Развитие привязанности у ребенка

Развитие привязанности у ребенка thumbnail

ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ
О ПРИВЯЗАННОСТИ
Несмотря на доступность информации о всевозможных методиках воспитания детей, многие современные родители не могут найти способ выстроить здоровые отношения со своими отпрысками. В чем же причина? Почему иногда так сложно понять ребенка и стать для него настоящим авторитетом?

????Что такое привязанность?

Проблема возможно заключается как раз в доступности информации. Неумелое применение психологических методик привело к тому, что родительство перестает быть естественным. Возникает нарушение привязанности – единственного механизма, позволяющего взрослому легко влиять на ребенка.

Привязанность – это психологическая и эмоциональная близость, которая возникает у ребенка с родителем. Точнее, с тем человеком, который о нем заботится с самого раннего возраста. Она является базовой потребностью всех млекопитающих.

Термин был впервые сформулирован Джоном Боулби в середине двадцатого века. Позже Гордон Ньюфелд развил Теорию Привязанности, объединив в своем подходе всю совокупность человеческих знаний о самом себе. Теория включает в себя элементы психологии, нейрофизиологии, философии и других областей знаний.

☝Родителям важно понять, что привязанность во многом определяет будущее вашего ребенка. От нее зависит его характер, эмоциональная стабильность, способность выходить из психотравмирующих ситуаций, взаимоотношения с партнером и детьми, коллегами и так далее. Более того, нарушения привязанности в детстве во взрослом возрасте могут привести даже к серьезным нарушениям пищевого поведения.

Привязанность формируется в самом раннем возрасте, в младенчестве. Как правило, она направлена именно на мать – человека, который заботится и большую часть времени проводит рядом. Но это может быть и другой взрослый. Причем даже не очень чуткий и внимательный к ребенку. Привязанность все равно возникнет. У такого взрослого малыш ищет защиты в периоды тревожности и стресса.

В румынских и американских детских домах были проведены исследования, наглядно показывающие, насколько сильно отсутствие привязанности влияет на развитие ребенка. Малышам давали все необходимое: еду, тепло, гигиенически процедуры и т.д. Но не давали телесного контакта, ласки. Их просто никогда не брали на руки без острой необходимости. Результаты исследований оказались впечатляющими: детская смертность в таких условиях была выше на 70-90%. Когда же деток стали просто брать на руки, смертность резко снизилась.

Привязанность формируется в самом раннем возрасте ????, в младенчестве. Как правило, она направлена именно на мать – человека, который заботится и большую часть времени проводит рядом.

Почему нарушения привязанности возникают в благополучных семьях?

Некоторые популярные методики воспитания как будто специально направлены на то, чтобы разобщить родителей и детей. Ведь молодым человеком, не имеющим стойких привязанностей, значительно легче манипулировать. Он внушаем.

Такой подход, как правило, объясняется попыткой привить ребенку самостоятельность:

· «Не кладите малыша спасть с собой. Привыкнет, потом не отучите».

· «Не бегите к ребенку по первому зову, пусть успокаивается сам, учится самостоятельно засыпать».

· «Не поддавайтесь на капризы, иначе ребенок будет манипулировать вами».

Все эти утверждения звучат вполне здраво, если не понимать, что для малыша такое показное безразличие взрослого – почти пытка. Таким образом вы сильно травмируете его, не давая уверенности в безусловной любви. А ведь для психологического равновесия малышу необходимо точно знать, что в стрессовой ситуации его всегда приласкают, успокоят, примут любым. Такой подход не прививает самостоятельность. Он ведет к увеличению тревожности, беспокойства, нервозности. В отдаленной перспективе такой ребенок не будет испытывать доверия к миру, что значительно ухудшит качество его взрослой жизни.

☝Обязательная и моментальная реакция взрослых на крик малыша говорит ему о доброжелательности окружающего мира. Более того, это дает ему глубинную уверенность в себе. Уверенность в том, что он безусловно достоин внимания, заботы и любви.

Для психологического равновесия малышу необходимо точно знать, что в стрессовой ситуации его всегда приласкают, успокоят, примут любым

Отсутствие привязанности: последствия

Современная нейробиология утверждает, что человек рождается с уже заложенной мотивационной системой. При этом основная цель воспитания: научить ребенка подчинять инстинкты и импульсы, входящие в эту систему, намерениям. Это развивает цивилизованное поведение.

При этом взрослый, к которому существует устойчивая привязанность, представляет собой базу, опору, оплот спокойствия и уверенности. Только в таких обстоятельствах у малыша будет достаточно энергии и любознательности, чтобы активно взаимодействовать с окружающим миром. Только зная, что в любой момент можно вернуться под надежную защиту взрослого, он не будет испытывать стресса, общаясь с другими людьми, познавая мир.

Только наличие надежного фундамента в виде безусловно поддерживающего взрослого позволяет ребенку развивать в себе целеустремленность, независимость, уважение к окружающим. Если же такой опоры нет, малыш проявляет признаки неуверенности в себе и в доброжелательности окружающего мира:

· пытается контролировать и воспитывать родителей;

· критикует и громогласно требует;

· отказывается есть то, что поставили на стол;

· всячески, порой абсурдно, проявляет независимость.

????Еще одним последствием отсутствия привязанности между детьми и родителями является постоянный поиск авторитета, как правило, в ровесниках или кумирах. Появляется подражание во всем: одежде, поведении, мировоззрении. Любой ребенок ежедневно вынужден делать выбор между мнением родителей и других людей. При отсутствии привязанности он скорее выберет посторонних.

☝Главная опасность здесь заключается в том, что семья теряет возможность прививать ребенку свои ценности и культуру. Ребенок теряет внутренний стержень и легко поддается технологиям внушения, которые зачастую искажают смысл понятий и навязывают нужную кому-то точку зрения.

Только наличие надежного фундамента в виде безусловно поддерживающего взрослого позволяет ребенку развивать в себе целеустремленность, независимость, уважение к окружающим.

Как этого избежать

Чтобы избежать столь неприятных последствий, нужно уделять максимум внимания ребенку с младенчества.

В самом раннем возрасте очень важен физический контакт. Старайтесь как можно чаще носить ребенка на руках или в слинге. Укладывайте в свою кровать, если он не хочет спать один. Не оставляйте надолго. Способствует близости и кормление грудью. При этом родительство не должно быть жертвенным. Выберите стиль поведения, который будет комфортен и для вас.

Читайте также:  Основные движущие силы развития личности ребенка

В более старшем возрасте нужно выполнять роль садовника, который создает для растения наиболее благоприятные условия. Постарайтесь понять, что нужно вашему ребенку в данный период времени и дайте ему это. Но не давите. Ведь бесполезно заставлять растение развиваться, можно только помочь ему в этом.

Даже когда ребенок подрастет, взаимоотношения с родителями должны оставаться прочными и доверительными. Только так вы сможете поддерживать в нем здоровое эмоциональное состояние и заложить основу для полноценного развития личностного потенциала. Полноценная привязанность к взрослому даст ребенку уверенность в доброжелательности внешнего мира, чувство защищенности и собственной значимости.

Задача родителей ????– создать для ребенка наиболее благоприятные для развития условия, стать фундаментом, на котором он будет строить свою жизнь. Но выстраивать он должен самостоятельно: играя, общаясь с теми, кто ему приятен.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

(Что такое привязанность, расстройства привязанности.

Приемы формирования привязанности и терапия расстройств)

В 80-х гг. прошлого века в США и Канаде среди лиц, занимающихся проблемами устройства осиротевших детей в семьи, довольно популярным стал термин “расстройство чувства привязанности (нарушение привязанности)”. Этот термин пришел из так называемой психологии привязанности – направления, разработанного Мэри Эйсворт и Джоном Боулби в середине прошлого века.

Этим явлением ученые объясняли многие трудности, возникающие в семьях, которые усыновили или взяли на воспитание в семью детей старше 3-х лет. Наиболее радикальные психоаналитики и психологи считают, что если у ребенка в раннем возрасте не сформировано чувство привязанности, то от него невозможно добиться ни ответной любви, ни нормального уровня интеллектуального и эмоционального развития. Позиция других представителей, к числу которых относятся многие российские психологи, отличается от радикальной. Здесь превалирует оптимизм и вера в потенциальные возможности растущего организма, вера в силу воспитания и обучения, вера в то, что целенаправленная работа и любовь к ребенку помогут добиться взаимной привязанности и избежать негативных последствий в развитии личности ребенка.

Мы надеемся, что этот материал поможет будущим и уже состоявшимся приемным родителям разобраться в этой проблеме.

Итак, что же такое привязанность? Чтобы понять это, приведем наиболее типичную жалобу. Родители девочки, удочеренной из детского дома, поначалу решили, что восьмилетняя девочка достаточно легко адаптировалась к новой жизни. Она была мила со всеми членами новой семьи, ласково целовала родственников при встрече и обнимала их при расставании. Однако вскоре усыновители поняли, что точно также она ведет себя и с незнакомыми людьми. Они были обеспокоены этим открытием и очень обижены тем, что дочь оказывает одинаковые знаки внимания им, ее приемным родителям, и совершенно посторонним людям. Еще одним неприятным для них моментом стало то, что девочка совершенно не расстраивается, когда родители уходят, и может легко остаться с любым мало знакомым человеком. На консультации у психолога они узнали, что у ребенка не сформировано чувство привязанности.

Почему взрослых так пугает, когда ребенок не разделяет своих и чужих и радостно называет любую женщину мамой? Охотно дает руку любому чужому взрослому на улице и готов идти с ним куда угодно? Что это значит для ребенка – чувство привязанности?

Особенно важными все эти вопросы становятся при усыновлении или взятии под опеку, когда мы имеем, с одной стороны, взрослых, которые представляют некую идеализированную картинку отношений между детьми и родителями, и, конечно же, им хочется достигнуть ее прямо сейчас. А, с другой стороны, мы имеем ребенка с прежним жизненным опытом, накладывающим определенный отпечаток на его сегодняшнее поведение, чувства, эмоции, отношения со взрослыми. И это вызывает тревогу.

Привязанность – это взаимный процесс образования эмоциональной связи между людьми, которая сохраняется неопределенное время, даже, если эти люди разделены. Взрослым нравится испытывать чувство привязанности, но они могут прожить и без него. Детям же испытывать чувство привязанности необходимо. Они не могут полноценно развиваться без чувства привязанности к взрослому, т.к. от этого зависит их чувство безопасности, их восприятие мира, их развитие. Здоровая привязанность способствует развитию у ребенка совести, логического мышления, способности контролировать эмоциональные вспышки, испытывать самоуважение, умения понимать собственные чувства и чувства других людей, а также помогает находить общий язык с другими людьми. Позитивная привязанность также помогает снизить риск задержки в развитии.

Нарушение привязанности может оказать влияние не только на социальные контакты ребенка – развитие совести, чувства собственного достоинства, способности к эмпатии (то есть способности понимать чувства других людей, сочувствовать другим), но может вносить свой вклад и в задержку эмоционального, социального, физического и умственного развития ребенка.

Чувство привязанности является важной частью жизни замещающей семьи. Развитие этого чувства может помочь детям или подросткам построить или восстановить отношения со своей кровной семьей (родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, родственниками), что очень важно для воссоединения с нею. Если же известно, что кровная семья не может или не хочет заботиться о ребенке, и ребенок должен быть усыновлен, важно развивать чувство здоровой привязанности, чтобы, во-первых, успешно справляться с последствиями расставания с кровной семьей, и, во-вторых, чтобы детство было счастливым настолько, насколько это возможно.

Формирование привязанности у детей

Чувство привязанности не является врожденным, это приобретенное качество и присуще оно не только людям. Применительно к животному миру это свойство называют “импринтинг” – запечатление. Вероятно вам доводилось слышать о том, что цыплята считают своей матерью утку, которая их высидела и которую они увидели первой, или щенята считают своей мамой кошку, которая их впервые накормила собственным молоком. Поскольку у младенца, от которого отказалась родная мать, она не запечатлелась в мозгу, а кормили его совершенно разные люди, даже не беря на руки, то у него не устанавливается постоянной связи с конкретным человеком, поэтому и говорят, что у таких детей нарушено формирование чувства привязанности (расстройство чувства привязанности).

Читайте также:  Таблица развитие ребенка по месяцам до 2 лет

Формирование привязанности в пределах нормы можно упрощенно описать с помощью следующего механизма: когда грудной ребенок чувствует голод, он начинает плакать, поскольку это причиняет ему дискомфорт, а иногда и физическую боль, родители понимают, что вероятнее всего ребенок голоден и кормят его. Таким же образом удовлетворяются и другие потребности ребенка: в сухих пеленках, тепле, общении. По мере удовлетворения потребностей у ребенка возникает доверие к человеку, который заботится о нем. Таким образом формируется привязанность.

Начало привязанности закладывается по мере развития у ребенка реакций на окружающих его людей. Так, около 3 месяцев у ребенка возникает “комплекс оживления” (он начинает при виде взрослого улыбаться, активно двигать руками и ногами, выражать звуками радость, тянуться к взрослому). Примерно в 6-8 месяцев ребенок начинает уверенно отличать членов семьи, которых видит часто, от чужих людей. В этом возрасте он сильно привязан к матери, может не узнать бабушек и дедушек, если редко их видит. Учится показывать родителей в ответ на вопросы “где мама?”, “где папа?”. В 10-12 месяцев начинается формирование речи – сначала отдельные слова, затем формируется фразовая речь. Как правило, в этом возрасте ребенок начинает говорить со слов “мама”, “папа”, учится называть свое имя. Потом к ним добавляются значимые глаголы “пить”, “дай”, “играть” и т.д. Примерно в возрасте 1,5 лет второй раз возникает страх чужих.

Формирование детско-родительской привязанности, стадии развития

  • Стадия недифференцированных привязанностей (1,5 – 6 мес.) – когда младенцы выделяют мать, но успокаиваются, если их берет на руки другой взрослый. Эту стадию также называют стадией начальной ориентировки и неизбирательной адресации сигналов любому лицу – ребенок следит глазами, цепляется и улыбается любому человеку.
  • Стадия специфических привязанностей (7 – 9 мес.) – для этой стадии характерно формирование и закрепление сформированной первичной привязанности к матери (ребенок протестует, если его разделяют с матерью, беспокойно ведет себя в присутствии незнакомых лиц).
  • Стадия множественных привязанностей (11 – 18 мес.) – когда ребенок на основании первичной привязанности к матери начинает проявлять избирательную привязанность по отношению к другим близким людям, однако использует мать в качестве “надежной базы” для своих исследовательских действий. Это очень заметно, когда ребенок начинает ходить или ползать, т.е. становится способен к самостоятельному передвижению. Если понаблюдать за поведением ребенка в этот момент, то важно, что его движение происходит по достаточно сложной траектории, он постоянно возвращается к матери, и, если кто-то заслоняет ему мать обязательно перемещается так, чтобы видеть ее.

На рисунке показана схема движения ребенка, когда он постепенно отходит все дальше и дальше от матери, постоянно возвращаясь к ней, пытаясь, таким образом, добраться до предмета, заинтересовавшего его (1). Потом, достигнув игрушки, ребенок играет (2), но как только кто-то или что-то загораживает от него мать, он сдвигается так, чтобы видеть ее (3).

К 2 годам ребенок, как правило, четко дифференцирует своих и чужих. Узнает родственников на фото, даже, если он не видел их какое-то время. При должном уровне развития речи может рассказать, кто есть кто в семье.

При адекватном развитии и нормальной обстановке в семье готов к общению с окружающим миром, открыт для новых знакомств. С удовольствием знакомится на площадке с детьми и пытается играть с ними.

Чем же может помочь родителям знание этих возрастных норм и особенностей? Знакомясь с историей жизни ребенка, важно сопоставить возраст, в котором ребенок попадает в детское учреждение с приведенными нормами. Например, если ребенку около 9 месяцев и до этого ребенок жил в более-менее благоприятных условиях, не испытывал эмоционального отвержения со стороны матери, то очень вероятно, что попадание в детский дом явится для него сильнейшей травмой, и формирование новых привязанностей будет затруднено. С другой стороны, если ребенок попадает в детское учреждение в возрасте 1,5 – 2 месяцев и с ним там общаются постоянная нянечка или воспитатель, которые удовлетворяют основные потребности ребенка в эмоциональном контакте, то при усыновлении его в возрасте до 5-6 месяцев привыкание его к приемной семье будет достаточно простым и формирование привязанностей, вероятно, не будет значительно осложнено.

Понятно, что эти примеры являются условными, и в реальности на формирование привязанности ребенка оказывает влияние и возраст ребенка, и время его определения в детское учреждение, и условия содержания в детском доме, и особенности семейной ситуации (если он жил в семье), и особенности темперамента ребенка, и наличие каких-либо органических нарушений.

“Конференция опекунов и усыновителей “Приемный ребёнок”

Источник

По каким внешним признакам можно определить здоровое формирование привязанности у малыша до 1 года? Почему исчезает эта тайная опора и как сохранить привязанность? Об этом рассказала врач-педиатр Екатерина Гордеева.

Здоровый  ребенок с хорошей привязанностью к маме спокоен.

Он просыпается без слез и улыбается. В норме его внимание распределено равномерно между своим внутренним миром и окружающей средой. Это выглядит так, что он погружен в собственные ощущения от тела, осваивает свои непроизвольные движения и старается повторить их произвольно, когда лежит один. 

Ребенок может лежать примерно 10–15 минут в кроватке один и заниматься игрушками и собой  при условии, что видит или слышит маму в комнате.

Читайте также:  Значение двигательной активности в физическом развитии ребенка

Когда мама подходит, спокойно переводит внимание на нее. Мама у него в приоритете.

На руках он удобно устраивается и смотрит в глаза. Улыбается, видя мамино лицо, и повторяет мимику. У него нет потребности быть на руках все время бодрствования. 

Грудное вскармливание проходит в пределах сорока минут, ребенок почти не сосет грудь как пустышку для успокоения за исключением ситуаций, когда он расстроен происходящим извне. 

Процесс исчезновения привязанности иногда запускается незаметно. Первые симптомы мамы зачастую не замечают, принимая эти небольшие смещения в поведении за норму у грудных детей.

Первая стадия — «Смещение внимания вовне».

«С моей мамой что-то не так. Мне неинтересно заниматься собой, потому что надо наладить связь с мамой, я справлюсь!»

Внимание малыша сосредоточено на происходящем вовне. Он отслеживает маму глазами и начинает плакать, если его не берут на руки тут же. Играть продолжительное время он может только в присутствии мамы. 

Предпочитает быть на руках все время бодрствования и сна.

Просыпается, как правило, с плачем, засыпает дольше и на руках, чутко реагируя активацией  на попытки перекладывания в кровать. Он ловит глазами мамин взгляд и улыбается, когда это получается. 

Маленький человек не теряет надежды на восстановление или установление связи. Он задействует творчество для привлечения внимания к себе. Ищет способы найти или сохранить контакт, поэтому грудное вскармливание занимает дольше времени. Ребенок долго сосет грудь и продолжает искать сосок после насыщения, успокаивая себя сосанием и радуясь контакту  с мамой. Сосет пустышку или пальцы практически все время бодрствования.

Вторая стадия — «Постоянный плач». 

«Моя мама никак не замечает меня! Это невыносимо!» 

Если внимания мамы заполучить не удается, привязанность пропадает, и отчаяние о ее потере начинает выливаться слезами. Это ситуация сильного стресса для малыша, когда мама его игнорирует. Ребенок играет изредка и очень непродолжительное время только вместе с мамой. Он плохо засыпает, спит короткими промежутками на руках, после того как наплакался. Просыпается на кормление и весь период бодрствования находится на руках, постоянно хнычет, если его пытаются положить.  

Из-за стресса присоединяются проблемы с пищеварением, потому что желудочно-кишечный тракт может работать хорошо только в спокойном состоянии. 

К вечеру могут быть сильные колики и проблемы со стулом. Кормление протекает нервно, малыш может прерываться, чтобы поплакать, мотать головой, оттягивать сосок, выгибаться. Засыпать на груди через 5–10 минут после прикладывания. 

Присоединяется неврологическая симптоматика. Малышу становится неудобно на руках. Кулачки сжаты, практически никогда не улыбается, редко смотрит в глаза. 

На этой стадии, как правило, мамы несут ребенка на прием неврологу, и он находит гипертонус и синдром возбуждения, синдром вегетативных дисфункций и прочее. Педиатры начинают лечить колики исключением всего из рациона мамы и прочим по списку вплоть до дисбактериоза.

Начинаются проблемы с кожей.

Мамы жалуются, что у них капризный беспокойный малыш. Пробуют купать в соли или травах, добавляют бассейн, расслабляющие массажи. Продолжают заниматься физическим здоровьем ребенка.

Третья стадия — «Апатия».

«Я не справился… я один». 

Потеря привязанности состоялась и проплакана. Стресс переходит в хроническую стадию. Ребенок становится тихим. Он почти не смотрит в глаза. Он уходит в себя и пребывает там дольше, чем во вне. Неохотно выходит на общение. Потихоньку вновь интересуется миром. Играет в любимые привычные игрушки, сложно принимая новые. Начинает потихоньку отставать в развитии. На этом этапе может наладиться сон и пищеварение. Аппетит может стать чрезмерным или, наоборот, плохим. Ребенок может оставаться послушным и удобным внешне. Почти не улыбается взрослым. 

Кожные проблемы тоже проходят, но иногда наоборот усугубляются. Это ребенок «со слабенькой батарейкой» — быстро устает, часто переутомляется, плачет во сне. 

Как остановить потерю привязанности?

Представьте, что вы пришли на свидание и вам были безусловно рады. Вы хотите познакомиться поближе. Вы спокойны и улыбаетесь партнеру. Он проявляет свою заботу о вас: приводит в ресторан и заказывает вам еду, вы рады, но он не смотрит на вас и не слушает, а смотрит в телефон. Вы зовете его, он вскидывает взгляд, зовет официанта и говорит: «Еще ей еды принесите» / «Покажите ей, где уборная» / «Сделайте потеплее кондиционер, она простудится…» И снова уходит в телефон. 

Вы в бешенстве! Вы громко настаиваете на возвращении внимания, но в этом случае он звонит своему психотерапевту, а потом и неврологу и советуется при вас, как вам помочь. Вам вскоре приносят успокоительное и начинают делать массаж против вашей воли. После этого вы понимаете, что партнер не собирается с вами общаться, встаете, берете свою сумочку и уходите. Этот человек навсегда вышел из доверия. 

Ситуация усугубляется, если вы этого человека все равно очень любите и никуда не можете уйти…

Вы в маленьком теле, которое вас не слушается, вы не знаете, как сказать о себе. Вы зависимы от заботы, но ее отчаянно мало для спокойствия и счастья. Счастья быть понятым любимым человеком.

Сюжет для фильма ужасов, согласны?

Корень проблемы лежит в качестве уделяемого внимания. Если мама избегает общения с ребенком по каким-то своим причинам и обращает внимание, например, только на его физические параметры: вес, рост, количество еды и цвет стула, навыки и т д., привязанность потихоньку исчезает. 

Ребенку очень важно, чтобы вам было интересно общаться с ним. Чтобы вы смотрели ему в глаза, радовались ему, гладили, целовали, понимали и прислушивались к реакциям на мир. Разговаривали обо всем, хоть он и не может пока ответить.

Екатерина Гордеева

Источник