Развитие произвольного внимания у ребенка

Произвольное внимание – это процесс сосредоточения внимания на определенном объекте с применением волевых усилий. Уже из определения понятно, что для дошкольника это очень непростая задача, требующая значительного напряжения. Произвольное внимание задействует волевую сферу, которая в данном возрасте еще только складывается. Однако все школьное обучение строится на произвольности познавательных процессов. Поэтому произвольное внимание необходимо развивать, начиная с дошкольного возраста.
Произвольное внимание в познавательной сфере ребенка
Внимание ребенка, как правило, выхватывает из окружающей среды самые яркие, звонкие или особенные иными приметами объекты. Они вызывают интерес, притягивают ребенка, как магнит. В подобных условиях никаких волевых усилий не требуется. Поэтому у детей преобладает именно этот вид внимания, отличающийся непреднамеренностью, и который называется непроизвольное внимание.
Такой же характеристикой обладают и другие познавательные процессы в дошкольном возрасте. Дети непроизвольно воспринимают, запоминают, улавливают основные признаки и взаимосвязи предметов, благодаря чему накапливают большой объем необходимых для жизни знаний. Мячик их заинтересует своей прыгучестью, колокольчик – перезвоном, апельсин запомнится благодаря яркому цвету.
Но непреднамеренного внимания недостаточно, чтобы полноценно осваивать окружающий мир, обучаться новым навыкам и включаться в социальные отношения.
Например, игровая деятельность является свободной и непроизвольной – дошкольник играет тогда, когда хочет играть, и занимается этим ровно столько, сколько ему интересно. А вот такому важнейшему действию, как чистка зубов, ребенок научится только в том случае, если взрослый не просто будет показывать малышу каждое движение, но и поможет ему удерживать в поле внимания последовательность и правильность выполнения шагов этой гигиенической процедуры.
То есть, произвольное внимание призвано помочь ребенку выполнять определенную работу – возможно, не всегда интересную. Или научиться новому, или освоить правила общения, или проверить результат своей продуктивной деятельности и пр.
Чем взрослее становится дошкольник, тем чаще от него ожидают произвольного внимания. Освоить счет, выучить буквы, запомнить стишок, пересказать сказку, научиться читать – все перечисленные и множество других занятий опираются на произвольные усилия. Познавательная сфера ребенка к концу дошкольного возраста качественно меняется, благодаря развитию произвольности.
Длительное поддержание активного внимания является непременным условием формирования готовности к обучению в школе. Поэтому так важно систематически работать над развитием произвольности внимания, чтобы ребенок постепенно привыкал управлять данной психической функцией.
Признаки произвольного внимания
Развитие произвольного внимания тесно связано со становлением волевого действия. Например, дошкольник увлеченно смотрит мультик и хотел бы продлить это занятие как угодно долго. Но звучит строгое распоряжение мамы, что нужно собрать игрушки, а затем пора спать. Каким бы сложным ни был переход от просмотра мультфильма до складывания игрушек (часто со слезами и капризами), однако ребенку приходится перенаправить свое внимание. Без волевых усилий здесь никак не обойтись.
Проявляет ли малыш в таких ситуациях произвольность? Или под давлением родителей автоматически выполняет действия?
На практике наблюдается как первый, так и второй вариант. Вполне может иметь место ситуация, когда плачущий ребенок сбрасывает свои игрушки в соответствующую коробку, нисколько не сосредотачиваясь на процессе. Но часто родители наблюдают и благополучный вариант, когда их дети без капризов принимаются аккуратно раскладывать все по своим местам.
Напрашивается потребность выделить некоторые знаковые признаки, которые свидетельствовали бы о проявлении произвольности. Можно говорить о формировании произвольного внимания, если ребенок проявляет следующие умения:
- Воспринимает словесную инструкцию (слушает и понимает, что ему нужно сделать);
- Следует инструкции или показанному алгоритму на протяжении определенного времени;
- Пытается проконтролировать свои действия или результат.
Чтобы несколько раскрыть содержание перечисленных признаков, рассмотрим, какую значимую роль играет речь для становления волевого внимания.
Речь как главное средство развития произвольного внимания
Слово выступает средством организации внимания. Дошкольник выслушивает просьбу или инструкцию взрослого и выполняет соответствующие действия. В данном случае стопроцентно задействуется именно произвольная функция внимания. В первую очередь ребенку приходится прислушаться к тому, что ему говорят, а затем перенаправить внимание непосредственно на действия и объекты («принеси синюю чашку», «сначала расставь большие кубики, а на них – поменьше» и т.п.).
Речь – самое действенное средство, направляющее внимание дошкольника. В младшем дошкольном возрасте слова, которые произносит взрослый, по сути, служат инструкцией ребенку, куда нужно посмотреть, к чему прислушаться, как повернуться и пр. И на первых порах они имеют простейшие формы: «смотри, как я делаю», «возьми зеленые кружочки», «потрогай, какие колючие иголки у елочки».
Но с каждым годом дошкольник все больше может охватывать вниманием. Поэтому ему посильны для усвоения многошаговые инструкции и распоряжения. Например, воспитатель обучает ребенка рисованию акварелью: «Каждый раз окунай кисточку в воду, а затем в краску – так краска будет лучше ложиться на лист. И обязательно нужно вымыть кисть перед тем, как использовать краску другого цвета.» Это уже алгоритм, который следует использовать постоянно при рисовании. И ребенок с этим справляется.
Чем полнее дошкольник сам осваивает речь, тем больше расширяются его возможности волевого выбора объектов, которым он по очереди будет уделять внимание. Многие дети охотно проговаривают, как они сначала сделают одно, затем посмотрят другое и т.д. Это значит, что они самостоятельно используют слово для управления вниманием.
Взрослым следует побуждать ребенка к тому, чтобы он рассказывал, чем он занимается, что хочет нарисовать или построить. Такой простой метод позволит дошкольнику не отвлекаться и довести свое маленькое дело до конца.
Речевые навыки старших дошкольников позволяют им целенаправленно уделять пристальное внимание отдельным предметам и явлениям, а также сфере социальных отношений. Они задают вопросы взрослым, возможно, мимолетно заинтересовавшись чем-то. Однако полученный ответ может пробудить дальнейший интерес, и дошкольники сосредотачивают внимание, чтобы узнать еще больше.
Игры и упражнения на развитие произвольного внимания
Произвольное внимание в дошкольном возрасте не сформируется как неизбежный результат психического развития ребенка. Произвольность характеризуется проявлением усилий, которые необходимы дошкольнику, чтобы овладеть своим вниманием и направить его на заданные объекты.
Существенную помощь оказывает применение игровых методов, способствующих развитию системы произвольности – проявлять внимательность в нужный момент, быть способным на волевые усилия, уметь сдерживать и контролировать себя самостоятельно, достигать определенных целей.
Примеры игр для детей старшего дошкольного возраста
Игра 1. «Не зевай!»
Дети идут по кругу друг за дружкой. Ведущий подает сигнал «Стоп!», участники тут же останавливаются, трижды хлопают в ладоши и поворачиваются в противоположную сторону. Прозевавший команду, если таковой имеется, выбывает из игры. Все начинают движение в другую сторону. Направление меняется каждый раз после сигнала.
Игра 2. «Волшебное слово». Можно играть, как с 2-3 детьми, так и с группой.
Водящий объясняет участникам, что он будет показывать различные движения, а дети будут их повторять, но только в том случае, если прозвучит слово «Пожалуйста». В ином случае участники должны оставаться неподвижными. Тот, кто нарушил правило, становится водящим.
Игра 3. «Сова»
Один из дошкольников садится на стул – он будет играть роль совы. Ведущий произносит: «День!». Это значит, что «сова» должна закрыть глаза, а другие дети двигаются, как пожелают. Как только прозвучит команда «Ночь!», все активные участники замирают на месте, а сова открывает глаза, «летает» и ловит того, кто нарушил статичное положение. Этот игрок и становится «совой».
Игра 4. «Пишущая машинка» (для детей, умеющих читать)
Играющим вручаются большие буквы, вырезанные из картона. Каждый ребенок имеет только одну букву. Ведущий называет слово и пишет его на доске или демонстрирует на листе бумаги. Дети, с присвоенными им буквами, делают один хлопок ладошками в том порядке, в котором стоят буквы в слове. Когда слово «напечатано», все аплодируют. Рекомендуется использовать простые, хорошо знакомые детям слова: дом, кот, рука, стол, ложка, игра и пр.
Игра 5. «Внимательные соседи»
Дети выстраиваются в круг, а один из них выбирается водящим. Он спокойно ходит внутри круга, неожиданно останавливается напротив одного из играющих и произносит: «Руки!». Тот игрок, к которому обратился водящий, сохраняет свою позу, а его соседи должны поднять одну руку вверх – ту, которая ближе к игроку. Если кто-то ошибся, он становится водящим.
Подобные игры-упражнения держат внимание дошкольников в активном состоянии (больше игр). Они задействуют произвольные усилия, но благодаря развлекательно-игровой форме легко воспринимаются детьми и способствуют развитию направленности и устойчивости внимания.
Источник
Развитие произвольного внимания у дошкольников старшего возраста
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание не менее важно, чем учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Развитие внимания, памяти, мышления- это важная часть общего психического развития ребенка дошкольного возраста. Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающего мира. В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на предметы и явления, в этом случае организующее начало принадлежит речи.
Произвольное внимание — одна из важнейших характеристик познавательной деятельности детей. Наряду с мышлением, восприятием, памятью, воображением произвольное внимание является важнейшим приобретением личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Произвольное поведение можно сформировать путем целенаправленного развития волевой сферы. Под волей понимают стремления, желания, цели, решения человека, его сознательные целенаправленные действия, поступки, его настойчивость, решительность, выдержку и другие качества. Воля — один из способов сознательной регуляции деятельности, поведения, приобретенная человеком способность сознательно ставить перед собой цели, принимать решения и подчинять им свои действия и поступки.
Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.
У дошкольника возрастает устойчивость внимания, способность длительно заниматься определённым делом или определённым предметом. Дошкольники могут часами играть в какую-нибудь интересную игру, рисовать или конструировать.
Решающее значение в развитии непроизвольного внимания имеет организация воспитательной работы. Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая его активно отображать эту действительность в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, воспитатель вызывает интерес к новым предметам и явлениям, заставляет ребёнка непроизвольно сосредоточить на них своё внимание.
Если непроизвольное внимание достигает у детей дошкольного возраста высокой ступени развития, то внимание произвольное начинает у них ещё только формироваться.
Выполняя поручения взрослых, неся некоторые обязанности в детском саду и дома, принимая участие в коллективных играх, дошкольник всё чаще сталкивается с такими условиями, где приходится обращать внимание на то, что необходимо для осуществления намеченного задания, что соответствует словесным указаниям взрослого или требованиям детского коллектива. Таким образом, новые жизненные условия, специально организуемые родителями и воспитателями, приводят к формированию произвольного внимания.
Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача – продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.
Развитие произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности как игры по правилам, конструирование и т. п., и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. Особую роль в формировании произвольного внимания играют игры с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.
На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Считается, что свое поведение дошкольники подчиняют не слову, а ситуативным обстоятельствам. Т.е. для того, чтобы ребенок в своих действиях руководствовался словесной инструкцией, необходимо создать специальные условия. Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним из главных средств управления вниманием – умением словесно сформулировать то, на что он будет ориентироваться. На протяжении дошкольного возраста использование ребенком речи для организации собственного внимания резко возрастает. Выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.
Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. Произвольное внимание при этом переходит в послепроизвольное, в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным – отсутствием усилий для его сохранения.
В старшем дошкольном возрасте развиваются и свойства внимания.
Объем внимания – это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, “схватить” с одинаковой ясностью.
Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади. Например, если ребенку предъявляется две сходные картинки, то происходит “спутывание” воспринимаемых объектов.
К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание детей. Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте – внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать иное. Его все больше интересует сам человек, его деятельность, а не столько внешне яркие, необычные предметы. В облике человека, его поведении, одежде ребенок замечает детали.
Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.
Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 – 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.
Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать.
Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.
Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.
Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность. Чаще всего это бывает у очень впечатлительных, глубоко увлеченных, а иногда и творческих детей. Находясь под впечатлением от интересного занятия, сказки, фильма, ребенок может надолго оказаться “в плену” у этих воспоминаний. Возникшие в сознании яркие образы, пережитые им сильные эмоции, чувства властно захватывают доминантное положение и не могут сразу исчезнуть и уступить место другим. Дошкольник не может переключить свое внимание на другие занятия, становится невнимательным ко всему, кроме этих доминантных впечатлений. Рассеянность такого рода часто встречается у крупных ученых, которые постоянно забывают о малозначащих для них мелочах жизни, потому что поглощены своими мыслями.
Источник