Развитие памяти и внимания ребенка раннего возраста
В раннем возрасте формируются все психические функции ребенка: внимание, память, познавательная сфера. Взаимосвязь между собой психических функций формируется в процессе деятельности, а также в результате общения и направляющей роли взрослого. Хорошо известно, что дети обучаются с момента рождения. Уже и вначале первого года жизни они учатся брать игрушку из рук взрослого, понимают названия отдельных предметов, действий, подражают звукосочетаниям, словам.
Все эти навыки формируются ни основе внимания, которое вызывает сосредоточение, необходимое для выполнения тех или иных действий. Однако далеко не всегда от детей можно получить необходимые ответные реакции. И, несмотря на то что, как писал Л.С. Выготский, ребенок в раннем возрасте «сенситивен во всем», он зачастую не реализует свой потенциал.
К тому же в исследованиях психологов отмечается, что произвольное внимание формируется лишь в дошкольном возрасте. Тогда каким же образом малыш за три года достигает необыкновенных успехов в своем развитии? Естественно, что причин для этого множество. Но нельзя отрицать, что для этого необходимо на наличие внимания, даже носящего непроизвольный характер.
Однако в практике воспитания и обучения детей раннего возраста часто не учитывается использование специальных приемов, вызывающих непроизвольное внимание, а тем более установление связей между ним и вниманием произвольным. Известно, что в настоящее время наблюдается большое количество детей дошкольного и школьного возраста с дефицитом внимания, поэтому так важно не упустить неповторимые возможности, характерные для детей раннего возраста, своевременно формируя развитие их психических функций.
Развитие внимания
Внимание – это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте, при отвлечении от других. Физиологическая основа внимания – ориентировочный рефлекс «что такое?» как биологическая защитная реакция организма на воздействие окружающей среды (сильный звук, яркий свет).
Уже в первые три месяца на основе внимания у ребенка формируются зрительное и слуховое сосредоточение, слежение за двигающимся предметом, отыскивание источника звука. К 5-6 месяцу в результате общения со взрослым формируются зрительные и слуховые дифференцировки. Малыш узнает близких, прежде всего мать, голос, а затем и тон обращения. На основе развития непроизвольного внимания формируется ориентировочная деятельность.
Итак, внимание может носить непроизвольный характер, который преобладает у детей раннего возраста. Для практики воспитания детей необходимо знать и владеть приемами, вызывающими непроизвольное внимание. Естественно, что одна из ведущих мотиваций, способствующих возникновению внимания к объекту, – это интерес, в основе которого лежит ориентировочная реакция. Особенно важно не упустить период второго года жизни ребенка, когда сенсорное развитие занимает доминирующую роль и характерна особая чувствительность к речевому восприятию и речевому обучению.
В то же время это период овладения ходьбой и нахождения «во власти зрительных восприятий». Привлечь внимание ребенка к нужному объекту бывает очень нелегко. Поэтому, учитывая интересы малыша и идя в этом плане за ним, пользуясь его непроизвольным вниманием к тем или иным объектам, необходимо направлять их для его развития. Тем не менее, следует владеть приемами, вызывающими непроизвольное внимание к развивающим играм, занятиям, речевому обучению.
Итак, какие приемы воспитателя, объекты, обучающие игрушки, и изображения предметов способствуют привлечению непроизвольного внимания малыша?
Прежде всего, его привлекает новизна предмета. Если ребенку предлагается выбрать по слову взрослого, например, из двух картинок, одна из которых показывается впервые, он может дать неадекватную реакцию и показать не на ту, о которой говорит взрослый, а на вновь увиденную. Поэтому, прежде чем получить нужную реакцию, надо снять новизну, позволить малышу предварительно ознакомиться с новой картинкой. То же самое бывает и в том случае, когда предметы или их изображения различны по яркости: ребенок выберет из предлагаемого более яркие. В данном случае происходит конкуренция между зрительными и речеслуховыми раздражителями.
Внимание ребенка больше привлекает зрительное восприятие, нежели слово взрослого. Нужно также учитывать и эмоциональное отношение ребенка к данному предмету или изображению. Так, например, если полуторагодовалому мальчику предложить найти изображение из двух картинок, на одной из которой будет изображена машина, а на другой курочка, он, независимо от вопроса взрослого, покажет то, что его больше привлекает – машину.
Итак, в играх, направленных на развитие понимания и активной речи, очень важен правильный подбор предметов и их изображений. Внимание ребенка привлекают такие приемы, которые взрослый использует в речевых играх и занятиях, – это внезапность появления и исчезновения предметов. Большое значение имеет и роль двигательного анализатора, когда ребенок, знакомясь с предметом, не только его рассматривает, но и действует с ним.
Следует отметить, что внимание ребенка привлекают движущиеся предметы, их динамичность. Мы часто видим, что еще сидя в кроватке, ребенок выбрасывает игрушки и внимательно смотрит, как они падают на пол.
К сожалению, довольно часто приходится наблюдать, как скучно и неинтересно проходят речевые занятия с детьми. Показывается предмет, медленно и методично рассматриваются его части (глазки, носик). Дети, естественно, отвлекаются. Ребенка привлекает динамичность предмета, его действия – выразительные, эмоциональные, внезапно меняющиеся. Все вышеуказанные приемы вызывают и удерживают внимание ребенка. При этом его внимание вызывается и фиксируется словами взрослого «Кто там? Где тот-то? Сделай так-то», т.е. вкрапливаются элементы произвольного внимания.
Оно проявляется в деятельности ребенка и связано с его интересом: он взбегает в группе на горку, чтобы увидеть проезжающий за окном транспорт. Но уже на третьем году жизни детей элементы произвольного внимания проявляются не только в играх, организованных взрослыми («Чего не стало?», «Что лежит в мешочке?»), или угадывания на ощупь. Постепенно внимание начинает носить целенаправленный, устойчивый характер.
Объем воспринимаемых объектов в большой степени зависит от интереса, возможностей ребенка, а также от того, насколько воспринимаемые объекты попали в поле его зрения. Так, на первом году жизни – это 1-2 объекта, на втором – 2-3, на третьем – 4-6. Это игрушки и картинки для восприятия, называния, развивающие дидактические игрушки.
Устойчивость внимания – способность ребенка определенное время заниматься одним видом деятельности.
Свойства внимания
Эти важные свойства внимания, которые лежат в основе длительности тех или иных видов и занятий, определяются возрастными возможностями ребенка, а именно: чем младше ребенок, тем длительность его деятельности короче; эмоциональным отношением ребенка к той или иной деятельности, а также сложностью задания, которое определяется видом деятельности. Наиболее сложны задания, связанные с умением ребенка слушать рассказы, сказки, не подкрепленные наглядной ситуацией.
Участие различных анализаторов также определяет длительность игр и занятий, поэтому наиболее длительными могут быть музыкальные и физкультурные занятия, связанные с двигательной активностью и сменой видов деятельности. Менее длительные игры связаны с работой рук – продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), дидактические и строительные игры. Еще более короткие речевые занятия (показы картинок), а самые короткие – рассказывание без показа.
Концентрация внимания – степень сосредоточенности ребенка на определенном объекте. С одной стороны, переключение внимания может носить произвольный и непроизвольный характер. Чем меньше ребенок, тем менее длительная его продуктивная деятельность, тем чаще он отвлекается и переключается на другую деятельность.
С другой – бывают ситуации, когда ребенка нужно переключить на другую деятельность, отвлекая от прежней. Так, например, малыш долго сидит за столом и что-то делает. По всему видно, что он устал и его хорошо было бы переключить на другой вид деятельности, но нужно сделать так, чтобы он понял, почему его отвлекли от прежней работы и что он будет делать дальше. Часто взрослые не учитывают возможности малыша и требуют сделать что-то быстро, например, быстро идти мыть руки и кушать.
Ребенку нужно дать возможность спокойно закончить одну деятельность и дать приятную, интересную установку на другую. Показатели невнимательности малышей в играх и занятиях – низкая продуктивная деятельность и частые отвлечения. Нужно обязательно проанализировать, что мешает ребенку сосредоточиться, отвлекает его внимание, и самим создать необходимые условия, способствующие развитию его внимания.
Наиболее сложным свойством внимания является его распределение – способность ребенка удерживать внимание на определенном числе объектов (действий) одновременно. Это свойство формируется постепенно на протяжении дошкольного и школьного возраста. Для детей раннего возраста представляет большие трудности одновременно совершать несколько видов деятельности, например, в танце работать одновременно руками и ногами.
Сложности в речевых занятиях представляют для ребенка раннего возраста слышать вопрос взрослого, смотреть на изображение, отвечать на поставленные вопросы. Подобные задания малыш получает уже в 1 год 9 месяцев, когда ему предлагается из двух изображений выбрать нужное. Но если взрослый действует методом, изложенным выше, он получает в ответ адекватную реакцию ребенка. При этом разводится одновременное действие раздражителей разного типа – зрительного и слухового. И если ребенку показываются две картинки и дается вопрос «Где то-то?», он не слышит вопроса взрослого и показывает на изображение, которое в наибольшей степени привлекает его внимание.
Поэтому сначала снимается действие зрительных раздражителей. Взрослым молча показывается одна, далее другая картинка, затем обе прячутся, и задается вопрос «Где то-то?», предваряющий зрительное восприятие, и лишь после этого показываются обе картинки. В данном случае разводится воздействие разных раздражителей, и ребенок в ответ дает адекватную реакцию, правильно справляется с предложенным заданием.
Развитие памяти
Память – психический процесс, формирующийся в результате индивидуального опыта человека. Физиологической основой памяти является формирование условного рефлекса. Первый условный рефлекс на «положение под грудью» формируется на 9-15-й день жизни малыша. Если до этого положение под грудью подкреплялось кормлением, то у новорожденного на 9-15-й день появляются сосательные движения до получения пищи. Существуют различные виды памяти, формируемые в раннем детстве: двигательная, зрительная, обонятельная, вкусовая, осязательная, речеслуховая.
Память носит разный характер – кратковременная (актуальное сосредоточение человека на запоминание), долговременная (рассчитанная на длительный срок «хранения»), оперативная, промежуточная (сохраняется в течение определенного срока). Память имеет разные фазы: запечатление, связанное со вниманием; хранение – непрерывный процесс, связанный с жизнью человека; припоминание – выступает в двух формах: узнавание, воспроизведение. Память в виде узнавания формируется в первые месяцы жизни ребенка. Это узнавание ситуации кормления, сна, знакомых лиц, предметов, изображений, действий.
Воспроизведение – важнейшая форма памяти, которая развивается в раннем возрасте и выступает как показатель обучения. Это память, на основе которой идет обучение движениям, действиям, словам в результате подражания.
Память малыша, также как и внимание, носит непроизвольный характер. В основе запоминания детей раннего возраста лежат два момента.
1. Повторность, которая бывает в жизни ребенка и заложена в основе формирования навыков, развития определенных функций. При этом важно учитывать, что чем младше ребенок, тем больше требуется повторов в обучении. Так, на первом году жизни формирование каких-то умений требует повторов несколько раз в день (брать игрушку из рук взрослого, умение ползать).
На втором году жизни повторы для развития умений должны быть не менее 3-4 раз в неделю, а на третьем году – 3-4 раза в месяц. На основании этого составляется план развивающих игр и занятий в дошкольном учреждении. Нужно особо отметить, что дети любят повторы. Ведь именно на них построены сюжеты русских народных сказок и, слушая их, дети не дадут взрослому пропустить какой-то повтор.
2. Память детей раннего возраста связана с эмоциональными переживаниями как положительными, так и отрицательными. Дети долго помнят праздник елки и заглядывают в помещение, где это происходило, в их памяти надолго остаются посещение зоопарка, цирка, моменты участия в играх и занятиях, в ходе которых они получили положительные эмоции. Точно так же надолго малышами запоминаются отрицательные эмоции, неприятные процедуры в поликлинике, прием горьких лекарств, различные обиды, страхи.
Наиболее сложно, в то же время важно развивать ребенку речеслуховую память путем запоминания четверостиший, содержания сказок, рассказов, различных изображений. Развитие внимания и памяти лежит в основе формирования познавательной деятельности ребенка, поэтому взрослым необходимо уделить внимание созданию оптимальных условий для их развития.
Источник
Первые представления о предметах, отсутствующих в данный момент, в более или менее отчетливой форме появляются в конце младенческого или начале раннего возраста. Под влиянием овладения ходьбой и развития речи память ребенка начинает быстро развиваться. Постепенно увеличивается длительность латентного, или скрытого, периода узнавания и воспроизведения. Первоначально двигательные впечатления являются более значимыми, чем зрительные и слуховые. Освоение предметных действий создает благоприятные условия для запоминания разнообразных движений и действий. Наиболее хорошо запоминаются те из них, которые получили сильное эмоциональное и деловое подкрепление в виде достигнутого ребенком результата. На основе двигательной памяти происходит образование различных двигательных навыков. Однако лабильность и нестойкость нервных связей в коре головного мозга затрудняет быстрое превращение движений в автоматизмы, характерные для сформированного навыка. Даже кратковременное прекращение повторения движений ведет к угасанию образовавшихся ассоциаций и разрушению стереотипа. На протяжении раннего возраста увеличиваются объем и прочность памяти. Характерной особенностью памяти ребенка этого периода является ее непроизвольный характер, т.е. информация запоминается как бы “сама собой”. Чаще всего дети запоминают то, что в той или иной степени сопровождает их практическую деятельность, что им непосредственно необходимо, интересно, что вызвало сильные эмоциональные реакции. В. Г. Каменская изучала особенности запоминания предметов и времени удержания зрительного образа в памяти в игровой методике “Театр”, предназначенной для изучения зрительной эмоционально окрашенной памяти детей от двух лет. Перед ребенком находится сцена, на которой разыгрываются события игры в прятки. Экспериментатор на глазах ребенка прячет в домик или в два разных домика выбранные ребенком игрушки. После фиксируемой временной паузы, в течение которой занавес задергивается и внимание ребенка активно отвлекается от сцены, его просят показать домик, в который была спрятана вначале одна игрушка, а затем после первого выбора – вторая. Постепенно в ходе игры в случае правильных реакций выбора время отвлечения увеличивается. Фиксируется максимальное время правильного выбора одной или двух игрушек, которое принимается за время удержания зрительного образа в памяти, что позволяет определить временны́е характеристики памяти. Если изучается объем зрительной памяти, т.е. то число предметов, одновременное местоположение которых ребенок помнит, игрушкам придают разный эмоциональный смысл. Одна игрушка – это понравившаяся ребенку (с эмоционально положительной окраской); вторая – та, которая меньше всего ребенку нравится из предлагаемого набора игрушек (с эмоционально отрицательной окраской). В игру может быть введена третья игрушка – предлагаемый экспериментатором нейтральный объект: бесцветный кубик или неяркий бытовой предмет. Размеры игрушек выравнены между собой. Число игрушек, местоположение которых ребенок удерживает в памяти в одном блоке задач, определяет объем зрительной памяти. Неоднократные эксперименты, выполненные с участием детей двух- и трехлетнего возраста, выявили факт возрастного увеличения времени удержания зрительного образа от четырех минут у младших детей до шести – у старших. Значение времени удержания говорит о том, что в раннем возрасте используется кратковременная память. Объем памяти оказался более вариативным, так как большинство детей могут запомнить местоположение двух предметов при значительном снижении времени удержания. Среди двухлетних детей имеется незначительная по численности группа (примерно 10-11%), в которой дети способны удержать в кратковременной памяти три предмета, один из них – нейтральный и предложенный взрослым партнером по игре. Устойчивым фактом явилось обнаружение большей устойчивости запоминания эмоционально окрашенных игрушек по сравнению с нейтральным объектом. Независимо от возраста участников игры ими лучше запоминались отрицательно окрашенные игрушки. В целом эти серии изучения зрительной памяти позволяют утверждать, что в раннем детстве представлена кратковременная форма зрительной памяти, которая функционирует на основе эмоциональных механизмов восприятия. Кроме того, была обнаружена четкая индивидуализация процесса зрительной памяти, выражающаяся в разной степени ее развития у детей одного и того же возраста. Развитие памяти в раннем детстве осуществляется сразу по нескольким направлениям (рис. 6.3). Дети раннего возраста запоминают различные слова, звукосочетания, фразы. В раннем возрасте еще выделяется специально словесная память, а в последующие годы она сливается со смысловой. Дети хорошо запоминают короткие стишки, потешки, поговорки, считалки, шуточные выражения, которые они слышат от взрослых, и объективной основой такого запоминания является рифма и ритмическая структура этого материала. Дети легко овладевают не только своим, но и чужим языком при условии постоянных контактов с детьми и взрослыми, говорящими на данном языке. В раннем возрасте повторение непонятных слов и словосочетаний представляет собой своеобразную деятельность со звуковым составом слов. Рис. 6.3. Направления развития памяти в раннем детстве Память детей раннего возраста пластична, материал запоминается достаточно быстро и легко, однако беспорядочно. Ребенок может запомнить сложную информацию, а может сохранять в памяти несущественные случайные события, детали, обрывки высказываний взрослых, непонятные для него выражения. Ребенок не умеет управлять мнемическими процессами. Часто запомненный материал неожиданно вспоминается, пластичность приводит к тому, что в памяти сохраняется ненужный материал. Это обусловливается тем, что запоминание и воспроизведение еще не стали самостоятельными мнемическими процессами, а являются лишь способом овладения языком. Ранние детские представления отличаются бессистемностью, слитностью, неподвижностью. Практический пример Эксперименты Майерса показали, что выполняя задачу на узнавание, в которой детям трех лет многие предметы показывали всего лишь один раз, дети смогли правильно указать на 81% этих предметов. При выполнении задания на воспроизведение по памяти, когда детей просили назвать объекты, которые им только что показал экспериментатор, дети смогли назвать только 22% предметов. На протяжении раннего детства память постепенно освобождается от опоры на непосредственное восприятие. Помимо узнавания формируется воспроизведение (сначала непроизвольное, которое вызывается конкретным объектом или словом взрослого, а затем произвольное). Ранние формы непроизвольного воспроизведения наиболее ярко проявляются в двигательной памяти. Воспоминания актуализируются какими-либо внешними факторами, прошлыми впечатлениями. Чаще всего наблюдается подкрепленное эмоционально воспроизведение ранее воспринятого материала по ассоциации сходства или смежности (во времени и пространстве). К концу раннего возраста у детей формируются предпосылки к запоминанию и воспроизведению по образцу, а затем по словесному указанию взрослого, что является важнейшими предпосылками произвольной памяти. |
Источник