Развитие органов чувств слепого ребенка

Развитие органов чувств слепого ребенка thumbnail

Физиология слуха и вкуса у слепых. Шестое чувство слепого

Ряд исследователей не отметили у слепых физиологического утончения слуховых восприятий по сравнению со зрячими и даже обнаружили у них затруднения в локализации звуков в пространстве [Runz М., Зимкина А. М.]. По-видимому, у некоторых слепых слух не получает особенного развития, однако тонкие исследования многих авторов и самоописания слепых дают основания полагать, что в большинстве случаев слепота стимулирует развитие слуха. Если к этому же прилагаются и усилия педагогов, то у значительной части слепых слуховые восприятия могут достичь высокой степени совершенства.

Имеются многочисленные наблюдения, свидетельствующие об остром обонянии у слепых. Несомненно также, что слепым приходится пользоваться обонянием чаще, чем зрячим. Морис де ла Сизеранн в книге «Слепец о слепых» пишет: «Алкоголь, вино, кофе, пирожные, мыло, туалетная вода, шерстяные ткани, меховые вещи, кожа перчаток, особенно если она согревается солнцем или теплом комнаты, — все это дает характерные запахи… Точно так же и предметы, с которыми человек обычно имеет дело, — дерево, железо, медь, масляные краски, фармацевтические средства; столяр, слесарь, портной, маляр, наборщик, фармацевт — каждый является носителем особого запаха. Платья очень быстро пропитываются атмосферою, в которой живет человек; затхлый воздух конторы, пары кухни, запахи различных эссенций в малярной мастерской переносятся вместе с платьями их обитателей. А люди, которые носят резиновые накидки или платья из толстого черного драпа и т. д. Все эти вещества создают целый агрегат ощущений, целую обонятельную гамму, то привлекательную, то безразличную, то неприятную, но которая, во всяком случае, помогает отличить, характеризовать людей, даже если не видишь их».

Исследования, связанные с особенностями вкусовой чувствительности, очень немногочисленны. Естественно ожидать некоторое изощрение вкусовой чувствительности у слепых, однако это обусловлено индивидуально-биологическими особенностями и профессионально-трудовой деятельностью индивида.

Известный советский тифлопедагог М. И. Земцова пишет, что отсутствие зрения не влечет за собой изменения элементарной функции (осязания, слуха, обоняния); их пороги раздражения не выше, чем у зрячих; но они достигают высокой степени дифференцированности.

Более трех столетий многие исследователи обращали внимание на удивительную способность слепых ощущать предметы на расстоянии. Этому свойству условно был дан термин «шестое чувство», или «чувство приближения», «чувство пространства», «лицевое зрение». До настоящего времени достаточно полной трактовки этого феномена нет.

В 1669 г. Франсуа де ла Мот ле Вейс описал шестое чувство у двух слепых при приближении к стене. Более подробно об этой особенности слепых сообщил Леви в 1872 г., сам ослепший в раннем детстве. Он пишет: «Хотя совершенно слепой, я могу сказать как у себя дома, так и на открытом воздухе, как на ходу, так и стоя, нахожусь ли я пред каким-нибудь предметом, и могу узнать, велик ли последний или мал, узок или широк. Точно так же я могу определить, изолирован ли этот предмет или преграда непрерывная, компактная ли эта преграда или с просветом, и часто я различаю, находится ли предо мною деревянный забор, кирпичная стена или живая изгородь. Я обыкновенно не могу распознать предметов, если они значительно ниже моего плеча, но бывают и исключения. Это может зависеть от природы этих предметов или от ненормального состояния атмосферы. Кажется, что предметы ощущаются непосредственно кожей лица и что впечатление от них передается прямо в мозг. Лицо есть единственная часть моего тела, обладающая этим свойством. Ни одно из пяти чувств не имеет никакого отношения к описанной способности, и вышеизложенное ведет меня к названию этого чувства, еще не изученного, лицевым восприятием».

физиология слуха и вкуса

По поводу этого феномена было высказано несколько гипотез. Одной из самых распространенных и, казалось бы, естественных является сохранность остатков зрения в виде способности отличать свет от тьмм. В пользу этого может свидетельствовать ощущение предметов крупного размера при приближении к ним. Однако у слепых, сохранивших слабые остатки зрения, шестое чувство слабо развито, и при полной темноте они чаще, чем абсолютно слепые, натыкаются на препятствия.

Вторая гипотеза — чувство расстояния — обусловлено слуховыми ощущениями. Известно, что слепые легче определяют приближение к препятствиям при полной тишине, чем при множестве посторонних звуков. В результате многочисленных экспериментов было высказано предположение, что шестое чувство является результатом восприятии отраженных звуковых волн, производимых шумом собственных шагов при движении, от впереди находящеюся предмета. В то же время большинство слепых воспринимают находящийся впереди предмет и в том случае, если спокойно стоят перед ним.

Против гипотезы слухового ощущения говорит тот факт, что слепые считают органом восприятия отдаленных предметов кожу лица. Часто они заявляют: «Чувствую предмет лицом, но как — сказать не могу». Полное исключение органа слуха (затыкание ушей смоченной ватой и прижатие их пальцами) не способствовало устранению чувства предмета. При приближении предметов сзади или сверху к обследуемому, находящему в покое, шестое чувство не проявлялось.

А. Л. Крогиус полагает, что шестое чувство возникает в результате восприятий тактильных ощущений колебания воздушного столба и теплового излучения. В более поздних исследованиях появление шестого чувства объяснялось за счет действия комплекса факторов: слуховых, кинестетических, тактильных, температурных.

Заслуживают внимания исследования, проведенные под руководством И. С. Беритова. В результате исследований авторы пришли к заключению, что в основе шестого чувства лежит восприятие подпороговых раздражений слухового анализатора, что является условным сигналом для сокращения кожных мышц лица и воспринимается слепыми как «чувство предметов лицом». Авторы показали, что способность ощущать предметы на расстоянии свойственна и животным, по их мнению, эта способность относится к группе оборонительных рефлексов. В. А. Гиляровский к этой же группе рефлексов относил «чувство присутствия», якобы развивающееся у многих слепых в качестве своеобразной компенсации отсутствия зрения.

Высказались и другие точки зрения, но они лишены достаточно убедительной биолого-физиологической основы.

Следует отметить, что до настоящего времени пути компенсации слепоты недостаточно изучены.

– Также рекомендуем “Пространственное представление, внимание, память и мышление у слепого”

Оглавление темы “Психология глухих и слепых”:

1. Психологическая помощь глухонемым детям и подросткам. Социализация глухих

2. Особенности развития слепорожденных детей. Психология слепых

3. Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих

4. Сенсорная депривация. Зрение и его значение

5. Получение информации о внешнем мире у слепых. Значение слуха для слепого

6. Физиология слуха и вкуса у слепых. Шестое чувство слепого

7. Пространственное представление, внимание, память и мышление у слепого

8. Особенности мыслительной деятельности, речи у слепых детей и взрослых

9. Двигательная деятельность слепых. Особенности моторики слепого

10. Формирование личности слепого и их особенности

Источник

Развитие слухового восприятия и речи у слепых детей

Самсонова Татьяна Алексеевна

Учитель-дефектолог

МБДОУ №77 г. Череповец

В первый год жизни слепых детей развитие деятельности сохранных органов чувств происходит в менее благоприятных условиях, чем у зрячих, из-за выключения из их взаимодействия зрительных компонентов. Отставание в развитии локомоций,  длительная задержка в самостоятельном хождении ограничивают освоение  дальнего пространства, значительно сокращают сферу предметной деятельности и  являются причиной усугубления пассивности, возникающей у слепорожденных уже в  первые месяцы жизни. Это в свою очередь впечет за собой большую зависимость слепого ребенка от взрослого.

Эти моменты, безусловно, затрудняют развитие восприятий и их  совершенствование. Общение играет активную роль в развитии слепого, в усвоении им общественного опыта и имеет свои особенности. Возникшее на первой стадии системы компенсации слепоты  дифференцированное слуховое восприятие и появляющиеся самостоятельные  вокализации (голосовые реакции) при осязательном знакомстве с предметами начинают играть у слепого все более важную роль как средство общения с окружающими людьми.

Слепой ребенок использует речевые звуки и слова для привлечения к себе  внимания, для достижения определенных предметов. Отклик взрослых и их  эмоциональное отношение к этому стимулируют как произнесение звуков и слов, так и слуховое восприятие слепого. Он начинает узнавать по голосам своих родных и близких,  отличать их от чужих. В это же время происходит развитие и других сохранных органов чувств, которые дают возможность ощущать вкус, запах в связи с новыми формами принятия пищи, употреблением более разнообразных продуктов питания. Привлечение слепого ребенка к участию во всех этих действиях, побуждение его через речь, называние предметов и действий с ними развивают понимание речи, активизируютего ответные реакции, т. е. формируют потребности соучастия в специфически человеческих и необходимых действиях с предметами. Речь взрослого, обращенная к ребенку, не просто сопровождает действие, а является необходимым звеном, она привлекает внимание слепого к обследованию предметов,  вызывает у него интерес и тем самым создает прочные связи между словом и осязаемым предметом, расширяет круг понимаемых речевых ситуаций. Развивается смысловая сторона речи слепого ребенка. Уже в начале второго полугодия он начинает искать источник звука, тянет к нему руки. В такой поисковой ситуации употребленное несколько раз слово (название данного в руки ребенка предмета) становится сигналом к поискам того же предмета в следующий раз. Свой поиск слепой, как и зрячий, сопровождает вокализацией (голосовыми реакциями) или звуками речи. На этой основе начинается интенсивное развитие речи слепого; углубляется ее понимание и активное самостоятельное использование.

Для предметных действий слепого ребенка на первом году жизни характерны  неспецифические манипуляции, повторяемость действий и их однообразие. Слепой  трясет, стучит предметами, сбрасывает их на пол, прислушивается к звукам,  возникающим в результате их падения. Большую роль в развитии действий с  предметами играет слово взрослого в сочетании с привлечением внимания ребенка,  например, к игрушке, издающей звук.

Понимание слепым ребенком смысла слова, как и зрячим, проходит целый ряд  ступеней. На ранних этапах значение понимаемого ребенком названия предмета  основывается на эмоциональном переживании целой ситуации. Это приводит к  отнесенности слова к широкому кругу различных предметов и действий, входящих в эту ситуацию, что свидетельствует о неумении ребенка обобщать в слове однородные предметы. В дальнейшем слово начинает связываться с наличием конкретного предмета и лишь значительно позже — с появлением представлений: ребенок становится способным понять слово без наличия предмета.

К полутора годам понимаемые слова становятся более стойкими и обобщенными: ребенок знает названия ограниченного круга окружающих  предметов, действия с ними и названия отдельных качеств предметов, может их оценить (хороший—плохой, большой — маленький). Развитие речевого общения слепого ребенка,  как и зрячего, опирается на развитие фонематического слуха. Исследования развития фонематического слуха у ребенка раннего возраста  показывают, что в восемь месяцев ребенок воспринимает ритмические и  интонационные особенности фразы, но отдельных слов еще не различает; в десять- одиннадцать месяцев уже начинает выделять слова, но в них еще не различает фонем,  а фиксирует лишь общую структуру слова, т. е. развитие понимания речи у ребенка идет от более комплексных к более дифференцированным частям речи, от фразы к слову. Но развитый фонематический слух понимается как умение выделять отдельные звуки речи, т.  е. предполагает еще более тонкую дифференциацию элементов речи, что наступает у нормально видящего ребенка к полутора- двум годам.

Звуковое общение свойственно ребенку и до шести месяцев. Примерно в восемь-девять месяцев возникает подражание звукам, состоящее в повторении именно того звука, который произносит взрослый. Подражание возникает обычно в ответ на действия только близких ему людей, связанных с ним положительно окрашенными эмоциональными отношениями. В десять-одиннадцать месяцев слепой ребенок способен повторить за взрослым новые звуки, а потом и новые слова, сопровождая ими действия.

В возрасте одного года ребенок имеет от 1 до 20 активных слов, к полутора годам – 36-95 слов, но во взаимоотношениях со взрослым зрячий ребенок еще не использует речь как средство общения, а пользуется для него формами общения: мимикой, жестами,  неречевыми звуками. У ребенка еще нет потребности в речевом общении со взрослыми. Такая речь  называется “автономной”, так как в ней не используется сложившаяся система языка окружающих. Примерно после полутора лет происходит скачок в развитии речи ребенка,  и она начинает развиваться ускоренными темпами. Именно в это время ребенок начинает требовать предметы, называя их, т. е.  использует речь для общения. К двум годам у ребенка возникает описательная речь. В ответах на вопросы взрослого ребенок начинает употреблять описательное  констатирующее предложение.

Слепой ребенок также в полтора-два года начинает использовать свою  развивающуюся речь в качестве основного средства общения со взрослыми. Быстро растет активный словарь, совершенствуется грамматический строй речи. Общение слепого ребенка в этот период является еще самоцелью и направлено на само общение со взрослым, поэтому слепой, подражая взрослым, овладевает огромным запасом слов и целых предложений, непонятных ему по содержанию. Повторение и употребление слов с пока непонятными значениями не смущает слепого ребенка, так как в ответ на их употребление он получает отклик и радость со стороны взрослого. Это является стимулом дальнейшего накопления даже формального словаря, который он может употреблять в определенной ситуации и который является для него средством активного общения со взрослым. Активное общение слепого ребенка со взрослым в совместной предметной  деятельности обеспечивает образование связи слова с обозначаемым им  предметом. Поэтому опора на активное речевое общение и есть тот обходной путь, который обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий и обусловливает продвижение в психическом развитии слепого ребенка. Образование системы связей речевой деятельности со всей системой сохранившихся анализаторов, с развивающейся двигательно-мышечной системой обеспечивает основу для компенсации слепоты в этом возрасте.

В связи с этим огромный скачок в развитии слепого происходит именно в тот момент,  когда речевое общение включается в предметное, и когда действия с предметами соответствуют их прямому назначению и оказываются в центре активности слепого.  Опыт речевого общения слепого ребенка со взрослым неминуемо приводит ребенка к необходимости использовать речь для все более правильного отражения объективных свойств предмета, так как это позволяет ребенку достигать большего эффекта вобщении со взрослым в ходе совместной предметной деятельности. Использование взрослым совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой — является условием лучшего познания предметного мира в процессе активного оперирования с предметами.

Интенсивно развивающаяся речь слепого ребенка, активно использующего ее в  основном как средство общения, является тем звеном, опираясь на которое возможно продвинуть психическое развитие слепого. Процесс речевого общения позволяет ускорить формирование предметных действий, дает возможность их совершенствовать.  Развитие же предметных действий в свою очередь ведет к формированию осязания у ребенка. Сопровождение всех действий речью, т. е. создание и укрепление связи между словом, предметом и действием, позволяет впоследствии использовать речь в качестве коррекционного средства моторики, нарушенной слепотой. Речь взрослого может активно способствовать усвоению слепым ребенком предметных действий не только за счет привлечения внимания к предмету и формулирования задачи, она позволяет руководить способами выполнения этой задачи. “Речь выступает в качестве носителя опыта действий: в ней этот опыт закреплен и через нее передается” (Эльконин Д. Б.  Детская психология. – М.: 1960).

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.

М.: Просвещение, 1967.

2. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Психол. и метод,

аспекты реабилитации.—Л., 1982.

3. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Лялиной.—

М.: Просвещение, 1976.

4. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л. И. Солнцевой.— М.:Просвещение, 1967.

5. Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова.— М., 1979.

6. Ерастова Е. А. Воспитание слепых детей в семье.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

7. Маркова Т. А., Гиневская Л. А. Воспитание детей третьего года жизни.—

М.:Учпедгиз, 1962.

8. Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.

Источник

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Советы родителям по воспитанию слепого ребенка в семье могут быть успешно реализованы на практике, если взрослые члены семьи будут знать, как зрительный дефект отражается на его психофизическом развитии, в какой мере и как можно преодолеть последствия слепоты в первые годы жизни малыша.

В подавляющем большинстве случаев, и это, к сожалению, приходится констатировать все чаще и чаще, слепые дети страдают сопутствующими заболеваниями, приводящими к нарушениям опорно-двигательного аппарата, нервной системы, эмоциональной сферы.

Говоря о следствиях слепоты, мы, в сущности, подошли к одному из основных понятий тифлологии ─ структуре дефекта. Структура дефекта ─ это понятие, отражающее то, из чего складывается дефект, каким образом он возникает. В структуре дефекта выделяегся первичный дефект, представляющий чаще всего анатомическое нарушение того или иного органа, и вторичный дефект, т. е. какие-то нарушения, возникающие как следствие наличия первичного дефекта. Первичный и вторичный дефекты можно представить в виде камня, брошенного в воду. Место падения камня, там, где происходит разрыв поверхности воды, можно сравнить с первичным дефектом. Волны же, расходящиеся в разные стороны, будут соответствовать тому, что мы назвали вторичным дефектом. Глядя на расходящиеся волны, мы замечаем, чем дальше они отходят от места падения камня, тем больше они слабеют. Это очень показательно для понимания картины вторичных дефектов слепого ребенка.

Как известно из полученных научных данных и опыта жизни слепых детей, тяжелый зрительный дефект оказывает влияние на их физическое и психическое развитие. Что же представляет собой психика? Дать ее определение крайне трудно, хотя, казалось бы, понятно, о чем идет речь. В наиболее общей форме психику можно было бы определить как высшую способность человеческого мозга отражать окружающий мир в виде образов, мыслей и чувств. Наши образы, мысли и чувства и есть своеобразное отражение окружающего мира. Психика представляет собой сложную систему, где каждый ее элемент неразрывно связан со всеми остальными. Нарушение одного элемента неминуемо приведет по типу цепной реакции к нарушениям деятельности других элементов.

При этом больше всего пострадают те элементы, которые наиболее тесно и непосредственно связаны с первично нарушенным ─ слепотой. Элементы системы, менее жестко связанные с первично нарушенным, окажутся более сохранными.Развитие органов чувств слепого ребенка

Зрение представляет собой сложную форму образного отражения непосредственного окружающего мира. Содержание человеческого сознания во многом состоит из того, что человек видел, слышал, осязал и т. д. В этом смысле зрение как источник непосредственного знания об окружающем мире занимает преимущественное место среди других органов чувств, таких, как слух, осязание, обоняние, вкус. Отсюда становится понятным, что слепой ребенок лишается возможности получить полную информацию об окружающем мире, так как до 90 процентов всей поступающей информации проходит через зрительный орган. Отсутствие зрения существенно обедняет содержание человеческого сознания, его представлений об окружающем мире.

При этом следует учитывать еще и то, что психика отражает окружающий мир и тем самым выступает связующим звеном между человеком и миром. Взаимосвязь эта осуществляется через поведение человека и его деятельность. В этом смысле психика является «зеркалом», т. е. отражением, и, что особенно важно, регулирует все человеческое поведение. Зрение же выступает как его наиболее гибкий регулятор. Все сбои в нашем поведении так или иначе связаны с неточностями отражения. Человек бежит по коридору и вдруг падает, задев ногой выбоину в полу. Он упал (сбой) именно потому, что не заметил выбоины (неточность отражения). Таким образом, отсутствие зрения приводит не только к получению ограниченной информации, но и к существенным затруднениям в регуляции внешнего поведения, что выражается в многочисленных сбоях.

По существу, уже в самом общем виде мы назвали два наиболее типичных последствия слепоты ─ бедность полученной информации и трудности в регуляции поведения. Типичным проявлением нарушения регуляции поведения являются трудности свободного общения слепого ребенка со сверстниками и взрослыми, что способствует его изоляции не только в обществе, но и в семье.

Для развития зрячего ребенка характерны две особенности. Первая состоит в необыкновенно быстрых темпах его развития, особенно в первые годы жизни. Никогда позже человек не развивается так быстро, как в детстве. Путь, который он проходит за первые 5-6 лет жизни, оказывается несоизмерим с тем, что ему предстоит пройти в последующие годы. Не случайно Л.Н. Толстой, будучи в преклонном возрасте, заметил: «От меня до ребенка один шаг».

Вторая особенность развития связана с первой и состоит в активности ребенка. И в этом смысле не будет ошибкой, если мы скажем, что ребенок развивается такими быстрыми темпами во многом благодаря своей необыкновенной активности. Можно только поражаться неутомимости и энергии маленького ребенка. Вспомните хотя бы то, как он учится ходить, с каким упорством и без всякого принуждения стремится овладеть пространством, часто падая и испытывая боль, и тем не менее не отказываясь от своей цели. Ребенок напоминает губку, активно впитывающую в себя воду, он, как магнит, который тянет ко всему. Активно растущий мозг ребенка требует постоянного притока раздражителей. Это является необходимым условием развития самого мозга. В этом также один из источников активности, обеспечивающей такие высокие темпы развития. При этом психологи указывают на высокий уровень «спонтанной обучаемости» ребенка», имея в виду способность к самостоятельному научению на основе подражания.

К сожалению, долгое время эта способность ребенка недооценивалась. Однако бесспорно, что основную часть знаний, умений и навыков ребенок получает в результате специально организованного обучения. И тем не менее очень многим ребенок овладевает самостоятельно или почти самостоятельно по подражанию.

Как же отражается тяжелый зрительный дефект на развитии активности ребенка, на возможности самостоятельного овладения им опытом жизни? Как указывают многие родители, слепые дети менее активны, чем их зрячие сверстники. При этом возникает иллюзия, что дети больны или им не хватает физического ухода.

Из вышесказанного становится понятным источник сниженной активности слепого ребенка. Зрительный орган в этом отношении выступает не только как информационный канал, о чем мы уже говорили, но и как источник стимуляции, т. е. необходимых воздействий на мозг, являющихся важнейшим условием его развития, а также одним из источников активности ребенка. Недостаток такой внешней стимуляции в психологии получил название чувственной ограниченности (сенсорной депривации). Таким образом, слепоту можно рассматривать как сенсорную депривацию, приводящую к снижению уровня активности, что неминуемо сказывается на темпе развития ребенка.

Можно ли противостоять чувственной ограниченности? Не только можно, но и жизненно необходимо. И в этом заключается одна из важнейших задач родителей, выполнить которую за нихнесможет никто! Если зрячий ребенок сам проявляет активность, то слепой для развития этой активности нуждается в обязательной помощи со стороны взрослого. Прежде всего слепому ребенку следует обеспечить богатую и разнообразную среду. Все, что доступно для восприятия сохранным органам чувств, соответствует возрасту и неопасно, должно быть предоставлено слепому ребенку.

Особое внимание в преодолении слсдствий ограниченного восприятия следует уделять физическому, двигательному развитию ребенка, во-первых, потому что информация, идущая в мозг от мышц, суставов, сухожилий, также стимулирует его развитие и, стало быть, повышает уровень активности. Во-вторых, нельзя забывать о том, что физическое и психическое развитие в детстве связаны наиболее тесно и, обеспечивая полноценное физическое развитие ребенка не только в смысле кормления, но и движения, мы создаем прочный фундамент для полноценного развития ребенка на последующих этапах жизни. Психика человека, и в особенности ребенка, может развиваться лишь в деятельности. В еще большей степени это наложение можно отнести к психическому развитию незрячего ребенка.

И, наконец, в-третьих. Мы уже говорили о том, что зрение выполняет важную регулирующую роль. Его выпадение сказывается на уровне организации деятельности, что проявляется в различных двигательных нарушениях, трудностях формирования двигательных навыков (например, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и пр.). Именно это обстоятельство делает необходимым активное развитие двигательной сферы незрячего ребенка, включение его в различные игры и упражнения, разумеется, соответствующие его возрасту и возможностям. На это следует обратить особое внимание в связи с тем, что нарушение зрения приводит к серьезным затруднениям в способности к пространственному ориентированию, к самостоятельному передвижению в пространстве, пониманию своего положения в нем. Важнейшей предпосылкой к самостоятельному овладению пространством является хорошее моторное (двигательное) развитие.

Если в раннем детстве эффект чувственной ограниченности может проявляться в снижении общей активности, двигательном недоразвитии, то несколько позже, в дошкольном и в младшем школьном возрасте, он внезапно проявляется в ином виде. Но это в том случае, если на предшествующих этапах ребенок не получил должного двигательного развития. Это явление получило название «навязчивые или стереотипные движения». Слепые дети могут подолгу кружиться на одном месте, размахивать руками, раскачиваться на стуле, тереть глаза и т. д. Замечания и одергивания не дают результата. Дети навязчиво возвращаются к повторению одних и тех же движений. При этом сами не могут объяснить, почему они это делают. Для родителей это проявление какой-то особой, пугающей ненормальности. Безусловно, в каждом конкретном случае необходима квалифицированная консультация невропатолога. Но чаще всего за этим стоит именно эффект двигательной ограниченности. Своими навязчивыми движениями ребенок как бы восполняет дефицит внешней стимуляции, который создает внутреннее напряжение. Повторение таких движений и позволяет ему освободиться от этого напряжения. Ребенок как бы сам борется с ограниченностью в движениях. Паническая реакция родителей в этом случае неоправдана. Они фиксируют у ребенка чувство вины, но никак не способствуют преодолению навязчивых движений. Путь к их преодолению все то же ─ терпеливое и постоянное включение ребенка в различные стороны деятельности.

Появление навязчивых движений имеет и еще одну причину своего происхождения. Мы уже упоминали о такой способности ребенка, как самостоятельная обучаемость. В этом отношении незрячий ребенок имеет меньше возможностей, чем его зрячий сверстник, получающий огромное количество информации как бы само собой: на прогулке, по телевизору, разглядывая картинки в книгах и журналах, наблюдая за действиями матери и т. д. Зрячий ребенок способен подражать многому из того, что увидел (милиционер регулирует движение транспорта или водитель автобуса крутит руль). Придя домой, ребенок легко может воспроизвести это в своей игре. И при этом его никто этому мог и не учить.

Сложнее незрячему ребенку. Его самостоятельный опыт оказывается обедненным. Именно поэтому родители должны хорошо понимать, что недостатки спонтанного научения должны быть восполнены в той мере, в какой это возможно, через специально направленное обучение. Поэтому всему необходимо учить ребенка, сопровождая показ словесным описанием. Активность родителей в этом случае восполняет недостатки самостоятельного опыта незрячего ребенка. Это в полной мере относится к обучению ребенка играм и игровым действиям. Бедность самостоятельного опыта слепого ребенка делает необходимым обучение его самым простым элементам игры, воспроизводящей действия. Отсутствие специального обучения приводит к двигательной обедненности. В этой ситуации ребенок стремится реализовать те действия, которые ему знакомы. Так могуг появляться двигательные стереотипы. К сказанному следует добавить, чго игра является тем ведущим видом деятельности, в котором формируется и развивается психика ребенка, особенно дошкольника. Игра развивает возможности ребенка в познании окружающего мира, тренируетего память, делает более богатым воображение, закаляет его волю и выдержку, дисциплинирует, учит общаться с другими детьми ─  в целом активно готовит его к будущей жизни.

Вторичные влияния слепоты на психику ребенка могут быть очень разнообразными. Тифлопедагогами было давно замечено, что в одних случаях влияние слепоты прослеживается заметно, в других проявляется крайне слабо.Развитие органов чувств слепого ребенка

Многих вторичных отклонений может и не быть. От чего это зависит? Некоторые родители думают, что если слепота является основной причиной отставания в развитии, то следствие может быть устранимо только при устранении причины. Опыт показывает, что подобный вывод неверен и что отставание в темпах развития незрячего ребенка полностью определяется не только слепотой. Что же является определяющим? В данном случае ─ недостатки целенаправленного воспитания. В свое время известный советский дефектолог Л. С. Выготский подчеркивал, что одни и те же недостатки в воспитании и обучении зрячего и незрячего ребенка приводят к разным по тяжести следствиям. Зрячий ребенок оказывается способным в силу более высокого уровня самостоятельного научения как бы восполнить часть пробелов в воспитании. Незрячий же обладает меньшими возможностями такого восполнения и оказывается в менее выгодном положении.

Специально организованное обучение и воспитание, направленное на преодоление последствий слепоты, называется коррекционным. Эффект коррекционного воздействия во многом зависит от того, когда его начинают осуществлять. Чем раньше оно проводится, тем более оно эффективно. Вторичные отклонения принципиально преодолимы. Но процесс их преодоления достаточно длительный и трудоемкий. Тифлопедагоги убеждены, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить. В этом процессе большое значение имеют условия семейного воспитания и действия родителей.

Вероятно нет необходимости доказывать, что воспитание незрячего ребенка требует больше усилий, чем воспитание видящего. Но опыт показывает, что затраченные усилия могут пропасть даром или дать совершенно противоположный ожидаемому эффект. Видимо, дело не столько в самих усилиях, сколько в их направленности и осознанности. Направленность воспитательного воздействия во многом определяется позицией родителей по отношению к своему ребенку.

Наиболее сбалансированной позицией можно считать такую, при которой ребенок принимается таким, какой он есть. Слепота не должна служить каким-то сверхотличительным признаком. А это возможно при условии веры в ребенка, что крайне важно. Ибо неверие родителей перерастает в неуверенность ребенка в собственных силах. Решительно следует отказаться от взгляда на слепоту как на болезнь. Ребенок должен чувствовать себя любимым, но не исключительным существом. И, наконец, сбалансированность подхода к воспитанию незрячего ребенка состоит в выдержке и терпении. Многое у слепого ребенка получается хуже, чем у зрячего, но это не означает, что у него ничего не получится. Требуется большое терпение и от родителей, и от ребенка. Основу терпения составляет вера в возможности вашего ребенка, а они раскроются в той степени, в какой вы окажете ему свое содействие.

И еще родители должны отчетливо осознавать смысл самого процесса воспитания, т. е. чего они хотят, какова их основная цель. Жизнь в условиях слепоты связана с определенными, порой серьезными трудностями. Целью воспитания и задачей родителей, является научить ребенка жить в этих условиях и уметь преодолевать трудности так, чтобы последние не превращались в драму, заслоняющую саму жизнь. Жить полноценной жизнью в условиях отсутствия зрения возможно, но это не простая задача, которую должен решать сам человек. И то, насколько успешно он ее решит, во многом зависит от реальной поддержки родителей, сумевших научить его преодолевать трудности.

Источник

Читайте также:  Методы развития ребенка с рождения