Развитие правого полушария головного мозга ребенка

Развитие правого полушария головного мозга ребенка thumbnail

Стимул, как следует из вышесказанного, трансформирует оппортунический субъект. Компульсивность, по определению, откровенна.

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

  • проблемы в письме,
  • проблемы в устной речи;
  • в запоминании информации;
  • в счете как в письменном, так и в устном;
  • в целом восприятии учебной информации.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

  • зеркальное написание букв и цифр;
  • псевдолеворукость;
  • логопедические отклонения;
  • неловкость движений;
  • агрессия;
  • плохая память;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • инфантильность.

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:

– болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

– родовые травмы;

– болезни ребёнка в первый год;

– длительный стресс;

– общий наркоз;

– малоподвижный образ жизни;

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а самый хороший вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.

Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только скоординируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка. Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

Как развивать межполушарные связи у детей? Существует огромное количество игр и упражнений для детей, начиная уже с 2-х летнего возраста. Вот некоторые примеры игр.

Игры для развития межполушарного взаимодействия детей от 2 лет и старше.

Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.

Задачи игр:

Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.

ВАЖНО!!! ВО ВСЕХ ИГРАХ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ СНАЧАЛА ОДНОЙ РУКОЙ, ЗАТЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДРУГОЙ РУКОЙ.

Игра «Накорми птичку / лялю»

Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).

Инструкция:

Ляля хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия).

Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не просыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца!

Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

Вариант № 1

Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую.

Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.

Варианты усложнения задачи:

Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.

Вариант № 2

Пересыпания шариков гидрогеля, например «Орбиз» более глубокой ложкой.

Другие виды игр, упражнений и психолого-педагогические технологии на развитие межполушарного взаимодействия:

  • Для более старших ребят (от 5 лет) очень полезны задания, которые можно найти в пособии Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки». Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей. Примером заданий для выполнения нейрогимнастики для детей может служить нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»
  • Логоримика – это технология развития моторного и речевого ритмов, а также система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.
  • Нейродинамическая гимнастика – это система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Это могут быть как крупномоторные упражнения и игры: ползанье по-пластунски, на четвереньках в различных игровых ситуациях, ползанье через тканевые тоннели; езда на велосипеде, либо на велосипеде без педалей «Беговел»; плавание. Также нейродинамическая гимнастика может включать в себя разнообразные комплексы упражнений и тренажеры, направленных на развитие межполушарных связей, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, ловкости и координации движений, растяжки, расслабляющие и дыхательные техники, стимулирующие развитие всех каналов сенсорной информации.

Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников приводит к повышению усвоения изучаемого школьного материала. Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.

Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная рабочая тетрадь.

Читайте также:  Личность ребенка с отклонениями в физическом развитии

Упражнение “Лезгинка”

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Змейка.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Перекрестные движения.

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.

Горизонтальная восьмерка.

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!

Симметричные рисунки.

Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

Мельница.

Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.

Перекрестное марширование.

Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

Пальчиковые упражнения

Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Зрительная гимнастика.

Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

Источник

Вспомним о сферах специализации левого и правого полушарий головного мозга.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:

Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Читайте также:  Особенности развития познавательной сферы умственного отсталого ребенка

Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие.

Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации:

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.Контролирует движения левой половины тела. Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

УПРАЖНЕНИЕ 1: Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности

УПРАЖНЕНИЕ 2: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи.

УПРАЖНЕНИЕ 3: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо.

УПРАЖНЕНИЕ 4: Поставьте руки на спинку стула – это опора. Отставьте одну ногу назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.

АССИМЕТРИЧНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА

Ассиметричная гимнастика запускает оба полушария мозга, т.е синхронизирует оба полушария. В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за «открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга». На основании его исследований сделан вывод, что синхронизируя оба полушария мозга, мы повышаем качество любого обучения во много раз. Поэтому, овладевая любым новым навыком, нужно запустить мозг в работу по максимуму.

Упражнение 1. Кулак-ладонь. Одну руку сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. И начинаем последовательно менять их: кулак- ладонь. Сначала делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получатся – ускоряем темп.

Упражнение 2. Ухо-нос. Одну руку ставим на нос, а вторую перекрещивая руки, подносим к уху. Хлопок и меняем их местами.

Упражнение 3. Капитанское. Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Упражнение 4. Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак «Класс». Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.

Упражнение 5. Победитель. Одна рука показывает знак «V» а вторая «Ок». Меняем руки.

Упражнение 6. На одной руке соединяем 2 пальца- указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.

Упражнение 7. Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.

Упражнение 8. Рожки и ножки. Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

Упражнение 9. Пазлы. На одной руке выставляем два пальца – указательный и средний, а на другой -безымянный и мизинец. Соединяем их как пазлы. Меняем руки.

Упражнение 10. На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.

Источник

Мы привыкли, что можно тренировать тело – выполнять физические упражнения, ходить в тренажерный зал или хотя бы делать зарядку по утрам. Но давно доказано, что мозг тоже поддается тренировке. И есть очень много способов развития мозга. Что самое интересное, тренировать его можно не только на ментальном уровне, но и на физическом, выполняя специальные упражнения. Звучит фантастически? Возможно, но этому есть вполне реальное объяснение.

как развить левое полушарие, как развить правое полушарие

Коротко о мозге человека

В ходе многочисленных исследований нейрофизиологам удалось установить, что определенные движения тела влияют на состояние мозга. Следовательно, если выполнять специально подобранные упражнения, мозг можно развивать. Это значит, что есть ответ на вопрос, как тренировать мозг. И в этом нет ничего удивительного, ведь организм человека – это целостная система, в которой тело и ум тесно взаимосвязаны.

Читайте также:  Нормативная база защиты прав ребенка на развитие способностей

Есть несколько методов развития мозга. Но американские исследователи Гейл и Пойл Деннисон пошли дальше своих коллег и разработали целую программу интеллектуального развития – нейрогимнастику, то есть гимнастику для мозга.

Нейрогимнастика – это комплекс упражнений, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Упражнения объединяют движение и мысль, то есть активизируют и задействуют связи между системами «тело» и «ум». Нейрогимнастика расскажет вам, как развивать мозги.

Положительные эффекты нейрогимнастики

  • улучшение восприятия и запоминания новой информации;
  • улучшение состояния нервной системы;
  • развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи;
  • раскрытие скрытых способностей мозга;
  • синхронизация работы правого и левого полушарий головного мозга.

Согласно подсчетам, лишь 10% населения планеты задействуют правое «творческое» полушарие мозга наравне с левым «логическим». Но также доказано, что максимального умственного развития можно достичь только при скоординированной работе сразу двух полушарий. Если вы хотите вырастить своего ребенка умным и самодостаточным, приложите все усилия для гармоничного развития его мозга.

как развить левое полушарие, как развить правое полушарие

Как подготовить мозг к тренировкам

Так же, как спортсмены готовят своё тело к физическим упражнениям, мозг человека нужно подготовить для интеллектуального развития. Для этого достаточно помнить и следовать трём условиям, которые помогут сделать мозг пластичным и готовым к усвоению и переработке нового материала. Они помогут вам и вашим детям тренировать свой мозг.

  1. Высокая физическая активность. Если вы постоянно находитесь в сидячем или лежачем положении, то у вас есть риск появления гиподинамии. Из-за этого жирные кислоты, которые находятся в вашем организме, не расщепляются. К тому же из-за недостатка движения нарушается кровообращение. А из-за этого в мозг может поступать недостаточное количество кислорода, что ухудшит его работу.
  2. Употребление фосфатов и углеводов. Обязательно нужно есть продукты, которые включают в себя фосфор (тыква, соевые бобы, орехи, фасоль, плавленый сыр) и полезные углеводы (рис, кукурузные хлопья, макароны, кефир, рыба, креветки).
  3. Обильное питьё. Приучите ребенка пить много воды. Она очищает организм от токсинов, а также помогает поддерживать нейронные связи, тем самым обеспечивая развитие когнитивного мышления.

как развить левое полушарие, как развить правое полушарие

Развитие левого полушария

Левое полушарие отвечает за логическое, рациональное мышление и в силу нашего стиля жизни доминирует практически у всех людей, за исключением левшей. Система образования построена на развитии именно левого полушария, то есть необходимые навыки ребенок получает уже в школе. Но есть несколько способов, как быстрее развить левое полушарие:

  • ежедневно решать математические задачи разной сложности;
  • тренироваться в задачках на логику и смекалку;
  • разгадывать ребусы, кроссворды, шарады и т. д.

Развитие правого полушария

Установлено, что правое полушарие, отвечающее за творческое и образное мышление, доминирует у людей с рождения. Однако в процессе обучения происходит перекос в сторону левого полушария, которое постепенно подавляет правое. У левшей правая часть мозга все равно остается доминирующей, но вот другим детям полезно узнать, как развить правое полушарие:

  • посещать творческие мероприятия (выставки, музеи, галереи и т. д.);
  • сочинять стихотворения или рассказы;
  • задействовать левую руку при выполнении привычных действий;
  • визуализировать различные образы;
  • воспроизводить в уме знакомые звуки, запахи, ощущения.

Но главное условие всестороннего развития ребенка – тренировка и налаживание связи между полушариями. Для этого и нужны нейрогимнастические упражнения. Наибольший эффект от их выполнения наблюдается у детей от 7 до 12 лет – в этом возрасте они наиболее активны и любознательны.

Упражнения для детей

  1. Непривычное рисование.Одновременно правой и левой рукой рисовать одинаковые рисунки.

Что дает: развивает моторику, улучшает пространственное восприятие, синхронизирует полушария мозга.

  1. Кулак – ребро – ладонь.Выполнить поочередно 3 движения: сжать ладонь в кулак, поставить ребром на стол, положить ладонью вниз. Сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно.

как развить левое полушарие, как развить правое полушарие

Что дает: активизирует процессы чтения и письма, повышает концентрацию, улучшает мыслительные процессы.

  1. Восьмерки.Рисовать в воздухе перед собой восьмерки – от центра по часовой стрелке, а потом против. Следить за движениями только глазами, не поворачивая голову.

Что дает: активизирует мыслительные процессы, снимает лишнее напряжение, подготавливает к восприятию визуальной информации.

  1. Слон.Стоя, немного согнуть колени, наклонить голову к плечу, вытянуть руку вперед и рисовать ею в воздухе восьмерки – от центра против часовой стрелки. Выполнить поочередно каждой рукой.

Что дает: запускает мыслительные процессы, активизирует творческое мышление.

  1. Кнопки мозга. Стоя массировать одной рукой область возле пупка, а другой – углубление под ключицей.

Что дает: помогает проснуться, подготавливает мозг к усвоению информации, уравновешивает вестибулярный аппарат.

Нейрогимнастика очень проста и доступна – упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Но если вы хотите подойти к развитию ребенка еще серьезнее, запишите его на занятия по ментальной арифметике. Они направлены как раз на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка и улучшают его умственные способности.

Источник