Развитие познавательной сферы ребенка таблица

Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста.
Под познавательным развитием понимают совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером и описан следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.
Развитие познавательной сферы у детей совершается в процессе воспитания и обучения, способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки — и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные — превращаются в многообразные и все более совершенные способности.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
- Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
- Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Все виды деятельности способствуют развитию основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. По сравнению с дошкольным возрастом качественно меняется содержание этих процессов и их форма.
Внимание. Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание. Им бывает трудно сосредоточиться на неясном, непонятном, неосмысленном материале. Самоорганизация ребенка есть следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой взрослыми. Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей.Восприятие. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольности восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у детей еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности. Память. Память тоже характеризуется непроизвольностью. Ребенок легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление.
Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. У детей вырабатывается осознание и различение мнемических задач: что-то нужно запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п. Также в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Первоначально дети пользуются самыми простыми способами – длительным рассматриванием материала, многократным повторением материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Лишь немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным приемам произвольного запоминания, большинству требуется специальное обучение, главное направление которого – формирование осмысленного запоминания.
Мышление. В развитии мышления дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями.
Воображение. Воображение в своем развитии проходит две стадии. На первой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны – это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов – это продуктивное воображение. Речь. Одной из функций речи, которые выступают на первый план, становится коммуникативная. Речь разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Особенностью является также формирование письменной речи, хотя она во многом беднее устной, однообразнее, но при этом более развернутая.
Условия и факторы, влияющие на развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших факторов развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста является создание условий, способствующих формированию их способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола, выделили четыре основных условий успешного развития способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается “до потолка” своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
Четвертое условие успешного развития способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Воспитание способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Развитие мелкой моторики ребенка
В.А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.
Письмо первоклассника – это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения – это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье.
Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства.
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
- Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук – один из показателей психического развития дошкольника
- Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
- Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.
При недостатках развития мелкой моторики руки дети:
- Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
- Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).
- Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
- В школе, очень медленный темп письма.
В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на проблеме подготовки к письму. Обычными стали ситуации, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или не достаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.
Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода.
Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:
Старший и подготовительный возраст
– кляксография обычная и трубочкой;
– монотопия предметная и пейзажная;
– печать по трафарету;
– раздувание краски;
– расчёсывание краски;
– рисование нитками;
– рисование солью;
– батик (рисование по ткани) и другие.
Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА.
Основная техника печатки.
В начале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.
Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ. Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)
Учиться рисовать можно не только поролоном, деревянной палочкой, печаткой, но и с помощью обыкновенных НИТОК.
Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА из флакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объёмным.
Ещё один интересный приём нетрадиционного рисования – ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ.
Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами:
• при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.
Полезны ежедневные специальные упражнения для пальцев и кистей рук: например, сжимать рук в кулак и разжимать, показать пальцы по одному, постукивать попеременно двумя пальцами по гладкой поверхности и другие игры с пальчиками. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. Таким образом, создаются важные предпосылки освоения письма в период школьного обучения.
Упражнения с карандашом.
Упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке, обводке; рисование орнаментов, дорисовывание предметов, чудесное превращение геометрических фигур; лабиринты не только тренируют руку ребёнка, но и формируют у него представления о цвете, форме, развивают вкус, что важно для эстетического его воспитания.
Игры с палочками.
Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственное представление. В процессе выполнения заданий у ребёнка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация, развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, логическое мышление, речь.
Физкультурные минутки.
Дошкольники быстро утомляются и при умственной, и при физической нагрузке. Проведение физкультурных минуток в сопровождении рифмовок, стихов, счёта имеет ряд преимуществ: стимулирует умственную деятельность, тренирует психические процессы (память, внимание, способствует хорошему эмоциональному настроению, обеспечивает, благодаря смене деятельности, отдых.
Упражнения в тетради.
Упражнения в тетради способствуют развитию графических навыков у детей. Ребёнок знакомится с тетрадью, её разлиновкой, рабочей строкой, упражняется в счёте клетки, сравнивает величины, чертит прямые линии в разных направлениях, обводит контур изображения, дорисовывает, штрихует, раскрашивает, учится сравнивать объекты, устанавливая их сходства или различия, измерять их условной меркой-клеткой.
Игры с различными предметами и материалами.
Изготовление игрушек, разных поделок, игры со шнуровкой – труд кропотливый, и интересный, необычный и очень приятный. Такие задания расширяют представления детей об окружающем мире, развивают внимание, любознательность детей, совершенствуют сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность. Дети учатся правильно пользоваться материалами, содержать их в порядке, приобретают немало практических умений и навыков, учатся планировать, оценивать работу.
Источник
Взросление ребёнка как психолого-физиологический процесс обусловлено изменениями разных аспектов развития. Именно поэтому, начиная работу с детьми, педагог должен, прежде всего, изучить особенности развития разных сфер личности ребят конкретной возрастной группы, а также психолого-педагогические нюансы организации занятий. Попробуем систематизировать эти направления методической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Сферы развития дошкольников
Определяющим фактором в работе с дошкольниками является этап психолого-физиологического развития. Эти ступени совпадают с делением детей по группам: первая младшая (1,5–3 года), вторая младшая (3–4 года), средняя (4–5 лет), старшая (5–6 лет) и подготовительная (6–7 лет). Каждый из этапов определяется особенностями пяти сфер развития малышей:
- физического;
- познавательного (в некоторых источниках — интеллектуального, когнитивного);
- эмоционального;
- социального;
- адаптивного, то есть умения приспосабливаться к миру вокруг, например, воспитание культурно-гигиенических навыков (в методической литературе эту сферу объединяют с физическим развитием).
Рассмотрим нюансы этих сфер в разных возрастных группах, чтобы понять, что подразумевается под каждой из областей развития.
Под развитием подразумевается становление пяти сфер, по которым идёт формирование личности
Таблица: особенности физического развития дошкольников разного возраста
Таблица: особенности познавательного развития дошкольников разного возраста
Таблица: особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников
Таблица: особенности социального развития дошкольников
Основные аспекты развития дошкольников
Для формирования каждой из обозначенных сфер развития педагог в процессе образовательной деятельности расширяет спектр аспектов, её составляющих. При этом воспитатель или специалист узкого профиля (инструктор по физическому воспитанию, например), опирается на возраст детей, развивая именно тот аспект, который формирует целостность всей системы.
Разработка аспектов развития опирается на возрастные особенности детей конкретной группы детского сада
Таблица: аспекты развития дошколят по сферам формирования личности
Методы и средства развития дошкольников
Исходя из содержания каждой из сфер развития ребёнка, приходим к выводу о том, что аспекты формирования личности в том или ином виде включаются в цели и задачи организации любого вида образовательной деятельности. А их реализация возможна благодаря методам, то есть совокупности способов (средств) достижения поставленных учебно-воспитательных целей. В педагогической практике детского сада используется четыре основных метода работы с дошколятами.
Для гармоничного развития малышей педагог в процессе образовательной деятельности пользуется целым набором методов и средств
Речевой метод
Среди способов использования слова для развития малышей особо стоит остановиться на нескольких.
Фольклор
Этот способ включает загадки, пословицы и поговорки по разным темам и обычно используется в качестве мотивации в начале занятия (пословицы и поговорки могут также вводиться и в конце урока для подведения итогов). Для младшего дошкольного возраста загадки лучше использовать с договорками по рифме, так как, исходя из особенностей познавательного развития, у малышей ещё слишком мало жизненного опыта, чтобы додумываться об ответе без подсказки:
- Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … Айболит. На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился… Колобок. (на занятии по развитию речи при изучении сказок);
- Он твердит одно — га-га, Кто обидел? Где? Когда? Никого я не боюсь, Ну, конечно, это… гусь. Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит, А проснётся, ну реветь, Как зовут его … медведь. (при рассмотрении тем, связанных с изучением домашних и диких животных.
Пословицы и поговорки обычно используются в средней и старших группах. В работе с детьми 6–7 лет эти фольклорные элементы часто предназначаются для чтения самими малышами. Так, в качестве иллюстративного материала к трудовой деятельности малышей можно предложить такой набор пословиц, поговорок:
- «Глаза боятся, а руки делают»;
- «Готовь сани летом, а телегу зимой»;
- «Семь дел в одни руки не берут»;
- «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Это интересно. Для мотивации ребят также используются стихотворения и песни по темам. Заучивание рифмовок традиционно считаются самым эффективным способом развития памяти малышей.
Загадки помогают объединить малышей одной деятельностью
Сказки
Для развития фантазии, образного мышления этот жанр фольклора является самым эффективным способом взаимодействия с малышами. Тексты могут быть как классические («Золушка», «Три поросёнка», «Репка», «Теремок» и пр.), так и терапевтические, то есть направленные на коррекцию того или иного нарушения в развитии ребёнка (гиперактивность, агрессивность и пр.).
Объяснение и беседа
Эти элементы словесного метода сопровождают любой вид деятельности ребят. С методикой подготовки и проведения бесед с ребятами разного возраста можно ознакомиться здесь.
Объяснения составляются максимально лаконично и на доступном для понимания малышей языке. Так, при рассмотрении темы «Бытовые приборы» в средней группе своим воспитанникам я раскрываю суть этого понятия так: «Эти специальные приспособления облегчают нашу жизнь и ускоряют выполнение домашних дел».
Объяснение и беседа могут сопровождать любой вид деятельности
Наглядные средства
Без использования зрительного канала восприятия всестороннее развитие ребёнка невозможно, поэтому педагог, организуя деятельность малышей, обязательно подключает:
- картинки по теме;
- видеоматериалы для показа (например, занятия, построенные на просмотре мультфильмов на изучаемую тему с последующим обсуждением их содержания);
- игрушки, а также материалы для игр;
- спортинвентарь.
Видео: материалы для просмотра и обсуждения — Аркадий Паровозов о безопасности в доме
Развивающая среда в группе
Все эти материалы в соответствии с актуальностью для детей того или иного возраста распределяются по зонам предметно-развивающей среды, которая является принципиальным требованием оформления группы. Подробнее о её организации, например, для старшей группы можно узнать здесь.
Обязательными элементами (зонами, областями, центрами, уголками) развивающей среды в группе являются:
- зона физического развития;
- область познавательного развития, куда входят игровой центр, музыкальный уголок, книжный уголок, математическая зона, экспериментальный центр, зона конструирования, уголок природы;
- центр речевого развития;
- зона для театрализованной деятельности;
- уголок труда.
В предметно-развивающей среде систематизируются все методические материалы для работы с детьми
Как оформить развивающую среду своими руками
Наполнение центров развития в группе напрямую зависит от материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения. Но даже если должного обеспечения нет, сделать оригинальную развивающую среду в группе могут сам педагог при участии родителей.
Для создания положительного эмоционального микроклимата на дверях группы можно разместить улыбающееся солнышко, на лучиках которого написано, что в группе можно делать всё. Далее уточняется, что подразумевается под этим «всё»: смеяться, дружить, играть, отдыхать и т. д. Кроме того, самодельными могут быть:
- сенсорные тренажёры (картинки для игр с прищепками, мешочки или коробочки, мисочки с крупой и пр.);
- календарь природы, дневник поведения группы;
- игрушки в игровом центре (например, куклы из капрона для драматизаций или картонные куклы с отверстиями под пальцы);
- дидактические игры по ФЭМП, развитию речи, ФЦКМ (игры с пуговицами, шнуровками и пр.), ознакомиться с порядком изготовления которых можно здесь.
Фотогалерея: эскизы материалов предметно-развивающей среды, выполненных своими руками
Практический метод
Одним из самых эффективных способов развития всех сфер личности дошкольника является практическая деятельность:
- творческая (создание рисунков, поделок, аппликаций);
- экспериментальная (проведение опытов).
О методике организации и проведения экспериментов можно узнать здесь.
Это интересно. В старшей и подготовительной группах к творческим способам добавляется совместное с педагогом или родителями изготовление лэпбуков — буклетов или папок с материалами (играми, справочными материалами и пр.) для детального рассмотрения какого-либо аспекта изучаемой темы. Например, лэпбук по ФЭМП на тему «Геометрия в природе», в котором природные образы сравниваются с геометрическими фигурами (ёлки — пирамиды, травинки — отрезки, лужи — овалы, круги, прямоугольники и т. п.).
Важным средством практического метода являются занятия изобразительным искусством, развивающие творческие способности ребёнка
Игровой метод
Это базовый метод работы с детьми. Можно сказать, что остальные методы являются сопроводительными для игрового. Традиционно игры по направлениям образовательной деятельности делятся на:
- обучающие, в основном, опирающиеся на познавательное развитие детей;
- подвижные, нацеленные на физическое развитие;
- театрализованные, совмещающие и развитие познания, физических качеств, и эмоций;
- пальчиковые для развития мелкой моторики и стимуляции работы речевых центров.
Ознакомиться с примерами игр по разным аспектам психолого-педагогического развития дошкольников, а также по другим способам классификации этого вида деятельности можно здесь.
Отдельно стоит остановиться на таком виде игр, как игры на эмоциональное развитие детей. Они способствуют эмоционально-волевому развитию личности, совмещая все другие виды игровой деятельности.
Игровая активность для дошкольников является ведущей
Методика организации занятий по развитию
Как отмечалось выше, сферы и аспекты развития включены в занятия разной образовательной направленности (например, познавательное развитие в уроки ФЭМП, ознакомления с окружающей средой, физическое развитие в занятия физической культурой, развитием речи и т. д.). Поэтому обобщить представления о целях, задачах и методах развития в конкретной возрастной группе поможет комплексно-тематический план по образовательным областям.
Это интересно. В старшей и подготовительной группах практикуется проведение комплексных («развивающих») занятий, включающих аспекты развития всех сфер развития.
Комплексные занятия являются основной формой огранизации