Развитие позитивного образа я у ребенка

Развитие позитивного образа я у ребенка thumbnail

Консультация для педагогов.

Формирование образа «Я» у детей дошкольного возраста

Проблема «Я» становится в наши дни во все большей степени одной из наиболее актуальных. Она прочно связана с потребностью определения степени важности человека, его способности и возможности решать задачи современности, с проблемами ценностей современного человека, и наконец, определения последним себя как части социума. Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста. По словам Д.Б. Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.

Недостаточное развитие знаний о себе, их неадекватность делает ребенка беззащитным перед отрицательными внешними оценками. Он принимает их на веру, что порой ведет к развитию негативного отношения к себе, блокирует его активность. Неадекватная самооценка осложняет жизнь, является причиной конфликтов как с самим собой, так и с окружающими.

Ребенок младшего дошкольного возраста спонтанно проживает свою персональность в наслаждении жизнью во всех ее проявлениях, в полноте чувств, горюя и радуясь. Его отношения направлены на мир в целом — он осваивает пространства, предметность мира, благодаря феноменологической открытости, не имея знаний, он все-таки постигает его сущность. Если даже его собственное существование в мире не является защищенным, он относится к окружающему доверчиво и доброжелательно. У всех детей к пяти годам начинаются важные изменения в картине себя и мира, которые затрудняют это спонтанное персональное бытие ребенка. С развитием интеллекта и способностей ребенок начинает сначала отделять себя от мира, а затем противопоставлять себя ему и выносить суждения о мире, других детях, а также и о себе. Важными для развития личности становятся отношения со сверстниками.

Можно выделить три этапа отношений детей-дошкольников к сверстникам.

Первый этап. Для младших групп ДОУ характерно поведение детей по отношению друг к другу, которое можно описать как индифферентно-доброжелательное. Дети еще не вовлечены личностно в отношения со сверстниками. Они спокойно принимают действия сверстника и то, какую оценку этим действиям дает взрослый (воспитатель). Трехлетние дети легко отдают свои игрушки и уступают права другим детям, как правило, при этом они слушают взрослого и следуют его рекомендации (отдать игрушку, уступить очередь в игре). Подарки дети делают также взрослым, а не сверстникам. Сверстник еще не играет важной роли в жизни ребенка: он не обращает внимания на настроение сверстника и его действия, однако сам факт присутствия рядом другого ребенка существенно и заметно повышает активность трехлетки. Он повторяет те же движения, что сверстник и быстро заражается его эмоциональным состоянием, имеет место некая физически-эмоциональная общность, подобно описанной выше соматической и эмпатийной общности ребенка со взрослым, обнаруженной, начиная с 18-месячного возраста. Дети — просто особая данность, часть мира, которая обладает свойством «зажигать» их собственную витальность и делать их активнее.

Второй этап. В 4–5 лет происходит качественное изменение отношения ребенка к сверстнику. Возрастает заинтересованность в действиях другого, активно начинается оценка этих действий. Обостряются реакции на оценку взрослым этих действий. Успехи сверстников, как правило, вызывают огорчение детей, а их поражения — нескрываемую радость. Именно в этом возрасте впервые наблюдаются такие феномены, как жадность, ревность, обида, зависть. Эта смена отношения к сверстнику естественна, поскольку она отражает момент развития нового механизма формирования Я — механизма самооценивания. Оценка собственных действий пока возможна только на фоне другого и посредством сравнения себя с другим. Поэтому общение дошкольника 4–5 лет тотально конфликтно. Его Я активно начинает отстаивать собственное, однако делает это пока неумело, потому что еще отсутствуют необходимые для этого личностные структуры и недостаточно развит интеллект. Из-за неразвитых еще самооценочных механизмов ребенок этого возраста своим поведением напоминает человека со сложным характером. Для него характерны многочисленные конфликты, хвастовство, демонстративность, нарочитость, конкурентность, использующее прагматическое отношение к окружающим и пр. Однако в отличие от фиксированного на подобном поведении взрослого пятилетка довольно быстро изменяется в лучшую сторону, примерно к шести годам.

Читайте также:  Нормы развития речи ребенка до 3 лет таблица

Третий этап. Старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстников, эмоционально в них включаются. Даже рискуя нарушить правила игры, они часто стремятся помочь сверстнику, подсказывают правильный ход и т.п. Если 4–5-летние дети охотно присоединяются к критике сверстника со стороны взрослого, то 6-летки, скорее, объединяются против взрослого, отстаивая права товарища. В триаде ценностей «Взрослый–Правила–Сверстник» приоритет отдается именно сверстнику. У многих 6-летних детей мы наблюдаем спонтанное бескорыстное желание помочь другому ребенку или сделать ему подарок, уступить, проявить великодушие. Исчезают конкурентность и злорадство, дети сопереживают сверстнику, причем не только сострадают ему, но и сорадуются. Создается впечатление, что другой ребенок — сверстник — из орудия для запуска механизма оправдания себя (самоценности) превращается в ценность. Ребенок в глазах другого ребенка больше не средство самоутверждения и предмет сравнения с собой, не только предпочитаемый партнер по общению и совместной деятельности, но и самоценная личность, важная и интересная, независимо от своих достижений и своих предметов.

Можно с уверенностью сказать, что именно отсутствие этого здорового естественного чувства собственной ценности и является причиной «плохого» поведения детей (и взрослых). Для достижения этого чувства взрослеющий дошкольник должен научиться соотносить свое Я с миром, как-то оценивать ситуации, в которых происходят конфликтные встречи интересов, и использовать при этом весь инструмент способностей, которым ребенок в своем возрасте наделен. Эту работу выполняет Я. В самом деле, рано или поздно человек сталкивается с необходимостью отстаивать собственное, защищать то, что для него важно. Защищать от внешних притеснений или атак: «Не отдам! Это мое!», «Сейчас моя очередь!», «Нет! Нельзя!». Тот, кто не научился этого делать, будет иметь множество проблем в жизни, потому что, только научившись защищать собственное, он сможет распознать, что оно, что-то свое, у него есть. Защита собственного — естественный процесс. Природа детского развития такова, что наступает момент, когда ребенок отделяет себя от мира и свое собственное впервые обнаруживает как отдельное. Это время кризиса 2–3 лет, с его характерным пристрастием к отказам. «Нет!» — ребенок не просто произносит это слово, он получает от процесса настоящее удовольствие. Счастье, испытываемое ребенком, который учится отказывать и защищаться, облегчает формирование Я. А мы, став взрослыми, понимаем, что за каждым «Нет» лежит «Да». Если я чему-то отказываю, то я делаю это ради чего-то более ценного для меня. Значит, у меня есть иерархия предпочтений, мне не «все равно», и я могу чувствовать, что сейчас важнее. «Я не пойду гулять, мне нужно писать конспекты по химии», «Я не приду к тебе в гости, у меня заболел ребенок», «Я не согласен с вашим мнением, потому что считаю моего друга честным человеком» и т.д. Так говорит взрослый человек, который уже знает, что для него важнее, ребенок пока еще не рефлексирует, он на уровне переживаний обнаруживает ценное — то, что ему нравится, что он ощущает как хорошее, приятное. Интересно, что неценное — то, что обладает противоположными характеристиками, — он тоже спонтанно и просто обнаруживает, эмоционально выделяет из всего остального — того, к чему он равнодушен. Эта область ценностей не всегда и не сразу — только к подростковому возрасту — становится объектом рефлексии, обдумывания, критического анализа.

В дошкольном детстве она просто формируется и дифференцируется, становясь все богаче и разнообразнее, или, при неблагоприятном развитии — оставаясь довольно бедной, суженной. Ценностная сфера определяет то, что трогает этого человека, к чему он неравнодушен. При этом неважно, «нравится» ему что-то или «не нравится», — и в первом и во втором случае это его трогает, заставляет эмоционально резонировать с ситуацией: хорошее защищать, с плохим бороться или защищаться от него самому. То, что спонтанно хочет защитить мое «Я», называется самостью.

Таким образом, когда мы говорим «нарушения самости», то мы имеем в виду, что у некоторых людей существуют специфические нарушения ценностно-смысловой сферы личности, некоторый перекос, дисбаланс приоритетов. Но сознательное поведение появляется гораздо позднее детского возраста. Дошкольник пока не рефлексивен, но зато он открыт миру — и мир наполняет его ценностными и неценностными содержаниями. Он с открытой душой вступает в диалог с миром и резонирует с ценностными основаниями мира, постольку, поскольку его что-то затронуло. Почему один ребенок более чувствителен к одному, а другой — к другому, по большому счету так и остается тайной, характеризующей непознаваемость человеческой души. Мы лишь можем замечать здоровый или нарушенный «порядок любовей», свойственный тому или иному дошкольнику.

Читайте также:  Что такое интеллектуальное развитие ребенка

Из всех этих сложных рассуждений следует, что мы, взрослые, не можем непосредственно влиять на процесс выращивания самоценности. Парадоксальным образом и отрицательные оценки ребенка, и его постоянное возвышение через похвалу ведут к одному и тому же плачевному результату — снижению самоценности! И как следствие — к формированию приспособительных искривленных стратегий защиты личности, которые и становятся со временем личностными расстройствами.

Взрослый может оказать существенную помощь в формировании опосредующего процесса — рассматривания, понимания и оценивания происходящего с ребенком и вокруг него. Взрослый нужен ребенку для формирования «Я».

Для того чтобы «Я» ребенка развивалось и становилось сильнее, нужны три условия: 1) уважительное внимание; 2) справедливая оценка; 3) признание безусловной ценности его личности. Эти условия может создать только взрослый, более зрелый человек. При нормальном развитии самости феномены «плохого» поведения, наблюдаемые в 4–5-летнем возрасте, к шести годам бесследно проходят. И закрепляются в личности в том случае, если даже при интенсивном общении и повышенном внимании качество взаимодействия не соответствует требуемому. Тогда процессы формирования самоценности замедляются или полностью блокируются, а все силы ребенок начинает направлять на формирование защитных механизмов личности. Они-то и проявляют себя как нарушения личности разной степени тяжести. Дети дошкольного возраста еще не имеют ясной картины себя и развитого отрефлексированного достойного поведения — у них низкая самоценность проявляется в тех самых феноменах эгоцентричного, агрессивного или зависимого поведения, в неспособности сопротивляться недостойному обращению с собой со стороны других детей, в жадности, зависти и властолюбии.

К нарушенной самости ребенка приводят такие «стратегии воспитания», как: игнорирование, обесценивание, злоупотребление, соблазнение, насилие, но также и чрезмерное восхваление, нарциссическое любование, воспитание по типу кумира семьи. Во всех этих случаях ребенка не видят в его сущности и нуждах. Чтобы защититься от боли утраты себя, ребенок становится агрессивным или зависимым, то есть начинает «плохо» себя вести.

Таким образом, развитие личностного «Я» – одно из центральных звеньев становления личности. Только увидев в себе индивидуальность, научившись распознавать свои чувства и состояния, ребенок окажется способным с пониманием и уважением относиться к окружающим. Развитие позитивного образа «Я» дошкольника должно быть одной из приоритетных целей современного дошкольного образования.

Источник

Цель: Помощь детям в самоосознании и
самопринятии своего имени. Активизация
творческого потенциала.

Задачи:

  1. Создание условий для вхождения в воображаемую
    ситуацию.
  2. Развитие способности детей к построению
    ассоциативных аналогий между собственными
    сенсорными ощущениями (тактильными, звуковыми,
    слуховыми, вкусовыми, обонятельными) и звуковыми,
    пластическими, графическими образами.
  3. Помощь ребенку в познании и принятии
    собственного имени.
  4. Формирование творческого компонента
    деятельности посредством приёмов:
    моделирование, чувствование, “футуризм”,
    десенсибилизация и др.
  5. Активизация у детей творческой мотивации с
    позиции “я – художник”, “я – танцор”, “я –
    фантазёр”.
  6. Воспитание дружелюбия по отношению к
    окружающим.

Форма проведения: занятие-исследование.

Вид занятия: ТСИ – творческая
сюжетная игра.

Технологии, используемые в занятии:
личностно-ориентированное взаимодействие,
игротерапия, арт-терапия, драматическая
психоэлевация.

Материал и оборудование: микроскопы,
пробирки с запахами, разнообразный материал
“наощупь”, мольберты, материал для рисования,
моделирования, туфли, ботинки взрослого, цветные
платки, видеомагнитофон, теневой и кукольный
театр.

Предварительная работа:

  • беседа об именах, происхождении имени;
  • стихотворение “Наши имена” В. Боков,
    фотографии семьи.

I. Приветствие

– Здравствуй, солнце!

– Здравствуй, земля!

– Здравствуйте, гости дорогие!

– Здравствуй, я!

II. Основная часть

Игровая творческая мотивация: Звонок по
мобильному телефону от Феи страны Вообразили.

1) Дети в кругу.

– Я рада вас видеть. Чем бы вы хотели сегодня
заняться?

(путешествовать, фантазировать)

(Вдруг с шумом открывается дверь, шум урагана и
стихло)

– Ой, что это было? Даже немного страшно стало. А
вам? Покажите, как испугались (мимическая
зарядка)

– Наверное, это был ураган.

(Звонок по мобильному телефону)

– Извините дети и взрослые. Мне звонок

Читайте также:  История развития ребенка аутиста

(имитация разговора по телефону)

– Дети, я вынуждена вам сообщить неприятность.
Звонила Фея страны Вообразилии – это был вовсе
не ураган, а мимо пролетал Змей Горыныч. Он
похитил наши имена.

– Что же делать? Мне кажется, что я уже не помню
своего имени. А вы?

– А вы уверены, что это ваше имя?

– Почему же Змей-Горыныч похитил имена?

Может он хочет проверить:

  • подходит ли нам наше имя
  • любим ли мы его
  • дорожим ли им
  • знаем ли мы все тайны имени.

– Кто желает спасти своё имя? Фея страны
Вообразили сказала, что можно спасти своё имя,
если всё о нём узнать, полюбить его.

Отправляемся в страну Вообразилию для
исследования своего имени?

2) “Дорога в Вообразилию” (приём”заземления”,
“здесь и сейчас”)

  • по узкой дорожке;
  • по хвоинкам, листьям;
  • по шишкам;
  • по прохладному ручейку;
  • по горячему песку;
  • по прохладной нежной траве;
  • ползём в гору (тяжело);
  • на горе – отдых.

3) “Вид с горы” (приём на воссоздающее
воображение – “На кого похожа тень?” – узнать
имя сказочного героя)

Главный вопрос: Зачем человеку имя?

4) Сказочная лаборатория.

Цель: развитие чувственного опыта детей,
объяснение термина “лаборатория”

Мы превращаемся в учёных и обследуем своё имя

  • под микроскопом (из чего состоит? Не заболело
    ли?)
  • какой у него запах (предварительно запахи мёда,
    лимона, хвои)
    (ароматерапия)
  • какой вкус? (представляют, что откусили
    малюсенький кусочек)
  • на ощупь (лежат различные материалы)
  • какой звук подходит (выбрать муз.инструменты)
  • какого цвета? (разукрасить: ср.в. – своё имя; ст.в.
    – выложить из букв;
  • подг.в. – написать)

Вывод: Кому понравилось своё имя?
Почему?

5) “Мастерская художника”

Цель: развитие творческого
воображения

Задание: приёмы арттерапии:

  • создать художественный образ своего имени
    (предоставить детям: фломастеры, карандаши,
    цветные шнурки, детали из танграма, детали из
    художественного конструирования и фланелеграф,
    краски для рисования пальцами).

6) “Окно в будущее” (приём прохлопывания своего
имени)

  • приём “футурум”

– Что за интересное окно? Заглянем.

В нём взрослые.

Прохлопаем имя (Ма-ша, Са-ша …)

А теперь моё (Лю-бовь И-ва-нов-на)

У меня самое длинное. Почему? (имя, отчество)

– А как вас будут звать, когда вырастите. Кто
знает своё отчество? (по отцу)

– Представили, что вы выросли (даю обувь
взрослого: туфли, ботинки)

– Пройдите, как по подиуму. Почувствуйте:
нравится ли вам ваше будущее имя: (…. Идёт
Александра …..) (узнать у детей отчество)

(связь имени в будущем с делами)

– Кем вы хотите стать, когда вырастите?

Вывод: Всем понравилось будущее имя. Я желаю
вам вырасти замечательными взрослыми людьми.

7) “Полянка ласки и нежности”

Цель: погружение во внутренний мир
эмоций,

релаксация, воспитание нежности.

– Какая замечательная полянка. Зовёт отдохнуть.

Приём “Ласковое имя” – как вас ласково
называет мама

Приём “Обволакивание” – цветные платочки –
завернуться ими, как будто мама обняла – закрыты
глаза, мама шепчет ласковое имя.

– Откройте глаза, скажите, как вас мама ласково
назвала?

8) Танец своего имени

Цель: упражнять в импровизации (приём
импровизации)

(по видео – картины природы, бабочки, стрекозы,
вода …)

Так приятно, нежность прямо заливает сердце и
хочется летать, танцевать.

Придумаем танец для своего имени.

(импровизация)

9) “Ссора”

Цель: воспитание дружелюбия,
бесконфликтного общения

(приём инсценирование: кукольный театр)

– Почему произошла драка?

(самая первая ошибка: грубое имя “Танька”,
“Ванька”)

– Как исправим ситуацию? (снова инсценирование:
исправление ошибки)

10) “Змей Горыныч” (теневой театр)

(приём десенсибилизации)

– Теперь самый главный момент нашего
исследования: нужно спасти своё имя, выручить его
от Змея Горыныча, вспомнить всё, что узнали
сегодня об имени, почувствовали: нравится ли оно
вам, любите ли его.

Объясните Змею Горынычу: почему он вам его
должен отдать.

(предложить несколько вариантов):

1 – тем, кто боится – топнуть смело ногой и
потребовать;

2 – вежливо попросить;

3 – доказать, что любите своё имя;

Змей Горыныч “отдаёт” визитки с именами.

(все хлопают, радуются)

Рефлексия:

Кто хочет навсегда остаться со своим именем,
кто его навсегда полюбил – приколоть визитки.

Кто отказывается от него, кому не нравится своё
имя – не берите.

Вывод: Я рада, что вы полюбили
своё имя, много теперь о нём знаете.

Желаю им дорожить всю жизнь и украшать его
красивыми делами

Источник