Развитие памяти ребенка дошкольного возраста литература
|
Источник
|
Источник
Анализ памяти, как психической функции показал, память – это основа психической жизни человека. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже процесс первичного закрепления материала может происходить в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании, в свободном воспроизведении. Общим для всех этих многообразных психических процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают и воспроизводят прошлое, прежде пережитое человеком. Немаловажную роль память играет в жизни дошкольника. Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Но, несмотря на это в возрасте четырех пяти лет у ребенка складываются произвольные формы запоминания и воспроизведения. Ребенок постепенно учится повторять. Осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании материала, различные вспомогательные средства. На основании этих характеристик дошкольника нами было проведено исследование оперативного запоминания незнакомой информации в дошкольном возрасте. Исходя из полученных данных, нами были сделаны следующие выводы. В дошкольном возрасте происходит постепенное овладение произвольными формами воспроизведения и запоминания, о чем свидетельствуют результаты методики «10 слов». Одной из таких форм являются многократные предъявления дошкольнику незнакомой ранее информации, т.е. происходит процесс заучивания. Сравнительный анализ результатов исследования произвольного и опосредованного запоминания позволил нам сделать вывод о том, что опосредованное запоминание является более эффективным в сравнении с запоминанием однократно предъявляемого незнакомого материала. Таким образом, проведенное исследование произвольной памяти в дошкольном возрасте и сделанный на основе полученных результатов анализ позволяет сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте произвольное запоминание более эффективно, если оно носит опосредованный характер. То есть, в данной курсовой работе была достигнута поставленная во введении цель, выполнены задачи работы, эмпирически и теоретически подтверждена гипотеза. 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с. 2. Афонькина Ю.А. Детская практическая психология в схемах и таблицах (Методические разработки) / Ю.А. Афонькина. Ч. 3: Дошкольный возраст. – Мурманск: МГПУ, 2003. — 137 с. 3. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер. ? М.: Просвещение, 1988. ? 328 с. 4. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для всех специальностей педагогических ВУЗов / М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. 5. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2001. – 464 с. 6. Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти / Е.В. Заика // Вопросы психологии. – 1995. – №1 – С. 83. 7. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с. 8. Лактионов А.Н. Деятельностная парадигма и проблема памяти в трудах П.И. Зинченко (К 90-летию со дня рождения) / А.Н. Лактионов // Вопросы психологии. – 1993. – №4. – 238 с. 9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. – М.: РОУ, 1996. – 258 с. 10. Лебедев А.Н. О нейрофизиологических основах восприятия и памяти / А.Н. Лебедев // Психологический журнал. – 1992. – №2. – 185 с. 11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: МПСИ, 2001. – 384 с. 12. Майерс Д. Психология / Д. Майерс. – Минск: Попурри, 2005. – 848 с. 13. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2003. – 231 с. 14. Маслов А.С. Психологические процессы / А.С. Маслов – М.: Просвещение, 1994. – 340 с 15. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1998. – 456 с. 16. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Эксмо, 1999. – 352 с. 17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – с. 448. 18. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. – М.: АСТ-Пресс, 1998. – 367 с. 19. Реан А.А.Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. 20. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. / Е.Н. Рогов. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – М.: Владос-пресс, 2002. – 384 с. 21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с. 22. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. ? М: ЧеР, 1998. – С. 816. 23. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова. – М.: Академический проект, 2004. – 144 с. 24. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. – М.: Междунар. пед. акад, 1995. – 367 с. 25. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с. |
Источник
|
Источник