Развитие ребенка 1 класс русский язык

Развитие ребенка 1 класс русский язык thumbnail

Родители вчерашних первоклассников облегченно выдохнули, так как начались долгожданные для всех летние каникулы. И действительно, какая радость для всех: можно отдыхать, веселиться и резвиться. Но чтобы за лето не забылось все то, что с таким трудом дети учили весь год, нужно понемногу заниматься дома. В материалах этой статьи вы найдете задания для самостоятельной работы для первоклашек по русскому языку.

Задания по теме «Слово. Предложение»

Задания и упражнения, размещенные в этом разделе, способствуют развитию речи и формированию графических навыков первоклассников, дают возможность выполнять индивидуальные формы работ, приобщают школьников к творческой и познавательной деятельности.

Задание 1.

Нужно назвать представленные на рисунках предметы. Рассказать, как они связаны между собой. Какие новые слова можно добавить к предложенному слову?

zadaniya-po-russkomu-yazyku-1-klass-dlya-samostoyatelnoj-raboty.jpg

Ответ: На рисунке изображены каштаны: плоды каштана, дерево каштана, листья каштана.

Задание 2.

Из предложенных слов составить правильные предложения и записать их в тетради в нужном порядке.

крыльце, На, уселся, кот.
блестела, пушистая, Его, шубка.
глазки, Зеленые, зажмурились.
добрый, Это, самый, кот.

Задание 3.

Необходимо дополнить предложения таким образом, чтобы получился связный рассказ.

Я живу в________. Мой город расположен _______. Я учусь в школе номер___. Моя школа самая_______. Мои одноклассники_________. Летом я буду отдыхать______.

Задание 4.

Среди предложенных букв нужно найти слова – названия животных, которые обитают в Российской Федерации.

Оажирафзаяцкотлисицаслонгиппопотамволк

Ответ: заяц, кот, лисица, волк.

Задание 5.

В два столбика записаны слова и фразы. Нужно записать их таким образом, чтобы получились правильные выражения.

Что взял взаймы, исполни.
Что обещал, за то благодари.
Что получил даром, отдай.

Ответ:

Что взял взаймы, отдай.
Что обещал, исполни.
Что получил даром, за то благодари.

Задание 6.

Самодиктант. Ребенку необходимо прочитать предложенные слова, запомнить их правописание, а затем постараться записать их без ошибок по памяти.

Благодарю, извините, пожалуйста, до встречи, до свидания, простите, пожалуйста.

Задание 7.

Необходимо прочитать зашифрованную фразы, разбить ее на слова и записать в тетрадь.

Добродобромвернется.
Учисьценитьдоброеслово.
Золотоесердцедоброесердце.
Яблонястоитпосредиогорода.
Медведьоченьлюбитмед.zadaniya-po-russkomu-yazyku-1-klass-dlya-samostoyatelnoj-raboty.jpg

Задание 8.

Необходимо переписать предложенные слова и разбить их на слоги.

Пчела, нос, вертолет, шарики, ножки, ножницы, корзинка, листочки, хлеб, мед, булочка, дудочка, светлячок, муравей.

Задания по теме «Звуки речи. Буквы. Алфавит»

В первом классе дети учат алфавит, буквы и звуки. Они уже знают, что такое звуковые схемы слов и умеют их составлять. Особое внимание следует обратить на буквы, которые передают сразу два звука. Ниже приведем несколько задания для самостоятельной работы для первоклассников.zadaniya-po-russkomu-yazyku-1-klass-dlya-samostoyatelnoj-raboty.jpg

Задание 1.

Необходимо прочитать текст и попытаться составить связный рассказ по прочитанному.

Слово «библиотека» произошло от греческого слова «библион», что означает «книга». Таким образом, можно утверждать, что библиотека – это место, в котором хранятся книги. Кроме книг в библиотеке хранятся газеты и журналы, каждый желающий может прийти в библиотеку и взять что-нибудь почитать.

Задание 2.

Необходимо переписать текст, и объяснить, каким звукам соответствуют буквы, выделенные жирным шрифтом.

С давних пор на Руси дети учились грамоте по букварю. Каждая буква в букваре была обозначена словом. Письмо – одно из самых великих изобретений человечества.

Задание 3.

Ниже приведены звуковые схемы слов. Нужно подобрать слова, которые соответствуют этим схемам.

[– о –]
[= о – о]
[– о – о]
[– о = о]

Где – знак, передающий твердый согласный звук.
= знак, передающий мягкий согласный звук.
о знак, передающий гласный звук.

Примеры слов к первой схеме: кот, пот, рот, раб, сад и т.д.
Примеры слов ко второй схеме: часы, чудо, щука и т.д.
Примеры слов к третьей схеме: нога, нора, руно и т.д.
Примеры слов к четвертой схеме: ноги, буки, лоси и т.д.

Задание 4.

Необходимо дописать слова, по предложенным рисункам. Подчеркнуть те буквы, которые передают гласные звуки.

zadaniya-po-russkomu-yazyku-1-klass-dlya-samostoyatelnoj-raboty.jpg

Огурец, Перец, Морковка, Помидор.

Задание 5.

Составить предложения по предложенным ниже схемам.

I______, ______, _______, _______ — это _______.
I______ _______ _______ _______?
I______ _______ _______ _______!
I______ _______ _______ _______.

Где I_____ — заглавное слово в предложении.
_____ — остальные слова в предложении.

Задание 6.

Необходимо прочитать слова парами так, чтобы при замене одной буквы в предыдущем слове можно было получить новое слово по значению и написанию.

Коса – ко(?)а, удочка – у(?)очка, стог – сто(?), вол – (?)ол.

Записать слова в тетрадь, подчеркнуть заменяемые буквы в каждом слове.

Задание 7.

Необходимо переписать текст, вставив пропущенные буквы.

На дворе ма_т. За окном холо_но. А в клас_е тепло. На ок_е буке_. В бан_ах с водой стоят ве_ки вербы. На вет_ах зеленые ли_точки.

Задание 8.

Необходимо прочитать слова и выписать из них названия городов России.

Самара, Москва, Киев, Харьков, Воронеж,  Львов, Нью-Йорк, Мехико, Симферополь, Севастополь.

Слова, которые обозначают названия городов Украины – разделить на слоги.

Задание 9.

Необходимо переписать текст, вставив пропущенные буквы.

Щегол – ловкая, про_орная птица. У нее я_кий краси_ый окрас. Селится ще_ол в сада_ и парках. П_тается эта пти_а семенами и нас_комыми. Поет гр_мко, весело и к_асиво.

Задание 10.

Ниже приведен отрывок из стихотворения Корнея Чуковского, но в нем пропущены все гласные буквы. Если правильно расставить нужные буквы, то можно прочитать этот отрывок.

Д_ здр_вств_ _ т а а у е
М_л_ д_ш_ст_ _ ы о у и о е
_ п_л_т_нц_ п_ш_ст_ _ и о о е е у и о е
_ з_бн_й п_р_ш_к и у о о о о
_ г_ст_й гр_б_ш_к и у о е е о

Задания по теме «Слоги и ударения»

Перед началом выполнения заданий следует запомнить: слогом называется часть слова. В слове содержится столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Например, О-ля, бе-ре-за, пче-ла и т.д.zadaniya-po-russkomu-yazyku-1-klass-dlya-samostoyatelnoj-raboty.jpg

Задание 1.

Ниже предложены слова. Нужно записать из в три столбика: в первый – слова, имеющие один слог, во второй – слова, имеющие два слога, в третий – слова, имеющие три слога.

Рог, капуста, нога, год, сад, Ира, мальчик, картофель, чайка, майка, помидор, огурец, перец, мед.

Ответ: первый столбик – рог, год, сад, мед. Второй столбик – нога, Ира, мальчик, чайка, майка, перец. Третий столбик – капуста, картофель, помидор, огурец.

Задание 2.

Необходимо переписать текст, изменяя слова в скобках по смыслу. Слова из скобок разбить на слоги карандашом.

Хорошо (лето). Я хожу на (река) купаться и ловить (рыба). А еще я читаю интересные (книга).

Читайте также:  Какие препараты можно давать ребенку для развития речи

Ответ (слова из скобок сразу изменяем по смыслу и делим на слоги): ле-том, ре-ку, ры-бу, кни-ги.

Задание 3.

Ниже представлены слова. Необходимо выписать только те, в которых ударение падает на второй слог.

Синица, ласточка, ворона, сорока, дятел, скворец, гвоздика, дорога, кувшинка, лепесток, цепочка, телефон.

Безударные слоги в этих словах подчеркнуть карандашом.

Ответ: синица, ворона, сорока, скворец, гвоздика, дорога, кувшинка, цепочка.

Задание 4.

Переписать текст в тетрадь, разбить слова на слоги карандашом.

Днем кувшинка нежится на воде. А ночью ныряет под воду. Стиснет лепестки в кулачок и нырнет с головой. Утром вынырнет из воды. Снова развернет лепесточки навстречу солнцу.

Ответ:

Днем кув-шин-ка не-жит-ся на во-де. А ночь-ю ны-ря-ет под во-ду. Стис-нет ле-пест-ки в ку-ла-чок и ныр-нет с го-ло-вой. Ут-ром вы-ны-рнет из во-ды. Сно-ва раз-вер-нет ле-пес-точ-ки на-встре-чу солн-цу.

Задание 5.

Необходимо переписать текст.

На горе стоял старый замок. К замку вела узкая дорога. Справа от дороги – пропасть. Около замка стоит старый фонарь.

Предложите ребенку устно изменить ударение в словах, выделенных жирным шрифтом. Как изменился смысл написанного? Объясните, почему.

Задание 6.

Необходимо ответить на вопросы, используя справочные слова из скобок.

Целью этого задания является развитие речи школьника. Согласно школьной программы изучения русского языка, первоклассники должны уметь правильно составлять ответы на поставленные им вопросы. Чем полнее и развернутее ответы на вопросы, тем лучше.

Куда пошли товарищи? (удить рыбу) – Ответ: Товарищи пошли удить рыбу.

Где находилось озеро (за полем) – Ответ: Озеро находилось за полем.
Что сделали ребята (закинули удочки) – Ответ: Ребята закинули удочки.
Какая рыба поймалась (ерш и лещ) – Ответ: Поймались ерш и лещ.

Задание 7.

Необходимо списать слова, вставляя пропущенные буквы. Карандашом подчеркнуть сочетание «жи» и «ши».

Ш_шки, луж_, ш_ло, груш_, ш_рокий, мащ_на, ш_на, наж_вка, карандаш_, полож_ть, ж_знь, хорош_е, малыш_.

Задание 8.

Необходимо списать слова, вставляя пропущенные буквы. Карандашом подчеркнуть сочетание «ча», «ща», «чу» и «щу».

Рощ_, щ_вель, плач_, ч_до, угощ_, щ_ка, ч_йка, лещ_, ч_жи, ч_й, нач_ло, ч_йник, ч_шка, щ_т, ч_дак, щ_чий, ч_десный, ч_довище, ч_деса, ч_щ_, гущ_, сч_т.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Задания по теме «Твердые и мягкие согласные»

Здесь важно понимать, что твердыми согласными считаются не только те, после которых следуют гласные о, а, у, э, ы, а мягкими – после которых следуют гласные ё, я, ю, е, и. Первоклассники уже должны хорошо понимать, что согласные ц, ж и ш всегда твердые, а согласные ч и щ – всегда мягкие, независимо от того, какая гласная за ними следует.zadaniya-po-russkomu-yazyku-1-klass-dlya-samostoyatelnoj-raboty.jpg

Задание 1.

Необходимо переписать текст в тетрадь, все цифры записать словами.

Жили-были цифры. Каждая из них знала, кто за кем стоит. Однажды они разбежались. После 3 встала цифра 5, а после 5 – 9. Цифра 1 очутилась перед 6. Соседями 2 стали 8 и 7. Беда!

Подсказка: «после тройки встала цифра пять, а после пятерки – девять. Цифра один очутилась перед шестеркой. Соседями двойки стали восемь и семь».

Подчеркнуть слоги с ж, ц, ч.

Задание 2.

Необходимо переписать текст в тетрадь. Обратить внимание на написание слов «животные», «птицы», «месяцы», «овощи».

Лоси, олени, медведи – это дикие животные.
Куры, утки, индюки – это домашние птицы.
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы.
Морковь, картофель, фасоль – это овощи.

Задание 3.

Необходимо переписать текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

Лос_ — лесной жител_. Он есть траву и ветки. Ему нужна сол_. Лесники кладут сол_ на пен_ или камен_. Лоси приходят лизат_ сол_. Тк люди помогают животным.

Подчеркнуть слова с мягким знаком на конце.

Задание 4.

Необходимо прочитать текст и выписать слова, содержащие мягкий знак «ь».

Летом муравьи строят муравейник. Муравьишка нашел шишку. Он позвал братьев. Вся муравьиная семья собирает иголки. Будет у ручья дом.

Сделать звуковой анализ выписанных слов.

Подсказка: мягкий знак звука не передает, но делает мягкий звук буквы, стоящей перед ним.

Задание 5.

По предложенному образцу дописать недостающие слова.

Образец: колос – колосья.

Ручей – _______ (ручьев), дерево – ______ (деревьев), перо – _______ (перьев), кол – ______ (кольев), стул – _______ (стульев).

Подчеркнуть буквосочетания с мягким знаком.

Задания по теме «Коварные звонкие и глухие звуки»

Под «коварными» звуками здесь подразумеваются те, которые передают другой звук. Например, в слове «пруд» на конце пишется звонкая «д», а слышится глухая «т». Задания и упражнения, приведенные ниже, помогут первоклассникам усвоить материал и понять, когда и как следует писать.zadaniya-po-russkomu-yazyku-1-klass-dlya-samostoyatelnoj-raboty.jpg

Задание 1.

Необходимо записать слова и подчеркнуть карандашом коварные звуки (т.е. безударные глухие и звонкие).

Грядка – грядочка, пруд – пруди, прут – прутик, еж – ежи, уж – ужи, снежки – снежок, лужки – лужок, арбуз – арбузик.

Задание 2.

Прочитать слова и записать их парами в тетрадь. Подчеркнуть в каждом слове звуки, которые выделены жирным шрифтом. Назвать звонкие и глухие звуки.

Тень – день, трава – дрова, коса – коза, пыль – быль, голос – колос, жить – шить.

Задание 3.

Необходимо переписать текст в тетрадь. Подчеркнуть карандашом глухие звуки в коварных словах.

Хорош пруд около нашего села. К пруду ведет узкая дорожка. Вдоль дорожки растут березки и дубки. В тихой воде мелькают рыбки.

Задание 4.

Необходимо переписать пары слов, вставляя пропущенные буквы.

Сле_ — следы, во_ — возы, рука_ — рукава, сне_ — снега, тру_ — труды, моро_ — морозы, ду_ — дубы, са_ — сады.

Подсказка: правильность написания пропущенной буквы нужно проверять ударением.

Задания для диктантов

Школьники, окончившие первый класс, должны уметь писать на слух небольшие диктанты. Чтобы за лето вчерашние первоклассники не утратили этот навык, родителям рекомендуется хотя бы раз в 1-2 недели проводить для детей диктанты. Ниже мы представляем несколько текстов для самоподготовки.

Задание 1.

Все реки текут в моря. Куда девается вода из моря?
Вода из моря поднимается туманов. Из туч вода падает на землю. С земли она стекает в болота, ручьи, реки. Из рек вода снова попадает в моря.

Задание 2.

Вы видели одуванчик?

Цветы одуванчика похожи на солнце. Лепестки одуванчика как золотые лучики. Они цветут все лето. Созревшие их семена собраны в пушистый шарик. Дунешь на шарик – полетят в воздух легкие летучие семена.
Поэтому и называется цветок одуванчиком.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе матери дискавери

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 3.

Хамелеон – маленький потомок динозавров. Это животное умеет менять свою окраску. Обычный цвет хамелеона – зеленый. Но он может стать фиолетовым, красным, коричневым и даже черным.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 4.

Весна. Журчат вечевые ручьи. Проснулась пчелка от зимнего сна. Прочистила глазки мохнатыми лапками. Разбудила подругу. Полетят мед собирать. Пчелки – труженицы.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 5.

Школьники едут отдыхать в летний лагерь. Утром автобус подъехал к школе. Отъезду радовались все. Машины выехали за город. Они объехали поле и въехали в лес. Учитель объявил остановку. Он объяснил школьникам, где они будут жить.

Задание 6.

Первобытные люди охотились и работали вместе. Чтобы охота была успешной, им нужно было общаться. И у людей развилась особая система общения – язык. Он стал позволять выражать мысли с помощью слов и выражений.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 7.

Письменная речь – это речь написанная. Люди не сразу придумали буквы. В древние времена они писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть на дорожных знаках, вывесках магазинов, кафе.

Задание 8.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика. Они прогнали собаку и спасли котенка.

Задание 9.

Дуют холодные ветры. Выпал первый снег. Многие птицы улетели в теплые края. Воробьи, голуби и синицы остались. Мальчик сделал кормушку для птиц и насыпал в нее зерен и крошек хлеба. Птицам будет что поклевать зимой.

Задание 10.

Стала желтой от горячего солнца скошенная трава. Как хорошо в тени строго клена! Его зеленые листья словно шепчут, что до осени еще далеко.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.zadaniya-po-russkomu-yazyku-1-klass-dlya-samostoyatelnoj-raboty.jpg

Источник

Развитие речи учащихся в 1 классе .

  1. Введение.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. 

Каждому учителю ясно , какое огромное значение имеет в обучении русскому языку развитие речи , обогащение словарного запаса детей.
Начинать эту работу необходимо с первых шагов поступления ребёнка в школу.
Требования к речи учащихся 1 класса
Чтобы выразить свои мысли и довести их до понимания слушателя , ученик должен обладать достаточным запасом слов. Бедность словаря делает речь бесцветной , однообразной , а иногда и мало понятной для слушателя. Конечно , семилетний ребёнок приходит в школу с довольно скромным запасом слов , и дело учителя , школы – обогатить , пополнить словарь начинающего школьника , уточнить многие речевые понятия его. Работа со словарём ребёнка – дело первостепенной важности. Перед школой поставлена задача – сделать речь ребёнка правильной как в грамматическом отношении , так и в отношении произношения : нельзя допускать таких выражений : «у маме» , «моя платья» , «шешнадцать» и т.п. С первых шагов учитель приучает ребёнка выражаться точно , ясно , произносить слова с правильным ударением , в меру громким голосом , интонируя повествовательную , вопросительную или восклицательную форму.
Перечень этих требований составляет основу программы по развитию речи в начальной школе и может быть осуществлён последовательно на протяжении всего периода обучения.
Развитая речь ученика – результат общей работы над языком. Каждый урок русского языка учитель обязан использовать в целях развития речи : чтение художественного произведения , беседа по прочитанному , занятия по письму , – всё , кроме прямого назначения , служит учителю также и для развития речи ребёнка.
Учитель должен весьма требовательно относиться и к собственной речи , помня о том , что его слушают дети , для которых речь учителя является образцом.
План работы по развитию речи учащихся
1.Выявление круга представлений и степени развития речи детей , пришедших в школу.
а) запас слов;
б) умение отвечать на вопросы;
в) умение рассказать о своей жизни дома , об играх , труде и т. П.;
г) умение рассказать сказку , прочитать стихотворение ;
д) выявление дефектов речи детей (шепелявость , картавость , сюсюканье).
2. Упражнение в громком , ясном и чётком произношении предложений и слов ( работа над дикцией и правильностью речи ): деление предложений на слова , слов – на слоги , выделение звуков.
3.Заучивание стихотворений со слов учителя.
4.Рассказывание народных сказок : «Репка» , «Колобок» .
5. Словарная работа :
а) уточнение и расширение запаса слов , имеющихся у ребёнка ;
б) классификация предметов: домашняя и классная мебель ; игрушки и учебные вещи; овощи;
в) знакомство с цветом предметов и их формой ;
г) расширение и уточнение словаря детей на занятиях трудом дома и в школе , на пришкольном участке и в живом уголке;
д) расширение и уточнение словаря детей на материале стихотворений ,загадок , сказок ;
е) название игр , организуемых учителем при проведении перемен : слова , употребляемые в играх , ориентировка во времени и пространстве.
ж) словарная работа в процессе обучения грамоте , письму и счёту ( составление задач по картинкам , правильное название чисел до 10).
6. Работа над предложением.
а)упражнение в делении короткого , доступного пониманию детей рассказа или стихотворения на отдельные предложения ; подведение учащихся к пониманию детей рассказа или стихотворения на отдельные предложения ; подведение учащихся к пониманию того , что предложение есть единица связной речи.
б) уменье ответить на вопросы полным предложением ;
в) составление предложений по картинке и личным наблюдениям предметов.

Виды и приёмы работ по развитию устной речи в подготовительный период
Развитие речи у детей 1 класса связано со всеми школьными занятиями : чтением , письмом , математикой , окружающим миром , изобразительным искусством.
Дети 7 лет приходят в школу с запасом 3-4 тысячи слов , но речь их по структуре и по правильности заставляет желать очень многого. Учитель должен терпеливо и с большим вниманием выслушивать каждого ученика не только на уроке , но и в разговоре с ним вне урока , осторожно исправлять неправильность его речи. Разумеется , учитель должен делать эти исправления с педагогическим тактом.
Постоянной работой учителя должна быть борьба и с вульгаризмами , засоряющими речь ребёнка : «тама» (там) , «здеся» (здесь) , «етот» (этот) , «кажный» (каждый) и др.

Читайте также:  Анатомическое развитие ребенка в 6 лет

Разговор
Для развития речи ребёнка необходимо проводить упражнения в разговоре. Каждый учитель должен найти время для индивидуального разговора с детьми в классе и для встречи с ним на дому. Это поможет педагогу осуществить индивидуальный подход к детям.
Знание бытовых условий ребёнка поможет учителю понять особенности его поведения и речи ( замкнутость , молчаливость , застенчивость , скромность , излишняя развязность , болтливость , хорошее и слабое развитие и т.д.)
Некоторые дети говорят неясно , приглушённо , а иногда предпочитают не отвечать.
С первых бесед учитель учит детей говорить. Он требует громких и правильных ответов и отчётливого произношения.
В разговоре заложены в зачатке все формы живого слова :
а) ответы на вопросы , поставленные учителем;
б) вопросы , предлагаемые детьми;
в) краткие рассказы о каком-нибудь происшествии , поразившем ребёнка;
г) описание вещи , которую он сделал.

Беседа
Прекрасным средством развития речи учащихся являются беседы на определённую тему , в которые втягивается весь класс. Такие беседы помогают выявить круг детских представлений и узнать , как учащиеся владеют своей речью.
В результате беседы улучшается:
1) лексика учащихся
2) морфология и синтаксис
3) логика детей
В подготовительный период основной формой работы с детьми является беседа:
1) в беседе учитель сообщает детям первые правила поведения ученика ;
2) в беседе выявляется накопленный опыт детей по данному предмету ;
3) сообщаются первоначальные знания по предмету.
К проведению беседы учитель должен тщательно готовиться:
1)продумать план беседы;
2)подобрать материал для её беседы ;
3) тщательно продумать систему вопросов беседы ;
4)продумать и записать формулировку выводов , к которым должны прийти дети.

Рассказывание сказок
Учитель должен помнить , что народная сказка рассказывается ритмично , в медленном темпе. Речь его должна быть образцом для детей – ясная , точная , выразительная.
Непонятные слова и выражения сказки можно объяснить перед чтением сказки , или дети усваивают народные выражения в процессе слушания , когда эти выражения читаются с особой интонацией («тянут – потянут» , «большая-пребольшая») , путём протяжного произнесения.
Желательно иллюстрировать сказку показом фильма. Тогда действующие лица сказки оживают и детям легче уяснить последовательный ход событий.

Заучивание стихотворений
Огромное значение для развития речи и памяти учащихся имеет заучивание наизусть стихотворений.
При заучивании наизусть дети должны хорошо понять и представить то , что они собираются заучить.
Примерный порядок работы :
1.Подготовительная беседа , подводящая детей к восприятию образов стихотворения.
2.Выразительное чтение стихотворения учителем
3.Вопросы по содержанию.
4.Чтение и разбор стихотворения по частям с раскрытием образных выражений и непонятных детям слов.
5.Обобщающие вопросы по содержанию в целом.
6.Устанавливаются тон , темп , ритм чтения.
7.Заключительное чтение (индивидуальное , хоровое , коллективная декламация).
8.Заучивание вслух по частям и в целом.

Звуковые упражнения
Обучение грамоте в школах проводится по аналитико-синтетическому звуковому методу. Этот метод строится на базе фонетики – науки , изучающей звуки речи и их сочетания в словах. Звуки изучаются не изолировано от слов , а в целом слове , которое выделяется из предложения ; поэтому в подготовительный к обучению период проводятся звуковые упражнения , развивающие фонетический слух и технику речи учащихся. Образование навыков правильного , чёткого и ясного произношения слов зависит от правильной постановки звуковых упражнений , систематически проводимых на всех уроках обучения чтению и письму , начиная с добукварного периода.

Нужно развивать у детей уменье слушать и вслушиваться в такой мере , чтобы в маленьком рассказе учащиеся научились различать отдельные предложения , а в предложении – слова , в которых учились бы выделять слоги и слышать отдельные звуки слова.
Словарная работа
В 1 классе проводится исключительно большая работа над словом. Она начинается с момента прихода детей в школу и продолжается до конца учебного года.
Основные задачи словарной работы в 1 классе следующие :
1) изучение и уточнение учителем словаря ребёнка ;
2) обогащение словаря ученика и активизация имеющегося у него запаса слов ;
3) забота учителя о правильном произношении и понимании детьми слов ; за каждым словом у ребёнка должно быть конкретное представление , точное понятие ;
4) борьба за чистоту и культуру речи учащихся.
Словарная работа при планомерном проведении её обогащает лексический состав речи учащихся , уточняет значение слова , способствует выработке у них литературного языка.
Анализ речи приводит учащихся к уменью делить предложения на слова и к пониманию того , что наша речь состоит из слов.

Логические упражнения
Словарная работа тесно связана с развитием логического мышления учащихся. Развивая мышление детей , учитель в то же время обогащает речь учащихся новыми словами и оборотами речи , необходимыми для точного и ясного обозначения новых представлений и понятий.
В 1 классе применяется самый простой вид логических упражнений – это классификация слов , обозначающих предметы по признаку принадлежности их к какой-либо определённой группе предметов.
В добукварный период для группировки берутся предметы , которые дети видят вокруг себя : предметы мебели школьной и домашней ; учебные вещи и игрушки ; овощи.
Развитие речи детей при знакомстве с цветом предметов. Большинство детей 7-8 лет умеет определять только основные цвета , но многие из них плохо различают оттенки различных цветов.
Задача учителя – научить детей различать цвета и правильно называть их при определении цвета предметов. Эту работу удобно проводить при ознакомлении учащихся с формой предметов.
Знания и навыки , полученные детьми в добукварный период.
В результате работы в подготовительный период дети должны получить следующие навыки:
1. В итоге ряда бесед об организации детей на работу учащиеся приобрели элементарные навыки правильного поведения в школе.
2. Под руководством учителя дети уточнили ряд ориентировочных понятий и научились пользоваться ими в процессе работы: слева – справа , вверху – внизу, больше – меньше ит.п.
3. В процессе бесед , рассказов учителя , вопросов и ответов дети приобрели навыки уменья слушать учителя и товарищей и организованно отвечать.
4. Речь детей развивалась и обогащалась новыми словами при заучивании стихотворений.
5. В результате ежедневных систематически проводимых звуковых упражнений дети научились выделять по слуху предложения из связного рассказа , составлять предложения о разных предметах по картинке и натуре.
6. В процессе вышеуказанной работы по развитию речи дети научились произносить слова громко , правильно и отчётливо , сказки и стихотворения рассказывать выразительно.

Источник