Развитие ребенка 1 год восемь месяцев

Развитие ребенка 1 год восемь месяцев thumbnail

В течение второго года жизни ребёнок активно развивается и познаёт мир. Задачи родителей – создавать благоприятную среду для роста и становления личности, а также своевременно замечать и по возможности устранять отклонения. Чтобы выполнять свои родительские обязанности, ознакомьтесь с нормами развития малыша в один год и восемь месяцев.

Физические данные

Для начала стоит рассмотреть нормы для физических данных – роста и веса. И так как дети разных полов несколько различаются, нормы для них приведём отдельно.

Физические данные в 1 год и 8 месяцев

В этой таблице рассмотрены нормы веса и роста для мальчиков в возрасте 1 года и 8 месяцев:

Показатели роста (в см)Показатели веса (в кг)Описание параметра
Менее 75,9Менее 8,1Недостаточный
Менее 78,6Менее 9,1Ниже нормы
78,7-81,59,2-10Чуть ниже среднего
81,6-8710,1-12,8Норма (средний)
87,1-89,712,9-14,2Чуть больше среднего
89,8-92,514,3-15,8Большой
Более 92,6Более 15,9Не соответствует возрасту, крайне большой

В следующей таблице приведены нормальные показатели роста и веса для девочек:

Показатели роста (в см)Показатели веса (в кг)Описание параметра
Менее 73,7Менее 7,5Недостаточный
73,8-76,67,6-8,3Ниже нормы
76,7-79,68,4-9,3Чуть ниже среднего
79,7-85,69,4-12Норма (средний)
85,7-88,612,1-13,6Чуть больше среднего
88,7-91,613,7-15,6Большой
Более 91,7Более 15,7Не соответствует возрасту, крайне большой

Важно! Вес напрямую зависит от роста: чем выше ребёнок, тем больше масса его тела. А рост во многом определяется наследственностью: если оба родителя высокие, то и кроха может значительно опережать своих сверстников.

Физические навыки

Физические навыки в 20 месяцев

Физическое развитие особенно прогрессивно в первый год жизни. Во второй год малыш оттачивает и совершенствует свои навыки. Он обязательно должен уметь:

  • устойчиво стоять на ногах, не падая;
  • быстро ходить и бегать;
  • идти задом наперёд или пытаться делать это;
  • доставать с разных высот интересующие предметы;
  • обходить препятствия и соблюдать дистанцию (держаться дальше от окружающих предметов);
  • прыгать на двух ногах;
  • открывать двери;
  • выдвигать ящики мебели;
  • двигать и толкать предметы;
  • играть с мячом (кидать руками, пинать ногами);
  • выполнять одновременно два действия, к примеру, идти и тянуть за собой машинку на верёвке);
  • легко и без падений забираться на предметы мебели и слезать с них;
  • подниматься по лестницам с небольшими ступеньками, спускаться с них (самостоятельно без опоры, держась за перила или руку родителя).

Интеллектуальные показатели

Интеллектуальные показатели ребенка в 1 год и 8 месяцев

Интеллектуальное развитие тоже стремительно. В 1 год и 8 месяцев ваш малыш:

  • удерживает в руке карандаш, рисует линии, зигзаги, неровные овалы или круги;
  • сосредотачивается на каком-то занятии;
  • выполняет просьбы, в том числе сложные типа «возьми и принеси мне»;
  • находит разные предметы в пространстве, называет их;
  • различает объекты по некоторым формам и цветам, размерам;
  • активно усваивает и хорошо запоминает новую информацию.

Психологические навыки

Второй год жизни ребёнка – период, в который стремительно идёт психологическое развитие. Происходит становление личности, формируется характер, более явно проявляются его черты.

Психологические навыки ребенка в 1 год и 8 месяцев

В год и восемь месяцев ребёнок:

  • демонстрирует разные эмоции (грусть, гнев, радость, восторг);
  • показывает своё отношение к людям или животным: приближается, обнимает или отталкивает;
  • пытается обозначать свои желания словами или жестами;
  • слушает музыку и двигается под неё, подпевает;
  • активно жестикулирует;
  • меняет интонацию;
  • играет в сюжетные игры (кормит куклу, имитирует звук машинки при её катании, имитирует издаваемые разными животными звуки);
  • умело повторяет за взрослыми, подражает им;
  • проявляет самостоятельность и не желает принимать постороннюю помощь;

К важной составляющей психологического развития можно отнести социальные навыки – умение взаимодействовать с окружающими людьми. В возрасте 1 года и 8 месяцев малыш тянется к другим детям, учится с ними общаться словами или жестами, вовлекается в игры сверстников. Стоит чаще бывать на игровых площадках или групповых развивающих занятиях, посещать детские клубы.

Бытовые навыки

Бытовые навыки в 1 год и 8 месяцев

Что должен уметь ребёнок, достигший возраста 1 год и 8 месяцев, в бытовом плане? Малыш должен становиться самостоятельнее, пытаться себя обслуживать. Вот основные бытовые навыки:

  • самостоятельное употребление пищи;
  • попытки самостоятельно одеваться;
  • уборка игрушек на места;
  • вовлечение в домашние дела (подметание, вытирание пыли);
  • попытки умываться, мыть руки, чистить зубы;
  • помощь родителям по их просьбам.

Речевое развитие

Ребёнок в 1 год 8 месяцев может начинать говорить активно и много.Речь может включать от 18-20 до 100-150 разных слов. Это простые односложные слова (папа, баба, мама) или более сложные: банан, вода, киса. Новые речевые элементы в таком возрасте довольно быстро осваиваются и запоминаются: кроха успешно повторяет их и совершенствует. Словарный запас быстро расширяется, ранее выученные слова начинают произноситься лучше и правильнее.

Речевое развитие ребенка в 1 год и 8 месяцев

Малыш использует слова уместно, называя ими предметы, явления, действия или события. Также ребёнок может складывать слова в простые фразы типа «дай ням-ням». Некоторые произносят короткие предложения. Но в речи может по-прежнему оставаться несвязный лепет.

Важно! Речевое развитие – сугубо индивидуальный процесс, поэтому не стоит ждать от ребёнка сознательной и внятной речи.

Примерный режим дня

Приведём в таблице приблизительный режим дня:

Временной промежутокДействия
8:00-8:30Подъём, проведение ежедневных гигиенических процедур
8:30-8:45Завтрак
8:45-10:30Занятия и игры
10:30-10:40Перекус (по необходимости, если ребёнок проголодался)
10:40-12:30Прогулка, игры и развлечения на свежем воздухе
12:30-13:00Раздевание, подготовка к обеду
13-13:20Обед
13:20-13:30Подготовка к дневному сну
13:30-15:30Дневной отдых
15:30-16:00Пробуждение, подготовка к приёму пищи
16:00-16:15Полдник
16:15-17:00Игры, свободное время, развитие
17:00-18:30Вечерняя прогулка
18:30-19:00Вечерний приём пищи
19:00-20:30Общение с родителями, спокойные игры, чтение книг
20:30-21:00Подготовка к ночному сну: купание и проведение гигиенических процедур, вечерний ритуал (колыбельная, поглаживания, разговоры). Можно перед сном предложить немного тёплого молока.

Этот режим примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учётом особенностей конкретного ребёнка.

Особенности питания

Питание включает 4 основных приёма пищи и один-два лёгких перекуса. Рацион постепенно расширяется и всё больше напоминает взрослый. В меню входят:

  • мясо в отварном или тушёном виде: телятина, говядина, крольчатина;
  • птица (индейка, курица);
  • рыба: судак, сёмга, треска, хек;
  • субпродукты (печень, языки, сердце);
  • тушёные, отварные или запечённые овощи: картофель, кабачки, брокколи и цветная капуста, морковь, свекла;
  • различные крупы (рис, геркулес, пшено, греча);
  • молочные и кисломолочные продукты (йогурты, кефир, молоко, творог);
  • белый пшеничный хлеб (тёмный ржаной способен вызывать повышенное вздутие) в объеме не больше 70-80 г в день;
  • фрукты (желательно сезонные и местные, такие как груши, персики, яблоки, абрикосы, сливы);
  • местные и сезонные ягоды: черника, малина, вишня, клубника;
  • масло (как сливочное, так и растительное).

Особенности питания в 20 месяцев

Не следует предлагать ребёнку полуфабрикаты, мясные деликатесы, копчёности, маринованные блюда, сладости, газированную воду, острое и солёное. Красные ягоды, экзотические яркие фрукты и цитрусы вводятся постепенно и с осторожностью, так как могут вызывать аллергические реакции.

Примерное меню на день смотрите в таблице:

Приём пищиБлюда
ЗавтракКаша со сливочным маслом или омлет с галетным печеньем, чай (можно с добавлением молока)
ОбедОвощной суп, макароны с паровыми тефтелями или котлетами, компот из сухофруктов
ПолдникТворог либо йогурт, любой один фрукт (можно заменить творожной запеканкой с ягодами)
УжинОвощное рагу, рыбное суфле и морс либо сок

Совет! В качестве перекусов можно предлагать фрукты или ягоды, детские хлебцы, кефир.

Воспитание

Воспитание направлено на помощь в контролировании эмоций, обучении самостоятельности и становлении личности. Больше общайтесь с малышом, просите его о помощи и помогайте ему при необходимости. Утешайте, поддерживайте и обнимайте ребёнка, когда он зол или расстроен.

Воспитание ребенка в 1 год и 8 месяцев

Запреты нужно объяснять и соблюдать беспрекословно. Если мама или папа что-то не разрешают, то запретное действие не должно одобряться никем из взрослых. Слово «нельзя» дополняйте телесным контактом: отстраняйте ребёнка, убирайте его руки от опасного предмета, забирайте эту вещь. Не стоит потакать капризам и выполнять все прихоти: так ребёнок может выработать и усвоить модель поведения в целях манипулирования родителями истериками. Общайтесь с крохой спокойно, не кричите и старайтесь не показывать гнев или злость.

Полезные игры и занятия

В год и восемь месяцев полезно проводить такие занятия и игры:

  • чтение книг, рассматривание картинок;
  • лепка из солёного теста или безопасного пластилина;
  • пение песенок, рассказывание коротких стишков;
  • рисование карандашами, пальчиковыми красками, мелками;
  • ролевые и сюжетные игры с мягкими игрушками и куклами;
  • сортеры, простые пазлы, конструкторы, мозаики;
  • игры с мячом;
  • танцы под музыку;
  • занятия с музыкальными инструментами, звуковыми игрушками;
  • детские стишки-потешки;
  • изучение разных форм и цветов предметов;
  • изучение явлений.

Девочки и мальчики: есть ли разница?

Девочки и мальчики: есть ли разница?

Отличаются ли девочки и мальчики по развитию? Да, некоторые различия есть. Во-первых, дети мужского пола крупнее представительниц женского пола (и по росту, и по весу). Разница в росте в среднем составляет 2 см, в массе тела – 1 кг.

Во-вторых, мальчики несколько медленнее развиваются интеллектуально и психологически, зато активнее совершенствуют физические навыки. Девочки же более зрелы в умственном и психическом планах, но могут медленнее развиваться физически.

Полезно знать! Развитие – индивидуальный процесс, поэтому далеко не всегда различия между девочками и мальчиками имеются и являются заметными и явными.

Возможные проблемы

Проанализируем проблемы, с которыми могут сталкиваться родители ребёнка возраста 1 год и 8 месяцев:

  • Ребёнок не говорит. Если лексикон отсутствует полностью, следует показать малыша специалисту, хотя многие современные логопеды отсутствие речи до 2 или даже 3 лет не считают серьёзным отклонением. Но если ребёнок не понимает никаких слов и даже не пытается их произносить, стоит насторожиться. А для стимулирования речи просто разговаривайте с чадом, называйте предметы, поддерживайте общение в семье.
  • Кроха отказывается от еды. В данном возрасте малыш способен различать вкусы и демонстрировать свои предпочтения, отказываясь от блюд, которые кажутся невкусными. Некоторые активные дети не желают есть, так как имеют более важные дела – игры, изучение окружающего мира. Не стоит принуждать ребёнка и давать ему нелюбимые блюда. Если продукт, который не нравится, должен обязательно входить в меню (например, мясо или рыба), маскируйте его разными фактурами (котлеты, суфле) и различными предпочтительными продуктами.
  • Малыш капризничает. Капризы – неизбежный этап развития. С их помощью ребёнок привлекает к себе внимание и пытается добиться желаемого. Но в год и 7 месяцев, в 1 год и 8 месяцев малыш уже многое понимает, поэтому старайтесь объяснять запреты, договариваться. Иногда прекратить истерику можно телесным контактом. Также можно переключить внимание крохи на что-то интересное. А беспричинные или демонстративные капризы можно игнорировать.

Рекомендации родителям

Рекомендации родителям детей в 1 год 8 месяцев

Напоследок дадим общие рекомендации родителям:

  1. Не стоит «подгонять» ребёнка под общепринятые нормы. Все дети индивидуальны.
  2. При явном и значительном отклонении от нормальных показателей расскажите о своих переживаниях врачу.
  3. Демонстрируйте любовь, заботу и поддержку.
  4. Постоянно общайтесь с малышом в любых ситуациях.
  5. Помните, что в таком возрасте дети балуются и шкодят, поэтому всегда будьте начеку и обеспечивайте безопасность.

Информация и советы из данной статьи помогут оценить навыки малыша, а также создать благоприятную обстановку для его гармоничного развития.

Что почитать

Обязательно загляните и в другие интересные разделы нашего сайта:

  • Когда лучше всего отдавать ребенка в детский садик
  • Топ 10 вредных продуктов для детей, от которых следует отказаться
  • Режим дня ребенка в 2 года по часам: дома и в детском саду

Загрузка…

Источник

фото 1Возраст год и восемь месяцев – крайне интересный в плане психоэмоционального развития ребенка.

Чаще всего именно в этом возрасте у детей появляется ярко выраженная самостоятельность, самоосознание, острое чувство собственности.

Многие малыши начинают говорить целыми предложениями, некоторые – стремятся помогать родителям в повседневных делах и играть с ровесниками.

Какие параметры являются в этом возрасте нормой, а что требует коррекции педиатра?

Физические параметры в год и восемь месяцев

Ближе к двум годам у детей-ровесников может быть довольно большое расхождение как в весе, так и в росте. Но все же есть некие нормы, на которые стоит опираться, и если они сильно смещены в любую сторону – нужно обязательно посоветоваться с педиатром.

  • В 20 месяцев средний рост детей может колебаться от 78 до 86 см.
  • Вес мальчиков считается нормальным между 11 и 12,5 кг, девочек – между 10 и 12 кг.
  • Окружность головы у девочек 46,5-49 см, у мальчиков в норме – 48-50 см.
  • Зубов может быть как 12, так и 18 – все это является возрастной нормой.
  • Окружность груди у девочек 49.15 – 51.90, у мальчиков 49.15 – 52.90 см.

Вес малыш набирает уже не так стремительно, за месяц он может не измениться вовсе.

Что умеет делать малыш

фото 2В возрасте 20 месяцев дети могут сильно отличаться по уровню развития – одни малыши еще очень привязаны к маме и не готовы к самостоятельности.

Другие способны помогать на кухне, играть со сверстниками и повторять за мамой буквы.

Что точно должен уметь делать малыш в год и восемь месяцев?

Стараться подражать маме и папе, пытаясь быть взрослым и полезным помощником. В этом возрасте можно доверить карапузу полить цветочки, подмести пол метелочкой, перенести чашки со стола на кухню. Это крайне полезно для развития самостоятельности малыша.

  • Осознавать себя и свои желания в ярко выраженной форме – в том числе в виде бурного протеста.
  • Быть способным различать и называть цвета, формы.
  • Понимать, где в доме и других привычных местах находятся те или иные предметы, показывать их, при необходимости – приносить.
  • Стремиться к общению с детьми, как младшими, так и старшими.
  • Хорошо бегать, уметь пользоваться лестницей, прыгать на двух ножках, обегать препятствия, кидать мячик.

В этом возрасте, если малыш пока не посещает ясли, необходимо приучать его к первым навыкам самообслуживания – одеваться, вытирать носик, самостоятельно мыть руки с мылом, расчесываться, садиться на горшок, не дожидаясь команды взрослого. К двум годам все это ребенок должен уметь делать достаточно хорошо.

Особенности психоэмоциональной сферы

фото 3В возрасте 20 месяцев у ребенка появляется ярко выраженное самосознание.

У малыша появляется «упрямство», он может бурно отстаивать свои интересы, толкать других детей, не давая покуситься на свою собственность – игрушки и книжки.

Многие взрослые списывают такое поведение на плохое воспитание, но это возрастная особенность, бороться с которой крайне сложно.

Важно! Ни в коем случае нельзя наказывать физически малыша в этом возрасте. Это не только не даст никакого эффекта, но и способно глубоко ранить психику. Неврозы, возникшие в таком юном возрасте, лечить будет очень тяжело.

Если малыш капризничает – исключите возможность того, что он голоден или устал. Дети ближе к двум годам могут забывать о физических потребностях, увлекаясь игрой, и капризничать, не осознавая причину.

Речевые способности

Развитие речи после достижения малышом возраста полутора лет переходит на новый уровень. Ребенок в год и восемь месяцев уже в состоянии осознавать прямые связи между предметами и словами, которые их обозначают. Малыш ежедневно пополняет свой как пассивный, так и активный словарный запас.

Важно! В 20 месяцев дети должны уметь произносить простые слова – «мама», «дай», «му-му».

Многие же малыши в этом возрасте уже активно болтают, причем их речь может быть достаточно сложной. Чем больше ребенку читают книг, чем больше с ним разговаривают – тем богаче будет его словарный запас. В 20 месяцев ребенок может иметь в лексиконе как 15 слов, так и более ста.

Если же малыш еще не говорит, стоит не паниковать, а больше общаться с ним, чаще позволять играть с более старшими детьми.

Если ребенок так и не заговорил в 2-2,5 года – тогда стоит проконсультироваться с логопедом.

Рацион питания

фото 2Ближе к двум годам малыш должен уметь самостоятельно кушать жидкие блюда – супы и каши – ложкой, уметь зацепить вилочкой кусочек мяса или овощей.

Если ребенок не умеет этого – необходимо давать ему больше практиковаться, менять консистенцию блюд, подбадривать словами, не спешить докармливать.

Чтобы малыш рос и развивался нормально, в его рационе должны присутствовать практически те же продукты, что и у взрослого – мясо и молочные продукты, овощи, рыба, зелень, много сезонных фруктов.

В возрасте 20 месяцев малыша можно баловать любыми ягодами – главное, вводить их в рацион постепенно, следя за состоянием.

Примерное меню

Кормить ребенка в этом возрасте стоит 4 раза в день, причем завтрак должен составлять не менее 20 процентов дневного рациона, обед – около 40, ужин – 30, и 10 процентов легкий полдник.

На завтрак малышу можно приготовить любую молочную кашу с добавлением кусочка сливочного масла, омлет из одного яйца с нежирным сыром и овощами, кусочек хлеба с маслом, сыром или отварной куриной грудкой.

На обед – суп на основе овощного или куриного бульона. Дети в этом возрасте с радостью кушают куриный суп с с вермишелью, овощные щи, супчики с с фрикадельками. Борщ и щи можно заправить нежирной сметаной.

На второе и ужин – тушеные или запеченные овощи, котлетка из куриной грудки или телятины, рыбная котлета, тефтели с овощами и подливкой.

На полдник – любой кисломолочный продукт – ряженка, снежок,йогурт с булочкой или любимым печеньем.

Между приемами пищи можно предложить малышу фрукты – порезанные яблоки или груши, сезонные фрукты – дыню, черешню, арбуз, ягоды – малину, смородину, крыжовник, клубнику только со своего огорода или от проверенного фермера.

Рецепты блюд

«Ежики» с рисом и овощами

  • 200 гр. куриного фарша;
  • 0.5 стакана промытого риса;
  • два – три соцветия цветной капусты;
  • небольшая морковь.

Морковь и брокколи отварить, натереть на терке. Добавить овощную смесь к рису и фаршу. Сформировать небольшие шарики.

Неплотно уложить «Ежики» в кастрюлю, залить холодной водой чуть выше шариков, довести до кипения, уменьшить огонь до минимума, немного посолить.

Готовить около 40 минут, подавать со сметаной.

Особенности гигиены и ухода

фото 6В возрасте 1 год и 8 месяцев ребенка можно купать как ежедневно, так и через день.

Важно в этом возрасте приучать малыша самостоятельно пользоваться горшком.

От подгузников стоит постепенно отказываться, надевая их только на прогулку.

Необходимо приучить малыша самостоятельно мыть ручки с мылом перед едой, после прогулки и игры с домашними животными – к трем годам эта привычка должна стать естественной.

В 20 месяцев ребенок не в состоянии самостоятельно хорошо почистить зубы – нужно помогать ему, но непременно показывать, как это делать правильно.

Обратите внимание! У малыша должна быть своя детская зубная щетка и паста, соответствующая возрасту, без фтора и химических ароматизаторов.

Режим дня и сна

В 20 месяцев спать ребенок должен не менее 13 часов в день – 10-11 часов ночью и не менее 1 часа днем.

Дневной сон крайне полезен для детей этого возраста. Если малыш не желает спать днем – необходимо проконсультироваться с педиатром, а также подкорректировать режим – возможно, ребенок плохо засыпает сразу после прогулки или после плотного обеда.

Гулять необходимо не менее двух раз в день – утром после завтрака и днем, после сна или перед ним. Если есть возможность – желательно выводить малыша на прогулку и вечером, незадолго до ночного сна.

Доктор Комаровский считает, что детям в возрасте неполных двух лет режим дня не менее важен, чем младенцам. Старайтесь укладывать малыша спать в одно и то же время, кормить пусть и не по часам, но через примерно равные промежутки.

Занятия с малышом

Игры

С малышом в 20 месяцев необходимо играть в подвижные игры – это способствует развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы тела. Футбол на траве, перекидывание мячика друг другу, попытки бросить кольцо на палочку очень полезны в этом возрасте.

Для развития социальных навыков можно играть с ребенком в ролевые игры – дочки-матери, в профессии врача, пожарного, ветеринара). Малыши с радостью включаются в подобные игры, через некоторое время дети – ровесники смогут играть в них самостоятельно.

Игрушки

Для ролевых игр дети с радостью воспользуются готовыми наборами – например, доктора или парикмахера.

Ближе к двум годам малышей начинают интересовать куклы, в том числе перчаточные, с которыми можно ставить небольшие сценки из любимых сказок. С радостью малыши собирают конструкторы, небольшие, из четырех – восьми деталей, пазлы.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Полезное видео

Рекомендуем вам посмотреть видео о том, что умеет малыш в год и восемь месяцев:

Советы родителям

  • В 20 месяцев для малыша самое важное – общение и игры. Как можно больше разговаривайте с ребенком, читайте ему книги, ставьте аудиосказки, обеспечьте условия, при которых он сможет играть с другими детьми.
  • Давайте больше свободы, возможность принимать даже небольшие самостоятельные решения хорошо скажутся на дальнейшем развитии самостоятельности.
  • И наберитесь терпения, впереди сложный возраст – два года, а затем и три!

Источник