Развитие послушания у ребенка

Будучи трехлетним мальчишкой, Никита больше всего любил играть с мячом и со своей четырехлетней сестрой Лизой. Но во что бы дети не решили играть, каждый раз все заканчивалось одинаково: заплаканная Лиза бежала к маме и рассказывала, что Никитушка в очередной раз ударил ее кулаком. Нахмуренная мама встревала в детский конфликт, отчитывала взъерошенного Никиту и заставляла его извиниться перед сестрой. Потом она ставила детей перед собой, просила их обнять друга и улыбнуться. Если Никита отказывался, то его отправляли в угол подумать над своим поведением.

«Больше всего я хотела научить своего малыша дисциплине. Я уже устала получать постоянные жалобы от других родителей на то, что мой сын швыряется песком в других детей. Иногда у меня опускались руки и я готова была расплакаться», – вспоминает мама Никиты и Лизы. «Изо всех сил старалась научить своего сына слушаться, чтобы он играл с другими ребятами на площадке мирно и красиво, чтобы нас не боялись приглашать на детские праздники и дни рождения его сверстников».

Но что именно значит это мистическое понятие – «дисциплинировать» малыша? Кто-то до сих пор считает, что воспитать послушного ребенка можно одним единственным способом – кнутом и розгой. И при каждом неповиновении, ребенка следует хорошенько выпороть, чтобы «другой раз неповадно было». Но чем дальше ученые исследуют детскую психологию, чем дольше наблюдают за становлением характера у малышей, тем меньше поддержки встречает такой подход у медицинского сообщества.

Сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что дисциплина в воспитании – это, прежде всего, установление определенных и четких правил, призванных уберечь вашего малыша от агрессивного (укусы или удары), опасного (выбегание на дорогу) или неуважительного (бросание пищи на пол) поведения. Но дисциплинировать маленького ребенка, для которого ново и интересно все – от букашки до луны – не так просто, как может показаться. И чтобы научиться этому, психологи советуют следовать нескольким простым правилам.

1. Ищите компромиссы между детскими желаниями и взрослыми запретами

Некоторые привычки малышей имеют временный характер и им просто нужно дать возможность перерасти.

«Если всегда говорить ребенку «нет, этого нельзя делать», малыш будет ассоциировать вас с запретом, закроется и будет делать все то же самое, но уже в тайне. Зачем ему очередной раз что-то спрашивать, если заранее известно, что вы откажете», – рассуждает доктор Пирсон, автор «The Discipline Miracle». Определите важные границы, которые преходить нельзя, но в остальном дайте ребенку свободу действия, даже если вам не понравиться его выбор. Некоторые привычки малышей имеют временный характер и им просто нужно дать возможность перерасти. Например, если ребенок хочет носить одежду только фиолетового цвета – позвольте ему. Закройте глаза на допустимые мелочи, чтобы оставить малышу свободу для самовыражения.

Этот же подход используйте, если хотите приучить вашего малыша к порядку. Не нужно останавливать ребенка каждый раз, когда он бросил на пол игрушку. Предложите ребенку вместе с вами перед сном обойти комнату и сложить все игрушки, разбросанные за день, в комод. Сделайте это вашим ежедневным ритуалом перед сном. И не забудьте похвалить малыша (это обязательно!), когда он, таки, навел порядок.

2. Старайтесь оградить ребенка от предметов-провокаторов

Некоторые малыши ведут себя неуправляемо, когда они голодны, утомлены или долгое время находились в запертом пространстве.

Некоторые выходки малыша можно вполне предотвратить. Если ваш ребенок любит хватать коробочки с полок в супермаркете, возьмите с собой в магазин игрушку, которая отвлечет внимание малыша, пока вы закупаете продукты. Если малыш играет с рулоном туалетной бумаги, разворачивая его и растягивая за собой по всей квартире, – спрячьте или поставьте рулон в недоступное для ребенка место.  Если ваша маленькая дочь или сын любят рисовать на обоях, наклейте на стену ватман. Разрешите детям рисовать на стене, но только в специально отведенном месте. Но если и это не поможет – спрячьте фломастеры.

Такие нехитрые трюки помогут, во-первых, оградить малютку от соблазнов, которые ему трудно контролировать, но в которых так сложно себе отказать. А во-вторых, минимально ограничат волю ребенка, не создавая для него дополнительных ограничений.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему рожать с мужем можно и нужно: преимущества парных родов

Кроме того, как утверждает Харви Карп, доктор медицины и автор книги «Самый счастливый малыш», некоторые малыши ведут себя неуправляемо, когда они голодны, утомлены или долгое время находились в запертом пространстве. Поэтому, прежде чем громоздить запреты и наказывать малыша за провинности, удостоверьтесь, что он хорошо поел, хорошо выспался (минимум 10 часов ночного сна) и играл на свежем воздухе (что помогает не только насытить клетки кислородом и получить витамин Д, но и сжечь накопившуюся в молодом организме энергию).

3. Будьте последовательны в своих наставлениях

Если однажды вы сказали сыну, что кусаться нельзя, продолжайте повторять это каждый раз, когда он нарушит запрет. Чтобы в голове ребенка не путались вопросы, почему вчера еще было нельзя кусаться, а сегодня уже можно.

Послушание и дисциплина – это не что-то само собой разумеющееся. Правила поведения и хорошего тона должны воспитываться в ребенке с самых ранних лет. Как малышу узнать, что можно делать, а чего нельзя, если вы ему об этом не скажете? Как маленькому Никите понять, что обижать сестру, отбирать игрушки у других ребят – это плохо, а убирать за собой игрушки – это хорошо, если мама и папа не объяснят ему этих простых вещей. Да, вероятно некоторые истины Никитушка уяснит не с первого раза. Но поэтому и важно родителям уметь сохранять терпение и последовательность в любых ситуациях.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Папин вклад: какую роль отец играет в воспитании ребенка и чем чревато его отсутствие

Если после третьего предупреждения «Нельзя!» малыш продолжает кусаться, найдите в себе терпение объяснить ребенку в очередной раз, что так делать нельзя и (очень важно!) почему так делать нельзя. Неподдельный интерес и детское любопытство исследовать окружающий мир наощупь и на вкус могут будоражить воображение юного исследователя. И тот факт, что ребенок не слушается вовсе не означает, что он неуправляем или своеволен. Таким образом маленький карапуз знакомиться с этим миром, о котором ему известно гораздо меньше, чем нам – взрослым.

Читайте также:  Пантогам ребенку 3 года для развития

Самое главное в таком подходе выдержать последовательность. Если однажды вы сказали сыну, что кусаться нельзя, продолжайте повторять это каждый раз, когда он нарушит запрет. Чтобы в голове ребенка не путались вопросы, почему вчера еще было нельзя кусаться, а сегодня уже можно. Только благодаря последовательности в действиях и терпению в сознании малыша будут формироваться представления об элементарных правилах поведения.

4. Держите свои эмоции под контролем – не повышайте голос

Когда вы повышаете голос, малыш запомнит ваши эмоции, мимику, движения, выражение лица, жесты, но не содержание ваших словоизлияний.

Не будет откровением для молодых родителей, что повышать голос на ребенка не следует. Крик несет в себе только устрашающую функцию, но никак не воспитательную. Когда вы повышаете голос, малыш запомнит ваши эмоции, мимику, движения, выражение лица, жесты, но не содержание ваших словоизлияний. Для ребенка ваши эмоции будут своего рода развлечением. Вероятно, в следующий раз он и будет избегать нарушать запреты, но не из-за того, что он понял их значение. А от того, что будет опасаться вашей реакции. Все эти страхи, в конечном итоге, осядут где-то в подсознании и могут найти выражение в самых неожиданных формах. Чей-то малыш начнет грызть ногти, кто-то постоянно будет теребить пальцами колпачок от ручки, а кто-то будет мочиться в постель до школьного возраста.

Чтобы избежать детских травм и уберечь своего малыша – контролируйте свои эмоции.

Мозг ребенка – это чистый лист. Ему еще не известны нормы морали и правила этикета, запреты и табу, условные обозначение и понятия об обязательствах. Он не знает, что такое хорошо и что такое плохо, и как работает волшебное слово. Все это малышу только предстоит освоить и понять. И как ребенок постепенно учиться держать головку, переворачиваться, сидеть, стоять без поддержки и, наконец, ходить, точно так же учиться он дисциплине и послушанию. На это тоже необходимо время и практика. И самое главное, чтобы у родителей, хватило терпения и мудрости поддержать своего малыша на этом нелегком пути.

Будьте своему ребенку лучшим другом!

Больше интересных статей наwww.muliersite.ru

Источник

Задача взрослых — научить детей, что делать можно и что нельзя, иначе они могут навредить себе или другим людям. Но способность к самоконтролю не дана ребёнку при рождении, а развивается у него по мере того, как он сталкивается с ограничениями и пробует добиваться чего-то.

Фото tr.uatrainings.com

Три уровня послушания

В отношении ограничений человек проходит путь от бездумного следования за своими желаниями до сознательного принятия норм и правил. Чтобы добиться послушания ребёнка, следует учитывать, на каком этапе развития он находится.

Уровень следования за сиюминутными желаниями. Поначалу ребёнок не знает о существовании правил так же, как он не подозревает об опасностях, возможностях, свойствах мира. Но огромная потребность в развитии влечёт его к миру вокруг, заставляет искать и находить объекты для манипуляций, которые помогают ему научиться большему и лучше узнать мир вокруг.

Помощь взрослого состоит в том, чтобы сформулировать правило в тот момент, когда в нём возникнет необходимость, сформулировать ясно, чётко, исполняемо и доброжелательно донести свою мысль до ребёнка.

Однако даже столкнувшись с ограничениями, ребёнок поначалу не может их соблюдать, ему нужно не только информирование, но и помощь в следовании правилу или выполнении требования. Можно ввести какие-либо ритуалы или знаки, которые будут направлять малыша. Он ещё не слишком хорошо ориентируется во времени, поэтому доступные таймеры, будильники, сигналы, песочные часы и напоминания помогают разобраться в ситуации.

Уровень выполнения требования. На этом уровне если ребёнка попросить, то он сделает. Такого можно достичь, только если первый пройден хорошо и человек получил достаточно любви и принятия. Тогда послушание приносит ему не только разочарование от отказа от чего-то, но и радость. Взрослый помогает ребёнку помнить и соблюдать правила, даёт возможность увидеть выгоду следования правилам.

Увы, судя по всему, многие люди застревают где-то в промежутке между первым и вторым уровнями, поскольку при наличии развитой системы законов и полиции правонарушения всё-таки совершаются. Последнее время можно наблюдать печальную моду на пренебрежение правилами под маской высокой ценности креативности. Это ошибочное стремление пренебрегать границами там, где они вполне уместны, порождено непониманием того, что ограничения и дают свободу. Если человек даже взрослым продолжает считать, что источник дисциплины находится вовне, то ему трудно оставаться счастливым: он чувствует себя виноватым или нервничает, боясь разоблачения, если не соблюдает правила, или ощущает себя подавленным, страдает от того, что его заставили делать что-то, чего он не хотел, когда правила соблюдаются.

Уровень активной дисциплины. На этом уровне человек сознательно принимает ограничения как необходимого условия свободы, и соблюдение норм вызывает положительные эмоции.

Человек понимает, зачем ему необходимо соблюдение правила, чем ему это полезно. Это делает следование правилу фактически процессом достижения собственной цели. Соблюдение норм приносит удовлетворение, которое мы испытываем, добиваясь намеченного. В этом случае правило исполняется, даже если нет никакого надзора и наблюдения.

Как подвести ребёнка к уровню активной дисциплины

Чтобы установить правило или требование, важно чётко понять для себя, чего именно вы хотите, и что вы готовы сделать, если ребёнок не послушается. Действительно готовы, а не угрожаете этим в надежде, что исполнять сказанное не придётся. Рассмотрим общие предпосылки эффективных способов устанавливать правила.

Объясните, что хотите. Сформулируйте требование предельно просто. Установите контакт с ребёнком: опуститесь на его уровень роста, установите контакт глаз, убедитесь, что он слушает. Доброжелательно, вежливо, с осознанием, что в эту минуту вы показываете, как лучше всего вести себя в конфликте, сообщите своё требование. Дайте время обдумать и понять сказанное вами.

Читайте также:  Работа по развитию внимательности у ребенка

Предложите выбор и помогите ребёнку сделать то, о чём просите. Чем ребёнок младше, тем меньше вариантов предлагаем и короче объясняем. Интонация вашего обращения должна быть такой, какая и вам самим бы понравилась, если бы кто-то объяснял вам, что вы не можете делать того, что делаете или собирались.

Допустим, вы предложили два варианта, один из которых подразумевал вашу помощь: «Ты выйдешь сам, или я тебе помогу выйти», выждали и начали помогать, поскольку ребёнок не вышел. Этим вы признали детский выбор второго («помогу выйти») и исполняете свои слова, даже если ребёнок начинает обещать сделать сам. Наша задача помочь ему увидеть последствия своего решения и постоянство нашей реакции в повторяющейся ситуации.

Выбор и его последствия не должны иметь ничего общего с наказанием, а наша твёрдость в следовании установленному правилу — с местью. Если ребёнок почувствует, что вы злорадствуете («Я же говорила!..»), то он справедливо обидится и не найдёт никакого позитивного опыта в соблюдении правил.

Сведите правила к минимуму и вводите их постепенно. С маленькими детьми (и подростками, которые временами делаются очень похожи на тоддлеров из-за проблем с неравномерным гормональным развитием) важно свести правила к минимуму, чтобы легко было их помнить и соблюдать. Вводить правила лучше постепенно, так, чтобы переходить к освоению нового, добившись устойчивого исполнения предыдущего.

Будьте честны и не злоупотребляйте властью. Вполне уместно сказать: «Я не хочу, чтобы ты лил воду на ковёр» или «Я хочу, чтобы ковёр оставался сухим». Если ребёнок льёт воду на ковёр — у него всё хорошо, он исследует действие гравитации на жидкости и феномен впитывания. Нехорошо вам, и это вам известно, как долго потом ковёр будет хранить и распространять сырость. Вы взрослый, вы в ответе за всё и потому вправе сказать: «Я не разрешаю…».

Ребёнок и так знает, что вы умнее и могущественнее, лишний раз напоминать ему об этом не нужно. Но ни к чему и избегать прямых указаний на то, что вы источник правил, потому что это правда. Вы защищаете, заботитесь, делитесь знаниями, отвечаете за всё и имеете даже не право, а, скорее, обязанность разрешать и запрещать.

Немедленно прекращайте опасное или вредное поведение. Если для этого нужно взять и перенести, снять откуда-нибудь ребёнка, сделайте это. Если проблема касается лично вас, вы можете честно сказать: «Мне не нравится, что ты…» или «Мне неприятно, когда…», например, когда меня дёргают за волосы, тыкают пальцем в глаз, кусают.

Предлагайте приемлемый вариант. «Я не разрешаю лить воду на ковёр, но ты можешь полить цветок». Дайте выбор: «Или ты поливаешь цветок, но не ковёр, или я заберу кувшин/закрою воду». Выбор: «Или ты поливаешь только цветок, или я тебя поставлю в угол» предоставляет неравноценные альтернативы. Ведь после того, как ребёнок лишился кувшина, он может заняться чем-то столь же интересным, как и выливание воды. Может быть, вы дадите ему поднос и губку, чтобы он посмотрел, как вода впитывается там, где вы можете ему это разрешить.

Во многих случаях требование как таковое можно опустить, и использовать конструкцию «Ты можешь…». Разумеется, это должно быть твёрдое предложение некоего способа, а не вопрос и не приказ. Поскольку это предложение возможного способа действий, ребёнок не обязан соглашаться с ним; зато если он следует такому совету, то необходимость в ограничении пропадает. Если нет — сформулируйте требование и две другие альтернативы, раз от уже озвученной малыш фактически отказался. Например, в случае с кувшином воды можно прямо сказать ребёнку: «Ты можешь полить этой водой цветок» или даже «Ты можешь лить воду сюда и туда». Если ребёнок продолжает поливать ковёр, вы озвучиваете запрет: «Мы не поливаем ковёр, ты можешь вылить воду в раковину или ванну».

Постарайтесь понять смысл действий. Если он страстно настойчив в отношении чего-либо, постарайтесь распознать, что именно так привлекает его, чтобы предоставить приемлемую альтернативу. Это же находка! Вы с ребёнком обнаружили какую-то грань опыта, которая сейчас нужна ему для развития, как никогда. Постарайтесь не упустить её.

Создавайте ритуалы. Если речь идёт о соблюдении режимных моментов — вовремя уйти, собраться — позаботьтесь о ритуалах, которые помогут ребёнку уложиться в сроки и будьте настойчивы, а терпение постарайтесь почерпнуть из понимания того, что для ребёнка ещё не очень-то ясно существует течение времени и структура расписания. Он правда не видит того же, что и вы. Ему очень поможет, если вы предупредите его о необходимости закончить что-то делать или уходить за некоторое время до того, как это нужно будет делать.

Будьте последовательны. Если ребёнок снова и снова радостно нарушает запрет, он не стремится свести вас до срока в могилу, а скорее всего, рад убедиться в вашей надёжности. Если вы постоянны в своих требованиях — это успокаивает. На вас можно положиться, вам можно доверять, и вы наблюдаете полное послушание ребёнка. А если вы то разрешаете, то нет, то взрываетесь криком — непонятно, что вызывает каждую из разных реакций. Как это узнать? Проверить ещё сорок раз, конечно! Обеспечьте ребёнка постоянством требований, и вы почувствуете его благодарность, когда он сможет увериться в том, что защищён от опасностей вашими требованиями и заботой.

Анна Федосова — детский психолог и Монтессори-педагог АМИ, консультант во вопросам развития и воспитания детей

Ещё о послушании и правилах:

Говорим «нет» по-другому. Как правильно отказывать ребёнку

Выстраивание границ с ребёнком в Монтессори-стиле

Как устанавливать правила ребёнку: пошаговое руководство

Читайте также:  Развитие пятимесячного ребенка девочки

Источник

Всем родителям когда-либо приходится решать задачу, как воспитать послушного ребенка. И, чем раньше они начнут воспитывать свое чадо, тем лучше будет для всех.

Читайте также: Что делать, если ребенок стал капризным — инструкция для родителей.

Ребенок, который не слушается родителей и воспитателей, приносит множество неприятных забот, причем не только близким, но и даже прохожим людям на улице. Те детишки, которые выросли в условиях совершенной свободы, не могут различать, что им разрешено делать и что нет.

Процесс же воспитания — весьма долгий. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваше чадо только радовало вас своими поступками и поведением, а не огорчало, то следует запастись терпением.

Семь основных родительских секретов, которые помогут вам найти взаимопонимание со своим отпрыском и подскажут, как научить ребенка быть послушным:

  • Действуйте последовательно в воспитании. То есть, если был введен запрет на что-либо, например — не покидать пределы двора, или не выбегать за мячом на проезжую часть, то его нужно соблюдать каждый день, не давая поблажек. Дети, на самом деле, очень хорошие психологи, и они мгновенно поймут, в чем мама и папа дают слабину, и это так же касается установленных правил. И, как только они это почувствуют, они начнут считать, что правила выполнять — необязательно, соответственно — можно нарушать все запреты. Именно поэтому учить ребенка быть послушным необходимо последовательно.
  • Будьте твердыми, и в то же время, ласковыми. Как показывает практика, очень тяжело воспитывать детей только одним криком, и тем более — гневом. Чтобы у маленького человека вырабатывались навыки послушания, он должен знать, что его любят, и наказывают не из ненависти, а из любви к нему же. Делайте упор на любовь, внимание и ласковое отношение, но при этом будьте тверды в своих убеждениях. Так вы покажете ребенку, что вы его сильно любите, и знаете, что он чувствует, однако выполнять установленные правила ему все равно придется.
  • Станьте примером для своих детей. Многие родители ломают голову над вопросом – как сделать ребенка послушным, при этом они не хотят изменять свои привычки и устоявшийся образ жизни. Но они забывают, что никакие нравоучения ребенок не воспринимает так, как личный пример родителей. Как показывают исследования, детишки очень чувствительны в очень раннем возрасте. И поэтому они стараются подсознательно подражать самым близким взрослым, которых видят каждый день, и которым более всего доверяют – своим родителям. И поэтому — очень важно, чтобы родители вели себя так, как подобает, стали хорошим примером для ребенка. Все без исключений правила, которые устанавливаются для детей, должны безукоризненно выполняться взрослыми. К примеру, если отец курит, то ребенку дальше будет весьма сложно объяснить, почему это вредно, и почему этого делать нельзя.
  • Наказывайте адекватно. С каждым годом дети растут и постоянно стараются находить себе новые занятия — таким образом, выясняя, что делать разрешается, а что – нет. Следует определить адекватное наказание за проступки ребенка. К примеру, если ребенок совершил небольшой проступок, не нужно за это с ним не разговаривать три дня, лучше покажите, что вам это неприятно. Нельзя ребенка запугивать, это ему не пойдет на пользу. Просто дайте понять, что все установленные родителями правила необходимо соблюдать, а иначе наступит наказание. Читайте также: Как воспитывать детей без наказания — 12 основных принципов воспитания без наказания.
  • Разработайте систему поощрения. Как вырастить послушного ребенка – поощряйте его, замечая даже самые маленькие победы и позитивные изменения в его поведении. Если ваш малыш послушен, не капризен, не нарушает правил и выполняет ваши требования, то поощряйте его любым способом – ласковым словом или похвалой. В этом случае, у ребенка будет хороший стимул быть послушным, он будет знать, что действует правильно, и дальше он будет действовать правильно, в том числе, чтобы оправдать ваше доверие. Особенно детям приятно, когда родители говорят, что гордятся ими. И — запомните: такое привычное для многих взрослых объяснение «Так надо!» — не действует! Не пожалейте времени и сил, и детально и подробно объясните своему сыну или дочери, откуда взялось то или другое правило. И даже, если ребенок не поймет чего-то, он все равно не будет вредничать, потому что будет чувствовать, что вы в нем заинтересованы. А вероятнее всего, что он сам спросит, если что-то будет непонятно.
  • Вознаграждайте ребенка правильно. Даже для взрослых людей отличным стимулом, который заставляет работать еще усерднее и старательнее, является вознаграждения. К детям это также относится. Чтобы ребенок вел себя послушно некоторое время, вы можете заранее сказать, что его ожидает. Например, это может быть поход в кинотеатр на новый мультфильм, в зоопарк, новые игрушки, сладости, доступ к компьютерным играм и т.д. Но чтобы это получить, он должен выполнить ваши требования. Этот метод действует хорошо, однако — не злоупотребляйте, поскольку ребенок будет послушным только за «взятку» в виде приятного подарка.
  • И напоследок — вы должны держаться выбранной линии воспитании, одинаково мыслить в супругом и всеми бабушками-дедушками, тетями-дядями. А иначе ваш отпрыск возьмет нехорошую моду манипулировать. Муж и жена должны друг друга поддерживать во всем, даже если при этом они думают совершенно иначе, или вообще, в разводе. Как воспитывать детей, необходимо договариваться обязательно в их отсутствие. Ребенок будет послушным, только если авторитетом будет и мама, и папа. Читайте также: Уловки ребенка-манипулятора — как воспитывать детей-манипуляторов?

И помните — послушный ребенок может вырасти только в той семье, где его любят, и все делают ему во благо!

А как Вы воспитываете своего ребенка? Всё ли получается в воспитании, и в чём ошибки? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

Источник