Развитие отношений ребенка к правилам игре
Тамара Грузинова
Формирование взаимоотношений в игре детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, одним из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Игра – воздействует на все стороны личности ребенка, регулирует отношения в детских группах. Игра – это способ усвоения общественного опыта, развития взаимоотношений.
Развитие взаимоотношений между детьми имеет свои возрастные этапы, связанные с овладением ребенком способности жить в обществе детей.
В первой младшей группе дети не умеют общаться друг с другом, сверстник воспринимается как занятный движущийся объект. Подражая взрослому, малыши заимствуют у него формы поведения при общении с другими детьми.
Во второй младшей группе понимание своих возможностей осуществляется через практическую деятельность.
Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Со временем совместные игры приобретают элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками, в объединении детей на основе общего игрового интереса. У ребенка рождается субъективное отношение к сверстнику как партнеру совместной деятельности, без которого «играть неинтересно» (фото 1).
Создаются первые игровые объединения, дети объединяются в маленькие группки, по половому составу преобладают «чистые» микрообъединения,
но они имеют, в большинстве случаев, неустойчивый характер (фото 2,3).
Интенсивно развивается осознание ребенком себя как субъекта совместной деятельности, особенно в сюжетно-ролевых играх. В них ребенок начинает ориентироваться не только на сюжет, но и на сверстника, сферу его интересов, уровень возможностей и умений. У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата (фото 4,5).
Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться (фото 6).
Большую ценность представляют собою и коллективные игры. Игра сообща – это новое образование, в игре с другими детьми возникают новые отношения, где они высказывают свои суждения, желания. Игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывает умение владеть собой. Во второй младшей группе первыми такими играми являются игры по конструированию (фото 7).
Для большинства детей этого возраста невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые уже овладели этим умением, часто бывают несправедливо строги к тем, кто от них отстает, поэтому в совместной игре может возникнуть конфликт.
Главным требованием, предъявляемым сверстнику перед принятием его в совместную игру, является владение игровыми операциями. Дети определяют свое отношение к сверстнику эмоционально, чем рационально, оценивая поступки другого. Источником оценочных суждений, а в итоге и оценочных отношений, выступают взрослые. К ним часто обращаются младшие дошкольники с целью уточнения правил взаимодействия. В конце 4-го года жизни отношения между детьми становятся более устойчивыми. Заметнее выступают некоторые симпатии и антипатии.
В средней группе происходит становление совместной сюжетно-ролевой игры, в ходе которой дети втягиваются в новую систему отношений.
В этом возрасте происходит глубокая качественная перестройка отношения ребёнка к сверстнику, другой ребёнок уже становится предметом постоянного сравнения и в процессе этого сравнения ищутся не черты сходства, а происходит противопоставление себя и другого. Именно поэтому средний дошкольный возраст характеризуется повышенной конфликтностью детей с учётом того, что они ещё далеко не всегда умеют их разрешать.
Дети старшего дошкольного возрастас большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке и т. д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения, отличающиеся тем, что дети предпочитают конкретных сверстников, желают играть, общаться с ними более чем с другими.
Эти самостоятельно возникающие детские объединения являются очень ценными, так как свидетельствуют об определенном социальном росте дошкольников, их нравственном развитии, стремлении самоутвердиться. Однако самоутверждение отдельных детей не должно противопоставляться другим детским объединениям или группе в целом, так как общественный характер жизни воспитанников предъявляет необходимость существования дружеских, доброжелательных взаимоотношений среди всех детей.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка.
В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли.
В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей.
Положительные качества детей, проявленные в игре, служат основой для формирования дружеских отношений, в которых развиваются такие качества личности детей как доброта, терпеливость, смелость, умение разрешать конфликты. В группе сверстников формируется определенное общественное мнение, взаимная оценка, которая оказывает большое влияние на развития ребенка.
Взаимоотношения ребенка со сверстниками во многом зависят от условий его жизни в семье и педагогической позиции родителей. В настоящий момент наиболее актуальной проблемой нравственного воспитания дошкольников является формирование у ребенка гуманного отношения к окружающим, потребность быть полезным и добрым, готовность использовать все свои способности.
Но практика показывает, что некоторые родители испытывают трудности в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь педагогов с целью повышения их педагогической культуры, конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах воспитания.
Тесная связь между родителями и педагогами, их умелое руководство развитием социальной компетентности ребенка, формированием его нравственности – важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.
Источник
Самостоятельная игра с правилами складывается к концу дошкольного возраста. Однако она не появляется сразу в развитой форме. Отношение ребенка к правилу существенно меняется на протяжении дошкольного детства. Интересно, что разные ученые представляли логику этих изменений по-разному.
Так, Д. Б. Эльконин исследовал развитие отношения к правилу в связи с развитием сюжетно-ролевой игры. Как отмечалось выше, Эльконин говорил о правиле, которое «скрыто в роли», оно еще не осознается, но направляет поведение ребенка. Это правило как бы находится внутри содержания игровых действий, связанных с ролью. Развитие игры идет от игр с развернутой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. С этой точки зрения правила вырастают из сюжета, вычленяются из него, затем обобщаются и принимают форму собственно правил. Несмотря на внешние различия игр с ролями и игр с правилами, в пределах дошкольного возраста между ними существует единство, которое позволяет говорить о единой линии развития игры[1].
Эльконин в известной книге «Психология игры» приводит результаты наблюдений за детьми в трех ситуациях:
- 1) взрослый предлагает детям готовое правило;
- 2) ребенок самостоятельно осваивает правило, наблюдая за игрой других;
- 3) ситуация самостоятельного создания правил.
Наблюдения за результатами поведения детей в первой ситуации показали, что в младшем дошкольном возрасте соблюдению правила способствует их содержательная связь с ролью, а в среднем и старшем дошкольном возрасте правило соблюдается и без ролевого оформления.
Наблюдение за традиционными играми (игра в «классики») показало, что дети младшего возраста воспроизводят лишь отдельные внешние фрагменты игры (бросают биту, прыгают на одной ножке), и даже старшие дошкольники выполняют лишь отдельные действия по подражанию, но не поднимаются до обобщения правил и не могут их сформулировать.
В третьей ситуации, когда детям предлагается сформулировать правила игры с новым материалом, дети равного возраста ведут себя по-разному. Младшие дошкольники лишь манипулируют с новым материалом, не разворачивая сюжета, средние дошкольники (4—5 лет) развивают сюжет, в котором имеются «скрытые правила», но не формулируют их, а в старшем дошкольном возрасте правила обсуждаются и формулируются до игры[2]. Данные наблюдения позволили сделать Д. Б. Эльконину вывод, что развитие игры происходит от правил, скрытых в роли, к условным, осознанным правилам, которые формулируются заранее.
Совсем в другом контексте рассматривал становление отношения к правилу Ж. Пиаже. Развитие отношения к правилу Пиаже рассматривал в контексте отношений ребенка с другими людьми. Он выделил три стадии осознания правил:
- 1) правило выполняется бессознательно и не является обязательным (примерно до середины стадии эгоцентризма, до 4—5 лет);
- 2) правило рассматривается как обязательное, неприкосновенное, «спущенное сверху», т.е. внешнее (от 5 до 9—10 лет);
- 3) правило устанавливается по взаимному согласию, и его можно менять при условии общей договоренности; принятое правило расценивается как закон (после 9—10 лет).
Возрастные границы при этом достаточно условны и зависят, с одной стороны, от развития интеллекта, а с другой — от опыта общения со сверстниками.
Характер осознания правила меняется в зависимости от этих отношений. Сначала это правило для себя (бессознательное и не обязательное), затем появляется правило принудительное, внешнее (в играх с правилами оно берется из примера авторитетных старших). Включение ребенка в сообщество равных (стадия кооперации) порождает рациональное правило, которое имеет обязательный характер, но основано на договоре, взаимном согласии. Смена принудительного внешнего правила рациональным во многом зависит от отношений ребенка со взрослым. Чем больше в этих отношениях обоюдного уважения и чем меньше принуждения, тем раньше появляется рациональное, внутренне принятое правило. Итак, для возникновения внутренне принятого правила необходима элементарная кооперация, а именно отношения равноправия и уважения.
Можно предположить, что овладение достаточно сложной структурой игры с правилом не происходит спонтанно, не вырастает стихийно из сюжетной игры или из взаимодействия с другими людьми, а требует определенных педагогических воздействий.
Михайленко и Короткова говорят о создании специальных педагогических условий для освоения игры с правилами как специфической деятельности. При этом они доказывают, что освоение игры с правилами может идти параллельно и относительно независимо от развития сюжетной игры. Авторы выстраивают последовательность формирования игры с правилами в дошкольном возрасте[3]. Опираясь на это исследование, рассмотрим этапы формирования игр с правилами и роль взрослого в этом процессе.
Источник
Людмила Метелёва
Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами»
Консультация для воспитателей
«Организация и обучение детей играм с правилами»
Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольника. Правила в этих играх создают для ребёнка известные нормы действия, определяют, что надо делать и что делать нельзя. Правила игры являются внешним требованием. Дети должны научиться пользоваться этими правилами, подчиняться им – только при этих условиях может состояться игра.
Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами.Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.
В игре с правилами есть совершенно определенный, заранее заданный конечный результат, но это не просто результат действий каждого играющего. Важен не результат каждого сам по себе, а соотнесение его с результатами других, определяющее первенство одного из играющих, т. е. выигрыш. Критерии выигрыша определяют момент завершения игры, и без них игра с правилами как особая форма активности не существует.
Самостоятельная игра с правилами фиксируется исследователями у детей старшего дошкольного возраста. Однако, разумеется, она не появляется сразу в развитой форме. Как происходит ее становление у дошкольников? Какими должны быть эти условия? Каким образом педагог может стать проводником детей в мир игры с правилами? Как готовить и погружать детей в эту специфическую деятельность, чтобы она становилась их самостоятельной совместной деятельностью?
Во-первых, разнообразить правила действия с дидактическими целями (к примеру, осуществлять «ход» в игре по сумме двух бросков кубика, или удваивать сумму выпавших очков, сокращать срок выполнения действия, называть антипод предмета или действия, изображенного на карточке лото, прежде чем закрыть изображение и т. п., т. е. подключать к игре на удачу действия, требующие большего внимания или умственной компетенции.
Во-вторых, усложнять правила игры за счет внесения в них так называемых запретов т. е. усиливать элемент произвольности в игре.
В-третьих, использовать в игре с правилами новые формы организации ее участников (типа «Третьего лишнего», штрафов-санкций за нарушение игровых правил и норм взаимодействия и т. п.).
В-четвертых, вводить в уже известную игру элементы творческой активности, т. е. усложнять ее за счет сознательного придумывания самими детьми новых правил; постепенно переводить детей от использования готовых правил к частичному созданию новых, что важно для развития творческого потенциала детей.
Игра с правилами — необходимое условие развития воображения в дошкольном возрасте. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами — это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет, и отношения подлинного сотрудни-чества — между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Это очень важно. Например, ребенок играет в «колдунчики». Он убегает от «колдуна» и, кроме этого, может «рассалить», «оживить» уже заколдованного. Сделать это ребёнку бывает страшно: его ведь могут заколдовать. Но если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он расколдует своего товарища, то тот потом сможет расколдовать его самого. Умение посмотреть на ситуацию со стороны непосредственно связано с самым важным компонентом воображения — особой внутренней позицией. Ведь именно эта позиция и дает ребенку в руки ту волшебную палочку, при помощи которой он может вносить смысл в ситуацию, делать плохое хорошим, страшное смешным.
Игра с правилами — является логическим продолжением сюжетно-ролевой игры, несмотря на их внешнюю непохожесть. Ведь в основе игры с правилами тоже лежит мнимая или воображаемая ситуация, правда, эта ситуация не представлена вовне и поэтому не видна постороннему глазу. Мы все хорошо знаем, как непросто ребенку, особенно младшего дошкольного возраста, выполнить какое-либо правило, например убежать при виде взрослого. Дети внимательно все выслушивают, запоминают, но когда появляется взрослый, то они вместо того чтобы убегать, весело хохочут и бегут к нему, а не от него, замирают на месте, в общем, делают все не по правилам. Ситуация коренным образом меняется, если педагог говорит, что она не Мария Ивановна, а серый волк, дети — не дети, а, например, зайчики. Тут уже недоступное ранее малышам правило начинает свято соблюдаться ими. Что же произошло? Оказывается, во втором случае мы обыграли правило, т. е. объяснили его детям, поставив и их, и взрослого в ролевые отношения.
Еще один прием, способствующий точному выполнению правил, — ребенок в роли тренера. Например, вам нужно научить малыша возить машинки по сложному лабиринту. Если посадить его за стол, он часто просто нарушает правила, перенося машинки через барьеры, или, что еще хуже, вообще бесцельно едет и гудит, даже не пытаясь провезти машинку к выходу из лабиринта. Ситуация меняется коренным образом, когда «ведет» один ребенок, а другой им управляет, говорит, как надо ехать и куда. Другими словами, малыша можно научить выполнять правила, если вывести его из ситуации, сделать не активным ее участником, а болельщиком или тренером.
Итак, в основе игры с правилами лежит воображаемая ситуация. Именно она позволяет ребенку осмыслить предложенные правила (самому их обыграть, присвоить их и следовать им. Только в этом случае правила будут близкими ребенку, только тогда он сумеет подчиняться им не из-под палки, а по собственному желанию. Таким образом, в данной игре мы имеем дело с воображением, являющимся истоком игры.
Если сравнить игру с правилами с другими видами игр, то можно увидеть одну очень важную особенность. Так, если в остальные игры дети начинают играть почти сразу, иногда сами не замечая, что уже играют, то игра с правилами требует подготовительного этапа. Смысл подготовительного к игре с правилами этапа — в овладении способом игры. Чтобы закрепить это важное достижение (а в некоторых случаях — чтобы привести к этому достижению, необходимо искусственно удлинить этот этап, специально обратив на него внимание детей. Так, можно отыскивать или придумывать новые правила к играм, уточнять старые, использовать в новой игре старые правила. Здесь просто незаменим детский игровой опыт. Только в нем ребенок и приобретет навыки. (Можно предложить детям: давайте придумаем вместе игру с этими предметами. Здесь есть карточки от лото, кубик и мешочек. Как будем играть? Можно и самим игру придумать и свои правила.
Необходимо возрождать дворовые игры и народные игры, привлекать в них всех детей, и конечно, не забывать, что самым лучшим партнером для ребенка являемся мы, взрослые.
Систематическая работа по формированию игры с правилами не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе, где становятся особенно важными, с одной стороны, умения подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой — проявлять творческую активность, а также умение принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем.
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги!
Источник