Развитие общения ребенка с воспитателем
Общение дошкольника с воспитателем.
В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.
В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю.
От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности.
Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.
Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.
У чуткого, любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать расположение детей к детскому саду. Утром он встретит их приветливой улыбкой, постарается увлечь интересной игрушкой, а тем, кто болезненно переносит расставание с близкими, подготовит сюрприз.
Хорошо, чтобы дети почаще слышали от воспитателя привычное, домашнее для них обращение – Сашенька, Игорек, а не холодно-официальное – Егоров Александр, Кириллова Наташа. Даже если в группе три Лены, два Вовы, то и тогда не обязательно их называть по фамилиям: пусть каждый слышит теплое, ласковое обращение, к которому он привык.
У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.
Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям – понятия взаимозависимые. Например, содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких, и для старших детей.
Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные!) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить.
Опора на положительные качества ребенка – вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.
Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты – результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.
Педагогический такт.
Педагог, обладающий тактом, умеет разговаривать с детьми и выслушивать их; проявлять выдержку при любых обстоятельствах; находить способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие; понимать и правильно оценивать детские поступки, а главное, уметь индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на все лучшее, что есть в ребенке.
Стиль отношений. От него во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького, готовность к активному послушанию, расположения к воспитателю.
Успешность обучения детей, их психологическое благополучие во многом зависят от стиля общения педагога. Демократический стиль способствует успешному формированию психических функций ребенка, благоприятствует обучению, авторитарный вызывает негативные эмоционально-поведенческие реакции у детей.
Кто из воспитателей не знает, что от того, как дано указание, зависит реакция ребенка? Добиваясь от детей выполнения своего требования, воспитатель должен обладать всеми оттенками интонации. Настоящий педагог всегда предвидит, когда и как разговаривать с воспитанниками.
Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.
Он непременно заметит, как чувствует себя каждый ребенок, что волнует и беспокоит его, с каким настроением он пришел в детский сад, и постарается устранить причины, отрицательно влияющие на него. Умение понять ребенка, его состояние позволяет более правильно определить соответствующий подход к нему, предвидя реакцию на тот или иной педагогический прием.
Дети любят воспитателя оптимистически настроенного: его оптимизм – то неуловимое, что не укладывается ни в какие планы и конспекты, нос содействует установлению душевных связей в отношениях «воспитатель – дети». У такого педагога воспитанники всегда жизнерадостны. Все это способствует установлению положительного эмоционального климата в группе, что, как известно, благоприятствует расцвету в каждом ребенке лучших качеств и, главное, создает у него готовность к восприятию педагогических воздействий. Ведь к воспитателю, который весел, изобретателен, чутко улавливает детское настроение, всегда устремлены взоры ребятишек: что он скажет? Как отнесется к их выдумке? Одобрит ли новый замысел?
Педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности
Взаимопонимание и контакт педагога и детей.
Особенности возраста и подход к детям – понятия взаимозависимые.
Опора на положительные качества ребенка.
Педагогический такт.
Стиль отношений.
Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.
Приемы, методы:
Словесные
- Беседы
- Игры-беседы
- Рассказ
- Чтение художественной литературы
- Использование игровых ситуаций
- Игры – беседы с персонажами сказок
- Сочинение историй
- Дискуссии
- Общение со сверстниками
Наглядные
- Контакт глаз
- Индивидуальные выставки
- Рассматривание фотоальбомов
- Беседа у зеркала
- Кукольные спектакли
- Экскурсии
- Наблюдения за природой, птицами, явлениями окружающей действительности
- Рассматривание иллюстраций
Практические
- Физический контакт
- Кукольные спектакли
- Игры – драматизации
- Игры – импровизации
- Игры – забавы
- Подвижные игры
- Пальчиковые игры
- Игры
- Игры в спортивном уголке
- Релаксация
- Игры с природным материалом
- Игры с водой
- Игры на музыкальных инструментах
- Игры со строительным материалом
- Развлечения
- Ласковая минутка
- Упражнения подражательно – исполнительского и творческого характера
- Моделирование и анализ заданных ситуаций
- Мини – конкурсы
Специально организованные формы:
- Музыкальные занятия
- Познавательное развитие
- Физкультурные занятия
- Психогимнастика
- Подвижные игры
- Сюжетно – ролевые игры
- Трудовая деятельность
- Чтение художественной литературы
- Художественная творческая деятельность
- Конструктивная деятельность
- Продуктивные виды деятельности
Условия:
– Цветовое решение окраски помещения и мебели
– Эстетический характер обстановки
– Настенные картины
– Уголок настроения
– Доска желаний
– Уголок сказки
– Соблюдение режима дня
– Гигиенические условия (поддержание температурного режима)
– Достаточное количество разнообразных игрушек, соответствующих возрасту и умениям
– Аудиозаписи, музыкальные игрушки, инструменты
– Беседа с родителями, детьми
– Площадь для движения (игровое поле)
– Пособия для физического воспитания
– Мягкий модульный материал
– Материалы для режиссерской игры, театрализованной деятельности
– Оборудование и материал для экспериментирования
– Различные материалы для самостоятельной художественной и творческой деятельности
– Уголки книг
– Веселое настроение во время занятий
– Свободное посещение ДОУ родителями с детьми
– Создание комфортной обстановки с введением элементом семейного быта
Создание информационно-рекламной среды:
– Визитная карточка
– Журнал «Пробуждение»
1 половина дня
Прием:
- Беседа с родителями, детьми (теплое слово, вопрос, улыбка, создание атмосферы доброжелательности, доверия, взаимопонимания)
- Коллективные беседы (чувство коллективизма, дружелюбие)
- Игры (дидактические, подвижные, словесные, настольно-печатные)
- Труд (возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха)
- Индивидуальная работа с детьми
- Утренняя гимнастика
- Пальчиковая гимнастика(артикуляционная гимнастика)
- Подготовка к завтраку (дежурство – поддерживать интерес детей к совместной деятельности, формирование культурно-гигиенических навыков – воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, культуру поведения в коллективе, скромность, вежливость, сдержанность)
- Завтрак (правила поведения за столом, правильное умывание)
- Дежурство по занятиям (трудолюбие)
- Подвижные игры (направлены на общую деятельность, совместные движения, контакт)
- НОД (формирует у детей необходимые умения и навыки, развивает умственную активность, воспитывает нравственно-волевые качества, готовит к деятельности в школе)
- Перерыв (подвижные игры, хороводные игры)
- Психогимнастика (создает положительную эмоциональную атмосферу)
- Одевание на прогулку (использование художественного слова, тон обращения, улыбка – создает хорошее настроение; приучает детей обращаться с просьбой, благодарить за помощь, развивается самостоятельность)
Прогулка (наиболее удобное время для развития у дошкольников движений, физических качеств)
- Подвижные игры и спортивные развлечения (дети действуют совместно, достигают общих целей; формируются начала коллективизма, умение сопереживать, оказывать помощь, поддерживать сверстников)
- Труд в природе (удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей)
- Наблюдения
- Самостоятельная деятельность
- Возвращение с прогулки
2 половина дня
- Коллективная деятельность
- Самостоятельная деятельность:
– конструктивная деятельность (способствует развитию творчества и инициативы, приучает ребенка считаться с условиями, дисциплинирует деятельность)
– художественно-творческая деятельность (способствует развитию эстетических чувств, художественному восприятию, учатся выполнять действия, направленные на получение заданного результата, овладевают умениями ставить перед собой цель, планировать ее достижение)
- Подвижные игры
- Трудовая деятельность
- Индивидуальная работа
- Игры (сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные, словесные, настольно-печатные, строительные – развитие гуманных чувств, ролевых взаимоотношений, помогающих дошкольнику понять другого, учесть его настроение, желание)
- Чтение художественной литературы (развиваются положительные эмоции, в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем)
Организуя постепенный переход от одного элемента режима к другому, педагог решает разные задачи: одного ребенка учит доводить начатое дело до конца, другого – убирать за собой, третьего – подчиняться принятым правилам поведения, а каждого – быть предупредительным и доброжелательным.
Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации, эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого достоинства.
Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Задача воспитателя – во всех формах работы с родителями раскрыть перед ними важнейшие стороны психического развития на каждой возрастной ступени дошкольного детства и соответствующие приемы воспитания.
- Контакт глаз
- Физический контакт
- Пристальное внимание
- Дисциплина
Если наш взгляд постоянно выражает любовь, доброжелательность, ребенок научится также смотреть на людей. Если же мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребенок приучается к такой же реакции.
Физический контакт – замечательная возможность для общения. Достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам. Все это укрепляет эмоциональное равновесие ребенка.
Основные методы обучения:
– Наблюдения
– Рассматривание рисунков и фотографий
– Свободное и тематическое рисование
– Упражнения подражательно – исполнительского и творческого характера
– Этюды
– Импровизация
– Моделирование и анализ заданных ситуаций
– Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные
– Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации
– Чтение художественных произведений
– Рассказ педагога и рассказы детей
– Сочинение историй
– Беседы
– Мини-конкурсы
– Дискуссии
На прогулке
– Наблюдение за природой, птицами, за явлениями окружающей жизни
– Общение со сверстниками
– Посильный труд в природе
– Спортивные развлечения
Источник
Доклад
Тема:
” Общение ребёнка и воспитателя в современном детском саду”.
Выступление на педсовете.
Голубева О.Н.
Воспитатель
Д/с 994
Период от рождения до поступления в школу является по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, он обеспечивает именно общее развитие. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности-игре, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности, речевом общении и др.
В общении с детьми я придерживаюсь принципа: “Не рядом и не над, а вместе”. Таков девиз работы в нашем дошкольном учреждении. Эту модель общения называют лично-ориентированной. Она составляет альтернативу содействовать становлению ребёнка дошкольника как личность. Это предполагает решение следующих задач:- развитие доверия ребёнка к миру, чувства радости существования: – формирование начал личности, развитие индивидуальности ребёнка. Знания, умения, навыки, которыми овладевают дошкольники нашего детского сада, мы рассматриваем не как цель, а как средство полноценного развития личности ребёнка. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребёнка. Тактика нашего общения с воспитанниками – сотрудничество. На ребёнка при этом я смотрю как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества. Личностно – ориентированная модель общения воспитателя с ребёнком помогает приобщить малыша к миру человеческих ценностей. В общении я передаю дошкольнику выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими и ведёт к развитию специфических человеческих способностей у наших воспитанников. Мир человеческих отношений раскрывает дошкольнику в представлениях о добре и зле, о своём и чужом, о правде и лжи, о справедливости и т.д. В современном детском саду общение дошкольника с воспитателем становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации. Для воспитания личности необходима особая организация педагогического процесса в дошкольном учреждении, основная черта которой – психологически бережное отношение к личности ребёнка, уважение в нем человека, имеющего право на личную жизнь. Поэтому я стараюсь как можно реже прерывать деятельность детей и мешать ей. При этом я продумываю стиль и модель общения с детьми в зависимости от поставленных задач. Выбор содержания деятельности должен основываться на желании детей. определяться их уровнем развития. Дошкольники становятся участниками планирования собственной деятельности, поскольку их вопросы, идеи, предложения, особенности поведения, опыт жизни в детском саду и за его пределами – важнейшие критерии содержания воспитания и обучения и сроков его реализации. Общаясь с ребёнком я помню:
– ребёнок мне ничего не должен. Это я обязана помочь ребёнку стать более самостоятельным и ответственным; – в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями; – называть свои правила и требования против воли детей – это насилие, даже если намерения педагога положительны; – тихий, застенчивый ребёнок нуждается в моей профессиональной помощи так же, как и отъявленный драчун; – благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения. Открытое планирование требует перестройки деятельности воспитателя. В моей работе присутствуют определённые доли импровизации. Таким образом, педагогический процесс должен базироваться на двух составляющих: планировании, направленном на усвоение детьми определённого содержания программы(стратегия педагогического процесса), и своеобразной педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует содержание , формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребёнком ( тактика педагогического процесса). Детально запрограммировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления вносят свои коррективы в запланированную деятельность. С целью охраны физического и психического здоровья детей я поддерживаю компоненты жизнедеятельности в детском саду, осуществляю привычные для дошкольников ритуалы. Это режимные моменты ( сон, питание, прогулка), систематические занятия, утренняя гимнастика и т.п. Наряду с этим вношу в повседневную жизнь детей элементы сюрпризности, с тем, чтобы разнообразить её, сделать интересной. Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность их жизни. Поэтому я придерживаюсь определённых правил. Нужно помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение должно быть организованно таким образом, чтобы ребёнок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремления узнать новое, научиться новому. Знать, что только имея с ребёнком контакт, можно его чему-то научить. Учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит. Помнить, что у каждого ребёнка свой срок и свой час постижения тех или иных знаний. Сравнивать результаты работы ребёнка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. Нужно избегать отрицательных оценок дошкольника и результатов его деятельности. Учитывать индивидуальные особенности детей. Максимум внимания уделяю отстающим ребятам. Новый материал я начинаю с ними усваивать раньше, чем со всей группой( опережать, а не догонять основную массу). Использую средства наглядности в определённых границах, в соответствии с возрастом детей, их возможностями, программными задачами, этапом усвоения материала. Создаю ребенку условия для применения поисковых ориентировки в заданиях. Приучаю детей точно и связно выражать свои мысли. не надо знакомить ребят с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!
Таким образом, без грамотно построенного процесса обучения, при котором сохраняются самобытность и специфика дошкольного детства, невозможно всестороннее развитие дошкольника. Такой процесс предполагает разнообразие форм организации обучения и возвращение первоначального значение слову “занятие”- заниматься с ребенком чем-то интересным и полезным для его развития, но не в форме школьного урока. Основа обучения – разнообразная деятельность детей. Программное содержание занятий должно быть направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка. Такое обучение является личностно ориентированным. В его процессе создаются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности. К ним относятся самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество (направленное в дошкольном возрасте на создание не объективно. а субъективно новых материальных и духовных ценностей), компетентность, коммуникативность, воля (произвольность). Таким образом, весь образовательный процесс я нацеливаю на развитие личности каждого ребенка. Большое внимание уделяю развивающей предметно – пространственной среде, как основе индивидуального подхода к ребенку. При этом соблюдаю следующие принципы: Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей. С этой целью в каждой возрастной группе созданы зоны для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной . для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности детей в групповой комнате, спальне, приемной организуются “тихие уголки”. Организация “зон приватности”, т.е. отведение (проектирование) специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество. В целях реализации индивидуальных интересов, потребностей должно обеспечиваться право дошкольников на любимое занятие. Для этого предусматриваю периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Создаю условия для моделирования и экспериментирования с различными материалами. С этой целью оформлен уголок экспериментирования . При этом используются не только разнообразные конструкторы, но и природный и бросовый материал. Кроме того, при проектировании предметно- развивающей среды, нужно помнить, что у ребёнка дошкольного возраста есть три основанные потребности: движение. общение и познание. И среда группы должна эти потребности удовлетворять. Также нужно помнить, что представление взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями детей. Развивающая среда построена так, чтобы её можно было изменить или дополнить. Мои наблюдения показывают, что после двух месяцев функционирования вновь созданной среды её необходимо реорганизовывать и насыщать новыми элементами. Примерно один раз в два месяца часть материала заменяю. В группе созданы “маленькие зоны”, где дети без помех занимаются и подвижными, и спокойными видами деятельности. Это места для занятий и художественным творчеством, и рассматривания и чтения книг; зона для конструирования, лепки, предметно-практической деятельности; строительная площадка, детская квартира и т.д. И, конечно же, основной вид деятельности игра. Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. У детей среднего дошкольного возраста воспроизведение роли происходит согласно правилу, однако ребенком оно еще не осознается. Привычные сюжеты становятся развернутыми, но роль в основном обусловлена лишь внешней атрибутикой. Моя задача – способствовать развитию полноценных ролевых отношений. Для возникновения новых игровых сюжетов и действий я принимаю роль какого-либо сказочного персонажа и рассказываю о его приключениях. Дети среднего возраста в самостоятельных играх прибегают к предметам – заместителям, но игровое переименование предметов еще не стойкое, новое значение быстро теряется. Важнейшее педагогическое условие развития игровой деятельности – свобода детской инициативы. Таким образом, передо мной встают следующие задачи: создание условий для возникновения и развития самодеятельных игр детей, обогащающих их жизненный опыт, игровую культуру; содействие обогащению содержания самодеятельных игр; содействие возникновению в игре дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам; предоставление детям возможности самостоятельно определять содержание самодеятельных игр, поддерживая при этом нравственные и познавательные ценные сюжетные линии; развитие у детей способности к творчеству в игре, произвольности поведения; создание развивающей предметно-игровой среды для самостоятельных игр, предоставление для игры удобного времени и места. В общении воспитателя с ребёнком огромную роль играет речь. Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознано обращаться к слову, формирующим потребность быть понятым сначала взрослым, а потом сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с детьми. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребёнка становится речевое общение. Воспитатель должен соблюдать некоторые инструкции в общении с детьми. Я, осуществляю индивидуально- дифференцированный подход, который помогает каждому ребёнку; налаживать с помощью речи взаимодействие со сверстниками в самодеятельной сюжетно- ролевой игре, активно и самостоятельно осваивать язык, что проявляется в играх со звуками, рифмами, в вопросах о названиях и назначении предметов. На занятиях и в каждодневном общении моя речь выступает фактором развития речи детей. Она должна быть эталоном для детей и оцениваться с трех сторон: содержательностью( о чём и сколько говорю, что сообщаю детям); безупречная правильность формы( как говорю); возрастная и педагогическая направленность( умение говорить с дошколятами, убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым- родителям, коллегам). В течении дня, я продумываю наиболее целесообразные модели общения; каждое обращение к детям должно соответствовать правилам общей культуры; нельзя на детей переносить свое плохое настроение, ходить с недовольным лицом(улыбка, доброжелательность, явное желание выслушать ребёнка, иногда серьёзность и озабоченность- вот на чем основывается выражение лица); в течении дня не забывать приласкать каждого ребёнка, каждого встретить ласковым словом и улыбкой и так же проводить вечером домой; предпочтительным должен стать партнёрский стиль. Ещё одна неотъемлемая часть взаимоотношений педагога и ребёнка, это культурно- досуговые праздничные традиции. Они играют важную роль в создании благоприятной психологической среды для дошкольников. Виды культурно – досуговой деятельности многообразны, их можно классифицировать следующим образом; праздники, развлечения, творчество(коллективные творческие дела). Я считаю, что главное в работе педагога, на современном этапе- это правильное общение воспитателя с ребёнком, от этого зависит благоприятный психологический климат в группе, а значит и комфортное пребывание в детском саду. Работа с родителями ведётся систематически и индивидуально. Родители с удовольствием и активно участвуют в жизни группы.
Источник