Развитие познавательной активности ребенка курсовая

Исследования мнемической деятельности детей дошкольного возраста. Выявление педагогических условий деятельности (учебной, игровой, трудовой) при развитии познавательной активности детей 4–5 лет. Методика оценки уровня развития познавательного интереса.
Сущность познавательной активности детей, его роль в достижении целей в развитии ребенка-дошкольника. Основные педагогические средства и методы, применяемые в данном процессе, оценка их практической эффективности. Условия использования сказкотерапии.
статья, добавлен 28.02.2019
Определение понятия познавательного интереса. Этапы развития и проявления познавательной активности у дошкольников. Критерии любознательности у детей младшего возраста. Дидактические игры, направленные на стимуляцию познавательной деятельности детей.
статья, добавлен 30.03.2019
Анализ особенностей развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Характеристика видов и структуры электронных образовательных ресурсов. Методические рекомендации по активизации познавательной интереса у детей дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 16.09.2017
Рассмотрение характеристики познавательной деятельности. Рассмотрение специфики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Описание вопросов познавательного развития детей с помощью игры. Организация познавательных занятий.
курсовая работа, добавлен 05.01.2017
Характеристика познавательной активности и её развития у детей дошкольного возраста без речевых патологий и с ОНР. Анализ методов исследования познавательной потребности школьника и полученных результатов диагностик.
курсовая работа, добавлен 02.02.2014
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста. Диагностика уровня развития познавательного интереса у старших дошкольников. Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами природы как фактор развития познавательного интереса.
дипломная работа, добавлен 18.07.2017
Современные проблемы развития познавательного интереса (ПИ) у детей дошкольников. Понятия активности и самостоятельности детей дошкольников. Вопросы детей как показатель ПИ к природе. Условия для организации элементарной поисковой деятельности с детьми.
реферат, добавлен 13.11.2016
Сущность и особенности формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста. Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у дошкольников. Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей.
курсовая работа, добавлен 08.02.2017
Выявление теоретических и обоснование методологических основ использования загадок в развитии умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Анализ природы познавательной активности и характеристика состава загадки как средства её развития.
курсовая работа, добавлен 14.08.2010
Психолого-педагогические аспекты использования подвижных игр в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Диагностика уровня двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, система работы по применению игр.
дипломная работа, добавлен 18.06.2012
Источник
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие познавательной активности в современной психолого-педагогической литературе 6
1.2 Формы развития познавательной активности старших дошкольников 10
2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОПЫТОВ 17
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой 17
2.2 Программа кружковой деятельности по формированию познавательной активности старших дошкольников «Юный исследователь» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Сложные и противоречивые процессы, происходящие в современном обществе, выдвигают проблемы обеспечения новых подходов к организации деятельности дошкольной образовательной организации. Новые формы дошкольного образования создают благоприятные условия для реализации педагогической инициативы, внедрения научных разработок, воплощения принципов обновленного содержания дошкольного образования.
В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисково-исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развиваются продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру, поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование.
Теоретическая основа исследования: проблема развития познавательной активности дошкольников раскрыта в работах Е.А. Аркина, Т.И. Шамовой, А.Р. Лурия, В.И. Селиверстова, А.Г. Литвака, М.С. Певзнера, Г.И. Щукиной, Н.Е. Веракса и др. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования представлено в исследованиях Н.Н. Подъякова, А.П. Усовой, Е.А. Панько и др.
Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и т.п.
Цель исследования: выявление особенностей развития познавательной активности старших дошкольников посредством экспериментальных опытов.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности дошкольников.
Предмет исследования: возможности использования экспериментальной деятельности детей как средства развития познавательной активности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «познавательная активность» в современной психолого-педагогической литературе;
2. Охарактеризовать формы развития познавательной активности старших дошкольников;
3. Провести диагностику уровня сформированности познавательного активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой;
4. Разработать программу развития познавательной активности старших дошкольников «Юный исследователь».
Теоретическая основа исследования: проблема развития познавательной активности дошкольников раскрыта в работах Е.А. Аркина, Т.И. Шамовой, А.Р. Лурия, В.И. Селиверстова, А.Г. Литвака, М.С. Певзнера, Г.И. Щукиной, Н.Е. Веракса и др. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования представлено в исследованиях Н.Н. Подъякова, А.П. Усовой, Е.А. Панько и др.
Методы работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, анализ и обобщение педагогического опыта, тестирование, количественный и качественный анализ данных.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации26 декабря 2012 года
1. Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: cборник межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х ч./ под ред. Е.В. Соколова — Новосибирск: КГПУ, 2016. — 320 с.
2. Альманах Института коррекционной педагогики РАО №09: научно-методический журнал. Институт коррекционной педагогики РАО/ под ред. Н.Н. Малофеева – Москва: Печатный двор, 2015. – 168 с.
2. Арсентьева, В.П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие / В. П. Арсентьева. — М.: ФОРУМ, 2015. — 144 с.
3. Бернс, Р. Развитие Я — концепции и воспитание/ Р. Бернс — М., 2012.– 124 c.
4. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед./ И.В. Дубровина — М.: Академия, 2009.- 215 с.
5. Журнал — Учимся играя. От 3 до 4 лет. №11 Специальный выпуск газеты Солнечный зайчик. Изд.: Газетный мир, 2015. — 20 с.
6. Изотова, Е.И. Психологическая служба в общеобразовательном учреждении/ Е.И. Изотова — М.: Академия, 2014. – 288 с.
7. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога/ О.Н. Истратова — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 568 с.
8. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова — Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 443 с.
9. Карандашев, В.Н. Педагогическая психология/ В.Н. Карандашев — Спб.: Питер, 2016. – 411 с.
10. Коврижных, Е.В. Проект индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» / Е.В. Коврижных. – 2014 – . – М — №2.
11. Корепанова, М. В. Педагогика дошкольного детства: учебное пособие по дошкольной педагогике для слушателей курсов повышения квалификации/ М.В. Корепанова — Волгоград, 2016. — 93 с.
12. Коротун, А.В., Шарагулова, К.М Организация научно-методической деятельности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения Екатеринбург/ А.В. Кортун: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. — 128 с.
13. Майер, А.А., Багаутдинова, С.Ф. Проблемы проектирования основной общеобразовательной программы. /Дошкольная педагогика. – 2011. — №5 (май), с.14-18.
14. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога/ И.Г. Малкина-Пых — М.: Эксмо, 2015. – 781 с.
15. Мананникова, Е.Н. Педагогическая психология/ Е.Н. Манникова. — М.: Дашков и К, 2014. – 223 с.
16. Методическая практика — Подготовка и проведение педагогического совета в ДОУ/ М.П. Смирнова, Санкт-Петербург, 2011. — 84 с.
17. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике/ Л. Д. Морозова — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.
18. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе/ В.С. Мухина — М.: Проджест, 1990.- 245 с.
19. Нестерова, О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах/ О.В. Нестерова О.В. — М.: Айрис-пресс, 2016. – 112 с.
20. Оберемок, С.М. Метод проектов в дошкольном образовании, учебно-методическое пособие. / С.М. Оберемок — Новосибирск: НИИПКиПРО, 2015. — 48 с.
21. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова — М.: Академия, 2012. – 446 с.
22. Работа руководителя УДО с молодыми специалистами Беларусь/ Лусто И.И. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015, — 37 с.
23. Сагадеева, А.А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология [Текст] / А. А. Сагадеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I.— Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 94-96.
24. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: ИЦ «Академия», 2015. – 165 с.
25. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/ Л.Д. Столярко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 544 с.
26. Шамрай, С.Е. Контроль в детском саду: планирование, анализ, практический инструментарий Изд. 2-е, перера/ С.Е. Шамрай. — Волгоград: Учитель, 2015. — 188 с.
27. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология/ И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2013. – 349 с.
28. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Г.А. Широкова Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 383 с.
Общий объем: 42
Год: 2017
Цена: 500 руб.
Источник
Номер работы:
488588
Раздел:
Год добавления:
07.02.2018 г.
Объем работы:
30 стр.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие «познавательной активности» в психолого-педагогической литературе 4
2. Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста 12
3. Формы и методы работы педагога в ДОО по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕДошкольное детство – это долгий период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом определяющий его. Это период, когда семья и общество создают для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития.
Дошкольное детство является периодом первоначального знания окружающей действительности. В современном психологии и педагогике умственное развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурного и исторического опыта предыдущих поколений. Необходимым условием для назначения этого опыта является деятельность ребенка, в том числе познавательная активность, проявляющаяся в соответствующей деятельности.
………………
1. Понятие «познавательной активности» в психолого-педагогической литературеКонцепция познавательной деятельности используется в течение примерно двух десятилетий сотрудниками психологической области ранних и дошкольных детей, занимающихся изучением психического развития детей в первые семь лет жизни в процессе общения с окружающими людьми. (4)
Продвижению этой концепции предшествовало экспериментальное исследование познавательной активности у маленьких детей. Даже в первой половине жизни ребенка вы можете наблюдать сложную деятельность, включающую в себя все важнейшие структурные элементы – потребности, мотивы, действия, а не просто простые операции, которые возникают почти автоматически под воздействием внешнего стимула, что запускает их. Познавательная деятельность имеет конкретный предмет и результат: ее предметом является информация, содержащаяся в предмете, на который направлено внимание ребенка, и его результатом является отражение свойств объекта, их образа.
Познавательная деятельность занимает структурное место в деятельности, которая близка к уровню потребности. Концепция познавательной деятельности имеет важный смысл. …………..
Представленный учебный материал (по структуре – Теоретическая курсовая) разработан нашим экспертом в качестве примера – 07.02.2018 по заданным требованиям. Для скачивания и просмотра краткой версии курсовой необходимо пройти по ссылке “скачать демо…”, заполнить форму и дождаться демонстрационной версии, которую вышлем на Ваш E-MAIL.
Если у Вас “ГОРЯТ СРОКИ” – заполните бланк, после чего наберите нас по телефонам горячей линии, либо отправьте SMS на тел: +7-917-721-06-55 с просьбой срочно рассмотреть Вашу заявку.
Если Вас интересует помощь в написании именно вашей работы, по индивидуальным требованиям – возможно заказать помощь в разработке по представленной теме – Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста … либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.
Курсовые работы
Готовые курсовые работы. Более 6400 написанных с нашей помощью готовых работ. Множество дополнительного расчетного материала….
Рефераты
Помогли написать отличные рефераты различной тематики в том числе и по этой теме “Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста….”
Дипломные работы
Дипломные экономической и гуманитарной направленности. С нами писались дипломные работы – проходящие антиплагиат….
Защитная речь и доклады
Для школы и института, более 5000 образцов нашего авторства. Также есть отзывы к дипломным работам….
Магистерские диссертации(ВКР)
Огромная подборка уже написанных с нашей помощью магистерских диссертаций по всем правилам и ГОСТАМ…
Отчеты по практике
Гарантируем уникальность и качество. Специальные предложения по подготовке бизнес отчетов.
Источник