Развитие ребенка 1 года навыки чтения

Развитие ребенка 1 года навыки чтения thumbnail

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи  у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи — важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  • Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  • Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  • Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  • Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.

  • Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  • Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
  • Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  • Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  • Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.

Источник

Перед тем как приступить к процессу обучения чтения, ребенок любого возраста должен иметь хороший словарный запас, всестороннее понимание основных слов и их значения. И хотя это задание может показаться слишком сложным, существуют способы, которые помогают расширить словарный запас дошкольника и внедрить концепции раннего чтения.

Чтение вслух и участие в разговоре помогает малышу выучить слова, их произношение, значение, различие и многое другое.

Развитие навыка чтения у малыша

Психические процессы, необходимые для чтения.

Дети не могут читать, не достигнув стадии готовности чтения. Признаки готовности зачастую отображаются в поведении. Обучение можно начинать, если ребенок:

  • пробует читать;
  • изучает знаки, логотипы;
  • понимает взаимосвязь между буквами и звуками;
  • хорошо разговаривает;
  • знает некоторые буквы алфавита;
  • может составить связный рассказ;
  • прослушав книгу, может рассказать историю своими словами;
  • имеет активный словарный запас.

Навыки готовности настолько важны, что многие программы для детей дошкольного возраста сосредоточены на их развитии. Так и наша система обучения и развития призвана помочь малышу накопить и закрепить новые знания.

Чтение это не только знание букв и звуков. Дети также должны быть в состоянии понять, что они читают. Для понимания прочитанного необходим ряд психических процессов. Ребенок должен уметь смешивать звуки, формируя слова.

Развития памяти у детей

Роль кратковременной памяти и ее развитие у ребенка.

Кратковременная память играет главную роль в понимании. Для того чтобы понять прочитанное, дети должны распознавать буквы и слова, строя из них предложения. Кратковременная память позволяет запоминать слова и их значение от начала предложения до конца, что позволяет понять смысл всего предложения.

Чтобы понять смысл текста одного предложения недостаточно. Дети должны держать в памяти информацию всего абзаца. Однако такой объем часто выходит за пределы возможностей их кратковременной памяти. Другими словами, они не могут хранить информацию достаточно долго.

Оперативная память является процессом временного хранения и обработки информации. Краткосрочный объем памяти увеличивается с возрастом и зависит от развития передней части головного мозга (лобные доли). До тех пор пока он не достаточно развит, мозг не может одновременно обрабатывать и хранить информацию. Другими словами, существует компромисс между пониманием слов и их значением. У большинства детей память начинает улучшаться начиная с шести лет.

Для развития памяти у детей мы советуем заниматься на нашей платформе по предмету «Внимание и память».

Способы обучения чтению детей

Способы обучения чтению детей дошкольного возраста.

Даже не умеющий читать ребенок часто рассматривает книгу, изучая незнакомые символы и знаки. Однако процесс обучения следует строить, основываясь на индивидуальных особенностях ребенка. Способы обучения могут включать в себя следующее:

  1. Чтение книг, состоящих из множества повторяющихся фраз. Повторение помогает ребенку вспомнить, что будет дальше. Через некоторое время он будет в состоянии запомнить содержание книги.
  2. Пересказ прочитанной книги (ребенок должен не только понимать содержание, а уметь его пересказать своими словами, улучшая при этом память и словарный запас).
  3. Обращать внимание малыша на окружающие его слова и знаки (на вывесках, в книгах, в надписях на упаковках и другие).
  4. Увеличение визуальных и языковых навыков распознавания (видя объект на картинке, ребенок должен назвать его). Эта деятельность помогает развить словарный запас, вербальные навыки рассуждения, обработку визуальной информации, распознавание образов и память.
  5. Использовать карточки с названиями бытовых предметов (карточками можно отметить диван, ванну, холодильник). В конце концов, малыш будет в состоянии распознать названия из контекста: в книгах, на знаках и т. д.
  6. Складывать из букв слова (отдельные буквы можно написать на карточках, вырезанных из бумаги вместе с ребенком или прикрепить на магнитах).
  7. Чтение полученных писем и открыток вместе с ребенком.
  8. Ежедневные занятия с ребёнком на нашей развивающей платформе Kids Smart.

Обучение чтению – поэтапный, длительный процесс. Если ребенок устал или становиться раздражительным, нужно сделать перерыв и повторить попытку через время.

Источник

Как развить у ребенка навыки чтения   

Рейтинг
16

Чтение очень важно в развитии ребенка, поэтому родители должны научить его читать

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Навыки чтения необходимы ребенку, чтобы успешно учиться в школе. Чем больше и раньше развиты у ребенка эти навыки, тем выше будет его успеваемость. Если ребенок не научится читать до 8 лет, у него возникнут проблемы с обучением.

Родители – первые и главные учителя ребенка

Первыми учителями в жизни каждого ребенка являются его родители. Дети развивают речевые навыки, слушая родителей и подражая им. С рождения дети обладают способностью произносить звуки речи любого языка. С раннего возраста они слышат свой родной язык и пытаются его воспроизвести. Чем больше времени родители разговаривают с ребенком, тем лучше у него развивается речь.

Когда ребенок произносит первые слова, обратная связь от окружающих людей помогает ему понять смысл этих слов и начать использовать их для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Постепенно он учится составлять из слов фразы и предложения. Так шаг за шагом ребенок учится бегло говорить и понимать речь окружающих.

Чтение и письмо – это та же речь, только изложенная в письменной форме. Единственное различие заключается в том, что здесь используются буквы, а не звуки. Ребенок учит отдельные буквы и их комбинации, и, наконец, учится составлять из букв слова. Развитие устной речи помогает ему развивать и навыки письма.

Чтение способствует развитию ребенка

Родители ежедневно должны не только разговаривать с маленьким ребенком, но и читать ему. Это стимулирует интерес детей к книгам. Становясь немного старше, дети стараются во всем подражать родителям, в том числе и в чтении книг. Родителям необходимо прививать ребенку любопытство и интерес к чтению. Им следует не только читать ему книги, но и вместе обсуждать прочитанное. Сам процесс чтения должен быть интересным для ребенка и вызывать у него положительные эмоции.

Когда ребенок учится читать самостоятельно, родителям нужно читать вместе с ним. Также следует продолжать обсуждать с ребенком содержание прочитанных книг.

Как развить у ребенка интерес к чтению

Когда ребенок научится читать, запишите его в ближайшую библиотеку, чтобы он получил возможность читать книги, которые ему нравятся. Покупайте ему книги и детские журналы, соответствующие его возрасту.

Когда начинать учить ребенка чтению

Многие дети готовы к обучению чтению в возрасте трех-четырех лет, но некоторые – только к шести годам. Если у ребенка нет задержек речевого или умственного развития, нарушений слуха или зрения, навыки восприятия письменной речи у него формируются к шести годам.

Родители могут с удивлением обнаружить, что их трехлетний ребенок уже умеет читать. Он может научиться этому непроизвольно, смотря телевизор, или когда вы читаете ему названия магазинов на вывесках и т.д.

Дети осваивают речевые навыки в индивидуальном темпе. Однако если вы регулярно читаете ребенку, у него, скорее всего, возникнет интерес к чтению.

С чего начать?

Развивать навыки чтения следует с изучения букв. Учить с ребенком алфавит можно в возрасте от полугода до года. Используйте картинки, на которых нарисованы буквы и предметы, названия которых начинаются с этих букв. Можно посвящать каждую неделю изучению одной буквы. Сначала ознакомьте ребенка с новой буквой, затем предложите ему находить ее в словах. Так постепенно ребенок будет готов к тому, чтобы читать слова.

Также важно развить у ребенка навык фонематического восприятия. Ребенок должен понять, что слова состоят из отдельных звуков, и научиться воспринимать эти звуки в речевом потоке. Недавние исследования доказали, что стихотворения помогают детям развить фонематическое восприятие. Поэтому читайте детям стихи и пойте песенки – это занятие принесет вам много веселья, а ребенка вдобавок научит различать звуки. Кроме того, так ребенок быстрее научится читать.

Почему некоторым детям бывает трудно научиться читать?

Одни дети легче обучаются чтению, другие – труднее. Есть дети, у которых позже формируется готовность к чтению, чем у остальных. Некоторые дети готовы к этому только в 6 лет. Дело в том, что ребенок должен развить много навыков до того, как приступить к развитию навыков чтения. Каждый ребенок развивает эти навыки в индивидуальном темпе, который может сильно различаться, при этом все же оставаясь в пределах нормы.

Некоторым детям могут помешать научиться читать проблемы со слухом, зрением, задержки речевого развития, недостаточно развитая краткосрочная память или низкая скорость обработки информации. Если ребенку плохо дается чтение, поговорите с его воспитателем в детском саду или детским врачом – они помогут определить истинную причину. Некоторые дети могут страдать от дислексии. В таком случае ребенку поможет специальная программа обучения.

У некоторых детей нет никаких отклонений, но им могут не подходить методы обучения в школе. Поговорите с учителем: возможно, ребенку понадобятся дополнительные занятия или индивидуальный подход.

Как помочь ребенку с дислексией преодолеть трудности?

Развивая навыки чтения, ребенок может испытывать трудности, например, если страдает от дислексии. От этого он может чувствовать себя неполноценным или потерять интерес к обучению. Из-за трудностей с обучением чтению у некоторых детей возможны депрессия или проблемы с поведением.

Исследования показали, что существует всего один способ помочь научиться читать ребенку с дислексией. Это программа обучения чтению, которая одновременно использует несколько каналов восприятия (зрение, слух, осязание) и основана на развитии фонематического восприятия и различении отдельных звуков в речевом потоке. Наиболее эффективным в этом отношении считается метод Ортона-Гиллингэм. На его основе разработано много программ, доказывающих свою эффективность в обучении чтению детей с дислексией.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.00 из 5 на основе
4 оценок.

Развитие ребенка
10.04.2018

Источник