Развитие познавательной сферы ребенка раннего и дошкольного возраста
Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста.
Под познавательным развитием понимают совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером и описан следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.
Развитие познавательной сферы у детей совершается в процессе воспитания и обучения, способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки — и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные — превращаются в многообразные и все более совершенные способности.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
- Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
- Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Все виды деятельности способствуют развитию основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. По сравнению с дошкольным возрастом качественно меняется содержание этих процессов и их форма.
Внимание. Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание. Им бывает трудно сосредоточиться на неясном, непонятном, неосмысленном материале. Самоорганизация ребенка есть следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой взрослыми. Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей.Восприятие. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольности восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у детей еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности. Память. Память тоже характеризуется непроизвольностью. Ребенок легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление.
Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. У детей вырабатывается осознание и различение мнемических задач: что-то нужно запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п. Также в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Первоначально дети пользуются самыми простыми способами – длительным рассматриванием материала, многократным повторением материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Лишь немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным приемам произвольного запоминания, большинству требуется специальное обучение, главное направление которого – формирование осмысленного запоминания.
Мышление. В развитии мышления дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями.
Воображение. Воображение в своем развитии проходит две стадии. На первой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны – это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов – это продуктивное воображение. Речь. Одной из функций речи, которые выступают на первый план, становится коммуникативная. Речь разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Особенностью является также формирование письменной речи, хотя она во многом беднее устной, однообразнее, но при этом более развернутая.
Условия и факторы, влияющие на развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших факторов развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста является создание условий, способствующих формированию их способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола, выделили четыре основных условий успешного развития способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается “до потолка” своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
Четвертое условие успешного развития способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Воспитание способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Развитие мелкой моторики ребенка
В.А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.
Письмо первоклассника – это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения – это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье.
Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства.
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
- Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук – один из показателей психического развития дошкольника
- Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
- Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.
При недостатках развития мелкой моторики руки дети:
- Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
- Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).
- Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
- В школе, очень медленный темп письма.
В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на проблеме подготовки к письму. Обычными стали ситуации, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или не достаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.
Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода.
Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:
Старший и подготовительный возраст
– кляксография обычная и трубочкой;
– монотопия предметная и пейзажная;
– печать по трафарету;
– раздувание краски;
– расчёсывание краски;
– рисование нитками;
– рисование солью;
– батик (рисование по ткани) и другие.
Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА.
Основная техника печатки.
В начале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.
Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ. Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)
Учиться рисовать можно не только поролоном, деревянной палочкой, печаткой, но и с помощью обыкновенных НИТОК.
Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА из флакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объёмным.
Ещё один интересный приём нетрадиционного рисования – ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ.
Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами:
• при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.
Полезны ежедневные специальные упражнения для пальцев и кистей рук: например, сжимать рук в кулак и разжимать, показать пальцы по одному, постукивать попеременно двумя пальцами по гладкой поверхности и другие игры с пальчиками. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. Таким образом, создаются важные предпосылки освоения письма в период школьного обучения.
Упражнения с карандашом.
Упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке, обводке; рисование орнаментов, дорисовывание предметов, чудесное превращение геометрических фигур; лабиринты не только тренируют руку ребёнка, но и формируют у него представления о цвете, форме, развивают вкус, что важно для эстетического его воспитания.
Игры с палочками.
Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственное представление. В процессе выполнения заданий у ребёнка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация, развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, логическое мышление, речь.
Физкультурные минутки.
Дошкольники быстро утомляются и при умственной, и при физической нагрузке. Проведение физкультурных минуток в сопровождении рифмовок, стихов, счёта имеет ряд преимуществ: стимулирует умственную деятельность, тренирует психические процессы (память, внимание, способствует хорошему эмоциональному настроению, обеспечивает, благодаря смене деятельности, отдых.
Упражнения в тетради.
Упражнения в тетради способствуют развитию графических навыков у детей. Ребёнок знакомится с тетрадью, её разлиновкой, рабочей строкой, упражняется в счёте клетки, сравнивает величины, чертит прямые линии в разных направлениях, обводит контур изображения, дорисовывает, штрихует, раскрашивает, учится сравнивать объекты, устанавливая их сходства или различия, измерять их условной меркой-клеткой.
Игры с различными предметами и материалами.
Изготовление игрушек, разных поделок, игры со шнуровкой – труд кропотливый, и интересный, необычный и очень приятный. Такие задания расширяют представления детей об окружающем мире, развивают внимание, любознательность детей, совершенствуют сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность. Дети учатся правильно пользоваться материалами, содержать их в порядке, приобретают немало практических умений и навыков, учатся планировать, оценивать работу.
Источник
В раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память, внимание, речь. Среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Выготский подчеркивал, что все психические процессы в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятия и с помощью восприятия».
Восприятие. Несмотря на то, что к концу первого года жизни ребенок узнает окружающие предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Чаще всего он выхватывает какой-либо один признак и опознает предмет по нему.
Восприятие ребенка развивается в процессе предметной деятельности. Особое значение имеют соотносящие действия, способствующие ориентации ребенка на различные свойства предметов. Овладение подобными действиями зависит от помощи взрослого и от использования самообучающих игрушек (например, закрывание коробки, нанизывание колец пирамиды, матрешка).
Сначала ребенок будет выполнять действия через практическую пробу, потому что он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, ребенок обнаруживает, что они не подходят, начинает пробовать другую. Игрушки сами как бы подсказывают, какая деталь подходит.
От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других предметов. Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных.
В 2—2,5 года для ребенка становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу — сначала по форме, величине, потом по цвету. Накопленный запас представлений о свойствах предметов способствует формированию образов восприятия.
Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками предметов в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, в которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой умственного развития.
Развитие речи. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребенка. Раннее детство является сенситивным периодом (периодом повышенной восприимчивости) для усвоения речи. Почему именно в этом возрасте речь имеет наиболее благоприятные условия для развития? Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие делового сотрудничества. Предметная деятельность, кроме того, создает основу для получения разнообразных впечатлений, усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.
Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни Основные тенденции в развитии речи детей раннего возраста следующие:
- • продолжает совершенствоваться понимание речи взрослых. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем слова-названия, позднее понимает инструкцию и, наконец, понимает текст, рассказы. Речь начинает выступать в роли основного средства познания;
- • активный словарь ребенка 11 —12 месяцев включает обычно от 4—5 до 30—40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляются изредка. После полутора лет ребенок делает первое речевое открытие — каждый предмет имеет свое название. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем — примерно 1200—1500 слов. В словарном запасе встречаются почти все части речи;
- • в конце первого года жизни, как мы уже упоминали, характерна автономная речь, состоящая из аморфных слов-корней. Позднее дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного слова, не изменяющегося по родам и падежам. Каждое такое слово-предложение может иметь несколько разных значений. Когда малыш произносит «мама», это может означать и «мама, возьми меня на ручки», и «мама, хочу гулять» и многое другое.
Примерно после полутора лет приходит двухсловная «телеграфная речь», состоящая из необходимых ключевых слов. Предложения из 2—3 слов ребенок конструирует без изменения формы слов. Как правило, это субъект и его действие — «дядя стучит»; действие и объект — «дай хлеб»;
- • третий год жизни ребенка характеризуется возрастанием речевой активности: возрастает интерес к речи взрослого (прислушивается не только к речи, обращенной к нему), расширяется круг речевого общения ребенка (много говорит не только с близкими, но и с чужими взрослыми). Но речь в раннем возрасте, как правило, является как бы частью совместной деятельности со взрослым. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, фразы становятся полными или распространенными. На третьем году жизни уже возможен рассказ о виденном, пересказ услышанного;
- • фонематический слух развивается раньше артикуляции. Ребенок сначала научается слушать слова, а затем правильно говорить [7];
- • развитие речи в данном возрасте неразрывно связано с развитием мышления ребенка. Если на первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга — мышление существует в форме манипуляций с предметами, а речь в форме лепета, эмоциональных возгласов, — то в раннем возрасте (около 2 лет) линии развития мышления и речи совпадают. По словам Л.С. Выготского, вырастая из общения и становясь средством мышления, речь открывает дорогу вербальному, речевому мышлению, наиболее специфичному для человека, возможности которого безграничны.
Развитие мышления. Ребенок раннего возраста познает окружающий мир в основном руками (в процессе «делания»), т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы.
Например, двухгодовалому малышу впервые показали пирамидку. Игрушка явно его заинтересовала, ощупывая и манипулируя с ней, он случайно срывает макушку, и пирамида рассыпается. Ребенок в растерянности, которая сменяется искренним огорчением – новая игрушка сломалась! На помощь приходит взрослый и говорит, что игрушку можно собрать. Успокаивая ребенка, он показывает, как собирается игрушка. Ребенок счастлив и теперь без страха рассыпает пирамидку, надеясь так же быстро ее собрать. Но начиная это делать, он видит, что пирамидка собрана неправильно. Пред ребенком встает мыслительная задача: как правильно собрать части пирамидки? Решить он ее может только в процессе «делания», перебирая и укладывая колечко за колечком, соотнося каждое последующее с предыдущим по размеру. Только с помощью конкретных предметных действий, сначала методом проб и ошибок» ребенок решает мыслительную задачу.
При усвоении предметных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений. Можно выделить три ступени в развитии обобщения у детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.
Для первой ступени характерны ранние наглядные обобщения, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам (чаще всего цвет и размер).
На второй ступени предметы группируются по существенным и несущественным признакам.
На третьей ступени начинают формироваться общие понятия. Ребенок начинает из всех признаков выделять существенные и постоянные, к которым относятся прежде всего общественная функция предмета и способ действия с ним. Средством фиксации и закрепления детских обобщений служит речь.
Овладение практической деятельностью и приобщение к речи приводит к формирова-нию элементов наглядно-образного мышления. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг задач.
Память и внимание ребенка в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность. Сознательный контроль за выполнением отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета и действия с ним. Поэтому ребенок плохо переключает свое внимание, легко отвлекается.
Источник