Развитие познавательной активности ребенка во втором полугодии

Развитие познавательной активности ребенка во втором полугодии thumbnail

Развитие познавательной активности в младенческом воз­расте, которая является важнейшей предпосылкой становления мышления, происходит в манипулятивной деятельности с пред­метами.

С разнообразными свойствами предметов — их формой, ве­личиной, весом, плотностью, устойчивостью и пр. — младенец знакомится в процессе манипулирования. Изменение положе­ния пальцев в то время, как рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Предмет как бы «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. К 10—11-му месяцу это «обучение» приводит к тому, что, посмотрев на предмет, ребе­нок складывает свои пальцы в соответствии с его формой и ве­личиной — таким образом возникает координация руки и глаза. Складывается зрительное восприятие формы и величины. Ма­нипулирование предметами приводит к открытию в предметах все новых свойств, которые вызываются совершаемыми дей­ствиями или обнаруживаются в них. Это такие свойства, как перемещение, падение, звучание, мягкость или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Переход к манипулирова­нию двумя предметами открывает новые свойства — расчле-няемость на части, нахождение одного предмета в, на, над или под другим.

Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он действует; как только прекращается действие, исчезает и «зна­ние».

К 8—9 месяцам малыша начинают привлекать не только дей­ствия и их результаты, но и свойства предметов, благодаря ко­торым эти результаты становятся возможными. Об этом гово­рит изменение отношения к незнакомым предметам. Новизна привлекает ребенка на протяжении всего первого года, но до известного момента новый предмет — это только новый мате­риал для известных и привычных манипуляций. Появление ин­тереса к свойствам предмета выражается в том, что прежде, чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориенти­руется в его свойствах, как бы исследует его: ощупывает его

поверхность, переворачивает, медленно двигает и лишь после такого обследования применяет привычное манипулирование, причем не механически, а как бы выясняя, на что этот предмет пригоден.

Наиболее явно внимание ребенка к свойствам предмета об­наруживается к концу года, когда он пытается применить усво­енные действия к разнообразным предметам, имеющим разные свойства (толкает палочкой шарик, колесико, мячик).

Постепенно за меняющимися впечатлениями предмет на­чинает выступать для ребенка как нечто постоянно существую­щее, имеющее неизменные (инвариантные) свойства. В 8—9 месяцев дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные предметы, и такая игра становится любимой забавой малышей. Примерно к этому же возрасту дети начинают узнавать предметы, незави­симо от их положения в пространстве, и правильно определяют величину предметов, независимо от расстояния до них. Таким образом складываются представления об устойчивости, инвари­антности свойств предметов. Получаемые при манипулирова­нии впечатления складываются в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм мышления.

Следует подчеркнуть, что познавательная активность и ис­следовательская деятельность ребенка во многом определяются его отношениями с близкими взрослыми.

В работе С. Ю. Мещеряковой (1982 г.) изучалось вли­яние аффективно-личностных связей на характер иссле­довательской деятельности детей в конце первого года жизни в незнакомой ситуации. В этой работе участвова­ли две группы детей – младенцы из семьи и из дома ребенка. Поведение детей наблюдалось в двух экспери­ментальных ситуациях – положительного и отрицатель­ного эмоциогенного характера (в «отрицательной» ситу­ации ребенку показывали незнакомую и пугающую его заводную игрушку). В каждой ситуации ребенок сначала находился без близкого взрослого, а затем – в его при­сутствии (для семейных детей близким взрослым была мать, а для детей из дома ребенка – ухаживающая за ними медсестра).

Эти эксперименты выявили значительные различия между группами семейных детей и воспитанников дома ребенка в обеих ситуациях. В положительной эмоциоген-ной ситуации приход близкого взрослого значительно по­вышал игровую активность детей, они старались привлечь матерей к игре, поделиться с ними своими впечатления­ми. Воспитанники дома ребенка почти не проявляли ника­кой инициативы в общении с медсестрой, они, напротив, ожидали ее активных действий.

В отрицательной эмоциогенной ситуации различия были еще заметнее. Появление матерей в этой ситуации радикально меняло поведение семейных детей: они пере­ставали бояться пугающего предмета и обращались к ма­терям за эмоциональной поддержкой, а получив ее, начи­нали смело обследовать «страшную» игрушку. Присутствие матери стимулировало познавательный интерес и иссле­довательскую активность. Появление и присутствие мед­сестры не вносило существенных изменений в поведение детей из дома ребенка. Они лишь прятались за нее, пыта­ясь защититься от пугающего предмета, но не разворачи­вали никакой исследовательской или коммуникативной активности. Отсутствие у них аффективных связей со взрослым ослабляло интерес к внешнему миру и снижало познавательную активность,

Все эти факты говорят о том, что под влиянием общения со взрослым к концу младенчества у нормально развивающегося ре­бенка начинают складываться познавательная активность и пер­воначальные представления об окружающем мире, которые со­ставляют необходимую предпосылку для усвоения разных форм общественного опыта.

ИТОГИ

В первом полугодии жизни познавательная активность младенца проявляется в слуховом и зрительном сосредоточе­нии на воспринимаемых предметах, в эмоциональных реакциях на сенсорные стимулы. В конце первого полугодия благодаря тому, что взрослый привлекает внимание ребенка к окружаю­щим предметам, возникают движения младенца, направлен­ные на схватывание и удержание предмета, – акт хватания.

Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность младенца, которая выдвигается на положение ведущей, и в ней происходит интенсивное разви­тие предметных действий и познавательной активности мла­денца.

Сначала все предметы ребенок пытается схватить одина­ково, прижимая пальцы к ладони.

В дальнейшем, на 5-7-м месяце жизни, происходит совер­шенствование хватания.

Во-первых, движения руки становятся все более точными, направленными на цель. Во-вторых, рука раскрывается, рас­положение пальцев все больше зависит от того, какой пред­мет берет ребенок.

Совершенствование хватательных движений приводит к усложнению манипулятивных действий. Ребенок начинает замечать результат своих действий и активно его воспроиз­водить.

Во втором полугодии ярко проявляется направленность на результат. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновре­менно с двумя предметами.

К концу года дети замечают не только прямые, но и косвен­ные результаты своих действий. Манипулирование предме­тами позволяет ребенку выделить постоянные, устойчивые их свойства, благодаря чему формируется образ предмета и пред­ставление о его инвариантности.

Наличие аффективно-личностных связей повышает позна­вательную и практически -действенную активность ребенка. Под влиянием общения со взрослым к концу младенчества у нормально развивающегося ребенка складываются любозна­тельность и первоначальные представления об окружающем мире, которые составляют необходимую предпосылку для ус­воения разных форм общественного опыта.

Вопросы

1. В чем проявляется познавательная активность детей в первом полугодии жизни?

2. Какова роль взрослого в становлении хватательных дви­жений младенца?

3. Когда и как появляется координация руки и глаза?

4. Как происходит развитие манипуляций во втором полу­годии жизни?

5. Что дает развитие манипуляций для становления вос­приятия и мышления ребенка?

6. Какая деятельность становится ведущей во втором по­лугодии жизни и в чем она заключается?

7. Как связаны манипулятивная деятельность и ситуатив­но-деловое общение младенца со взрослым?

8. Какова роль взрослого в развитии познавательной ак­тивности младенца?

Глава 5

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Сдам Сам

Развитие познавательной активности в младенческом воз­расте, которая является важнейшей предпосылкой становления мышления, происходит в манипулятивной деятельности с пред­метами.

С разнообразными свойствами предметов — их формой, ве­личиной, весом, плотностью, устойчивостью и пр. — младенец знакомится в процессе манипулирования. Изменение положе­ния пальцев в то время, как рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Предмет как бы «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. К 10—11-му месяцу это «обучение» приводит к тому, что, посмотрев на предмет, ребе­нок складывает свои пальцы в соответствии с его формой и ве­личиной — таким образом возникает координация руки и глаза. Складывается зрительное восприятие формы и величины. Ма­нипулирование предметами приводит к открытию в предметах все новых свойств, которые вызываются совершаемыми дей­ствиями или обнаруживаются в них. Это такие свойства, как перемещение, падение, звучание, мягкость или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Переход к манипулирова­нию двумя предметами открывает новые свойства — расчле-няемость на части, нахождение одного предмета в, на, над или под другим.

Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он действует; как только прекращается действие, исчезает и «зна­ние».

К 8—9 месяцам малыша начинают привлекать не только дей­ствия и их результаты, но и свойства предметов, благодаря ко­торым эти результаты становятся возможными. Об этом гово­рит изменение отношения к незнакомым предметам. Новизна привлекает ребенка на протяжении всего первого года, но до известного момента новый предмет — это только новый мате­риал для известных и привычных манипуляций. Появление ин­тереса к свойствам предмета выражается в том, что прежде, чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориенти­руется в его свойствах, как бы исследует его: ощупывает его

поверхность, переворачивает, медленно двигает и лишь после такого обследования применяет привычное манипулирование, причем не механически, а как бы выясняя, на что этот предмет пригоден.

Наиболее явно внимание ребенка к свойствам предмета об­наруживается к концу года, когда он пытается применить усво­енные действия к разнообразным предметам, имеющим разные свойства (толкает палочкой шарик, колесико, мячик).

Постепенно за меняющимися впечатлениями предмет на­чинает выступать для ребенка как нечто постоянно существую­щее, имеющее неизменные (инвариантные) свойства. В 8—9 месяцев дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные предметы, и такая игра становится любимой забавой малышей. Примерно к этому же возрасту дети начинают узнавать предметы, незави­симо от их положения в пространстве, и правильно определяют величину предметов, независимо от расстояния до них. Таким образом складываются представления об устойчивости, инвари­антности свойств предметов. Получаемые при манипулирова­нии впечатления складываются в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм мышления.

Следует подчеркнуть, что познавательная активность и ис­следовательская деятельность ребенка во многом определяются его отношениями с близкими взрослыми.

В работе С. Ю. Мещеряковой (1982 г.) изучалось вли­яние аффективно-личностных связей на характер иссле­довательской деятельности детей в конце первого года жизни в незнакомой ситуации. В этой работе участвова­ли две группы детей – младенцы из семьи и из дома ребенка. Поведение детей наблюдалось в двух экспери­ментальных ситуациях – положительного и отрицатель­ного эмоциогенного характера (в «отрицательной» ситу­ации ребенку показывали незнакомую и пугающую его заводную игрушку). В каждой ситуации ребенок сначала находился без близкого взрослого, а затем – в его при­сутствии (для семейных детей близким взрослым была мать, а для детей из дома ребенка – ухаживающая за ними медсестра).

Эти эксперименты выявили значительные различия между группами семейных детей и воспитанников дома ребенка в обеих ситуациях. В положительной эмоциоген-ной ситуации приход близкого взрослого значительно по­вышал игровую активность детей, они старались привлечь матерей к игре, поделиться с ними своими впечатления­ми. Воспитанники дома ребенка почти не проявляли ника­кой инициативы в общении с медсестрой, они, напротив, ожидали ее активных действий.

В отрицательной эмоциогенной ситуации различия были еще заметнее. Появление матерей в этой ситуации радикально меняло поведение семейных детей: они пере­ставали бояться пугающего предмета и обращались к ма­терям за эмоциональной поддержкой, а получив ее, начи­нали смело обследовать «страшную» игрушку. Присутствие матери стимулировало познавательный интерес и иссле­довательскую активность. Появление и присутствие мед­сестры не вносило существенных изменений в поведение детей из дома ребенка. Они лишь прятались за нее, пыта­ясь защититься от пугающего предмета, но не разворачи­вали никакой исследовательской или коммуникативной активности. Отсутствие у них аффективных связей со взрослым ослабляло интерес к внешнему миру и снижало познавательную активность,

Все эти факты говорят о том, что под влиянием общения со взрослым к концу младенчества у нормально развивающегося ре­бенка начинают складываться познавательная активность и пер­воначальные представления об окружающем мире, которые со­ставляют необходимую предпосылку для усвоения разных форм общественного опыта.

ИТОГИ

В первом полугодии жизни познавательная активность младенца проявляется в слуховом и зрительном сосредоточе­нии на воспринимаемых предметах, в эмоциональных реакциях на сенсорные стимулы. В конце первого полугодия благодаря тому, что взрослый привлекает внимание ребенка к окружаю­щим предметам, возникают движения младенца, направлен­ные на схватывание и удержание предмета, – акт хватания.

Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность младенца, которая выдвигается на положение ведущей, и в ней происходит интенсивное разви­тие предметных действий и познавательной активности мла­денца.

Сначала все предметы ребенок пытается схватить одина­ково, прижимая пальцы к ладони.

В дальнейшем, на 5-7-м месяце жизни, происходит совер­шенствование хватания.

Во-первых, движения руки становятся все более точными, направленными на цель. Во-вторых, рука раскрывается, рас­положение пальцев все больше зависит от того, какой пред­мет берет ребенок.

Совершенствование хватательных движений приводит к усложнению манипулятивных действий. Ребенок начинает замечать результат своих действий и активно его воспроиз­водить.

Во втором полугодии ярко проявляется направленность на результат. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновре­менно с двумя предметами.

К концу года дети замечают не только прямые, но и косвен­ные результаты своих действий. Манипулирование предме­тами позволяет ребенку выделить постоянные, устойчивые их свойства, благодаря чему формируется образ предмета и пред­ставление о его инвариантности.

Наличие аффективно-личностных связей повышает позна­вательную и практически -действенную активность ребенка. Под влиянием общения со взрослым к концу младенчества у нормально развивающегося ребенка складываются любозна­тельность и первоначальные представления об окружающем мире, которые составляют необходимую предпосылку для ус­воения разных форм общественного опыта.

Вопросы

1. В чем проявляется познавательная активность детей в первом полугодии жизни?

2. Какова роль взрослого в становлении хватательных дви­жений младенца?

3. Когда и как появляется координация руки и глаза?

4. Как происходит развитие манипуляций во втором полу­годии жизни?

5. Что дает развитие манипуляций для становления вос­приятия и мышления ребенка?

6. Какая деятельность становится ведущей во втором по­лугодии жизни и в чем она заключается?

7. Как связаны манипулятивная деятельность и ситуатив­но-деловое общение младенца со взрослым?

8. Какова роль взрослого в развитии познавательной ак­тивности младенца?

Глава 5

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.

Источник

Второе полугодие жизни
Во втором полугодии жизни младенец, уже умеющий действовать с предметами, становится в новую позицию по отношению к взрослому. Прежнее, ситуативно-личностное, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Это ярко проявляется в его поведении. Если взять 7-8-месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, он решительно отодвинет лицо взрослого и будет трогать все доступные и недоступные для манипулирования предметы волосы, воротник, серьги и т. д.
Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с движениями, например ≪в козу≫ (Идет коза Рогатая…) или ≪по ровненькой дорожке… В яму бух!≫. От этих игр дети 7-10 месяцев приходят в восторг. Но простого ≪сюсюканья≫ ребенку уже недостаточно. Таким образом, во втором полугодии жизни возникает новая форма общения со взрослым, которая получила название ситуативно-деловой.
Появление у детей потребности в сотрудничестве не следует автоматически из развития манипуляций с предметами, хотя они и являются необходимым условием формирования этой потребности. Одним из важных условий возникновения потребности в сотрудничестве является достаточное удовлетворение ранней, более примитивной потребности во внимании взрослого. Это достигается на этапе ситуативно- личностного общения. Дефицит такого общения приводит к тому, что и во втором полугодии ребенок будет стремиться только к ласке и вниманию взрослого и избегать предметного взаимодействия.
После шести месяцев дети хорошо различают положительные и отрицательные воздействия взрослых и по-разному реагируют на них: при порицании или осуждении со стороны взрослых у них начинают преобладать негативные проявления — малыши обижаются, отворачиваются, а иногда и плачут. Интересно, что сроки появления дифференцированного отношения к отрицательным и положительным воздействиям зависят от условий воспитания детей.
После 5-6 месяцев возникают качественные различия в отношении детей к знакомым и незнакомым взрослым.
Во втором полугодии отношение к близким и посторонним взрослым различаются качественно — при встрече с незнакомым взрослым появляется смущение, скованность, в то время как близкие взрослые воспринимаются спокойно и в зависимости от ситуации вызывают широкую гамму эмоций (восторг при встрече, огорчение при уходе, радость во время игр, гнев и обиду при запретах).
Предпосылки развития речи
Во втором полугодии начинает формироваться новое и самое главное средство человеческого общения — речь. Хотя до 12-15 месяцев ребенок — еще не говорящее существо и первый год жизни считается довербальным периодом развития, в этот период складываются очень важные условия и предпосылки овладения речью, которые во многом определяют дальнейший ход речевого развития. Подготовка к появлению речи идет двумя
путями:
1) развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи);
2) развитие предречевых вокализаций ребенка, которые предшествуют собственной активной речи.
Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно показываемый предмет. Шести-семимесячный ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, если он находится на постоянном месте, и фиксирует его взглядом. В 7-8 месяцев младенец уже может найти названный предмет в любом месте. В этом же возрасте ребенок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения на слово ≪ладушки≫, например он хлопает в ладошки, а на слово ≪до свидания≫ — машет ручкой. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, лежать, ходить и пр.).
Вокализации младенца первого полугодия мало напоминают человеческую речь, они скорее похожи на бульканье воды или пение птиц, их очень трудно воспроизвести. И вот, в середине первого года, когда это ≪щебетание≫ достигает своего апогея, в вокализациях ребенка появляются совсем четкие и ясные звуки, очень похожие на осмысленную человеческую речь: ≪ба-ба-та≫, ≪ма-ма-да-да≫ и пр. Вокализации такого типа, воспроизводящие звуки речи, называют лепетом.
Лепет является наиболее прогрессивным видом предречевых вокализаций младенца, предшествующим появлению активной речи. Его появление свидетельствует о том, что голосовой аппарат ребенка готов к воспроизведению ≪человеческих слов≫.
Из  экспериментов стало ясно, что слышимая речь оказывает влияние на речевое развитие младенцев только тогда, когда она связывается ребенком, с близкими и знакомыми взрослыми.
Развитие манипулятивных действий младенца
Важнейшее достижение первого полугодия — овладение схватыванием предметов — кладет начало новой, манипулятивной деятельности. Со второго полугодия эта деятельность становится главной для ребенка и выдвигается на положение ведущей, поскольку именно в ней происходит развитие всех сторон психики ребенка.
Совершенствование хватательных движений приводит к усложнению манипулятивных действий. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Простейший пример такого действия — постукивание двумя погремушками. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один предмет в другой, положить, поставить или нанизать один на другой и пр.
К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий — они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, сняв трубку телефона — услышать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом телевизора, включая и выключая его. Все эти действия приносят детям огромное удовольствие, и они стремятся многократно воспроизводить их.
С помощью взрослых возможности действия младенца существенно расширяются: родители (или воспитатели) могут показать различные свойства предмета и новые способы действия с ним. Они показывают, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить и пр. Подражая взрослым, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он осваивает к концу года. Появление специфических действий в репертуаре ребенка свидетельствует о начале новой, предметной деятельности, характерной для следующего периода.
Развитие познавательной активности во втором полугодии
Изменение положения пальцев в то время, как рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Предмет ≪учит≫ руку подстраиваться под его свойства, а глаз ≪учится≫ у руки. К 10-11 месяцу это ≪обучение ≫ приводит к тому, что, посмотрев на предмет, ребенок складывает свои пальцы в соответствии с его формой и величиной. Таким образом возникает координация руки и глаза, складывается зрительное восприятие формы и величины.
К 8-9 месяцам малыша начинают привлекать не только действия и их результаты, но и свойства предметов, благодаря которым эти результаты становятся возможными. Об этом говорит изменение отношения к незнакомым предметам. Новизна привлекает ребенка на протяжении всего первого года, но до определнного момента новый предмет — это только новый материал для известных и привычных манипуляций. Появление
интереса к свойствам предмета выражается в том, что, прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориентируется в его свойствах, исследует его: ощупывает его поверхность, переворачивает, медленно двигает и лишь после такого обследования применяет привычное манипулирование, причем не механически, а как бы выясняя, на что этот предмет пригоден.
В 8-9 месяцев дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные под платком или под крышкой предметы, и ≪прятки с игрушками≫ становятся любимой забавой малышей. Примерно к этому же возрасту дети начинают узнавать предметы независимо от их положения в пространстве и правильно определяют величину предметов независимо от расстояния до них.
Становление образа себя
Наличие образа самого себя у ребенка наиболее ярко проявляется при восприятии ребенком своего зеркального отражения. Восприятие зеркального образа традиционно связывается в психологии с изучением самосознания.
Кризис первого года жизни
Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой, сам пытается управлять близкими взрослыми, сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Годовалый малыш неожиданно для родителей может превратиться из спокойного и покорного существа в капризного, неуправляемого деспота. Это и есть кризис первого года жизни — главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.
От 10 до 15 месяцев в поведении детей наблюдаются резкие изменения, которые имеют преходящий характер и могут быть сгруппированы в пять подгрупп:
1) ≪трудновоспитуемость≫ ребенка — упрямство, иастырность, непослушание, требования повышенного внимания и пр.;
2) резкое увеличение новоириобретений, как положительных, так и отрицательных — попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений как в игре, так и в действиях по самообслуживанию;
3) повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы;
4) необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях, связанных с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее);
5) повышенная капризность ребенка.
Как можно видеть, круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребенка. Главная из них — сфера предметной деятельности. Здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способами, а главное — стремление все делать самому, даже при отсутствии соответствующих умений.
На этом этапе возникают собственные, независимые от взрослого желания ребенка. Таким образом, в этот период разрывается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, резко повышающая его собственную активность.
Но это автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам. Он постоянно нуждается в помощи и поддержке взрослого, даже ходить ему еще трудно самому. Взрослый по-прежнему необходим ему, но теперь уже по-другому: ребенку нужно не только хорошее отношение к нему вообще, а отношение к его конкретным действиям и к его успехам. Без оценки и поддержки взрослого он не может ощущать свою самостоятельность и активность. Отсюда повышенная чувствительность годовалых детей к поощрениям и порицаниям, их обидчивость, требования внимания к своим действиям. Ориентация на оценку взрослого является тем качественным преобразованием, которое происходит в кризисный период одного года. Противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослого (от его практической помощи и его оценки) составляет суть этого возрастного кризиса. Это противоречие разрешается на следующем этапе развития.

Источник