Развитие памяти у ребенка с дцп

Развитие памяти у ребенка с дцп thumbnail

Евгения Жунина
Рекомендации для родителей «Развитие памяти у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом по ФГОС»

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях др.).

Память – когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память может быть кратковременной и долговременной; произвольной и непроизвольной; образной, эмоциональной, двигательной и словесной.

Память детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом отличается недостаточностью объема запоминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации. Поэтому важным для дошкольников с ДЦП является выполнение игр и упражнений, направленных на развитие памяти.

Предлагаю использовать следующие игры и упражнения:

Разучивание стихотворений,пересказ прослушанных сказок: «Как у нашего кота», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Курочка Ряба» и др. Для полноты восприятия содержания стихов и сказок взрослому необходимо провести беседу с ребенком о героях и событиях произведений.

Игра «10 картинок». Ребенку предлагается рассмотреть десять предметных картинок. Затем взрослому необходимо их перевернуть. Ребенку нужно вспомнить и назвать все изображенные предметы.

Игра «Что изменилось?». Взрослому необходимо положить перед ребенком 5-6 игрушек, попросить запомнить данные игрушки и их расположение.

Первый вариант игры: убрать одну или несколько игрушек. Ребенок должен вспомнить какой (каких) игрушки не хватает.Второй вариант игры: поменять игрушки местами. Ребенок должен вспомнить правильный порядок игрушек.

В зависимости от возраста ребенка количество игрушек может быть сокращено или увеличено.

Игра «Волшебные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу.Должно получиться 10 пар: солнце-небо, окно-дверь, корова-коза, медведь-волк, диван-кровать, яблоко-банан и др. Эти слова читаются ребенку три раза, пары интонационно выделяются. Через некоторое время ребенку повторяют только первые слова из пар, а вторые он должен вспомнить самостоятельно.

Игра «Парные картинки». Взрослому необходимо разложить перед ребенком парные карточки картинками вниз (начинаем с двух пар картинок, затем постепенно увеличиваем количество пар). Ребенок должен открывать по очереди две карточки. Если они оказываются одинаковыми, то он забирает их себе, если разные – ребенок запоминает что на них нарисовано и переворачивает карточки картинками вниз.

На карточках могут быть изображены предметы, животные, растения, цвета, цифры, буквы, абстрактные узоры и др.

Игра «Делай как я». Игра проходит в два этапа. На первом этапе взрослому необходимо встать за спиной ребенка и проделать несколько манипуляций с телом ребенка – поднять руки ребенка, развести их в стороны, согнуть ногу в колене и др. Затем необходимо попросить ребенка повторить эти движения. На втором этапе взрослому необходимо встать напротив ребенка и самостоятельно выполнить несколько движений, которые ребенок впоследствии должен повторить.

Игра «Узнай предмет». Взрослому необходимо завязать ребенку глаза. В его вытянутую руку взрослый кладет ряд предметов (от 2 до 5). Ребенок должен обследовать предмет рукой и догадаться что это за предмет. При этом названия предметов не произносятся. После того как все предметы обследованы, ребенок должен назвать эти предметы в той последовательности, в которой они вкладывались ему в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнить две мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Игра «Рисуем по памяти». На листе бумаги нарисован узор. Ребенку необходимо посмотреть на него в течение двух минут. После этого взрослый убирает лист бумаги с узором и предлагает ребенку воспроизвести его по памяти на своем листе бумаги.

Источник

Особенности памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. Двигательные расстройства сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением  нервной системы и ограниченными возможностями познания окружающего мира. При ДЦП страдают самые важные для человека функции – движение, психика, речь. Ведущими в клинической картине детских церебральных параличей являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами. Степень тяжести двигательных, психических и речевых расстройств варьируют в широких пределах. Например, при грубых двигательных нарушениях психические расстройства могут отсутствовать или быть минимальными. И, наоборот, при легких двигательных нарушениях могут наблюдаться грубые психические и речевые расстройства.

Специальная дошкольная педагогика под ред Е.А. Стребелевой М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312с.

При обследовании и лечении детей с ДЦП в возрасте от года до 15 лет выявлено, что недостаточность ВПФ по типу психического недоразвития и ЗПР отмечена в среднем в 40,7% случаев.

Нарушение памяти: замедленность запоминания встречается в 26%, тормозность следов – 24%, порядка элементов – 21%, сужение объема – 11%.

Анализ особенностей памяти у детей  с диплегической формой ДЦП показал, что ребята лучше запоминали смысловые структуры, чем изолированные цифры и слова. Объем запоминания материала в зрительной модальности был выше, чем в слуховой. При гемипаретической форме ДЦП наблюдается недостаточность объема зрительной памяти. При гиперкинетической форме ДЦП у детей выявлены трудности запоминания в слухоречевой модальности. Наблюдалась замедленность, растянутость по времени процесса запоминания на слух. У детей с выраженным нарушением экспрессивной речи объем слухоречевой памяти значительно ниже.

Читайте также:  Творчество как способ развития ребенка

Детский церебральный паралич.  Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. – СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», – 2001, 272с.

Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную и некоторые другие виды памяти. Образная память тесно связана с восприятием и базируется на нем. Образы восприятия фиксируются в памяти. Таким образом, все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти.

Например, нистагм не дает возможности ребенку создать целостное оптическое представление о предмете. Образ восприятия оказывается нечетким, «рваным», фрагментарным и искаженным. Таким же он и «закладывается» в память.

Часто слуховое восприятие у детей с ДЦП нарушено. Например, ребенку говорят: «Коса» — и показывают на картинку с ее изображением. Ребенок с нарушениями фонематического слуха слышит это слово как «коза» и запечатлевает картинку в памяти. Таким образом, нарушение фонематического восприятия приводит к неверному запоминанию.

Невозможность последовательного зрительно-осязательного восприятия игрушки приводит к тому, что образ памяти отличается фрагментарностью, нечеткостью, ребенку не удается оценить контуры предмета, его форму, детали, пропорции, его фактуру, другие особенности.

Все эти примеры доказывают, что нарушения в формировании образной памяти большей частью являются следствием нарушений восприятия.

Двигательная память, т.е. запоминание, сохранение, воспроизведение движений, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной патологии при ДЦП.

Исследования И. И. Мамайчук и Е.Н.Бахматовой по изучению слухоречевой механической памяти у детей с ДЦП (предлагалось запомнить 10 слов и цифр) выявили у некоторых детей существенные трудности в удержании запоминаемого материала; при повторении дети нарушали порядок цифрового и словесного рядов, добавляли слова и цифры, которые не встречались в тексте. Аналогичные ошибки наблюдались и при запоминании материала, предъявляемого в зрительной модальности.

У некоторых детей с ДЦП механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее, тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение. Часто, однако, наблюдается механическое запоминание порядка следования явлений и их названий. Дети с ДЦП правильно перечисляют сезонные изменения, части суток и дни недели, но затрудняются в понимании каждого явления, путают то, что уже было, с тем, что наступит, т.е. возникают трудности в осмыслении, в понимании сущности явлений.

Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении.

Изучение памяти у детей с ДЦП (до 4 лет) проводила Н. В. Симонова. Например, у детей с гиперкинетическим синдромом и относительно сохранным интеллектом способность к узнаванию и запоминанию сразу же после показа ранее незнакомого предмета и возможность запоминания и воспроизведения его звуковым символом или мимикой значительно более сохранна, чем у детей с другими формами ДЦП. Более полно запоминаются яркие предметы и те, по которым можно создать больше ассоциативных связей. Их воспроизведение и узнавание возможно и по истечении некоторого времени. Узнавание выражается в положительных эмоциях (смех, улыбка), повороте головы в сторону нужного объекта или его изображения, в движении глазных яблок и фиксации взгляда на нужном предмете, в попытке сделать указательный жест, в звукоподражании. Значительную трудность, а порой невозможность узнавания и запоминания представляют бесцветные изображения. Эта трудность остается даже после обучения и у более старших детей, в возрасте 3 — 5 лет.

Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формирования мнестической деятельности.

Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

Память детей с ДЦП отличается недостаточностью объема запоминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации. У детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием наблюдается существенное недоразвитие опосредованного запоминания, что обусловлено трудностями смысловой организации запоминаемого материала.

В связи с этим важными направлениями психокоррекции памяти являются:

1)      увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях;

2)      развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и учебной деятельности.

Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.

Источник

«Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с нарушениями ОДА»

С 6 сентября 1993 года функционирует “Набережночелнинская школа-интернат «Омет» №86”, где обучаются и одновременно лечатся 74 ученика с последствиями детского церебрального паралича.

Основная задача учреждения – педагогическая, медицинская и социальная реабилитация детей с заболеванием ДЦП.

ДЦП – это заболевание центральной нервной системы, которое возникает в результате поражения одного или более отделов головного мозга.

ДЦП проявляется в виде двигательных расстройствах (парезы, параличи, гиперкинезы, нарушение координации) нередко в сочетании с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными и бессудорожными припадками, нарушениями тонуса мышц.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка по неделям

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети делят­ся на три группы:

дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, на­сильственные движения и др.

дети со средней степенью выраженности двигательных на­рушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстоя­ние, они владеют навыками самообслуживания, которые, одна­ко, недостаточно автоматизированы;

дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сфор­мировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с по­мощью ортопедических приспособлений и навыками самообслу­живания владеют частично.

Двигательные расстройства сочетаются с отклонениями в развитии памяти.

По П.И. Зинченко память младшего школьника в основном носит непроизвольный характер. Следовательно, дети чаще всего не ставят перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание совершается независимо от их воли и сознания. Они происходят в деятельности и находятся в зависимости от ее характера. Дети запоминают то, на что было обращено их внимание в деятельности, что произвело на них впечатление, что было любопытно.

Образная память – запоминание информации, которая поступает от органов чувств, зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния. Образная память тесно сопряжена с восприятием и основывается на нем. Образы восприятия закрепляются в памяти. Подобным способом, все без исключения минусы восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти. Например, нистагм – это повторяющееся, неконтролируемое, колебательное и быстрое движение глазных яблок.
не дает возможности ребенку создать целостное оптическое представление о предмете. Образ восприятия оказывается нечетким, «рваным», фрагментарным и искаженным. Таким же он и «закладывается» в память.

Часто слуховое восприятие у детей с ДЦП нарушено. Например, ребенку говорят: «Коса» – и показывают на картинку с ее изображением. Ребенок с нарушениями фонематического слуха слышит это слово как «коза» и запечатлевает картинку в памяти. Таким образом, нарушение фонематического восприятия приводит к неверному запоминанию.

Невозможность последовательного зрительно-осязательного восприятия игрушки приводит к тому, что образ памяти отличается фрагментарностью, нечеткостью, ребенку не удается оценить контуры предмета, его форму, детали, пропорции, его фактуру, другие особенности.

Все эти примеры доказывают, что нарушения в формировании образной памяти большей частью являются следствием нарушений восприятия.

Двигательная память, т.е. запоминание, сохранение, воспроизведение движений, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной патологии при ДЦП.

Исследования И. И. Мамайчук и Е.Н.Бахматовой по изучению слухоречевой механической памяти у детей с ДЦП (предлагалось запомнить 10 слов и цифр) выявили у некоторых детей существенные трудности в удержании запоминаемого материала; при повторении дети нарушали порядок цифрового и словесного рядов, добавляли слова и цифры, которые не встречались в тексте. Аналогичные ошибки наблюдались и при запоминании материала, предъявляемого в зрительной модальности.

У некоторых детей с ДЦП механическая память (способность запоминать информацию как она есть, без образования логических связей) по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее, тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение. Часто, однако, наблюдается механическое запоминание порядка следования явлений и их названий. Дети с ДЦП правильно перечисляют сезонные изменения, части суток и дни недели, но затрудняются в понимании каждого явления, путают то, что уже было, с тем, что наступит, т.е. возникают трудности в осмыслении, в понимании сущности явлений.

Словесно-логическая память (запоминание и воспроизведение мыслей) предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, (присущ только человеку), а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении.

Память детей с ДЦП отличается недостаточностью объема запоминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации.

В связи с данными значимыми тенденциями психокоррекции памяти являются: 1) увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях; 2) развитие приемов ассоциативной памяти (устанавливаются смысловые связи). Например: река — море; яблоко — груша, затем учитель зачитывает первое слово, а ребенок называет второе.

 3) опосредованное запоминание предметов в процессе игровой и учебной деятельности. (Зачитывается 10—15слов и предлагают для того, чтобы их запомнить, подобрать к каждому подходящий по смыслу рисунок). 

У больных с ДЦП наблюдается недостаточность слуховой памяти. Наблюдается диссоциация между кратковременной зрительной и слуховой памятью (объем слуховой памяти снижен в 2-2,5 раза). Одной из предпосылок развития интеллектуальной деятельности детей с ДЦП является формирование памяти.

Таким образом, память это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения окружающий действительности. У детей с ДЦП отмечаются патологии в формировании памяти, по этой причине, ее развитие является основной задачей психокоррекционной работы.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/309167-osobennosti-razvitija-pamjati-u-detej-mladshe

Источник

Методические рекомендации по формированию процессов памяти у дошкольников с дизартрией при ДЦП

Проведенное исследование показало, что у детей с дизартрией при ДЦП наблюдается снижение зрительной, слухоречевой и ассоциативной памяти, что требует проведения коррекционно – развивающей работы.

В процессе работы над развитием памяти следует использовать задания, направленные:

Читайте также:  Кризисы развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте

1) на развитие процессов узнавания;

2) на развитие процессов воспроизведения;

3) на развитие избирательности памяти.

Цель коррекционно-развивающей работы: добиться улучшения показателей памяти с помощью специальных игр и упражнений.

Задачи:

  • Развитие различных видов памяти: произвольной и непроизвольной; зрительной, слухоречевой, ассоциативной.
  • Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также классификации и группировки.
  • Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка

Системы игр и упражнений составлены с опорой на работы

О.В. Трошина, Е. В. Жулина,  А.В. Семенович, А.Ф. Ануфриева.

1) Развитие кратковременной зрительной памяти

Упражнение “По порядку становись!”

Логопед предлагает ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д.

Упражнение “Конструирование фигур”

Логопед предлагает ребенку рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а при затруднении — по образцу.

Дидактическая игра “Чего не стало?”

На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, и логопед убирает один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.

Игра постепенно усложняется — убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.

Дидактическая игра “Что изменилось”

На доске закрепляется плакат с геометрическими фигурами. Ряд фигур закрывается рамкой с окошком, в котором видна только одна фигура.

Логопед:

 — Посмотрите на первую фигуру. Как называется эта геометрическая фигура? А какого она цвета? А теперь посмотрите на следующую фигуру (рамка перемещается правее). Чем она отличается от предыдущей? Что изменилось (форма, цвет, размер)? А что изменилось в третьей фигуре?

Дидактическая игра “Найди сходство и различие”

Ребенку предъявляют какую-либо сюжетную картинку, содержание которой ребенок должен детально изучить и потом воспроизвести в памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив.

Упражнение “Бордюр”

По заданному образцу ребенок должен воспроизвести в тетради в клетку узоры-“бордюры” по памяти, а при затруднении — с опорой на образец.

2)Развитие слухоречевой памяти

Дидактическая игра «Восстанови пропущенное слово». 

Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вариантом задания может быть при повторном прочтении замена одного слова другим (из одного семантического поля, например, корова – теленок; близким по звучанию, например, стол – стон); Ребенок  должен найти ошибку.

Дидактическая игра «Рыба, птица, зверь».

 Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать, в данном случае, птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный – Р. выбывает из игры; названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель и имя.

Дидактическая игра «Повтори и продолжи».

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Вариантами игры могут быть составление рядов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); определений к существительному (например, «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный и т.д.). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

  1. Развитие ассоциативной памяти

Упражнение «Пиктограмма».

Ребенку читается текст. Для того, чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

Упражнение «Придумай, как запомнить слова». 

Ребенку следует объяснить, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов. После чего следует предложить ребенку запомнить набор слов, используя этот принцип :

– роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко;

– машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

Упражнение «Стенограф»

 Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1-2 минут. Во это время он должен отмечать:

а) «события» (действия) карточками с картинками подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;

б) каждое предложение чертой (например, «Падал снег».). а затем указывать количество предложений в рассказе;

в) каждое слово одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.

Упражнение «Зашифруй предложение».

 Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например: «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д.

Ребенка нужно попросить «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например, пасть волка + ёлка + стрелка и т.п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2-3-х фраз.

Источник