Развитие памяти ребенка дошкольного возраста диссертация

Библиографическое описание:
Исматуллаева, Г. Э. Развитие памяти у детей дошкольного возраста / Г. Э. Исматуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 641-644. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20444/ (дата обращения: 10.12.2020).
Дошкольное детство — это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Без неё невозможно усвоение социального опыта, расширение связей ребенка с окружающим, невозможна и его деятельность.
В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в памяти детей. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребенка. Важнейшей задачей обучения, является обеспечение такой степени усвоения знаний, при которой ребенок легко может воспользоваться ими. Полнота, точность и легкость воспроизведения зависит от того, как оно было организовано. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным.
Вступая в разнообразные отношения с окружающим, осуществляя практическую деятельность, ребенок познает и запоминает многие предметы. Большое значение при этом имеет речевая деятельность детей. Ребенок лучше запоминает предметы, которые воспринимает, с которыми оперирует, в том случае, когда он их называет. Во время практических занятий в дошкольном учреждении № 14 города Ферганы в средней группе четырехлетние дети, рассматривая картинки без целенаправленного руководства со стороны воспитателя, непроизвольно запоминали лишь по 2–3 картинки из 12, тогда как другие их сверстники, называя по просьбе воспитателя изображенные предметы, запоминали по 6 картинок из 12.
Для развития непроизвольного запоминания большое значение имеет активное восприятие детьми литературных произведений. Это выражается в сопереживании с героем и в мысленном действии с ним: ребенок сочувствует герою, хочет помочь ему поступить так же, как поступает он, ставит себя на место действующего лица. Лучшему запоминанию стихотворений способствуют и такие формы активности детей, как игровое действие, чтение в лицах, драматизация. Большое место в жизни дошкольников занимает картинка. Они помогают воспитателям закреплять знания детей об уже известных им предметах и расширяют кругозор детей, знакомя их с новыми предметами и явлениями. Картинка — важное средство развития речи, мышления, памяти и воображения.
Непроизвольное запоминание у детей значительно возрастает, если они сравнивают картинки между собой, находят общие признаки, объединяют их. Таким образом, чем более активной и содержательной является деятельность детей с материалом, тем выше оказывается продуктивность непроизвольного запоминания ими этого материала.
Наша память носит избирательный характер: лучше запоминается то, что важно, интересно, имеет более существенное значение для человека. Поэтому задача руководства непроизвольной память детей включает в себя задачу расширения интересов детей, воспитания их любознательности. Интерес является не только условием успешного выполнения работы, но и сам возникает в процессе ее осуществления. Следовательно, важно формировать у детей сознательное, ответственное отношение к той деятельности, которую они осуществляют, т. к. от этого во многом зависят результаты непроизвольного запоминания. Главное, что характеризует качественные изменения в памяти ребенка дошкольного возраста — это переход от непроизвольных к произвольным ее процессам. У детей четырех лет жизни память имеет непреднамеренный характер: ребенок еще не умеет ставить цель запомнить-вспомнить, не владеет способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществлять процессы запоминания и и воспроизведения. Ребенок запоминает непроизвольно, именно оно обеспечивает ему разнообразные знания о предметах и явлениях действительности, их свойствах и связях, о людях и их взаимоотношениях. Оно обогащает эмоциональную сферу ребенка, способствует овладению речью, многочисленными действиями с предметами, формированию навыков поведения малыша с другими детьми и взрослыми.
Одной из важных предпосылок готовности детей к школе является развитие у них произвольных форм психики. Уже в дошкольном возрасте дети учатся контролировать свое поведение и действия. У них развивается произвольное восприятие, умение рассматривать предметы, вести целенаправленное наблюдение; возникает произвольное внимание. Школа предъявляет большие требования к произвольной памяти детей: с первых дней пребывания в школе перед ребенком возникает необходимость запоминать разнообразный учебный материал, помнить многочисленные правила поведения. Неумение запоминать, как и любые другие недостатки психического развития ребенка, сказываются на его учебе и влияют на его отношение к школе.
Есть дети, которые не хотят и не любят учиться. Их энергия уходит не столько на выполнение задания, сколько на преодоление своего нежелания заниматься данной деятельностью. Принуждаемые взрослыми, испытывая страх перед возможным наказанием, дети вынуждены как-то подчинятся требованиям старших, однако выполнение тех или иных дел у них связано с различными отрицательными эмоциями: они часто терпят неудачи, а это как, правило, вызывает еще большее недовольство взрослых, что неминуемо приводит к новым неприятным переживаниям ребенка. Из обобщения отрицательных эмоций как временных состояний рождается устойчивое отрицательное отношение, в данном случае нелюбовь к учебной деятельности. При этом не без воздействия взрослых ребенок утверждается во мнении, что он не сможет справиться с заданием, а убежденность в своей неспособности порождает очередные неудачи в деятельности. Сам ребенок не может выбраться из этого круга. Задача педагога-помочь ему, предоставить возможность пережить положительные эмоции, поставив ребенка в условия, при которых он испытывает радость от успеха.
Все это имеет прямое отношение к деятельности памяти. Исследования ученых (П.Зинченко, А.Смирнов, Н.Куприянов, Т.Федосеев, Е.Удальцова) убедительно показывают, что продуктивность памяти во многом зависит от состояния человека, его отношения к своим возможностям. Неуверенность в себе, боязнь ошибиться, не запомнить, опасения не вспомнить в значительной степени сковывают человека, понижают эффективность его памяти. Между тем, резервы нашей памяти огромны. В тех случаях, когда педагогу удается снять барьер неуверенности, страха, наладить благоприятных эмоциональный контакт с детьми, вызвать у них состояние «раскрепощенности», радости участия в интересной деятельности, происходит мобилизация эмоциональных и интеллектуальных сил ребенка, что в значительной степени повышает возможности как его непроизвольной, так и произвольной памяти.
Произвольная память характеризуется прежде всего тем, что она направлена на запоминание определенных объектов, связана тем, что человек ставит перед собой цель запомнить — вспомнить. Развитие произвольной памяти начинается у детей с выделения ими специальных мнемических задач на припоминание и запоминание. У ребенка цель припомнить появляется раньше цели запомнить, развитие произвольной памяти начинается с развития произвольного воспроизведения, вслед за которым уже возникает произвольное запоминание.
При выполнении практического поручения стремление запомнить наблюдается у детей трех-, четырехлетнего возраста, в процессе игры принятие цели запомнить наиболее отчетливо обнаруживается у детей в возрасте от четырех до пяти лет. Выделению, осознанию детьми мнемических целей способствую специальные игры и занятия в дошкольном учреждении и семье. При этом подготовка детей к развитию у них произвольной памяти начинается довольно рано. Среди различных дидактических игр, организуемых с детьми трехлетками для развития памяти, можно порекомендовать следующие игры: «Сделай как было», «Чего не хватает?», «Что прибавилось?», «Найди что надо», «Посмотри и запомни», «Что изменилось?» и т. д.
Выделение и принятие детьми мнемических целей происходит не только в игре. Большое значение в этом отношении имеют все виды деятельности детей: рассказы о виденном, разучивание стихотворений, наблюдения за окружающей жизнью и природой и беседы по этому поводу, лепка, рисование и конструирование по образцу, занятия по счету и т. д.
Однако, недостаточно поставить перед ребенком мнемическую задачу, нужно научить его, как запоминать, т. к. произвольная память обязательно предполагает использование определенных способов запоминания.
Какими же способами запоминания пользуются дети дошкольного возраста? Каким мнемическим приемам их следует обучать?
Самая ранняя форма активности, появляющаяся у детей при условии принятия ими цели запоминать, — это внимательное выслушивание или рассматривание, восприятие объектов и называние их. Здесь еще нет мнемических приемов в строгом смысле этого слова, однако уже такого рода активность существенно повышает продуктивность запоминания. Важным, хотя и простым, мнемическим приемом является — повторение. Организуя поведение и деятельность дошкольников, взрослые специально учат их пользоваться этим мнемическим приемом. Давая ребенку поручение принести или сделать что либо, воспитатель предлагает малышу повторить задание: «Так что ты мне принесешь? Что ты сейчас будешь делать?» и т. д. На занятиях воспитатель побуждает детей к повторению новых слов, названий, стихотворений и пр., добиваясь выработки у детей различных двигательных, сенсорных, мыслительных умений и навыков, он организует повторное выполнение ими различных движений и действий.
Более сложными и продуктивными являются способы запоминания, основанные на логической обработке материала, на установлении в нем определенных смысловых связей и отношений. Дети дошкольного возраста способны овладеть таким способом логического запоминания, как смысловое соотнесение. Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом и картинкой. Поставив перед ребенком задачу запоминания нескольких слов, можно предложить подобрать несколько картинок по смыслу сочетающуюся с данными словами. Например, к слову молоко — картинку с изображением стакана, к слову ночь — картинку с изображением лампы и т. д. После того, как дети овладели со смысловым соотнесением и поупражнялись в использовании его как мнемического приема, продуктивность запоминания у дошкольников всех возрастов значительно увеличивается.
Большое значение в развитии у детей логической памяти принадлежит речи. На специальных занятиях для лучшего запоминания детям предлагалось подбирать к словам картинки. В тех случаях, когда дошкольники анализировали материал, производили обобщение, устанавливали определенные смысловые связи между объектами, продуктивность запоминания резко увеличивалась. Таким образом, возможности памяти детей дошкольного возраста наиболее полно раскрываются в процессе активного формирования у них способов логического запоминания.
В заключении хотелось бы подчеркнуть следующее, для развития памяти у детей дошкольного возраста необходимо:
1. Развивать их непроизвольную память, накапливающую материал для последующего произвольного воспроизведения;
2. Побуждать ребенка к воспроизведению в начале при выполнении им практических поручений и в игре, а в дельнейшем, и в процессе учебной деятельности;
3. Ставить перед детьми мнемические задачи, упражняя дошкольников в запоминании, тренируя их память в деятельности, имеющей для них определенное значение. Благоприятные условия в этом отношении имеют все виды деятельности, в том числе и многие специальные занятия, проводимые в дошкольном учреждении: рисование, лепка, конструирование, различные дидактические игры, занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, разучиванию стихотворений и т. д.
4. Обучать различным способам запоминания, особое внимания уделяя на развитие логической памяти.
Литература:
1. Сонин В. А. Час занимательной психологии. Москва — Воронеж. 1997
2. Платонов К. К. Занимательная психология. М., 1986
3. Удальцова Е. И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. М.,2003г.
4. Голубева Л. Р. Влияние обучения на развитие у детей 6–7 лет умений обобщать и классифицировать. М.1997г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, произвольная память, непроизвольное запоминание, дошкольное учреждение, картинка, предмет, продуктивность запоминания, развитие, способ запоминания.
Источник
- Авторы
- Файлы
- Литература
Меркулова М.М.
1
1 Российский государственный социальный университет
1. Веракса А.Н. Развитие памяти дошкольников. Современное дошкольное образование. – М.: «Мозаика – Синтез», 2008. – С. 46-54.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов. – 10-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 456 с.
3. Тимошенко Т.В. Роль памяти в развитии детей / Т.В. Тимошенко, С.Ю. Васильева, Н.А. Алифанова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2015 г.) / ред. кол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 240-242.
4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 336 с.
5. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Мир психологии. – 2009. – № 1. – С. 211-218.
Сегодня в центре внимания наук о человека находится проблема изменившегося Детства, изменившегося пространства его функционирования, на изменившихся уровнях его не только социального, но и психофизиологического созревания. В последнее десятилетие в исследованиях психологов, физиологов, педагогов отмечаются изменения в различных сферах психики детей (когнитивных, мотивационных, эмоциональных); выявляются изменения в развитии восприятия, памяти, мышления детей, их сознания, самосознания [5].
В ходе многочисленных исследований у первоклассников выявляется пассивность во всех видах деятельности, слабое внимание, снижение памяти, что относится к проблемам безопасного развития ребенка, ее психического здоровья.
Важным этапом развития психики у ребенка является дошкольный возраст. Ребенок входит в мир постоянных вещей, учится пользоваться различными предметами, а также испытывает активный интерес к окружающему миру. Он начинает общаться со взрослыми и детьми при помощи речи, и также усваивает созданные обществом ценности, овладевает социальными нормами и элементарными правилами поведения. Дети начинают активно подражать взрослым, повторять за ними слова и действия. Это все закладывает фундаментальную основу для дальнейшего развития психических процессов ребенка, также служит фундаментом для вступления в учебную деятельность.
В дошкольном возрасте происходит формирование, закрепление большинства высших психических функций, среди которых является память. Познание ребенка окружающего мира начинается с восприятия. Восприятие развивается раньше, чем мышление, чем память, так как оно является предпосылкой для мышления и памяти. В развитии сознания дошкольников память занимает ведущую роль. Как указывает В.С. Мухина: «Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место» [2].
В научном плане проблема памяти и особенностей ее развития у детей дошкольного возраста изучалась такими учеными как: Д.Б Эльконин, Л.С. Выготский, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.Ф., С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина, Р.С. Немов. На современном этапе развития степень успешности протекания процесса формирования и развития процессов памяти влияет на дальнейшее развитие, воспитание и образование ребенка. Этот факт предопределяется физиологическими, психологическими и социальными особенностями развития ребенка в дошкольном возрасте.
Особенностями развития памяти у детей дошкольного возраста являются: наглядно – образная память, которая становится ведущей: ребенок хорошо запоминает яркие, эмоционально насыщенные события, а также он способен сохранять предметы, картины, лица, звуки, запахи и цвета [1]. На развитие памяти благоприятно воздействует речевая деятельность детей. Ребенок хорошо запоминает предметы, которые воспринимает. Когда называет их. Активно овладевая речью, дети часто выделяют звуковую сторону в стихотворениях, потешках, словах. Им интересно играть в слова и звуки, произносить новые звукосочетания, что оказывает положительное влияние на запоминание ими словесного материала [3]. Развивается двигательная память: ребенок осуществляет различные движения, которые находятся в памяти в виде сформированного зрительного образа. Она служит основой для формирования разных практических и трудовых навыков: ходьбы, танца, письма и т.д. [4]. Логическая память развивается в процессе мыслительной деятельности детей. Научить детей думать значит научить их анализировать. Необходимо обучать детей разным мыслительным операциям: сравнение, обобщение и классификация и т. д., что является способами логического запоминания [3]. Преобладающей в дошкольном возрасте является непроизвольная память: ребенок запоминает то, на что обращено его внимание в деятельности, что интересует и производит впечатление. Он еще не может поставить перед собой цель запомнить что – либо, не применяя для этого специальных приемов. К концу дошкольного детства у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить [2].
Развитие памяти дошкольников осуществляется в процессе воспитания и обучения. Для этого проводятся игровые увлекательные занятия, упражнения, направленные на яркую наглядность, прослушивание музыкальных произведений, обследование предметов с разной поверхностью. Регулярные включения игр и упражнений в занятия и свободную деятельность дошкольников позволит добиться хороших результатов в развитии памяти. Все упражнения можно разделить по направленности на кратковременную, долговременную, двигательную, тактильную, слуховую и зрительную память. Занятия по диагностике и тренировке памяти желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме, чтобы детям было интересно. Занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы дети не уставали.
Так нами была проведена диагностика памяти кратковременной памяти дошкольника. Наш испытуемый пятилетний Петя. Перед ним мы раскладываем 6 картинок. Даем 30 секунд, чтобы запомнить. Потом просим его по памяти перечислить, какие изображения или их детали были разложены на столе. Петя описал 5 изображений, затруднения возникли с последним. Затем опять раскладываем картинки и на запоминание даем 20 секунд. Просим Петю перечислить изображения. Испытуемый называет все 6 изображений без особых трудностей. Наш испытуемый перечислил 5 изображений за 55 секунд. После повторного проведения упражнения испытуемый перечислил 6 изображений за 50 секунд, что является высоким показателем объема кратковременной зрительной памяти.
Таким образом, в психологической науке накоплено значительное количество техник и приемов на формирование памяти у детей дошкольного возраста. Развитие памяти детей возможно осуществлять посредством игр и упражнений, в которых особую роль играет заинтересованность ребенка. Именно в игре совершенствуются ручные движения и развитие умственных способностей: мышление, воображение, память, внимание. Много игр направлено на развитие памяти, которая постепенно становится произвольной. Каждая игра – это общение со взрослыми, с другими детьми, а также в игре ребенок приобретает знания, навыки и умения, необходимые для дальнейшего обучения в школе.
Библиографическая ссылка
Меркулова М.М. ПАМЯТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15336 (дата обращения: 10.12.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник