Развитие ребенка 1 год 8 месяцев не разговаривает

Развитие ребенка 1 год 8 месяцев не разговаривает thumbnail

Говорилки

До года хоть немного говорил: мама, папа, баба, иди, айда. После года вообще перестал, по праздникам может мама сказать и все. Все понимает и слышит. Почти всегда молчит и даже лепета нет. Выполняет простые просьбы: подними руки при переодевании, пойдем спать, ложись в кровать, пошли мыться и тп. С 11 месяцев ходим на развивашки в монтессори, там педагоги говорят, что еще просто рано, надо подождать. А я уже паникую, доча в 2 года уже разговаривала и могла объяснить в садике, что ей надо.

Алиса

Если вам станет легче сын разговорился ближе к 3, до 2.8 ничего кроме мама не было

Алина

Тут ситуация такая,если не говорит слова,но лепечет на своем языке,то не страшно. Главное что бы хоть как то общался. А вот если вообще молчит,то это уже не очень хорошо.

Софья

Если говорил и перестал, значит организм чем-то ещё “занимается”, может у вас скачок роста, освоение новых двигательных навыков и т. п. Закончится этот период и ребёнок вспомнит все свои слова и новые добавит) У меня дочка в год имела определённый набор слов и звуков. Потом до 1,8(!) к этому ничего не прибавилось, ни одного звука. В 1,8 она вдруг стала повторять слова и к двум заговорила. То есть у детей перерывы бывают, иногда даже очень большие.

Лана

Такое бывает часто, мы сами очень мало говорим(1,11). Я переживала и водила к неврологу, сказала отстать от ребенка до 2-х лет. Дойдите до невролога хорошего. Но вот занятия монтессори(если это действительно они, а не интерпретация системы) вам не показаны. Одно радует, что мониессори в чистом виде фактически нет в Москве

Nataly

у меня доча в 1.5 уже говорила слов 50. а сын молчал до 2.1. вообще молчал. зато начал сразу предложениями говорить. сейчас уме 3 говорит не чуть не хуже чем дочь в 3 говорила ( я специально видео старые нашла) так что без паники. мальчики они отстают очень

Екатерина

Сам возраст не настолько критичный, но что был регресс в речи и нет даже лепета – это очень тревожно, Вам нужно проверяться.

Светлана

Обследования если ребенок не говорит: 1. Аудиограмма – проверка слуха 2. Глазное дно. Проверяет окулист. 3 дуплексное сканирование сосудов шеи и головы. – узи сосудов, есть ли нарушения кровотока 4. Мрт – тут 200 раз подумать. А надо ли. Потому что до 6 лет делают под наркозом. 5. ЭЭГ – реакция мозга 6. Акустические стволовые вызванные потенциалы – как мозг обрабатывает информацию. 7. Консультация ортодонта (но мне кажется Вам точно это не надо)

Ольга

У мальчиков вполне нормальной считается задержка речи до 2,5 лет. Наш тоже не особо говорит. Мама, папа, баба, деда, дай, кака ( это у нас и каша , и компот и всё, что пьётся), на и звукоподрожания. Иногда на своем лепечет

Лена

У меня старший рано начал говорить,а потом как отрезало,всех начал называть мама и кроме этого слова ничего!Но потом само наладилось,годам к 2 вроде ,точно не вспомню.

Юлия

У меня младшая в этом возрасте только отдельные слоги говорила, ровно в 2 стало прорываться, сейчас в 3 с половиной рот не закрывается))) старшая у меня в год и 8 тоже более-менее понятно изьяснялась, думала, младшая ещё раньше начнёт, а нет. Она вообще с 2,5 до 7 месяцев молчала, только смеялась,. Говорят, что одни дети постепенно начинают говорить, другие скачками- накопят-выдадут, не переживайте!)))

Читать все 12 комментариев

Источник

В течение второго года жизни ребёнок активно развивается и познаёт мир. Задачи родителей – создавать благоприятную среду для роста и становления личности, а также своевременно замечать и по возможности устранять отклонения. Чтобы выполнять свои родительские обязанности, ознакомьтесь с нормами развития малыша в один год и восемь месяцев.

Физические данные

Для начала стоит рассмотреть нормы для физических данных – роста и веса. И так как дети разных полов несколько различаются, нормы для них приведём отдельно.

Физические данные в 1 год и 8 месяцев

В этой таблице рассмотрены нормы веса и роста для мальчиков в возрасте 1 года и 8 месяцев:

Показатели роста (в см)Показатели веса (в кг)Описание параметра
Менее 75,9Менее 8,1Недостаточный
Менее 78,6Менее 9,1Ниже нормы
78,7-81,59,2-10Чуть ниже среднего
81,6-8710,1-12,8Норма (средний)
87,1-89,712,9-14,2Чуть больше среднего
89,8-92,514,3-15,8Большой
Более 92,6Более 15,9Не соответствует возрасту, крайне большой

В следующей таблице приведены нормальные показатели роста и веса для девочек:

Показатели роста (в см)Показатели веса (в кг)Описание параметра
Менее 73,7Менее 7,5Недостаточный
73,8-76,67,6-8,3Ниже нормы
76,7-79,68,4-9,3Чуть ниже среднего
79,7-85,69,4-12Норма (средний)
85,7-88,612,1-13,6Чуть больше среднего
88,7-91,613,7-15,6Большой
Более 91,7Более 15,7Не соответствует возрасту, крайне большой

Важно! Вес напрямую зависит от роста: чем выше ребёнок, тем больше масса его тела. А рост во многом определяется наследственностью: если оба родителя высокие, то и кроха может значительно опережать своих сверстников.

Физические навыки

Физические навыки в 20 месяцев

Физическое развитие особенно прогрессивно в первый год жизни. Во второй год малыш оттачивает и совершенствует свои навыки. Он обязательно должен уметь:

  • устойчиво стоять на ногах, не падая;
  • быстро ходить и бегать;
  • идти задом наперёд или пытаться делать это;
  • доставать с разных высот интересующие предметы;
  • обходить препятствия и соблюдать дистанцию (держаться дальше от окружающих предметов);
  • прыгать на двух ногах;
  • открывать двери;
  • выдвигать ящики мебели;
  • двигать и толкать предметы;
  • играть с мячом (кидать руками, пинать ногами);
  • выполнять одновременно два действия, к примеру, идти и тянуть за собой машинку на верёвке);
  • легко и без падений забираться на предметы мебели и слезать с них;
  • подниматься по лестницам с небольшими ступеньками, спускаться с них (самостоятельно без опоры, держась за перила или руку родителя).
Читайте также:  Развитие ребенка в доу

Интеллектуальные показатели

Интеллектуальные показатели ребенка в 1 год и 8 месяцев

Интеллектуальное развитие тоже стремительно. В 1 год и 8 месяцев ваш малыш:

  • удерживает в руке карандаш, рисует линии, зигзаги, неровные овалы или круги;
  • сосредотачивается на каком-то занятии;
  • выполняет просьбы, в том числе сложные типа «возьми и принеси мне»;
  • находит разные предметы в пространстве, называет их;
  • различает объекты по некоторым формам и цветам, размерам;
  • активно усваивает и хорошо запоминает новую информацию.

Психологические навыки

Второй год жизни ребёнка – период, в который стремительно идёт психологическое развитие. Происходит становление личности, формируется характер, более явно проявляются его черты.

Психологические навыки ребенка в 1 год и 8 месяцев

В год и восемь месяцев ребёнок:

  • демонстрирует разные эмоции (грусть, гнев, радость, восторг);
  • показывает своё отношение к людям или животным: приближается, обнимает или отталкивает;
  • пытается обозначать свои желания словами или жестами;
  • слушает музыку и двигается под неё, подпевает;
  • активно жестикулирует;
  • меняет интонацию;
  • играет в сюжетные игры (кормит куклу, имитирует звук машинки при её катании, имитирует издаваемые разными животными звуки);
  • умело повторяет за взрослыми, подражает им;
  • проявляет самостоятельность и не желает принимать постороннюю помощь;

К важной составляющей психологического развития можно отнести социальные навыки – умение взаимодействовать с окружающими людьми. В возрасте 1 года и 8 месяцев малыш тянется к другим детям, учится с ними общаться словами или жестами, вовлекается в игры сверстников. Стоит чаще бывать на игровых площадках или групповых развивающих занятиях, посещать детские клубы.

Бытовые навыки

Бытовые навыки в 1 год и 8 месяцев

Что должен уметь ребёнок, достигший возраста 1 год и 8 месяцев, в бытовом плане? Малыш должен становиться самостоятельнее, пытаться себя обслуживать. Вот основные бытовые навыки:

  • самостоятельное употребление пищи;
  • попытки самостоятельно одеваться;
  • уборка игрушек на места;
  • вовлечение в домашние дела (подметание, вытирание пыли);
  • попытки умываться, мыть руки, чистить зубы;
  • помощь родителям по их просьбам.

Речевое развитие

Ребёнок в 1 год 8 месяцев может начинать говорить активно и много.Речь может включать от 18-20 до 100-150 разных слов. Это простые односложные слова (папа, баба, мама) или более сложные: банан, вода, киса. Новые речевые элементы в таком возрасте довольно быстро осваиваются и запоминаются: кроха успешно повторяет их и совершенствует. Словарный запас быстро расширяется, ранее выученные слова начинают произноситься лучше и правильнее.

Речевое развитие ребенка в 1 год и 8 месяцев

Малыш использует слова уместно, называя ими предметы, явления, действия или события. Также ребёнок может складывать слова в простые фразы типа «дай ням-ням». Некоторые произносят короткие предложения. Но в речи может по-прежнему оставаться несвязный лепет.

Важно! Речевое развитие – сугубо индивидуальный процесс, поэтому не стоит ждать от ребёнка сознательной и внятной речи.

Примерный режим дня

Приведём в таблице приблизительный режим дня:

Временной промежутокДействия
8:00-8:30Подъём, проведение ежедневных гигиенических процедур
8:30-8:45Завтрак
8:45-10:30Занятия и игры
10:30-10:40Перекус (по необходимости, если ребёнок проголодался)
10:40-12:30Прогулка, игры и развлечения на свежем воздухе
12:30-13:00Раздевание, подготовка к обеду
13-13:20Обед
13:20-13:30Подготовка к дневному сну
13:30-15:30Дневной отдых
15:30-16:00Пробуждение, подготовка к приёму пищи
16:00-16:15Полдник
16:15-17:00Игры, свободное время, развитие
17:00-18:30Вечерняя прогулка
18:30-19:00Вечерний приём пищи
19:00-20:30Общение с родителями, спокойные игры, чтение книг
20:30-21:00Подготовка к ночному сну: купание и проведение гигиенических процедур, вечерний ритуал (колыбельная, поглаживания, разговоры). Можно перед сном предложить немного тёплого молока.

Этот режим примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учётом особенностей конкретного ребёнка.

Особенности питания

Питание включает 4 основных приёма пищи и один-два лёгких перекуса. Рацион постепенно расширяется и всё больше напоминает взрослый. В меню входят:

  • мясо в отварном или тушёном виде: телятина, говядина, крольчатина;
  • птица (индейка, курица);
  • рыба: судак, сёмга, треска, хек;
  • субпродукты (печень, языки, сердце);
  • тушёные, отварные или запечённые овощи: картофель, кабачки, брокколи и цветная капуста, морковь, свекла;
  • различные крупы (рис, геркулес, пшено, греча);
  • молочные и кисломолочные продукты (йогурты, кефир, молоко, творог);
  • белый пшеничный хлеб (тёмный ржаной способен вызывать повышенное вздутие) в объеме не больше 70-80 г в день;
  • фрукты (желательно сезонные и местные, такие как груши, персики, яблоки, абрикосы, сливы);
  • местные и сезонные ягоды: черника, малина, вишня, клубника;
  • масло (как сливочное, так и растительное).

Особенности питания в 20 месяцев

Не следует предлагать ребёнку полуфабрикаты, мясные деликатесы, копчёности, маринованные блюда, сладости, газированную воду, острое и солёное. Красные ягоды, экзотические яркие фрукты и цитрусы вводятся постепенно и с осторожностью, так как могут вызывать аллергические реакции.

Примерное меню на день смотрите в таблице:

Приём пищиБлюда
ЗавтракКаша со сливочным маслом или омлет с галетным печеньем, чай (можно с добавлением молока)
ОбедОвощной суп, макароны с паровыми тефтелями или котлетами, компот из сухофруктов
ПолдникТворог либо йогурт, любой один фрукт (можно заменить творожной запеканкой с ягодами)
УжинОвощное рагу, рыбное суфле и морс либо сок

Совет! В качестве перекусов можно предлагать фрукты или ягоды, детские хлебцы, кефир.

Воспитание

Воспитание направлено на помощь в контролировании эмоций, обучении самостоятельности и становлении личности. Больше общайтесь с малышом, просите его о помощи и помогайте ему при необходимости. Утешайте, поддерживайте и обнимайте ребёнка, когда он зол или расстроен.

Воспитание ребенка в 1 год и 8 месяцев

Запреты нужно объяснять и соблюдать беспрекословно. Если мама или папа что-то не разрешают, то запретное действие не должно одобряться никем из взрослых. Слово «нельзя» дополняйте телесным контактом: отстраняйте ребёнка, убирайте его руки от опасного предмета, забирайте эту вещь. Не стоит потакать капризам и выполнять все прихоти: так ребёнок может выработать и усвоить модель поведения в целях манипулирования родителями истериками. Общайтесь с крохой спокойно, не кричите и старайтесь не показывать гнев или злость.

Читайте также:  Упражнения на развитие логического мышления ребенка

Полезные игры и занятия

В год и восемь месяцев полезно проводить такие занятия и игры:

  • чтение книг, рассматривание картинок;
  • лепка из солёного теста или безопасного пластилина;
  • пение песенок, рассказывание коротких стишков;
  • рисование карандашами, пальчиковыми красками, мелками;
  • ролевые и сюжетные игры с мягкими игрушками и куклами;
  • сортеры, простые пазлы, конструкторы, мозаики;
  • игры с мячом;
  • танцы под музыку;
  • занятия с музыкальными инструментами, звуковыми игрушками;
  • детские стишки-потешки;
  • изучение разных форм и цветов предметов;
  • изучение явлений.

Девочки и мальчики: есть ли разница?

Девочки и мальчики: есть ли разница?

Отличаются ли девочки и мальчики по развитию? Да, некоторые различия есть. Во-первых, дети мужского пола крупнее представительниц женского пола (и по росту, и по весу). Разница в росте в среднем составляет 2 см, в массе тела – 1 кг.

Во-вторых, мальчики несколько медленнее развиваются интеллектуально и психологически, зато активнее совершенствуют физические навыки. Девочки же более зрелы в умственном и психическом планах, но могут медленнее развиваться физически.

Полезно знать! Развитие – индивидуальный процесс, поэтому далеко не всегда различия между девочками и мальчиками имеются и являются заметными и явными.

Возможные проблемы

Проанализируем проблемы, с которыми могут сталкиваться родители ребёнка возраста 1 год и 8 месяцев:

  • Ребёнок не говорит. Если лексикон отсутствует полностью, следует показать малыша специалисту, хотя многие современные логопеды отсутствие речи до 2 или даже 3 лет не считают серьёзным отклонением. Но если ребёнок не понимает никаких слов и даже не пытается их произносить, стоит насторожиться. А для стимулирования речи просто разговаривайте с чадом, называйте предметы, поддерживайте общение в семье.
  • Кроха отказывается от еды. В данном возрасте малыш способен различать вкусы и демонстрировать свои предпочтения, отказываясь от блюд, которые кажутся невкусными. Некоторые активные дети не желают есть, так как имеют более важные дела – игры, изучение окружающего мира. Не стоит принуждать ребёнка и давать ему нелюбимые блюда. Если продукт, который не нравится, должен обязательно входить в меню (например, мясо или рыба), маскируйте его разными фактурами (котлеты, суфле) и различными предпочтительными продуктами.
  • Малыш капризничает. Капризы – неизбежный этап развития. С их помощью ребёнок привлекает к себе внимание и пытается добиться желаемого. Но в год и 7 месяцев, в 1 год и 8 месяцев малыш уже многое понимает, поэтому старайтесь объяснять запреты, договариваться. Иногда прекратить истерику можно телесным контактом. Также можно переключить внимание крохи на что-то интересное. А беспричинные или демонстративные капризы можно игнорировать.

Рекомендации родителям

Рекомендации родителям детей в 1 год 8 месяцев

Напоследок дадим общие рекомендации родителям:

  1. Не стоит «подгонять» ребёнка под общепринятые нормы. Все дети индивидуальны.
  2. При явном и значительном отклонении от нормальных показателей расскажите о своих переживаниях врачу.
  3. Демонстрируйте любовь, заботу и поддержку.
  4. Постоянно общайтесь с малышом в любых ситуациях.
  5. Помните, что в таком возрасте дети балуются и шкодят, поэтому всегда будьте начеку и обеспечивайте безопасность.

Информация и советы из данной статьи помогут оценить навыки малыша, а также создать благоприятную обстановку для его гармоничного развития.

Что почитать

Обязательно загляните и в другие интересные разделы нашего сайта:

  • Когда лучше всего отдавать ребенка в детский садик
  • Топ 10 вредных продуктов для детей, от которых следует отказаться
  • Режим дня ребенка в 2 года по часам: дома и в детском саду

Загрузка…

Источник

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если малыш в год не произнёс ни слова, когда следует переживать о задержке речевого развития и что можно сделать.

Для многих родителей день, отделяющий первый год жизни ребёнка от второго – своеобразный рубеж для подведения итогов. Они пристально анализируют достижения сверстников своих детей, сравнивая с тем, что умеет их малыш и тревожатся, если замечают отставание от нормы. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что ребёнок в год не говорит.

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если ребёнок в год не произнёс ни слова? Когда следует переживать о задержке речевого развития? Что можно сделать заранее, чтобы речь годовалого малыша соответствовала норме?

Между нормой и патологией

Никому не нужно доказывать важность своевременного освоения родной речи. Это сложный, многоплановый процесс, напрямую связанный со различными психическими функциями: вниманием, мышлением, памятью и речью. От годовалого малыша ждут первых слов, а он не может даже произнести «папа» и «мама», лепечет на своём языке и не собирается осваивать новые слова.

Встревоженные родители начинают изучать семейный анамнез, обращаются к медикам за консультацией и всеми силами стараются ускорить речевое развитие крохи.

Годовалый ребёнок способен произнести от 3 до 12 слов, но по своей структуре они простые, очень похожи на лепет. Гав-гав, би-би, ам-ам, ляля, дай, папа, мама, баба, киса, на, бах или уп – вот примерный лексикон детей в год.

Каждый малыш индивидуален – у кого-то первое слово появляется в 8-9 месяцев, а у кого-то в 1 год 3 месяца, и все это варианты нормы.

До появления первого слова, речь годовалого ребёнка прошла сложный путь развития. Законы формирования детской речи не меняются со временем. Сегодня, как и 100-200 лет назад, ни один малыш не начинает говорить словами и предложениями, прежде, чем он не пройдёт все стадии речевого развития. Эти стадии связаны с развитием головного мозга, артикуляционного аппарата и слуха.

Читайте также:  Родительское собрание на тему роль игрушки в развитии ребенка

Ни одна методика раннего развития не способна изменить законы природы, в соответствии с которыми развиваются органы произношения (артикуляции), слух и центральная нервная система человека.

Если вы обеспокоены, что ваш малыш плохо говорит, ознакомьтесь с основными этапами доречевого развития детей до года:

  • 1-2 месяца – появление в крике интонаций удовольствия и неудовольствия;
  • 1,5-3 месяца – гуление или гуканье, когда дети повторяют за взрослыми гласные с призвуком звука [г] или произносят их самостоятельно, внимательно вслушиваясь в произносимые ими звуки (агу);
  • 4-5 месяцев – лепет, произношение подобий слов, состоящих из нескольких одинаковых слогов (ма-ма-ма, но это ещё не обозначение слова мама);
  • 8-9 месяцев – появление звукоподражаний (пи-пи, гав-гав) и лепетных слов (кука, тата, няня);
  • 11 месяцев – примерно десять лепетных слов ребёнок употребляет в правильном контексте, соотносит их произношение с ситуацией (мама, папа, дай, биби и т.д.).

Что считать патологией? В год ещё рано делать прогнозы развития речи, однако, стоит начать беспокоиться, если годовалый малыш не понимает простую словесную инструкцию, не подкреплённую жестами. Например, «Дай мне мячик», «Покажи, где машинка» и т.д. Отсутствие реакции на слова взрослого может быть симптом нарушения слуха или его полного отсутствия. При этом речь останавливается на стадии гуления, потому что ребёнку не с чем соотносить собственный лепет.

Если на этом этапе не принять срочных мер, речевое развитие в дальнейшем будет очень сложно стимулировать. Важно своевременно обратиться к отоларингологу для проверки слуха. Возможно, при патологиях внутреннего уха врач посчитает нужным ношение малышом слухового аппарата. При серьёзных отклонениях слуха от нормы – это единственная возможность развить и сохранить речь.

Возможные причины задержки появления речи в год

Если малыш совершенно здоров, в его анамнезе нет неврологических заболеваний, но речь в год так и не появилась, скорее всего, причина задержки в неправильно организованном речевом окружении.

Что подразумевается под этим термином? Казалось бы, современных детей окружает настоящий речевой поток: телевизор, радио, мультфильмы, аудиокниги и развивающие игры для самых маленьких детей. Да и родители много разговаривают с детьми.

Дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Если не проводится специальной целенаправленной работы, этот поток для ребёнка звучит примерно так, как для нас звучит шум водопада.

Сегодня из обихода исчезли речевые игры (Сорока-ворона, Ладушки) потешки, пестушки, попевки, приговорки, известные ранее в каждой семье. Эти своеобразные тренажёры мягко вводили малыша в мир родной речи. Они были приспособлены под потребности ребёнка до года, содержали звукоподражания, были понятны детям.

Ещё один фактор «питательной» среды для развития детской речи – общение с матерью. Молчаливая мать или мама, чаще разговаривающая по телефону, чем с собственным малышом, не сможет заменить самыми лучшими развивающими играми ценность общения, формирующего речевые структуры мозга.

«Дети Маугли», «госпитализм» – все эти термины обозначают задержку появления речи у здоровых детей, лишённых возможности общаться с близкими по причине их отсутствия.

Как заниматься с малышом – профилактика отставания речи

Существует несколько самых простых приёмов развития речи, но не стоит ждать чуда после первой же недели их применения. Здесь срабатывает закон перехода количества в качество. Накопление пассивного словаря, живое и эмоциональное общение близких с малышом обязательно приведут к желаемому результату, и вскоре вы увидите как он разговаривает.

  • Рассказывайте ему простые потешки, игры, сказки, пойте народные детские песенки, поясняйте развивающие мультики. Делайте это, глядя в лицо ребёнка, меняя интонацию, чётко произнося звуки и слова.
  • Рассматривайте предметы окружения и яркие картинки с реалистичными изображениями, задавая ему вопросы и самостоятельно отвечая на них. «Кто это? Собачка (гав-гав). Где она живет? В будке (буд…). Какие у нее ушки? Маленькие (ма…). Какие у нее лапки? Большие (боль…)».
  • Если малыш пока лепечет и произносит звукоподражания, повторяйте за ним и добавляйте полный вариант слова. «Би-би (машинка) гудит. Мау (кошка) бежит. Какие красивые тик-так (часики). Ваня кач-кач (качается)».

Выучите потешки, попевки и небольшие стишки (А. Барто, К. Чуковского, И. Токмаковой, В. Берестова), чаще употребляйте их в общении с малышом на прогулке, во время кормления, игр с ним.

Например:

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

– Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

(А. Барто)

Или:

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

– Мы дожили!

– Мы выжили!

– Мы живы, живы мы!

(В.Берестов)

Первый год жизни ребёнка считается доречевым периодом. Если малыш к своему первому дню рождения не произнёс ни одного слова, нужно обратить внимание на то, слышит ли он, как к нему обращаются, понимает ли простую словесную инструкцию. В том случае, если имеет место нарушение слуха, его следует немедленно компенсировать.

Нормально слышащему ребёнку нужно создавать благоприятную речевую среду, насыщенную общением с родителями, употреблением малых фольклорных форм. Желательно, чтобы у малыша возникла потребность в высказываниях, для этого родители создают соответствующий эмоциональный фон.

У здорового ребёнка без нарушений слуха и невропатологических патологий первые осмысленные слова при создании благоприятных условий появятся в нужное время. Важно постоянно общаться с детьми, читать им книжки, и вскоре вы услышите первые долгожданные слова.

Источник