Развитие пальцев у ребенка

Развитие пальцев у ребенка thumbnail

Статья:

У многих детей наблюдаются нарушения в координации движений пальцев рук: пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, пальцы вялые, ребенок затрудняется в выполнении отдельных заданий. Поэтому очень важно начать вовремя развивать мелкую моторику. Данная работа подготавливает почву для последующего формирования речи. Как только движения пальцев рук достигают достаточной точности, начинается развитие самостоятельной речи ребенка. Взаимосвязь этих процессов обусловлена близким расположением речевой и двигательной зоны в коре головного мозга.

Отставание в развитии мелкой моторики препятствует овладению детьми навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции с мелкими предметами, сдерживает развитие игровой деятельности. Умение свободно и непринужденно двигать пальчиками – показатель того, что активная речь вашего ребенка формируется своевременно.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук помогают вашему ребенку быстрее освоить речевые звуки, стимулируют формирование правильной речи.

Рекомендуемые упражнения: игры с мелкими предметами и пластилином, нанизывание колец пирамидки, катание и собирание шариков, игры с матрешками, открывание и закрывание предметов, потешки с пальчиками.

Наиболее эффективными будут упражнения по тренировке пальцев рук:

  1. Посчитать пальчики. Выпрямлять пальчики по одному и считать их. С момента рождения рекомендуется слегка отводить их и массировать поглаживающими движениями.

  2. Ладони на столе. Ребенок сидит за столом, руки лежат на столе ладошками вверх. На счет «раз» – пальцы врозь, «два» – вместе.

  3. «Пальчики здороваются». Малыш сидит, руки перед собой. На счет «раз» – соединяются большие пальцы обеих рук, «два» – указательные пальцы, «три» – средние, «четыре» – безымянные, «пять» – мизинцы.

  4. «Человечек». Сидя за столом, изображать человечка. Сначала бегают указательный и средний пальцы правой руки по столу, потом левой.

  5. «Наперегонки». Обе руки предыдущие движения выполняют одновременно.

  6. «Коза». Вытянув указательный палец и мизинец одной рукой, затем второй рукой, изображаем козу.

  7. «Козлята». Эти движения выполняются одновременно двумя руками.

  8. «Очки». Изобразить очки, сделав два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук. Соединить их.

  9. «Зайчик». Вытянуть вверх указательный, средний, большой, безымянный и мизинец, соединить их над головой.

  10. «Деревья». Поднять обе руки ладонями к себе – «деревья стоят», широко развести пальцы – «ветки раскинулись».

  11. «Флажок». Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

  12. «Гнездо». Соединить обе руки в виде гнезда, пальцы плотно сжать.

  13. «Корни растения». Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

  14. «Солнечные лучи». Расставить пальцы и поднять руки вверх.

  15. «Паук». Согнуть пальцы и медленно передвигаться по столу.

  16. «Стол». Правую руку согнуть в кулак, сверху положить левую руку ладонью вниз.

  17. «Ворота». Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

  18. «Мост». Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединив кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

  19. «Ромашка». Соединить обе руки и прямые пальцы, развести их в стороны.

  20. «Ежик». Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх (колючки у ежика).

  21. «Бочонок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.

Выполнение этих упражнений требует от ребенка внимания и усидчивости, что не каждому малышу доступно в раннем возрасте. Поэтому важно обратить занятия в игру, заинтересовать его. Тогда он сам с удовольствием будет ожидать эти занятия, повторять задания и радоваться точности, синхронности воспроизводимых движений своих пальчиков. А вы заметите положительную динамику в способностях вашего малыша: он уже лучше понимает обращенную к нему речь, улучшилось звукопроизношение, внимание стало устойчивым, увеличилась работоспособность и усидчивость.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи



Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончи находятся на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский

Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое, развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Читайте также:  Роль рисунка в развитии ребенка



Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста, т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.

Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:

– потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;

– осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.

Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве таких тренажёров можно использовать “мохнатые” шарики из латекса (они продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют правильную форму.

В 4-5 месяцев для массажа используемь крупные шарики. Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладоней и покрутить.

В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение “Причёсывание”: руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдоль головы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим к массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут.

В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) в течение 3-4 минут.

В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводим упражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики: “Ладушки”, “Сорока – белобока”, “Коза рогатая”.

В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки.

Упражнение “Утёнок”

Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.

Ты, утёнок, не пищи,

Лучше маму поищи.

Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.

Упражнение “Киска”

Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.

Киска, кисонька, кисуля! –

Позвала котенка … (имя вашего ребёнка)

Не спеши домой, постой! –

И погладила рукой.

В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайте учить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать “каракули”.

Основные этапы развития моторных навыков руки

► 8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) – точный “пинцетный захват”.

► 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.

► 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.

► 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).

► 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать “каракули”.

► 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.

► 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.

► 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.

► 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.

► 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной.

► 17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.

► 18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.

► 20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.

► 21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.

► 22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.

Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторном развитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковой гимнастикой! Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогут вам в этом.

Читайте также:  Таблица развития грудного ребенка

Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!

Тема следующей статьи – Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

Комментарии к статье

Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года

15.10.2005, 20:50

Natali2004

Хоть моему сыну уже 1,5 года, но все равно было интересно почитать. Спасибо! С нетерпением буду ждать следующей статьи, т.к. она будет уж точно актуальна для меня.

01.11.2006, 18:49

Елена

А вот моему ребенку уже 6,5 месяцев, но до сих пор не дает трогать свои ладошки. Единственное, на что нормально реагирует – это “сорока-ворона”, но не надолго. Что делать не знаю.

20.12.2006, 21:34

Дарья

Хорошая статья, доходчивая и с полезными советами

05.02.2007, 07:06

Татьяна

Спасибо, очень хорошая статья.

У меня дочке 6 месяцев и мы с удовольствием с ней играем с пальчиками

08.05.2007, 09:22

маша

Очень хорошая статья,надеюсь упражнения нам понравятся.

23.05.2007, 22:37

Женя

Сын не любит игры с его пальчиками (вырывает руки), я не настаиваю. Ладушки делаю я, он держит мои руки. Сорока-ворона тоже не нравится, зато с удовольствием гладим и трогаем всякие шершавые и колючие материалы.

20.01.2008, 10:23

елена

занимаюсь массажем ручек с рождения

у вас узнала много новых упражнений

спасибо

25.03.2008, 10:18

OLGA

Занималась с ребенкосм с 3 месяцев, результат мне нравиться, моей дочери сейчас почти 8 лет, учиться на отлично, занимается английским, вообщем мое мнение, что не последнюю роль сыграла именно ранняя пальчиковая гимнастика.

07.04.2008, 22:49

Иннусик

Очень полезная статья,моя доця любит гладить свои волосики,ей 6,5 месяцев,а “сороку” не любит.Завтра с утра начнем упражнения.

11.04.2008, 21:20

Анастасия

Статья замечательная

ТОже с раннего возраста (где-то с 1.5 мес.) делаем массаж пальчиков. Доча рано начала брать игрушки и играть в ладушки. Сейчас ей 10.5.

Какие еще стишки можно рассказывать ребенку, кроме предложенных?

09.10.2008, 17:43

алена

моему ребенку 3 месяца и предложенный комплекс упражнений очень важен для нас непременно будем заниматься спасибо

16.10.2008, 13:49

ирина

Спасибо огромное за статью.Нам 10 месяцев будем наверстывать упущенное.

17.07.2009, 13:11

Алла

Спасибо за статью. очень хорошо и доходчиво написано. сохранила ее в закладки когда доче было 1,5мес. сейчас уже 7мес. периодически смотрю какие новые упражнения делать.

27.07.2009, 16:26

Мамочка

А если мое дитя не дает играть со своими пальчиками? Только я ручку ее беру в руку, сразу же она их прячет за спину. Что это может означать. Ребенку 10мес.

02.08.2009, 08:25

Юлькин

Спасибо большое, очень хорошая статья. нам почти 5 мес…наверстаем 🙂

08.08.2009, 19:21

суслова лена

спасибо за статью

17.11.2009, 01:16

Елена К

Супер!Век живи век учись.Об этом знала.Но прочитав узнала ещё больше.Спасибо.

01.11.2010, 14:33

Natali

Интересно то, что начало статьи один в один скопированно из книги Савиной “Пальчиковая гимнастика”, вышедшей 5ю годами раньше статьи.

07.11.2010, 23:24

Оксана Сергеевна (ведущая рубрики)

Ответ Natali.

Нет никакого копирования статьи. Я привожу материал из книги для сравнения.

* * *

“Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные…”

* * *

Если и есть совпадение в составлении предложений, то они взяты не из упомянутой книги. Материал собирался в течение многих лет, и начало статьи взято из журнала “Дефектология”, если память не подводит, за 70-е годы.

21.03.2011, 13:17

Нина

Да, согласна с мнением, что развитие руки напрямую связано с развитием мозга у детей.В каждой стране есть свои традиции связаны напрямую со здоровьем, а у нас есть в городе прекрасный Остеопатический центр Семья, рекомендую. прекрасные доктора, которые лечат руками.

Читайте также:  Развитие моторной речи ребенка таблица

02.08.2019, 10:43

Денис

Перезвоните мне пожалуйста 8 (812) 747-16-80 Денис.

Источник

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей.

Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев. А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка. Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка: навыков самообслуживания; усидчивости; мышления; внимания; воображения; словарного запаса; памяти. Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние. Что должны уметь дети этого возраста в плане развития мелкой моторики? Для удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не ладонь, как было раньше. Умеют держать карандаш. Могут рисовать линии, круги, многогранники, перерисовывать крестики, квадраты. Могут снимать и надевать одежду и обувь. Берут мелкие предметы или детали большим и указательным пальцем. Строят башню минимум из 3 кубиков. Рисуют человечка, состоящего как минимум из 3 элементов (голова, туловище, конечности). Вытаскивают мелкие предметы из прозрачной емкости. Откручивают крышки. Нанизывают бусины на проволоку. Могут рисовать пальцами. Набирают крупу в ложку из одной емкости, чтобы перенести в другую. Обводят контур по пунктирной линии. Лепят простые элементы из пластилина. Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки, пуговицы. Разворачивают фантики и обертки. Движения рук происходят при координации зрением. Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, подготавливая маленькие ручки ко все более сложным и точным манипуляциям. ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ЛОВКОСТИ РУК? Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 х лет прекрасно развивают следующие игры и занятия: застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки; откручивание крышек на баночках и бутылках; перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек; лепка из пластилина или теста; сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса); рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе; рисование пальчиковыми красками или карандашами; игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы); нанизывание крупных бусин на леску или проволоку; ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур; массаж с помощью шипованных мячиков. Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками, наденьте на него вещи, которые не жалко испортить красками, а стол застелите защитной клеенкой, чтобы облегчить последующую уборку. Большинство этих занятий увлекают малышей 3 х лет, особенно если родители придают им форму занимательной игры. Например, предлагают не просто перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и угадывать, к чему прикоснулся. ИГРАЮТ ПАЛЬЧИКИ Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков. Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения. Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш утомится и переключит внимание на что-то другое. Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую. Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки. Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно. Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие. Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть .Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами .

Развитие пальцев у ребенка

Источник