Развитие памяти мышление речи ребенка

Развитие памяти мышление речи ребенка thumbnail

Развитие памяти, внимания, мышления и речи, с целью успешной подготовки детей к школе

Семья и детский сад делают многое для того, чтобы к школе ребёнок имел необходимый запас знаний, умений и навыков. Однако, наблюдения показывают, что многие дети не умеют ясно высказывать свои мысли, не умеют рассуждать, чаще всего, повторяют за педагогом прописные истины, заучивают наизусть правила, а то и целые параграфы, не понимая сути. Возникает вопрос: «Почему, проводя большую работу с детьми на занятиях и вне, результаты часто оставляют желать лучшего?» Исследования показали, что составляющих данной проблемы много: здесь и низкий уровень развития связной речи, и неспособность детей к запоминанию, и неразвитое мышление, и скудный словарный запас, и нарушение звукопроизношения, и грамматические ошибки, и засорённость речи детей: жаргонные и бранные выражения, грубые интонации.

Что значит “ребенок готов к школе”?

Психологическая готовность к школьному обучению – один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.

Поступление в школу – поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами – резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Задумаемся: в чем отличительная особенность положения школьника? По-видимому, прежде всего, в том, что главное в его жизни – учеба – деятельность обязательная, общественно-значимая. Само учение – и по содержанию, и по организации – резко отличается от привычных ребенку-дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Оно выступает теперь в чистом виде, его не маскирует, как раньше, игра.

Знания, которые дети получают в школе, уже носят систематизированный, последовательный характер. Основная форма организации учебной работы школьников – урок, время на нем рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами.

Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям. Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет то, насколько развита у ребенка познавательная деятельность, интерес к ней.

Такие стойкие познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени, они не могут возникнуть сразу, как только ребенок пришел в школу, если раньше их воспитанию не уделяли достаточного внимания. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать и решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.

Подготовка ребенка к школе заключается прежде всего в формировании целого ряда умений и навыков. Кроме того, она предполагает развитие у будущего первоклассника комплекса основных психических функций: внимания, памяти, мышления и речи.

Речь, память, мышление и внимание все эти четыре понятия взаимосвязаны между собой. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, памяти, коммуникативных качеств.

Существует 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Речевая деятельность делится на внешнюю и внутреннюю. Основные формы устной речи: монологическая, диалогическая и групповая.

Во всех возрастных группах проводится работа по развитию связной речи и формированию культуры общения.

Как приоритетное выделяется овладение диалогической речью, так как именно диалогическая речь является необходимым условием полноценного социально – эмоционального развития.

Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Связная диалогическая речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Речь- не врождённая способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. Но сейчас мы всё чаще сталкиваемся с тем, что дети отстают по возрасту в развитии речи.

Какие существуют причины отставания в речевом развитии?

Первая и самая главная недостаточное общение с ребёнком. Дома родителям некогда разговаривать с ребёнком в виду своей занятости и усталости поэтому воспитатели должно прикладывать все усилия и постоянно разговаривать с детьми. Малышу необходима индивидуальная адресованность речи. Ему совсем не безразлично кто и как разговаривает с ним, ребёнку нужно заинтересованное внимание, эмоциональная выразительность.

Ещё одной причиной отставания в речевом развитии является долгое «сюсюкание» с детьми, то есть родители научились понимать автономную речь ребенка: его детские слова типа «бу-бу», «нюка», «люка» и т.д. и зачастую не стремятся стимулировать развитие нормальной речи, тем самым, сами тормозят процесс развития речи, а вместе с тем все остальные процессы развития ребёнка.

Чтобы речь малыша полноценно развивалась, мы с вами должны уделять этому процессу большое внимание. Важно самим говорить правильно, с чёткой интонацией и артикуляцией всех звуков. Ещё в старину были придуманы скороговорки, чистоговорки, потешки- род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения. Вместе с развитием речи плавно развивается детское мышление, память и внимание. При разучивании потешки ребёнку необходимо её запомнить и непроизвольно происходит развитие памяти.

Читайте также:  Как развивается речь ребенка при нормальном речевом развитии

Как известно, у младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и материал, если он вызывает эмоциональный отклик.

На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической.

В дошкольном возрасте память развивается очень быстрыми темпами, опережая развитие других познавательных процессов. Легкость, с которой дети запоминают стихи, загадки, считалки, сказки объясняется бурным развитием их образной памяти. Ребёнок запоминает то, что привлекает его внимание, всё яркое и необычное. Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырёхлетнем возрасте. Память ребёнка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой- либо, деятельности: малыш играл и запоминал игрушку, слушал сказку и запоминал её, рисовал и запоминал названия цветов. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить.

Параллельно с памятью развивается детское мышление. Мышление – высший познавательный процесс отражения действительности, представляющий собой порождение нового знания, т. е. мы мыслим, прорабатываем имеющуюся информацию и выдаём что-то своё. Мышление всегда связано с проблемной ситуацией, задачей, которую нужно решить.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. В раннем возрасте малыш в основном пользуется наглядно- действенным мышлением, которое связанно с предметной деятельностью. Позже появляется наглядно- образное мышление, когда ребёнок для решения задачи использует не сами предметы, а их образы. Уже к концу дошкольного возраста формируется словесно логическое мышление, которое предполагает умение оперировать понятиями, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать и делать выводы. Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребёнок.

Кроме всего вышесказанного мы не должны забывать и о внимании, без которого и нам и детям дошкольникам не обойтись. Внимание – это способность регулировать свою интеллектуальную активность, управлять своим сознанием и поведением. Внимание бывает внешним и внутренним, а также произвольным и непроизвольным. Внимание ребёнка – дошкольника носит непроизвольный характер. Малыш может сосредоточиться только на интересной для него деятельности, на ярких, необычных, новых объектах.

Внимание обладает определёнными свойствами: объёмом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределение, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребёнка. Если вы заметили недостатки во внимании, начинайте как можно больше включать в занятия упражнений на внимание.

Подготовка ребенка к школе – это целостный, многогранный процесс. Не забудьте о своих чувствах и о Вашей психологической связи с малышом. Если Вы сами будете чувствовать беспокойство и волнение, наверняка они передадутся ему. Разговаривайте, обсуждайте, будьте в курсе его дел, доверяйте ему и расширяйте поле его самостоятельности. Тогда ближайшие 11 лет будут не скучной и нудной «обязаловкой», а станут целенаправленным и результативным этапом развития и взросления Ваших детей.

Источник

Психология дошкольников

Психология дошкольника имеет ряд особенностей, о которых родителям обязательно необходимо иметь представление. С момента своего появления на свет ребенок активно развивается и учится. Каждый новый день наполнен для него невероятными открытиями и чудесами. Самый пик познавательной деятельности малыша приходится на возраст от трех до шести лет. В психологии это называется дошкольным периодом.

Роль игры в дошкольном возрасте

Многим родителям кажется, что игра это всего лишь способ занять кроху на некоторое время, чтобы он не шумел и не мешал заниматься важными делами. На самом деле это не так, игровая деятельность является ведущей в жизни дошкольника. Благодаря разнообразным ситуациям, которые моделируются в игре, ребенок получает необходимую ему информацию и представление об окружающем его мире.

С возрастом игровая деятельность усложняется, поэтому психологи условно делят ее на этапы:

Игра в возрасте от трех до четырех лет

Этот период подпадает под младший дошкольный возраст. Малыш предпочитает играть один и не может сосредоточиться даже на самом увлекательном процессе более двадцати минут. Чаще всего ребенок проигрывает ситуации, отражающие поведение окружающих взрослых. Считается, что на подсознательном уровне малыш воспринимает все нюансы поведения близких ему людей и воспроизводит их. Поэтому старайтесь не выяснять при ребенке отношений, ссориться или высказываться о ком-либо негативно. Будьте уверены, что, услышав подобное, кроха несколько раз проиграет подобную ситуацию, и возьмет ее за основу своего дальнейшего поведения.

Игра в возрасте от четырех о пяти лет

Ребенок среднего дошкольного возраста уже иначе относится к игровому процессу. Он очень внимательно наблюдает за отношениями внутри семьи. Его интересует все, что касается личностных взаимоотношений, и в игру активно вовлекаются другие дети или взрослые. Малыши до четырех лет начинают проявлять в игре свои личные качества – лидерские и организаторские способности, приветствуются соревновательные моменты. Каждый новый этап игры готовит ребенка к дальнейшей учебной деятельности. Именно в среднем дошкольном возрасте появляется желание играть по ролям, то есть, ребенок самостоятельно распределяет роли между всеми участниками игры и ревностно следит за тем, чтобы никто не нарушил, установленных правил.

Большое внимание в данном возрасте малыш уделяет рисованию, причем в свой рисунок он старается вложить абсолютно все полученные знания о предмете. К примеру, человек, нарисованный в профиль, может иметь на картинке оба прорисованных глаза и руки. Психологи называют эту манеру рисования «рентгеновским рисунком».

Читайте также:  Развитие ребенка набор веса

Игра в возрасте от пяти до шести лет

В старший дошкольный период игровая деятельность ребенка видоизменяется. Она становится гораздо продолжительнее и сложнее. Малыш может играть на протяжении нескольких дней, в этот период происходит активное усвоение морально-этических норм и правил поведения в социуме.

Малыша начинает интересовать помощь по хозяйству, он старается внести свою лепту в обычные домашние дела и родителям стоит всячески поощрять этот интерес. В дальнейшем, когда ребенок поступит в первый класс, навыки простой работы по дому ему очень пригодятся. Он будет гораздо увереннее чувствовать себя в новом коллективе, и не будет испытывать неудобств, находясь дома до прихода с работы родителей.

Рисованию малыш уделяет много времени, теперь все его творческие изыскания приобретают некоторую объемность и подчиняются одной задумке или сюжету.

Развитие памяти в дошкольном возрасте

С трех до шести лет память малыша развивается наиболее активно. К шести годам ребенок уже в состоянии запоминать небольшие стихотворения, простейшие комбинации цифр и может пересказывать различные истории. Но стоит иметь в виду, что в этот период память малыша все же еще относится к образной.

Ребенку проще запоминать все новое, если оно преподается в игровой форме и повторяется несколько раз. Наиболее удачно происходит процесс усвоения новой информации, когда она преподносится с яркой эмоциональной окраской в виде приятных образов. Дети очень часто просят у родителей повторять то, что они когда-то слышали или уже хорошо знают. Это может быть любимая сказка либо какая-то история из жизни, в любом случае малышу не надоедает слушать ее десять раз в подряд.

Воображение дошкольников: особенности

В дошкольном возрасте воображению ребенка нет границ. Он способен создавать огромный и увлекательный мир с помощью абсолютно простых вещей. Некоторые дети могут создавать свои собственные сказочные миры с удивительными подробностями, подобные игры иногда длятся месяцами. Не стоит пугаться такой бурной фантазии и одергивать малыша. Пока еще он видит все окружающее только в радужных цветах, позвольте ему насладиться этим моментом. Это очень важно для развития ребенка.

Особенностью воображения дошкольника является некоторая противоречивость его восприятия мира. Фантазии возникают у детей очень легко, толчком к очередной необыкновенной истории может послужить абсолютно обыденная ситуация. Но малыш уже отлично понимает, что такое реальность, и четко отделяет ее от фантазий. В своем большинстве воображение ребенка основывается на уже известных ему фактах, все фантазии связаны с образами будущего. Оно рисуется малышу в солнечных и ярких красках.

Мышление дошкольника: переход к логическому восприятию

В дошкольном возрасте мышление малыша очень тесно связано с образным восприятием мира. Он познает окружающее через звуки, краски, осознание формы предметов. Особое место занимают тактильные ощущения. Дошкольнику необходимо все потрогать и подержать в руках, он тщательно запоминает свои ощущения и в дальнейшем легко их воспроизводит. Благодаря данной особенности, все задачи малыш предпочитает решать с помощью практических действий.

К шести годам ребенок начинает выстраивать причинно-следственные связи между различными событиями, что является предпосылками к логическому мышлению. Именно логика облегчит переход ребенка от игровой к осознанной учебной деятельности.

Для развития мышления родители должны большое внимание уделять чтению вслух. Лучше всего читать те сказки и истории, которые будут интересны не только детям, но и взрослым. Они помогают закрепить представления о мире и сформировать поведенческие навыки. Именно на период дошкольного возраста выпадает большое количество вопросов к родителям. Не стоит отмахиваться от малыша, ведь каждый, заданный им вопрос, играет свою важную роль в его развитии.

Виды речи дошкольника

Игровой процесс, который занимает практически все время дошкольника, существенно влияет на развитие речи ребенка. В младшем дошкольном возрасте преобладает ситуативная речь, когда малыш еще не может выстроить правильно предложение и весь разговор состоит из различных междометий, существительных и наречий. Понять такую речь может только близкий человек, хорошо знающий ребенка. К старшему дошкольному возрасту формируются навыки объяснительной речи. Малыш может выстроить разговор, он способен выделить главное и объяснить свое мнение. В некоторых случаях дети способны даже оспорить позицию взрослых, используя доводы и образные примеры.

Довольно часто у дошкольников встречается эгоцентрическая речь, когда малыш разговаривает сам с собой. Он комментирует свои действия и поступки, независимо от присутствия рядом взрослых людей. Многих родителей такое поведение детей пугает, но чаще всего в младшем школьном возрасте эгоцентрическая речь пропадает полностью или частично.

Дошкольник как личность: формирование навыков и умений

Период дошкольного возраста характеризуется активным личностным ростом малыша. Он уже миновал первый кризис трех лет и готов с жадностью изучать окружающий его мир и людей. У ребенка возникает очень сильная потребность в общении, у него появляются первые друзья, с которыми он с большим удовольствием проводит свое время. Столь же необходимы ему и взрослые, они становятся участниками его игр и помогают усвоить некоторые морально-этические нормы. В дошкольном возрасте ребенок ощущает уже осознанную привязанность к своим родителям, он учится проявлять к ним любовь и сочувствие. Дети впервые узнают о таких явлениях как сострадание и жертвенность. В дошкольном возрасте это проявляется в попытках закончить веселую игру, если об этом просят родители. Или пониманием того, что с родителями необходимо делиться даже последней конфеткой. Подобные действия вызывают у ребенка чувство гордости за себя и родители должны закреплять подобные эмоции похвалой в адрес малыша.

Читайте также:  Особенности развития личности умственно отсталого ребенка

Дети в дошкольном возрасте полностью владеют навыками самообслуживания и гигиены. Это поднимает их самооценку и делает более самостоятельными. Но эти навыки очень быстро теряются, если малыш не наблюдает подобного поведения в семье. Поэтому всегда придерживайтесь тех правил гигиены, которым вы учите свое чадо.

До шести лет ребенок должен усвоить правила поведения в коллективе. Причем он должен четко разделять коллектив сверстников, где царят свои правила, и общение со взрослыми людьми. Подобное понимание пригодится дошкольнику, когда он поступит в школу и попадет в новые для него условия. Детям, понимающим, каким образом выстраиваются взаимоотношения в социуме, будет гораздо легче стать «своими» в любой детской компании.

Очень важным в развитии личности дошкольника является отношение к нему взрослых. В период с трех до шести лет он начинает отталкиваться в своих поступках от похвалы и порицания родителей. Он уже может самостоятельно отличить правильные поступки от неправильных, но в качестве подтверждения ему всегда необходима реакция взрослых. Похвала является тем рычагом воздействия на дошкольника, который может смотивировать его на многие свершения и победы. Родителям не стоит забывать, что малыш всегда ждет их одобрения, выраженного в словах или поцелуях. Не оставляйте без внимания ни одно его достижение.

К концу дошкольного периода ребенок учится сдерживать свои эмоции, теперь большее значение приобретает умение контролировать себя и быть сосредоточенным, когда это необходимо. Детям, которые с трудом справляются с этой задачей, будет очень сложно при переходе в статус младшего школьника.

Готовность ребенка к школе

Готовность ребенка к школе – это довольно сложная тема. Психология дошкольника весьма условно определяет такое понятие как «готовность к обучению в первом классе». Во многих случаях это зависит от личности и психотипа малыша, но можно выделить четыре составляющих, которые и определяют подготовленность к школе:

  • эмоциональную;
  • интеллектуальную;
  • социальную;
  • мотивационную.

Каждый аспект стоит рассмотреть подробно и обстоятельно:

Эмоциональная готовность дошкольника

Эмоциональная составляющая готовности к школе легко определяется самими родителями. Наблюдая за ребенком, они могут выяснить, насколько долго он способен заниматься не самым интересным делом и быть сосредоточенным во время всей деятельности. К эмоциональной готовности можно отнести умение контролировать свои эмоции, и гасить вспышки гнева. Ребенок должен оставлять за порогом школы свое недовольство и плохое настроение, чтобы ставить цели и достигать результата, независимо от переполняющих его эмоций. Если ваш малыш способен на это, значит можно говорить о том, что эмоционально он подготовлен к учебе в школе.

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальное развитие ребенка в дошкольном возрасте полностью зависит от родителей. Поэтому именно они должны подготовить малыша и вложить в него необходимые знания. Конечно, одни дети приходят в первый класс, умея читать и писать, а другие, обладая большими кругозором, и только начинают знакомиться с алфавитом. Можно сказать, что тот и другой ребенок полностью готов к школе. Психологи отмечают, что интеллектуальную готовность можно определить по следующим пунктам:

  • умение связно выражать свои мысли и излагать их в виде последовательного эмоционально окрашенного текста;
  • владение приемами образной речи;
  • способность запоминать небольшие объемы текста;
  • общие знания об устройстве мира и взаимоотношениях между людьми;
  • постоянное увеличение словарного запаса.

Интеллектуальная готовность легче всего поддается корректировке. Перед поступлением в школу родителям необходимо уделить развитию малыша повышенное внимание, чтобы быть уверенными в том, что первый класс не станет для него чередой неприятностей и разочарований.

Социальная готовность

Дошкольник должен хорошо понимать различия между взрослыми и своими сверстниками, уметь выстраивать с ними отношения. Ребенок перед поступлением в школу уже хорошо владеет пониманием законов коллектива и способен подчиняться правилам, ограничивающим его свободу действий.

Мотивационная готовность к школе

Хочется сказать, что это самый условный аспект. У большинства дошкольников он формируется достаточно поздно, многие только в первом классе достигают определенного уровня мотивационного развития. Он включает в себя некоторую внутреннюю позицию ребенка, когда он способен четко понимать учебную задачу и выполнять ее, ориентируясь не на похвалу, а на собственную жажду знаний. Осознанная познавательная деятельность в этом случае становится главным мотиватором младшего школьника. Он должен стремиться к успехам в обучении и быть способным самостоятельно ставить цели, которых необходимо достичь.

К сожалению, полностью быть готовым к школе практически невозможно. Психология дошкольника такова, что дети в основном имеют те или иные вышеперечисленные аспекты, что в идеале недостаточно для успешной и быстрой адаптации в первом классе.

Дошкольный период относится к самым важным в жизни ребенка. Поэтому родителям стоит серьезно отнестись к деятельности малыша и принимать в ней активное участие. Ведь без родных людей личностный и психологический рост дошкольника просто невозможен. Если вы хотите, чтобы у вас рос уравновешенный и счастливый малыш, который в будущем станет радовать вас школьными успехами, постарайтесь сделать каждый его день необыкновенным. Возможно, тогда и вы сумеете взглянуть на привычный мир восторженными глазами своего малыша.

Источник