Развитие потешек на память ребенка
1. СТИШКИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПАМЯТИ МАЛЫШЕЙ
ЗАЙКА
– Зайка-зайка, ты куда?
– Еду к деткам в города!
– А зачем? Там будешь жить?
– Буду с детками дружить!
(Кирилл Авдеенко)
***
МЫШКА И ХЛЕБУШЕК
Мышка лапками стучит:
– Где тут хлебушек? – кричит.
– Мне оставьте на ночь корку!
Отнесу я деткам в норку.
(Кирилл Авдеенко)
***
ХОМЯЧОК
Хомячок, хомячок,
За щекою сундучок!
Там орешки, там зерно,
Будет на зиму оно!
(Кирилл Авдеенко)
***
ПАУЧОК
Паучок на веточке
В паутинке-клеточке,
Растопырил лапки,
Лапки-расцарапки,
Чтоб не двигаться, дремать,
Чтоб жучков схватить, поймать!
Лапки-цапки как крючки –
Берегитесь все жучки!
(Кирилл Авдеенко)
***
ПТИЧКИ
Хлеб и крошки
На окошке –
Прилетайте, птички, к нам!
Клюйте, птички, понемножку,
И летите к облакам!
(Кирилл Авдеенко)
***
КОЗЛИК
Козлик-козлик:
-Ме-ме-ме!
Я учусь считать в уме!
Cколько будет два плюс пять?
Ме-ме-ме, забыл опять!
Очень мама огорчится!
Ме-ме-ме – бегу учиться.
(Кирилл Авдеенко)
****
ПОПУГАЙ
Попугай-попугай
Весело танцует,
Попугай-попугай
Пляшет и балует;
Попугай-попугай
Опрокинул чашку,
Попугай-попугай
Съел из блюдца кашку!
(Кирилл Авдеенко)
****
ХРЮШКИ
Хрюшки-хрюшки недовольны:
– Хрю-хрю-хрю!- кричат-кричат,
– Не хотим носы такие!
Лишь две дырочки торчат.
(Кирилл Авдеенко)
****
КУРЫ-КУРЫ
Куры-куры: “Ко-ко-ко!
Мы снесли яички;
Ку-ку-кушайте, ко-ко,
Детки-невелички!”
(Кирилл Авдеенко)
****
СОВЁНОК
Угу! Угу!
Гуляют на лугу;
С утра там всё поют,
Поспать мне не дают.
(Кирилл Авдеенко)
***
СУСЛИК
Суслик, суслик – погляди,
Держит лапки впереди!
Смотрит суслик – где же враг?
Не забрался ли в овраг?
И стоит он так весь год –
Охраняет в норку вход!
Ущипнет, того гляди –
Лучше, враг, не подходи!
(Кирилл Авдеенко)
***
БЫЧОК И ЛУЧОК
Ходит по полю бычок:
“Вкусно пахнет как лучок!
В носике щекочется –
Скушаю, раз хочется”
Сорока. Русская народная потешка.
Сорока, сорока,
Сорока – белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой
Этому дала,
По очереди загибают пальцы, начиная с большого
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
Этому не дала:
Мизинец не загибать.
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил
Тебе ничего нет!
Братья. Русская народная потешка.
Ивану-большаку — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить.
Мишке-середке — печку топить.
Тришке-сиротке — кашу варить.
А крошке Тимошке – песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
Загибая по одному пальцы, начиная с большого, пропевают потешку.
(с 9-месячного возраста)
Ладушки. Русская народная потешка.
— Ладушки, ладушки! Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Ребенок и взрослый, ритмично хлопают текст потешки
Кашку поели,
Бражку попили.
Шу-у-у… Полетели!
Нa головку сели,
Петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
Поднимают рук вверх и опускают на голову
Братцы.
Идут четыре брата
Навстречу старшему.
— Здравствуй, большак! —– говорят.
— Здорово, Васька — указка,
Гришка – сиротка
Мишка – середка.
Да крошка Тимошка.
Соединяют большой палец одной руки с другими пальцами по очереди.
Кто приехал. Болгарская народная потешка
Кто приехал?
Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро хлопать кончиками больших пальцев.
Мы, мы, мы!
Кончики больших пальцев прижать друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают
Мама, мама, это ты?
Хлопать кончиками больших пальцев
Дa, да, да!
Хлопать копчиками указательных пальцев.
Папа, папа, это ты?
Хлопать кончиками больших пальцев
Дa, да, да!
Хлопать кончиками средних пальцев.
Братец, братец, это ты?
Хлопать кончиками больших пальцев
Да, да, да!
Хлопать кончиками безымянных пальцев
Ох, сестричка, это ты?
Хлопать кончиками больших пальцев
Дa, да, да!
Хлопать кончиками мизинцами.
Все мы вместе,
Хлопать всеми пальцами
Дa, да, да!
Апельсин. Л. В. Зубкова
Мы делили апельсин.
Много нас,
А он один.
Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра
По очереди загибают пальцы, начиная с большого.
А для волка – кожура.
Сжимают пальцы обеих рук в кулаки
Он сердит на нас – беда;
Разбегайтесь – Кто куда!
Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки
Пять малышей. По мотивам английского фольклора
Один малыш
качается в саду,
Указательный, палец правой руки выпрямлен и направлен вверх, остальные сжаты в кулак
Два малыша
купаются в пруду,
Теперь выпрямлены два пальца указательный и средний.
Три малыша
ползут к дверям в квартире,
Выпрямить еще и безымянный палец.
А в эту дверь
стучат еще четыре.
Выпрямлены все пальцы, кроме большого
С пятью другими
тоже все в порядке:
Раскрыть всю ладонь
Им весело,
они играют в прятки.
Закрыть лицо руками.
Где притаились, ясно и ежу,
Пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить пальцы левой руки и большой палец правой.
Но я глаза зажмурил и вожу:
Закрыть глаза рукой.
«Один, два, три, четы ре, пять…
По очереди раскрывают пальцы, сжатые в кулак: указательный, средний, безымянный, мизинец, большой
Ну, берегитесь: я иду искать!»
Погрозить указательным пальцем.
Котята. По мотивам английского фольклора
Вот пятеро котят.
Один ушел – и нет его.
Ладонь правой руки раскрыта
Ну, нет его и нет.
Котят осталось четверо.
Загните большой палец.
Вот четверо котят.
Один ночной порою
На дерево залез
котят осталось трое.
Загнуть мизинец
Но где-то запищал
мышонок тонко-тонко.
Котенок услыхал –
осталось два котенка.
Загнуть безымянный палец
Один из них с мячом
исчез в дверях бесследно,
Загнуть средний палец.
А самый умный — тот,
оставшийся, последний,
Указательный палец приложите ко лбу
Он к миске подошел
и, как и должно киске,
Лакать за пятерых
стал молоко из миски.
Ладонь сложить ковшиком. Языком изобразить лакающие движения.
Варежка
Маша варежку надела:
Сжать пальцы в кулак
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
Все пальцы разжать, кроме большого.
В свой домишко не попал».
Разогнуть оставшийся согнутым палец
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь — и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?»
Сжать пальцы в кулачок
Дом и ворота. Т. А. Ткаченко
На поляне дом стоит,
Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом
Ну, а к дому путь закрыт.
Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом
Мы ворота открываем,
Развернуть ладони параллельно друг другу
В тот домик приглашаем.
Изобразить крышу дома
Источник
Честно скажу, когда родился ребенок-я не знала наизусть ни одной потешки. Ну не передалось мне от мамы и бабушек таких ценных знаний) И я думаю такая же ситуация у многих современных мам.
Но даже интуитивно мне хотелось петь песенки малышу и рассказывать стишки-прибаутки. Наверное это заложено природой. Поэтому пришлось несколько выучить из книг. Плюс, пока я углублялась в детскую психологию и педагогику, уяснила для себя такую ценность потешек и песенок:
????детям их легко повторить благодаря простым словам и рифмам (в более старшем возрасте)
????в них заложен ритм, который легко воспринимается детьми
????они добрые и веселые, от чего у всех повышается настроение
????чтение мамой и папой потешек-это всегда качественный эмоциональный контакт с ребёнком
????взрослым их легко выучить, в отличие от более сложных стихов
Ну а если верить логопедам и педагогам, то чтение потешек и скороговорок при бытовых действиях в разы ускоряет развитие речи ребёнка.
Так вот как раз “бытовые потешки” и помогли мне ввести в привычку рутинные ритуалы, которые связаны с налаживанием режима. Пробуждение, умывание, купание, сборы на прогулку. Ведь когда ребенок научился быстро уползать, а потом бегать – собрать его на улицу стало проблемой. На помощь приходили те же потешки-он отвлекался, прислушивался – и вот уже ребенок готов к сборам и одеванию.
Веря в то, что такие простые стихи помогают запустить речь ребенка, я настолько ими прониклась, что некоторые рифмы приходили в голову сами собой и получались мои собственные детские рифмовки-стишки, затем и колыбельные. Мне кажется, это прекрасная тенденция. Главное, что такое эмоциональное общение с ребенком в первый год жизни не только нравится малышу, он ему жизненно необходим.
Я решила поделиться с вами своими базовыми потешками. Надеюсь, они помогут и вам.
Умывание:
Водичка, водичка, умой Ване личико.
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
***
Ай лады-лады-лады
Не боимся мы воды
Чисто умываемся
Маме улыбаемся
Пробуждение/зарядка:
Потягунюшки, порастунюшки, поперёк толстунюшки,
в ножки-ходунюшки, в ручки-хвастунюшки,
в роток-говорок, а в головку-разумок!
***
Вот и мой сладкий
Проснулся в кроватке!
Дом тебя встречает,
Птички напевают,
Солнышко голубит,
А мама – просто любит!
Одевание:
Где наши сапожки?
Чтоб не мерзли ножки
Где же рукавички?
Для ручек-сестричек.
А вот и шапУшка –
Не замерзнут ушки.
Шарфик на шею –
На улицу скорее!
***
Аиньки, Аиньки,
Купим сыну валенки
Наденем на ноженьки
Пустим по дороженьке
Будет наш сынок ходить
Новы валенки носить.
***
Наша Катя маленька, на ней шубка аленька.
Опушка бобровая. Катя чернобровая.
Кормление:
Кашка-малашка
Сладкая вкусняшка
Ваня маму слушал,
Кашку свою кушал
***
Погляди, к твоей тарелке
Из лесов сбежались белки!
Съели булку, съели кашу
И глядят на дочку нашу!
С аппетитом белки ели
И Танюше съесть велели:
Доченька послушала
И всю кашку скушала
Массаж с массажным мячиком:
Катится колючий ежик
Нет ни головы, не ножек,
Он по (спинке/ножке) вдоль бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Катится туда-сюда,
Мне щекотно, да-да-да.
Уходи колючий еж
в темный лес, где ты живешь
Купание:
Ой, ой, ой, ой!
Кто тут голенький такой,
Кто тут голенький
И веселенький?
Кто купаться пришел,
Кто водичку нашел?
Эх, водичка хороша,
Искупай-ка малыша,
С гуся вода, с Вани худоба!
Перед сном:
Ай баю, баю, баю,
Баю деточку мою
Ты, коровка, не мычи
Петушок, не кричи
Мой сыночек будет спать
Свои глазки закрывать
***
Мы гуляли, мы играли
И немножечко устали.
Чтобы сил еще набрать,
Надо нам чуть-чуть поспать.
Ты закроешь глазки,
И приснится сказка
Если вы хотите знать, как развивать ребенка от года до трех лет без вреда для его здоровья, получить большой перечень занятий и игр – переходите по ссылке и ознакомьтесь с пособием “Раннее развитие детей от года до трех лет с комфортом для мамы” от педагога раннего развития
Источник
Елена
Методика разучивания стихотворных форм (стихов, потешек) с детьми 3–4 лет
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы хотели бы вам рассказать о методике разучивания стихотворных форм с детьми 3-4 лет.
Свое выступление хотелось бы начать словами В. Г. Белинского
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же как и музыка».
ЦЕЛИ: Подбирать стихотворения которые соответствуют возрасту ребенка. Вызывать желание слушать стихотворные тексты, обучать заучиванию рифмованных текстов, развивать связную речь.
ЗАДАЧИ: Помочь понять содержание стихотворения в целом и отдельных трудных слов, обеспечить запоминание, учить выразительно читать перед слушателями. Воспитывать любовь к поэзии.
Слушая потешки и стихотворения у детей формируется фонематическое восприятие, правильного звукопроизношения. Они помогают формировать словарь ребенка. Для того чтобы донести правильное звукопроизношение педагог читает стихотворение или потешку эмоционально, красиво, не торопясь, а затем проводит словарную работу, т. е. уточняет,все ли слова понятны детям, задает вопросы по содержанию стихотворения которые помогут лучше понять текст, а педагогу проверить это понимание. А так же работать над произношением звуков, которые ребенок умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно.Например: чтобы четко произнести звук «А», нужно широко открыть рот, а чтобы «У» нужно вытянуть губы трубочкой. Так же 3-4-х летним детям предлагаются скороговорки, чистоговорки, загадки, пословицы и поговорки которые призваны не только позабавить, повеселить себя и своих сверстников но и способствовать правильному звуковому произношению и развитию артикуляционного аппарата. В тоже время скороговорки и чистоговорки являются игрой, заучивание и произношение которых интересное занятие для детей.Например скороговорка: «У пчелки жалко жалит жарко»чистоговорка:
«Жу-жу-жу – молоко дадим ежу. Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.» Интересны и загадки в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величена, отмечены те качества и свойства которые дети хорошо знают (голос животного, особенности его питания повадки и другое).
МЕТОДИКИ:
1. Визуальная методика. Читать стихотворение по строчке и зарисовывать его содержание. Ребенок повторяет стихотворение по картинкам.
2. Двигательная методика. Педагог читает стихотворение и при этом каждую строчку сопровождает подходящим движением.
3. Слуховая методика. Эта методика предусматривает чтение стихотворения по строчке, и повторение стихотворения ребенком за педагогом.
4. Методика мнемотаблицы: использование этой методикизаключается в следующем: На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Не рекомендуется заучивать стихи хором. Хоровое повторение текста приводит к монотонности, ненужной тягучести, вызывает у детей быстрое утомление от шума. Стихотворение заучивается целиком, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Повтор текста 5-6 раз.
ПРИЕМЫ:
1. Игровые читается и обыгрывается с куклой и мячиком (Стихотворение А. Барто «Мячик»
2.Досказывание рифмующегося слова: взрослый начинает строчку, а ребенок ее заканчивает
3. Воспроизведение игровых стихов методом игры «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака
4. Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку.
Детям младшего дошкольного возраста нужно как можно чаще читать небольшие по объему стихотворения и помогать им их запоминать.
Ведь заучивание стихотворений – это одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Детям третьего года жизни будут близки стихотворения и потешки о животных, об игрушках, с которыми они уже встречались в сказках или в реальной жизни.
Например такие стихи как: А. Барто «Мишка», «Грузовик», «Бычок» и потешки: «Огуречик, огуречик» «Как у нашего кота» «Сорока белобока».
Особое развивающие воздействие оказывают упражнения с пальчиками и кистями рук. Развитие тонкой моторики пальцев предшествует появлению артикуляции слогов и способно улучшить произношение многих звуков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются также средством повышения работоспособности головного мозга. Упражнения с малышами лучше выполнять в медленном темпе, чтобы ребенок, запомнив слова потешки, сначала смог повторить все движения вслед за взрослым, а затем и самостоятельно.
заключение
В заключении выступления нам бы хотелось, чтобы изложенные нами методики и приемы сделали бы процесс разучивания стихотворных текстов быстрым и эффективным.
Спасибо за внимание!
Источник
Елена Ивановна Григорьева
Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста
Потешки-это жемчужина устного народного творчества, это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок в детстве. Потешки просты, кратки, что помогает их быстро запомнить. Детей привлекает их звучность напевность, повторяемость. Меткие выражения потешек обогащают словарь ребёнка, прививают любовь к народной поэзии, способствуют нравственному и эстетическому развитию.
Как же использовать потешки?
Чтобы вызвать у детей желание умываться прохладной водой, рассказываем потешку:
”Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб кусался зубок,
Чтоб смеялся роток!”
Позже рассказать потешку при проведении дидактической игры “ Купание куклы” и при рассматривании картины “ Девочка купает куклу’. Детям потешка нравится, они с удовольствием проговаривают её в процессе умывания, используют в играх с куклой. При обучении детей разным умениям умывания прочитать такие потешки:
” Мыль ладошку, мыль ладошку,
Понемножку, понемножку,
Мыль, мойся, старайся. ”Или :
“ Кран откройся,
Нос умойся,
Мойтесь сразу оба глаза,
Льётся светлая водица,
Уши тоже любят мыться. ”
Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Они развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые “Ладушки” и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.
Но главное, что дает потешка – это налаживание контакта между взрослыми и ребенком с самого рождения. Разучите несколько потешек, и они помогут вам в этом. Ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевайте песенки, и вы почувствуете, как между вами устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.
дем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят? Гав-гав!
(Повторять, изменяя зверей у порога,
пока ребенку не надоест:
(Два котенка – мяу-мяу!
Две собачки – гав-гав!
Два утенка – кря-кря!
Два цыпленка – пи-пи-пи!
Два теленка – Му! Му!
Две овечки – Бее! Бее!
Два козленка – Мее! Мее!
Две лягушки – ква-ква)
ду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом. в яму!
Бух!
УТЕШАЕМ ПЛАЧУЩЕГО МАЛЫША
е плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не плачь, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Дам тебе три.
ридет киска неспеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.
ы, Катюшечка, не плачь,
Я куплю тебе калач,
На шею повешу,
А потом утешу.
ДЕЛАЕМ ГИМНАСТИКУ С ПОТЕШКОЙ
нас Саша сын один,
Мы в обиду не дадим.
Пиджак сошьем
И гулять пошлем.
алыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!
аме – саженку,
Папе – саженку,
Бабушке – саженку,
Дедушке – саженку.
Всем-всем по саженке,
А Ванечке – больше всех.
отягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем,
Растем!
отянись дружок,
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно маме улыбнись.
Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненький
Да здоровенький.
Одевание.
Раз, два, три, четыре, пять –
Собираемся гулять.
Завязали дружно шапки
Шарфики красивые.
Надеваем мы на ножки
Валенки или сапожки
И пойдём скорей гулять,
Прыгать бегать и скакать.
Тушки-тутушки,
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофточку
Деткам надевать.
Тетка Агашка,
Cшей мне рубашку!
Надо нарядиться –
Едем прокатиться!
ПОТЕШКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ
1. Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленькая.
Поди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
2. Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.
3. Уж ты, зимушка – зима,
Закружила, замела.
Все дорожки, все пути –
Не проехать, не пройти.
4. Пришла коляда –
Отворяй ворота!
Дайте коровку,
Масляну головку!
5. Наша – то хозяюшка сметливая была,
Всем в избе работушку к празднику дала.
Чашечку собачка моет язычком.
Мышка собирает крошки под окном.
По столу котище лапою скребет.
Половичку курочка веничком метет.
6. Солнышко – колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди.
Нам в поле бежать,
Нам весну встречать.
7. А тари, тари, тари,
Куплю Маше янари.
Останутся деньги –
Куплю Маше серьги.
Останутся пятаки –
Куплю Маше башмаки.
Останутся грошки –
Куплю Маше ложки.
Останутся полушки –
Куплю Маше подушки.
8. Весна – красна!
На чем пришла?
На березе, на сосне,
На шелковой траве,
На ржаном снопочке,
На золотом колосочке
Таким образом, в детских потешках заложен тонкий
педагогический смысл.Они направлены на решение следующих задач:
– воспитание звуковой культуры речи
Потешки всегда забавны и лаконичны.Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
– обогащение словаря
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слоо можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
– формирование грамматического строя речи
– развитие монологической и диалогической речи
– развитие мелкой моторики
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду и дома позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Источник