Развитие пола ребенка младшего школьного возраста

Васильева А.В. магистр кафедры педагогики и предметных технологий, АГУ.
Гендерная идентичность и факторы влияющие на ее формирование у детей младшего школьного возраста.
Ребенок – развивающиеся существо, и каждое явления в нем наблюдаемое, находится в процессе становления. Оно не раз и навсегда, одно или другое, но оно может стать как одним, так и другим и фактически на наших глазах входе, воспитательной работы, становиться то одним то другим: в зависимости от чего это происходит? В зависимости от того, как складывается воспитательная работа с ребенком.
С.Л. Рубинштейн
В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении.
Понятие «гендер» отражает социально обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчин и женщин не всегда являются естественным продолжением биологических различий, а обусловлены влиянием социальных факторов. Диапазон трактовки термина «гендер» в современной научной литературе достаточно широк. Гендер рассматривается как процесс овладения социально-половыми ролями и как статус индивида в структуре социального полоролевого взаимодействия .
Усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребенок-взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведения и деятельность окружающих его взрослых.
К основным признакам гендерной идентификации относят выбор детьми игр, стиль поведения, выбор партнеров по общению, особенно взаимоотношения друг с другом и со взрослыми.
В период младшего школьного возраста поведение ребенка характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сензитивным для формирования гендерной идентичности и оптимизации взаимоотношений с представителями противоположного пола. Так же в этот период своего развития дети стараются избегать представителей другого пола. Тенденция мальчиков играть с мальчиками, а девочек — с девочками начинает проявляться у детей в 3-летнем возрасте и постепенно усиливается до вступления в период полового созревания.
Маккоби и Джаклин в своих исследованиях пришли к выводу о том, что в младшем школьном возрасте гендерная сегрегация довольно ощутима. Они установили, что дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы на основе общности пола. И пришли к предположению, что биологический пол, социальные гендерные ярлыки и гендерная идентичность действуют совместно, вынуждая ребенка объединяться с детьми одного с ним пола и избегать объединения с детьми противоположного.
Но гендерная сегрегация выражается не только в объединении с представителями одного гендера, но и в противостоянии по отношению к другому.
Именно в рамках этих видов деятельности продолжается развитие половой идентификации детей. Одни виды их активности соответствующие полу, поощряются и одобряются взрослыми, а другие противоречащие представления о том, что могут и должны делать мальчики или девочки, вызывают насмешки или порицания.
Учитывая, это до 2-3 лет большинство мальчиков пробуют надевать мамины туфли, играть с ее косметическими принадлежностями, красить ногти лаком. Однако когда завершается процесс гендерной идентификации и мальчики достигают гендерной константности, они начинают понимать, что все эти занятия предназначены для девочек. Еще до школы дети проявляют знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, занятиях.
Но даже если в процессе игры дети выполняют одну и туже роль, их поведение все же может отличаться, в зависимости от того, с кем – с мальчиком или девочкой – они имеют дело.
Л. Кольберг считает, что формирование константной гендерной идентификации у ребенка продолжается в промежутке от 2 до 7 лет. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании.
Учитывая, это следует отметить, что гендерная идентификация заключается не только, в том, что дети следуют в своем поведении навязанным им полоролевым эталонам, но и в том, что у детей выражено стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов, у них появляется «половое любопытство».
Итак, на этом этапе своего развития, ребенок уже понимает то, что пол не изменяется с течением времени при смене одежды, рода занятия или других внешних признаков. Однако дети сравнительно мало обращают внимания на различие половых органов, когда им приходится решать, кто- мужчина и кто – женщина.
Так же дети стараются подражать родителям одного с ними пола. Л.К. Емельянова отмечает, что девочки, которые больше всего ценят в матери трудолюбие, честность, гуманизм, заботу о семье, вырабатывают у себя именно эти качества. Мальчики стараются подражать отцам в деловитости, смекалки, юморе, профессиональном мастерстве.
Некоторые авторы полагают, что гендерная идентичность мальчиков проходит в более трудных условиях, чем таковая у девочек. Среди препятствующих идентификации факторов называют большее время контакта материи с ребенком, чем с отцом, из-за чего отец выступает для ребенка менее привлекательным объектом. Вследствие этого первичным оказывается идентификация с матерью.
Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую. Однако большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, – опять женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т.д. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» (например «тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек гендерная идентичность является не прерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков.
А.И. Захаровым установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителями того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи.
Неудовлетворенная потребность в общении с родителями своего пола приводит к идентификации с родителями другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной. Чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в безопасности. Идентификация у девочек протекает успешнее: 43% девочек против 8% мальчиков имеют, высокую степень идентификации с родителями своего пола. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на воздействие с воображаемым отцом.
Исходя из этого, именно родители обладают идентификационными характеристиками, более всего побуждающими к идентификации: положительной эмоциональности, доброте и отзывчивости.
Исключительно универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. Уже на третьем году жизни сверстники подкрепляют или осуждают типичное или не типичное для данного пола поведение друг друга. Мальчики делают это активнее. Сверстники влияют больше на поведение мальчиков, чем девочек. Несоответствующее гендерной роли поведение особенно сильно вредит популярности среди мальчиков. В ряде исследований было доказано, что мальчики, которые играют с девочками, больше подвергаются насмешкам со стороны сверстников и менее популярны в их среде, чем те, кот подчиняется полоролевым стереотипам. Одни авторы утверждают, что дети обо его пола более охотно подражают мальчикам, другие- что дети больше внимания обращают на особенности поведения, соответствующие их полу, и не проявляют интереса к неуместному для их пола поведению. Последние авторы выявили, например, что мальчики обнаруживают тенденции лучше запоминать пункты, помеченные «для мальчиков», а девочки – пункты, помеченные «для девочек». Кроме того, дети допускали характерные ошибки в воспроизведении рассказа по памяти, когда в нем нарушались гендерные стереотипы.
Так же, гендерные понятия формируются у детей под воздействием литературных произведений, кино и телевидения, театров. Если проанализировать книги прошлых лет, то можно заметить, что гендерные образы, проявлявшиеся на западе в 1970-1980-х гг., становились устойчивыми, традиционными и соответствовали стереотипным ролям. Та же тенденция проявлялась и при анализе книг для чтения детям в начале 1972 г., хотя после 1980г. описания гендера в детских книгах несколько изменилась (в сторону равенства полов). Такая же тенденция наблюдалась и в отечественных книгах. В иллюстрации детских книг изображение лиц мужского пола превышает количество изображений лиц женского пола в два раза. Мужчины и мальчики в основном представлены занимающимися инструментальной деятельностью, кроме того, они чаще, чем женщины и девочки, изображены в ситуациях отдыха, развлечений.
Описание роли и занятий женщины в современной литературе значительно отличается, от ролей и занятий прошлых лет. Если раньше характерной чертой являлась жалость к женщине, которую эмансипация лишила женственности и призывы вернуть женщину к ее «истинному предназначению », то на современном этапе в литературных произведениях на место работницы и матери пришла хорошенькая домохозяйка или юная фотомодель «без комплексов».
Распределение гендерных ролей не обошли стороной и средства массовой информации. На телевидение количество мужских персонажей постоянно превосходят количество женских персонажей. Ярким примером в отечественном телевидение, является рекламная продукцию. В рекламных историях можно выделить два основных типа: романтические и семейные. В первых историях мужчина всегда профессионал, занят напряженным делом, обычно напоминающею борьбу. Женщина не только не принимает в ней участие, но просто отсутствует в тех местах рекламного ролика, где эта борьба происходит. «Настоящая женщина» в это время занята самоукрашением, ведь главным ценителем ее внешности является мужчина. Таким образом, все усилия женщины направлены на то, что бы ее заметили и оценили.
В семейных историях деятельность женщины ограничена семьей. Она лечит, стирает, частит раковину и газовую плиту, готовит вкусные блюда и с нетерпением ждет мужа. Муж же внутри семейного пространства пользуется трудом женщины.
Таким образом, какая бы история не рассказывалась в рекламном ролике, образ женщины подается как зависимый от мужчины, слабой, в домашних хлопотах, либо в обеспечении своей привлекательности. Мужчина же подается как лидер, сильный, агрессивный, подчиняющий себе других ради утверждения своего «Я». Учитывая это, влияние можно говорить о том, что средства массовой информации играют большую роль на формирование гендерной идентичность у детей младшего школьного возраста. Чтение детьми книг, в которых женщина в большинстве случаев изображается с предметами домашней утвари, а мужчина – с орудием труда, приводит к усилению гендерного поведения в детских играх.
Исходя из этого, на развитие гендерной идентичности ребенка младшего школьного возраста влияют многие факторы, но основными остаются родители как эталон правильного поведения, сверстники и средства массовой информации.
Список литературы
- Л.В. Градусова «Гендерная педагогика». Москва: «Флинта», 2011.
- Ш. Берн «Грендерная психология. Законы мужского и женского поведения». СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
- Е.Н Корнеева «Почему они такие разные?..». Ярославль: Академия развития, 2005
- А.А Реана «Психология от рождения до смерти». Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002
Источник
Половое воспитание детей младшего школьного возраста.
– “Младший школьный возраст” – период впитывания, накопления знаний… Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются».
На эти психологические качества младших школьников ,мы и должны опираться , осуществляя половое воспитание.
Развитие психики в этом периоде является не просто развитием ранее существовавших особенностей, реализацией наследственных или врожденных программ и ранее воспитанных качеств, хотя все это, бесспорно, имеет значение. У ребенка происходит перестройка системы жизненных отношений, вызванная появлением качественно новых обязанностей — перед обществом. Подавляющее большинство детей приходят в школу, обладая достаточным, хотя и разным, уровнем психического развития, определяющим готовность к обучению. Важны не только положительное или отрицательное отношение к школе, но и степень готовности к предстоящему сотрудничеству мальчиков и девочек, принятая ранее позиция отношений к сверстникам и взрослым своего и другого пола.
В школьные годы начинают более отчетливо обнаруживаться половые различия физиологических систем организма мальчиков и девочек.. Поэтому в процессе воспитания следует учитывать не только возраст, но и пол.
Параллельно с половыми физиологическими различиями наблюдаются и психологические особенности мальчиков и девочек, в частности разная направленность интересов. Девочек больше интересуют общие свойства предметов, их назначение, а мальчиков – внутреннее строение, их устройство. Вот почему мальчики чаще разбирают вещи, например часы, ломают игрушки, пытаясь узнать, что же находится внутри, изучить механизм их работы.
В этом возрасте дети все больше осознают свой пол. Им свойственно поведение, связанное с пробуждением половых влечений. Ребята проявляют интерес ко всему тому, что касается взаимоотношений мальчиков и девочек. Дети стремятся быть красивыми, особенно девочки. У мальчиков формируются черты мужественности, возникает желание помочь и защитить девочек.
В начальных классах стараемся рассаживать мальчиков и девочек за одной партой. Мальчики тогда меньше шумят, а девочки – меньше переговариваются. Девочки старательнее в учебе, и это подтягивает мальчиков. Многие мальчики из шумных превращаются в спокойных, сосредоточенных. Известно, что мальчики более резки, самостоятельны, настойчивы, в то время как девочки более аккуратны, прилежны, отзывчивы, чувствительны, нежны. Поэтому соседство мальчиков и девочек за партой помогает формировать и развивать нравственно ценные товарищеские отношения между ними, предупреждает порой излишне проявляющуюся половую односторонность. Девочки становятся смелее, естественнее, мальчики – вежливее, мягче, утонченнее.
С началом школьного обучения создаются благоприятные условия для воспитания у мальчиков настоящего мужского благородства, без которого невозможно себе представить будущего юношу и мужчину. Воспитанием мужского благородства родители должны заниматься постоянно и настойчиво, используя личный пример и примеры окружающих людей. Необходимо привить мальчику бережное, заботливое отношение к бабушке, матери, сестричке и вообще ко всем девочкам. Мальчику надо объяснить, что его мама, которую он очень любит,- это вчерашняя девочка. И девочка, его соседка по парте,- будущая мама. Так большое чувство, связывающее мальчика с матерью, становится эталоном складывающихся отношений с девочками.
Для формирования правильных, красивых взаимоотношений между мальчиками и девочками важно, чтобы они имели друзей. Наша задача – учить детей общению с лицами противоположного пола, поддерживать дружбу мальчиков и девочек и заботиться чтобы отношение к этим друзьям не было случайным и эгоистичным .А родители должны хорошо знать, с кем встречается их ребенок и как проводит время, следить, чтобы оно было насыщено интересными делами, беседами, играми, обсуждением книг и т. д.
Хорошей формой общения мальчиков и девочек является празднование дней рождения, организация ребят культпоходов в кино, цирк, музей. Вот тут-то и нужно обратить внимание мальчиков на то, как вести себя с девочками. Девочки же должны показать умение держаться скромно, просто и тем самым воспитывать мальчиков, вызывать их уважение, внимание.
Мальчик младшего школьного возраста должен знать, что девочку следует пропустить вперед при входе в класс, в школу, в кинозал, уступить место в автобусе, подать пальто. » Именно в школьные годы создаются благоприятные условия для формирования у мальчиков мужских черт поведения.
Уже в раннем возрасте надо воспитывать у мальчиков’ волевые качества, т. е. способность усмирять свои желания, пыл и порывы. Дети должны усвоить, что надо считаться с интересами окружающих даже вопреки своему желанию. Формировать самообладание нужно намного раньше появления полового чувства. Поэтому уже первоклассник должен научиться владеть собой, должен понять, что часть его желаний останется неудовлетворенной, от них придется просто отказаться. Важно научить ребенка больше отдавать, чем брать от других, и получать от этого удовлетворение. В. А. Сухомлинский считал необходимым -уже с первого класса вырабатывать у ребят умение распознавать душевное состояние другого человека, его радость, тревогу, горе, отзываться на все это мыслями, поступками, делами. Ребенок должен уметь «читать» чужие чувства, переживания, радости и горести. Эти качества способствуют развитию целеустремленности, готовности преодолевать любые трудности и препятствия.
Для младшего школьника характерно подражание. Если больше внимания уделять всесторонней оценке нравственных качеств школьника в различных жизненных ситуациях, в различной деятельности, дети не остаются безразличными к такой оценке, стараются подражать хорошему, порицают плохое.
.. Здоровое общение мальчиков и девочек способствует их дружбе, предупреждению раннего полового интереса.
Большое значение в воспитании правильных взаимоотношений мальчиков и девочек, в становлении дружбы имеют русские народные сказки. В них говорится о доброте, доверии, верности, дружбе, умении чувствовать человека, понять страдания другого и сопереживать его горю. Из народных сказок ученик узнает, что «добрый молодец» полюбил «красну девицу», что после всевозможных приключений они «сыграли свадьбу и стали счастливо жить-поживать, добра наживать». В сказках подчеркивается красота рождения человека, прекрасное чувство радости материнства, показывающее органическую связь ребенка и матери. В. А. Сухомлинский специально для маленьких детей – дошкольников и младших школьников – придумал сказку о рождении человека.
-В беседах, разговорах с детьми младшего школьного” возраста должна проходить мысль о том, что со временем у них будет своя семья, дети.
Ребята интересуются многими вопросами, касающимися сексуального поведения животных, ищут ответы на эти вопросы. Поэтому нам, взрослым, нельзя молчать или говорить полуправду. Мы должны проводить соответствующую работу.
Нельзя отталкивать ребенка молчанием, ссылкой на то, что ребенок подрастет и сам все узнает. В младшем школьном возрасте подробности не нужны. А. С. Макаренко считал недопустимым сообщать ребенку подробности об отношениях между мужчинами и женщинами, так как это рано может вызвать у него любопытство к половой проблеме. Такого же мнения был и К. Чуковский. Он считал, что ответы на вопросы детей должны быть строго дозированы.
Источник