Развитие пересказа у ребенка

Как развивать навык пересказа у детей.
Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача
развития связной речи. Большую роль в формировании связной речи играет пересказ – это связное, выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Умение связно излагать свои мысли позволяет ребенку свободно общаться, успешно обучаться, понимать литературу, телепередачи.
Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские сказки, стишки, рассказы. Но для того, чтобы речь малыша стала правильной, одного только чтения детских рассказов недостаточно, ребёнка необходимо учить пересказывать текст. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей как в дошкольном возрасте, так и в начальной школе.
Требования при подборе рассказов для пересказа:
-при подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, поэтому на начальном этапе нужно использовать короткие рассказы.
– содержание литературного произведения и его объём должны быть доступны детям (учёт особенностей внимания и памяти ребёнка);
– рассказы должны быть с определённым, ясным соотношением частей: начало, середина, конец;
– необходимо, чтобы между частями была логическая связь, одна часть должна подводить к другой и разъяснять её;
– содержание текстов должно быть близко детскому опыту, чтобы при
пересказе ребёнок мог отразить личное отношение к данному событию;
– в произведениях должны присутствовать знакомые детям персонажи с ярко
выраженными чертами характера;
– тексты должны быть сюжетными, с четкой композицией, хорошо выраженной последовательностью действий, занимательным содержанием;
– в них должны употребляться короткие, четкие фразы, отсутствовать сложные грамматические формы;
До начала чтения рассказа объясните ребёнку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребёнок плохо знаком с тем, о чём пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения.
Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы, чтобы выяснить понял ребёнок рассказ. Только после этого попросите пересказать прочитанное.
Если ребенок испытывает затруднения при пересказе, то можно применить такие приемы:
-взрослый пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.
– если ребёнок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы
–пересказ организуется по очереди, когда ребёнок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребёнка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за речью.
Обратите внимание на следующие советы при обучении детей пересказу:
-пересказ – это не заучивание наизусть, не нужно запоминать
текст «слово в слово». Необходимо развивать умение самостоятельно строить предложение, заменять одни слова на другие, близкие по смыслу.
-после чтения произведения обязательно рассмотрите иллюстрации в
книге, задайте ребёнку вопросы к ним. Объясните то, что ребёнок не
понял, прочтите текст еще раз.
-направляя беседу, не просто задавайте вопросы, а стройте диалог.
-высказывайте своё мнение, иногда сознательно неправильное. Пусть
ребёнок заметит ошибку и поправит вас.
Побуждайте детей рассказывать о событиях собственной жизни (о празднике, о прогулке, о прожитом дне).Пусть он рассказывает сказку (рассказ, историю) бабушке и дедушке, знакомым, родственникам. Очень важно пробудить у детей интерес к пересказу и превратить непосильный труд в любимый и доступный вид деятельности – в игру. Большое значение для развития навыков самостоятельного пересказа имеет использование любого вида театров. И создание домашнего театра здесь будет не лишним. Вырежьте изображения из старых журналов или открыток, прикрепите их с помощью скотча к карандашам. Теперь персонажи могут двигаться. Одни и те же изображения могут подойти к нескольким историям. Натяните ширму и предложите ребенку управлять движением фигурок на карандашах при пересказе. Осталось только распределить роли между взрослыми и детьми…
Уважаемые родители, помните, чем чаще вы будете играть с вашими детьми, тем лучше будут их результаты! Главное, что игра должна вызывать положительные эмоции у ребенка.
Предлагаем вашему вниманию вариант обучения пересказыванию:
Кошка (Е. Чарушин)
Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький – ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
Вопросы по тексту:
(вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.)
Как зовут кошку?
Кого она поймала?
Чем её покормили?
Сколько котят у кошки?
Что делает котёнок?
Кошка какая? (сытая, довольная)
А котёнок какой? (маленький, играющий, на всех фыркает)
Ещё раз внимательно рассмотреть иллюстрации и предложить ребёнку самостоятельно пересказать про кошку Маруську.
Источник
Пересказ для ребёнка – это один из несложных видов речи, так как ребёнок воспроизводит уже готовый текст и использует готовые формы речи. Следует отметить, что для того, чтобы пересказать текст, не нужно заучивать его наизусть. При пересказе нужно добавить немного творчества.
Для чего нужно обучать пересказу?
При обучении пересказу расширяется лексический запас, совершенствуются такие процессы, как восприятие, память и внимание. Также при пересказе отрабатывается произношение, формируется навык составления предложений и текста.
Детям дошкольного возраста бывает сложно пересказать прослушанный текст. Иногда они путают события, нарушают их последовательность, могут утерять смысловое звено.
Поэтому нужно учить ребёнка пересказывать.
Какой текст лучше взять для обучения?
В первую очередь, текст должен быть интересным и лёгким для восприятия. Обязательно нужно учитывать объём текста, для начала нужно брать текст, состоящий из 5-7 предложений (постепенно можно будет увеличивать). Выбранное произведение должно включать знакомые слова и недлинные фразы.
Как готовиться к пересказу?
• Выразительно прочитать текст.
• Выяснить у ребёнка, всё ли он понял в тексте.
• Если есть непонятные слова, то объяснить их значение.
• Спросить, разобрался ли ребёнок, кто является главным персонажем и почему это произведение так названо.
• Попросить, чтобы ребёнок рассказал, что его больше всего заинтересовало в рассказе.
• Задать вопросы по содержанию, попросить, чтобы ребёнок ответил на них полными предложениями.
• Прочитать ещё раз рассказ, но уже с помощью ребёнка. Это происходит следующим образом: вы начинаете читать предложение, а малыш заканчивает, как бы подсказывая последнее слово. Например, «Что-то зашуршало (в кустах). Петя раздвинул кусты и увидел там (ёжика)».
• Предложить ребёнку пересказать текст.
Обучая пересказу, можно использовать следующие опоры:
1. Сюжетные картинки следует выложить перед ребёнком после чтения текста в любом порядке. После этого ребёнок должен выложить их в нужной последовательности. Дальше предлагаем малышу пересказать рассказ, глядя на картинки.
Применение сюжетных картинок позволит ребёнку выделять главные моменты рассказа.
2. Предметные картинки нужно выкладывать в ходе чтения. Закончив читать, вы показываете на картинки поочерёдно и просите вспомнить, что говорилось об изображённом предмете. Затем просите ребёнка пересказать текст с опорой на картинки.
3. Схемы-рисунки. После прочтения текста можно выложить цепочку из схем в нужной последовательности, а затем работать над подготовкой к пересказу. Ребёнок, опираясь на последовательно выложенные схемы, сможет пересказать текст.
Такие схемы хороши тем, что их можно нарисовать самостоятельно к выбранному рассказу или сказке.
Обратите внимание на то, чтобы при пересказе ребёнок использовал глаголы, прилагательные и наречия. Для этого нужно выделять их при чтении интонацией.
Обучая ребёнка пересказу, вы обогащаете и делаете разнообразной его речь, приучаете его к последовательности и точности изложения. В будущем умение пересказывать станет основой для подготовки устных ответов к урокам, и даже при ответах на экзаменах.
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
«Прочитай еще раз, но внимательнее», — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.
Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.
Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.
Отработка приёмов работы с текстом во многом влияет на подход ребёнка к обучению. В 5-8 лет формируется правильный (или неправильный) способ мышления и восприятия новой текстовой информации.
Учимся работать с текстом: 2 способа начать
Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.
Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.
Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.
- Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста.
- Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.
- Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.
Тренируйтесь на текстах, которые заинтересуют дошкольника или школьника. Так он с большей охотой выполнит задания к ним.
Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом — его анализу.
Как научить ребёнка анализировать текст?
Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?
Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст
Начать можно с простых заданий.
- Определить тему, основную идею текста.
- Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.
- Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий.
- Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
- Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.
Развивать аналитические способности, которые необходимы для глубокого анализа текста, интересно и эффективно с помощью классических текстовых задач на логику.
Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым
Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.
Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.
Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!
Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.
Какое имя и отчество у моего отца?
Гусеница не длиннее червяка.
Червяк не длиннее гусеницы.
Кто длиннее: гусеница или червяк?
Подобные задания помогают сформировать привычку читать вдумчиво и развивают навыки осмысленного чтения.
В кафе три подружки заказали кекс, порцию мороженого и пончик.
Даша не заказывала пончик.
Милана не заказывала ни кекс, ни пончик.
Что заказала Саша?
Регулярные тренировки полезны и взрослым: будете быстрее понимать суть, критически оценивать информацию, раскрывать подтекст любого произведения, который автор хотел донести до читателя.
Научились быстро улавливать суть текста и понимать ключевые смыслы? Осталось научить его запоминать прочитанное и пересказывать текст своими словами.
Как научить ребёнка запоминать и пересказывать текст?
Пора забыть те дни, когда пересказ вызывал у вашего школьника (или у вас обоих) неприятные эмоции, когда все скатывалось к срочной зубрежке. Если вы успешно преодолели предыдущие этапы, легко справитесь и с этой задачей.
Если навыки понимания и анализа текста все еще хромают, на этапе запоминания и пересказа это станет заметно. Хотя если ребёнок будет регулярно тренировать свои мыслительные способности, вы не заметите такой проблемы.
Пять простых шагов еженедельной тренировки:
1) выбрать текст, прочитать его на уровне заголовков, подзаголовков, отдельных абзацев, чтобы получить общее представление о содержании, теме (просмотровое чтение);
2) осмысленно прочитать его (ознакомительное чтение);
3) обсудить содержание текста и обобщить впечатления (изучающее чтение);
4) перечитать текст с установкой на запоминание;
5) пересказать.
Успешно справляетесь с обычным пересказом? Время усложнить задания с помощью творческих приёмов.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка запоминать и пересказывать прочитанное
- Попробуйте составить максимально короткий план текста, опустив все мелкие детали.
- Предложите пересказать текст от имени одного из героев. Можно даже сделать небольшую инсценировку, используя мягкие игрушки или нарисованных персонажей.
- Заведите читательский дневник. В нем нужно помечать основную информацию о прочитанном: имена героев, основную мысль повествования, самые яркие моменты сюжета.
Умение понимать, анализировать и пересказывать тексты помогает учиться
- Раннее развитие этих навыков поможет дошкольнику при подготовке и адаптации к школе.
- Умение работать с текстом сделает учёбу в начальных классах более интересной и полезной.
- В 3-4 классе детям с развитыми навыками осмысленного чтения будет проще и интереснее на уроках русского языка и литературного чтения.
- В средних и старших классах опыт в работе с текстом поможет быстро усваивать большие объемы нового материала, хорошо учиться и успевать заниматься не только школьными делами.
Детям нужно помогать справляться с информационной перегрузкой. И скоро мы реализуем такую возможность в рамках нашего курса.
Понравился материал? Поделитесь с друзьями!
Источник