Развитие памяти ребенка младшего дошкольного возраста
Память ребенка избирательна. Запоминаются только яркие моменты, которые смогли удержать внимание, заинтересовать, удивить. Особенно активно происходит развитие памяти детей младшего дошкольного возраста. Также в этот период отмечается формирование произвольного запоминания и воспроизведения. Потому так важно стимулировать память, чтобы к первому классу, ребенок был готов схватывать материал, обязательный по учебной программе.
Память, как основная психическая функция
Такой психологический процесс, как память принимает обязательное участие в познавательном развитии малыша. В результате происходит накопление и сохранение полученных знаний, которые потом можно вспомнить и применить. И с каждым годом объем сохраненной информации увеличивается, а память расширяет возможности.
Память малыша в первые годы жизни работает, как функция восприятия. Происходит непроизвольное фиксирование ярких предметов и их характеристик. Ребенок запоминает людей, находящихся рядом, предметы, свойства этих предметов. Также в памяти малыша откладываются постоянно повторяющиеся действия. В три года – память это уже самостоятельная функция, отвечающая за познание.
Ребенок узнает объекты, виденные им когда-то, звуки, которые уже слышал. Начиная с трех лет, работа памяти усложняется. Начинают использоваться следующие функции:
- Запоминание. Полученный новый материал привязывается к тому, что уже знакомо. Дошкольник делает такую привязку мимолетно. На этом этапе дети еще не знают приемы для запоминания и не умеют ими пользоваться;
- Припоминание. Если говорить другими словами, то это процесс извлечения информации, которая уже была запомнена раньше. Когда маленькая девочка говорит «Мама, купи мне куклу, как у Тани», то это и есть процесс припоминания восторга, который вызвала кукла в руках Тани;
- Сохранение. Это процесс, когда полученные сведения удерживаются определенное время. Здесь память может быть, как краткосрочной, так и долгосрочной. На длительное время сохраняются яркие и особые эмоции. Испуг, как и радость, может надолго остаться в памяти малыша;
- Узнавание. Это самый простой способ, позволяющий поднять из памяти уже знакомую информацию. Процесс запускается на основе видимого, ощущаемого и слышимого стимула;
- Воспроизведение. Это комплексная функция, извлекающая из памяти сохраненный материал. Поскольку у дошкольника мало жизненного опыта, то это ограничивает воспроизведение информации. Воспоминания приходят, когда малыш испытывает похожие впечатления.
Виды памяти, преобладающие в младшем дошкольном возрасте
Память ребенка активизируется под действием восприятия. Здесь задействуют зрительные, слуховые, тактильные и вкусовые рецепторы. Принятые сигналы формируют образ, который и откладывается в памяти малыша. Развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется формированием образной памяти. Есть три вида памяти, которые в этом возрасте активно развиваются:
- Образная. Здесь происходит пополнение запаса слов. с помощью образной памяти ребенок легко осваивает новые понятия.
- Словесная. Когда малышу говорят, что зебра – это лошадка с полосками, то происходит формирование образа. Новое слово, которое пополняет запас, является именно слово «зебра». Изначально сам образ будет не похожим на реальность, но с возрастом он будет корректироваться и принимать правильные формы.
- Двигательная. Это процесс повторения по заданному образцу. Это уже не простейшие задачи, типа собрать пирамидку. Ребенок повторяет танцевальные движения за взрослым, бытовые действия такие, как пришивание пуговиц, завязывание шнурков.
Память дошкольника
Развитие детей дошкольного возраста происходит на основе действий. Это значит, что мир познается путем проведения практических действий, а в память идет главное для самого малыша.
Однако информация поступает отрывисто. Как правило, это отрывистые единичные представления. Например, малыша может испугать Дед Мороз. Последующие объяснения, что в костюм наряжается папа, не будут иметь результата.
В возрасте 2-3 лет в памяти откладываются события яркие, наполненные сильными эмоциями: яркая игрушка, действия повторяемые постоянно.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк ????
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал
Наш сайт: Winku.ru Мы в социальных сетях: VK, OK
Источник
Светлана Белорунова
Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста
Развитие памяти у детей младшего дошкольного возраста.
Белорунова С. В.
МДОУ «Детский сад № 36 комбинированного вида» г. Саранск.
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств.
Выделяют три типа памяти:
наглядно – образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т. д;
словесно – логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;
эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Кроме того, существует ещё разделение памятина два вида в зависимости от длительности хранения информации:
кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго;
долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы.
Память разделяют ещё на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрёжке, а другая часть – к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо понятно.
Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу.Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую память.
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов,новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Дошкольник младшего возраста (3 – 4 года, как показывают психологические исследования, запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. В среднем из 15 названных ему слов он запоминает только 2 слова. Можно с уверенностью сказать, что дети этого возраста ещёне готовы использовать для запоминания какие – либо вспомогательные средства: картинки, подсказки, вопросы только мешали ребёнку запоминать. Значительно лучше обстоят дела с произвольным запоминанием в старшем дошкольном возрасте.
Особенно богата память ребёнка дошкольного возраста образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (домам, животным, птицам, деревьям, цветам и т. д, а так же и несущественные признаки, частные детали, которые ребёнок подметил у отдельного дома, у отдельного животного, у одного дерева и т. д.
Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста.
1. Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.
Для развития слуховой памяти и речи детей 2 – 4 летнего возраста можно рекомендовать для заучивания песенки, потешки, стихотворения.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
2. Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста.
Для того, того чтобы работа по развитию памяти была успешной, предлагаются игры и задания.
3. Воспроизведение рассказа, сказки.
Методика воспроизведения рассказа может помочь в диагностике смысловой памяти, а так же для развития смысловой памяти ребёнка дошкольного возраста.
Задача взрослых – ускорить развитие памяти у детей.
Источник
ИГРЫ НА
РАЗВИТИЕ
ПАМЯТИ
Игра «Запомни — положи»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).
Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.
Игра «Что пропало?»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.
К пяти годам ребенок должен научиться не только показывать местонахождение убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог. Например: «Не стало картинки с куклой».
Игра «Что изменилось?»
Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.
Оборудование. I вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек.
II вариант: одна сюжетная картинка с небольшим. количеством героев и характеризующих их деталей, другая – похожая на нее, но с небольшими отличиями.
Описание. I вариант. Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку.
II вариант. Ребенок внимательно рассматривает первую сюжетную картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка убирается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев ее, ребенок должен ответить на вопрос «Что изменилось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно.
Например: «На первой картинке у зайчика на бант, а на второй – галстук. Сначала ежик был в красной кофточке и нес на спине яблоко, а затем кофта стала синей, а на спине оказался гриб».
Игра «Что добавилось?»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю. К 5 годам следует добиваться от ребенка полного ответа на вопрос. Например: «Слева от куклы прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)».
Игра «Что стало по-другому?»
Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек). К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия предложениями о местонахождении картинок (или игрушек). Например: «Картинка с мячиком лежала первой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «Поменяли местами машинку и книжку».
Игра «Чем отличаются?»
Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между
ними.
Оборудование: пары похожих сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, местоположение).
Описание. Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения – другая, после чего он должен назвать по памяти отличия между ними. При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими вопросами.
Игра «Запомни и запиши цифры»
Задача: развить зрительную и двигательную память, мелкую моторику детей.
Оборудование: карточка с 2-3 написанными на ней цифрами.
Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребенок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.
Игра «Повтори за мной действия»
Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым.
Описание: Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.
Например: руки вверх – вперед – в стороны – на пояс – присесть; руки вперед, присесть – руки вверх, встать – руки на поясе, прыжок.
Игра «Посмотри — запомни — нарисуй»
Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.
Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.
Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.
Игра «Запомни пары»
Задача: развить зрительную память и ассоциативное мышление детей, тренировать их в умении соотносить подходящие по смыслу предметы.
Оборудование: знакомые ребенку предметные картинки, из которых можно составить пары, подходящие друг другу по смыслу.
Описание. Картинки перемешиваются и раскладываются на столе. Взрослый произносит слова к каждому из которых ребенок подбирает соответствующую картинку и подходящую ей по смыслу парную картинку.
Например: ваза – цветы, собака – ошейник, ключ -замок, тарелка – ложка и т. д. По мере тренировки взрослый может проводить игру на слух (без картинок), называя одно слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.
Игра «Запомни — назови»
Задача: развить зрительную память детей, научить их запоминать количество заданных предметов или картинок.
Оборудование. I вариант: детям 3-4 лет предъявляются 4-5 картинок или хорошо знакомых предметов; для детей 5 лет количество картинок или предметов увеличивается до 6-7 штук.
II вариант: парные карточки, на одной из которых изображено определенное (в зависимости от возраста ребенка) количество предметов (см. I вариант), на другой – к количеству предметов с первой карточки добавляется несколько новых.
Описание.
I вариант. Ребенок рассматривает ряд предметов или картинок, считает их, а затем по памяти называет те из них, которые он запомнил.
II вариант. Сначала ребенку предъявляется первая карточка, ребенок рассматривает и называет изображенные на ней предметы, считает их. Затем
эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен помнить и назвать те предметы, которые были на первой карточке.
Игра «Ответь на вопросы»
Задача: развить у детей зрительную память, умение внимательно рассматривать картинку и запоминать ее детали.
Оборудование: сюжетные картинки для рассматривания.
Описание. После рассматривания ребенком картинки взрослый ее убирает и задает вопросы по ее содержанию.
Инструкция взрослого при этом может быть следующей. Сначала: «Посмотри внимательно, какие подарки принесли зайке на день рождения его друзья»; затем: «Помоги зайчику вспомнить, кто что подарил».
Или сначала: «Постарайся запомнить, кто в каком домике живет», затем: «Вспомни, кто в каком домике живет».
Игра «Запомни слова»
Задача: развить слуховую память и внимание детей, расширить их словарный запас.
Описание. Взрослый медленно и четко называет слова, знакомые ребенку в этом возрасте и доступные ему для повторения: детям 3-4 лет – 4-5 слов; 5 лет – 6-7 слов. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слов или их перестановка не допускаются.
На начальном этапе для облегчения процесса запоминания подбираются слова, связанные по смыслу (например, лето, прогулка, купание, игра, мячик), затем абсолютно разные.
Игра «Постучи, как я»
Задача: развить слуховое внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.
Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.
Источник
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей (А.Р. Лурия, Л.С.Выгодский, А.А.Смирнов, Г. Эббингауз, П.И.Зинченко). Память создает, сохраняет и обогащает знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось(10).
Значение памяти детей дошкольного возраста очень велико. Абсолютно все, что он знает, умеет, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения их системы. Ребенок лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ни чему научится, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами.
Однако не у всех детей дошкольного возраста хорошо развита память. Многие взрослые считают, что хорошая или плохая память дана ребенку от рождения, но это вовсе не так. Ребенок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребенок, опд влиянием общения и совместной деятельности с взрослыми(8). Дети со слабой памятью – это чаще всего те дети, которым взрослые не уделяют достаточно внимания и которым внушали, что у них плохая память. Важнейшим условием развития памяти являются специальные усилия ребенка – запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить.
Дошкольный возраст- это возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психологической функцией. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их (5,6).
С помощью памяти ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающим, у него развивается мышление. Л.Е. Выгодский считал дошкольный возраст синзитивным периодом развития памяти. Как справедливо заметил Л.Е. Выгодский, ни одно из специфических человеческих психических качеств, таких, как мышление, память, воображение, волевая регуляция действий, не может возникнуть лишь путем вызревания задатков(7). Для формирования памяти, мышления, воображения, волевой регуляции, требуются определенные социальные условия жизни и воспитания (П.И. Зинченко, З.М. Истомина, В.С. Мухина и др.). Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих интеллектуальному развитию, разумеется без ущерба физическому развитию, а в гармоническом единстве с ним(11). Обучение детей младшего дошкольного возраста, основанное на использовании специальных дидактических игр, относится к таким методам(3).
На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место (Е.О. Смирнова, М.Н. Дедулевич, З.М. Богуславская). Однако не всегда уделяется должное внимание развитию памяти детей младшего дошкольного возраста, или ее развитие сводится к заучиванию стихотворений, не всегда учитывается возможность проведения дидактических игр в целях развития памяти (1).
Теоретический анализ проблемы позволил сделать вывод о том, что память – это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении последующем воспроизведении того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
К основным процессам памяти можно отнести: запоминание, сохранение и забывание, узнавание и воспроизведение.
В основу видовой классификации памяти положены три основные категории:
* объект запоминания, то есть то, что запоминается;
* степень волевой регуляции памяти (с этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память);
* длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и память.
В процессе исследования выявлены особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста. Память по скорости развития опережает другие процессы, но в этом возрасте преобладает непроизвольная память- ребенок лучше всего запоминает все яркое, необычное, интересное. Память младшего дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что- либо запомнить. Запоминание и припоминание осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.
Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления. Важным моментом в развитии памяти в младшем дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя [2].
В процессе работы была рассмотрена сущность и методика проведения дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста, выявлено влияние дидактических игр на развитие памяти детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Считаем, что ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания, использование различных дидактических игр в работе с детьми дает большой заряд положительных эмоций, помогает детям закрепить и расширить знания об окружающем, что способствует хорошему развитию памяти.
Завершая, отметим, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость. Ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совестным с другими детьми действием и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени младшего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Литература
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада. – М. Просвещение, 1992.
Беляева Л. Игра и книга// Дошкольное воспитание. М., 2004. – №8-С.35-41.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1991.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1991.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Уч.пос. для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1988.
Возрастные особенности психического развития детей/ Под ред. И.В. Дубровиной и М.И. Лисиной.- М., 1982.71-74.
Выготский В.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии.- 1996.-№6-62-76с.
Дорошенко О.В., Шевырева Т.В. Современные средства в словарной работе с детьми с особыми образовательными потребностями/ М., – 2008.- №5.2008.-С.
Феоктистова С.В. Психология. Москва, 2010
Феоктистова С.В., Хмелькова М. А. Психолого-педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса как условие успешной адаптации детей к школе. М., 2013.
Хмелькова М. А. Проблема качества образовательной деятельности современных дошкольных учреждений. М., 2013 № 1 стр. 132-139.
Источник