Развитие ребенка 3 года недоношенный
Интенсивно развиваются технологии выхаживания преждевременно рожденных детей. Некоторые из малышей рождаются глубоко недоношенными. Помимо проблем, связанных с лечением и выхаживанием таких крошек, существуют трудности с оценкой их нервно-психического развития. На какие нормы и шкалы стоит ориентироваться, чтобы понять, нормально ли развивается малыш?
Маленькие борцы
После перехода на новые критерии живорождения врачи стали выхаживать детей, появившихся на свет в 22 недели и старше. Их вес очень мал: от 500 грамм.
Это не просто очень маленькие дети. У таких малышей органы и системы незрелые, иммунитет работает слабо, а сам организм очень чувствителен к воздействию на него различных неблагоприятных факторов. То, что никак не отражается на здоровье доношенных детей, ребенка с экстремально низкой массой тела может убить или серьезно повредить его здоровье.
Дети, родившиеся на свет с очень низкой массой тела (от 1000 до 1499 г) и с экстремально низкой массой тела (менее 1000 г), составляют группу максимального риска по развитию различной тяжелой патологии и инвалидизирующих заболеваний. Причем чем меньше срок беременности, тем выше риск того, что у одного ребенка будет совокупность серьезных проблем.
У многих недоношенных детей, которым удалось выжить, отмечаются нарушения работы внутренних органов, неврологические расстройства, сенсорные нарушения. У них более высокий риск детского церебрального паралича, задержки умственного развития, минимальных мозговых дисфункций (проблемы речи, нарушения зрения, сложности в обучении, трудности с концентрацией внимания).
Физическое развитие тоже имеет свои особенности. Как правило, оно имеет низкие показатели на протяжении первых трех лет жизни у детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела. Это связано с тяжестью состояния в первые недели и месяцы жизни, высокими энергетическими затратами, трудностями вскармливания, проблемами усвоения питательных веществ. Ну а дефицит питательных веществ отражается не только на показателях роста и веса, но и на нервно-психическом и интеллектуальном развитии ребенка.
Ранее выявление различных патологий, формирования вышеперечисленных и других нарушений необходимо для того, чтобы вовремя начать реабилитацию малыша и адекватное лечение. Цель этих мероприятий: адаптировать ребенка к жизни, а также дать ему возможности для обучения и развития.
Может ли у одного ребенка быть сразу несколько возрастов?
Мы привыкли считать возраст человека от момента его рождения. А вот у недоношенного ребенка врачи определяют сразу три возраста. Какие же?
- Хронологический возраст
Это тот показатель, к которому мы привыкли. Он считается от дня рождения ребенка. Если малыш родился 1 января, то 1 февраля ему исполнится 1 месяц.
- Постконцептуальный возраст
Его еще называют постменструальным. Это тот возраст, который считается от первого дня последней менструации. Он считается в неделях (иногда для точности к неделям добавляются дни). Например, ребенок родился 1 января в сроке 25 недель. В таком случае 1 февраля его постконцептуальный возраст составит 29 недель и 2 дня.
- Корригированный возраст
Это возраст ребенка с поправкой на недоношенность. Он считается относительно 40 недель в ту и другую сторону. Если ребенок родился в 25 недель 1 января, то его корригированный возраст 1 февраля составит минус 11 недель, то есть ему не хватает 11 недель до 40. А сколько же ему будет 1 июня, когда хронологический возраст составит 6 месяцев? Оказывается, ему будет всего 6 недель и 4 дня корригированного возраста!
Другими словами, только спустя полгода после рождения на сроке 25 недель гестации малыша можно будет сравнить по развитию с полуторамесячным доношенным ребенком. Хотя слово «сравнить» не совсем является уместным в данной ситуации.
Именно на основе корригированного возраста составлена наиболее часто используемая шкала умений недоношенных малышей.
Особенности психомоторного развития недоношенных
Как можно сравнивать, насколько хорошо развиваются недоношенные дети, родившиеся в одно и то же время, но на разном сроке? Естественно, что ребенок, родившийся в 34 недели, скорее догонит своих доношенных сверстников, чем кроха, появившийся на свет в 27 недель. Так на какие показатели ориентируется врачи? На что обратить внимание родителям?
Прошло немало времени, прежде чем врачи могли сделать определенные выводы о нервно-психическом развитии преждевременно рожденных детей, хотя разработка различных шкал (как более простых, так и сложных) для оценки развития недоношенных детей продолжается до сих пор.
О чем мы точно знаем сегодня?
- Ребенок развивается поступательно (постепенно).
- Навыки формируются примерно в той же последовательности, как и у доношенных детей, но с поправкой на корригированный возраст.
- Индивидуальные особенности становления психомоторных функций связаны со сроком беременности, на котором родился ребенок, с уровнем его морфофункциональной незрелости и степенью перинатального повреждения. То есть, ребенок тем дольше будет приобретать новые навыки, чем больше проблем он пережил в первые месяцы своей жизни.
- Необходимо динамическое ежемесячное наблюдение за ребенком, чтобы можно было адекватно оценить темпы его развития.
Что умеет кроха?
Ниже мы приведем примерный перечень навыков и умений, которые можно ожидать от недоношенного малыша в первые 18 месяцев его жизни. Однако стоит помнить, что ориентироваться стоит не на хронологический возраст, а на корригированный.
Это условные нормативы, которые нельзя строго применить ко всем недоношенным детям, но для родителей и врачей важно иметь хотя бы такие ориентиры.
- 2 месяца корригированного возраста: первые умения
Малыш устойчиво удерживает голову, начинает гулить, улыбаться, прислушивается. Он узнает родных людей, радуется им при общении.
- 4 месяца корригированного возраста: расширение возможностей
Малыш хорошо лежит на животике, поднимает голову, осматривает пространство вокруг. Он следит за предметами, за людьми. Кто-то из малышей уже хорошо переворачивается на живот и спину, а кто-то только учится это делать.
- 6 месяцев корригированного возраста: движение вперед!
Ребенок учится сразу многому: ползать, вставать на четвереньки, сидеть. Развивается речь – появляется лепет. Это многократное повторение одних и тех же слогов («ма-ма-ма», «дя-дя-дя» и др.). Малыш очень интересуется игрушками, интересными вещами, которые находятся даже вне зоны его досягаемости, он пытается к ним подползти, подтянуться.
- 9 месяцев корригированного возраста: как интересен мир!
Тяга к новым знаниям и любопытство побуждают малыша везде ползать, вставать, тянуться за предметами, разнообразно играть. В речи все больше новых слогов, он пытается подражать новым звукам. Малыш начинает хорошо понимать слово «нет», ведь именно в это время появляется так много запретов от родителей.
- 12 месяцев корригированного возраста: развивается самостоятельность
Ребенок уже многому научился: он делает первые шаги, много ходит вдоль мебели, может нагнуться и поднять с пола предмет. Активно развивается речь: малыш осознанно произносит новые слова, может ответить на простые вопросы, понимает речь, обращенную к нему. Активно пользуется жестами: машет ручкой, мотает головой, кивает. Он очень расстраивается, если пропали из поля зрения мама или папа, начинает плакать.
- 15 месяцев корригированного возраста: учиться и еще раз учиться!
С каждым днем пополняется словарный запас малыша. Он любит рассматривать картинки, слушать книжки, может показать пальчиком на предметы, животных, части тела. Движения становятся более координированными, ребенок хорошо ходит, умеет присесть на корточки. Он осознанно играет простыми развивающими игрушками (кубики, пирамидка), учится сортировать, собирать простые головоломки.
- 18 месяцев корригированного возраста: совсем большой!
Малыш уже может подняться на лестнице, взобраться на горку на улице, начинает бегать, пытается сам одеваться и раздеваться, неплохо ест ложкой и пьет из чашки. Он четко знает, что хочет, и что не хочет. Ребенок эмоционально общается, употребляет в речи все больше слов.
Оценить гармоничность развития малыша можно совместно с педиатром и неврологом. Эти же специалисты вовремя заметят «слабые места» в развитии крохи и помогут разработать план его дальнейшего наблюдения, построения развивающих занятий при необходимости лечения, включающего не только лекарства, но и массаж, лечебную физкультуру, кинезиотейпирование и другие современные методики.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
- Особенности психомоторного развития и методы реабилитации недоношенных детей после выписки / Федорова Л.А. // Вестник современной клинической медицины. = 2014. – Том 7. – вып.6
- Оценка нервно-психического развития недоношенных детей на первом году жизни / Степанова О.А. // Вестник современной клинической медицины. = 2013. – Том 6, вып.1
- Особенности физического и нервно-психического развития глубоконедоношенных детей раннего возраста, рожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела в Калининградской области / Муц Е.У., Шестакова В.Н. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. = 2019. – Том 1
Источник
Развитие недоношенных детей, особенно до года, отличается от развития малыша, рожденного в срок. Чаще всего отставание в развитии зависит от степени недоношенности. Например, если ребенок родился на два месяца раньше предполагаемой даты родов, то его моторные навыки будут задерживаться на эти же два месяца. Однако эта норма достаточно условна: на уровень развития ребенка влияет множество факторов, включая степень недоношенности, вес, наличие сопутствующих патологий, уровень послеродовой реабилитации и т. д. Однако есть нормы, на которые ориентируются врачи, оценивая развитие недоношенного ребенка по месяцам до года.
Развитие 1-3 месяц
Развитие недоношенных детей до года начинается с комплекса послеродовых реабилитационных мер. При незавершенном процессе внутриутробного формирования у многих малышей еще не вырабатывается сосательно-глотательный рефлекс, из-за чего питание производится с помощью зондирования. А если дыхательные пути ребенка еще не работают самостоятельно, первый месяц жизни малышу придется провести в боксе с искусственной вентиляцией легких.
Второй месяц должен быть направлен на рост, увеличение веса и накопление жировых отложений, необходимых для полноценной терморегуляции.
Укрепление организма ребенка происходит лишь к третьему месяцу развития. Практически все малыши к этому времени начинают стремительно набирать вес. Кроме того, к этому возрасту дети уже реагируют на свет и звуки.
По данным исследований, большинство недоношенных детей, рожденных в третьем триместре, догоняют своих сверстников уже к 5-6 месяцу жизни. Если у ребенка нет сопутствующих патологий, отставание в развитии может прекратиться уже к концу третьего месяца.
Однако если преждевременные роды способствовали глубокой недоношенности, надо ориентироваться не на общие нормы, а на корригированный возраст малыша.
Развитие 4-6 месяц
Начиная с 4-го месяца жизни, малыши учатся поднимать голову и издавать звуки. В это время у недоношенных детей активно повышается тонус мышц, поэтому нужно увеличить количество лечебных массажей.
На 5 месяце у большинства детей развивается хватательный рефлекс. Малыши учатся держать игрушку, хвататься за маму и перила кровати, однако из-за повышенного тонуса мышц движения детей кажутся судорожными и резкими.
К полугоду недоношенные дети обычно догоняют сверстников: определяют источник звука, упираются ножками на твердую поверхность, играют с игрушками, самостоятельно переворачиваются на живот и т.д.
Развитие 7-9 месяц
Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года к этому сроку практически всегда совпадает с развитием детей, рожденных вовремя. На 7 месяце жизни большинство малышей уже уверенно ползают, кушают с ложечки, и узнает родственников по голосу.
Период с 8 по 9 месяц направлен на укрепление мышц. Ребенок пытается вставать и начинает двигаться более активно. Большинство детей к этому сроку учатся произносить первые слоги, интонационно имитируя речь взрослых.
Развитие 10-12 месяц
Обычно к этому сроку малыши догоняют сверстников и в физическом, и в психическом, и в когнитивном плане. В период с 10 по 12 месяц многие дети делают первые шаги, играют пирамидками и кубиками, различают предметы по названиям, с интересом прислушиваясь к окружающим звукам.
Стоит помнить, что нормы в этом возрасте и для обычных малышей расширяются. Так, осваивать самостоятельную ходьбу ребенок может начать и после года, и это тоже нормально!
Источник
Как известно, медицина не стоит на месте, с каждым годом появляются все более новые и усовершенствованные методы лечения и реабилитации.
Между тем в любом цивилизованном обществе проблема выхаживания недоношенных детей по-прежнему стоит достаточно остро, и наша страна – не исключение.
Общие сведения
По данным ВОЗ, недоношенным считается ребенок, рожденный в срок от 22 до 37 недель. Частота преждевременных родов вариабельна, однако в большинстве развитых стран, в том числе и в Молдове, она составляет 5-10% от числа родившихся детей. Существуют различные степени недоношенности. Основными критериями их оценки считаются срок гестации (беременности) и вес при рождении. Так, если малыш рождается с весом менее одного килограмма, то это недоношенный с экстремально низкой массой; до полутора килограммов – недоношенный с низкой массой тела; более полутора килограммов – просто недоношенный.
Внешне недоношенные дети существенно отличаются от младенцев, рожденных в срок. Подкожно-жировая клетчатка у них выражена очень слабо или совсем отсутствует (в зависимости от срока гестации). Кожа очень тонкая, темно-красная, морщинистая, обильно покрыта густым пушком на лице, спине и конечностях. Пупок расположен внизу живота, в то время как у доношенных детей – в центре. Голова велика относительно размеров туловища, швы между костями черепа и малый родничок открыты (между костями черепа и в области малого родничка имеются участки, не закрытые костной тканью), большой родничок невелик из-за смещения костей черепа. Ушные раковины очень мягкие.
Ногти тонкие, не доходят до краев ногтевых фаланг. У девочек большие половые губы не прикрывают малые, у мальчиков – яички еще не опущены в мошонку. Пуповина у таких детей отпадает позже, чем у доношенных, и пупочная ранка заживает к седьмому-десятому дню жизни. Функционирование всех органов и систем «торопыжки» также связано с отсутствием определенного периода внутриутробного развития и особенностями созревания и развития организма в новой окружающей среде.
Учитывая незрелость ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, неблагоприятные воздействия переносятся недоношенными детьми особенно остро. Следовательно, заболевания, не представляющие опасности для других малышей, у недоношенных могут протекать тяжелее. Любая вирусная инфекция для них может стать фатальной, так как способна вызвать отек мозга у крохи. Поэтому очень важно как в период выхаживания малыша в стационаре, так и после выписки домой строго соблюдать все санитарно гигиенические нормы и радикально ограничивать количество контактирующих с ним людей.
Знаешь ли ты, что…
Новорожденные на самом деле не могут плакать, потому что их организм не вырабатывает слез. В течение первых нескольких недель они в основном только кричат. Научно доказано, что уже через десять дней после рождения ребенка мама распознает от 3 до 6 видов его крика-плача.
Причины недонашивания можно разделить на несколько групп:
Социально-экономические и демографические.
Отсутствие или недостаточность медицинской помощи, плохое питание беременной женщины, профессиональные вредности (работа на конвейере, наличие физических нагрузок, положение стоя большую часть рабочего дня), вредные привычки, нежелательная и незапланированная беременность и т. д.
Социально-биологические.
Преждевременные роды чаще встречаются у первородящих женщин в возрасте до 18 и старше 30 лет. Имеет значение акушерский анамнез: искусственное прерывание беременности (особенно криминальное или протекавшее с осложнениями), беременность, наступившая вскоре после родов (менее двух-трех лет).
Клинические.
Наличие у беременной хронических соматических, гинекологических, эндокринных заболеваний, скрытых половых инфекций. Патологии беременности: поздний гестоз, острые инфекционные заболевания, перенесенные во время беременности, оперативные вмешательства, физические травмы (особенно живота).
Патология новорожденного:
внутриутробные инфекции, пороки развития, хромосомные аномалии.
Важные нюансы
Одним из самых главных условий выхаживания недоношенных детей является оптимальный температурный режим и влажность окружающей среды. Именно поэтому малыш сразу после рождения помещается в кювез (инкубатор), температура воздуха в котором поддерживается на уровне 34-36,5 градусов (чем меньше масса ребенка, тем выше температура) и влажность более 70%.
К концу месяца температуру постепенно снижают до 32 градусов. Еще один первостепенный нюанс – обеспечение кислородом таких детей. Многие недоношенные младенцы, особенно рожденные с экстремально низкой массой тела, страдают от дыхательных расстройств и не могут дышать самостоятельно. В таких случаях их подключают либо к аппаратам искусственной вентиляции легких, либо к другим методам подачи кислорода. Кроме того, необходимо правильно организовать вскармливание.
Идеальным питанием для всех младенцев, и особенно для недоношенных, является материнское молоко. Природа очень мудра, и на протяжении всего срока беременности организм матери готовится к лактации. Качественный состав молока варьируется от того, на каком сроке родился малыш и какие питательные вещества необходимы для него в данный конкретный период. По мере роста ребенка и вызревания его органов и систем состав молока также будет меняться, «подстраиваясь» под новые потребности ребенка.
Поэтому, если роды произошли преждевременно, очень важно, чтобы женщина сумела взять себя в руки и направила все силы на сохранение и поддержание лактации. Однако если молока все же нет, то для «ранних» деток разработаны специальные адаптированные смеси, так называемые преформулы, так как обычное детское питание категорически не подходит таким крошечным пациентам. Для детей, находящихся на естественном вскармливании, но при этом плохо набирающих вес, созданы усилители (фортификаторы) грудного молока, которыми обогащают нативное грудное молоко, тем самым увеличивая поступление в организм ребенка питательных веществ.
Как правило, детям, родившимся до 33-34-й недели гестации, вскармливание проводят через зонд, введенный в желудок, каждые три часа. При стабилизации состояния малыша начинают учить сосать из бутылочки, а затем – прикладывают к груди. В первые дни жизни незрелые дети нуждаются в покое, поэтому врачи, как правило, ограничивают число и продолжительность посещений матерью реанимационного отделения. Однако такое положение вещей сохраняется недолго, ведь недоношенному ребенку в ранний период жизни необходим тесный контакт с мамой как «завершение» внутриутробного развития.
Исследования свидетельствуют: чем более разнообразно и насыщено эмоциями общение новорожденного с мамой, тем быстрее кроха растет, прибавляет в весе и развивается психически. Во время пребывания в больнице можно попросить у врача разрешения делать видеозаписи или фотографировать младенца (только снимать нужно без вспышки). Папе, бабушке, старшему брату или сестре будет интересно и полезно увидеть малыша заранее. И, самое важное, необходимо верить в такого ребенка, безоговорочно любить его и ни минуты не сомневаться в его силах. Считается, что на выживаемость недоношенных детей непосредственно влияют срок гестации и масса тела при рождении.
Однако очень многое зависит и от родителей. Если ребенок любимый и долгожданный, если беременность была планированной и супруги вошли в нее подготовленными и обследованными, если мама строго соблюдала все предписания врача, то у их чада, даже родившегося на несколько месяцев раньше, шансы на выздоровление весьма значительные. Ведь у здоровых родителей, как правило, рождаются здоровые дети, а здорового малыша, даже и глубоко недоношенного, гораздо легче выходить, чем его «гестационного сверстника», пораженного внутриутробной инфекцией или страдающего от задержки внутриутробного развития.
Уже многие годы в нашей стране удается выхаживать крох, рожденных на сроке от 25 недель гестации с массой тела более 750 граммов. В большинстве случаев в столь ранних родах виновны скрытые половые инфекции. К сожалению, многие будущие мамы не обследуются или пренебрегают рекомендациями врачей, либо же и вовсе «забывают» встать на учет по беременности. Безусловно, причиной преждевременных родов могут быть также генетические отклонения со стороны плода, аномалии плаценты, психические или физические травмы беременной, гестозы и т. д., но если женщина находится под врачебным контролем, то ребенок родится более подготовленным к существованию в новой среде.
На сегодняшний день при угрозе преждевременных родов используются медикаментозные методы профилактики синдрома дыхательных нарушений, а также кровоизлияний в мозг у ребенка. И если мама успела получить все необходимые препараты до родов, то в дальнейшем это поможет избавить малыша от многих серьезных проблем. Кроме того, после того как кроха появляется на свет, сразу в родзале, а затем на этапах выхаживания по определенной схеме он получает препарат «витамин К», благодаря которому удается предотвратить внутрижелудочковые (мозговые) кровоизлияния – основную причину детского церебрального паралича у недоношенных.
К счастью, муниципальные больницы полностью укомплектованы всем необходимым оборудованием и медикаментами для самых маленьких пациентов. За каждого малыша ведется настоящая борьба, и в дальнейшем, после выписки ребенка из стационара, команда специалистов продолжает следить за его состоянием. Экстремально недоношенные и глубоко недоношенные дети, а также малыши с патологиями развития, перенесшие тяжелые инфекции или кровоизлияния, прикрепляются к специальному отделению, в котором неврологи, окулисты, сурдологи, а также врачи других специальностей каждые три месяца (в среднем в течение трех лет) контролируют состояния крох и дают рекомендации родителям по их реабилитации.
Считается, что недоношенный ребенок должен догнать своих доношенных сверстников к трехлетнему возрасту. Однако как будет малыш развиваться в дальнейшем, во многом зависит от течения беременности и родов, срока появления крохи на свет и его веса, от того, перенес ли он кровоизлияния или тяжелые инфекции, как долго нуждался в искусственной вентиляции легких. К сожалению, часть детей становятся инвалидами (чем меньше срок гестации, тем выше риск), однако большинство из выживших при правильном уходе и реабилитации к трем годам (а иногда и ранее) полностью догоняют в развитии других здоровых детей.
Длительность выхаживания ребенка зависит от срока беременности, массы тела, с которой он родился, состояния здоровья и наличия или отсутствия сопутствующих патологий. Чем меньше кроха, тем дольше ему придется провести времени в стационаре. В среднем, дети, рожденные с весом меньше одного килограмма, находятся в больнице 60-70 дней, те, кто при появлении на свет весил более полутора килограммов, – 25-30 дней. Домой выписываются только клинически здоровые малыши, способные активно сосать и стабильно прибавлять в весе (за три дня до предполагаемой выписки ребенок должен поправляться в сутки на 15 граммов на один килограмм веса, то есть если малыш весит два килограмма, то он должен набирать по 30 граммов).
На скорость выздоровления малыша во многом влияет то, как в процесс выхаживания и с каким настроем интегрируется его мама. Даже самые незрелые младенцы видят и слышат гораздо больше, чем нам кажется. Поэтому вне зависимости от того, есть ли реакция на действия, следует как можно больше разговаривать с ребенком, петь ему песенки, поглаживать ему ручки и ножки.
Малыш может оставаться внешне безразличным к подобному общению до трех-пяти недель (а глубоко недоношенный и дольше), однако он многое воспринимает и накапливает впечатления. Как только ребенок будет готов покинуть кювез, следует начинать применять метод «кенгуру», или как мы его называем, «мамотерапию» (малыш помещается на грудь к своей маме). Знакомое биение сердца, тепло и запах мамы успокаивают ребенка и благотворно влияют на вызревание его нервной системы.
Кроме того, когда кроха лежит животиком на материнской груди, у него значительно лучше происходит пищеварение и облегчаются колики. В идеале младенец должен находиться на естественном вскармливании, причем даже если он получает питание через зонд, кормить его все равно должна мама. Содержащиеся компоненты в нативном молоке помогают вызреванию иммунной и нервной систем ребенка, укрепляют защитные силы организма и обеспечивают всеми необходимыми питательными веществами.
После выписки из стационара, недоношенный ребенок практически все время должен находиться на руках у мамы и прикладываться к груди по первому требованию. Следует помнить, что, когда малыш лежит на спине в кроватке или коляске, то в процессе дыхания у него практически не участвуют верхушки легких (то есть легкие полностью не раскрываются), а, как известно, у большинства недоношенных есть те или иные проблемы с органами дыхания. Родители детей-«торопышей» должны быть настроены на длительную работу по восстановлению здоровья их крох.
Первый год, как правило, самый сложный, всей семье придется подстроиться под нужды младенца и ограничить число контактирующих с ним лиц. Если в доме растет недоношенный малыш, то там нет места посторонним и гостям, кроме того, с такими крохами категорически запрещается посещать места большого скопления людей. Ребенка необходимо беречь от любой вирусной инфекции, ведь даже банальный насморк для него может быть опасен. Не стоит бояться «разбаловать» малыша и «превратить его в ручного», тесный контакт с мамой ему необходим как воздух, это залог его хорошего самочувствия и правильного развития. Любите своих детей, берегите и направляйте их. Только так удастся вырастить счастливых людей!
Необходимо вести дневник раннего развития ребенка!
Он поможет всем членам семьи еще до выписки ребенка познакомиться с его характером и подготовиться к его появлению. Даже после возвращения домой с малышом следует продолжать записи, они могут быть интересными не только как семейная реликвия, но и если в дальнейшем у ребенка возникнут трудности в поведении или учебе. Подробная история его «путевки в жизнь» поможет специалистам подобрать правильную тактику коррекции.
Источник