Развитие отношения ребенка ко взрослому

Содержание

Введение 3

1. Факторы определяющие отношение детей ко взрослым 5

2. Развитие общения ребенка со взрослыми 7

2.1. Формы общения 7

2.2. Ситуативно-деловое общение 10

3. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка 12

3.1. Общение детей в семье 12

3.2. Негативное влияние конфликтов в семье 15

4. Роль отношений в общении ребенка со взрослыми 19

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение.

Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна . Исследованиями выдающихся отечественных психологов: Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка. Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как нам известно, общение – это первая человеческая деятельность. Потребность в общении у детей является фундаментом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. В процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Без человеческого общения не будет развития личности ребенка. Недостаток общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: во-первых, к возникновению задержки психического развития, во-вторых,– к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях – даже к гибели детей на ранних этапах развития(в младенческом и раннем возрасте). Отсутствие общения с детьми может привести к следующим результатам: как свидетельствуют многие факты, лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполне сохранен, остается биологическим существом в своем психическом развитии. Так же еще являются факты, говорящие о том, что недостаток общения или полное его отсутствие плохо сказывается на развитии детей. Например, из – за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, и был бы до конца жизни обречен оставаться лишь внешне напоминающим человека.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Общение – один из важнейших моментов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

В настоящее время внимание многих специалистов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Так как считают, что первые годы жизни являются периодом очень интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. По этому, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) заметили, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает нарушения в психическом развитии ребенка, это накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, говорил, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам.

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру – зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Поэтому необходимо заложить основу доверительных отношений между ребенком и родителями, создав эмоционально и психологически благоприятные условия для развития ребенка.

На основе вышесказанного, хочется добавить, что общение должно занимать одно из первых мест, общаться с ребенком надо с самого младенчества, тем самым создаются условия для развития творческой, гармонической, всесторонне развитой личности.

Учитывая эти данные, тема курсовой работы является актуальной.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе изысканий информации, определить роль и место общения ребенка со взрослыми в ходе его психического развития.

По этому целью данной работы, определяются следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по изучению и описанию роли общения детей раннего возраста с взрослыми.

2. Раскрыть основные особенности общения детей с взрослыми.

Определить влияние общения на психическое развитие ребенка.

Факторы, определяющие отношения детей к взрослым.

Общение- информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. В время общения происходят определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него. Отношения детей со взрослыми могут быть приязненными и доверчивыми, заинтересованными или равнодушными, спокойными и неспокойными.

Чем определяется отношение детей к взрослым! Что лежит в его основе! Эти вопросы являются до сих пор мало исследованными. Существует несколько подходов к их решению. Например, Дж. Боулби, Р. Спитц выделяю решающую роль в этом процессе матери, которая вскармливает младенца, тем самым удовлетворяет его “ оральную “ потребность. Однако чем объяснить случаи, когда разлученные с матерью дети развивались благоприятно! Почему описанные в научной литературе факты привязанности младенцев и детей более старшего возраста к взрослому, который только разговаривал и играл с ребенком, не осуществляя при этом никакого ухода за ним? Психоаналитический подход, не дает ответа на эти вопросы. Сторонники теории “импритинга” – запечатления также отводят первостепенную роль раннему опыту ребенка в формировании его отношений к окружающим. Сущность ее заключается в переносе механизма ”импритинга” без должных оснований и на поведение ребенка. Согласно гипотезе “импритинга”, у детей раннего возраста происходит запечатление особенностей, свойственных взрослому, ухаживающему за ними, – его внешности, голоса, одежды, запаха. Они и составляют образ, вызывающий у ребенка привязанность по аналогии с образом матери или другого взрослого, заменяющего ее.

Читайте также:  Что означает пятый коридор в развитии ребенка

Сторонники другого направления в современной психологии – необихевиористического – считают, что отношение ребенка к взрослому определяется тем, как и в какой степени этот взрослый удовлетворяет первичные, органические потребности ребенка (потребности в пище, тепле, комфорте). По мнению отечественных психологов, потребности ребенка не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. В первые недели жизни у детей начинает формироваться потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а социального характера (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, М.И.Лисина, М.Ю.Кистяковская). Общение со взрослыми рассматривается как один из важнейших факторов развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Исследования, совершенные под руководством М.И.Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых. Главные из них: эмоциональное общение, деловое, внеситуативно – познавательное, внеситуативно – личностное.

2. Развитие общения ребенка со взрослыми на протяжении детства. 2.1. Формы общения.

Развитие общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет М. И. Лисина пред­ставляла как смену нескольких целостных форм общения.

Формой общения представлена коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, которая характеризуется сле­дующими параметрами:

В результате исследований были выявлен ычетыре формы общения, соответствующие для детей определенного возраста.

Первая форма – ситуативно-личностное общение –соответствует для младенчества. Общение в этом возрасте зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка.

Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным составляющим элементом общения, т.к. главное, что привлекает ребенка, – это личность взрослого, а все остальное остается на втором плане.

В раннем возрасте ребенок изучает мир предметов. Ему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого теперь ему мало. У него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с желаниями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулирует предметами, исполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с различными вещами, как их эксплоутировать, тем самым раскрывая перед ребенком их качества, которые ребенок не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо.

С возникновением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?»,- начинается сдедующий этап в развитии общения ребенка и взрослого. Это внеситуативно – познавательное общение, побуждаемое познавательными мотивами. Ребенок выходит за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует намного больше: как устроен мир природы и человеческих отношений? И главным источником информации становится для него взрослый человек.

В середине или в конце дошкольного возраста должна возникнуть еще одна форма – внеситуативно – личностное общение. Взрослый для ребенка –авторитет, чьи указания, замечания принимаются по-деловому, без обид, без капризов и отказа от трудных заданий. Этот вид общения важнен при подготовке к школе, и если она не сформировалась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Позже, в младшем школьном возрасте, сохранится и упрочится авторитет взрослого, появится дистанция в отношениях ребенка и учителя в условиях формализованного школьного обучения. Сохраняя старые формы общения со взрослыми членами семьи, младший школьник учится деловому сотрудничеству в учебной деятельности. В подростковом возрасте ниспровергаются авторитеты, возникает стремление к независимости от взрослых, стремление к ограждению некоторых сторон своей жизни от их контроля. Общение подростка со взрослыми и в семье, и в школе чревато конфликтами. В то же время старшеклассники интересуются опытом старшего поколения и, нуждаются в доверительных отношениях с близкими взрослыми.

Читайте также:  6 месяцев ребенку развитие питание таблица

Общение с другими детьми, первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники в 3-4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другом. Как пишет Д. Б. Эльконин они «играют рядом, а не вместе». О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения ребенка, умения учитывать чужое мнение. Определенно влияние на развитие оказывает включение в коллективную учебную деятельность – групповая работа, взаимная оценка результатов и т. д. А для подростков, пытающихся освободиться от оценки взрослых, общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. В отношениях с близкими друзьями они (так же, как и старшеклассники) способны на глубокое интимно-личностное, «исповедальное» общение.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Консультация

Формирование привязанности ко взрослому у детей раннего возраста.

Медико-педагогический совет № 1 от 29.10.2018 года

Составила: воспитатель

Ахметова А.С.

г.Туймазы, 2018г.

Формирование привязанности ко взрослому у детей раннего возраста.

Важным этапом социально-личностного развития в раннем возрасте является формирование привязанности к близким людям. Она начинает складываться довольно рано — в первые в 6—7 месяцев и ярко проявляется на втором и третьем году жизни. Чаще всего первым объектом привязанности для новорожденного и младенца является мать (или няня/гувернантка), осуществляющая уход, кормление и проводящая с малышом практически весь период бодрствования. Позже, через 1—3 месяца, ребенок проявляет привязанность к другим взрослым — отцу, сестрам и братьям, бабушкам и дедушкам.

Исследования Н.Н. Авдеевой убедительно доказывают: несмотря на то, что младенцы обладают врожденной способностью устанавливать привязанность, выбор объекта, а также качество привязанности зависят от поведения родителей, прежде всего матери по отношению к ребенку. Ребенок может не обращать внимание на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но, стоит только его чем-либо напугать или взволновать, он тут же обратится за поддержкой к матери или отцу.

В процессе длительного общения с матерью и другими близкими у ребенка постепенно формируются так называемые «рабочие модели себя и других людей». В дальнейшем они помогают ему ориентироваться в незнакомых, новых ситуациях, правильно интерпретировать их и соответствующим образом реагировать на них. Так, внимательные, заботливые родители формируют чувство базисного доверия к миру, создают позитивную рабочую модель окружающего мира.

Равнодушные, неэмоциональные родители, для которых общение с ребенком опосредовано только уходом (без желания эмоционально общаться с ребенком) и характерно пренебрежение интересами ребенка, наоборот, формируют негативную модель. На примере модели взаимоотношений с родителями ребенок убеждается в том, что другие люди такие же, как его родители. В результате такого общения у малыша начинает формироваться «рабочая модель себя» (Н.Н. Авдеева). При позитивной модели у ребенка раннего возраста формируются самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, а при негативной — пассивность, зависимость от других, искаженный образ Я.

В дальнейшем эти модели помогут ребенку ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать на них.

В психологии под термином «привязанность» традиционно понимается «устойчивая, эмоционально-психологическая связь с другими людьми» (Дж Боулби). Теория привязанности заключается в том, что через привязанность ко взрослому у младенца начинает формироваться чувство базового доверия к миру — ощущение безопасности, надежности, опора на взрослого, который не только повышает шансы на выживание, но и удовлетворяет все потребности ребенка.

Английским психологом Дж Боулби выявлены следующие признаки проявления привязанности:

  • объект привязанности может лучше других успокоить или утешить малыша;
  • младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением;
  • в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх.

Экспериментальные исследования Р. Шпиц и У. Коблинер доказали, что дети проявляют большую привязанность к тому человеку, который с ними играет, а не к тому, который только заботится о них (кормит, купает, одевает и т.п.). Таким образом, телесный контакт со взрослым хотя и важен, но не является единственным фактором, способствующим привязанности ребенка. Необходимы и другие проявления внимания.

В 1970-е годы американский психолог М. Эйнсворт, наблюдая за детьми от одного года до полутора лет, фиксировала их поведение и различную реакцию на ситуацию, в которой дети ненадолго оставались одни. Ее эксперименты под названием «Незнакомая ситуация» позволяли определить характер привязанности.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка в дополнительном образовании

На основе наблюдений М. Эйнсворт выявила и описала три основных типа привязанности: надежная, тревожно-сопротивляющаяся, избегающая. Позже в ходе наблюдений и экспериментов был выявлен четвертый тип привязанности — дезорганизованная. Рассмотрим их последовательно.

Надежная привязанность. Дети активно исследуют окружающий мир, находясь рядом с матерью; расстраиваются, когда она уходит; радуются, когда она возвращается; часто ищут контакт с ней, помогающий преодолеть стресс. Малыши дружелюбны к незнакомому человеку в присутствии матери.

Тревожно-сопротивляющаяся привязанность. Такие дети даже в присутствии матери проявляют очень слабую исследовательскую активность. В случае разлучения с матерью они переживают сильный стресс. Однако, когда мать возвращается, малыши испытывают противоречивые эмоции: с одной стороны, они, радуясь, тянутся к матери, с другой — проявляют негативное отношение, сердясь на ее уход, — отталкивают ее, отказываются выполнить просьбу. Эти дети не доверяют незнакомым людям даже в присутствии матери.

Избегающая привязанность. Дети активно демонстрируют непрочную привязанность. Они не возражают против ухода матери и не обращают внимание на ее возвращение. Малыши довольно общительны с незнакомым взрослым, но могут избегать этого общения, так же как и мать.

Дезорганизованная привязанность. При этом типе привязанности отмечается смешение тенденций избегания и сопротивления. Эти дети неуверенны при встрече с матерью, они не знают, приблизиться к ней или, наоборот, избежать встречи с ней.

В своих исследованиях М. Эйнсворт отмечала, что степень опасности новой ситуации оценивается малышом на основе привязанности к матери. Если ребенок увидит на лице матери испуг или услышит тревогу в голосе, то тоже насторожится, не проявит активного познания неизвестного. Но если она улыбается и побуждает малыша подбадривающим тоном, то он начнет активно взаимодействовать с новым объектом.

Последующие исследования показали: витагенный опыт ребенка, когда его самостоятельные проявления отвергались (ребенка редко брали на руки, не проявляли к нему нежности, отстраняли, когда он хотел приласкаться) или вызывали неприятные для него последствия (к отвержению прибавлялся гнев взрослого), получает негативное подкрепление и впоследствии малыш будет скрывать свои эмоции. Такой ребенок рано усваивает, что эмоциональные проявления, выражение любви по отношению к матери могут вызвать непредсказуемые и опасные для него последствия, поэтому учится быть сдержанны. Такое поведение со стороны взрослых может привести к детским неврозам.

Наиболее благоприятным для полноценного развития ребенка в раннем возрасте является надежный тип привязанности. Дети с таким типом  привязанности активны, общительны, инициативы обладают высокой познавательной мотивацией, самостоятельностью, творческой составляющей в различных видах деятельности. В дальнейшем у таких детей отмечается уверенность в своих убеждениях, ответственность, лидерские качества, он легко устанавливают контакты с новыми людьми, открыты ко всему новому. В раннем возрасте определенным образом закладывается проекция межличностных отношений с пожилыми родителями. Так, при надежной привязанности в раннем возрасте у взрослых детей проявляются доверительные отношения с пожилым родителями, сердечность, забота и помощь. Тревожно-сопротивляющаяся привязанность раннего возраста может проявиться в дистантных отношениях, когда взрослые дети вспоминают о пожилых родителях лишь в случае крайней необходимости (их болезни, потребности в их помощи и т.п.). При избегающей и дезорганизованной привязанности взрослые дети часто демонстрируют равнодушно отношение к родителям, конфликтное взаимодействие часто приводит к прекращению общения.

Именно в раннем возрасте закладывается прочный фундамент формирования Я – концепции. Г. Крайг выделяет пять основных факторов, влияющих на формирование Я- концепции в детской возрасте:

  • характер восприятия ребенка другими (родителями, сверстниками);
  • особенности самоанализа (анализ собственных достоинств и недостатков);
  • ценности, ожидания, идеалы в социальном плане;
  • опыт социального поведения;
  • внешние данные, ощущение силы и здоровья.

Заметим, что именно первый фактор, выделенный Г. Крайгом накладывает отпечаток на все дальнейшие этапы социализации.

Для психического развития ребенку раннего возраста очень важно осознание своей положительной значимости для близких людей. Отношение ребенка к себе отражает отношение к нему родных и близких. Родители, ласково называя ребенка по имени, беря его на руки, гладя по голове, нежно разговаривая с ним, определенным образом демонстрируют малышу уникальность его личности, как бы авансируя его особую ценность и значимость не только для них, как родителей, но и для всего социума.

Используемая литература: // Журнал Обруч, №2, 2018. Статья Аллы Ганицевой, к.п.н.. доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ г.Москва.

Источник