Развитие правой руки у ребенка

Развитие правой руки у ребенка thumbnail

07 июня 2018

Аверьянова Света

Развитие правой руки у ребенка

Дети-левши обладают отличным музыкальным слухом, проявляют уникальные способности к решению нестандартных задач, тянутся к разным видам изобразительного искусства, но развитие речи иногда задерживается. Родители опасаются, не опасно ли быть левшой в современном мире, не скажется ли это на обучении в садике и школе.

Даже в наш прогрессивный век письмо левой рукой все еще вызывает эмоциональный отклик в обществе. Как поступать родителям с необычным ребенком, нужно ли переучивать левшу и чего с ним делать нельзя? На эти вопросы наука давно нашла ответы.

Причины рождения левшей

От 7 до 17% населения – левши. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным. И в этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди.

Это интересно! Феномен встречается и у других видов. Собаки-левши, например, с бОльшим удовольствием осваивают цирковые трюки и поисковую работу, нежели общий курс дрессировки.

За латеральность отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест-на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие. Отсюда и синоним – правополушарность.

Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда как преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.

От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили. Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:

  • До рождения: генетический фактор.

    Правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша.

  • При рождении: травматический фактор. Компенсация последствий левополушарных родовых травм приводит к активному развитию правой стороны.
  • После рождения: фактор среды. Здесь могут быть подражание, вынужденность, переученность, травмы правой руки.

Левшество и леворукость

Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.

Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.

Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.

Это интересно! Предпочтение правой или левой руки для письма – не абсолютный признак. Писать правополушарный человек может и правой рукой, а вот для других видов деятельности выбирает именно левую.

Как определить левша или правша ребенок

руки

Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями.

Этот феномен носит имя амбидекстрия.

Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.

Но как определить, какая рука у малыша ведущая? Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:

  • перемещает подвижную игрушку;
  • складывает пирамидку;
  • указывает на что-то;
  • собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
  • держит столовый прибор;
  • чистит зубы;
  • откручивает крышечки;
  • подметает или вытирает поверхность;
  • расчесывается;
  • рисует и пишет.

Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.

Для справки! Доктор Комаровский советует тестировать левшество по признакам левоногости, функциям зрения и слуха. Скрытого левшу помогают выявить функциональные пробы.

как определить

Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:

  • Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
  • Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
  • Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение.
  • Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче.

    Способы решения задач незаурядны.

  • Хороший слух, близкий к абсолютному. Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
  • Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх — низ».
  • Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
  • Эмоциональность выше и развивается активнее.

Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга. Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:

  • подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
  • выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
  • стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
  • значительное отставание в развитии речи и психических функций;
  • различные формы дислексии у детей старше 4 лет.

Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.

Нужно ли переучивать

Окружающие всегда задевают главный родительский нерв: надо во что бы то ни стало учить ребенка писать правой рукой! Будет ли ребенку удобно жить в мире правшей, зависит от того, как родители отнесутся к нормальной особенности своего чада.

Нет ничего дурного в том, чтобы держать столовые приборы или письменные принадлежности в другой руке.

Если ребенок вырастет с уверенностью, что он такой же, как все, у него не возникнет трудностей в спорте, быту или вождении автомобиля. Он не будет испытывать дискомфорт от того, что кушает или пишет левой рукой.

Важно! Современный взгляд на леворукость таков: если начать переучивать истинного левшу, то это нарушит психологическое равновесие ребенка.

Давление праворуких правил требует от ребенка больших психических сил, которые он мог бы потратить более эффективно — на адаптацию к окружающему миру.

Читайте также:  Развитие и воспитание недоношенного ребенка

Важно последовательно формировать у ребенка уверенность в себе. Он не должен стесняться своей уникальности. Помогите ему осознать возможности и полностью приспособиться к жизни. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается со скрипом.

В большинстве случаев природа мудрее, и переучивать левшу как минимум некорректно:

  1. Организм генетического левши изначально устроен так, чтобы работать зеркально. Переучивание приведет к появлению неврозов и навязчивых состояний у ребенка, который и без того живет по не совсем обычным правилам.
  2. Переучивание компенсаторного левши – вторжение в естественный процесс реабилитации и адаптации психики и физиологии маленького человечка, который родился генетически праворуким. Он вынужден прикладывать усилия, чтобы достичь комфорта после травмы. Зачем же идти против этого?

Восстановление функций левой части мозга в случае травмы требует не перекладывания карандаша в другую руку, а целого комплекса мероприятий.

Если генетически праворукий ребенок стремится действовать левой рукой и успешен в этом, пусть действует. Такая тренировка помогает открывать небывалые возможности мозга. Левополушарные дети, владеющие левой рукой, более успешны в спорте и школьном обучении, их умственные и физические способности универсальны.

Последствиями переучивания левши могут быть:

  • невротического характера энурез;
  • двигательные расстройства;
  • нарушения сна;
  • утомляемость;
  • тики;
  • сбои аппетита и пищеварения;
  • заикание;
  • низкая адаптация;
  • нарушения внимания и памяти;
  • снижение воли;
  • колебания веса;
  • головокружения и боль;
  • нарушения эмоциональности.

Это лишь часть возможных последствий того, что родители и педагоги попытаются подогнать ребенка-левшу под общепринятые стандарты. А, как оказывается, этого делать нельзя, так как переученный ребёнок более подвержен развитию разных патологий. 

Посмотрите сюжет, в котором подробно и интересно рассказывается об особенностях развития ребенка-левши.

Особенности воспитания

Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:

  • Предупреждать об особенности всех специалистов, работающих с малышом. Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не подчёркивая особенностей малыша и не выделяя его в коллективе.
  • Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка.
  • Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму. Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой.
  • Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения. Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.
  • Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.

Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:

  • указаний на леворукость в негативном смысле;
  • упреков в ленивости и медлительности;
  • выражения гнева;
  • крика, замечаний, наказаний, нотаций.

Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.

Обучение письму и чтению

В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником.

На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.

Важно! Не следует отдавать ребенка в спецгруппу или водить на индивидуальные занятия. Самый важный навык – умение общаться и учиться с праворукими детьми на равных, а вовсе не красиво писать.

  • Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону.
  • При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон, прерывистое начертание знаков, искажение почерка.
  • Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования.
  • Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы.
  • Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма.

При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.

Развитие двигательных навыков

Как и в овладении чтением, лучше разбить двигательный навык на последовательность простых действий. Когда каждое из них будет освоено, останется лишь соединить их. Начните с освоения бытовых навыков, например ножниц. В спортивных тренировках можно использовать наглядные изображения, последовательные фото, видеоролики.

творчество

Развитие творческих способностей

При всей креативности мышления левшам не хватает умения прорабатывать детали. Они склонны воспринимать цельный образ или выхватывать какую-то значимую часть из контекста. Типичная поделка из пластилина у такого ребенка обладает очень простыми формами, но очень ярким характером.

Неправильно было бы говорить малышу, что его творчество какое-то не такое. Он — художник, он так видит. Но вот подводить научную основу под живопись или архитектуру — необходимо.

Советы родителям

Не стремитесь считать чадо особенным. Не сравнивайте его с другими. Гораздо лучше, если дошкольник будет здраво относиться к своим характеристикам и научится адекватно оценивать прогресс в учении. Как этого добиться:

  • дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его;
  • сравнивать не с другими, а с ним самим в прошлом: что стало лучше;
  • разъяснять преимущества и недостатки владения правой или левой рукой;
  • упражнять навыки мелкой и крупной моторики, развивать личные способности и таланты, а не пытаться «догнать» правшей;
  • обучать навыкам в конкретных ситуациях;
  • вовремя поощрять, не предъявляя слишком высоких требований;
  • организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии;
  • оставаться чутким воспитателем всегда, проявлять доброжелательность и участие.

Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши — упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.

Читайте также:  Диагностика развития эмоциональной сферы ребенка

Великие и известные люди

Для повышения самооценки у ребенка приводите в пример известных людей, обладавших той же особенностью. Чтобы улучшить достижения в определенной области, выбирайте соответствующих великих личностей. Например, для малыша-музыканта лучшим примером послужит Бетховен или Бах, а юного шахматиста вдохновит Эйнштейн.

Среди великих правополушарных имен можно найти кого угодно: президентов и правителей (Билл Клинтон, Юлий Цезарь, Александр Македонский), ученых (да Винчи, Иван Петрович Павлов), художников (Микеланджело, Пикассо).

13 удивительных фактов о левшах

Хотите еще немного поддержать своего ребенка? Используйте факты о левшах как бы между прочим. Вот несколько примеров:

  1. Хоть мы и говорим о генетическом факторе, существование гена леворукости пока не подтверждено, как и сцепленность этого гена с полом. Но среди мужчин левшей больше.
  2. Сын отца-левши имеет больше шансов оказаться таким же правополушарным, в отличие от дочери.
  3. Существует культурная зависимость. Например, в Америке и Великобритании леворукость распространена шире, чем в России.
  4. Левши метают копья не хуже правшей, есть даже раздельно зафиксированные мировые рекорды.
  5. В Древнем Риме рабов-левшей считали скидочным товаром.
  6. Все попугаи какаду – леволапые. Гориллы делятся на левшей и правшей поровну.
  7. Праздник – День левшей – отмечают 13 августа.
  8. Улитки наращивают раковину с правым или левым направлением. Левосторонних намного меньше.
  9. Если сложить пальцы в замок, то можно определить свою латеральность. У левшей большой палец левой руки оказывается сверху. Статистика этого теста не одинакова для разных частей света.
  10. Примерно четверть людей путает направления вправо и влево.
  11. Мужчины-левши лучше запоминают лица, чем праворукие.
  12. Почти каждый левша может освоить владение двумя руками одновременно, тогда как правши к этому не способны.
  13. Левши имеют преимущество в спортивных состязаниях по боксу, теннису, бадминтону и фехтованию.

Воспитывать правополушарного малыша сложнее, отчего и интереснее. Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов. Специфика воспитания, обучения и ежедневного общения с ребенком-левшой сводится в итоге лишь к пониманию того, что его особенность – не патология, не заболевание и не отклонение.

интересные факты

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/rebenok_levsha.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Источник

В каком возрасте у ребенка формируется ведущая рука? Почему малыша, который вдруг переключился на левую руку, стоит отвести к неврологу? Какие проблемы преследуют левшей, и все ли стереотипы о них правдивы? На эти и другие вопросы отвечает нейропсихолог Ольга Войтехович.

Ольга Войтехович
нейропсихолог, семейный психолог, психолог-консультант

Леворукость и левшество — в чем разница?

— Какую роль в работе организма выполняют правое и левое полушарие мозга?

— Про какую-то особенную и отдельную роль говорить нельзя. Оба полушария одинаково важны. Но я понимаю, откуда взялся такой вопрос.

В обществе широко распространилась концепция доминирования одного из полушарий. О ней часто говорят. Эта концепция была разработана в 1864 году французским хирургом, этнографом и анатомом Полем Брокка. Он обнаружил, что артикуляционный центр речи локализуется в левом полушарии, то есть в полушарии, противоположном ведущей руке (у правшей). Этот и некоторые другие факты, которыми располагала тогда наука, привели ученых к выводу, что за все доминирующие психологические функции отвечает левое полушарие, а за второстепенные — правое полушарие. Однако они ошибались. Дальнейшие исследования внесли коррективы в данную теорию.

Сегодня концепция устройства мозга звучит по-другому: каждое полушарие является ведущим для определенных психических функций. Каждое! То есть, действительно какими-то чуть больше управляет одно, другими — другое, но оба они вносят свой специфический вклад в целостное поведение.

К примеру, для зрительно-пространственных функций доминантным является правое полушарие. Но если человеку предложили не привычный знакомый ему материал, а нечто новое, то тут уже необходимо включать в большей степени анатилические способности и тогда за работу примется левое полушарие, так как это его профиль. В общем, все зависит от нюансов.

— Какую часть населения занимают левши, а какую правши?

— По разным данным от 5 до 15% жителей планеты являются леворукими и менее 1% — амбидекстры.

Амбидекстриия — врожденное или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей, и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью.

Почему данные по левшам так рознятся? Скорее всего, это происходит из-за того, что в разных странах по-разному относятся к переучиванию левшей (кода детей заставляют писать правой рукой).

— Чем отличается леворукость от левшество?

— Левшество более широкое понятие, чем рукость.

Рукость — термин, используемый для обозначения преобладания или превосходства одной руки над другой в том, что касается письма, мануальных навыков и других занятий.

Левшество — левосторонняя асимметрия парных органов (преобладание левой части над правой). Возможно, многие не знают, но у человека есть не только ведущая рука, но и ведущая нога, ухо, глаз и так далее.

Существует достаточно серьезных тестов на определение левшества, в том числе и медицинские. Но по крайней мере для себя можно сделать много любопытных открытий, если выполнить несколько упражнений.

1. Сложите руки одна на одну, как любил делать Наполеон. Обратите внимание, какая рука сверху. Далеко не всегда это та же рука, которой человек пишет.

2. Похлопайте в ладоши. Отметьте, какая ладонь сверху.

3. Прислушайтесь, как тикают наручные часы (пусть даже и воображаемые). Скорее всего, прислушиваться вы будете ведущим ухом.

4. Посмотрите в воображаемую подзорную трубу. Обычно подносят ее к ведущему глазу.

5. Положите ногу на ногу. Ведущая сверху.

По собранным данным уже можно сделать предварительный вывод. По крайней мере, вы удивитесь тому, что ведущими могут оказаться части тела разных сторон.

Более серьезное профессиональное тестирование  обнаружило:

  • Левшество слуха (ведущее левое ухо) — у 20-30% населения;
  • Левшество ноги (ведущая нога левая) — у 36% населения;
  • Левшество зрения (ведущий левый глаз) — у 19% населения;
  • Леворукость — всего лишь 5%.
Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка в детском саду

Что на самом деле очень интересно. Ведь природа допускает больше разнообразия в других конечностях и системах, по сравнению с рукостью.

Гениальность левшей никак не подтверждена

— Какими могут быть причины левшества?

— Это большая загадка. На сегодняшний день никаких особых причин не выявлено. Теорий выдвигается множество. Более-менее логичным мне кажется, утверждение, что это генетическая особенность, потому что действительно у левшей с высокой долей вероятности рождаются дети-левши.

Некоторые ученые утверждают, что у неандертальцев, процент левшей был тот же, что у современных хомосапиенсев. Не знаю, как исследователям удалось выяснить этот факт, но тем не менее, если до сих пор в процессе эволюции природа не вытеснила левшей, значит человечеству эти люди необходимы.

— Говорят, у левшей есть множество отличительных особенностей и даже преимуществ. Может поэтому они несут какую-то определенную миссию?

— Долгое время, и правда, активно обсуждался данный вопрос. Но реальных доказательств слишком мало. Я бы назвала такие утверждения мифами.

Люди могут быть более талантливыми, умными, быстрыми, сообразительными чем другие независимо от того, какой тип профиля у них преобладает. Нет данных подтверждающих, что среди гениальных людей соотношение праворуких и леворуких отличается от основной популяции. Хотя из-за необходимости адаптации неудобному миру и вынужденному поиску решения разных задач, креативность у таких людей действительно может быть на высоком уровне. Но это результат постоянный тренировок мозга, а не врожденная особенность.

Единственное преимущество заметно в спорте. Ведь леворукий противник — непростой противник. Он способен нанести неожиданный удар или забить гол с неожиданной стороны. Поэтому если тренерам попадается такой спортсмен, они всегда обращают на него внимание.

Ведущая рука формируется еще до рождения

— А как насчет того факта, что левши чаще страдают психическими расстройствами?

— Да, действительно. Не намного, но чаще. Кстати, левши чаще мучаются и от бессонницы. Такой факт тоже существует.

С другой стороны, подумайте сами: левши живут в мире правшей и постоянно испытывают в связи с этим определенный стресс. Дверные ручки, тетради на кольцах, бытовая техника, рабочие инструменты (например, бензопила), многие музыкальные инструменты, игровые джойстики и даже кухонные ножи — все это производится для правшей. И левшам приходится либо искать товар на заказ, либо справляться с тем, что предлагают. Это одна из причин стресса, да и физических травм леворуких.

— К какому возрасту у ребенка формируется ведущая рука?

— Возможно, вы удивитесь, но право- или леворукость можно определить уже к 15 неделе беременности. Ведь даже на УЗИ можно заметить, что ребенку больше нравится сосать пальчик конкретной руки и определенное положение тела, больше повернутое в правый или в левый бок. Это означает, что при рождении ребенок уже определил ведущую руку.

В обычной жизни родители начинают замечать преобладание какой-то из рук, как правило, к 2-3 годам. К 4-летнему возрасту обычно сомнений у родителей уже не остается. Хотя некоторые детки иногда не спешат показывать мамам и папам свои предпочтения. Они пробуют мир и каждый раз делают это иначе: то одной, то другой рукой. Просто из-за интереса. 

— Правда ли, что у леворуких детей распространены проблемы с развитием речи?

— Это не всегда так. Прямой взаимосвязи нет. Из собственного опыта скажу, что детки левши действительно намного чаще появляются у меня на приеме. Но проблемы у них очень разнообразные и связаны не только с речью. Они чаще нуждаются в помощи.

Однако при адекватном сопровождении все сложности у таких детей очень быстро уходят, и они могут даже опережать сверстников

Переучивать левшей нельзя

— Какие сложности иногда возникают у детей-левшей?

— Может немного притормаживать развитие зрительно-пространственного восприятия. Им труднее адаптироваться к школе, все по той же причине сложности приспособления к миру праворуких. Педагоги могут столкнуться с проблемой зеркального письма у таких учеников (хотя, данная особенность встречается и у правшей).

— Почему левшей нельзя переучивать?

— Можно научить ребенка писать правой рукой, но изменить асимметрию мозга нельзя. К чему все это приведет: мы так и не разовьем у него ведущую руку. Неведущая рука никогда не станет главной, просто научится писать. У ребенка, скорее всего, будет некрасивый почерк, он будет быстрее уставать, легче раздражаться и вообще понесет колоссальные энергетические и эмоциональные затраты. Стоит ли оно того? Таким образом родители собственноручно открывают ребенку дверь к неврозам.

— Как помочь маленьким левшам легче адаптироваться к миру?

— Если у родителей появились подозрения, что их малыш левша, особенно, когда он вместо привычной правой вдруг все начинает брать левой рукой, первое, что необходимо сделать — показать ребенка неврологу для исключения гипертонуса мышц.  

Гипертонус — это нарушение мышечного тонуса тела, которое выражается в перенапряжении мышц.

Нередко бывает, что в правой руке тонус повышен и ребенок просто выбирает ту руку, которой легче оперировать. Изменение мышечного тонуса может быть вызвано заболеваниями и повреждениями на разных уровнях нервной системы.

Если невролог говорит, что все хорошо. Значит, просто делаем вывод, что ребенок левша, поэтому нужно постараться сделать его мир более комфортным.

Сегодня все же преподаватели не настаивают на переучивании. Родителям стоит обратить внимание на ассортимент товаров для письма, предназначенных специально для левшей. Существуют адаптированные прописи для левшей, клавиатура для компьютера и другие аксессуары.

Рабочая зона дома у ребенка тоже должна быть адаптирована под его особенность. Свет от окна на тетрадь должен падать не слева, а справа. Предметы должны располагаться так, чтобы ребенку было удобно. Если вы замечаете проблемы в развитии речи или письма и/или другие трудности в обучении обратитесь к логопеду и/или нейропсихологу. Эти специалисты  помогут ребенку преодолеть проблемы, исходя из его особенностей.

По теме: Как избежать слабоумия? 7 правил для здоровья мозга

Источник