Развитие ребенка 1 2лет
Малыш становится всё крепче физически и эмоционально.
Родители замечают, как дети делают большие рывки в развитии своих навыков – начинают ходить, говорят первые слова.
Как улучшить и разнообразить жизнь малыша в 1 год 2 месяца также волнует любого родителя.
Физические параметры в год и два месяца
Нормой ВОЗ для 14-ти месяцев были выработаны следующие показатели:
- Вес – 10-13 кг
- Рост 74-82 см
- Окружность головы – 46-48 см
- Обхват груди – 48-51 см
Важно! Допускаются небольшие отклонения от нормы. Не стоит переживать, если Ваш малыш немного крупнее или, наоборот, меньше окружающих детей. Каждый ребёнок развивается в разных условиях, неудивительно, что каждая его черта формируется по-своему.
Что умеет делать малыш
В этом возрасте дети уже ходят без посторонней поддержки.
Также дети могут сами подниматься по лестнице, присаживаться, забираться на невысокие препятствия, например на диван или кресло, а также спускаться с них.
Совершает несложные действия над предметами.
Он может расчесываться, открывать/закрывать дверки шкафа, кататься на игрушечной лошадке.
Если у него что-то не получается, он показывает на предмет и просит о помощи, умело имитирует поведение родителей, например, прикладывает что-нибудь к уху и «говорит по телефону».
Также может попросить родственников поиграть с ним в конкретную игру.
Вы можете заметить, что в это время малыш уже играется сам.
Особенности психоэмоциональной сферы
Сейчас наиболее ярко проявляется характер ребёнка.
Ребёнок уже не нуждается в круглосуточной родительской опеке, мама и папа всё чаще слышат от своего чада слово «сам» – малыш не принимает помощь и пробует делать некоторые вещи самостоятельно.
Это могут быть попытки самому кушать ложкой, строить пирамидки из кубиков, взбираться или спускаться по лестнице.
Малыш понимает родительские запреты и разрешения, слова «моё», «твоё», «чужое».
Но в то же время, неожиданно для родителей, он может отказать на просьбу не брать какую-либо вещь или закапризничать, услышав отказ.
Настроение у малыша варьируется от покладистости до упрямства. В этом возрасте с ребёнком сложно договориться, поэтому родителям важно выработать технику, с помощью которой они смогут найти общий язык с крохой.
Психологи не советуют кричать на ребёнка, доказывать его неправоту – этим Вы скорее всего спровоцируете истерику. Лучше мягко, но доступно и доходчиво объяснить ребёнку, где и в чём он сейчас не прав. Это получится не с первого раза, но постепенно малыш поймёт, что с помощью капризов он ничего не сможет добиться, нужно вести себя спокойнее. Осмысленный диалог родители начнут вести с малышом по достижению им 18-ти месяцев.
Также мама или папа могут заметить, что часто ребёнок разбрасывает всё на своём пути. Не ругайте его за это. Так он тоже познаёт мир – привыкает к своему вертикальному положению. Так как его координация ещё не до конца развита, то он, раскидывая предметы, учится правильно распределять нагрузку, при этом сопоставляя подобранные вещи по весу и размеру.
Речь
У ребёнка растёт пассивный словарный запас. Он без проблем выполняет несложные просьбы, сам называет некоторые. Также дети уже понимают то, что им говорят люди вокруг, если попросить их показать предмет, с которым они знакомы, то без труда покажут, будь это животное в книге или какая-то их игрушка. В основном, ребёнок произносит одно- или двусложные слова, может придумать для вещи своё название, исходя из её общих свойств.
Малыш подражает звукам животных, а также различает их. Теперь он может отличить голос близкого от голоса чужого.
Рацион питания в 14 месяцев: что можно кушать
Меню малыша в это время уже сильно изменилось.
Некоторые дети ещё остаются на грудном вскармливании, но это не значит, что их пищу не нужно стараться разнообразить.
У ребёнка уже появляются новые зубы, а это повод ввести в рацион новые продукты, не забывая при этом о сбалансированном питании.
Примерное меню:
- Завтрак: малышу лучше, как прежде, давать кашку, но при этом уже не измельчать её так сильно, а лучше разваривать крупу. Полезными для ребёнка будут овощи, творог, яйца, рыбные и мясные пюре. Попить предложите чай, морс или молоко.
- Обед: обязательно давайте супы – овощные, мясные, второе блюдо подавайте с гарниром, можете побаловать ребёнка сладким после основного приёма пищи, дать ему компота, суфле или киселя.
- Полдник: подайте малышу какое-нибудь кисломолочное блюдо с фруктами и печеньем, но не переусердствуйте. Если полдник будет слишком тяжёлым, то ребёнок будет мало съедать за ужином.
- Ужин: постройте на основе завтрака. Малышу не нужно набивать живот перед сном, пусть еда будет лёгкой и быстро усваиваемой.
Обратите внимание: Если Вы заметили, что перед походом в кровать ребёнок устал, можете устроить ему лёгкий перекус в виде какого-нибудь фрукта или творожка.
Рецепт блюда
Морковно-тыквенная запеканка.
Для детей такое блюдо лучше готовить на пару – в мультиварке или устроив водяную баню.
Вам понадобятся:
- Тёртая морковь – 200 мл
- Тёртая тыква – 200 мл
- Молоко – 100 мл
- Сахар – 1 стл. л.
- Манная крупа – 2 ст. л.
- Яйцо – 1 шт.
Кусочек тыквы почистите, промойте и натрите на тёрке, также натрите помытую и очищенную морковь. Старайтесь, чтобы моркови и тыквы было одинаковое количество.
Налейте молоко в кастрюлю и дождитесь его кипения на слабом огне, не забывайте помешивать. Положите в посуду тыкву и морковь, убавьте огонь для тушения овощей. Когда всё молоко испарится и впитается, снимите кастрюлю с огня и охладите.
Вбейте яйцо и добавьте сахар, хорошо перемешайте. Кладите сахар в зависимости от того, сколько его ест Ваш ребёнок. Положите манку и снова перемешайте так, избегайте образования комочков.
Возьмите небольшую глубокую тарелочку, переложите в неё половину теста. Налейте в кастрюлю 1,5-2 см воды поставьте в неё тарелочку с тестом, накройте крышкой и поставьте на небольшой огонь.
Не давайте воде сильно закипать, следите, чтобы брызги не попадали в тарелку. Не забывайте следить, чтобы вода полностью не выкипела, иначе тесто быстро впитает запах гари.
Дождитесь закипания воды, затем подождите еще около 20-25-ти минут. Запеканка готова. Если хотите подсластить, присыпьте сверху сахарной пудрой.
Режим дня и сна
Как и до 14-ти месяцев в распорядке дня малыша сохраняются главные положения: сон, питание, прогулки.
Вносите изменения, исходя их индивидуальных потребностей ребёнка.
В дневное время не забывайте о прогулках. Если за окном тепло, то планируйте день так, чтобы гулять с крохой два раза в день по 2-3 часа.
Зимой сокращайте время прогулок на улице до одного часа, если Вы видите, слишком холодно, то, возможно, стоит остаться дома.
Внимание: малышу понравятся прогулки перед сном примерно по полчаса. Ребёнку уже не нужно спать на улице, поэтому для него нормально бегать и исследовать окружающий мир. Плюс к этому, такие прогулки утомят малыша, его будет легче уложить спать.
Вы можете постепенно сокращать дневной сон с двух раз по 1- ,1,5 часа до одного на 1,5-2 часа. Присмотритесь к поведению малыша. Если он оба раза в день спит спокойно, то перемените с переходом, а если замечаете, что он, наоборот, постоянно просыпается и плохо спит, то это самое время сменить двухразовый сон на более длительный одноразовый.
Есть ли различия между мальчиками и девочками?
- В этом возрасте телосложение детей уже претерпевает изменения. Девочки остаются по показателям меньше мальчиков. Также особенностью психоэмоционального фона мальчиков является то, что они из-за лени могут начать ходить позже девочек.
- Также родители могут заметить, что у девочек раньше сформировываются и коммуникативные навыки. Они могут знать больше слов, распознавать больше эмоций.
- В этом возрасте мальчики более активны. Даже чтобы рассмотреть игрушку, они тратят больше энергии, чем девочки. Для детей очевиден выбор игрушек. Девочек уже привлекают мягкие и яркие, а мальчиков механические.
- Девочки проявляют больше желания общаться, чем мальчики.
Занятия с малышом
Сейчас дети охотно играют с различными развивающими игрушками – кубиками, пирамидками, книжками, конструктором и др.
Также малышу будет полезно узнавать, как работают предметы вокруг него, например, как щёлкать выключателем, втыкать вилку в розетку, застёгивать и расстёгивать молнию.
Для этой роли прекрасно подходит игровой комплекс нового поколения, именуемый бизибордом.
Играя с ним, малыш будет иметь представление о том, как совершать простейшие вещи в будущем, плюс, он может попробовать разобраться с ним сам, и родители в это время могут заниматься своими делами, просто приглядывая за ребёнком.
Существует множество способов разнообразить игры:
- Чтобы развить речевые навыки, разучивайте с малышом стишки и песенки, озвучивайте свои действия, когда готовите, убираете или кормите кроху. Читая книжки, объясняйте ребёнку, что изображено на картинках.
- Изучайте свойства предметов. Показывайте, что шарик катится, а из кубиков можно что-то построить. Покажите малышу, что бумага может порваться, а воду можно переливать из одной кастрюльки в другую. Также 14 месяцев подходящий возраст, чтобы дать ребёнку карандаши и бумагу, но следите, чтобы он не перешёл на стены.
- Учите с малышом базовые слова такие, как «привет», «пока», «спасибо» и «пожалуйста». Показывайте, как надо делиться игрушками и едой.
- Хоть малыш уже и ходит, продолжайте развивать его навыки передвижения. Пусть он учится преодолевать препятствия, ходить по ровной линии и собирать игрушки в ящик.
- Не забывайте о мелкой моторике ребёнка. Стройте вместе с ним пирамидки, пересыпайте крупу из одной чашечки в другую, следя, чтобы малыш не потянул её в рот, нацепите прищепки на подушку и позвольте малышу снять их вернуть на место.
Медицинское сопровождение
1 год 2 месяца – время, когда малыш продолжает всё исследовать. Не отказывайтесь от правил безопасности, которым Вы следовали в прошлом месяце. Если Вы еще не приобрели фиксаторы на окна и шкафы, силиконовые накладки на углы, то самое время это сделать.
Важно: внимательно смотрите, что малыш тянет в рот. Таблетки и бытовую химию уберите подальше от его глаз и рук.
Следите за ребёнком на детской площадке. Не давайте ему есть песок и самому залазить на горку и карабкаться по лестнице.
Такие простые правила безопасности и родительская внимательность помогут уберечь малыша от беды.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 3 месяца, год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем вам посмотреть также видео по данной теме:
Советы родителям
Стремитесь проводить с крохой больше времени, ведь Вы никогда не знаете, когда он откажется от Вашей помощи и предпочтёт гулять и играть самостоятельно.
Ловите и запоминайте каждое мгновение с малышом, но не перегните с опекой. Всё-таки у ребёнка должно быть пространство для изучения мира.
Источник
Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.
Показатели физического развития
Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.
Двигательные навыки
Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.
В возрасте около года малыш переходит на принципиально новую ступень развития – он начинает осваивать самостоятельные шаги и становится менее зависимым от мамы и папы
Развивается мелкая моторика:
- Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
- Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.
Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.
Особенности развития
После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается – как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: каким в норме должен быть ребенок в 2 года и 2 месяца?). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.
Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем – вдумчивым, ответственным, рациональным.
Календарные периоды
Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей – от простого действия или умения к сложному.
12-15 месяцев
Вот, что может карапуз:
- начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
- выполнять простые просьбы – например, обнять маму;
- пользоваться вилкой и ложкой;
- идти вверх по ступенькам лестницы;
- замечать забавные вещи и смеяться над ними;
- подражать речи и действиям родителей;
- говорить на собственном языке;
- жестами показывать то, что он хочет;
- хлопать в ладоши;
- помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
- быстро ползать;
- ходить, опираясь на мебель;
- без чьей-либо помощи снимать носки;
- делать несколько шагов без поддержки;
- понимать простые просьбы;
- замечать реакцию родителей на его действия;
- уверенно стоять;
- ходить, держа маму или папу за руку;
- качать головой, давая отрицательный ответ;
- пить из кружки;
- пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;
Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения
- помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
- наклоняться за упавшим предметом;
- узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
- поднимать более тяжелые предметы;
- играя в мячик, катать его вперед и назад;
- подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
- вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
- показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
- бегать;
- обозначать требование тишины жестом «тссс»;
- «помогать» маме по дому.
15-18 месяцев
- переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
- испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
- уверенно ходить;
- петь и делать это с наслаждением;
- истерить, если чем-то недоволен;
- пятиться спиной;
- забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
- говорить до 15 различных по смыслу слов;
- самостоятельно снимать носки или штанишки;
- спать один раз в день после обеда вместо двух;
- быстро бегать;
- сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: как научить ребенка цветам?);
- играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
- складывать из слов фразы;
- самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
- уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
- чистить зубки под присмотром родителей;
- говорить понятнее для взрослых.
Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту
18-21 месяцев
- говорить около 50 слов;
- понимать значение около 200 слов;
- составлять из слов простые предложения;
- самостоятельно снимать одежду;
- ходить на горшок, контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
- умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
- знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
- имитировать больше действий взрослых – например, выбрасывать мусор в ведро;
- строить из кубиков башни;
- давать описания несложным рисункам из книг;
- открывать и закрывать в доме и шкафах двери.
21-24 месяца
- проситься в туалет;
- быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
- повторять все за другими людьми;
- собирать несложные пазлы;
- проводить прямую линию;
- спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
- различать холодно – жарко, много – мало, большой – маленький;
- надевать и снимать одежду самостоятельно;
- различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
- прыгать;
- понимать хорошее и плохое (поведение, слово).
К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение – проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: нормальное развитие ребенка в 2,5 года)
Как подавать информацию?
После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него развивающие игры. Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: как грамотно обеспечить раннее развитие ребенка?). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.
Голосовое общение с ребенком необходимо подкреплять образами и наглядными примерами. Помните – словарный запас малыша невелик, ему легче понять то, что вы пытаетесь ему донести, через жесты и игровые ситуации. Читая книжку, обязательно объясняйте крохе, почему и зачем герои сказки совершают какие-то действия. Если хотите смоделировать какую-то определенную ситуацию, придумайте собственную сказку. Такие приемы служат частью воспитания ребенка. Почитайте подробнее о развитии речи ребенка с 1 года до 2-х лет.
Моменты, связанные с реальной жизнью, объясняйте тогда, когда ребенок может видеть их наглядное воплощение: о личной гигиене говорите, когда моете с малышом ручки, а об опасности на дороге – когда стоите с малышом возле мчащихся автомобилей. Информация, не подкрепленная яркими образами, плохо воспринимается и не закрепляется в сознании крохи. Помогите своему маленькому сокровищу развиваться правильно.
Отклонения в развитии
Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем:
- к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
- не стремится имитировать действия взрослых;
- достигнув возраста 18 месяцев, малыш так и не научился ходить;
- в этом же возрасте говорит менее 15 слов;
- в 2 года не умеет составлять слова в предложение (подробнее в статье: что должен знать или уметь ребенок в 2 года?).
Медики считают, что приведенные отклонения чаще всего связаны с недостаточным старанием родителей в обучении ребенка. Причиной проблемы может стать и нехватка общения. Только от родителей зависит, насколько правильно будет идти развитие маленького человека. Дайте ему столько тепла, знаний и навыков, сколько могут дать любящие и заботливые мама и папа.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник