Развитие познавательной деятельности ребенка средствами игры

Кальметова Фира

Развитие познавательных способностей у дошкольников через игровую деятельность

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Я третий год работаю по теме: «Развитие познавательных способностей у дошкольников через игровую деятельность», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через игровую деятельность,которая предусматривает решение следующих задач:

1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

4.Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи – словаря) ;

6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Получаемый результат: в процессе игры у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Третий год работаю над данной темой. Свою работу начала с развития предметно-развивающей среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В группе создан уголок «В гостях у Игровичка», где собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия такие,как: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Ваза», «Разноцветный сундучок», «Мудрая змея», «Воздушное облако», «Цветик-семицветик», «Бурёнка» «Зонт», «Часы», «Африка». Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр,как:

– «Бесконечная классификация»;

– «Найди по описанию»;

– «Найди лишний предмет»;

– «Узнай по тени дерево»;

– «Соберем урожай»;

– «Садовник и цветы»;

– «Поиск общего»;

– «Поиск аналогов»;

– «Что к чему подходит?»;

– «Что растет на грядке?»;

– «Поиск противоположных предметов»;

– «Животные Африки»;

Работа по познавательному развитию через игровую деятельностьведется по двум направлениям:

Работа с детьми;

Работа с родителями.

Работа с детьми:

Обучение детей строится на основе программы «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы”

Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

В интеллектуальном развитии применяю такие игры: Логические блоки Дьенеша, игры из серии «Кубики и цвет», мягкий конструктор Г. В. Урадовских для составления фоновых композиций (которого сделала сама, «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чего не стало?», «Четвёртый лишний», «Путаница?» и т. д.

В развитии внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет» и т. д.

В развитии восприятия и памяти: “Большой – маленький”, “Времена года”, “С какого дерева листик”, “Назови, кто я?”, “Помоги найти маму”, “Где, чей домик?”, “Оденем Машу на прогулку”, «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?», «Кто не на месте?», «Рассмотри внимательно», «Найди предмет» и т. д.

По развитию речи: “Съедобное-несъедобное”, “Кто как кричит?”, “Что лишнее?”, “Узнай по голосу”, “Хорошо-плохо”, “Это кто к нам пришёл?”, «Угадай, что я съел», «Что за предмет?» и т. д.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.По математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения:

– игры- головоломки;

– игры- шутки;

– игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится?», «Кто быстрее найдет», «Незаконченные картинки», «Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки».

По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление,на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».

При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности,наблюдательности: «Деревья», «Садовник и цветы», «Кто летает?», «Отгадай-ка» и т. д.

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я совместно с родителями создаю в группе предметно-развивающую среду – специальную зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Применяю в работе с детьми различные игры, в том числе и электронные игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Интересная игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Широко использую: игры – путешествия, презентации. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Работа с родителями:

В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».

Такая систематическая работа дала положительные результаты.

В перспективе я планирую:

1. изготовление (приобретение) новых дидактических игр;

2. создание картотеки игр;

3. распространение опыта.

Источник

Помыткина Татьяна

Семинар-практикум «Организация детской познавательной деятельности средствами игры»

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

Тема семинара-практикума: “Организация детской познавательной деятельности средствами игры”

Цель: Повышать методический уровень, способствовать творческому поиску педагогов.

Задачи:

1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива воспитателей.

2. Расширить знания педагогов об особенностях формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на не-сколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья

Прошу отвечать громко «нет» или «да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но на семинар все равно вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей же вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что -то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Вы скучные лекции слушали? (нет)

Чтоб дух игры нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда вас прошу мне во всем помогать!

Приветствие кончилось. Можно начать.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую минуту человек принимает какую-то информацию, обрабатывает ее, что-то оставляя, что-то игнорируя, а от чего – то просто избавляясь.

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами.

В дошкольном возрасте ребенок учится формировать личное отношение к вещам, предметам, людям. И чтобы это было правильно, взрослые должны направлять его.

Деятельность – необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.

Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности,заключающейся:

– в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

– намечать план действий;

– отбирать способы решения поставленной задачи;

– добиваться результата и анализировать его.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.

Так как дошкольник большую часть времени проводит в игре, познавательная деятельность пронизывает игровые сюжеты и действия. Игра выступает как наглядная модель отношений в обществе и дает множество информации ребенку.

С одной стороны, дошкольник усваивает важные знания, выполняя различные роли. Но с другой стороны, игры часто создаются как иллюстрация познавательного процесса.

Одними из основных форм организации познавательной деятельности детей являются дидактические и сюжетно-дидактические игры.

Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное – эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.

Любая игра преследует несколько целей. Это и развитие внимания, мелкой моторики, мышления и других психических процессов.

В процессе использования предлагаемых игр происходит развитие интереса к игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребенком, взаимодействие детей между собой.

Игры на развитие мелкой моторики

На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией.

Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. Эти игры особенно важны, так как для многих детей свойственные нарушения мелкой моторики, что в дальнейшем отрицательно сказывается на формировании двигательной основы речи (игры с баночками и коробочками, с пирамидками, с стаканчиками, с матрешками, с рамками-вкладышами, с мозаикой, с конструктором, с прищепками, с палочками и т. д., пальчиковые игры).

Игры на развитие восприятия

Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. В процессе их использования детей учат выделять свойства предметов, соотносить их между собой, знакомят с сенсорными эталонами, учат ориентировке в окружающем пространстве, в частях собственного тела.В ходе использования игр данной группы помимо зрительного развивается тактильно-двигательное восприятие: детей учат различать на ощупь предметы различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности.

1. Восприятие цвета.

Классификация «Что желтое, зеленое, синее, красное?»

Цели: учить детей различать цвета, распределять картинки по соответствующим группам, опираясь на признаки цвета.

Перед детьми (ребенком) кладется образец – цветная Карточка (ряд цветных карточек). Ребенку предлагаются по одной карточки, которые он (они) должен распределить по цвету в ту или другую группу, правильно соблюдая цветовой признак.

2. Восприятие формы

Игра: «Дай такой»

Цель: учить детей при выборе формы по образцу отвлекаться от других признаков.

Педагог складывает различные по форме детали от разных конструкторов в коробку (ящик, корзинку, мешочек, перемешивает их, а затем вынимает по одной детали, показывает ребятам и предлагает им найти среди своих деталей (у каждого ребенка так же стоит коробочка с различными деталями)такую же: «Дай такой же». Дети внимательно смотрят и находят необходимую деталь, показывая ее педагогу,говорят: «Вот такой же». Игра продолжается до тех пор пока все детали не будут выбраны из коробок.

3. Восприятие величины.

Задания на сравнение общей величины предметов и таких параметров как высота, длина, ширина, толщина.

Игра: “Три медведя”.

Цель: учить выделять величину предмета, соотноси предметы по величине.

Перед детьми появляются три медведя: «Тук-тук. Kто там? Вот Мишка. Мишка большой. Мишка – папа», «Тук-тук. Кто там? Вот Мишка. Поменьше. Мишка – мама», «Туктук. Кто там? Вот Мишка. Мишка маленький». Затем педагог предлагает детям рассадить медведей на стулья,обращая их внимание на соотношение величин: «Мишка, сядь! Мишка большой. Стул маленький. Мишка упал. Не верно. Вот большой стул. Мишка маленький – стул маленький».

Затем дети самостоятельно расставляют тарелки, раскладывают ложки («Кому большую тарелку, большую ложку?», укладывают медведей спать.

4. Восприятие пространственных отношений.

Что находится вокруг домика: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, близко, далеко?

Найти похожие картинки (по расположению фигур, предметов)

Выполнение команд на движение рук, ног, головы, туловища. Понимание команд на движение.

Работа с понятиями: справа и слева, вверху – внизу, далеко – близко и т. д.

5. Развитие тактильно- двигательного восприятия

Тактильные яблоки

Цель: развивать тактильно-двигательное восприятие.

Педагог предлагает ребенку поиграть. Касаясь яблок на яблоне, дети должны определить идентичные пары. Проверить правильность выбора можно по идентичным рисункам, напечатанным на обратной стороне каждой пары.

Так же может быть использована различная крупа, зашитая в яблоки.

Игры на развитие внимания и памяти

Эти игры направлена на развитие внимания, они формируют у дошкольника умение сосредотачиваться на определенных сторонах предметов и явлений, способствуют переходу от непроизвольного к произвольному вниманию. В процессе их использования дети учатся запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их после отсрочки, находить местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при сопоставлении.

Игра “Поиск по памяти”

Цель игры: развить память, координацию, внимание.

Разложите все выбранные игрушки па полу. Сообщите ребенку, что сейчас ему необходимо запомнить, где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 2-3 минуты. Затем завяжите ему глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и начинайте засекать время поиска.

Игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Игра развивает слуховое внимание ребенка.

Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним.Например:взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым,взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение.Например:взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

Игра “Сделай, как я!”

Игры на развитие мышления и воображения

При использовании игр на развитие мышления и воображения важно научить детей анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними.В процессе использования игр происходит овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и элементами логического.

Играем в вопросы

Вопросы на развитие образного мышления, воображения.

– «На что похоже?», «Как выглядит?» (На что похоже это облако? Гора? Веревка? и т. п.)

Вопросы на осмысление явлений окружающего мира.

– «Для чего?» (Для чего дети ходят в школу) – «Что такое?» (Что такое свет) – «Что это значит?» (Что означает «угрожать»).

Вопросы на выявление причинно – следственной связи.

– «Что будет, если. ?» (Что будет, если мороженое заговорит? Что будет, если трамвай начнет петь).

Вопросы на выявление аналитического мышления.

– «В чем различие и в чем сходство коровы и крапивы, крокодила и камня).

Ситуация «Невротический ребёнок».

-Вашему вниманию предлагается послушать историю, может кому-то она покажется знакомой, похожей.

Маленькая Маша с мамой пришла на берег моря.

– Мама, можно я поиграю в песке?

– Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.

– Мама, можно я побегаю по воде?

– Нет. Ты намокнешь и простудишься.

– Мама, купи мне мороженое.

– Нет. У тебя заболит горло.

Маленькая Маша начала плакать. Мама повернулась к стоявшей неподалёку женщине и сказала:

– Господи, Боже мой! Вы когда-нибудь видели такого невротического ребёнка?

(рассуждения воспитателей, характеристика «невротической» личности, определение неверного поведения со стороны матери).

– Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, не должны идти у ребенка на поводу, но обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.

Мы все хотим, чтобы наши дети были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.

Но все это невозможно без кропотливого труда педагогов, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.

Подведение итогов. В заключении хочу добавить то, что у любого ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Источник