Развитие познавательной сферы ребенка с дцп

При ДЦП имеет место сложная структура дефекта.

При ДЦП можно говорить об особом виде психического дизонтогенеза: о дефицитарном развитии. Данный вид психического дизонтогенеза возникает при тяжелых нарушениях отдельных анализаторных систем, в том числе и при нарушениях в функционировании двигательного анализатора при ДЦП. Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушения развития отдельных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Дефицитарность моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом по дефицитарному типу связан в тяжестью поражения опорно-двигательного аппарата. Однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы.

Оптимальное развитие такого ребенка может происходить только при условии адекватного воспитания и обучения. В случае недостаточности коррекционно-развивающей работы возникают и нарастают явления депривации, усугубляющие двигательную, познавательную и личностную недостаточность.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

1.нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;

2. повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. Церебро-астенические проявления усиливаются после различных заболеваний, нарастают к концу дня, недели, учебной четверти.

3.повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления и др.

Внимание

Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с ДЦП отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.

Восприятие

для детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

Память

Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную и некоторые другие виды памяти. Образная память тесно связана с восприятием и базируется на нем. Образы восприятия фиксируются в памяти. Таким образом, все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти.

Мышление

у ребенка с ДЦП не дают ему возможности полноценно освоить все многообразие наглядно-действенных задач, которые нормально двигающийся малыш решает почти ежечасно в повседневной жизни. Ребенок с ДЦП лишен возможности двигаться, либо такая возможность ограничена. Следовательно, наглядно-действенное мышление будет формироваться с большим опозданием и весьма своеобразно.

Речь

Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественными и качественными особенностями, значительным своеобразием. Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным, составляет от 70 до 80%. Длительное исследование детей с ДЦП позволило выделить ряд патологических особенностей уже в предречевой период. Е. Ф. Архиповой было проведено исследование 155 детей с церебральным параличом в возрасте от 6 мес. до 2 лет, у 73 из них лепет отсутствовал, у 62 детей спонтанный лепет появился лишь к 1 году, ау 20 детей — только к 2 годам. У детей была малая активность звуковых проявлений, их лепет был беден звуками (наиболее характерными в лепете были сочетания: ма, па, эа, аэ), фрагментарен, слоговые ряды отсутствовали.

Источник

Восстановительное лечение ДЦП – долгий и трудный процесс, требующий многосторонних знаний врача, терпения и действенной помощи родителей.

Применяя все многочисленные комплексы восстановительного лечения и начиная его с первых дней жизни ребёнка, пострадавшего внутриутробно и в родах (если поражение мозговых структур обратимо), в течение 2 – 3 лет удаётся добиться практического выздоровления 65 процентов детей. Это значит, что они смогут посещать ясли, детский сад, школу. В этих целях помимо назначаемой невропатологом фармакотерапии с учётом нейроортопедического статуса больного назначают массаж и лечебную физкультуру, гидрокинезотерапию и гидромассаж, иглорефлексотерапию и искусственную локальную гипотермию, используют лечебное плавание, проводят логопедические занятия и психологическую коррекцию (например, иппотерапию), направленную на оптимизацию высших психических функций и социальную адаптацию. Если заболевание диагностируется, когда ребёнку уже исполнился год и в более поздние сроки, что, к сожалению, наблюдается очень часто, прогноз бывает значительно хуже – даже в случае не столь тяжёлого поражения мозга. В последние десятилетия удаётся, как правило, не только поставить детей на ноги, но и обучить их по программе массовой школы. Поэтапную, разработанную за последние десятилетия восстановительную терапию, начатую в возможно более ранний период заболевания, необходимо проводить постоянно по системе стационар – поликлиника – санаторий в течение ряда лет. Санаторный курс в зависимости от формы заболевания, тяжести его течения, осложняющих основное заболевание синдромов, следует повторять каждый год, минимум – раз в два года и необязательно в условиях курорта. Есть много местных санаториев, в которых работают квалифицированные специалисты. Предупреждение заболеваний и интоксикаций матери в период беременности, рациональное питание, гигиенический режим являются основой профилактики внутриутробных поражений нервной системы ребёнка. Для профилактики родовой травмы большое значение имеет наблюдение за матерью в период беременности, раннее помещение в стационар при наличии отклонений от нормы в её состоянии или в положении плода, правильное и своевременное родоразрешение. Литература

1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

2. Мастюкова Е.М. Причины детских заболеваний.- М.: Просвещение,1999.

Особенности познавательной сферы детей с ДЦП

Особенности развития психических процессов зависят от степени тяжести интеллектуального дефекта.

Восприятие у детей с ДЦП существенно отличается от восприятия нормально развивающихся детей. Оно характеризуется замедленностью, узостью, слабой дифференцированностью, недостаточной сформированностью основных свойств восприятия, фрагментарностью, недостаточной точностью, малой устойчивостью.

Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, у них нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, конструирования, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом.

Читайте также:  Ребенок 1год 10мес развитие

У детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия (гнозиса) затрудняет узнавание усложненных вариантов предметных изображений (перечеркнутых, наложенных друг на друга, «зашумленных» и др.). Существенные трудности наблюдаются в восприятии наложенных изображений. У некоторых детей часто долго сохраняется зрительный след от предыдущего изображения, что мешает дальнейшему восприятию. Наблюдается нечеткость восприятия картинок: одну и ту же картинку со знакомым предметом дети могут «узнавать» по-разному. Многие не умеют найти нужную картинку или узнать ее, не умеют найти нужную деталь на картинке или в натуре. Возникают затруднения в написании цифр и букв: изображения могут быть зеркальными либо перевернутыми, ребенок плохо ориентируется на строке или в клетках тетради. Трудности графического воспроизводства букв могут быть связаны не только с нарушением оптико-пространственных представлений, но и с неврологическими проявлениями (атаксия, парез, гиперкинезы и др.). Нарушение зрительного восприятия может быть связано с недостаточностью зрения, что нередко наблюдается у детей с ДЦП. Такие особенности зрительного анализатора, как снижение остроты зрения, косоглазие, двоение в глазах, нистагм и другие, приводят к дефектному, искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. Таким образом, нарушения зрительного восприятия у детей с ДЦП могут объясняться патологией зрительной системы.

У некоторых детей с ДЦП отмечается снижение слуха, что отрицательно влияет на становление и развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического (не различение сходных по звучанию слов: «коза» – «коса», «дом» – «том»). Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого развития. Ошибки, обусловленные нарушением фонематического восприятия, ярче всего проявляются на письме.

Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязательного восприятия у детей с ДЦП, в том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза). У большинства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практической деятельности, ощупывающие движения рук слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Это ведет к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности.

Восприятие пространства затруднено.

Нарушение этих функций значительно затрудняет овладение такими учебными предметами, как черчение, геометрия, география. Кроме того, эти дефекты лежат в основе особого вида дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения). В процессе коррекционной работы выявилось, что вначале компенсируется дефект зрительного восприятия, затем дефект пространственного восприятия и впоследствии астереогноз.

Таким образом, у ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности и других нарушений задерживается развитие пространственных представлений и формирование схемы тела.

Некоторые специалисты отмечают сенсорную сверхчувствительность у детей с ДЦП. Например, ребенок усиленным мышечным сокращением реагирует на внезапный шум или на неожиданное приближение человека. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма.

Таким образом, для детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

Внимание

Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с ДЦП отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.

Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания.

Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Бывает, что ребенок не в состоянии целенаправленно выполнять даже элементарные действия. Отмечается слабость активного произвольного внимания. При нарушениях активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта — сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации.

Память

Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную и некоторые другие виды памяти. Образная память тесно связана с восприятием и базируется на нем. Образы восприятия фиксируются в памяти. Таким образом, все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти.

Например, нистагм не дает возможности ребенку создать целостное оптическое представление о предмете. Образ восприятия оказывается нечетким, «рваным», фрагментарным и искаженным. Таким же он и «закладывается» в память.

Невозможность последовательного зрительно-осязательного восприятия игрушки приводит к тому, что образ памяти отличается фрагментарностью, нечеткостью, ребенку не удается оценить контуры предмета, его форму, детали, пропорции, его фактуру, другие особенности.

Двигательная память, т.е. запоминание, сохранение, воспроизведение движений, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной патологии при ДЦП. Исследования И. И. Мамайчук и Е. Н. Бахматовой по изучению слухоречевой механической памяти у детей с ДЦП (предлагалось запомнить 10 слов и цифр) выявили у некоторых детей существенные трудности в удержании запоминаемого материала; при повторении дети нарушали порядок цифрового и словесного рядов, добавляли слова и цифры, которые не встречались в тексте. Аналогичные ошибки наблюдались и при запоминании материала, предъявляемого в зрительной модальности.

У некоторых детей с ДЦП механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее, тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение. Часто, однако, наблюдается механическое запоминание порядка следования явлений и их названий. Дети с ДЦП правильно перечисляют сезонные изменения, части суток и дни недели, но затрудняются в понимании каждого явления, путают то, что уже было, с тем, что наступит, т.е. возникают трудности в осмыслении, в понимании сущности явлений.

Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении.

Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов.

Рекомендуемые страницы:

Источник

                                                                    Из опыта работы

Читайте также:  Виды ассоциаций в целостном развитии ребенка

                                                                    учителя-дефектолога ГБОУ №1892,  Паплевиной Н.Н.,

Развитие  познавательной  сферы детей с ДЦП через формирование  мелкой  моторики  рук.

                                                                        Чем  больше  уверенности в движении детской руки,

                                                                            тем ярче речь ребенка,

                                                                               чем больше мастерства  в детской руке,

                                                                                   тем ребенок умнее.

                                                                                                                       В.А.Сухомлинский

       Дети с детским церебральным параличом – это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент. Действительно, как правильно организовать работу с ребенком, если он не ходит и не сидит самостоятельно, а только с помощью родителя, у него почти  или совсем нет произвольных движений ни руками, ни ногами, и он не говорит, а может издавать отдельные звуки, а иногда не может и этого?  Как включить его в социум, как помочь чему-то научиться? Как наполнить его жизнь новым содержанием?  

Опыт работы с детьми с тяжелой двигательной патологией в возрасте 1-7 лет   показывает, что коррекционно-развивающая работа  по развитию познавательной сферы детей с ДЦП может быть достаточно продуктивной, если формирование мелкой моторики  рук  строить  с применением вариативных форм .

К ним я отношу биоэнергопластику,  кинезиологию,  су-джок  терапию, тактильно-кинестетическую стимуляцию.

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА

   Биоэнергопластика – это  соединение  движений  артикуляционного  аппарата  с  движениями  кисти  руки.  

    По  данным  Ястребовой А.В.  и  Лазаренко О.И.  движения  тела, совместно  с  движениями  руки  и  артикуляционного  аппарата, если  они  пластичны, раскрепощены  и  свободны, помогают  активизировать  естественное  распределение  биотоков  в  организме. Это  оказывает  чрезвычайно  благотворное  влияние  на  активизацию  интеллектуальной  деятельности  детей, развивает  координацию  движений  и  мелкую  моторику.  

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

К биоэнергопластике мы относим такие упражнения, как:

-Дома мы сварим из яблок варенье.

Вот какое! (Большой палец вверх, с улыбкой облизать верхнюю и нижнюю губу.)

– В гнезде птица.

Она то вылетит (пальцы в стороны, язык высовываем вперед),

То вернётся в гнездо (большие пальцы прижаты ко дну ладоней, язык спрятан за сжатыми зубами).

И так далее…

Элементы  биоэнергопластики  можно  найти  и  в  системах  развития  интеллекта  методами  кинезиологии. Это  еще  один  аргумент  в  пользу  применения  биоэнергопластики. Поскольку  под  влиянием  кинезиологических  тренировок  отмечены  положительные  структурные  изменения  в  организме: синхронная  работа  полушарий  головного  мозга, развиваются  способности, улучшаются  внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность  и  пластичность  нервных  процессов  осуществляется  на  более  высоком   уровне. Совершенствуется  и  координируется  роль  нервной  системы.  

Исходя из опыта работы можно констатировать  развитие  межполушарной  специализации  и  улучшение  межполушарного  взаимодействия  в  результате  систематического  выполнения  комплексов  кинезиологических  упражнений

КИНЕЗИОЛОГИЯ

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

     Направлена,  на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е.  помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, речью  и т.п.

Пример кинезиологических упражнений:

На полянке дом стоит, (руки ставим домиком перед глазами)

Но  а к дому  путь закрыт.(руки сомкнуты перед грудью)

Мы ворота открываем, (руки разводим в сторону (как можно шире))

В этот домик приглашаем.(руки ставим домиком над головой)

или:

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки. ( поочередно перебираем руками по столу)

Рано утром умывались,( выполняем движения согласно тексту)

Полотенцем растирались,( выполняем движения согласно тексту)

Вправо-влево наклонялись,(наклон головы вправо-влево)

И в болото возвращались.( поочередные хлопки руками по столу)

СУ-ДЖОК  ТЕРАПИЯ

  Следующей вариативной формой коррекционной работы  по формированию мелкой  моторики и развитию познавательной сферы детей с ДЦП,

является Су –Джок терапия. 

      На кистях рук  располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.              

Читайте также:  Оценка пропорциональности развития ребенка и питание

В коррекционной  работе приемы Су – Джок терапии я активно использую в сочетании с речеслуховой гимнастикой,  а так же с целью общего укрепления организма.

Таким образом, Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, так как на занятиях я использую  речевки, отражающие тематику  интегрированного занятия.

Приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/ 

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Следующий прием это: Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж  до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ СТИМУЛЯЦИЯ (ТКС)

    У здорового ребенка много возможностей изменять напряжение своих мышц; оно меняется, когда ребенок злится, радуется или безразличен. Ребенок с церебральным параличом ограничен в своих возможностях. Неправильные позы и патологические реакции приводят к перенапряжению и повышению мышечного тонуса. Особенно это характерно для мышц конечностей.
            

 В своей работе с детьми с ДЦП при развитии познавательной сферы и формировании мелкой моторики рук  я использую еще один метод – тактильно-кинестетическую стимуляцию (ТКС) с применением массажных ковриков и массажных мячей.

      Тактильная кинестетическая стимуляция  в этом случае,   способствует привлечению внимания ребенка к своему телу, в данном случае –  рукам. При этом дети становятся более расслабленными, развивают собственную активность и благодаря интенсивной физической стимуляции получают новые двигательные возможности. К тактильно-кинестетической стимуляции мы подключаем и речеслуховую гимнастику, превращая занятие  в эмоциональную игру.

Пример тактильно-кинестетической стимуляции:

с применением массажного мяча

Ёжик в горку бежит- бегом, бегом, бегом (массируем руку от кисти к плечу, прерывистыми движениями)
А с горы- кувырком, кувырком, кувырком (круговые вращения  от плеча к ладони)

или:

Этот мячик не простой

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно мяч катать по кругу,

Перекидывать друг другу!

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам пора и отдыхать!  (движения соответствуют тексту)

с применением массажного коврика

Поем песенки: А-О-У-И-Ы

 (правая рука лежит на массажном коврике, левой поочередно нажимаем на  кончик каждого пальца  пропевая «песенку», затем меняем руки)

А- (большой палец)

О- (указательный палец)

У- (средний палец)

И- (безымянный палец)

Ы- (мизинец)

  или:

ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ (поочередно нажимаем на  кончик каждого  пальца, пропеваем  по одной нотке. На последние две ноты ЛЯ и СИ нажимаем на всю ладонь)   

   или:

Точит кошка коготки,

Сидя на окошке.

Ах! Какие же они,

Острые  у кошки. (Имитируем движения кошки, поочередно перебираем  руками

                                      по коврику)

Ах! Какие у неё маленькие лапки (руки вытянуты вперед, поочередно гладим свои ручки)

В этих лапках иногда,(руки вытянуты вперед, ладошки открыты)

Прячутся царапки! (руки вытянуты вперед, крутим кулачками)

    Многолетний опыт работы показывает, что выстраивая  занятия   с использованием вариативных методов, позволяет,  не только более эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов, формировать  мелкую  моторику рук, но  и развивать познавательную активность ребенка.  Такая работа продуктивна всегда, она ведет на первом этапе к улучшению двигательной сферы ребенка: снижению спастичности  мышц, уменьшению гиперкинезов,  при ригидности мышц – к повышению тонуса мышц, развитию произвольности в движениях.

 Также, и, на мой взгляд, это очень важный фактор, изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности, ребенок начинает экспериментировать и двигаться не так, как раньше. В процессе коррекционной работы   решаются и другие проблемы: улучшается поведение, появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние. Ситуация успешности и приобретение нового телесного опыта помогает открывать ресурсы, ранее не используемые самим ребенком.

     Очень важным, на мой взгляд, на наших занятиях является обязательное присутствие родителя. Ведь нужно не только ребенка научить двигаться и относиться к себе по-новому, но и родителю показать, что умеет делать ребенок, научить воспринимать его по-новому. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются работе с телом и продолжают эту работу дома. Всегда приятно наблюдать, как родители  радуются достижениям своего дитя, начинают гордиться им.

Используемая литература:

Архипова Е.Ф. Медицинские рекомендации по коррекционно-логопедической работе с детьми, стирающими церебральным параличом, на ранней стадии болезни /К.А. Семенова.-Мед. реабилитация и соц. адаптация больных детским церебральным параличом / Е.Ф. Архипова, К.А. Семенова.–Т.: Медицина, 1979.

Мастерс Р. Телесное осознание. Психофизические упражнения. «София»: 2006

Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. Игры с пальчиками. М, 2002 г.

Сиротюк А.Л.. Коррекция развития интеллекта дошкольника. М, 2002 г.

Шубина Е. Основы телесной терапии. Изд.: «Наука и техника», 2007.

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

ВАРИАТИВНОСТЬ

БИОЭНЕРГО-ПЛАСТИКА

КИНЕЗИОЛОГИЯ

ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕС-КАЯ СТИМУЛЯЦИЯ (ТКС)

СУ – ДЖОК  ТЕРАПИЯ

Источник