развития речи. У детей улучшается произношение. Они учатся говорить связно и выразительно.
Как читать сказки детям в 1-3 года
Крайне важно не навредить, не наскучить и не привить неприязнь к занятиям с раннего возраста. При чтении сказки следует обратить внимание на несложные, но важные правила:
- Проводить занятия надо, учитывая особенности возраста ребенка. Тогда малыш будет легко и с удовольствием получать новые знания
Главное, на что должны опираться родители — это интерес. Детские психологи утверждают, что ребенок развивается, занимаясь общим интересным делом со взрослым.
Ничто не должно отвлекать читателя и маленького слушателя от чтения.
- Необходимо посадить малыша так, чтобы он видел жесты и мимику взрослого. На интересных моментах нужно делать паузы, активно жестикулировать, играть. Так ребенок не заскучает и будет слушать с удовольствием.
- Если карапуз еще не в состоянии прослушать сказку целиком — надо сокращать повествование. Можно рассказывать или читать только основные моменты. Когда усидчивость и внимание малыша улучшатся — увеличить продолжительность чтения.
- Рассказывать сказку своими словами, а не читать по книге — это значит дать ребенку яркий пример связной и выразительной речи. Заинтересовать малыша помогут яркие картинки и игрушки. Пусть игрушки будут актерами и устроят ребенку представление. Такой прием научит соотносить новые, абстрактные понятия с уже известными ему вещами и персонажами. Малышу это доставит удовольствие и удержит его внимание.
- Стоит читать всей семьей. Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра или брат по-своему преподнесут сюжет. У каждого из них индивидуальная интонация, мимика, эмоциональность, особый вариант развития событий сказки.
- Во время чтения пусть ребенок повторяет за взрослым. Как мычит корова? Как зовут персонажа? Можно, например, спеть песенку Колобка. Делать это следует эмоционально и ярко. Малышу захочется повторить это за родителем, а потом и произнести самостоятельно.
- Нужно читать сказку столько раз, сколько захочет ребенок. Для него важна стабильность. Любимая сказка, даже прослушанная много раз, не может надоесть.
Как обсуждать сказку с ребенком 3-5 лет
Обсуждая сказку с ребенком, мы касаемся сложных и серьезных тем — добро и зло, взаимовыручка, верность и т.д. Нужно обсуждать прочитанное, пока малыш не уяснит его смысл.
Так расширяется кругозор, происходит знакомство с важнейшими жизненными понятиями.
При обсуждении рекомендуется применять следующие правила:
- По ходу чтения следует объяснять незнакомые слова. Необходимо заранее посмотреть трудные значения в словаре, чтобы доходчиво и легко преподнести их. Так ребенку будет проще слушать и понимать. Если он что-то не понял, то быстро потеряет интерес.
- Первое время задавать вопросы, на которые достаточно односложного ответа. Так ребенок сможет участвовать в диалоге на доступном ему языке. Если он затрудняется — нужно ответить самим и попросить повторить.
- Затем задать вопросы, требующие развернутого ответа. Не страшно, если вначале малыш не сможет придумать его самостоятельно. Взрослый должен дать ответ сам. Ребенок запомнит — сразу или через несколько повторений.
- Можно проговаривать начало предложения и показывать на картинку с нужным словом или персонажем. Пусть ребенок озвучит их, завершая фразу.
Например, обсуждая сказку “Зайкина избушка”, следует коснуться таких проблем, как превосходство силы, готовность помочь тому, кто в беде. Можно задать малышу такие вопросы:
- Кто главные герои?
- О чем говорится в сказке?
- Что такое избушка?
- Кто построил лубяную избушку?
- Что такое луб? ( Сразу же нужно объяснить, что это — внутренняя часть коры дерева. Ведь вы заглянули предварительно в словарь )
- Какая избушка была у лисы?
- Что случилось весной с ледяной избушкой?
- Что сделала лиса?
- Она хорошо поступила?
- Кого тебе жалко — лису или зайку?
- Кто пожалел зайку?
- Кто смог прогнать лису?
Слушая сказку про Винни-Пуха, малыш знакомится с яркими особенностями личности. Он может задуматься о своих характерных чертах. Вести обсуждение можно, например, так:
- Винни-Пух — это медвежонок, поросенок или мальчик?
- Как звали поросенка и мальчика?
- Винни очень любил сладости, особенно мед и сгущенное молоко. А что ему нравилось больше?
- Как он решил добыть мед?
- Кто ему помогал?
- Как?
- Удалось друзьям попробовать мед?
- Почему?
- Какой Винни по характеру — добрый? Злой? Жадный? Обидчивый? Трусливый? Смелый? Веселый? Грустный?
- Он тебе нравится? Почему он тебе нравится?
- А Пятачок тебе нравится? Почему? А какой он?
- А знаешь, что мне очень нравится в Винни Пухе и Пятачке?
- А знаешь, что я очень-очень люблю в тебе?
Как пересказывать сказку детям 5-7 лет
Дети старшего дошкольного возраста готовы к развитию речи на более серьезном уровне. Подходящий для этого способ — пересказ прочитанной сказки. Он развивает внимание, мышление, память, монологическую речь, активизирует словарный запас и учит последовательному изложению мыслей.
Пересказывание — довольно сложное занятие для дошкольника. На первых порах ребёнок не знает, с чего начать, не умеет выделять главную мысль, не владеет достаточным словарным запасом. От взрослых требуется терпение и умелая поддержка. Нужно в игровой форме помочь ребёнку овладеть искусством пересказа.
- Родителям следует выделять главную мысль прочитанной сказки. Позже можно спрашивать об этом ребёнка по наводящим вопросам. Взрослым стоит высказывать свое мнение, отношение к поступкам героев. Так беседа покажется ребенку увлекательнее.
- Читая, родители должны обратить внимание на незнакомые слова, продумать заранее, как их объяснить. Из-за непонятого слова или выражения ребенок может растеряться и даже забыть, о чем он хотел сказать.
- Чтецу нужно выделять интонацией, жестами и мимикой важные моменты в тексте — добрый поступок персонажа, напряженный момент и т.д. Это — опорные точки. По ним ребенку будет проще вспомнить прочитанное и рассказать об этом.
- Пересказывать лучше по опорным картинкам. Сперва надо рассмотреть иллюстрацию с ребёнком: “Ты так представлял себе персонажа?” Когда картинка его заинтересует, спросить, что делал в этот момент герой. Позже можно переходить непосредственно к пересказу по опорным картинкам. Они должны быть очень подробными, на каждые 1-2 предложения сказки. Затем можно начинать усложненный вариант — чуть менее подробные иллюстрации. “Опытный” дошкольник может научиться пересказывать по одной картинке на текст.
- Полезно рассказывать по ролям. Пусть ребенок перескажет реплику любимого героя, участвуя в диалоге персонажей. Со временем надо увеличивать количество реплик, которые он будет озвучивать.
- Можно пересказывать сказку по очереди. Пусть ребенок продолжит реплику взрослого хотя бы одним предложением. При необходимости стоит помочь ему, продолжить пересказ самим. Родители могут сделать вид, что забыли, о чем дальше идёт речь в сказке. Сын или дочь с удовольствием поправят их.
Обязательно нужно хвалить ребёнка за старания. Ему важно видеть свои маленькие успехи и ощущать поддержку любимых людей.
Как инсценировать сказку
Одно из самых увлекательных занятий для ребенка любого возраста — игра в сказку. Малышам подойдут игры с “одушевлением” героев, игры-инсценировки. Им понравится, если игрушки оживут и разыграют представление. Детям захочется повторить лай собаки или сказать маме, кто из героев спрятался за ширму.
Ребятам постарше будет интересно разыгрывать сказку по ролям, выступая за любимого персонажа.
Пальчиковый театр
Пальчиковые куклы надевают не только себе, но и малышу. Движения пальцами хорошо разовьют мелкую моторику, и, как следствие, речь. Важно побуждать малыша произносить простейшие звуки и слова, озвучивая персонажей. Скоро он самостоятельно научится звукоподражанию в нужный момент.
Кукольный театр
Малыши могут передвигать игрушки по “сцене” и озвучивать простейшие реплики героев. Дети постарше способны самостоятельно “играть” роль и произносить фразы. Начинать можно с нескольких предложений, затем переходить к полным репликам персонажей.
Драматический театр
Детям всех возрастов будет интересно выступать “на сцене”. Малышам можно доверить произнести слова хором с кем-то из членов семьи. Старшие дошкольники могут выучить роль и сыграть, как настоящие актёры. Стоит подготовить простейшие декорации и костюмы, выучить роли. Лучше сопроводить действие музыкой, песнями или танцами. Можно устроить настоящий праздник. Так ребенку захочется играть в театр снова и снова.
Этот способ поможет развитию устной речи и памяти, придаст уверенность в себе и заложит основы артистичности.
Как играть с ребенком в сказку
Ребятам среднего и старшего дошкольного возраста можно предложить творческие задания. Они задействуют воображение . Обязательно надо поддерживать идеи детей.
Вначале ребенок может затрудняться фантазировать вслух на тему сказки. Родитель должен помочь наводящими вопросами. Стоит “сыграть” вместо персонажа испуг, удивление, радость в ответ на идею ребенка. Видя отдачу, творить и фантазировать приятнее.
- Можно придумать новое название сказки. Чтобы было интереснее, предложить ребенку свои варианты. Устроить конкурс для всех членов семьи.
- Стоит пофантазировать, как бы изменился сюжет при добавлении нового героя. Пусть дошкольник придумает ему имя, нарисует портрет или новую сцену из сказки. Можно рассказать вместе или по очереди сказочную историю с участием этого персонажа.
- Интересно, что было бы, если бы сказки перепутались? Ребенок с удовольствием послушает историю, в которой герои смешались и попали в забавные ситуации. Скоро он захочет взять инициативу на себя и тоже придумает смешную сказку.
- А если сочинить сказку “наоборот”? Можно пофантазировать, как изменились бы черты главных героев, как бы они поступали. Например, в конце произведения злая фея раскаялась и ушла работать воспитательницей в детский садик.
- Трудно в это поверить, но персонажи улетели на Луну. Что бы они делали? Как бы вышли из затруднительной ситуации?
- Можно провести сказочное расследование. Как убежал Колобок? Почему Маша съела кашу трех медведей? Эта игра прекрасно развивает не только воображение, но и укрепляет причинно-следственные связи, учит анализировать и делать выводы.
- Будет забавно “переврать” концовку сказки. Репку так и не смогли вытащить, и она выросла величиной с дом. Посуда Федоры осталась жить в лесу. Стоит нарисовать к ним картинки вместе с ребенком.
- Хотите почувствовать себя журналистами? Нужно посадить перед собой игрушку-персонажа, “включить” диктофон и надеть бейджик. Задавать вопросы лучше по очереди. Другой член семьи пусть “озвучивает” героя интервью.
- Как изменилась бы история, если бы герой вовремя получил предупреждение? Или совет посмотреть на себя со стороны? Можно написать любимым персонажам красивое письмо или “отправить” записку с игрушечным почтальоном. А потом придумать новый вариант сказки, ведь герой послушался вашего совета и поступил по-другому.
Творчество по сюжету сказки
В процессе творчества раскрывается потенциал ребёнка. Он чувствует себя художником или соавтором, выражая свои идеи при изготовлении поделки.
Творческая работа руками развивает мелкую моторику, а, значит, и речь. Это может быть лепка, рисование, раскрашивание, моделирование.
- С малышами нужно раскрашивать и рисовать пальчиковыми красками. Стоит постелить на пол защитное покрытие (например, пленку), сверху положить большой лист бумаги с заготовкой (например, с изображением солнышка). Лучше одеться с крохой в такую одежду, которую не жалко испачкать. В процессе творчества малыш может разрисовать все вокруг. Важно показать, как пользоваться красками. Нужно окунуть пальчик малыша в баночку и помочь провести линию, поставить кляксу на бумаге. Затем стоит предложить ребенку “рисовать”самостоятельно, немного придерживая его за локоть.
- Можно попробовать рисовать кистью или карандашами “рука в руку”. Пусть взрослый встанет за спину крохи, вложит кисть в его ладошку и придерживает своей рукой. Так надо набирать краску, рисовать, раскрашивать, мыть кисточку. Это учит малышей правильному захвату, укрепляет запястье для самостоятельного рисования и письма.
- Старшим деткам будет интересно мастерить из необычных материалов — ягод, ватных палочек, песка и т.д.
- Прочитав сказку и побеседовав о ней, стоит изготовить поделку и изобразить персонажей. Лучше обсуждать в ходе процесса, что у вас получится, и приветствовать идеи ребенка.
- Будет интересно сочинить сказку о том, как герои появились у вас дома в виде поделок. Что случилось с ними потом?
- Фантазировать и придумывать новую историю можно прямо во время лепки или рисования. Например, поставить на листе круг.
- На что он похож? На лицо?
Ребенок может добавить глаза, уши, рот, нос.
- Кто это может быть? Как его зовут?
Пусть ребенок дорисует туловище.
- Где он находится?
Можно добавить дом, дерево, солнце.
- Кто с ним рядом?
- Что случилось потом?
- Чем все закончилось?
Старшие дети могут ответить на вопросы и закончить историю самостоятельно. С малышами надо озвучивать хором или по очереди то, что появляется в ходе творчества.
Лучшие сборники сказок
Детям 1-2 лет
Родителям важно следить за качеством иллюстраций в детских книгах. Именно на них обращает внимание ребенок, по ним запоминает сюжет и последовательность действий в сказке.
Картинки должны быть приятных, спокойных цветов, на белом фоне, чтобы не перегружать зрение. Малыши отождествляют себя с персонажами-детьми или одушевленными животными. Пусть они на иллюстрациях выглядят добрыми и имеют детские пропорции тела.
Книги с большим количеством текста в этом возрасте ребенку не нужны. Чтобы не утомить его, на странице должно быть не более 1-2 предложений.
Хорошо, если в сказке есть повторения текста — например, “Колобок”, “Репка”.
Чтобы малыш нечаянно не порвал книжку, в ней должны быть плотные страницы. Так крохе будет удобно “читать”. Книги с обычными страницами тоже допустимы, если взрослые будут показывать осторожное обращение с ними.
Стоит познакомить малыша с короткими русскими народными сказками, потешками, песенками, стихами А. Барто, В. Сутеева, К.Чуковского, С. Маршака.
- Все лучшие сказки в картинках для малышей. С. Маршак , С. Михалков.
- Книга для чтения детям от 6 месяцев до 3 лет. Толстой А.Н. , Барто А.Л.
- 100 стихов малышам Барто А.Л. , Чуковский К.И.
- Сказки В. Сутеев
- 100 любимых стихов и 100 любимых сказок для малышей Берестов В.Д. , Толстой А.Н.
- Сказки для малышей Чуковский К.И.
Поучительные авторские сказки, написанные специально для нашего сайта с любовью к детям и большим вниманием к вопросам детского развития и воспитания, вы найдете по этой ссылке.
Детям 3-4 лет
Качественные иллюстрации в книгах важны детям и в этом возрасте. Пусть они будут на каждой странице издания. Рассматривание увлекательной книги прививает любовь к чтению.
Стоит обратить внимание на те сказки, в которых герои совершают добрые или дурные поступки. Их можно обсудить на примере.
Нужно выбирать произведения, в которых персонажи решают актуальные проблемы ребенка. Например, историю о том, как утенок научился делиться, или Маше понравилось чистить зубы. Полезно читать русские народные сказки, шедевры всемирной литературы — адаптированные по возрасту произведения Ш. Перро, Г.Х. Андерсена и т.д.
Лучше разнообразить тематику — волшебные сказки, о животных, народные. Это расширит кругозор ребенка и поможет сформировать его предпочтения.
- Все самые великие сказки мира
- Три поросенка. Сказки С. Михалков
- Лучшие сказки для мальчиков Терентьева И.А., Сутеев В.Г.
- Сказки для принцесс Г.Х. Андерсен , Братья Гримм
- Волшебные сказки в лучших иллюстрациях Шарль Перро , Братья Гримм
- Сказки про «можно» и «нельзя» С. Михалков , В.Осеева
Поучительные авторские сказки, написанные специально для нашего сайта с любовью к детям и большим вниманием к вопросам детского развития и воспитания, вы найдете по этой ссылке .
Детям 5-7 лет
В этом возрасте некоторые дети учатся читать. Для этой цели книги должны быть с крупными буквами, небольшим текстом (1-2 предложения на странице) и понятными картинками. Пусть это будут знакомые стихотворения, короткие сказки.
Если ребенку читает взрослый, то надо выбирать произведения с понятной и актуальной темой (поступление в школу, самостоятельность, дружба, разрешение споров и т.д.)
Истории могут быть уже достаточно длинными, чтобы читать по главам.
Можно читать сказки отечественных и зарубежных писателей. Незнакомые издания родители должны изучить сами, чтобы выбрать качественную книгу.
- Дядя Федор, пес и кот Успенский Э.Н.
- Маугли. Сказки Р. Киплинг
- Приключения Незнайки и его друзей. Носов Н.Н.
- Питер Пэн. Джеймс Барри
- Волшебник Изумрудного города. Волков А.М.
- Старик Хоттабыч. Л. Лагин
Поучительные авторские сказки, написанные специально для нашего сайта с любовью к детям и большим вниманием к вопросам детского развития и воспитания, вы найдете по этой ссылке .
Заключение
Чтение сказок — мощное средство для всестороннего развития ребенка. Оно обогащает словарный запас, активизирует речь. Обсуждение прочитанного позволит лучше мыслить, разовьет логику, научит анализировать. Пересказ поможет ребенку связно излагать мысли и улучшит память. Игры в сказку, создание творческих поделок повысят уверенность в себе, разовьют воображение и художественный дар.
Важно показывать положительный пример, читать книги самим. Взрослому надо изучать с ребенком разнообразные по жанрам книги. Полезно читать и те, которые выбирают сами дети. Любовь к книгам — один из важнейших шагов к успешности в будущем.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник