Развитие познавательной активности раннего развития ребенка
На чтение 7 мин.
Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера.
Восприятие окружающего мира раннего – младшего дошкольного периода становится более субъективным – ребенок начинает испытывать к предметам и явлениям чувства, позволяющие ему отделять красивое от безобразного, интересное от неинтересного.
Интерес к познанию – отличительная особенность маленьких детей
Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – интеллектуальному. Недоработки на этом этапе могут крайне негативно сказаться на его развитии в дальнейшем.
Какие виды деятельности в этом возрасте нужно развивать в первую очередь и чему уделять особое внимание? Рассмотрим закономерности развития познавательного развития ребенка раннего возраста.
Познавательное развитие малышей – структура и особенности
Новообразования раннего возраста
Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.
- Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.
- Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.
- Целеустремленность. Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.
- Творческая деятельность. Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.
Особенности развития детей раннего возраста
Особенности познавательного развития
У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:
Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.
Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.
Восприятие – основной способ развития малышей
Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.
Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.
Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.
Основы сенсорного развития младших дошкольников
Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.
К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.
Развитие речи у дошкольников – схема
Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.
Цели познавательного развития
Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:
- Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
- Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности – делиться с родителями своими впечатлениями.
- Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
- Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
- Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
- Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
- Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.
Модель развивающей среды для детей 2-3 лет
Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы
Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.
Особенности развития памяти у маленьких деток
Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.
Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.
Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие
Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.
Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны.
Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.
Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.
Видео: Программа развития познавательной деятельности у малышей
Оставить комментарий
Источник
Статья из опыта работы на тему:
«Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий»
Ходыкина Ю.Ю., воспитатель МБДОУ№3
Алексеевского городского округа
На современном этапе развития общества происходят изменения в разных сферах жизни, в том числе и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДОО), принципиальным отличием, которого является полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификацию) детского развития, поддержку детской инициативы в разных видах деятельности, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Так вот познавательная активность и является одной из форм развития инициативы у ребенка, проявляющаяся у него в поисковых действиях.
В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. В первый класс поступает 50-70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Причины, препятствующие развитию познавательной активности:
– готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;
– дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;
– дети слабо владеют познавательными действиями.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Но сегодня стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь -в изменившихся условиях перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры. Родители и педагоги все чаще отмечают, что дети перестают играть, даже при наличии большого количества игрушек.
Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша являются уникальным игровым материалом: возможно использование в работе с детьми начиная с 2 лет, индивидуально или с подгруппой детей, разнообразие вариантов и модификаций наборов палочек, для индивидуально-коррекционной работы и выполнения диагностических заданий, простоты в изготовлении педагогом и родителями.
В целях разрешения возникших проблем была предпринята попытка создания условий для развития познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий Кюизенера и Дьенеша.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, мыслительной деятельности дошкольников посредством использования в образовательном процессе игр с палочками Кюизенера и логическими блоками Дьенеша.
Обязательным условием формирования познавательной активности, познавательных интересов ребенка, развития познавательного общения со взрослым и со сверстниками, развития познавательных процессов и формирования самостоятельной деятельности является наличие в группе уголка занимательной игры. В рамках реализации этого условия был создан уголок «Развивающие игры», в который поместили разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру.
Знакомство детей раннего возраста с основными сенсорными эталонами происходило в рамках следующих разделов: 1) цвет; 2) величина; 3) форма.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера и блоками Дьенеша используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков.
Ознакомление детей с цветом начинаем с выделения признака предмета – цвета, затем умения обобщить предметы по данному признаку. Ребёнок по просьбе взрослого указывает на цвет предмета: “Покажи красный, как помидорчик; синий, как слива; желтый, как лимончик”. Ребёнок выделяет признак цвета способом узнавания и называния предметов основных цветов. С этой целью используются следующие дидактические игры и игровые упражнения: «Найди такой же»; «Заселим домики»; «Найди домик». В играх ставится задача развивать у детей умение различать цвет.
Для развития умения обобщения предметов по данному признаку используется составление множеств по признаку цвета – классификация. Для этого ребенку необходимо выделить в группе предметов лишь те, которые при сравнении имеют общий признак (цвет). Такие игровые упражнения способствуют развитию памяти, педагог предлагает ребёнку вспомнить, как называется общий признак предмета. Затем активизирует мышление – найти такой же по цвету, сравнить, установить общий признак. Игры, которые проводят с детьми раннего возраста – «Разложи фигурки в свои домики» (с использованием цветных обручей); «Разложи по цветным мешочкам» (с использованием цветных мешочков). Например: дидактическая игра «Разложи детали в свои домики». Дидактический материал: блоки Дьенеша трёх цветов, обручи соответствующего цвета. Правило: брать рукой по одной фигуре и ставить в домик такого же цвета.
Знакомство с понятием величины у детей раннего возраста проходит через умение сравнивать предметы: «эта фигура – больше (меньше); эта фигура – тоньше (толще)». На этом сравнительном анализе и основаны игры с использованием блоков Дьенеша для изучения понятия величины. Например: посмотри, это маленький треугольник. Дай мне, пожалуйста, большой треугольник. Ребёнок зрительно анализирует и сравнивает фигуры. Для начала он может взять и наложить блоки один на другой для установления относительной величины, а в дальнейшем сделать это, зрительно соотнося предметы.
Усваивая понятие «величина», ребенок на основе зрительного сравнения устанавливает относительное свойство предмета – его величину, а затем систематизирует предметы по величине. «У меня маленький красный круг, а у тебя…(большой красный круг)». Важно, чтобы ребенок договаривал самостоятельно окончание фразы.
Знакомство ребенка раннего возраста с понятием формы необходимо начинать с плоскостных геометрических фигур. Детям раннего возраста педагог называет одно свойство – это круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Дети вместо сенсорного эталона – круг чаще говорят – «колесо». В дальнейшем рассматривая предмет, ребёнок скажет: колесо похоже на круг, круглое.
Дети раннего возраста любят конструировать из геометрических фигур Дьенеша. Сначала предлагалось отобрать все колеса (круги), а затем разложить их на две группы: для большой и маленькой машины. Затем отобрать крыши для больших и маленьких домиков (треугольная форма), окошки (квадраты), дверки (прямоугольники) и т.д. Так, обучая малыша группировать предметы по разным признакам и наполняя деятельность ребёнка смыслом, прививается интерес к конструированию с самого раннего возраста.
Дети конструируют по образцу, принимая во внимание все части фигуры. Для усложнения задания возможно использование моделей. По правилам игры ребенок называет все признаки колеса. Дети с удовольствием играют в игру «Добавь, чего не хватает». Главное, чтобы ребёнок проговорил вслух действие и полученный результат: «Надо добавить толстое колесо (круг)».
После знакомства и закрепления плоскостных геометрических фигур, детям предлагается рассмотреть один из блоков и, сравнив геометрическую фигуру и блок, доказать, что это и есть объемная фигура, соответствующая плоскостной (метод наложения). Образец, представленный в виде плоскостного рисунка и созданная конструкция из блоков, связывает проекцию детали и его объемный эталон, и формирует зачатки абстрактного мышления.
Для детей раннего возраста следует использовать игры, с помощью которых малыши научаться различать предметы по свойствам, а также освоят понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам, как форма, цвет, размер, толщина.
Работа с игровым пособием предусматривает не только формирование познавательной активности, но и элементарных математических представлений, развитие мелкой моторики, зрительное и пространственное восприятие. Главное, чтобы ребенку было интересно, а занятия воспринимались им как игра.
Необходимо дать детям возможность проявлять в играх выдумку и инициативу, быть активными и самостоятельными. Важно отмечать их достижения и не «нажимать» на недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.
Мониторинг показал, что в результате применения развивающих игр с блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера, дети научились выделять и осознавать отличительные качества окружающих предметов: форму, величину, цвет. Научились различать и выделять качества предметов, сравнивать их и обозначать соответствующим словом. Дети стали проявлять интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания: стремятся к получению знаний, проявляют умственное напряжение, усилия в ходе решения поставленных перед ними задач и проблем (что слабо проявлялось ранее, до проведенной работы). Появились готовность и желание ребенка к процессу обучения, что заметили и родители. Все это является показателем познавательной активности у детей.
Развивающие игры открыли детям широкие возможности для познавательных процессов, поскольку дети в играх активно действуют. Все игры, взятые для достижения результата опыта дали большой заряд положительных эмоций, у детей вырос самоконтроль и самостоятельность в их деятельности. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.
Библиографический список
1. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. – Барнаул, 2000.- 332 с.
2. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? / Л.Д. Комарова, М., 2008. – 220 с.
3. Панова Е.Д. Дидактические игры-занятия с блоками Дьенеша / Е.Д. Панова. – Воронеж, ТЦ, «Учитель», 2007. – 220 с.
https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_igator/metodika_denysha/id/839.
Источник