Развитие подражательной способности ребенка

Марина Сычева
Развитие подражательной речевой деятельности методом имитации у детей 2-х лет со слабо развитыми речевыми навыками

Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии коммуникативных навыков ребенка. Поэтому развитию коммуникации уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Задачи развития коммуникативных навыковявляются одинаковыми для всего второго года жизни: развивать понимание речи и способность подражания, накапливать словарь, формировать речь как средство общения с окружающими. В первом полугодии важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого. Она реализуется за счет расширения ориентировки ребенка в окружающей действительности. Детей необходимо учить понимать короткие рассказы, стихотворения, потешки, выполнять несложные поручения.

Вначале при ознакомлении детей со сказками, прибаутками, потешками воспитатель использует наглядность, обыгрывает сюжет (показывает движения, действия сам или привлекает для этого игрушки). Ребенка учат слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.

В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания, формирование умения подражать звукосочетаниям и словам. Дети должны не только воспроизводить речевой материал после того, как услышат от взрослого, но и систематически употреблять его по собственной инициативе. Это способствует развитию коммуникативных навыков как средств общения с взрослыми и детьми.

Главной задачей во втором полугодии является развитие активной речи. На основе значительного расширения словарного запаса дети начинают употреблять все те слова, которые в первом полугодии учились понимать. Происходят качественные изменения в развитии подражания: дети со слабо развитыми речевыми навыками теперь уже могут воспроизводить простые слова и короткие предложения.

В результате накапливания речевых впечатлений и систематического обучения у детей развивается способность подражания. По мере того как дети овладевают способами действий и различными умениями, воспитатель стремится выявить возможности самостоятельного выполнения их ребенком. С этой целью задаются разнообразные вопросы. В ответ на подобные вопросы ребенок выполняет действия и произносит слова, становится разговорчивым. Ценным является и то, что в результате накопления способов действий с игрушками обогащается самостоятельная игра ребенка.

Для развития коммуникативных навыков важно создать определенные условия. Прежде всего, создаются условия для подражания детьми речи взрослых во всех видах деятельности и режимных моментах. Кроме того, создание речевойсреды включает в себя: постепенное усложнение речевого общения и организацию специальных речевых игр и упражнений.

Для дошкольного периода развития коммуникативных навыков характерны практические методы. Они эффективны потому, что построены с учетом закономерностей естественного процесса усвоения речи и не нарушают его, а делают его более насыщенным речевой работой – физической, мускульной, интеллектуальной и эмоциональной.

Метод имитации (прямая имитация или подражание) заключается в том, что взрослый артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует их, а ребенок слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл. Этот метод используется практически во время любой игры.

Но метод имитации осуществляется различными приемами.Такими как:

1). Сопряженное и отраженное проговаривание с последующим самостоятельным названием предметов, действий, изображений и др. Слова могут произноситься точно, усеченно и приближенно.

2). Наблюдение за реальными предметами. Например, в пальчиковых играх, таких как «Ладушки», дети наблюдают за руками взрослого, одновременно рассматривают свои и имитируют движения взрослого.

3). Игры. Во время игр с предметами, дети производят различные манипуляции с ними, наблюдают предметы и называют их качества и действия с ними. При этом воспитатель задает вопросы. К ним относятся игры с кубиками («Стулья», «Дорожка», «Башня» и др.) и игры с мячами («Кидай мяч!», «Лови мяч!», «Перебрось мяч!», «Попади в корзину!», «Мяч с горки!» и др.). В таких играх одно и тоже действие повторяется многократно.

Особенно много благоприятных ситуаций для развития коммуникативных навыков складывается в процессе сюжетно-ролевых игр. Ребенок копирует различные ситуации из жизни взрослых, копирует и действия и речь. В ходе копирования повадок различных животных, характерных особенностей людей и предметов дети изображают,например: шаловливого котенка, удивленную маму, кипящий чайник. Кроме того, сюжетные игры служат для закрепления уже знакомого языкового материала. Приобретенные умения совершенствуются в процессе самостоятельной игры.

В игре «режиссерской» ребенок не берет на себя роли, а распределяет их между игрушками. Проговаривает знакомые фразы за них и тем самым учиться грамматике.

Подвижные игры, игры с правилами обогащают речь детей заученными потешками, песенками, заучивание происходит в процессе имитации речи воспитателя.

У детей со слабо развитыми речевыми навыками плохо развита моторика и координация движений, наблюдается непонимание речи взрослых. Взрослым нужно прилагать больше усилий, чтобы обеспечить эмоциональный комфорт детей, развитие подражательной речевой деятельности, расширение объема понимания речи. Чтобы достичь наибольшей эффективности в подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще, развития моторики и координации. Развивающие игры наиболее подходят для этой цели.

Игры на развитие общего подражания имеют своей целью развитие понимания речи, учат соотносить речь и движения, развивают подражание движениям рук взрослого, развивают подражание движениям взрослого.Для достижения этих целей хорошо подойдут разнообразные пальчиковые игры с небольшим текстом такие как: «Ладушки», «Часики», «Капуста» и др. А такие игры как «Мы ногами то-топ-топ!», «Хлопы-шлёпы», «Слышим-делаем», «Деревце» и др. развивают общую моторику и умение подражать движениям.

Игры для развития общего и речевого подражания дополняются повторением звуков речи [у], [ы],[ж] и др. в таких играх как «Самолеты», «Пароходы», «Машины», повторением слов-звукоподражаний БИ-БИ, ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др. В таких играх хорошо использовать игрушки (мягкие или резиновые).

ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.

Подвижные игры на развитие общего подражания имеют своей целью обучение умению быстро переключаться с одного движения на другое; развитие движений, движения в ритме музыки.Используются такие игры как: «Потанцуй со мной!», «Повторяй за мной!» и др.

Источник

Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии коммуникативных навыков ребенка.  Поэтому развитию коммуникации уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса.  Задачи развития коммуникативных навыков являются одинаковыми для всего второго года жизни: развивать понимание речи и способность подражания,  накапливать словарь,  формировать речь как средство общения с окружающими.  В первом полугодии важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого.  Она реализуется за счет расширения ориентировки ребенка в окружающей действительности.  Детей необходимо учить понимать короткие рассказы,  стихотворения,  потешки,  выполнять несложные поручения.

Вначале при ознакомлении детей со сказками,  прибаутками,  потешками воспитатель использует наглядность,  обыгрывает сюжет (показывает движения,  действия сам или привлекает для этого игрушки). Ребенка учат слушать образную речь,  воспроизводить движения в соответствии с текстом,  повторять звукосочетания,  слова,  запоминать небольшие литературные тексты.

В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания,  формирование умения подражать звукосочетаниям и словам.  Дети должны не только воспроизводить речевой материал после того,  как услышат от взрослого,  но и систематически употреблять его по собственной инициативе.  Это способствует развитию коммуникативных навыков как средств общения с взрослыми и детьми.

Главной задачей во втором полугодии является развитие активной речи.  На основе значительного расширения словарного запаса дети начинают употреблять все те слова,  которые в первом полугодии учились понимать.  Происходят качественные изменения в развитии подражания: дети со слабо развитыми речевыми навыками теперь уже могут воспроизводить простые слова и короткие предложения. 

В результате накапливания речевых впечатлений и систематического обучения у детей развивается способность подражания.  По мере того как дети овладевают способами действий и различными умениями,  воспитатель стремится выявить возможности самостоятельного выполнения их ребенком.  С этой целью задаются разнообразные вопросы.  В ответ на подобные вопросы ребенок выполняет действия и произносит слова,  становится разговорчивым.  Ценным является и то,  что в результате накопления способов действий с игрушками обогащается самостоятельная игра ребенка. 

Для развития коммуникативных навыков важно создать определенные условия.  Прежде всего,  создаются условия для подражания детьми речи взрослых во всех видах деятельности и режимных моментах.  Кроме того,  создание речевой среды включает в себя: постепенное усложнение речевого общения и организацию специальных речевых игр и упражнений.

Для дошкольного периода развития коммуникативных навыков характерны практические методы.  Они эффективны потому,  что построены с учетом закономерностей естественного процесса усвоения речи и не нарушают его,  а делают его более насыщенным речевой работой – физической,  мускульной,  интеллектуальной и эмоциональной.

Метод имитации (прямая имитация или подражание)  заключается в том,  что взрослый артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует их,  а ребенок слушает и повторяет,  имитирует его речь,  старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса)  и понять смысл.  Этот метод используется практически во время любой игры.

Но метод имитации осуществляется различными приемами.  Такими как:

1). Сопряженное и отраженное проговаривание с последующим самостоятельным названием предметов,  действий,  изображений и др.  Слова могут произноситься точно,  усеченно и приближенно.

2). Наблюдение за реальными предметами.  Например,  в пальчиковых играх,  таких как «Ладушки»,  дети наблюдают за руками взрослого,  одновременно рассматривают свои и имитируют движения взрослого.

3). Игры.  Во время игр с предметами,  дети производят различные манипуляции с ними,  наблюдают предметы и называют их качества и действия с ними.  При этом воспитатель задает вопросы.  К ним относятся игры с кубиками («Стулья»,  «Дорожка»,  «Башня» и др.) и игры с мячами («Кидай мяч! »,  «Лови мяч! »,  «Перебрось мяч! »,  «Попади в корзину! »,  «Мяч с горки! » и др.) . В таких играх одно и тоже действие повторяется многократно.

Особенно много благоприятных ситуаций для развития коммуникативных навыков складывается в процессе сюжетно-ролевых игр.  Ребенок копирует различные ситуации из жизни взрослых,  копирует и действия и речь.  В ходе копирования повадок различных животных,  характерных особенностей людей и предметов дети изображают,  например: шаловливого котенка,  удивленную маму,  кипящий чайник.  Кроме того,  сюжетные игры служат для закрепления уже знакомого языкового материала.  Приобретенные умения совершенствуются в процессе самостоятельной игры. 

В игре «режиссерской» ребенок не берет на себя роли,  а распределяет их между игрушками.  Проговаривает знакомые фразы за них и тем самым учиться грамматике.

Подвижные игры,  игры с правилами обогащают речь детей заученными потешками,  песенками,  заучивание происходит в процессе имитации речи воспитателя. 

У детей со слабо развитыми речевыми навыками плохо развита моторика и координация движений,  наблюдается непонимание речи взрослых.  Взрослым нужно прилагать больше усилий,  чтобы обеспечить эмоциональный комфорт детей,  развитие подражательной речевой деятельности,  расширение объема понимания речи.  Чтобы достичь наибольшей эффективности в подражательной речевой деятельности,  надо начинать с развития подражания вообще,  развития моторики и координации.  Развивающие игры наиболее подходят для этой цели.

Игры на развитие общего подражания имеют своей целью развитие понимания речи,  учат соотносить речь и движения,  развивают подражание движениям рук взрослого,  развивают подражание движениям взрослого.  Для достижения этих целей хорошо подойдут разнообразные пальчиковые игры с небольшим текстом такие как: «Ладушки»,  «Часики»,  «Капуста» и др.  А такие игры как «Мы ногами то-топ-топ! »,  «Хлопы-шлёпы»,  «Слышим-делаем»,  «Деревце» и др.  развивают общую моторику и умение подражать движениям.

Игры для развития общего и речевого подражания дополняются повторением звуков речи [у],  [ы], [ж] и др.  в таких играх как «Самолеты»,  «Пароходы»,  «Машины»,  повторением слов-звукоподражаний БИ-БИ,  ТУК-ТУК,  КО-КО-КО,  АВ-АВ,  МЯУ,  МУ,  ГА-ГА-ГА,  КРЯ-КРЯ,  И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА,  СОБАКА,  КОШКА,  КОРОВА,  ГУСЬ,  УТКА,  ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ,  СОБАЧКА АВ-АВ,  КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.  В таких играх хорошо использовать игрушки (мягкие или резиновые) .

ТУК-ТУК,  КО-КО-КО,  АВ-АВ,  МЯУ,  МУ,  ГА-ГА-ГА,  КРЯ-КРЯ,  И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА,  СОБАКА,  КОШКА,  КОРОВА,  ГУСЬ,  УТКА,  ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ,  СОБАЧКА АВ-АВ,  КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.

Подвижные игры на развитие общего подражания имеют своей целью обучение умению быстро переключаться с одного движения на другое; развитие движений,  движения в ритме музыки.  Используются такие игры как: «Потанцуй со мной! »,  «Повторяй за мной! » и др.

Источник

ПОДРАЖАНИЕ — следование какому-либо примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. В развитии ребенка подражание – это один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение оно имеет на ранних этапах развития. Ребенок раннего и дошкольного возраста посредством подражания усваивает предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.

Усвоение по подражанию определенных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае подражание превращается во внешнее, «тупиковое» повторение движений. Такой характер подражания встречается у детей с отклонениями в психическом развитии.
Нарушения в развитии подражания ведут к возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к нарушениям психического развития в целом. Поэтому нужно не забывать уделять внимание развитию подражания.

Подражание может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное подражание используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего дошкольного возраста. Оно совершенствуется с возрастом, в процессе обучения детей.

Подражание обладает двумя определяющими свойствами. Во-первых, подражание должно быть избирательным, то есть реакция, называемая подражательной, возникает после определенного поведения модели, а не при множестве других различных условий. Годовалый ребенок может подражать вновь увиденному и услышанному: жестам, звукам, различным формам поведения.

К началу второго года жизни наблюдается, хотя и сравнительно редко, подражание, которое проявляется не сразу вслед за определенными действиями взрослого.

Подражание имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Через него идет адаптация к внешнему миру, освоение новых знаний. С одной стороны, ребенок копирует чужое поведение и через это познает отличительные особенности другого человека, также вместе с этим формируется и восприятие самого себя в этом мире. То есть, ребенок видит реакцию на свое поведение и начинает понимать, что если он будет делать данное конкретное действие, то со стороны окружающих может быть определенное отношение к нему.

Приоритетом для детского подражания служат чаще всего известные персоны (например, певцы, актеры, музыканты). Хотя, объекты обожания с возрастом у детей меняются. Если у малыша 1-3 лет большим авторитетом пользуются родители, то для детей постарше становятся интересными другие люди, известные широкому кругу и отличающиеся своим поведением. А еще дети 3-4х лет любят перенять непременно бранные слова, ведь кто-то же ими пользуется, а если они так колоссально привлекают внимание, то почему бы их не записать в свой лексикон?!)))) Дети в этом плане как губка, плохие слова впитывают быстрее и лучше, чем хорошие.

Подражание имеет значение в освоении разных сторон деятельности и поведения человека. Без подражания ребенку невозможно научиться основным важным в жизни функциям. Из-за своей уникальной способности перенимать поведение взрослых, дети учатся всему новому. Им очень интересно повторять то, что делают родители. Поэтому так часто тянет маленького человечка к недетским игрушкам, таким, как кастрюли, ложки, поварешки. Мама же ими «играет», ну и ребенку интересно. Отсюда такой повальный интерес к газетам, которые читает папа или дедушка. Сын тоже хочет подержать газету в руках, но поскольку не понимает ее функционального назначения, все больше его действия сводятся к тому, чтобы помять, порвать. А уж как интересно достать муку, которую мама использовала для лепки пирожков…

Взрослым следует с пониманием относиться к тому, что дети стремятся имитировать их же действия, но из-за непонимания истинного смысла, результат чаще не очень утешительный, особенно для проглядевших проявление детского интереса родителей. Если ребенок вырыл из горшка цветок, это не значит, что он хотел его гибели, просто мама недавно поливала и что-то там еще делала, почему бы не попробовать самому. И тем самым всегда есть возможность привлечь к себе внимание любимых родителей!

В заключение хочу привести для примера пару игр на подражание, полезные для развития деток раннего возраста.

ИГРЫ НА ПОДРАЖАНИЕ

«Изобрази животное». Покажите ребенку игрушки животных. Имитируйте звуки, которые они издают, движения, которые для них характерны. Затем попросите ребенка, чтобы он вам показывал каждое животное и изображал его особенности.

«Угадай действие „. Повторите с ребенком, действия человека, поведенческие особенности некоторых животных (например, зайчик прыгает, поджав передние лапки, медведь ходит вразвалку и пр). Затем вы показываете действие, а ребенок должен угадать, кто его делает. Поменяйтесь местами: пусть ребенок изображает повадки животных или действия людей. А вы будете угадывать.

Всего вам самого наилучшего!

Источник