Развитие общения ребенка со взрослым таблица

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»

ВО 2 СЕМЕСТРЕ

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ

Уважаемые студенты! Инвариантная часть самостоятельной работы состоит в изучении рекомендованной литературы и заполнении на этой основе двух таблиц. В каждую из них входит описание сценок общения ребенка (в таблице 1 – со взрослым, в таблице 2 – со сверстниками). Эти сценки могут быть взяты из предложенной литературы или из наблюдений над реальными детьми, если есть такая возможность.

Таблицы должны быть заполнены от руки. В печатном виде они приниматься не будут.

Максимальная оценка – 10 баллов.

Срок выполнения задания – до 7 мая. За работы, сданные позже начисляется штраф : -15% за каждую неделю просрочки.

Работы можно сдать лично Василенко Е.А. или положить их на ее стол кафедре педагогики и психологии (ауд. 425 главного корпуса).

За идентичные работы оценка будет делиться на количество «соавторов».

Тема: ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА С ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКАМИ

Таблица 1

Формы общения ребенка со взрослым по М.И. Лисиной

Форма общения ребенка со взрослым, время ее появления Характеристика этой формы общения (мотив, средства, особенности протекания) Пример общения (сценка) Значение этой формы общения
Си­туа­тив­но-лич­ност­ная (не­пос­ред­ствен­но-эмо­цио­наль­ная) Мотивы: Личностный: взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности. Неиндивидуализированный источник активной ласки и внимания, не связанный с действиями ребенка…”
Cредства: Экспрессивно-мимические операции
Особ-сти протекания:
Эта форма общения возникает в первой —и проходит до конца первого полугодия жизни. Особенность ситуативно-личностного общения состоит в том, что в рамках этой формы коммуникативной деятельности младенцы умеют тонко различать градации внимания взрослого и в то же самое время не отличают одного взрослого человека от другого. Также эта форма общения крайне тесно связана с эмоциями. На 2-м мес. жизни дети проявляют любовь к взрослому не только в ответ на его ласку, но и инициативно. Эмоциональные экспрессии детей выполняют две функции — и выразительную, и коммуникативную.
  Неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием.
Ситуативно-деловая (предметно-действенная Мотивы:Деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний. Помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности Средства:Предметно-действенные операции. Особ-сти протекания:
Эта форма общения появляется в онтогенезе второй и существует у детей от 0;06 до 3;0. Но она уже не занимает место ведущей деятельности — на это место выдвигается теперь предметно-манипулятивная деятельность детей. При ситуативно-деловом общении детям необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно — ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе.
 
  Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью и первый этап развития активной речи.
Внеситуативно-познавательная. Мотивы: Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире Средства:Речевые операции Особ-сти протекания: В первой половине дошкольного детства у ребенка можно наблюдать следующую, третью форму коммуникативной деятельности. Как и вторая, она опосредствована, но вплетена не в практическое сотрудничество с взрослым, а в совместную познавательную деятельность. Развитие любознательности и постоянное совершенствование способов ее удовлетворения, заставляют ребенка ставить перед собой все более сложные вопросы. Ребенок ощущает большую неуверенность, вступив в область умозрительных рассуждений и потеряв привычную опору на чувственно данную наглядность. Сотрудничество со старшими в этой новой сфере представляется ему возможным только в случае, наличия должного признания (воспринимаемого только через похвалу) У детей появляется тяга к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они великолепно овладевают родной речью.   Первичное проникновение во внечувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления.
Внеситуативно-личностная Мотивы: Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, строгий и добрый старший друг Средства: Речевые операции Особ-сти протекания: Появляется к концу дошкольного возраста у детей.
Взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и жизненного опыта. Он становится для дошкольника не просто индивидуальностью или абстрактной личностью, но конкретным историческим и социальным лицом.
Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, а к взаимопониманию и сопереживанию с ними.
Новая форма общения тесно связана с высшими для дошкольного детства уровнями развития игры. Ребенок теперь обращает меньше внимания на вещную сторону воспроизводимой им действительности.
  Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества; переход к дискурсивному мышлению, создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению.

Таблица 2

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

j6Ê¥,ýX^3M¥—åô¾Äæ{}›m(“º™¢Zdž2)œ‰K*ʤr&ÒÕæ¼IŽ”-a‚MéI¹L~Á¤4Mb 3ûbb—&×=‚Z”YP&ÞEÁÚXP&ÞE҃ۤM¼‹4ñ.èU߶”‰uAkOÛ%–&Ö*Æ[,O¬z_̦Ÿxb]ÐrÏv_ä‰ukl;šýV¡W…û(ÿ`b‰
endstream
endobj
5 0 obj
>
endobj
6 0 obj
>
endobj
7 0 obj
>
endobj
8 0 obj
>
endobj
9 0 obj
>
endobj
10 0 obj
>
endobj
11 0 obj
[ 12 0 R]
endobj
12 0 obj
>
endobj
13 0 obj
>
endobj
14 0 obj
>
endobj
15 0 obj
>
endobj
16 0 obj
[ 17 0 R]
endobj
17 0 obj
>
endobj
18 0 obj
>
endobj
19 0 obj
>
endobj
20 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 21 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 1>>
endobj
21 0 obj
>
stream
xœÅKo举0ÿ¡É¡5|ˆ¤
t·ÝA,Ãܹ&§üÿkD²Š¬*’’_}õ/?þyy{ûñÛóïïu»]ïÏËãç÷o?^ö¢çI͗ŸÿþþM_ÔöŸ¾è°LÆB0“5—ŸÿýþM]þÿ÷·ïß~Sfþ¸ÍÛ7¿Ü®6~¿o_^™à”RöfóGñ
÷ÈW{óñÇ×öIؾLú1¬éz?ù€OŸ·«Á+mùØ?nK}àöÛíŠgރ†ç/páöåà¡.oÅÇ*¥õí_—Ÿÿøþíc;w>»éœ}ÖaRžý÷¿þZï¼|üö¼ˆ85§î,iÖ0yw ÎO֟YҐ%q‘íf?_Âl&Õ[#?}¾hýšÉ‹Û¢þ6¸{ÔA¥_o×õ¸T%lú1^Eedٸ̰ïQGZ½Õe¶Ëq5÷LjH?¾nו^ý¸Ñ‹}ÖUY2ª1}š~ýlT§åI[‘>- í‘ò¶·|긗ôp
Ç
òØpƘzÝ.^9g«¿ßðz¼ö= :/1Ãc–*»êx§¿YՓù×ißBÂHžfS„™¶£a‹hbYûQÇq‡Û‰ÑÒƒ­Æ¥tº
’/¾¡Í5Oƒ°‰A)? ¤¥£ *¸Ô³ÇÀÑÕÂÁå-D”Ôº#ôŽØMZ3ì#eàÕxèS©
E*z뒝!ØÈq…ˆŽ$x0±ÚÂ8åð“Ÿìª6´­ê †H É}l—©ì«&~G-†jÃp¾¼Z‰™úýX³³ÚTa™*ö5;cÈöøI¡uè©ÁH’Ÿí]s[‹¬^ÞæzèmÑx«d´Î⛳ž³4Ëï…7Ìᑹ=ϓû¾ï[Ïˤ嶽+ða3V0»&ö؛¡’š‡4Û,V:ðø¹¤~Ԑ
¾òŸÖÇFŒ¢÷7u,2kõ¤ô§EfíYH¾
)(Ø5JbG¿éÏa-£ôÕ£sÂiô:}d¹
êÍÆÈÛHX@ÉKŌ +£…@R…?šxª«ÀÌ ¶¢?m¦B¹›é†˜{§n+ñÝwâ_BBU4Ðߙ^tLäÎÒzyé>r$䐭,ˎE Š³9s€Ã‘x˜²OWªÏ¾½UžÂ)ǒˆ/sMœ$‡#üŒÜ‘Lê^éO^¨}{±Ëä‰oøëh¸²tw-큝±õh³±&æi¯ågÜWû¹} úmÜg¡gñXKF†¡’£ú–mÌT¤“šï¡½Æ‚WPJ£Ã•~#½à&æóp@$$ïÌøz¦¼4Œ©ªgœÉìã9’CåI .¯1Ÿ»-_úÁóNa+®Yl“”

®©æ-`¹5ÄèPüÐüç¢%UŽE·3LK=#@åЅ׌mh©–q+îÐô^ŽHÂka^I¬Š… ð5ˆ}’oZMÁ2y;«­¼í
¢?†ð„USkð|¶´HiÐÜ/çìsW”T+3blþ+ˆ‘~š=
t¨‰]ù’è
?
ÕkAQ™%Æ«©ºù…ù*©‚@]!/0¶ÚŽO&Fª
èÝuÛÝPùP‡}äEøˆ‹êX§wk£ÓåWŽØD©·E (^;Ç% @rgփe ¡ÄE cNJÒ+ÞuR¶.j¬Iª“²uPcžÝ˜˜5F^ŽËó¨1úÖN“éCª¤ UAü
8iS6 D7Š»Ú+P¢]Y7)˸!%VÜ´a—$*âñÀ´zôI”yJös¯Ö´ã€X k¹ ԞdÆ/‹f…Íf¿Äaô Êþl™¥0ßҟñÔ“g€WÄÇf,AuAñœúÞÅ9ó¥WM£7«þò¤å¨ÒQê_j™«ý6!ág^×)Ì|Éý*ŸVùæÕƂa^Ü®ò±ÛN°½ííNó„h²ž;]‹“§>–^S›$_¦ñA¹!/C|:Ûj9ʈ#RWۮĺGfÓhÏ/¦‚Ǿà÷*{7pT‰}¢ÁsˆY“Òàø¾ÑÏÁĊK®÷YwRÄIÒ-Ä.eIí¨ôFªLŸe˜Rçvœ7åùÈÖþ좶5ar–=ÿ…VO®Ù¶”êÒ5á‚6ð ²-ìß֙Ü%8yÛ[b,’Èã-4¾µíŽ(%˜‰diXÄúÿd„c¤¡P.ʎµBÝtÐt-Mð&@Nü5Œ¢±3WAÉL-­dÏU«æèdk[šw5^˜MÞo p–ô´Â~!1–Ô¡öªÜdÛC®J:÷=ÝTÔÑȯW{Ó,®t¢^½ÏÑSꥰ>á})*cÙr·¥_C‹õZ«²Ô¹ JÛúwžû´±+Kß7‹-C[ÝÜ7ò{[aõsÂæ|TY“„J“‰¢Ýaˆy§¼KŠ#يø) ãçPµlhɒŃñ›Mxo@n†à/øú’Bšqž}C°«štqSu_~ˆ4Î!Pæî„L¯?[@
ñ„ÑÍî÷ä61)n?H(|ïëæU-“ŽO`&Žº·F>.4b(C?[+²³ŠÙ’î™“½¼ók™×öù,Rhړ¬W1nçT.=
 î‘®&3z4À™ ›¨_§YW¬Òœ”b*Çá„Ý¡$[»pTk8H‰’«•ígˆfÐÐ鳎f̖M[q´Söa¬’wžš)´¶}àÈ»ˆÖÁ…§v
¡Yt=®bՅX^r¼yâM¤T:”Ûs£­5öFìæ%Ä: {ƒªI.h0ŒX“Rç“ZßÈÖË´kªbE°/®B{DA‘¹ËqúÄØ«›”cg߯ùý‰?”¥Yâ P¯žsŽ×ÄÝN´ºò5gX9`=S׋™ÂÂ6}¦®?…æ¬ãpÕdÆ$9xΠÅòE}âWuf´,ÛÍ#¡Ð!‹f©¸èóšz¢¬~•æîcÎ)Ó°~ì­*ÄÁëdȾp>XAIM0’HäRÌiŠír œÞ‚ÚF1DÁ¾Òò~;Cfè«é
ˆàÞÂî>?§öÄ(°d
ÀαáXhøKš”™ö@,ÂäëT%ÑD’l‹ñè@ôe²Œ†)MšQ¢â,¨|–
Ž²žÂ´ÈLÛ道fÌí(±9…ûñÍÍ´ûá~SWÌMƒm7±™˜—³mÓ`é7
Ømç›ô6dÆÝ o‰KHêXIԕRj:HˆL.íPårT
#õ=¥@Ø&ïJÞ;ÖÙKIÔ9“è©v®MæÀ%Šò¡ 9ãÑì›,V‘c°n•l¹ÕWFL@R„(¸,f‹ª”ÿKfyg’>ºohÿ¨–“D둍±±¿]È)*.;èÎþ9à¸u±å¤ƒ”‹Íüm·š¢ÉƏz¾³Ü©žÆ²%hšmìTOcY&Ӝ‡Íëv¼Ü4Ñ ,JºÜçpÒ°ß¿i’Ç7″êÜÒ¼ý–((™OU+íTÀéh
ëpïÇi‚g!2²8ß{dïe)Œß
I·¡›ìÀú–8KŒ[Èàї±Çݒá¼f”ôN±âÀb”VË«Sg`¥’ø».
9¹ô¹M9¬kI© ©æÓòÜ4xu ‰ñºkd)¯~Ùٍ¶ò¥ÅëRÓðéß±ÉSGçEr¼cèGEˆÚb:´½ØzU0«R°˜ÀSa,v>çUU½)q,•Ž2è„Æ?¶õÆ=ë

Читайте также:  Кризис развития ребенка к концу первого года жизни

ØMEÈ_j­sšÖ$b&€Œ’¥Ò¤‹Ë;Š¼$É{{ݛ 1–ŐàÂÇkO,6³¹ú÷ø—H«È;åðù~óֽ݇¤¿y¯~ÿyͳ¤Ùê^:–GMÍÃ8LÓ3uL•@āOF¡3{A:ásâ֍Û×^LO˜Î§I+ɸÛCFڗ™6§Û۔™Q«ä#ǧZM»`5áĖôhý`¦„á ÑÇF
­yÊÿVÐå2ò™Ý’
d­”ªóþ>½¼fâš3Vè_àb¼Ð¦‘§o|XõS¯
Ùl£~fUO%FâØJµÂÚ6äéþ¢
ßø]xŸd…DXßoŠÉ*þ½oÙé2cµ‚¶—Ÿ¨¥©‚|?²dÛWï5 ,®së4^}Möh_Kk¬ÅÈV®X6^ñFÔy…ËÙaQ,6?6Êòº‚«¨jv«˜[d¸Á;¥ïžy“ìçâ¨Ó–yšì”UÒlŠj`ã6%l‹Ö°j 7IŒ4àóõÍsò£=óa²6ìlØ³ËÇÏËÑPuBCu:ª—ƒr,`)*Ððýùäž ¨ÎDÁî] $n‚X.^lžœèÇu‚XZ%6ÃÁÈ vw”›¸Ž¶©I6¨]zB¢Oî™ñí©Ú•Lóa%7yZÍæ –”ىë?W-+…ZZ1WˆXäô¦m#74P
I3ߧ™’ÏWsl¦ì€+1d·ê¨=˓€’l4Ôqz вê$?³¥à ‚²‹ˆè&”G¦+ìêV?9]dÂFžÝ í›eÑVë—Ôoû¥¤?’8Ó[³a[Ÿô_QBøŽÍ‹†‘ë‘0»`vÇÀ©(³L‡5£™YÐݸ³Ç€,d¢ Ÿ0ŽïSÕ¿ªx¶É’c7ïæ¦ÊÖÀæÖÞ6,¼C»ÓuŸr ºd0f°[lfÔa樒 ãjÒQjEËgò²²ÄÿMØú

*»&~þwIhY¯t'(1ý0‡»‚ 6Á¼9Få|” ,|UH:ëÀ¬öde‰“ѬÄç—¢ùTaÂÔèÒ©£R¬SŽª†ïؑFóJqK®xλÖÈlÄ 0!Ô_H—uґkŸ!„-ÎÓa*§ÙªIFȝcÞáŸ-ÃÌO|u#‰O6Â{r¾F,˜S{CŸIÖRÀ†½Ñx:ûp’ÿB©¦…6$ϝÅFÔcEB îKÓ9d0
F‹šU5(Öh‡ T3›°ŒesÏG½DM·•lëù½Ú@Èü2¾«&BÔ(B¬“8±cqÂÚ·|mg›a0)š††ívù¹’Qñ5`C[ë˜!ÀÕîC€ID”XâyoªT ªZ##×Kcî¥|$Eܪb;}®„NïÁ*‘ØL°êܬ2‰Ì¼p‚Žx+U”2‡®ãŽ‹ç§k:>®rôyU±uÁ¿ÅuéèäS”O»Ó8s¬’µËókfVOø€¶bS Åß·À!S&s¤ì¸oÆ][[„5ü–Y¼6SnU©tóÙÚ$S–}¹¥3Ù¾ÃmrTF­ÂY²¥¨›“­…SÍuØJ‚LâD‘r¦Ã€g§ñ[³åF¡Ìº
É¥‘ýŠÈpš¢oϬ÷Š9xzº (eMI#ê֍rP
÷ÐÒ
…ÌMõÊ3¬¬Å”Û±š‹4fw1|¹•Ù‡O;`2Ú¦ Ô€€£ÍÏô®Ÿ‚¥¶2—X@®™˜èFðŠÏ*ÛR¦‰”øø™” |•£ÿN–ëH¡V¡;ÛϬåã6;O¶jXœéÀ‡§¤ üC³ê|+YƋâió¥)¶QO‚ZvÖI3ٓ ùÈ)š«M» aqÏü•ÅGý4 $ê
ÞÆé²Ù‰cªðtTç~p½ª6ìá¨ýjbáÙô¸ž¹ô‚a®Â”7ؚegzK؎÷”:Å.`äxa,ŠªJ³ÓՁ âI /Ð*û8SÓó’Mn2ÊÄôcÕ.» m҇ƒ>oÑÑ©UeÐÆ)Ùë
1«¢*ùX¾5Ûzß¾@ýàzÝ”Sr:“¢¾CŽ7óã´l &ùɂ©”ä%ÙD=´P^(Ӝ×ÿ¹»ƒËªX×°|ì™îÆ[áéDRҊˆòâF•šË”2ý–Ãç6Y2‹Å¾í)$CWv8‹³@EMàBaú´ ™í]Dµvq‡ÂËNB&š®Êt×Ìtâ«ÿLÝê8dŽÉ÷záàLlo¢4Íâ…ݘ4§¾ÔÕþ»Â‚¾T‹hӞ5
X>JžÖ˪
u{½Ô~¾™s¨J%¼ä ²q¬dmϛu[ð]‘J tʒïJîYV™”ëÌy´‹€žFÞ²Š6úW(WØö’å
e N£ùŽ3™ Žg5襑:á8bì`¯j¼ŸãÀ¬Rl˜§×/ï…ÿ)‘'[`!ْÂ6ùž–­7ˆžGé8×¥?_›ÊâۡŹ™‘ZXOæž23!âeÃފ¹Î|õ+ËåRšîÐ3^Y4•[ñ³6¤ÔÎ;c}Œ“BoúzýHbК(t¡ßTRMË0çÇ¢xÜü0äÓ(چF³¦ýÖÉÔµ6@}Óô9ín_=;_’­Ð2ȸ]ðŒßé7ÖÈ]M7ÊSõ£™W#VTKM
T¥Œßð7^¬q§¸›G¶±~#µnf¾ÜÂϔ Œj‚¥3“æ7rڅúU%ȎrŒ³Ü¸]J)%ÌG{§XöïõŽÁ;D›U=—Š¯ŒŒ©Ni” §”SزTÝ=*«ºEvB1«”¼gfgDš4Ñ7íf®ÚËJ) bÞHî’ÇoAô^-ød³Iýëi3-’ÎcÔó¥Õžea÷áWÇPUÞáfœÛÄ’Q?x§â;z[÷»îõ#]­Ü–e³¿Œø,ÑՋI­tE f–h‡^‘þBîë@ÊàwOڌŽækÓ dpH’6‰À6¬c®.‡cõ’ 8ÈKÓ.õí™2õ¢†6r/ÇejsÜÈîÙ{± &KÌ=,ƒq«ÿ•’Êj±h²¥«¯ìþj ?Éù¥mçV:Ý’LüôÀ}?ºÝ†C|qâV{ô
“¶ŠK8ZSbœ-e”àÚ­‡’ÏÇF”HÞ#GÛ´ƒq+!g‡Ì”H’JWKæqüs9âJã·ì×pÚÚå·2JOXáÃ$‰ŒzX2Ã
 c«7™Ê¿Ü
€s#`:]8:Ib
ºƒ …çfÁÁM¥.ÈÇ÷‡ / mòÈW|{wÂÏÔa×u³‰o—uUt:7ž”cï‹ßÕ X.Jªñí¬ä¯‘ M¨Ž§Á©íúBa› /ô”ƒºcŽ!æt¤X
‘ÔÞÖÏ.baÏ:¨¥ÓGUÖU~f;žD­voú™˜ÄLâ¼s8‰?˜Äøý%¤‰IփI”™|…iO²nÂȹ÷ äxgƒþgù?Ý@Í
endstream
endobj
35 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 36 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 3>>
endobj
36 0 obj
>
stream
xœ½K¹
¾ðè£s˜²%©
4Џé ÈÁ·EN’ÓþÿëêE‰¤¤jõz,¼ãé®RI||$?²|úþ¯Óûû÷ßnÿ¸ŸÄù|ºÞo§ë¯_¾?ôI®‹XO?þûõ‹qú_øßß¿~ùý]¨õã¼úv;¿éðóâÿX¡œBè³N_…+Ì5]áôن_þçÿ¨ø«Ûãõ&/¾…Ê•kºñ?öWû®g)êÓógþšÛ¹Üy9ïïéS{;¿Å½º´/u–ê=®«ëºq÷þ«Ÿ~üóë—/–$ÙͺŠEJ,›ß¿-£wÖkõ²:zí ]{úøív:!ÍH¢u’Š–°žß¢wM¢N2Î’+ñ_e%íÏt‡Ž¶Ë_7´˜WTñý¬¢1ˆø¼°˜ÛòstÔiڒíׅMº4šßŠ³åRٛO–ö—7“¬ÐܳñæÂòƒÄö6¯´h›pötÐìèã-oÕ&IÁù·|ðåÜ©oŠ u±yÇí…íXIµÅ$¶EéªØlÑÛ-ݨҺâÎwä}ã’GøØê%&ÚHXmHH™î]!ޅJÆ £1ìYÚÞH2«´Û´¯mâµ8¨áêG¾£J>*=J咿‹èuvñª°`¥j·A?`· Ĩ óBX&‰ÖXK]þPývÛQ½7œ!xRÚJv¥hÑÄ
°»O.ª®ÚYA¦IÆÒb’õ‘ÄÈÖÁv•X£›í^¨°ŠSeLwEíX6hãqÃkr}¬0ª‰í R¶ÜèÖb“ÀzୃDØWŒWë{רýÙ* G¨
|ŧÁáwðÏ’FdÝ¢‹R¸ÔåŸÓ€ì3¨%{SÍþ£Ö½”¿g«‹ùSmX@²hÑtpCԝ«§ÇOªYH
M}’ÎH^Æ_ã˜ÝÀ¦LüHw}µu@=y Ç)}›’ç¹LãœBËd›yLØÅjýÏÖ0˜Õå8cîÎ×#@‡·1pVÓ&ZQkHåښ7$WÀ¡ˆ¸b¹ì·¢rpÓí ˜$¿^š¬)§)n!*F5ˆJƒ¼b/3h3ºë@K eÈ ÎLª[™e¯Ú>
zšjи‹BŸkð¸ñ SäiM9ø ˜Hµ¬†ï—§´ÄUà„ëÍ´›âÄâ@´QÛ¹p±J|цêaÓ=CJú%Æ_äiE–_lÙR‘¶ÚH—@â°³WѺÀçc‹UXºÇ%‰&%Ψ̰Â,ªb‰¾9Àî,å+îfEgi¡ŒÈ•xX+¥Â˜K6ý¾Ë†Sö0»

Источник

Развитие общения дошкольников с взрослыми.

        Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина). Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства, результат. В процессе общения складываются субъектно-субъективные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.

Среди средств общения выделяют две группы: вербальные (речь) и невербальные (экспрессивно-мимические – улыбка, мимика и предметные – позы, жесты, предметные действия). Причем речь – это ведущее средство, позволяющее передать максимально богатое содержание.

Развитие общения дошкольников со взрослыми

У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми:

  • ситуативно-личностная,
  • ситуативно-деловая,
  • внеситуативно-познавательная
  • внеситуативно-личностная.
  1. Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. 

Мотив общения – личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В младенческом  возрасте общение является ведущей деятельностью.

  1. С 6 месяцев  появляется ситуативно-деловая форма общения, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша – в сотрудничестве. Ребенку необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе.  Ребенок выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами.   Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурным  действиям с предметами. 
  2.  В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную с взрослым познавательную деятельность. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все 6олее сложные вопросы. Ведущим становится познавательный мотив. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь.
  3. К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Общение имеет «теоретический» характер и включено в познавательную деятельность. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.

Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка.

Ситуативно-личностная стимулирует, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания.

Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи.

 Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами.

Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.

Развитие общения дошкольников со сверстниками.

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого.

Три формы общения со сверстниками.

У младенца среди разнообразных контактов с ровесниками наиболее часто возникают непосредственные эмоциональные, отражающие широкий спектр переживаний: удовольствие от новых впечатлений, доставляемых другим ребенком, заражение общим весельем, опасение и досада от неосторожных движений.  В 12 мес. впервые складываются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий.  Значительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети разглядывают друг друга, трогают лицо, одежду, иногда даже пробуют на вкус – берут в рот пальчики другого. Младенцы часто не ограничиваются созерцанием ровесника, а стремятся на деле изучить интересующий их объект. Они ведут себя со сверстниками как с интересной игрушкой. 

  1.  К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками – эмоционально-практическая.
Читайте также:  Особенности развития ребенка раннего возраста восприятие

 Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни.  Для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми – жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.

  1.       В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками.  Бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д.  Дети используют разнообразные средства общения, и несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.
  2. Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается у старших дошкольников, в основном  четко намечается тенденция к ее развитию. 

Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба.  Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения – речь.

Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров.

Младшие дошкольники разговаривают прежде всего о том, что они видят, или о том, что у них есть. Они стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают. 

Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается.

Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми. 

        Существует несколько стилей общения педагога с детьми: авторитарный, демократический, попустительский, гипер-опека, либеральный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный.

Авторитарный стиль воспитания –  это стиль, при котором взаимодействие взрослого с ребенком сводится к системе жестких предписаний, требующих безоговорочного выполнения. Этот стиль подавляет инициативу и очень часто приводит к невротизации личности ребенка.

Гипер-опека – это такой способ взаимодействия, при котором предоставляя ребенку   надежную   защиту,  на  самом деле, так же как и первый,  ограничивает

его самостоятельность, делает его предельно зависимым от взрослого, лишает инициативности, что способствует развитию тревожности.

Попустительский стиль –  взрослый только формально «обозначает» свое присутствие в образовательном процессе, при этом он не заинтересован в реальном достижении ребенка, который оказывается представленным сам себе, хотя взрослый и находится рядом. При этом он воспринимает ребенка скорее как помеху для собственной активности (взрослый может быть лоялен к детям, но не вникать в их проблемы).

Демократический стиль –  этот стиль наиболее позитивный. При этом стиле воспитания ребенок рассматривается как полноценный участник образовательного процесса, а взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел, но не освобождает от ответственности. Наоборот, ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

 При выборе стиля педагогу необходимо учитывать становление и развитие «образа Я» у ребенка, его стремление быть лучше. Иными словами — сколько детей, столько и стилей воспитания. Ребенок имеет «Я» – реальное и «Я» – потенциальное (в форме желаний, мечты, приписывания себе качеств персонажей сказок, фильмов, рас сказов).        Педагогическая позиция педагога проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений; в устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже в случаях отрицательных поступков.

Технология педагогического общения.

Технология педагогического общения направлена на организацию определенных этапов.

1. Формирование у ребенка потребности в общении, побуждение его к деловым, личностным, познавательным ви дам общения.

М.И. Лисина, исследуя эту проблему в отношении детей, выделила четыре формы общения взрослого с ребенком: непосредственно-эмоциональное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное. При этом необходимо учитывать благо приятный или неблагоприятный варианты развития личности ребенка (застенчивый, тревожный, замкнутый, агрессивный и т.п.).

2.  Ориентировка в целях, ситуациях общения.

Педагоги откликаются на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, в случае невозможности их осуществления спокойно и доброжелательно объясняют причину. Необходимо формировать потребность творчески реализовать цели общения, создавать ситуацию самостоятельного планирования, контроля, самооценки результата своей деятельности. Создание условий перехода от постановки и определения цели деятельности к творческому характеру жизнедеятельности детей обеспечивает развитие механизмов саморегуляции, самопроектирования деятельности.

3.  Ориентировка в личности собеседника, товарища, партнера.

Взрослый способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, личные вещи, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности). Важно воспитывать у детей уважение и  терпение  к  сверстникам    и   взрослым    независимо     от   социального

Читайте также:  Социокультурное развитие ребенка это

происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважение к чувствам других людей, их мнениям, желаниям, взглядам. В целом педагогическая позиция взрослого способствует развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, что немаловажно при общении.

4.  Планирование содержания своего общения.

Взрослый помогает ребенку выбрать ту или иную деятельность. В практике зачастую педагогическое взаимодействие построено на прямом указании: что делать, как делать, когда и даже с кем. Педагог должен предоставлять детям возможность самостоятельного выбора деятельности, нахождения средств и способов для реализации цели, обучать приемам саморегуляции.

Педагогическая поддержка направлена на достижение ребенком успеха. Включаясь в трудные для него задания, взрослый создает ситуации, вызывающие интеллектуальную, эмоциональную активность детей, способствующие самостоятельной реализации нормативно-регулирующей функции общения.

5.  Корректирование направления, стиля, метода общения.

Необходимо учить детей общаться. В детском коллективе создаются условия для того, чтобы у детей формировались представления о правилах взаимодействия с другим чело веком, отношение к выполнению этих требований. Для этого нужно использовать сюжетно-ролевые игры, этюды, разнообразные формы игровой терапии.

         Известно, что любая ситуация в системе образования организуется взрослым и взрослый всегда является – явным или неявным – её участником. В этом смысле взрослый представляет собой устойчивую характеристику любой  образовательной ситуации, которая определяется и конкретными обстоятельствами времени и места, и особенностями личности взрослого. Следовательно, эффект образовательной работы зависит не только от программы, но и от личности педагога, который даже самую обычную ситуацию может сделать (или не сделать) эмоционально насыщенной, привлекательной и интересной для ребенка.

         Важно подчеркнуть: при работе с детьми взрослый вступает в непосредственный эмоциональный         контакт с ребенком, а важность эмоциональных переживаний, особенно на ранних этапах развития, представлена в психоаналитических концепциях. Один из разработчиков такого подхода – Эрик Эриксон подчеркивал: на различных возрастных этапах пред ребенком встают особые задачи развития, и успешное решение их возможно только с помощью взрослого, который создает социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребенка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу. Но главное, взрослый несет ответственность за решение базовых, жизненных задач, которые определяют судьбу ребенка: он либо принимает этот мир и самого себя, либо относится к нему с недоверием и не верит в собственные силы.

           Таким образом, образовательная работа с детьми предъявляет к взрослому особые требования. С одной стороны, взрослый выступает в роли посредника между культурой и ребенком и предлагает тому различные образцы культуры. С другой – выступает посредником между ребенком и культурой: поддерживая его инициативу, пытается приспособить культуру к ребенку.

        Особенность образовательной работы с детьми заключается в том, что попадая в детский коллектив, они выходят за рамки установившихся семейных отношений. Такая ситуация является для ребенка эмоционально напряженной,  поэтому задача  педагога  заключается в том,  чтобы сделать    её    максимально   комфортной,    для    чего     необходимо    учитывать индивидуальность каждого ребенка.

Особенности общения со сверстниками:

1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование.

По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

2.  Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым.

С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка.

В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба.

Формы общения со сверстниками

1. Эмоционально – практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот период – расцвета ролевой игры. Сюжетно – ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

3. Внеситуативно – деловая форма общения (6-7лет)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше – на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

Источник