Развитие памяти у ребенка с зпр методики

Одной из разновидностей нарушений познавательной деятельности является задержка психического развития, которую характеризует снижение восприятия, внимания и памяти. При правильно подобранной коррекционной работе, ЗПР компенсируется в период взросления ребенка.
Особенности памяти ЗПР
У детей с диагностированной задержкой развития ЦНС отмечаются специфические особенности памяти, а именно, ограниченный объем долговременной и оперативной памяти. Как следствие – сниженная способность воспринимать, запоминать и пользоваться полученной информацией. Ребенок не полностью воспринимает информационный поток и после прослушивания не может повторить и 25%.
Восприятие графической информации
Стоит отметить, что графическая информация запоминается намного лучше, чем словесная. В процессе исследований педиатры и психологи пришли к выводу, что разные техники запоминания значительно улучшают мнемонические способности у пациентов с диагнозом ЗПР.
Статья в тему: Внимание у детей с ЗПР
Развитие памяти у детей с ЗПР
Различают 4 разновидности памяти:
- двигательную;
- эмоциональную;
- словесно-логическую;
- образную.
А вот процессов памяти существует только 3, и к ним относятся:
- запоминание;
- сохранение;
- воспроизведение.
В дошкольном возрасте хорошо работает зрительная память, внимание детей привлекают яркие, нестандартные предметы.
Произвольная память проявляется в начальных классах, что объясняется необходимостью запомнить большое количество новой информации.
В возрасте от 3 до 6 лет наблюдается активный период развития памяти, поэтому предельно важно подобрать максимально эффективные занятия и упражнения при работе с детьми с ЗПР.
Статья в тему: Эмоционально волевая сфера ребенка с ЗПР
Зрительная память у детей с ЗПР
В большинстве случаев при диагнозе ЗПР дети очень сложно воспринимают звуковую информацию, они ее не запоминают и не могут воспользоваться. В таких случаях детей учат сопоставлять звуки и изображения. Вся информация, которую ребенку необходимо запомнить, и проговаривается, и демонстрируется в виде изображения.
Хорошо работают игры с пазлами, конструктором, пластилином, красками, палочками для счетов, магнитные азбуки. При этом многие задания должны развивать мелкую моторику рук.
Произвольная память у детей с ЗПР
Произвольная память начинает срабатывать в раннем школьном возрасте, когда для того чтобы что-то запомнить, ставится определенная цель и задача: выучить, осознать. Интенсивность и скорость произвольной памяти будет напрямую зависеть от внимания, а также состояния слухового и зрительного восприятия.
Педиатры, логопеды и детские психологи настаивают на том, чтобы с раннего возраста у ребенка развивались навыки речи, концентрации внимания, восприятия информации на слух и зрительно. Все эти навыки в совокупности будут способствовать развитию всех видов памяти.
Зрительная память у дошкольников с ЗПР
У дошкольников с ЗПР память занимает доминирующую роль в развитии, так как именно в возрасте 4-6 лет ребенок активно познает окружающий мир. Рекомендуется подключать в данный период изучение загадок, песенок, считалок, небольших стихотворений. Намного проще ребенку будет запоминать информацию в виде ярких и необычных изображений и схем.
У дошкольников память непроизвольная, так как происходит запоминание без конкретной цели.
Совет: помогают развивать зрительную память периодические изменения в интерьере детской комнаты.
Диагностика памяти детей с ЗПР
В процессе диагностики памяти у детей с ЗПР проводится целый ряд тестов, который определяет процент слухового и зрительного восприятия информации, запоминания и воспроизведения в нужный момент.
Для определения уровня слуховой памяти проводится тест под названием «10 слов». В спокойной обстановке ребенку зачитывается ряд произвольных 10 слов. Если после первого прочтения у ребенка получится повторить половину слов – слуховая механика памяти находится в рамках нормы.
Для определения уровня зрительной памяти проводится тест по методике Векслера, разработанной в 1945 году. Перед ребенком размещается 4 картинки с геометрическими фигурами, каждая из которых изучается в течение 10 секунд. Задача: по памяти восстановить на листе бумаги все изображения. За каждую картинку предусматривается определенное количество баллов – от 3 до 14. Средние показатели и выше являются нормой.
Для определения состояния образной памяти ребенку предлагается лист бумаги, на котором в ячейках таблицы размещены 12 простых образов. В течение 30 секунд ребенок изучает картинки и их положение, а потом пытается схематически изобразить все по памяти. Нормой считается повтор 8 и больше изображений, из которых как минимум 6 будут стоять на своем месте.
Статья в тему: Критерии оценивания детей с ЗПР
Упражнения для развития памяти у детей с ЗПР
«Квадрат»
Цель: развивать кратковременную память.
Ход упражнения: подготовьте пять карточек размером 20×20 см, разделенных на квадраты 5×5 см, один из которых заштрихован (на разных карточках заштрихованы разные квадраты). Каждая карточка демонстрируется ученику в течение 10 с. После завершения показа ученик отмечает на листах, эквивалентных продемонстрированным, места заштрихованных квадратов.
«Пара»
Цель: развивать кратковременную вербально-зрительную память.
Ход упражнения: сложите 10 пар слов (2 – 3 серии). Одно слово из пары является известным детям, а другое – нет. Дайте задание выучить пары. Далее называйте первое слово, а ребенок должен воспроизвести второе
«Ряд – 1»
Цель: развивать кратковременную вербально-слуховую память.
Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей темы (месяца, семестра). Составьте первые 3 ряда по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово за 1-2 с. Дайте задание письменно воспроизвести их за 20-40 с. Проведите эти же действия со вторым и третьим рядом с двухминутным перерывом между ними.
«Ряд – 2»
Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей теме (месяца, семестра). Составьте из них два ряда (с различным размещением одних и тех же слов) по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово в 1-2с . Через несколько секунд зачитайте второй ряд и попросите воспроизвести в первоначальном порядке.
«Срок»
Ход упражнения: запишите на одинаковых карточках 7 терминов (формул, определений и т.д.) следующей темы по одному на карточке. Разложите их, дайте ученику задание запомнить, в каком порядке они расположены. Через 10 с. перемешайте карточки и попросите ученика воспроизвести порядок размещения.
«Кто больше»?
Ход упражнения: попросите учеников открыть учебник на странице, где находится словарь. Предложите один раз прочитать определенное определение и закрыть учебник. Устройте конкурс на самый длинный дословно воспроизведенный отрывок определения, который запомнил ученик.
Тесты для тренировки памяти
«Купи в магазине»
Для игры понадобится 10 – 15 игрушек или предметов, ученики хорошо знают. Желательно, чтобы они были небольшого размера. Разложите заранее все предметы «на прилавке магазина», но так, чтобы их не было видно, когда вы даете задания. После того как ученик «вернулся из магазина», он называет, что принес. Игру можно проводить с несколькими учениками одновременно (например, в группах по 4 – 5 человек), но при этом следует увеличивать количество предметов в «магазине».
Развитие памяти у детей с ЗПР: отзывы
Отзывы взяты с сайтов: https://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/,https://www.baby.ru//view/126532/forum/post/460056965/,https://deti.mail.ru/forum/klubnyj_blok/klub_roditelej_osobyh_detej/detki_s_zpr_zprr_zpmr/
Положительные | Отрицательные |
Чем больше будете проявлять заботы, любви, внимания своему ребенку, тем результаты занятий будут эффективнее – это проверено уже не раз. Все занятия проводятся на полном позитиве, никакого раздражения со стороны родителей не должно быть, и если уж что-то и не получается, поддержите своего кроху, не убивайте мотивацию. (Алина) | Плохо, что основная часть работы все-таки перекладывается на родителей, точнее на мам. В нашем городе, например, нет ни единого центра, где бы могли оказать профессиональную помощь в коррекции поведенческих особенностей детей. (Лиля) |
Мы свой первый стих выучили во втором классе, до этого было очень трудно даже с просьбами, доченька просто забывала, что ее просили буквально через минуту. Да, иногда просто руки опускались и хотелось все оставить как есть, но смотря на ее старания понимаешь, нет, все обязательно получится. Родители берите себя в руки и тренируйте своим деткам память, все реально, даже если случай очень тяжелый. (Ира) | Сколько бы не тренировали память, наверное, не каждый случай подлежит коррекции, так как сколько бы мы не старались, даже счет до 10 освоить не можем, зато, как зовут всех родственников мы знаем (странный парадокс). И что главное, курсы коррекции проходим у специалистов. |
Нам никак не поддавались падежи (обо всех в третьем лице), сказку помнила, что нравится, а вот героев назвать не могла, запоминались только небольшие фрагменты: как делают животные, цвета, цифры не более. Мы начинали с тренировки кратковременной образной памяти, потом переходили на долговременную, слуховую и т.д. На каждый вид памяти мы тратили как минимум 3 месяца, прорабатывали каждое занятие и все в игровой форме, так как сидеть на одном месте и рисовать или рассматривать рисунки – это не для нас. Даже на кухне со мной готовила и проговаривала ингредиенты отдельных блюд. Вот в этом году идем в школу и верю, что образовательный процесс нам будет теперь даваться легче. (Виталина) | |
Хорошо память развивается, если правильно организовать пространство в детской. Я часто развешивала плакаты, каждый день читала стихотворные сказки Корнея Чуковского (через год сын сам мне их рассказывал), пока был в садике, меняла в комнате что-то местами или убирала, а потом спрашивала, что изменилось – это вошло в привычку и внимание тренировалось активнее, так как он реально старался запомнить. У каждого свои методы. Ищите идеальный для вас, удачи. (Мира) | |
Нам уже 20 лет, с памятью все сложно, он помнит хорошо только ту информацию, которую освоил до 6 лет, все остальное просто вылетает из головы. Вот не знаю как, но нам получилось в дошкольный период заложить информацию в долговременную память. Так что девочки, тренируйте память своих деток до 6 лет активнее. (Мария Ивановна) |
Вывод
Развитие памяти у дошкольников при ЗПР – это комплекс упражнений, направленных на развитие способностей воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию. Упражнения подбираются в индивидуальном порядке и направлены на развитие зрительной, слуховой, произвольной/непроизвольной, кратковременной и долговременной памяти. Развитие памяти – это одно из основных направлений коррекционных работ у детей с ЗПР.
Видео – развитие зрительной памяти ребенка
Загрузка…
Источник
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 4 июля, 2019
Обновлено: 25 марта, 2021
Информационное сообщение. Нажмите кнопку редактирования чтобы изменить этот текст.
Память – важнейшая часть личности человека, ведь это своеобразный банк опыта, позволяющий лучше адаптироваться в мире, быстрее развиваться.
Недостаток памяти заметно тормозит развитие человека, не позволяет быстро ориентироваться в ситуации, снижает положительный результат познавательной деятельности. При ЗПР у детей проявляются особенности развития, обусловленные слабой памятью. У них ограничен объем запоминаемого материала, продолжительность хранения информации.
Особенности
Память детей с ЗПР сильно страдает. В отличие от сверстников, они воспринимают и запоминают меньше 25% потоковой информации на слух. Им тяжело пересказать даже то, что они только что услышали.
Эта же проблема возникает и с пониманием запомненной информации. Так как освоить весь объём они не могут, то и понять, проанализировать и воспроизвести какие-либо действия на основе полученных знаний, так же для них невозможно. Эта особенность памяти особенно ярко проявляется у дошкольников с ЗПР, когда им приходится развивать базовые необходимые для жизни навыки.
У подростков с ЗПР часто выявляется еще одна особенность памяти.
Дети могут заучить материал, но сделать это механически, абсолютно не понимая, что именно они зазубрили.
В таком случае они способны воспроизвести заученное.
Но понять его, встроить в свою картину мира, проанализировать, и на основе этой информации сделать вывод или выполнить действие – не способны.
Особенно сложно запомнить словесный поток. Ребята даже не прилагают никаких осознанных усилий для этого. А графически выраженная информация, усваивается лучше.
Развитие памяти у детей с ЗПР
Заниматься развитием памяти у детей с ЗПР необходимо с уровня дошкольников, когда уже проявились ее особенности. При правильно подобранных техниках есть достаточно большой шанс компенсировать диагноз. Ребенок к подростковому возрасту если не избавится от проблемы совсем, то значительно ее уменьшит.
Выделяют 3 последовательных процесса работы памяти в мозге:
- Запоминание, дающееся наиболее сложно особым детям.
- Сохранение, доступное ребятам с диагнозом едва ли на 25% по сравнению с здоровыми.
- Воспроизведение, полностью зависящее от активной работы с предыдущими двумя процессами.
При этом способов запоминать существует больше. Так как мозг человека устроен достаточно сложно и на протяжении многих поколений подстраивался под различные типы получаемой информации, то на данный момент выделяют 4 типа памяти:
- Эмоциональая.
- Словесно-логическая.
- Двигательная.
- Образная.
У людей, каждый из типов наиболее активно работает в разном возрасте.
В раннем детстве наиболее важную роль играет зрительная, так как малыш большее внимание обращает на яркие образы и картинки.
Позже, к началу обучения в школе, верх берет произвольный (словесно-логический) тип. Потому что возникает необходимость быстро изучать большое количество материала.
Начинать выполнять упражнения на развитие памяти детишкам с диагнозом ЗПР необходимо с максимального раннего возраста. Идеальным для реабилитации временем считается с 3 лет.
Работа должна проводиться систематически и правильно, с учетом особенностей конкретного больного.
Зрительный тип
Запоминание картинок и образов у детей с диагнозом ЗПР происходит лучше, чем звуковое. Поэтому для развития этой способности проводятся занятия, на которых учат воспринимать одновременно звук и образ. Проговаривают какое-либо понятие и одновременно показывают его на картинке.
Хорошо развивается эта функция при играх и занятиях с мелкими предметами, иллюстрирующими получаемую информацию:
- пазлами;
- красками;
- счетными палочками;
- карточками с картинками;
- пластилином;
- конструктором.
При этом так же развивается мелкая моторика рук.
Произвольный тип
Произвольная память развивается в дошкольном и младшем школьном возрасте, но у детей с ЗПР этот процесс может идти медленнее сверстников. Временные рамки обусловлены тем, что ребенку впервые становится необходимо запоминать сразу большой объем разнообразной информации, получаемых через слух и зрение. Наиболее важную роль при развитии этого типа играет умение концентрироваться на задаче, сохранять внимание.
Большинство специалистов сходятся во мнении: для того, чтобы у ребенка с диагнозом возникло меньше проблем в этом возрасте, необходимо как можно раньше начинать развивать речь и умение концентрироваться на какой-либо задаче, доводить дело до конца.
Диагностика памяти у детей с ЗПР
При проведении диагностики работоспособности памяти у детей с ЗПР и определения необходимых упражнении для развития, проводят специально разработанные тесты. Они призваны показать, на какой стадии развития находится функция мозга.
Тест «10 слов» помогает проверить активность слуховой памяти. Малышу чутко называется последовательность из 10 случайных, не связанных между собой слов. Затем пациента просят их повторить, желательно в правильно последовательности. Если после того, как ребенок услышит цепочку впервые, он сможет повторить половину, его признают нормальным. Это среднестатистический результат для людей без отклонений.
Определить состояние образной памяти сложнее. Для этого испытуемому на 30 секунд показывают карточку с 12 окошками, в которых схематично изображены простые образы. А затем просят на такой же, но пустой карточке, схематично повторить рисунки и их расположение. Если с первого раза испытуемый правильно вспоминает и располагает 8 и более картинок, то считается, что способность запоминать образы у него на нормальном уровне.
Тест по методике Векслера помогает определиться с уровнем зрительной памяти. Для этого ребенку в течение 10 секунд поочередно показывается 4 картинки с различными геометрическими фигурами. Затем предлагается их зарисовать на чистом листе бумаги. Получившийся результат оценивается по 14 балльной шкале. Средние и выше средних показатели говорят о том, что оцениваемая функция находится в пределах нормы. И в коррекции не нуждается.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций // А.Р. Лурия и психология XXI века. Доклады II Междунар. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия / под ред. Т.В. Ахутиной и Ж.М. Глозман. – М., 2003. – С. 181-189.
- Злоказова М.В. Реабилитация дошкольников с задержкой психического развития. Казанский медицинский журнал, 2004, 85(3): 230-232. / Zlokazova MV. Rehabilitation of preschool children with mental retardation. Kazansky Meditsinsky Zhurnal, 2004, 85 (3): 230-232
- Kamuk C., Cantio C., Bilenberg N. Early screening for autism spectrum disorder // Europ. Psychiatryio. – 2017. – Vol. 41, Supplement. – P. S131-S132. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j. eurpsy.2017.01.1948
- Лебединская К.С., Лукашова И.Д., Немировская С.В. Клиническая характеристика синдрома детского аутизма // Ранний детский аутизм / под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. – М.: НИИД АПН СССР, 1981. – С. 4-24.
- Заболевания нервной системы у детей: В 2-х т. Т. 2. Под ред. Ж. Айкарди и др. Пер. с англ. под общ. ред. А.А. Скоромца. М.: Издательство Панфилова, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. /Diseases of the nervous system in childhood: In 2 volumes. T 2. Under the editorship of J. Aicardi et al. Trans. from English under the general editorship of Skoromtsa AA. M .: Panfilov Publishing House, BINOM. Laboratory of knowledge, 2013.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник