Развитие памяти ребенка через речь

Развитие памяти ребенка через речь thumbnail

Дорогой читатель!

Знаю, что на страницах учебников и “волшебного” Интернета Вы встречали множество советов от опытных гуру и практикующих учителей о том, как научиться грамотно писать и излагать свои мысли.

Я не вправе спорить об эффективности предлагаемых рекомендаций и целых методик, и не буду этого делать. Уверена, что не было бы их в таком количестве, если бы мы развивались, чувствовали и запоминали одинаково. Так не бывает.

фото из открытых источников

фото из открытых источников

Вот и мои мальчишки, несмотря на годы между ними, примерно в одном и том же возрасте сталкивались с трудностями при написании сочинений и изложений. Надо сказать, что в целом писали достаточно грамотно, правила знали и применяли.

Проблемы были в другом.

Иногда дети могли пропускать в словах буквы, или менять их местами. Если я обращала внимание ребят на то или иное слово – безошибочно отвечали, как правильно его написать. Но на бумаге все было иначе.

А в творческих работах возникали другие сложности: для высказывания своих мыслей не хватало слов и выражений, трудно запоминался услышанный или прочитанный рассказ.

– Да, дети мало читают, – скажете Вы и будете правы. И мы взрослые читаем редко, чаще по необходимости. Чего уж требовать от детей.

фото из открытых источников

фото из открытых источников

Если и Вам, дорогой читатель, знакомы такие неприятности, делюсь советами одной старенькой учительницы. Мое откровение она выслушала с пониманием и рассказала, как поправить ситуацию.

Упражнение 1. Развиваем орфографическую зоркость!

“Проверка наоборот”.

Если ребенок теряет, заменяет буквы в словах, и при многократном особенно беглом чтении написанного им не видит орфографических ошибок, научите ребенка самостоятельной “проверке наоборот”.

Как это делается?

Пример текста.

Из оконца виден день, блещущий облаками. Вчера дождили они, сегодня гонит их резвый ветер, что стаю птиц.

1) После написания (списывание или диктант) читаем внимательно текст целиком, чтобы не потерять смысловую нить.

2) Теперь читаем этот же текст в обратном порядке – с самого конца по слогам.

птиц, ста-ю, что, ве-тер, рез-вый, их, го-нит се-го-дня, о-ни, дож-ди-ли, вче-ра, об-ла-ка-ми, бле-щу-щий, день, ви-ден, о-кон-ца, из

При таком чтении перед глазами возникает полная бессмыслица. Мозг читающего растерян, поэтому старается принудительно вникнуть в суть каждого слова. И распознаёт ошибки.

Упражнение 2. Учим прозу.

Еще до детского сада дети часто и без усилий заучивают маленькие стишки, затем в школе – стихи более серьезные. И при должном усердии привычка заучивания помогает быстрее осваивать информацию.

Но для развития речи этого мало. Поэтому усложняем задачу для нашей памяти, собирая в копилку различные смысловые связки в виде нерифмованных словосочетаний и предложений.

Что делаем?

1) Дословно заучиваем наизусть сначала короткие предложения (для получения навыка), затем более развернутые, позже – короткие тексты из 2-5 предложений.

2) Заучив текст, проговариваем его вслух, с интонацией, вспоминая знаки препинания.

3) Записываем заученный текст по памяти и сверяем с оригиналом на предмет пропусков, орфографических и синтаксических ошибок. Тут же можно использовать Упражнение 1.

Упражнение 3. Теперь на отдельном листе бумаги заученный короткий текст переписываем своими словами, сохраняя смысл и/или сюжетную линию.

Снова сравниваем свое творение с оригиналом. Чем чаще так тренироваться, тем грамотнее и интереснее получаются уже свои маленькие сочинения.

фото из открытых источников

фото из открытых источников

Такие упражнения мы практиковали дома в течение года почти каждую неделю на выходных, начиная с малого, чтобы не перегрузить. Затем реже – примерно раз в месяц. Результат порадовал всех.

Со временем письменные работы стали яркими и осмысленными. В них появился характер и личное отношение к событию.

Может и Вам пригодится? Попробуйте!

Источник

Упражнение «Цифры и ассоциации»

‍Возраст: от 5 лет

‍Что развивает: память, образное мышление.

Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 – снеговик, 6 – дедушка, 1 – крючок, 9 – бабушка.

Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ – свою ассоциацию. Важно привязать образ к каждой цифре.

Затем называйте по несколько цифр сразу. А ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 – снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурдней и ярче ситуация, тем лучше.

А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 – крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.

Упражнение «Таблица Шульте»

‍Возраст: от 7 лет

‍Что развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.

Упражнение для развития памяти «Таблица Шульте» – это таблица из квадратов, в которые в случайном порядке занесены цифры от 1 до 25. Нужно взглядом по порядку находить и собирать цифры. Чем быстрее ребёнок справится, тем лучше.

Таблицы можно составлять для ребёнка самостоятельно – просто расчертить лист бумаги – или скачать наш вариант.

Упражнение «Пять спичек»

‍Возраст: от 7 лет

‍Что развивает: внимательность, образное мышление.

Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты.

Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.

Упражнение «Что вокруг»

‍Возраст: от 5 лет

‍Что развивает: внимательность.

Для развития памяти и внимания у детей нужно научить ребёнка подмечать детали. Попросите его закрыть глаза и перечислить всё, что находится в комнате, – расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Спросите, какой цвет волос или глаз был у учительницы. Или сколько раз по дороге в магазин встретилась кошка. Наблюдательность – это ещё и крутой социальный навык.

Упражнение «Спидкубинг»

‍Возраст: от 7 лет

‍Что развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.

Спидкубинг – это сборка кубика Рубика на скорость. Такую тренировку на развитие памяти использует Дима Якинто, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда». При сборке необходимо просчитывать последовательность действий и запоминать алгоритмы. Новички держат в голове около восьми комбинаций, профессионалы – до 200. Стихи и школьные формулы после кубика Рубика – просто легкотня.

Упражнение «Чертоги разума»

‍Возраст: от 7 лет

‍Что развивает: образное мышление, внимательность, логику.

Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.

Предложите ребёнку представить знакомое пространство – например, дом. Задача – мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку.

Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Шпаргалка: что ещё полезно для памяти

Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:

  • Предложите ребёнку читать вслух, когда нужно что-то выучить. Это помогает сосредоточиться на материале и запомнить его. Чтение вслух должно быть выразительным и эмоциональным. Через эмоции память работает гораздо лучше.
  • Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей – при недосыпе работа мозга может ухудшаться. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого.
  • Посоветуйте ребёнку задействовать руку, которая не является основной. Например, правши могут начать чистить зубы левой рукой. Левши – взять ложку в правую. Лишь небольшой процент населения земного шара одинаково владеет обеими руками, а это отличная тренировка мозга.

Источник

Дидактические игры на развитие разных видов памяти для детей с нарушениями речи

I. Игра «Кто больше запомнит»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание игры: предложить ребенку внимательно посмотреть на рисунок и постараться запомнить как можно больше деталей. После чего перевернуть страницу и дать следующее задание: «Теперь посмотри на этот рисунок и определи, чем он отличается от предыдущего. Перечисли предметы, которых не хватает».

Игра «Вершки и корешки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание игры: детям предлагаются рассмотреть изображения овощей (из2-х частей: корнеплод, листья). Затем картинки перемешиваются и детям предлагается подобрать к корнеплоду соответствующие листья.

Игра «Три слова »

Цель: развитие слуховой памяти.

Описание игры: Детям дается установка внимательно прослушать и запомнить слова, которые будут названы. Называются три слова, затем дети воспроизводят слова, которые запомнили.

Игра «Что плавает, что тонет »

Цель: развитие зрительной памяти, логического мышления.

Описание игры: Проводится эксперимент с предметами, тонущими и не тонущими. Затем дети классифицируют предметы по признакам: тонет – не тонет.

Игра «Угадай что спрятано »

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание игры: перед детьми выставляются 5 игрушек, предлагается запомнить. Затем дети закрывают глаза, и убирается одна игрушка. Дети вспоминают, какие игрушки были и какая спрятана.

Игра «Жадная жаба»

Цель: развитие слуховой памяти, умение выделять из текста слова с заданным звуком.

Описание игры: предложить ребенку запомнить слова со звуком [ж], которые встречаются в этой сказке. (Это может быть любая сказка и выбрать для запоминания слова можно с любым звуком).

Игра « Чего не стало»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание игры: предложить детям рассмотреть предметы на столе, дав установку на запоминание. Затем дети закрывают глаза и убирается один из предметов. Дети открыв глаза должны назвать этот предмет. Усложнить игру можно заменив предметы на аналогичные, но другого цвета или похожие.

II. Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительной памяти, особенности логической памяти.

Описание игры: на столе раскладываются в ряд картинки с различными изображениями. Ребенок должен запомнить расположение. Затем педагог меняет последовательность или убирает некоторые картинки. Ребенок должен вспомнить каких картинок не достает, и восстановить последовательность их расположения.

Игра «Запомни слова»

Цель: накопление словаря, развитие памяти.

Описание игры: ведущий называет 5-6 слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот , кто потерял меньше фантов.

Игра «Пары картинок»

Цель: развитие логической памяти, внимания, способности установления опосредованной связи и умения пользоваться ими при воспроизведении.

Описание игры: предложить ребенку внимательно рассмотреть, познакомиться с этими картинками и постараться запомнить как можно больше картинок из одного ряда. Через 1-2 минуты убрать картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросить ребенка, чтобы он глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время для запоминания или отдаляя связи между картинками.

Игра «Запомни стихотворение»

Цель: развить произвольное запоминание.

Описание игры: ребенку предлагается прослушать и запомнить четверостишие. Желательно, чтобы он слышал их в первый раз. Затем, сразу же после прослушивания, ребенок должен воспроизвести их. В усложненном варианте он делает это после небольшой паузы.

Игра «Удивительные портреты»

Цель: развитие памяти, внимания.

Описание игры: показать ребенку портрет, составленный из овощей, фруктов, злаков, растений, со словами: «Внимательно посмотри на него, запомни и после этого переверни страницу. Представь портрет с предыдущей страницы и перечисли, из каких овощей, фруктов, злаков и растений составлено лицо? Если не знаешь всех названий – нарисуй».

Игра « Запомни и назови»

Цель: обучение понимать мнемическую цель от взрослого, осознавать различия между воспроизведением и запоминанием.

Описание игры: детям предлагаются картинки с единичными предметами, задаются вопросы описательного характера. Затем картинки закрываются и задаются вопросы как при анализе картинки. После каждого ответа проверяется его правильность.

Игра « Раскрась петушка»

Цель: обучение выделять признаки предметов, и соотносить их с эталонами, использовать их в качестве средств для запоминания.

Описание игры: Детям предлагается раскрасить петушка, прикладывая разноцветные элементы. Дети анализируют изображение по вопросам воспитателя. Петушок закрывается и дети используя образцы закрашивают изображение.

Игра «Соберем урожай »

Цель: обучение выделять признаки предметов, и соотносить их с эталонами, использовать их в качестве средств для запоминания.

Описание игры: предлагается 3 корзинки с овощами. Дети соотносят каждый овощ с геометрической фигурой. Затем по наглядной опоре раскладывают овощи по корзинкам.

III. Игра «Магазин »

Цель: обучение выделять признаки предметов, и соотносить их с эталонами, использовать их в качестве средств для запоминания.

Описание игры: расставляются игрушки на полке и около каждой половина карточки, обращается внимание на то, что каждая игрушка обозначена карточкой. Ребенок должен найти вторую половину. Если ребенок нашел правильно, то может «купить» игрушку.

Игра « Теремок»

Цель: обучение выделять признаки предметов, и соотносить их с эталонами, использовать их в качестве средств для запоминания.

Описание игры: На доске выставляются силуэты сказки и у каждого своя дорожка (из геометрических фигур) к теремку. Дети запоминают и выкладывают согласно образцу.

Источник

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик

В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду – пускаем пузыри
  • Задуваем свечки – конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» – дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами – полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!

Как коровка мычит? Му-му-му!

Как барабанчик стучит? Та-та-та!

Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!

Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!

Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)

Ля-ля-ля! (Металлофон)

Динь-динь! (Колокольчик)

Как-кап-кап ! (Треугольник)

Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) – ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование – это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник