Развитие познавательной сферы ребенка школьный

Развитие познавательной сферы ребенка школьный thumbnail

ГБОУ СОШ №512 Невского района г. Санкт – Петербурга

Доклад на тему:

«Особенности развития познавательной сферы младших школьников».

Доклад подготовил:

Педагог – психолог

Полякова С.А.

Санкт – Петербург, 2017

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Основным новообразованием возраста становится произвольность.

Центральным моментом становится формирование отвлеченного словесно-логического и рассуждающего мышления, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим.

Другой важной особенностью познавательной деятельности младшего школьника становится осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Однако эти изменения осуществляются под влиянием учебной деятельности далеко не сразу, познавательные функции проходят сложный путь развития, связанный с возрастающим умением детей регулировать свое поведение и управлять им.

Изменения в области восприятия.

Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются в различных формах и цвете), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным.

Изменения в области внимания.

На момент прихода в школу произвольное внимание развито слабо. Дети обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание).

Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его вовсе не интересуют. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах.

Во 2-3-м классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге.

Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий.

Изменения в области памяти.

Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать задачу запоминания. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В начале обучения у первоклассников преимущественно механическое, непроизвольное запоминание. Со временем особенности памяти меняются: постепенно память ребенка становится произвольной и сознательно регулируемой. Память лучше фиксирует наглядный материал, конкретные предметы, а не абстрактные.

Изменения в области воображения.

В первом классе образы воображения приблизительны и бедны деталями, однако под влиянием обучения уже к 3-му классу увеличивается количество признаков и свойств в образах. На первых порах воображение ребенка творческое и произвольное, с опорой на конкретный предмет. Позже ребенок уже воспринимает предмет по названию, без зрительного образа. К концу начального школьного периода усиливается реализм воображения. Ребенок может создавать логически связанные картинки с реальными деталями, без выдумок.

Изменения в области мышления.

В области мышления происходят наиболее существенные изменения. У младшего школьника мышление наглядно – образное, но в процессе обучения оно развивается и постепенно переходит к словесно – логическому. С первых дней школьного обучения мышление становится центром психического развития. По мере учебы появляется способность к выводам и рассуждению. Формирование научных понятий в младшем школьном возрасте только начинается. Оно продолжится в подростковом возрасте и тогда станет основой теоретического мышления, что позволит ребенку овладеть новым содержанием.

Развитие речи.

Речь напрямую связана с мышлением. Время начального школьного обучения характеризуется увеличением словарного запаса.Более точным становится значение слов. Развивается умение слушать и слышать другого человека длительное время.

Рекомендации психолога:

Рекомендации для развития внимания.

Внимание – это познавательный психический процесс, с помощью которого в процессе познания окружающего мира позволяет человеку сосредотачивать сознание на объектах, имеющих для него определённую значимость.

1. На уроках от детей требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно развивать с помощью двигательных упражнений. Учащиеся могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому (использовать физ. минутки): шагать, прыгать, останавливаться.

2. В каждый урок в урок, включайте задания, на развития внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

3. Включайте в урок задания, требующие довольно длительного сосредоточения: прослушать и пересказать рассказ, построить сложный мост (на перемене), нарисовать город.

4. Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующие упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркнуть карандашом все буквы «а», стараясь не пропустить их (задание можно постепенно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

5. Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.

6. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.

7. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

8. Предлагайте детям:

А) повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

Б) неоконченные фразы, которые нужно окончить;

В) вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, которые стараются чаще отвечать на них;

9. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.

10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура урока, активная познавательная деятельность, формирование контроля и самоконтроля – такой подход сделает урок более интересным для детей, что само собой будет способствовать организации их внимания.

Рекомендации для развития памяти.

Память – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание определённой информации поступившей в мозг.

1. При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

2. К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).

3. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей проёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

а) Анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

б) Осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким – то общим признакам;

в) Классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

г) Устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами и окружающими предметами для заучивания.

Рекомендации для развития мышления и речи.

Мышление – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит обобщённое и опосредованное познание окружающего мира.

Речь – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающего мира с помощью языка, системы знаков используемой как средство общения и мышления.

Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно овладевал умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня сознания и специально им обучить.

1. Включайте в урок задания на: сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

2. Классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

3. Нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

4. Складывание целого из частей (разрезные картинки);

5. Последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

6. Осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

7. Использовать задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д.

8. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

9. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждайте с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

10. В целях развития речи:

а) после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;

б) развивайте у детей умение строить рассказ по картине, заданному плану. Заданной теме;

в) упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений; учите детей доказывать своё мнение, выражать его.

Источник

Характер психических новообразований ребенка к концу младшего школьного возраста напрямую связан с уровнем присвоения им учебной деятельности как ведущей. Особенно сильно это проявляется в развитии его познавательной сферы.

Поскольку младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития логики, прежде всего логического мышления, то главные изменения происходят (при соответствующей организации деятельности) именно в этой области психической сферы.

Мышление и речь. В начале младшего школьного возраста мышлению ребенка еще присущ эгоцентризм. Основное направление развития мышления – это переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается.

Способность к логическому мышлению тесно связана с развитием речи ребенка (поэтому и мышление называют словеснологическим). Логика предполагает последовательную и закономерную связь явлений. Чтобы изложить свою мысль логически ребенку необходимо связно и последовательно выстраивать свою речь в монологической форме. Такое умение формируется постепенно, но чем раньше учитель будет создавать для этого условия, тем активнее будут развиваться у ребенка соответствующие психические новообразования – словесно-логическое мышление и монологическая речь. Эти функции составляют зону ближайшего развития ребенка младшего школьного возраста (при условии, что в дошкольный период были развиты необходимые психовозрастные новообразования).

Память. Ребенок, поступающий в первый класс, способен к механическому запоминанию (зона его актуального развития), но приемами рационального (образного и логического) запоминания он еще не владеет – это задача развития для младшего школьного возраста. Приемы для запоминания и воспроизведения учебного материала с помощью образной и логической памяти передаются ребенку учителем.

Например: чтобы лучше запомнить правописание словарного слова «вокруг» учитель просит детей нарисовать большую окружность, символизирующую букву «о»; в центре нарисовать елку и бродящих вокруг нее волков. Такая картина подписывается фразой: «Воют волки вокруг елки». Впоследствии у детей возникает четкая ассоциация этого образа с буквой «о».

Логические приемы запоминания и воспроизведения основаны на различных способах активной мыслительной переработки материала (смысловая группировка – выделение в тексте смысловых частей, их обозначение, составление плана; поиск ключевых слов для данного отрывка текста, суженных названий; составление плана, классификация, схематизация, мнемотехни- ческие приемы и др.).

Восприятие. Как и любой другой познавательный процесс, восприятие ребенка в ходе учения становится не просто произвольным, оно выступает как деятельность, т.е. появляется цель восприятия (например, услышать и понять услышанное), выделяется предмет восприятия (например, восприятие какого-либо способа действия), появляются средства восприятия (например, при первичном написании буквы «А» первоклассник должен проделать несколько действий по ее восприятию: увидеть, как она пишется – зрительное восприятие; услышать правила ее написания – слуховое восприятие; потрогать эту букву на макете из бархатной бумаги – тактильное восприятие; написать ее в тетради по определенным ориентирам – зрительно-моторное восприятие). Результатом восприятия является реализация цели и освоение предмета этой деятельности.

В зоне актуального развития ребенка на начальном этапе обучения – зрительное, относительно слабо дифференцированное восприятие (именно на него в начале обучения ребенок опирается больше всего). В ходе учебной деятельности очень интенсивно развивается слуховое восприятие, которое все больше становится осмысленным и дифференцированным, т.е. чувствительным к деталям информации.

Внимание. В начале обучения внимание школьников преимущественно непроизвольное. Это приводит к тому, что учащиеся все внимание обычно обращают на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. В процессе учебной деятельности основным видом внимания становится произвольное. Время произвольной концентрации увеличивается с 7-10 мин. в начале обучения до 25-35 мин. к 4-му классу.

В 9-10 лет у ребенка начинает проявляться послепроизволь- ное внимание, которое связано с углублением деятельности. Например: то задание, которое было задано на дом сначала не вызывало у ребенка особого интереса, но по мере углубления в него он так заинтересовывается содержанием задания, что перестает слышать работающий рядом телевизор.

Воображение. В процессе обучения воображение младших школьников активно включается в целенаправленную деятельность. Ребенок должен воссоздать образы по описательным сведениям, схемам и чертежам. Сначала образы расплывчаты, неясны, с опорой на конкретные предметы. Затем они становятся полными, развернутыми, яркими – включают больше признаков с преобладанием существенных, развивается опора на слово. По виду воображение младших школьников воссоздающее. Именно в процессе учебной деятельности появляются объективные предпосылки для развития творческого воображения – создания ребенком субъективно новых образов. Этому способствуют такие виды творчества, как изобразительная деятельность, музыкальное творчество, написание сочинений и т.д.

Такое бурное всестороннее развитие познавательной сферы ребенка в этот период связано с потребностями самого школьника и с огромными возможностями учебной деятельности, с присвоением ее ребенком на протяжении младшего школьного возраста.

Если этого не происходит, то в следующий период возрастного развития – в подростковый возраст – ребенок вступает с обедненным (недостаточным) запасом психического потенциала, а иногда и с ущербным (неполноценно развитым) багажом психических новообразований.

Источник

Наташа ТАТЬЯНИНА

Развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте

Введение…. 3

§1. Развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте…. 5

Выводы и заключения…. 7

Список использованной литературы…. 10

Введение

Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а развиваются и представляют собой особые виды деятельности [1].

Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных процессов, и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу [4].

Старший школьный возраст благоприятный период для развития психических познавательных процессов. Большинство ученых убеждены в огромной роли данного возрастного отрезка в формировании, развитии и совершенствовании познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания; формирование высших психических функций – речи, чтения, письма, счета, что позволяет ребенку школьного возраста производить уже более сложные (по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. Речь ребенка становится более свободной, произвольной, увеличивается словарный запас, становятся доступными обобщение и абстракция. Поскольку в этом возрасте происходит активное развитие всех этих функций, то со стороны взрослых ребенку требуется непосредственная помощь в становлении их.

Старший школьник постепенно достигает социальной зрелости (усваивает нормы общества, включается во взрослую жизнь, наступление которой зависит от экономических и культурных условий. Живя в настоящем, он своей внутренней позицией обращен в будущее, в самостоятельную жизнь.

На протяжении старшего дошкольного возраста ребенок впервые приобретает способность произвольно управлять всеми познавательными процессами, хотя это управление осуществляется еще со значительным трудом [1].

§1. Развитие познавательных процессов в старшем школьном возрасте

Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 18 лет включительно, что соответствует возрасту учеников 10-х, 11-х классов школы. К концу этого периода школьник достигает физической зрелости, он должен приобрести ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной жизни, после окончания школы и обучения в вузе [2]. В старшем школьном возрасте определяются и изменения в развитии нервной системы и мозга, в частности. Причем изменения происходят не за счет увеличения массы мозга, а за счет усложнения внутриклеточного строения мозга, за счет его функционального развития. Постепенно строение клеток коры больших полушарий приобретает особенности свойственные структуре клеток мозга взрослого человека. Увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих участки коры между собой.

Познавательный процесс в старшем школьном возрасте, стимулирует развитие произвольности познавательных процессов, умение управлять ими. В конце старшего школьного возраста учащиеся полностью овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, мышлением, а также вниманием, подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности [2]. В развитии памяти заметно увеличивается роль отвлеченного словесно-логического, смыслового запоминания. Хотя преобладает произвольная память, непроизвольное запоминание отнюдь не исчезает из практики старшеклассников. Оно только приобретает специфический характер, более отчетливо связывает с интересами старших школьников, в частности с их познавательно-профессиональными интересами. При этом ведущая роль в активной познавательной учебной и общественной деятельности сохраняется все-таки за произвольной памятью. Дословное заучивание, основанное на повторении, не является в этом возрасте распространенным. Под влиянием специфической организации учебной деятельности существенные изменения происходят в мыслительной деятельности старших школьников, в характере умственной работы. Значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, написание рефератов. Мыслительная деятельность характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это является предпосылкой формирования теоретического диалектико-материалистического мышления и способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития.

Деятельность учащихся старшего школьного возраста во многом определяется условиями их учебной работы. Новый, более высокий уровень требований, который предъявляется в этом возрасте в процессе учебной деятельности, способствует интенсивному развитию всех психических процессов подростков. Уровень учебной деятельности имеет прямое отношение к формированию их интересов.

Особенности умственной деятельности сказываются на протекании психических процессов: внимания, памяти, речи, воображения, мышления.

Внимание. Преобладает произвольное внимание, старший школьник может легко сосредоточиться на предмете деятельности, владеет приемами переключения внимания, может самостоятельно организовать eгo. На уроке старшеклассник следит за ходом, и ведет необходимые записи.

Развитие внимательности ведет к совершенствованию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.

Память становится произвольной, управляемой. Старший школьник владеет разными приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать, сформулировать то, что запомнилось.

Речь старших школьников более богата по лексике, более гибкая по интонации. Иногда письменная речь развита лучше, чем устная.

Мышление старших школьников приближается к мышлению взрослого. Они уже выделяют в предмете существенное, приходят к пониманию причин того или иного явления.

Мышление отличается от мышления подростка большей систематичностью. Старшеклассники точно классифицируют более частные и более общие понятия. В мышлении складываются все более сложные структуры, необходимые в юности для понимания и объяснения мира. Мышление на уровне формальных операций является высшим достижением этого периода.

Отмечается развитиетеоретического мышления: мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. С большей легкостью, чем подростки, могут размышлять на нравственные, политические и другие темы.

Воображение старших школьников характеризуется существенным развитием самоконтроля. Фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, сейчас критически осмысливается.

Юноши и девушки мечтают и фантазируют подчас так же много, как и дети, но они уже в состоянии относиться к своим фантазиям критически. Особенно ярко проявляется юношеское воображение в мечтах о

будущем. В целом, познавательные возможности старших школьников характеризуются активизацией умственной деятельности, развитием способности к постижению отвлеченного, абстрактного материала. Увеличивается произвольность интеллектуальной деятельности.

Познавательные интересы определяют выбор профессии, что, в свою очередь, влияет на отношение старшеклассника к учебной деятельности.

Выбор профессии связывается не только с потребностями, но и со способностями, с тем, какие требования к человеку предъявляет профессия. Идет развитие общих и специальных способностей.

Выводы и заключения

На основании проведенного нами научно- теоретического исследования мы позволили себе сделать следующие выводы: то что, познавательные процессы в психологии являются очень важными. Сложно представить, как человек может обойтись хотя бы без одного познавательного процесса. Благодаря познавательным процессам, мы имеем возможность строить планы, достигать своих целей и полноценно наслаждаться жизнью.

Старший школьный возраст – это период развития человека от 15-18 до лет. Изменения, происходящие в подростковом возрасте, охватывают как физиологические (гормональные изменения, так и психологические (изменения мотивационно-потребностной сферы, рост уровня самосознания) и социальные (появление новых социальных установок) характеристики ребенка этого возраста.

Под влиянием учебно-воспитательной деятельности познавательные процессы в старший школьный возраст продолжают свое дальнейшее развитие: совершенствуются процессы памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания. Этот возраст относят к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков – их стремление приобщиться к миру взрослых.

Развитие познавательных процессов у подростков имеет две стороны – количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста.

Качественные изменение, прежде всего, характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то какие задачи решает человек, а каким образом он это делает.

Главным признаком этого периода является потребность подростка занять внутреннюю позицию взрослого человека, выбрать профессию, осознать себя членом общества, выработать мировоззрение, выбрать свой жизненный путь.

Самоопределение означает не автономию от взрослых, а четкую ориентацию и определение своего места во взрослом мире.

Список использованной литературы

1. Венгер Л. А. «Психология» М. 1988 г. [211,].

2. Крутецкий В. А. «Психология»: Учебник для учащихся пед. училищ. – М. Просвещение, 1980г. [91,352].

3. Маклаков А. Г. «Психические познавательные процессы». Вузов. СПб. Питер, 2005г. [145].

4. Эксакусто Т. В. «Справочник психолога начальной школы». (второе издание). «Феникс», 2005г. [97,118].

Источник